Функции следователя при расследовании налоговых преступлений
Функции следователя при расследовании налоговых преступлений
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«ФУНКЦИИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»
МОСКВА 2006
ВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С принятием нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации возрастают требования к профессионализму и подготовленности следователей. Изучение профессиональной деятельности следователей и анализ их функциональных (должностных) обязанностей позволяет выделить наиболее характерные стороны их текущей работы.
Однако профессиональная деятельность следователя весьма специфична, и специальные исследования по изучению условий и факторов, влияющих на развитие успешной профессиональной карьеры следователей, состоящих на службе в следственных отделах МВД РФ специально не изучались.
Предметом исследования - выступают общие тенденции и ситуационно обусловленные закономерности в сфере выявления и документирования налоговых преступлений, и создаваемые на их основе рекомендации, способствующие на практике вынесению процессуально обоснованного решения в стадии возбуждения и расследования уголовных дел по делам рассматриваемой категории.
Целью исследования - является изучение особенностей предварительного расследования, возбуждения уголовных дел и расследования налоговых преступлений, внедрение рассмотренных, обоснованных и сформулированных положений и рекомендаций в практическую и научно-исследовательскую деятельность.
Задачи исследования - изучение сущности криминалистической характеристики налоговых преступлений на современном этапе;
- анализ проблем выявления налоговых преступлений.
- исследование особенностей поводов к возбуждению уголовных дел о налоговых преступлениях;
- исследование форм и методов рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях.
- изучение роли оперативно-розыскной деятельности МВД РФ в процессе выявления налоговых преступлений;
- определение значения процесса выемки документов и получения объяснений для совершенствования доследственной проверки заявлений, сообщений о налоговых преступлениях;
Объект исследования- профессиональная карьера следователей следственных отделов УВД.
Процессуальное положение следователей следственных отделов МВД РФ.
Реализация теоретических, организационно-практических и методологических положений данной области научного знания в деятельности оперативного аппарата, службы документальных проверок и ревизий МВД РФ, следователей при выявлении, пересечении, документирования и расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.
Методы исследования- в исследовании дипломной работы использовались: Теоретический анализ литературных источников.
В качестве методических инструментов использовались следующие методики изучения личности следователя; стандартизированный многофакторный метод исследования личности; индивидуальная беседа с следователями; методика определения мотивации достижения успеха.
В ходе работы над выпускной квалификационной работой мною были использованы сравнительно-правовой, системно-структурный, социологический, статистический и другие принятые в науке методы исследования.
Изучены научные, нормативные, инструктивно-методические источники, материалы документальных проверок и обобщенные данные, характеризующие содержание и качественный уровень расследования уголовных дел данной категории.
Исследование базируется на положениях Конституции РФ, Федеральных законов, Указов Президента РФ, решений Правительства РФ, ведомственных нормативных актов различных министерств и ведомств. В работе учтены последние изменения законодательства. Исследование проведено на основе анализа действующего уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, налогового, финансового законодательства.
Глава 1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕСИИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
1.1 Психологическая характеристика следователей
Следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения, в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями.
Для того, что бы быть следователем, не требуются какие-то специальные природные задатки. Все же способности, которые необходимы для данной работы, являются благоприобретенными. Неспособность же к ней обусловлена не отсутствием задатков, а особенностями воспитания, в ходе которого не были сформированы необходимые качества.
В связи со сказанным представляется необоснованной постановка вопроса о наиболее предпочтительном для следственной работы типа высшей нервной деятельности или темперамента. Так, Т. Богдан полагает, что холерический и меланхолический темпераменты принципиально противоположны для судебно-следственной работы.
Следует отметить, что на следствии успешно работают следователи с различными темпераментами. Склонность следователя к выполнению определенного вида работы, расследованию определенной категории дел, в которых полнее всего проявляются его способности, нельзя игнорировать.
Психологической наукой сформулированы основные принципы профессионального отбора. Вкратце они сводятся к следующему. Должно быть установлено, какие качества являются профессионально необходимыми для успешного выполнения той или иной работы. Затем устанавливаются методы, при помощи которых определяются обладает ли человек требуемыми качествами. Избранный метод применяется к специалистам, пригодность которых уже доказана их работой (пробные испытания). После этого опробованный на практике метод применяется к остальным проверяемым. Результаты определения профессиональной пригодности контролируются дальнейшими наблюдениями за работой молодого специалиста. Поскольку правильность прогноза не может быть сразу же проверена на первых порах, целесообразно выявлять и фиксировать такие психологические качества, которые лишь с небольшой вероятностью могут рассматриваться как благоприятствующие овладению данной профессией.
