Функции следователя при расследовании налоговых преступлений
p align="left">Далее, по результатам рассмотрения сообщения о преступлении следователь принимает одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения по подследственности в соответствии с нормами УПК РФ.
При наличии повода и основания, следователь возбуждает уголовное дело, о чем выносит соответствующее постановление (ст. 146). Но постановления следователя недостаточно для признания уголовного дела возбужденным и только дача согласия прокурором означает юридический факт возбуждения уголовного дела. Заметим, что не все однозначно определяют момент возбуждения уголовного дела.
Согласно ч.4 ст. 146 УПК РФ, прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращение материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более пяти суток.
С целью исключения случаев несвоевременного возбуждения уголовного дела данная норма, также как и некоторые другие, была уточнена в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 5 июля 2002 г. Так, если УПК РФ указывает о незамедлительности принятия решения прокурором по поступившим материалам, то данный нормативный акт установил, что прокуроры должны выносить постановление о возвращении мате риалов для дополнительной проверки в тот же день.
При этом должны быть даны указания о необходимости выполнения конкретных процессуальных действий (п.2.4.). По сообщениям об особо тяжких преступлениях прокуроры обязаны лично выезжать на место происшествия, непосредственно изучать обстоятельства происшедшего и собранные материалы, и при наличии достаточных оснований на месте возбуждать уголовное дело либо давать согласие на его возбуждение. В нерабочее время (включая выходные и праздничные дни) должны быть установлены дежурства прокуроров и их заместителей.
Несмотря на принимаемые меры, правоприменители сталкиваются с трудностями при исполнении требований этих норм закона. Так, прокуроры на местах не всегда имеют реальную возможность выезжать на место происшествия, по которым необходимо незамедлительно провести задержание подозреваемого, его допрос, потерпевшего и свидетелей, особенно это касается отдаленных регионов.
Промедление с допросом некоторых категорий лиц влечет за собой утрату важных доказательств. В различных регионах отсутствует единый подход при решении вопроса о получении согласия прокурор. В отдельных случаях согласие прокурора получается следователем по факсу, в других по телефону, в некоторых регионах прокурор требует непосредственного представления материалов.
Установленный УПК РФ порядок возбуждения уголовного дела явился одним из самых обсуждаемых вопросов среди ученых и практических работников.
По мнению В.С. Балакшина, установленный порядок возбуждения уголовного дела не содержит серьезных гарантий, направленных на обеспечение прав граждан в уголовном процессе, существенно ограничивает процессуальную самостоятельность следователя, дознавателя, снижает у них чувство ответственности за принимаемое решение. Кроме того, создает препятствия для активной работы по собиранию, закреплению и проверке доказательств на начальном, наиболее ответственном этапе расследования преступлений.
Следователь не получив согласие прокурора на возбуждение уголовного дела, не может проводить следственные действия даже при обстоятельствах совершения преступления, которые не терпят отлагательства.
Для решения этого проблемного вопроса предлагаются различные варианты.
Так, например, Ю. Овчинников предлагает разрешить следователю проводить неотложные следственные действия по обнаружению, сбору и закреплению доказательств. Если прокурор согласится с возбуждением уголовного дела, то все они будут считаться допустимыми, в случае принятия прокурором иного решения недопустимыми. Также возможен другой вариант, который заключается в том, чтобы следователь или дознаватель с места происшествия непосредственно с помощью технических средств получил от прокурора согласий на возбуждение уголовного дела. Конечно, все эти и иные варианты могут дать возможность следователю предпринять те действия, которые продиктованы порой очень сложной следственной ситуацией, но не снимают остроту проблемы.
Я придерживаюсь точки зрения о том, что полномочия прокурора вполне позволяют ему проверить законность и обоснованность возбужденного уголовного дела с момента принятия такого решения. Этому также может способствовать немедленное уведомление прокурора, но в данном случае следователь должен направлять прокурору не материалы проверки, а постановление о возбуждении уголовного дела.
В связи с чем считаю возможным предложить внесение следующих изменений в УПК РФ: в статье 20 части четвертой и статье 146 части первой слова «с согласия прокурора» исключить; в части четвертой статьи 146 второе и третье предложения исключить, а четвертое предложение изложить в следующей редакции: «О принятом решении следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело».
