Рефераты

Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации

Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации

Содержание

Введение

1 Понятие и правовой статус государственной службы в Российской Федерации

1.1 Реформы, проводимые в государственной службе Российской Федерации

1.2 Правовые основы организации и деятельности таможенных органов Российской Федерации

2 Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации

2.1 Поступление на государственную службу в таможенные органы Российской Федерации

2.2 Прохождение государственной службы в таможенных органах Российской Федерации

2.3 Увольнение с государственной службы в таможенных органах Российской Федерации

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Введение

В Российской Федерации и во многих зарубежных странах проводятся преобразования государственной службы, они должны рассматриваться как самостоятельные реформы. В свою очередь они тесно связаны с современными административными реформами.

Необходимость реализации реформ связана с понижением доверия населения к государственным органам, недовольством публичным управлением, нерациональным использованием средств налогоплательщиков, понижением качества услуг населению, резким падением доверия к государственной службе.

В деятельности государственного механизма стали отчетливо видны кризисные проявления, весьма динамично и эффективно развивались рыночные структуры, содержанием реформ стали попытки введения рыночных институтов и установок в деятельность и организацию современного государства. Этот подход получил название нового государственного менеджмента.

В данный период административные реформы сопровождаются принятием нового законодательства о государственной службе. Это реформирование направлено на повышение ее эффективности и адаптацию к быстро меняющимся социально-экономическим отношениям. Так же необходимо знать, что государственная служба относится к числу наиболее трудно и медленно реформируемых институтов. В виду особенностей психологии чиновников преобразования затруднены; системы их предпочтений и ценностных ориентаций; традиций, сложившихся в этой профессиональной среде; умений и квалификации государственных служащих и иных субъективных факторов.

В ходе административной реформы:

1.Ставятся задачи повышения качества предоставления услуг.

2. Разрабатываются механизмы противодействия коррупции и бюрократизму.

3. За деятельностью государственных служащих усиливается контроль общества

4.В зависимости от результатов деятельности государственного служащего ставится его оценка.

5. Внедряют системы непрерывной подготовки и повышения квалификации государственных служащих.

Процесс реформирования государственной службы, а так же разработки базовых законов по вопросам государственной службы затягивается. Так, после принятия Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» приняты еще не все федеральные законы о видах государственной службы.

Все вышесказанное в полной мере относится и к государственной службе в таможенных органах Российской Федерации.

Все изложенное подчеркивает актуальность и жизненную необходимость научного анализа и научно-исследовательских прикладных рекомендаций по совершенствованию законодательства о государственной службе в целом, в таможенных органах в частности.

В виду этого, тема «Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации» является актуальной для исследования.

В данный момент в таможенных органах проходят службу две категории государственных служащих: сотрудники и государственные гражданские служащие. Сотрудники таможенных органов проходят службу в соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

С 1 января 2010 года ряд должностей сотрудников переводится на должности государственных гражданских служащих, в связи с этим, в данной работе наибольшее внимание будет уделено изучению правовых основ службы на должностях государственной гражданской службы, которая регламентирована Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Целью исследования является анализ норм права, регулирующих отношения, связанные с государственной службой в таможенных органах Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть правовые основы системы государственной службы в Российской Федерации

- дать характеристику источникам правового регулирования государственной службы в таможенных органах Российской Федерации

- исследовать правовое регулирование поступления на государственную службу в таможенных органах Российской Федерации

- исследовать правовое регулирование прохождения государственной службы в таможенных органах Российской Федерации

- исследовать правовое регулирование увольнения с государственной службы в таможенных органах Российской Федерации.

Наиболее важными для исследования являются сами нормативные правовые акты, такие как: Конституция РФ, Федеральный закон от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 21 июля 1997 года «О службе в таможенных органах Российской Федерации», а также анализ других нормативных правовых актов. Для исследования проблематики, связанной с правовым регулированием государственной службы большое значение имеют труды Липатова Э.Г., Масленниковой Е.В., Татариновой Л.Н., Чаннова С.Е. и других авторов.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с поступлением на государственную службу, ее прохождением и увольнением с государственной службы (см. Приложение Д). При этом, естественно, в центре внимания анализа находятся административно-правовые аспекты проблемы.