Правильная оценка профессиональных способностей тех, кто уже работает следователями, важна для дальнейшего развития этих способностей и повышения деловой квалификации следственных работников. За рубежом широко используются различные варианты выявления способностей, умений и навыков следственных работников при помощи тестов.
На практике для этого обычно используются чисто эмпирические критерии, учитывая главным образом те свойства личности, которые противопоказаны для следственной работы (моральная неустойчивость, дефекты органов чувств и пр.). Что же касается методики положительных прогнозов о пригодности человека к следственной деятельности, то она еще очень далека от совершенства. Не случайно Ф. Ларош-Фуне писал: "Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами ни какого опыта, сколько бы нам не было лет".
Что применимо и к нашему сравнению о следствии.
Воображение следователя.
Воображение, то есть создание новых образов, представлений или идей, ранее не воспринимавшихся человеком, имеет огромное значение в следственной работе. Бесконечное разнообразие жизненных явлений, с которыми приходится иметь дело следователю, придает его фантазии универсальный характер, формирует у него создание любых образов, отражающих и повседневные житейские ситуации, и различные формы человеческого поведения, и явления, относящиеся ко многим специальным областям человеческой практики.
Основным условием развития воображения следователя является накопление и обобщение его опыта и знаний.
Расследование как познавательный процесс, в первую очередь, опирается на воссоздающее воображение, то есть представления чего-либо (ранее не воспринимавшегося человеком, на основе словесного описания и условного изображения - чертежи, схемы, карты). Воссоздающее воображение связано с перекодировкой информации со слов, условных знаков или графических изображений в наглядные представления, живые образы действительности.
Большую часть информации следователь черпает из устных и письменных заявлений, сообщений и описаний, из актов, протоколов и других документов.
Значительно облегчает работу следственного воображения введение наглядной демонстрации, использование разного рода наглядных опор: рисунков, фотоснимков, чертежей, графических схем и иных изображений, а также слепков, макетов, моделей.
Поэтому очень важно иметь в следственных органах все необходимое для макетирования, проекционную аппаратуру, различные муляжи, наглядные пособия.
Качества ума следователя.
Психологическая сторона умственной деятельности следователя - одна из наиболее интересных и наименее исследованных проблем.
Следственное мышление имеет свою специфику. В нем своеобразно реализуются общие закономерности. Мышление - не только логический, но и психический процесс. Анализ содержания самих умственных процессов относится к компетенции психологической науки, и, в частности, того ее раздела, который именуется психологией мышления.
Практическое мышление в процессе трудовой деятельности именуют оперативным. Термин "оперативное" допускает различные толкования: оперативной можно назвать деятельность, состоящую из ряда операций либо протекающую особенно быстро, а если иметь в виду, что по латыни "опера" означает труд, то оперативным можно назвать мышление, непосредственно вплетенное в трудовой процесс. Все эти оттенки применимы к мышлению следователя.
Следователь, который имеет дело с конкретными предметами и явлениями, оторваться от чувственных данных бывает труднее, чем оперировать готовыми идеями.
Различая ум конкретный и ум абстрактный, обычно считают, что конкретный видит детали, проявляя внимание к мелочам, от которых абстрактный ум отличается отвлечением от не существенного.
Искусство расследования - это в значительной степени умение видеть и понимать мелочи.
Полная очевидность события - дело довольно редкое, чаще следователю достаются скрытые и незаметные следы, при помощи которых достигается опосредованное познание расследуемого события.
Почти в каждой работе по тактике и методике говорится об аналитической деятельности следователя: анализе исходных данных, анализе доказательств и тому подобное, но в редких случаях о синтетической работе ума. Это создает впечатление, что ведущей умственной операцией для следователя является анализ. Однако понимание материала, подготавливаемое анализом достигается в результате синтеза. Версии, план расследования, оценка доказательств - всё это синтетические образования. Без синтеза остаются лишь частности, механический набор знаний, не организованных в единую систему. Следственное мышление требует гармоничного сочетания анализа и синтеза.