Если для возбуждения уголовного дела по результатам проверки отсутствуют основания в порядке ст. 144 УПК РФ, то следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п.2 ч.1 ст.145).
Для закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, следователь в настоящее время, до получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, производит осмотр места происшествия, освидетельствование и назначает судебную экспертизу (ч. 4 ст. 146).
УПК РФ представляет следователю полномочия по собиранию доказательств (ч.1 ст.86), определяет способы проверки доказательств (ст.87), критерии и правила оценки доказательств (ст. 88). Доказывание, осуществляемое следователем, имеет ряд особенностей, которые обусловлены как процессуальными условиями, в которых проводится предварительное расследование, так и характером полномочий, которыми закон наделяет следователя.1
В доказывании обстоятельств совершенного преступления следователю принадлежит определяющая роль. Следователь на основе всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела устанавливает факты, входящие в предмет доказывания, формулирует выводы по основным вопросам предварительного следствия. Следователь лично и непосредственно исследует все доказательства по делу, причем, как правило, делает это первым. От него во многом зависит исход дела. Поэтому следователь должен быть наделен широкими полномочиями и достаточной самостоятельностью в процессе доказывания.
Согласно ст. 73 УПК РФ, при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию:
- событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
- виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
- характер и размер вреда, причиненного преступлением;
- обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
- обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Таким образом, следователь, выполняя функцию обвинения (уголовного преследования), одновременно устанавливает обстоятельства, которые исключают преступность и наказуемость деяния и те, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.
В связи с рассмотрением полномочий следователя по установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию, необходимо отметить, что в УПК РФ получило развитие положение статьи 50 Конституции РФ, согласно которого при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Следователь сам вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе (ст.ст. 75, 88).
Закрепление в законе данного положения вызывает много споров, особенно это касается момента признания недопустимыми показаний подозреваемого, обвиняемого, данных в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, которые не подтверждены ими в суде (п. 1 ч.2 ст.75).
Доказательства, полученные на основании сведений, сообщенных обвиняемым на допросе, в отсутствие адвоката не теряют доказательственного значения в случае отказа от показаний обвиняемого (это могут быть результаты проверки показаний на месте, следственного эксперимента, обыска и т.д.). В этом вопросе мы согласны с мнением о том, что правило об исключении в суде показаний обвиняемого, данных на предварительном следствии, является специальным и твердо определенным правилом, относящимся именно к показаниям подозреваемого и обвиняемого.
Действие нормы о недопустимых доказательствах предполагает и иные правомочия следователя. Признание недопустимыми показаний, основанных на догадке, предположении, слухе, без указания источника осведомленности предполагает обязанность следователя подвергать проверке и оценке все получаемые сведения. При собирании доказательств он должен соблюдать все предъявляемые требования закона для исключения случаев признания их недопустимыми.
Следователь, реализует полномочия по собиранию доказательств путем принятия решений и производства следственных и иных процессуальных действий. Решения о производстве того или иного следственного действия следователь принимает самостоятельно за исключением случаев, предусмотренных законом.
Только по решению суда следователь производит следственные действия, предусмотренных пунктами 4-9 и 11 ч. 2 статьи 29 УПК РФ.
В исключительных случаях следователь может произвести осмотр жилища, обыск и выемку в жилище, а также личный обыск на основании постановления без получения судебного решения (ч.5 ст. 165). В этом случае он в течение 24 часов с момента начала производства данного следственного действия письменно уведомляет прокурора и судью, приложив копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности и обоснованности решения. Если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.
На мой взгляд, закон в данном случае недостаточно регламентирует процедуру проверки судом законности и обоснованности проведенного следственного действия (например, вопросы участия прокурора, представления материалов).
Необходимо, например, поддержать авторов, предлагающих установить процедуру проверки, аналогичной при рассмотрении ходатайства следователя о проведении следственного действия. В законе должно быть предусмотрено право следователя или прокурора на участие в процедуре по проверке судьей законности проведения
следственного действия и дачи ими разъяснений.
В связи с чем, предлагаем в статье 165 часть пятую после слов «и выносит постановление о его законности или незаконности» дополнить предложением следующего содержания: «При проверке вправе участвовать прокурор или следователь и давать разъяснения».