Предметом исследования является совокупность норм права, регулирующих указанные общественные отношения.

Основным методами исследования являются анализ, сравнение.

Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, основной части, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений. Основная часть состоит из двух глав.

1 Понятие и правовой статус государственной службы в Российской Федерации

1.1 Реформы, проводимые в государственной службе Российской Федерации

Государственная служба в странах, проводящих административную реформу, рассматривается как служение обществу. Соблюдение законов и прав граждан закрепляется в качестве юридической обязанности государственного служащего.

Создаются механизмы для разрешения конфликта интересов, под которым обычно понимается реальное или потенциальное противоречие между личной заинтересованностью служащего и беспристрастным выполнением им должностных обязанностей. В современном законодательстве и на практике устанавливаются процедуры выявления и преодоления таких конфликтов. Цель правового регулирования - свести к минимуму возможность возникновения противоречий между частными интересами государственных служащих и их служебными обязанностями.

Большое внимание на государственной службе уделяется вопросам этики. С этой целью разрабатываются кодексы поведения государственных служащих. Гражданские служащие обязаны быть честными и беспристрастными, проявлять сдержанность в политических вопросах, стремиться к согласию и компромиссам в отношениях с коллегами.

Усиливается контроль общества за деятельностью государственных служащих. Этой цели служат разнообразные мероприятия, направленные на усиление прозрачности государственной службы. Стимулируется приток на государственную службу квалифицированных специалистов из разных сегментов общества. Применяются современные способы комплектования государственной службы.

Важнейшим способом замещения должностей становится конкурс. При отборе не допускаются необъективность, предвзятость и личный фаворитизм. В процессе проведения конкурса используются различные методы оценки профессиональных и личных качеств кандидатов: написание письменных докладов, тесты, интервью, собеседование и др. При этом принимаются во внимание рекомендации школ и университетов, где кандидаты проходили курс обучения.

В процессе реформы создаются различные механизмы оценки, которые должны стимулировать государственных служащих, успешно справляющихся со своими обязанностями, корректировать недостатки деятельности служащих и освобождаться от тех из них, работа которых не может быть улучшена. В каждом административном ведомстве действуют собственные системы оценки. Проводятся аттестации служащих на соответствие занимаемой должности.

В условиях ускорения темпов общественного развития любое специальное знание быстро устаревает. Поэтому создаются условия для поддержания высокого профессионального уровня государственных служащих: действует сеть образовательных учреждений, используются возможности дистанционного образования.

В Российской Федерации, как и во многих зарубежных странах, в процессе проведения административной реформы приняты новые законы о государственной службе - Федеральный закон от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон). Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 года № 1336 была утверждена федеральная целевая программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации»Максимова Л. О государственной гражданской службе. М., 2008. - С. 41-47..

По федеральной программе главными направлениями реформирования государственной службы Российской Федерации являются:

создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы;

разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы в целях оптимизации состава государственных служащих;

выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий;

внедрение программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;

формирование системы управления государственной службой.

Первоначально Программа была рассчитана на 2003-2005 годы, а впоследствии Указом Президента РФ от 12 декабря 2005 года № 1437 продлена. Продление действия федеральной программы, по-видимому, означало, что ее цели и задачи на конец 2005 года не были реализованы. Можно предположить, что ситуация кардинально не изменилась, если иметь в виду преобразования государственной службы, которые обусловлены логикой современных административных реформ. Этот вывод подтверждает, к примеру, положение дел с созданием комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации. Можно сделать вывод, что потребуется еще не один год для завершения административной реформы.