Следователю необходимо продумывать свои действия и действия своих партнеров "на много ходов вперед". А поскольку имеющиеся данные допускают различные варианты и каждом из них возможны различные отклонения, то приходится учитывать огромное количество возможностей, рассчитывая промежуточные операции и действия. Умение видеть перспективу дела вплоть до судебного разбирательства - одна из существенных особенностей следственного мышления.
Мышление следователя.Любой предмет обладает бесконечным множеством свойств, признаков, сторон и отношений, исчерпывающее познание которых за короткий срок невозможно. Отражение их органами чувств и человеческой мыслью всегда избирательно, оно беднее действительности, но тем не менее несет в себе достоверное знание, необходимое для достижение той или иной цели.
В зависимости от цели исследования, мы абстрагируемся от многих несущественных в данной ситуации сторон и взаимосвязей, что позволяет глубже, вернее и полнее установить все то, что имеет значение для дела. Говоря о полном, объективном и всестороннем исследовании в уголовном процессе, имеют ввиду именно такие существенные и юридически значимые обстоятельства.
Но как достигается знание этих обстоятельств, как осуществляется движение человеческой мысли от незнания к неполному знанию, а от него - к знанию достоверному? Этот общий методологический вопрос имеет огромное значение в деятельности следователя.
При ответе на поставленный выше вопрос в юридической литературе обычно ограничиваются рассматриванием логической стороны мыслительных процессов, не касаясь их конкретного содержания. В таком освещении расследование выглядит как процесс выдвижения и проверки различных версий.1
Но ведь версия - это только логическая форма мысли, сама же мысль намного богаче и содержательнее. Между логическими операциями и отражаемой действительностью в сознании следователя находятся важные посредствующие звенья, протекают сложные познавательные процессы.
Поэтому было бы слишком упрощенным представлять себе мыслительную деятельность следователя только как систему логически развернутых рассуждений, именуемых в психологической науке дискурсивным мышлением. Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность и в первую очередь окружающие люди требуют от человека решить какую-либо задачу, ответить на какой-либо вопрос и т.д. Мышление, как и воображение, нужно на всем протяжении расследования.
Мышление человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с возникновением у него у него задачи, вопроса и даже удивления.
Следователю постоянно приходится разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним расследование уголовного дела.
Однако мышление - это не просто процесс решения задачи, хотя мышление возникает обычно из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение.
Эти задачи стоят перед следователем с того момента, когда он получил первую информацию о совершении преступления, и до окончания расследования уголовного дела, которое тождественно решению проблемных ситуаций. Чем острее проблемность ситуации, тем активнее бывает процесс мышления. Таким образом, приходится мысленно восстановить картину действительности в ее конкретности.
А это по самому существу - задача анализа и синтеза, которые являются составными частями процесса мышления. Анализ и синтез - это две стороны, или два аспекта, единого мыслительного процесса. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ по большей части совершается через синтез. Правильный анализ любого дела всегда является анализом не только частей, элементов, свойств, но и их связей или отношений.1 Он поэтому ведет не к распаду целого, а к его преобразованию. Это же преобразование целого, новое соотношение выделенных анализом компонентов целого и есть синтез.
Синтез непрерывно переходит в анализ и наоборот. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.
Через сравнение - конкретную форму взаимосвязи синтеза и анализа - следователь приходит к обобщению, что фактически является решением данной конкретной задачи. Сравнение - это анализ, который осуществляется посредством синтеза и, в свою очередь, ведет к обобщению, к новому синтезу. Сравнение - это способ проявления взаимодействия анализа и синтеза. Именно через сравнение следователь приходит к обобщению - становлению определенных версий.
Мыслительные действия связывают прошлый опыт и знания с вновь полученной информацией, помогая анализировать ее. Анализируя новую информацию, отбирая из нее самое необходимое, следователь тем самым дополняет свои знания, которые сыграют свою роль при решении очередной мыслительной задачи.
1.2 Процессуальные функции и задачи следователя
«Главное, наиболее существенное в уголовном процессе - это активная, целенаправленная, запрограммированная уголовно-процессуальным законом, официальная деятельность компетентных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство»1, - отмечает Л.Н. Масленникова.
Функции, выполняемые этими органами, различны, но в конечном итоге они должны быть направлены на реализацию целей, стоящих перед всем уголовным судопроизводством: защите прав и интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений и защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения его прав и свобод.