Считаю, что закон должен предусматривать возможность обжалования решения судьи об отказе в производстве следственного действия и о признании произведенного следственного действия незаконным. Необходимо предусмотреть право следователя или прокурора обратиться в вышестоящий суд в случае несогласия с такими решениями, для чего предлагаем статью 165 УПК РФ дополнить новой частью шестой следующего содержания: «6. Постановления судьи об отказе в производстве следственного действия, о не законности произведенного следственного действия могут быть обжалованы в вышестоящий суд».
Неоднозначные мнения вызывают и полномочия следователя по профилактике преступлений. УПК РФ устанавливает, что при производстве по уголовному делу доказыванию подлежат обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73). Согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. В УПК РФ нет статей, предполагающих обязанность следователя выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления и принятия по ним мер.
Отношение к вопросу о профилактике преступлений обусловлено, на мой взгляд, социальными, общественными и политическими условиями.
Обязательной формой реализации полномочий следователя в уголовном судопроизводстве являются правовые отношения, которые он осуществляет не в одностороннем порядке, а в процессе возникновения, изменения и прекращения правоотношений с другими субъектами.
УПК РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее по тексту - ФЗ «Об ОРД»), ведомственные нормативные акты регулируют вопросы взаимодействия следователя и органа дознания, наделенного в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. В предусмотренных процессуальными нормами отношениях следователь выступает как субъект прав, а орган дознания - как субъект обязанностей, ибо именно следователь в полном объеме несет ответственность за направление, качество и сроки расследования по принятому к производству делу.
Согласно УПК РФ, следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ст.38).
Поручения следователя являются основной формой взаимодействия с органом дознания. УПК РФ не устанавливает сроки для исполнения поручений следователя и ответственность за надлежащее их исполнение или же невыполнение, от чего, на мой взгляд, нарушаются не только сроки расследования, но и страдает его качество.
УПК РФ устанавливает, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам (ст.89). Но при этом УПК РФ, не регламентирует порядок и форму предоставления таких данных следователю. Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться следователю, в производстве которого находится уголовное дело, на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ст. 11). Неоднозначные мнения высказываются по вопросу наделения следователя полномочием проведения дознания по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ч.1 ст.5, ч. З ст.151). УПК РФ содержит положение, согласно которому дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (ч.2 ст.223). Таким образом, на органы предварительного следствия было дополнительно возложено расследование 20 составов преступлений, в числе которых все уголовные дела о неочевидных преступлениях; уголовные дела, переданные прокурором из органов дознания по истечении предельного срока расследования в 25 дней.
Возложение на следователя полномочий обвинителя требует совершенствования профессиональной подготовки, повышения грамотности и мастерства, ведь участие в судебном разбирательстве требует овладения определенными знаниями и навыками. Так, государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании; излагает суду свое мнение; высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Он должен предъявить или поддержать гражданский иск. В настоящее время еще не наработана практика поддержания обвинения следователями.
На стадии предварительного следствия следователь, установив обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, а также обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, должен принять решение о прекращении уголовного дела и уголовного преследования по основаниям, предусмотренном (ст. ст. 24 - 28, 427 УПК РФ).
В связи с построением состязательного уголовного судопроизводства, необходимо отметить иной подход к институту ознакомления с материалами уголовного дела и составления обвинительного заключения. Сохранение их в законодательстве свидетельствует о половинчатости мер законодателя по установлению состязательного процесса. Тогда как сторона защиты представляет свои аргументы только на стадии судебного производства, то сторона обвинения представляет их на более раннем этапе, что ставит их в неравное положение.
Срок ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела включен в срок предварительного следствия и срок содержания под стражей (ст.ст.109, 162). В то же время, УПК не предусматривает возможность ограничения во времени, когда обвиняемый или его защитник умышленно затягивают процесс ознакомления с материалами уголовного дела.
На практике имеются уголовные дела, по которым ознакомление с материалами уголовного дела лиц, содержащихся под стражей, происходит до года и полутора лет. Предельный же срок содержания под стражей, установленный УПК, составляет 18 месяцев (ч. З ст. 109).