Так, в действующем законодательстве для усиления комплексного характера правового регулирования государственной службы введено понятие «система государственной службы». Она складывается из трех видов государственной службы: гражданской, военной и правоохранительной. При этом военная и правоохранительная служба признаны федеральными видами государственной службы, следовательно, их правовое регулирование отнесено исключительно к ведению Федерации. Гражданская служба подразделяется на федеральную и субъекта Российской Федерации (см. Приложение Г). Правовое регулирование федеральной гражданской службы находится в ведении Российской Федерации, а правовое регулирование гражданской службы субъекта Российской Федерации - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов Зотова Е. Практика применения законодательства о государственной гражданской службе. М., 2007. - С. 27-31..

Системный подход позволяет решить проблему взаимосвязи различных видов государственной службы. Эта взаимосвязь проявляется в соотносимости основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий; установлении ограничений и обязательств при прохождении государственной службы различных видов; учете стажа государственной службы различных видов при его исчислении; соотносимости основных условий государственного пенсионного обеспечения.

Вместе с тем приведенное положение вызывает немало вопросов. Прежде всего, следует отметить аморфность понятия «правоохранительная служба». Об этом виде службы известно лишь то, что эта профессиональная служебная деятельность осуществляется на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека. Таких органов достаточно много: милиция, прокуратура, федеральные органы безопасности, таможня и др. Условия прохождения службы в этих органах различны. Каким будет перечень государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба, и как будет отражена в законодательстве специфика службы в них, пока не ясно.

Системный подход к государственной службе обусловил необходимость существенным образом изменить классификацию государственных должностей. На уровне системы государственной службы Российской Федерации должности государственной службы подразделяются на должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; воинские должности и должности правоохранительной службы.

Деление должностей на категории и группы теперь проводится по видам государственной службы. Например, на государственной гражданской службе предусмотрены следующие категории: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. В пределах одной категории выделяется несколько групп должностей. Так, должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы; должности категории «специалисты» - на высшую, главную, ведущую и старшую группы; должности категории «обеспечивающие специалисты» - на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы Столярова В. Проблемы государственной гражданской службы. М., 2007. - С. 17-19..

Задачу создания комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы нельзя считать решенной. Процесс разработки базовых законов по вопросам государственной службы затягивается. Так, после принятия Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» прошло уже более пяти лет, а приняты еще не все федеральные законы о видах государственной службы. Не принят федеральный закон о правоохранительной службе, а законодательство о военной службе приведено в соответствие с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» лишь частично. Поэтому определения военной и правоохранительной службы, сформулированные в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», не вступили в силу.

Кроме того, разработка и принятие закона о правоохранительной службе, а также внесение изменений и дополнений в законы о военной службе неизбежно повлекут издание соответствующих указов Президента. На это также потребуется определенное время.

Логике современных административных реформ в наибольшей степени соответствуют положения действующих законов о государственной службе, направленные на регламентацию этических аспектов деятельности государственных служащих, способов разрешения конфликта интересов, конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, установление особого порядка оплаты труда гражданских служащих в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте Зотова Е. Практика применения законодательства о государственной гражданской службе. М., 2007. - С. 27-31..

Эти положения действующего законодательства представляют собой несомненный шаг вперед по сравнению с ранее действовавшими нормами, но реализовать их позитивный потенциал удастся только при последовательном и неформальном применении. К сожалению, сравнительно недолгая история формирования современного российского законодательства о государственной службе содержит немало примеров того, как вполне разумные законодательные решения не действовали на практике и остались только на бумаге.

В действующем законодательстве существенное внимание уделено вопросам профессиональной этики государственных служащих и разрешению конфликта интересов на государственной службе. Так, в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включен ряд этических по своему содержанию требований к служебному поведению гражданского служащего: не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа; соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации и др. Будучи закрепленными в законе, эти требования, естественно, приобретают характер юридических обязанностей.