На досудебных стадиях уголовного судопроизводства следователь является одной из ключевых фигур, и рассмотрение его функции дает возможность определить задачи и содержание его деятельности, полномочия и гарантии их осуществления.
Отмечая значение функций, А.П. Гуляев писал, что познание функций в деятельности следователя «позволяет наиболее полно представить роль следователя в выполнении задач уголовного судопроизводства, содержание его деятельности, определить закономерности и потребности правового регулирования данного вида деятельности».
Определение функции субъектов уголовного судопроизводства является одним из ключевых моментов эффективного регулирования всей системы, в том числе предварительного следствия и определения путей дальнейшей ее оптимизации: «От правильного решения данного вопроса зависит законодательное урегулирование назначения субъектов уголовного процесса, их компетенции, полномочий, правового положения, отграничения деятельности одних субъектов от деятельности других как на всем протяжении производства по уголовным делам, так и на отдельных стадиях». Уяснению структуры уголовно-процессуальной деятельности может способствовать обоснованное решение вопроса о соотношении процессуальных функций и правового статуса участников уголовного процесса. По данному вопросу отсутствуют однозначные позиции. Некоторые авторы придерживаются мнения о том, что функции участника процесса первичны по отношению к его процессуальному положению. Так, А.П. Гуляев пишет: «Служебная роль функций заключается в том, что они позволяют определить наиболее оптимальный правовой статус каждого участника, комплекс его обязанностей и прав. Таким образом, процессуальные функции являются связующим звеном между задачами и правовым положением участника процесса, они предопределяют, в частности, процессуальное положение следователя, его права и обязанности, конкретизируются в отдельных правовых институтах и нормах»2.
Имеются и иные мнения о соотношении функций субъекта уголовного судопроизводства и его правового положения. Согласно одного из них, не признается служебная роль функций, то есть ее подчинение правовому статусу. Также существует точка зрения, согласно которой функции и статус в уголовном судопроизводстве признаются понятиями одного уровня, так как и то и другое определены законом.
Статус участника процесса реализуется в тех или иных функциях, а степень участия данного субъекта в осуществлении процессуальных функций ограничена его статусом.
Длительное время ведется научная дискуссия о содержании процессуальных функций, а также функциях отдельных субъектов уголовного судопроизводства, в том числе и следователя. В теории отсутствует четкая концепция процессуальных функций, и соответственно ее отдельных субъектов, нет единства в определении функции, их количества, разграничении по субъектам. Неразрешенность в вопросе содержания функций создает проблемы в деятельности всей системы уголовной юстиции.
Проблема процессуальных функций обрела остроту в связи с дальнейшим развитием состязательных начал уголовного судопроизводства. В состязательном процессе помимо суда появляются стороны, имеющие в деле различный, прямо противоположный интерес и выполняющие функции обвинения и защиты. Состязательная форма процесса характеризуется, прежде всего, отделением функции обвинения от функции судебного рассмотрения и разрешения уголовного дела путем организационного отделения суда от органов уголовного преследования.
В литературе содержатся различные понятия процессуальных функций. Одни процессуальные функции как определенные направления деятельности, предусмотренные уголовно-процессуальным законом и различающиеся по своим целям.
Другие под функциями понимают саму деятельность по осуществлению задач уголовного судопроизводства, устанавливаемую и направляемую законом, функции отдельных участников уголовного процесса есть виды их уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемые в соответствии с их конкретными задачами, а также собственными целями и интересами, которые и определяют специальное назначение и роль каждого участника в процессе. В теории уголовного процесса нет единства и в вопросе о количестве и вилах процессуальных функций. Анализ научной литературы показывает, что и закрепление в уголовно-процессуальном законе РФ определенных функций, не разрешило существовавшие разногласия по этому вопросу. В УПК РФ за основу была принята теория трех функций: обвинения, защиты и разрешения дела по существу, которая считается традиционной и признается многими учеными. Суть ее заключается в том, что данные функции выражают в основном все направления уголовно-процессуальной деятельности, где каждый субъект является носителем строго определенной функции.
Эта позиция всегда имела много оппонентов. Например, В.Г. Даев считал, что «признание лишь трех процессуальных функций не охватывает всю полноту деятельности участвующих в деле лиц, искусственно ограничивая направленность их деятельности заданными направлениями без учета действительных процессуальных интересов». А.П. Гуляев также утверждал, что эта концепция не в полной мере раскрывает содержание процессуальной деятельности, соотношение и взаимосвязь функций, механизм их реализации.4
Современные юристы также критически отнеслись к закреплению в законе теории функций, видя в этом схематичном и несколько упрощенном изображении, замысел составителей УПК придать уголовному процессу функциональную логику и избавить его от разного рода «инквизиционных рудиментов».