Статья 220 УПК РФ устанавливает, что в обвинительном заключении кроме прочих обязательных данных, указывается перечень доказательств, подтверждающих обвинение и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты. Таким образом, в обвинительном заключении следователь не приводит содержание самих доказательств, что на наш взгляд, является вполне обоснованным решением. УПК РФ практически отменил существовавший институт дополнительного расследования. Судья может по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвратить уголовное дело прокурору только по основаниям, не требующим производства следственных действий и получения новых доказательств (ст. 237 УПК РФ). Это в таких случаях, когда:
1) обвинительное заключение составлено с нарушением требований закона;
2) копия обвинительного заключения не была вручена обвиняемому;
3) необходимость составления обвинительного заключения по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о принудительной мере медицинского характера.
Для устранения этих нарушений закон устанавливает довольно сжатые сроки - 5 суток.
Отмена института дополнительного расследования по УПК РФ вызвали дискуссию среди процессуалистов. Одни в закреплении его в таком виде видят установление демократических принципов. Так, И.Б. Михайловская считает, что существование данного института давало явное преимущество государственным органам, осуществляющим уголовное преследование, и тем самым нарушался принцип равенства прав участников процесса. «Сохранение права у суда возвращать дело на доследование по ходатайству прокурора оставляло органам расследования возможность исправить допущенные промахи и прямые нарушения закона, не подвергаясь при этом каким-либо процессуальным санкциям, что несправедливо: если обвинение не вынесло бремени доказывания, не представило суду достаточных доказательств виновности подсудимого, должен следовать оправдательный приговор» - пишет она.
Статистические данные показывают, что количество возвращенных судом уголовных дел на дополнительное расследование составляют достаточно большой процент. Ограничение оснований для возвращения дел на дополнительное расследование непременно отразится на качестве расследования, будет способствовать более ответственному подходу следователей к исполнению своих обязанностей.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Процессуальные сроки предварительного следствия и дознания
Процессуальные сроки имеют важное значение для обеспечения режима законности как при выполнении отдельных следственных действий и принятии процессуальных решений, так и при производстве расследования в целом. Процессуальное значение сроков заключается в том, что они, с одной стороны, ограничивают время проведения процессуальных действий, способствуя тем самым устойчивости правового статуса отдельных участников уголовного судопроизводства в пределах определенного времени. С другой стороны, процессуальные сроки позволяют оптимизировать сам процесс расследования, предупреждая медлительность, волокиту, предопределяют темпы выполнения следователем процессуальных действий, обеспечивая тем самым максимально быстрое раскрытие преступлений. Особенности исчисления процессуальных сроков оказывают прямое влияние на определение следователем методики и выбор тактики расследование преступлений. Процессуальные сроки следует обозначать, исходя из УПК РФ. Помимо исчисления сроков в часах, сутках и месяцах (ч.1 ст.128 УПК РФ), закон предусматривает исчисление сроков терминами: «немедленно», «с момента», «до момента» и т.п.
Так, допрос обвиняемого должен состояться немедленно после предъявления ему обвинения с соблюдением п.9 ч.4 ст.47 и ч.3 ст.50 УПК РФ.
Немедленное выполнение этого следственного действия означает безотлагательное проведение допроса обвиняемого сразу после предъявления ему обвинения.
Согласно п.1 ч.3 ст.166 УПК РФ в протоколе следственного действия указываются время его начала и окончания с точностью до минуты. Такое требование имеет важное значение для исчисления процессуальных сроков в часах и сутках. Так согласно п.5 ст.5 УПК РФ моментом фактического задержания считается моментом фактического задержания определяется и предельный срок - 48 часов его нахождения под стражей (ч.2 ст.94 УПК РФ), не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого должен быть уведомлен кто-то из его близких родственников (ч.1 ст.96 УПК РФ). Законодатель в ч.2 ст.46 УПК РФ независимо от складывающейся следственной ситуации предписывает, что подозреваемый по делу должен быть допрошен в срок не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. Исходя из анализа положения ч.4 ст.108 УПК РФ, гласящей, постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пересечения под стражу подлежит рассмотрению судьей не позднее 8 часов с момента поступления материалов в суд, следователь обязан заблаговременно до начала исчисления этих сроков дело надзирающему прокурору, а в тех случаях, когда по делу предъявления, в еще более ранние сроки, с соблюдением права на защиту, предъявить обвиняемому обвинение и допросить обвиняемого. Исходя из этого нельзя считать, что закон стесняет следователя в выборе тактики расследования.
Напротив, приемы и методы проведения отдельных видов следственных действий, планирование предварительного следствия в целом требует требуют максимальной оперативности, экономичности во времени, учета ограниченности во времени необходимо наиболее полное информационное обеспечение следствия данными о личности подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, наиболее значимых совершения отдельных следственных и иных процессуальных действий, а для этого потенциальных свидетелей, владение изменяющейся следственной ситуацией, в ряде случаях тесное оперативное сопровождение всего хода расследования и постоянное взаимодействие с оперативными подразделениями. Существенной новацией уголовно-процессуального закона является то, что такое распространенное следственное действие, как допрос, не может длиться непрерывно более 4 часов, целом длительность допроса после перерыва, в течение дня не может превышать 8 часов (ст.187 УПК РФ). В два раза уменьшается время допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого (ст.425 УПК РФ). Исходя из этого, такого же времени следует придерживаться и при выполнении других следственных действий.
Эти требования закона диктуют следователю необходимость при расследованию вести учет времени в часах, с тем чтобы не ставить полученные доказательства под угрозу признания их недопустимыми.
При исчислении сроков задержания, заключения под стражу и иных мер пересечения, в них включается и нерабочее время (ч.1 ст. 128 УПК РФ), что важно при планировании расследования. Особое внимание следует уделять неукоснительному соблюдению требований ч.5 ст.109 УПК РФ о предъявлению материалов оконченного расследованием уголовного дела обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем 30 суток окончания срока содержания.
Предельные сроки содержания под стражей установлены ч.2 и 3 ст. 109 УПК РФ: в отношении обвиняемых в совершений небольшой и средней тяжести на срок до 6 месяцев; а за совершении тяжких преступлений на срок до 12 месяцев; в отношении обвиняемых за особо тяжкие преступления на срок до 18 месяцев.
Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику менее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению.
Требования ч. 3 и 4 ст. 50 УПК РФ относительно обеспечения подозреваемого, обвиняемого; правом пользоваться защитником требуют от следователя такой организации работы по расследованию преступлений, чтобы приглашенный защитник уведомлялся о планируемых следственных действиях заблаговременно, с тем чтобы не допускать нарушений права на защиту и тем самым не обесценивать полученных в ходе следственных действий доказательств.
Важное значение для обеспечения режима законности имеет Соблюдение установленных в ст. 162 УПК РФ сроков предварительного следствия. Установление возможности продления сроков предварительного следствия до б месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями (ч. 4 ст. 162 УПК РФ) не должно означать попустительства необоснованному затягиванию сроков проведения предварительного следствия, требует от начальников следственных подразделений постоянного процессуального контроля за ходом расследования находящихся в производстве уголовных дел, повышения организации и эффективности прокурорского надзора.
В ч,6 ст. 162 УПК РФ по-новому, по сравнению с ранее действовавшим уголовно-процессуальным законодательством, решается вопрос об исчислении сроков предварительного следствия в случаях возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного расследования, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела. Срок дополнительного следствия, установленный прокурором, не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю, т.е. следователь обязан принять к своему производству и приступить к расследованию в день поступления к нему уголовного дела. Ранее дела этой категории нередко неделями, а то и месяцами лежали у следователей без движения. По ныне действующему уголовно-процессуальному законодательству срок предварительного следствия начинает исчисляться со дня поступления дела к следователю.
Вопрос о соблюдении установленных процессуальных сроков следствия всегда был одним из самых больных. Нарушение сроков следствия нередко объясняется длительностью проведения судебных экспертиз, что действительно представляет собой проблему. Но вместе с тем встречаются случаи, когда судебные экспертизы назначаются несвоевременно, с большим опозданием либо материалы для производства экспертных исследований направляются следователем по истечении длительного времени после вынесения постановлений о назначении экспертиз. Иногда по делам назначаются экспертизы, проведение которых не вызывается необходимостью, что диктуется перестраховкой или слишком расширительным пониманием права на защиту.
Освещая важную, проблему процессуальных сроков, нельзя не коснуться Определения Конституционного. Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 300-0 (РГ от 15 января 2003 г.) по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 116, 211, 218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации и жалобами ряда граждан. Правовая позиция Конституционного Суда РФ имеет значение и в условиях действия нового УПК РФ.2 Признана неконституционной практика многократного возобновления прекращенного уголовного дела, в том числе и по причинам неполноты проведенного расследования, ввиду недопустимо длительного нахождения подозреваемого в состоянии неопределенности. Возобновление производства по ранее прекращенному делу в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 214 УПК РФ возможно только ввиду новых обстоятельств и по вновь открывшимся обстоятельствам в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности. По этой причине нельзя признать допустимой правоприменительную практику не только многократного прекращения уголовных дел, но и многократного приостановления предварительного следствия с тем расчетом, что следствие будет возобновлено, когда это будет удобно следователю, и надзирающий прокурор в соответствии с ч. 6 ст. 162 УПК РФ установит срок предварительного следствия еще на один месяц. Такой порочной практике иногда попустительствуют и надзирающие прокуроры, прикрывая медлительность и недостатки в расследовании, ведомственном процессуальном контроле и в организации прокурорского надзора.
Не в малой степени негативное влияние оказывают И существующие показатели оценки работы следователей, когда уголовное дело, по которому продлевались сроки расследования, априори и без учета конкретных обстоятельств может быть отнесено к делу, расследованному «с нарушением» процессуальных сроков.
Существующие формы статистической отчетности показателей работы органов предварительного расследования, оценка раскрываемости преступлений, качества и полнеть: предварительного следствия, а также прокурорского надзора не. соответствуют требованиям о назначении уголовного судопроизводства в современных условиях и часто провоцируют на нарушения уголовно-процессуального закона.
Соблюдение процессуальных сроков проведения следственных действий, принятия процессуальных решений предопределяет эффективность расследования уголовных дел, отвечает задачам, целям и назначению уголовного судопроизводства.
2.2 Задержание подозреваемого в совершении преступления и меры пересечения
Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ).
Момент фактического задержания - момент производимого в порядке, установленном законом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ).
Основания и процессуальный порядок задержания достаточно подробно урегулированы в ст. 91-92 УПК РФ.
Фактическое задержание, предусмотренное уголовно-процессуальным законом, следует отличать от задержания в криминалистическом смысле- действий, которые заключаются в непосредственном захвате лица, подозреваемого в совершении преступления, и доставлении его в орган дознания, к следователю или прокурору с целью решения вопроса о задержании данного лица в порядке, предусмотренном ст. 92 УПК РФ.
Задержание в криминалистическом смысле осуществляют сотрудники органов дознания или граждане, которые стали очевидцами преступления.
Если следователь принимает решение о задержании конкретного гражданина, то он выносит либо постановление о задержании подозреваемого, либо письменное поручение органу дознания о задержании конкретного гражданина. Кроме того, следователь в данном случае должен провести инструктаж участников группы задержания по вопросам, какие меры следует предпринять по обеспечению сохранности доказательств, а также следов преступления, которые, судя по обстоятельствам дела, могут быть обнаружены на теле подозреваемого или на его одежде, при нем или в его жилище.
В деятельности по задержанию различаются два этапа: подготовка к задержанию и непосредственный захват (задержание) подозреваемого (подозреваемых).
На этапе подготовки к задержанию необходимо выполнить следующие действия:
1) получить возможную в данной ситуации информацию о лице (или лицах), подлежащем задержанию. Информация о лице, подлежащем задержанию, включает следующие сведения: основные анкетные данные, а также данные о внешности, о физических возможностях, в том числе о наличии у лица специальной подготовки (владеет ли приемами борьбы, бокса, восточных единоборств, рукопашного боя); о чертах характера, эмоциональных и волевых качествах; о его прошлом (служил ли в армии, в каких войсках, был ли ранее судим, за какое преступление, отбывал ли наказание, какой срок и т.п.); о возможном наличии огнестрельного или холодного оружия и т.д.
Эти сведения могут быть получены следователем при производстве следственных действий, а также сотрудниками органов дознания при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий;
2) изучить место и определить время предстоящего задержания. Изучение места предстоящего задержания осуществляется тогда, когда оно заранее известно. Если имеются предположительные данные о возможных местах появления подозреваемого, то уяснению подлежит обстановка в ряде предполагаемых мест предстоящего задержания (во дворе определенного дома и на подход к нему, на определенном участке улицы, в помещении - жилом, производственном или общественном и т.д.).
В ходе изучения места предстоящего (возможного) задержания очень важно выяснить наличие путей отхода задерживаемого, возможность появления (нахождения) на месте задержания иных лиц, кроме задерживаемого, и как они будут реагировать на действия участников группы задержания.
Время задержания определяется так, чтобы обеспечить внезапность задержания и безопасность лиц, не имеющих отношения к задержанию и задерживаемому; определить состав группы задержания и подготовить участников предстоящего задержания. При определении состава группы задержания желательно, чтобы численный перевес группы по отношению к задерживаемым составлял 2:1; если предстоит проникать в жилое помещение, желательно включить в группу лицо, которое знает подозреваемый, или лицо, находящейся в данном помещении. Группа задержания должна быть оснащена криминалистической техникой, применение которой возможно и необходимо е данной ситуации, а также приспособлением для взламывания дверей, оружием и иными средствами подавления сопротивления задерживаемого, а также средствами обеспечения безопасности задерживающих. Кроме того, группа задержания должна быть обеспечена транспортными средствами. Если есть основания полагать, что задерживаемый окажет вооруженное сопротивление, в состав группы следует включить врача. При наличии возможности в группу задержания следует включить инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой; составить план задержания. План задержания обычно составляет руководитель группы задержания с учетом данных о подозреваемом (подозреваемых), о месте предполагаемого задержания и с учетом состава группы задержания. В плане должны быть предусмотрены: организация засады некрытого наблюдения за подозреваемым; основной и резервный варианты задержания с указанием расположения членов группы задержания, их задач и порядка действий; время начала операции; условные сигналы; меры безопасности членов группы задержания и граждан, которые могут оказаться на месте задержания; меры по нейтрализации лиц, не имеющих отношения к преступлению, но могущих помешать задержанию. С планом задержания необходимо ознакомить участников группы задержания и с учетом поступивших замечаний и предложений внести в план соответствующие коррективы; по возможности провести репетицию задержания. Проведение репетиции на месте непосредственного задержания, как правило, невозможно по соображениям конспирации, поэтому для репетиции используются другие места, где есть условия для отработки действия группы задержания, не привлекая внимания граждан и не опасаясь, что о предстоящей операции станет известно подозреваемым; провести необходимые организационные мероприятия на месте задержания. В зависимости от конкретной обстановки непосредственно на месте задержания могут быть проведены различного рода организационные мероприятия, связанные с подготовкой к задержанию: имитация в нужном месте ремонтно-строительных работ с целью не дать задерживаемому возможности покинуть местонахождение на автомобиле; расположение группы задержания на месте операции подвидом рабочих и т.п.
Тактика задержания определяется главным образом местом задержания (помещение или открытая местность), количеством задерживаемых (один или группа лиц), наличием у задерживаемых оружия, внезапностью задержания или готовностью подозреваемого к задержанию.
При задержании подозреваемых в помещении применяются тактические приемы, обусловленные месторасположением помещения, его назначением (жилое или производственное и т.п.), размерами, наличием запасных выходов, наличием вооружения у подозреваемого и т.п.
Если местом задержания подозреваемого является одноэтажное помещение, которое имеет несколько окон и подходы к которому хорошо просматриваются, то задержание должна осуществить достаточно многочисленная группа, так как необходимо, чтобы часть ее членов могла блокировать окна и запасные выходы в то время, когда другая часть проникает в помещение и осуществляет задержание. Успех операции в данном случае во многом зависит от того, удастся ли группе задержания незаметно подойти к помещению, где скрывается подозреваемый.
Особую актуальность приобретает это обстоятельство в местностях, где люди друг друга хорошо знают и появление группы лиц, экипированных соответствующим образом, может насторожить подозреваемого. Поэтому задержание в таких случаях лучше производить ночью либо использовать маскирующие приемы, например, прибыть к дому в автомобиле какой-либо из коммунальных служб и т.п.
Для проникновения в запертые помещения применяются различные способы: лицо, знакомое подозреваемому или иным лицам, находящимся в помещении, либо член группы задержания под каким-либо заранее продуманным предлогом просит открыть дверь; группа задержания выжидает момент, когда дверь откроется в связи с тем, что кому-либо из находящихся в помещении лиц необходимо покинуть данное помещение либо в связи с необходимостью впустить в помещение кого-либо из прибывших; группа задержания выбивает или выламывает дверь с помощью имеющихся приспособлений и подручных средств.