Проблема этики государственной службы актуальна не только для нашей страны, но и для зарубежных стран. Однако механизмы соблюдения этических норм опираются там главным образом на традиции, а не на правовые запреты. Что касается контроля в указанной сфере, то в этих целях используются обычные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Возможности же права в регулировании вопросов этики государственной службы представляются весьма ограниченными Столярова В. Проблемы государственной гражданской службы. М., 2007. - С. 17-19..

Нарушение принципов служебного поведения, а также различные злоупотребления на государственной службе могут совершаться под влиянием личных, имущественных, финансовых и иных интересов государственного служащего. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые дано определение конфликта интересов. Закрепленные в законе способы урегулирования конфликта интересов имеют антикоррупционную направленность и поэтому должны оцениваться положительно. Вместе с тем эти положения закона смогут способствовать очищению государственной службы от негативных наслоений только при их добросовестном выполнении, а также при активной позиции структур гражданского общества. Внутри самой системы государственной службы это вряд ли возможно.

При разработке действующих законов о государственной службе ставились задачи совершенствования способов замещения должностей государственной службы и рационального использования кадровых ресурсов. По Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конкурс признается единственным способом замещения должностей гражданской службы. Назначение не названо самостоятельным способом замещения должностей и применяется как исключение из общего правила.

Расширение круга должностей, замещаемых по конкурсу, - безусловно, позитивная тенденция. Но перечень случаев, в которых конкурс не проводится, заставляет задуматься о перспективах этого института. Так, в соответствии в Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конкурс не проводится: при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством РФ; при заключении срочного служебного контракта и в ряде иных случаев. Кроме того, конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Аверченко Л., Богдан Н. К государственному управлению - по конкурсу. М., 2007. - С. 25-26.. И наконец, по решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Приведенные положения Закона позволяют полагать, что уже в силу самой правовой конструкции из конкурсного порядка замещения должностей гражданской службы может быть исключена любая значимая должность. Если к тому же конкурсы будут проводиться формально или объявляться под конкретного кандидата, то и на данном этапе конкурс не станет фактором, способствующим улучшению кадрового состава государственной службы.

Для замещения должностей государственной службы предполагается создать федеральный кадровый резерв. Идея кадрового резерва не является новой для российского законодательства. В частности, о кадровом резерве говорилось в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Однако это были лишь формальные упоминания. На деле широкого распространения кадровые резервы не получили. Не было принято и нормативных актов, регламентирующих их правовое положение.

В системе государственной гражданской службы кадровые резервы будут формироваться на конкурсной основе для замещения вакантной должности как в государственном органе, в котором проходит службу гражданский служащий, так и в ином государственном органе, а также должности гражданской службы, назначение на которую осуществляет Президент или Правительство РФ. При этом вакантная должность замещается гражданином или гражданским служащим, состоящим в кадровом резерве, по решению представителя нанимателя. В случае отказа эта должность замещается по конкурсу.

Кадровые резервы способны сыграть позитивную роль как банки данных о кадровых ресурсах, которые могут быть привлечены на государственную службу или более рационально использоваться на службе Аверченко Л., Богдан Н. К государственному управлению - по конкурсу. М., 2007. - С. 25-26.. Но законодательные положения о кадровых резервах могут остаться, как это уже было на предыдущем этапе, лишь формальными установлениями.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предпринята попытка связать перспективы карьеры государственного служащего с конкретными результатами его служебной деятельности. В частности, может устанавливаться особый порядок, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. В этом случае фонд оплаты труда или его часть формируется на основе показателей эффективности и результативности государственного органа, утверждаемых соответственно Президентом и Правительством РФ.

Впервые на государственной службе вводятся должностные регламенты, в которых устанавливаются обязанности, полномочия и меры ответственности государственных служащих. По Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в должностной регламент включаются квалификационные требования, предъявляемые к гражданскому служащему; должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей; перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений; сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе. М., 2005. - С.49-51..