Кроме обвинения, защиты и разрешения дела, некоторые процессуалисты, не исключая их, выделяют в уголовном судопроизводстве и другие функции.
М.М. Выдря и В.А. Михайлов считают, что к основным процессуальным функциям, как обвинение, защита и разрешение дела, необходимо отнести такую функцию, как расследование уголовных дел. Выделение самостоятельной функции расследования предлагалось и другими учеными. Мы придерживаемся точки зрения о том, что в осуществлении одной и той же функции могут участвовать несколько разных субъектов уголовного судопроизводства, подчас преследующих различные интересы, но никак не возложение на одного субъекта нескольких функций. В отдельно взятой функции может быть объединена деятельность нескольких субъектов с нетождественными статусами, и в этом выражаются системные свойства уголовно-процессуальной деятельности. Соединение в одних руках процессуальных функций означало бы односубъектность уголовного процесса, что и было присуще средневековому инквизиционному процессу. В классическом розыскном процессе не только отсутствовали стороны, но также не вычленялись и не распределялись между различными субъектами и отдельные процессуальные функции. Расследование уголовных дел и их разрешение производилось фактически одним и тем же государственным органом - судом, обвиняемый рассматривался как объект исследования, а не как субъект возникающих правоотношений. Следователь в уголовном судопроизводстве совмещает несколько функций. Наиболее распространенные, это те которые он, на ряду с защитой, обвинением и разрешением дела, осуществляет функцию расследования.
Гуляев 3 выделяет в деятельность следователя следующие функции:
1. рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении;
2. исследование обстоятельств дела;
3. обвинение в совершение преступления;
4. ограждение граждан от неосновательного обвинения в совершении преступления;
5. обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнения приговора в части конфискации имущества;
6. принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления;
7. розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно;
8. прекращение уголовных дел при наличии к тому законных оснований.
До принятия УПК РФ следователь в своей деятельности сочетал три функции: обвинение, защиту, разрешение дела.
Как совершенно справедливо отмечал Л.Д. Кокорев, для решения вопроса о процессуальных функциях конкретных участников процесса, необходимо проанализировать, каким основным направлениям процессуальной деятельности соответствует деятельность участников процесса, выраженная в их «процессуальном интересе». Иной подход к решению этой проблемы и попытка отыскать особые функции у каждого субъекта невольно приводит к отождествлению процессуальных функций с процессуальной деятельностью. При той модели уголовного судопроизводства, какая существует на сегодняшний день, вся деятельность должностных лиц и государственных органов, осуществляющих досудебное производство, имеющая целью установление правовых оснований для рассмотрения дела судом, должна осуществляться, безусловно, в рамках функции обвинения. «То обстоятельство, что лица, осуществляющие досудебное производство, обязаны обеспечить обвиняемому возможность использовать все его права для защиты от предъявленного обвинения, не означает, что данные лица осуществляют функцию защиты. Если в досудебном производстве уголовное дело прекращается по различным основаниям, значит, что правовых оснований для рассмотрения дела в суде не усматривается или они отпали. Но это также означает, что установление наличия (отсутствия) этих оснований осуществлялось в рамках функции обвинения, но никак ни защиты».1
Следователь осуществляет уголовное преследование от имени государства по уголовным делам (п.1 ст. 21). Таким образом, законодатель однозначно определил, что следователь выполняет в уголовном судопроизводстве функцию обвинения, и закрепил то процессуальное положение следователя, которое, на наш взгляд, объективно сложилось к моменту подготовки и принятия УПК РФ.
А.В. Головко, проводя сравнение с уголовно-процессуальным законодательством
Франции, считает, что «функция защиты просто-напросто не считается исключительно прерогативой обвиняемого и его защитника. Ведь защита личности от необоснованного привлечения к уголовной ответственности есть общая задача также и всех государственных органов, осуществляющих производство по делу».
В наделении следователя обязанностью осуществления уголовного преследования под руководством прокурора, Ю.В. Деришев видит перерождение предварительного следствия в «прокурорское дознание», а процессуально самостоятельного следователя - в зависимого от прокурора «ведомственного дознавателя» (т.е. следователя только по имени).
Это, по его мнению, стало следствием непонимания или сознательного игнорирования правовой природы и предназначения предварительного следствия - предварительного, т.е. досудебного, исследования обстоятельств совершенного преступления.
Даже авторы комментария УПК РФ неоднозначно разъясняют вопрос о функции следователя: «Однако при этом за следователем сохраняется обязанность доказывания обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, либо смягчающих или отягчающих наказание, а также иных обстоятельств, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания (ст. 73 УПК РФ). Реализуя эти обязанности, следователь фактически выступает на стороне защиты».
Следователь, как и ранее при производстве по уголовному делу, наряду с обстоятельствами виновности лица и отягчающими наказание, должен устанавливать обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, и те, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания (пп. 5 п. 7 ч.1 ст.73 УПК РФ). Поэтому, установив основания для прекращения уголовного преследования или уголовного дела, он принимает такое решение, и в этом нет выхода за пределы функции обвинения. Также в ходе расследования следователь решает вопрос о предоставлении обвиняемому защитника, разъясняет его права и выполняет иные действия, которые некоторые авторы относят к осуществлению функции защиты. Но в том и другом случае следователь исполняет свои полномочия, предоставленные в рамках осуществления функции обвинения.
Допускаем, что научная дискуссия о процессуальных функциях, функциях субъектов уголовного судопроизводства, их оптимальном законодательном регулировании с принятием УПК РФ далеко не исчерпана.
На мой взгляд, предложения о поэтапном решении вопроса возрождения института судебных следователей заслуживают внимания и не лишены разумных оснований. Но на данный момент для реализации данных предложений не созданы объективные предпосылки. Как совершенно справедливо считает В.С. Шадрин, о реализации пока приходиться говорить лишь в теоретическом плане в силу обострившихся в настоящее время насущных проблем практики расследования преступлений, связанных с небывалым ростом преступности, острой нехваткой квалифицированных кадров следователей, возрастанием их нагрузки в ряде регионов страны в два и более раза сверх научно обоснованных норм. 1
Рассмотрение вопроса о задачах следователя невозможно без уяснения целей и задач уголовного судопроизводства в целом, а также предварительного следствия.
Концептуальное изменение уголовного судопроизводства заложено в определении его целей и задач. Рассмотрение вопроса определенного субъекта невозможно в отрыве от целей и назначения всего процесса в целом.
Как отмечает Л.Н. Масленникова, уголовное судопроизводство должно быть правильно сориентировано путем выражения через цель уголовного судопроизводства главного публичного уголовно-процессуального интереса, т.е. согласованного интереса всего общества и каждого его члена и обеспеченного государственной властью. Обеспечение главного уголовно-процессуального интереса достигается, по нашему мнению, правильной постановкой задач, разрешение которых позволяет достигать цель уголовного судопроизводства. В различные периоды, уголовно-процессуальный закон ставил цели и задачи в соответствии с исторической эпохой.
Л.Н. Масленникова писала, что «целью уголовного судопроизводства является не борьба с преступностью, а обеспечение зашиты общества от преступлений путем реализации уголовного закона, обеспечение защиты прав и законных интересов лиц, попавших в сферу уголовной юстиции. Основную задачу уголовного судопроизводства она определяла как применение к лицам, вовлеченным (привлеченным) в связи с производством по уголовному делу, мер уголовно-процессуального и уголовно-правового характера, соответствующих характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения, личностям вовлеченных (привлеченных) в сферу уголовного судопроизводства лиц. А производными задачами уголовного судопроизводства выступают задачи обеспечения возмещения (компенсации) ущерба, причиненного преступлением или незаконными действиями в связи с производством по уголовному делу; обеспечение безопасности субъектов уголовного судопроизводства; обеспечение возмещения расходов в связи с производством по делу.
УПК РФ закрепил, что назначением уголовного судопроизводства являются:
- защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
- защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения его прав и свобод (ст.6).
Определение законодателем назначения уголовного судопроизводства подобным образом побудило активную дискуссию на страницах юридической печати. Многие авторы считают, что отсутствие таких задач, как раскрытие преступления, установление лиц, совершивших преступление, обеспечение неотвратимости ответственности и ряда других, не отвечает действительному предназначению уголовного судопроизводства.
В период действия УПК РСФСР задачи следователя определялись задачами, стоящими перед уголовным судопроизводством в целом.
Задачи представляют собой средства реализации функций, призваны воплотить их в реальной деятельности. Поэтому основные задачи субъектов уголовного судопроизводства вытекают из процессуальных функций деятельности и должны быть сформулированы в рамках функций.
В настоящее время в учебной и научной литературе не уделяется должного внимания формулированию конкретных задач, стоящих перед следователем. В то же время без уяснения содержания этих задач, выступающих в качестве средства реализации функций и целей всей деятельности следователя, невозможно полно и объективно оценить его место и роль в уголовном судопроизводстве. Регулятивное значение правовых задач состоит в том, что они обязывают следователя сообразовывать с ними все свои действия и обеспечивает целенаправленность его деятельности.
Я считаю, что, кроме того, что задачи деятельности следователя в уголовном судопроизводстве вытекают из целей всего уголовного судопроизводства в целом, они должны соответствовать его функции - основному направлению деятельности, в которых выражается сущность и назначение следователя как субъекта уголовного судопроизводства.
Анализ норм УПК РФ, позволяет нам сформулировать следующие задачи, которые решает следователь в уголовном судопроизводстве:
- установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;
- собирание, проверка и оценка доказательств;
- защита прав и интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
- защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения его прав и свобод на основе совокупности собранных, проверенных и оцененных им доказательств;
- обеспечение возмещения ущерба, причиненного преступлением;
- обеспечение безопасности субъектов уголовного судопроизводства.
ти задачи решаются следователем на протяжении всего предварительного следствия по уголовному делу.
Возможно, что в ходе расследования возникают и иные задачи, но они не играют определяющей роли.
Таким образом, функция обвинения, возложенная на следователя по УПК РФ, определяет содержание его уголовно-процессуального статуса. Соответственно задачи должны определяться данной функцией. На наш взгляд, необходимо законодательно установить задачи, которые должны решаться следователем в ходе осуществления предварительного следствия по уголовному делу.
1.3 Полномочия следователя
Соответственно природе участия в уголовном процессе (выполнение определенной функции, защита своего интереса или выполнение определенных обязанностей) органы и должностные лица наделяются полномочиями, субъектам процесса предоставляются права и на них возлагаются обязанности. Обязанности и права участника процесса служат правовой предпосылкой его участия в уголовно-процессуальной деятельности, определяют объем такого участия.
Полномочия следователя составляют центральное звено его уголовно-процессуального статуса. Следует отметить, что чакон в основном определяет компетенцию и круг полномочий следователя, подробно регламентирует процессуальную деятельность по возбуждению и расследованию уголовных дел. Полномочия следователя, как и полномочия иных государственных органов и должностных лиц, в первую очередь, характеризуются властными признаками, выраженными в праве применения мер процессуального принуждения, обязательности исполнения его решений определенными лицами. Для успешного осуществление задач, стоящих перед следователем, важное значение имеет законодательная регламентация средств, способов и методов осуществления предварительного следствия.
Выделяются полномочия следователя: а) по собиранию доказательств (вызов и допрос свидетелей, потерпевших и других лиц, назначение экспертиз, производство обыска, выемки, осмотра, освидетельствования, совершение других следственных действий); 6) по принятию решений (о привлечении в качестве обвиняемого, признании потерпевшим, окончании предварительного следствия и др.).
Согласно статье 38 УПК РФ, следователь уполномочен:
- возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
- принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;
- самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;
- давать органу дознания в случаях и в порядке, установленных Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об зреете, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Далее мы рассмотрим те полномочия следователя, при выполнении которых вызывает проблемные вопросы, в ряде случаев в связи с недостаточной правовой регламентацией.
Процессуальные полномочия возникают у следователя на стадии возбуждения уголовного дела. Следователь обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении я в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения (ст. 144). При необходимости следователь может ходатайствовать перед начальником следственного отдела о продлении этого срока до 10 суток. Таким образом, УПК РФ, наделив следователя процессуальными полномочиями еще до принятия решения о возбуждении уголовного дела, не упоминает их в статье 38, закрепляющей полномочия следователя. В целях упорядочения полномочий следователя в УПК РФ, на наш взгляд, необходимо часть вторую статьи 38 дополнить новым пунктом I следующего содержания: принимать, проверять сообщение о любом готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принимать по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения;», соответственно пункты 1 - 5 считать пунктами.