В числе задач, решаемых действующим законодательством о гражданской службе, следует назвать создание механизма рассмотрения индивидуальных служебных споров. Под индивидуальным служебным спором понимается неурегулированное разногласие по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о котором заявлено в орган по рассмотрению таких споров.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» регулировал этот вопрос лишь в самых общих чертах. В Законе содержалось положение о том, что государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой. При этом в Законе не раскрывалось, что следует понимать под спорами, связанными с государственной службой и соответствующими государственными органами.

По действующему законодательству о гражданской службе разрешение индивидуальных служебных споров возможно во внесудебном порядке - комиссией государственного органа по служебным спорам - и в судебном порядке. До обращения в комиссию государственного органа по служебным спорам должны быть проведены переговоры с представителем нанимателя. Комиссия по служебным спорам образуется из равного числа представителей выборного профсоюзного органа и нанимателя. Решение Комиссии обжалуется в суд. Ряд служебных споров рассматриваются непосредственно в суде.

Создание административного порядка рассмотрения индивидуальных служебных споров представляется разумным. Вместе с тем сомнения вызывает состав комиссий по служебным спорам. В такие комиссии, по-видимому, наряду с представителями нанимателя должны входить представители гражданского служащего, т.е. лица, которым он доверяет рассмотрение своего спора, а не представители выборного профсоюзного органа. При таком составе, как это определено в законе, комиссии могут начать штамповать решения нанимателя и, следовательно, приобрести бутафорский характер.

Таким образом, законодательство о государственной службе обновлено лишь фрагментарно. Поэтому говорить о создании комплексной нормативно-правовой базы государственной службы пока рано Столярова В. Проблемы государственной гражданской службы. М., 2007. - С. 17-19.. Некоторые решения, содержащиеся в действующем законодательстве о государственной службе, представляются непоследовательными. Это касается как системы государственной службы в целом, так и более частных вопросов, например, способов замещения должностей, процедуры разрешения индивидуальных служебных споров и др. Противоречивость правовых норм может негативно сказаться на формировании эффективной и профессиональной государственной службы.

Реформа государственной службы в Российской Федерации проводится в определенном отрыве от административной реформы. Поэтому многие нормативные и организационные решения носят «технологический» внутрисистемный характер и не всегда соответствуют целями и задачам административной реформы.

1.2 Правовые основы организации и деятельности таможенных органов Российской Федерации

Реформирование государственной службы - один из ключевых элементов совершенствования системы государственного управления Российской Федерации. Задачи российского государства, в первую очередь в социальной сфере и экономике, предполагают самый высокий качественный уровень развития государственной службы.

Замысел реформы государственной службы состоял в необходимости решения ряда основополагающих для данного института проблем, сводящихся к устранению противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе, установлению соответствия социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности, использованию новых современных технологий государственного управления в масштабах реализуемых государственных программ и проектов, повышению авторитета государственной службы Харитонова О. Итоги таможенной реформы. М., 2005. - С. 26-34..

В качестве целей реформирования государственной службы определены кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации.

В Федеральном законе от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы» определены правовые и организационные основы системы государственной службы страны.

Указанным законом установлено, что государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы и вместе с военной и правоохранительной службами составляет систему государственной службы. Этот вид службы подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации.

Новеллой Закона о системе государственной службы является впервые данное на федеральном уровне понятие государственной гражданской службы как вида государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации.

В Законе четко разграничены понятия федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Федерации. Кроме того, обозначен ряд принципиальных вопросов государственной гражданской службы, включая, в частности, порядок утверждения перечней должностей федеральной государственной гражданской службы, реестра должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации, определение федерального государственного служащего и государственного служащего субъектов Федерации и др Максимова Л. О государственной гражданской службе. М., 2008. - С. 41-47..

В то же время из Закона следует, что некоторые важные вопросы государственной гражданской службы должны регулироваться соответствующим федеральным законом о виде государственной службы (для гражданских служащих, соответственно, законом о государственной гражданской службе), а именно:

а) правовое положение (статус) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъектов Федерации, в том числе ограничения, запреты обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров;

б) порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей;

в) дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту;

г) условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия;

д) предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе;

е) назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестация или квалификационный экзамен;

ж) основания прекращения государственной службы, в том числе увольнения в запас или в отставку;

з) условия учета при присвоении классного чина ранее присвоенного дипломатического ранга, воинского и специального звания в связи с переходом на государственную гражданскую службу с государственной службы другого вида;

и) стаж (общая продолжительность) государственной гражданской службы;

к) условия включения в стаж (общая продолжительность) государственной гражданской службы продолжительности государственной службы другого вида.

22 сентября 2003 года Президент РФ в соответствии со статьей 104 Конституции РФ в порядке законодательной инициативы внес в Государственную Думу проект федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеющего ключевое значение для определения главных направлений развития отечественной гражданской службы в ближайшей и отдаленной перспективе.

В соответствии с Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации Президент РФ 27 июля 2004 года подписал Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Закон подготовлен под руководством Комиссии по вопросам реформирования государственной службы Российской Федерации на основе положений Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ. В нем использованы положения Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», а также нормы иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, связанных с государственной службой.

В положениях Закона о государственной гражданской службе нашел отражение положительный отечественный и зарубежный опыт правового регулирования государственной гражданской службы, применимый в современных российских условиях.

Закон является первым системообразующим Федеральным законом прямого действия о гражданской службе как особом самостоятельном виде гражданской службы. В нем установлены правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Федерации Максимова Л. О государственной гражданской службе. М., 2008. - С. 41-47..

Он состоит из преамбулы и 17 глав, объединяющих 74 статьи.

В Законе № 79-ФЗ сконцентрировано основное внимание на следующих базовых положениях.

Закон конституирует гражданскую службу как институт, призванный обеспечивать осуществление полномочий государственных органов, распоряжаться государственными средствами и предоставлять государственные услуги.

В Законе содержатся нормы, обеспечивающие взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы, а также с муниципальной службой.

В рамках организационного аспекта в Законе наиболее обстоятельно регламентированы вопросы, связанные с системой должностей гражданской службы. В Законе введена новая классификация должностей гражданской службы. В частности, предусмотрены как категории должностей гражданской службы (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты), так и группы должностей гражданской службы: (высшие должности гражданской службы, главные должности гражданской службы, ведущие должности гражданской службы, старшие должности гражданской службы, младшие должности гражданской службы).

Должности гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, включаются в соответствующие реестры должностей гражданской службы. Порядок ведения Сводного реестра должностей гражданской службы Российской Федерации, включающего реестры должностей федеральной гражданской службы и должностей гражданской службы субъектов Федерации, утвержден Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

Закон ввел для гражданских служащих взамен квалификационных разрядов, классные чины государственной гражданской службы.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, их соотношения с воинскими и специальными званиями, классными чинами правоохранительной службы, а также с классными чинами гражданской службы субъектов Федерации утвержден указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим». Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» установлен порядок сдачи квалификационного экзамена, по итогам которого присваивается классный чин Максимова Л. О государственной гражданской службе. М., 2008. - С. 41-47..

Конституция РФ (статья 32) устанавливает, что граждане имеют равный доступ к государственной службе. Требования к кандидату на должность гражданской службы обусловливаются исключительно характером профессиональных требований и деловых навыков. Поэтому Федеральные законы № 58-ФЗ и № 79-ФЗ содержат:

- квалификационные требования к профессиональным качествам граждан, поступающих на государственную службу (в числе наиболее важных - наличие определенного уровня образования, стажа, опыта работы по специальности);

- конкурсный порядок отбора претендентов на должности;

- периодическую проверку гражданских служащих (аттестация);

- сдачу квалификационного экзамена;

- формирование резерва кадров на конкурсной основе - ведение реестров гражданских служащих и другие требования объективной оценки личных и профессиональных качеств граждан при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты