p align="left">Какие бы управленческие цели государством не преследовались (а цели эти, естественно, разные) не учитывать состояние и потенциал национальной экономики, ее готовность и способность к решению тех или иных программ недопустимо. Разве можно абстрагироваться от того, что нынешнее рыночное экономическое устройство России стало формироваться (причем форсированными темпами) путем разрушения социалистического планового хозяйства и централизованного распределения национальных богатств, что гигантский социально-экономический капитал буквально за несколько лет был почти полностью утрачен; коррупция, массовая безработица и бедность стали чуть ли не нормой?
В-четвертых, это социальная организация общества -- один из определяющих факторов формирования, функционирования и эволюции системы государственного и муниципального управления. Основными компонентами социальной организации каждою конкретного общества являются его «первичные деловые клеточки» -- компании, заводы, фабрики, фирмы, акционерные Объединения, предприятия торговли и быта, образования, здравоохранения и т.д.; органы социального (в том числе государственного и муниципального) управления; учреждения науки, культуры и идеологии; политические, религиозные и другие общественные организации; средства массовой информации -- пресса, радио, телевидение; армейские части и спецслужбы, органы правоохранительной системы и т.д. Реализуя свои функции и неся соответствующую ответственность, они обеспечивают целостность общества и его жизнеспособность, создают необходимые политические, экономические, духовно-нравственные и культурные условия жизни граждан.
Понятно, что эти клеточки весьма разнообразны по своему социально-правовому статусу, структуре, полномочиям, интеллектуально-кадровому потенциалу. Тем не менее, они обладают многими общими чертами, которые определяются типом общественного и государственного устройства.
К новой социальной организации современного демократического общества западного типа является индивид, частная собственность, многоукладность экономики,
Гражданское общество. Именно к такой социальной организации стремитсяя современная Россия.
Основой социальной организации советского общества было совсем иное -- общественная собственность, партийное руководство , стандартная организация населения. Базовой социальной клеточкой он были трудовые коллективы, которые создавались, преобразовывались и упразднялись исключительно по решению властей.
Их статус, структура, бюджет, производственные планы, ресурсное обеспечение устанавливались в строгом законодательном порядке и с позволения партийных органов.
Трудовой коллектив был центром жизни советского человека. Коллектив был гарантом удовлетворения жизненных потребностей человека и обеспечения его «уверенности в завтрашнем », обеспечения относительного социально-правового равенства людей,. отсутствия антагонистических противоречий между различными социальными классами, слоями и группами людей. к люди грудились, получали материальное вознаграждение, развлекались и отдыхали, занимались спортом и художественной самодеятельностью, идейно и морально воспитывались и делали карьеру и награждались путевками в санатории и дома отдыха, получали квартиры и места в ведомственных детских садах, талоны на приобретение дефицитной мебели, бытовой техники и автомобилей. Но всех трудовых коллективах в обязательном порядке создались партийные, профсоюзные, комсомольские и другие и иные организации, функционировали различные контрольно-надзорные институты. Через них и с их помощью осуществлялось государственное управление. Именно на уровне трудового коллектива формировались базовые отношения. Прежде всего, отношения коммунальности коллективности, подконтрольности и коллективной ответственности за действия и поступки каждого отдельного члена коллектива; отношения координации, т.е. соподчинения между отдельными индивидами, группами и подразделениями.
Основополагающим принципом этих отношений был принцип «интересы коллектива выше интересов отдельного индивида». На этом уровне формировался и единственно Приемлемый для данной социальной организации вид управленческих отношений -- отношения субординации в форме начальствования и подчинения. Такого рода отношения и были фундаментом централизованной командно-административной системы советского государственного управления. В этом заключалась его сила и одновременно его непреодолимая слабость.
Ничего подобного сейчас нет и быть не может -- другие объективные условия и другая социальная организация общества.
В пятых, это национально-культурные традиции, исторический опыт и менталитет народа. Речь идет о материальной и духовной культуре как ведущей «объективной жизненной опоре» в управлении. А значит, о культуре производства, распределении материальных и духовных благ, о таких ценностях, как коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручка, готовность к самопожертвованию.
И это не все. Наши ценности, действительно, бывают консервативными, идеалистическими и даже мифологическими. В них можно обнаружить немало умозрительного. Тем не менее, с ними нельзя не считаться. Они а) формируют человека с определенными нравственно-культурными ориентациями, ценностями и чаи росам и; б) создают социопсихологическую атмосферу, в которой реализуются соответствующие управленческие решения; в) делают, наконец, понятным и доступным язык управления.
Нельзя, в-шестых, не учитывать и сложившееся соотношение мировой и национальной культур. Грамотно управлять может лишь тот, кто знает и способен учитывать общее, особенное и единичное в общественной жизни. Необходимо не только знать достижения народов, проживающих на Востоке, Западе, Севере или Юге, но и понимать, что любая культура складывается на протяжении многих веков в рамках своих особых естественно-«социальных координат» и при переносе этой культуры на почву другой страны. Причем делать это можно только лишь с учетом имеющихся возможностей и, главное, желания и способности народа к восприятию (ассимиляции) иных культурных ценностей.
В-седьмых, важное место в системе объективных детерминант государственного управления принадлежит социальной сфере -- сфере сохранения, обеспечения и воспроизводства человеческой жизни, удовлетворения повседневных интересов и потребностей человека. Если демократическое правовое государство в качестве своей главной стратегической цели заявляет обеспечение надлежащих условий для достойной жизни и всестороннего развития личности3, то в своей управленческой деятельности оно не может не учитывать сложившуюся ситуацию в социальной сфере. Прежде всего с точки зрения демографической ситуации, достигнутого уровня развития здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, торговой сети, системы социально-пенсионного обеспечения, эффективности борьбы с безработицей и т.д. В-восьмых, для государства как ведущего субъекта социального управления в качестве объективного фактора выступает стожившаяся международная ситуация, геополитическое положение страны и ее место в системе международных торгово-экономических и политических отношений, научного, военно-технического и культурного сотрудничества. Разве можно, принимая госу-1арственные управленческие решения, не учитывать, например, гот факт, что в современном мире международная поляризация проходит по линии «страны золотого миллиарда -- прочие страны», не обращать внимания на процессы глобализации и появление так называемых «мировых цехов», в которых сосредоточено основное производство мировой продукции конечного потребления. Нельзя не учитывать и то, что сегодня «запад стал фактом повседневной жизни общества, в том числе российского», о в мире появились силы, которые убеждены, что только они могут и должны решать, является ли страна сосредоточием зла ли истинно демократической и цивилизованной, представляет она угрозу для «правильных стран» и какую политику по отношению к ней следует проводить. Правда, куда только девается их демократический пафос и твердость в борьбе за права и свободы человека, когда речь заходит о собственных национальных и геополитических интересах? Успешно противостоять всему этому невозможно, опираясь на простую апологетику собственных достижений, стремление принизить роль других, очернить оппонента, подавить путем введения под благовидным предлогом дополнительного административного контроля оппозиции и т.д.
Нужны более конструктивные действия. Прежде всего, в плане восстановления реального сектора экономики и культа созидательного труда, возрождения веры людей в нормальное будущее своей страны, усиления борьбы с непрофессионализмом, протекционизмом и коррупцией, халтурой и безответственностью, моральной деградацией и завистью к «воображаемому западному изобилию». Вопрос заключается лишь в том, способно ли нынешнее российское государство повести общество по этому пути, способен ли народ, после всего того, что произошло с ним в последние десятилетия, поверить в успех предстоящих преобразований? Итоги последних выборов свидетельствуют, что способен.
Как видим, сущность, принципы, формы и методы государственного управления определяются целым комплексом детерминант объективного характера: геополитической и международной ситуации; почвенно-климатических условий; естественно-общественных форм обеспечения жизнедеятельности людей; культурно-исторического наследия; системы экономических отношений; Образа жизни и особенностей духовной культуры; уровня освоения постижений научно-технического прогресса и другими.
2. Субъективный фактор государственного управления, его структура и качественные характеристики
Среди руководителей, в том числе политических, распространено мнение, будто люди могут все, надо только их убедить, организовать, мобилизовать, а то и просто заставить. Результат же такого понимания управления один: людям навязываются искусственные, часто надуманные конструкции, чуждые им идеалы и ценности, которые в лучшем случае остаются без последствий. В худшем порождают социальные катаклизмы и трагедии целых поколений.
Достаточно вспомнить результаты «научного вывода» о возможности построения основ коммунизма в одной отдельно взятой стране к 80-му году, кукурузную эпопею, лозунги об ускорении и двойном увеличении ВВП за 15 лет, о предоставлении каждой советской семье отдельной квартиры, о построении рынка за 500 дней. Ясно, что авторы такого рода инициатив прекрасно понимали их чисто пропагандистский политико-идеологический смысл и нереальность. Но люди верили, честно трудились искренне стремились к лучшему. А что получили? Развал государства, упадок производства и легализацию «теневой» экономи-1. бедность одних и несметное богатство других, правовую незащищенность, национализм, всеобщее социальное недовольство морально-психологическое разложение населения. Рухнули прежни е структуры системы управления, на месте которых возникли новые, часто с сугубо хищническим устремлением к приватизации общественного достояния.
Разве удивительно после этого, что сегодня мало кто верит власти. Слово «демократия» стало ругательным, ложь и правовой нигилизм стали массовыми. В этих условиях легко деморализовать , подогреть эгоизм, вызвать другие низменные чувства устремления. Чем, кстати, прикрываясь лозунгами демократизации, антикоммунизма и возрождения национального самосознания, умело пользуются соответствующие силы.
Недальновидными политиками игнорируется тот научный факт, что каждому народу присуще свое мироощущение и свое понимание, каждая нация обладает своим собственным вполне определенным стилем мышления и образом жизни, отличается только ей присущей предрасположенностью (своего рода талантом) к определенным видам деятельности. А это как раз субъективный фактор, который мы исследуем.
При этом следует иметь в виду, что субъективное и субъект -- не одно и то же. Субъект (дословно лежащий внизу, находящийся в основе) является носителем предметно-практической деятельности и познания. Это индивид (или социальная группа), существующий во времени и пространстве, включенный в опреленную культуру, находящийся в коммуникативном взаимодействии с другими индивидами в процессе воздействия на объект.
Субъект -- это источник познания и преобразования. Субъективное -- это то, что характеризует внутренний мир субъекта. Причем, это не просто представления, переживания и поступки отдельных индивидов. Субъективное -- это то, что является интегрирующим итоговым результатом взаимодействия человека с другими людьми. Это нечто такое, что сознательно планируется, является результатом воли и целенаправленной деятельности людей. Оно может соответствовать, а может и противоречить действиям объективных закономерностей. Вот почему незнание и непонимание субъективного фактора, закономерностей его формирования и функционирования таит в себе немало опасностей, нередко сводит «на нет» всю систему управления.
Понимание этого тем более важно, если учесть, что сегодня в эволюционный процесс вовлекаются гигантские массы людей, огромные материальные и интеллектуальные ресурсы, резко возрастает степень запланированности, осознанности, подконтрольности и проектируемости социальных явлений. То есть субъективные факторы эволюции человечества приобретают особое значение, что в свою очередь, существенно сокращает степень непредсказуемости исторических событий, расширяет возможности их предсказания и даже планирования.
Примером может служить развал социалистической системы. Есть немало веских оснований считать, что это была хорошо запланированная операция глобального мирового масштаба. Даже несмотря на то, что здесь было немало объективного, непредвиденного и стихийного. В созревании кризиса главную роль, конечно, играют факторы объективного характера. Но вот сам переворот 1991 года и последующие вслед за ним события были результатом действия субъективного фактора: непрофессионализм властей, тщеславие лидеров, их нерешительность в осуществлении, с одной стороны, разумных и необходимых реформ и беспрецедентная готовность, с другой стороны, «бороться с консерваторами» по указке радикальных реформаторов и зарубежных политических советников. Немало такого рода «друзей» есть и у современной России. Противостоять им непросто, но надо. В противном случае перспективы страны могут быть самыми непредсказуемыми.
Важнейшими предпосылками научного понимания государственного управления как субъективного фактора являются:
а) понимание субъективного фактора как сознания в действии, как слияния в единое целое мыслительного и практического.
Именно по воплощению сознания в конкретные дела, по его «материализации» можно судить о содержании и созидательных возможностях субъективного фактора;
б) учет того, что субъективный фактор включает в себя элементы разного уровня иерархичности и зрелости: единство и борьбу противоположностей (противоречивость), истинность и неопределенность, сбалансированность и неустойчивость, дилетантизм и профессионализм, плюрализм и идеологический монополизм. Разве удивительно после этого, что одни и те же явления разными субъектами управления интерпретируются по-разному, причем нередко весьма отдаленно от аутентичного их понимания. Истина всегда относительна, хотя и содержит в себе значительную долю абсолютно достоверного. Вот почему в реальной практике управленческие решения одними людьми поддерживаются и с энтузиазмом реализуются. Другие к ним относятся пассивно-безразлично, третьи же однозначно негативно и даже враждебно;
в) восприятие субъективного фактора как сложного, противоречиво и неравномерно развивающегося процесса. Объясняется это достаточно просто: поскольку сознание имеет разные уровни (научное и обыденное, массовое, коллективное и индивидуальное) и выступает во многих формах (мифологической, религиозной, научной, художественной, исторической, правовой), то характеризуется оно массой различных параметров. В результате люди по-разному отражают объективную действительность, по-разному учитывают ее в своей повседневной жизненной, в том числе управленческой практике;
г) понимание того, что различные составляющие субъективного фактора с разной силой, направленностью и рациональностью воздействуют на объективную реальность. Естественно, что последствия такого влияния тоже различно -- от конструктивно-созидательных до негативно-разрушительных;
д) тот факт, что субъективный фактор не только совершенствуется и усиливается, но и подвергся значительному разрушительному воздействию как извне, так и изнутри. В результате он становится рыхлым, инертным и невыразительным, постепенно слабеет, теряя свою социальную прочность. Каждому известны случаи, когда эгоизм, некомпетентность, коррупция, бюрократизм даже великие государственные намерения и цели превращают в фикцию. Из этого можно сделать лишь один вывод: стране, заботящейся о своем будущем, необходима подлинно демократическая власть, способная своевременно уловить и решительно преодолеть разрушающие тенденции, обеспечить гармонию интересов общества государства и человека.
А теперь вернемся к содержательной стороне субъективного фактора. Она имеет достаточно сложную структуру и включает в себя:
-- Потребности (испытываемая нужда в чем-то). Потребность -- это объективная характеристика субъекта как потребителя материальных и духовных благ. Например, потребность человека в труде, профессиональной самореализации, потребность общества в укреплении общественного правопорядка, в развитии рыночных отношений и т.д. Для многих самоцелью являются власть, стремление к властвованию и публичности.
Потребности достаточно обширны и разнообразны как по содержанию, так и объемам. Они меняются, но никогда не исчезают -- все зависит от источников и реальных возможностей их удовлетворения, от сознания, культуры, эмоционального настроя субъекта на овладение теми или иными благами.
-- Интересы (глубинные причины деятельности социального субъекта, направленная на удовлетворение его потребностей). Интересы бывают политические, экономические, социальные, духовные, научные, бытовые. Именно интересы лежат в основе побуждений и мотивов тех или иных поступков и действий.
Важнейшей движущей силой общественного развития являются социальные интересы, они проявляются на уровне любой социальной группы, класса, нации, народности, социальной прослойки, отдельной личности и общества в целом. Большое значение имеют классовые интересы, которые во многом определяют характер политического строя и систему государственного устройства страны, режим властвования и управления. Ни одна социальная группа, а тем более государство, добровольно поступаться своими интересами (в том числе властными) не будет. Власть, как когда-то выразился Фазиль Эскандер, «это стол, из-за которого никто добровольно не встает».
В борьбе за удовлетворение собственных интересов, к сожалению, практически не действуют даже самые высокие морально-гуманистические идеалы. Наоборот, господствующий субъект чаше всего удовлетворить их стремится за счет ущемления интересов других. Столкновение интересов приводит к социальным конфликтам, гражданским, локальным и даже мировым войнам. И учитывать эту закономерность в управленческой деятельности нельзя.
-- Цели (образ желаемого результата управленческого воздействия, соотнесенного с интересами и потребностями субъекта государственного управления и условиями их удовлетворения). Цель -- это модель будущих социально-политических и экономических изменений. В контексте субъективного фактора важно заметить, что цель управления включает три важнейших компонента: а) знания об объекте управляющего воздействия и его потребностях; б) понимание и стремление решить проблемы, которые ждут своего разрешения; г) представление о том будущем, которое наступит в результате целенаправленной управленческой деятельности.
- Воля (способность субъекта сознательно регулировать поведение, управлять своими действиями, направляя их русло достижения намеченной цели). Воля опирается на авторитет, право и возможность повелевать, распоряжаться судьбой кого-либо.
- Социальные нормы (правила, регулирующие отношения у людьми, социальными общностями, государствами, нациями и народами). Социальные нормы наиболее эффективны тогда, когда их смысл совпадает с интересами и потребностями общества, отдельных социальных сообществ и отдельных индивидов. Это нормы традиций, обычаев, ритуалов, религиозных процедур и обрядов, морали, политики. Социальные нормы, признанные государством и закрепленные законодательно, называются правовыми нормами.
- Мотивы (побудительные причины, повод к тому или иному действию по реализации своих потребностей). Мотивы -- это предметное содержание потребностей, для удовлетворения которых субъект осуществляет активную целенаправленную деятель-. В основе мотивов лежат потребности и интересы, осознание возможностей их удовлетворения. Мотивы бывают базовые (например, биологические) и производные (например, мотив к обогащению); материальные идуховные; общественно-политические, экономические, социально-бытовые, профессиональные, познавательные; реальные и потенциальные; адекватные и неадекватные; общественные» корпоративные и индивидуальные, высоконравственные и меркантильные.
Государство (его органы, должностные лица) в своей управленческой деятельности также руководствуется определенными мотивами, всегда стоят перед выбором, как мотивировать свою политику, какие мотивы развивать, а какие затушевывать, в каком направлении менять структуру мотивации?
-- Стимулы (факторы, побуждающие к высокоэффективной и качественной деятельности). Использование стимулов в управлении называется стимулированием. Это важнейший метод управляющего воздействия на людей посредством объективной оценки и поощрения их достижений и заслуг; это форма поощрения человека, проявления уважения к нему; это процесс создания благоприятных условий и атмосферы здоровой заинтересованности людей в проявлении инициативы и творчества в процессе совместной деятельности. Без стимулирования нет эффективного управления. Не случайно стимулирование считается важнейшей функцией управления.
3. Организованность субъективного фактора и его влияние на качество государственного управления
В обществе, несмотря на обилие организационных структур, призванных упорядочивать общественные процессы, дают о себе знать стихийные, хаотичные силы. Природные катаклизмы, техногенные катастрофы, эпидемии выводят (чаще всего неожиданно и помимо воли людей) некоторые процессы из состояния подконтрольности и равновесия. Они в локальных, а нередко и в глобальных масштабах нарушают привычный образ жизни людей, сложившиеся стереотипы поведения и утвердившиеся взгляды на окружающий мир. Убедительным подтверждением этому являются глобальное потепление планеты, землетрясение в Армении и чернобыльская катастрофа, события 11 сентября в Нью-Йорке, потопы и пожары в Европе, снегопады в Америке, наводнения на Сахалине и землетрясения на Камчатке. Каждый из них существенно повлиял на судьбы целых народов.
Конечно, стихийные механизмы могут формировать что-то позитивное (хаос -- основа будущего порядка). Но полагаться на стихийность в управлении нельзя. Это уже не управление, а самотек. Тем более, что деструкция общественных связей чаще всего и происходит из-за безответственных субъективистских умозрений, корыстных и безграмотных действий, бессознательной разрушительной деятельности тех, в чьих руках сосредоточена власть. Субъективная стихийность имеет известные пределы, выход за которые превращают стихийность в противоправную организованность. Коррупция, например, терпима лишь до определенного предела. Если мера коррумпированности нарушена, государство становится бессильным перед этим социальным злом: власть оказывается в руках преступных мафиозных формирований.
Большая роль в организации субъективного фактора принадлежит общественному самоуправлению, в котором проявляет себя общественная самодеятельность людей, опирающаяся на соответствующие социальные институты -- семью, собственность, мораль, традиции, обычаи, иные регуляторы, используемые в процессе реализации социального статуса свободной личности.
Существенной активизирующей силой субъективного фактора является менеджмент -- процесс управления людьми и организациями в условиях конкуренции, рыночных отношений и их плюралистического разнообразия. Он имеет место как в формальных, так и неформальных организациях, главным образом экономического профиля. Его антипод -- командно-административное, авторитарное, планово-директивное, технократическое управление.
Менеджмент -- это наука и практика со своим объектом и предметом управляющего воздействия, своим набором управленческих знаний, умений и навыков. Отсюда различные виды менеджмента: общий и специальный, стратегический и оперативный, финансовый, экологический, технологический, внешнеторговый, инновационный, антимонопольный и др. Различны и его объекты -- крупный, средний и малый бизнес, строительство, транспорт, связь и торговля, здравоохранение, наука, образование и ЖКХ, социокультурная сфера. Но главный его предмет -- управление производственно-экономической деятельностью с целью повышения успешности производства и увеличения прибыли. Социальная эффективность его мало волнует. Его I объект -- экономические механизмы, организационные структуры, маркетинг, управление человеческими ресурсами, информация, корпоративная культура.
Современная теория менеджмента -- относительно молодая наука. Нынешняя фаза ее развития связана с работами американского исследователя и фактически основателя классической системы менеджмента Ф. Тейлора и его последователей А. Файоля, Д. Друкера, X. Вольфганга, А. Маслоу, в нашей стране -- А.К. Га-стева, П.М. Керженцева, С.Г. Струмилина, позже -- А.Г. Аганбе-гяна, А.И. Анчишкина, И.Н. Герчиковой, Г.Х. Попова. В настоящее время теоретики менеджмента основное внимание уделяют экономическим, информационным и технологическим аспектам менеджмента, прежде всего его человеческой составляющей, наилучшим способам достижения поставленных целей и решения конкретных задач.
В управлении также существует проблема консолидации и интеграции субъективного фактора, решаемая посредством выдвижения определенных идей и создания обеспечивающих их институтов и структур. Таких идей можно выделить несколько: а) идеи сохранения и укрепления родоплеменных и межнациональных отношений; б) религиозные идеи и обеспечивающие их организации (церковь); в) социалистические и коммунистические идеи; г) идеи перестройки и гласности; д) идеи демократии, федерализма и рынка; е) идеи правовой социальной государственности; ж) идеи международной безопасности, борьбы с ядерной и террористической угрозой, экологическими и техногенными катастрофами, распространением наркомании, СПИДа и других опасных заболеваний.
Ясно, что только государство, выражая всеобщие потребности и интересы, законодательно закрепляя всеобщую волю, может посредством своих управляющих воздействий ограничить «поле» разрушительных стихийных механизмов, поддерживать и развивать общественную инициативу и саморегуляцию.
4. Ресурсное обеспечение государственного управления
Ресурсы -- ведущий фактор эффективного государственного управления. Это реальные и потенциальные средства, резервы, ценности и блага, которыми располагает и использует государство для реализации своих управленческих целей и задач. Это те возможности материального, интеллектуального, организационного и духовно-нравственного характера, которыми располагает государство и может воспользоваться ими как в настоящее время, гак и в будущем. Если объективные условия и субъективный фактор определяют характер государственного управления, то ресурсы обеспечивают успех и эффективность этого управления. Ресурсы -- это и социальная среда управления, и необходимое условие, и своего рода гарант успеха этого управления.
Основным критерием социальной эффективности использования ресурсов в условиях их ограниченности и постоянной нехватки является качество удовлетворения насущных потребностей общества и отдельных его граждан. Рост же этой эффективности можно обеспечить не только и не столько за счет абсолютного сокращения или экономии этих ресурсов, а путем оптимизации (рационализации) их использования. В государственном управлении эффективность -- это не только формальное сопоставление результатов управленческой деятельности и ресурсов, затраченных на их достижение. Главное здесь -- политические, социокультурные и социально-психологические результаты.
Ресурсы управления в реальной жизни выступают в самых разных формах. Одни носят объективный характер (например, ресурсы экономические, природные или социально-демографические), другие -- субъективный (властные, кадровые, информационные). Бывают они природными и человеческими, основными и сопутствующими, базовыми и вспомогательными. К социальным ресурсам базового характера мы относим:
-- Власть, которая является ведущим субъективным условием и фундаментальным источником эффективного управляющего воздействия, представляет собой совокупность отношений руководства, господства и подчинения.
В условиях демократического федеративного государства определяющим для управления является принцип разделения власти
по ее уровням (на федеральную власть и власть субъектов федерации) и ветвям (законодательную, исполнительную и судебную) в рамках соответствующих «сдержек и противовесов». По уровням государственная власть распределяется либо на конституционных, либо договорных началах, закрепляется в форме соответствующей номенклатуры предметов ведения.
В России к предмету исключительного ведения федеральных органов относятся международные отношения, оборона и безопасность государства, установление границ и таможенное дело, денежное и валютное обращение, монетная монополия, учреждение федеральной системы правоохранительных и судебных органов, объявление войны и заключение мира, производство, приобретение, продажа, распространение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и ряд других вопросов, имеющих принципиальное значение для государства.
К предмету исключительного ведения субъектов федерации относятся местное управление, регистрация, регулирование деятельности и ликвидация местных предприятий, местные налоги, учреждение и замещение местных должностей, вопросы общественного порядка, культура, санитария, здравоохранение, местные коммуникации, коммунальное обслуживание, пособия престарелым и инвалидам, организация местной полиции, городское устройство и другие вопросы, которые непосредственно касаются населения, проживающего на территории субъекта.
В совместном ведении находятся судоустройство и судопроизводство, социальное обеспечение, налоги, земельное право, трудовое право, электроэнергетика, промышленность, торговля, банковское и биржевое дело, транспорт, за исключением федерального, образование, культура, демографическая политика, здравоохранение, охрана окружающей среды, то есть такие вопросы, которые эффективно могут быть решены только при условии согласия субъектов федерации.
Безусловно, не существует одной, годной для всех стран модели правления и федеративного устройства, а значит, и единой системы государственного управления. Их разнообразие предопределяют очень многие факторы, прежде всего экономические условия, особенности национально-этнического состава населения, традиции, культура, территория.
-- Экономический потенциал общества, который включает:
а) материально-финансовые ресурсы -- федеральный и региональные бюджеты, золотовалютные запасы, ценные государственные бумаги, стабилизационные и другие фонды, налоговые, страховые, таможенные, лицензионные и другие механизмы;
б) фонды хозяйствования, которые включают в себя основ ные фонды, оборотные средства, резервные и страховые фонды государственных унитарных и смешанных предприятий, акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов;
в) природные ресурсы как предмет и средство производства -- соответствующие земельные ресурсы, полезные ископаемые, леса, водные богатства, воздушное пространство;
г) государственные резервы -- стратегические запасы сырья, топлива, продуктов питания, медикаментов и других материалов, необходимых для бесперебойного функционирования всех жизненно важных ее структур на случай чрезвычайных ситуаций, агрессии, стихийного бедствия и т.п.
Перечисленные экономические компоненты носят объективный, как бы «внешний» по отношению к государственной власти характер. Тем не менее, государство в рамках действующего законодательства распоряжается ими и с их помощью решает сложныенациональные проблемы -- обороны и государственной безопасности, развития науки и образования, здравоохранения и социальной защиты, стимулирования производства, преодоления последствий чрезвычайных ситуаций.
Поэтому забота о развитии экономического потенциала страны -- важнейший фактор государственного управления и его главный приоритет. В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны определяется ее научными, технологическими и энергетическими преимуществами. Поэтому сегодня нам предстоит сделать новые шаги в направлении стимулирования роста инвестиций в производственную инфраструктуру, в развитие энергетики, транспорта и связи, в освоение космических и на-на технологий, стимулирование авиастроения, судостроения и перерабатывающего производства, освоение новых перспективные рынков. А значит, нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности, обеспечить конвертируемость рубля, перейти к биржевой торговле нефтью, газом и другими стратегическими товарами непосредственно на территории России;
Политические ресурсы. Они скрыты в политических отношениях (в т.ч. международных), политическом сознании народа и правящих элит, политических полномочиях государственных структур, соответствующих функциях политических партий и других институтов гражданского общества. Все эти структуры, занимаясь политикой, играют активную роль в государственном управлении, особенно в разработке различных целевых программ и концепций, контроле деятельности государственных органов, защите прав и свобод человека.
Ресурсы принудительно-силового характера. Вусловиях демократического правового государства в принципе они играют вспомогательную роль. Тем не менее, они незаменимы, если не «срабатывают» другие ресурсы. Никакие политические, экономические и воспитательные меры сами по себе не обеспечат нужный результат при реализации так называемых «непопулярных решений» в борьбе с преступностью, коррупцией, бюрократизмом, злоупотреблениями властью. Достаточно вспомнить сюжеты, связанные с усилением ответственности за нарушения правил дорожного движения, монетизацией льгот, повышением тарифов на услуги ЖКХ. Хотя, понятно, что без подключения политико-пропагандистских и разъяснительных ресурсов тоже не обойтись.
- Социодемографические возможности общества. Это уникальный, один из самых важных видов социальных ресурсов объективного характера. Человеческий ресурс -- основа ресурсного обеспечения управления в целом. Ведь человек и только человек является созидателем материальных, культурных и духовных благ. Вне человека управление бессмысленно. В полной мере это касается и кадров государственных органов и местного самоуправления.
К сожалению, интеллектуально-демографический ресурс современной России, как и прежде, используется не всегда продуманно и рационально. По оценке Президента РФ7 «положение в этой сфере критическое». Ежегодно страна теряет от 700 тысяч до миллиона общей численности своего населения. Увеличивается доля престарелых и неработающих. Не ослабевает отток специалистов за рубеж. Из-за неумелого использования трудовых ресурсов медленно осваиваются ресурсы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Население этих регионов за последние десять лет сократилось более, чем в два раза. Приморье покинуло 630 тыс. человек6. В то же время усиливается приток граждан из других государств.
Такое положение влечет за собой и другие негативные последствия: огромное количество людей вовлекается в сферу криминальных отношений, ухудшается нравственное и физическое здоровье населения. Поэтому оздоровление и развитие человеческих ресурсов сегодня -- важнейшая задача российского государства. На приоритетные позиции выдвигаются задачи:
а) снижения смертности,
б) проведения более эффективной миграционной политики,
в) повышения рождаемости;
г) обеспечения бережного отношение к семье, матери и ребенку;
д) борьбы с преступностью, алкоголизмом и наркоманией.
-- Интеллектуально-кадровый ресурс общества. В данном случае речь идет об интеллектуально-кадровом потенциале общества как объекта государственного управления, с одной стороны, и самих государственных структур как субъекта этого управления, с другой стороны. В первом случае имеются в виду кадры хозяйственных руководителей, ИТР и специалистов массовых профессий, учителей, врачей, творческой интеллигенции. Во втором -- административно-политическая элита, персонал гражданской, военной и правоохранительной государственной службы, должностные лица муниципальных образований.
Кадровая ситуация в любом обществе постоянно меняется, причем достаточно динамично. В том числе по таким социально-демографическим показателям, как пол, возраст, образование, профессия, квалификация, социальный престиж, материальный достаток и т.п. Без учета этой закономерности интеллектуально-кадровый ресурс грамотно использовать в управлении невозможно. Разве можно не учитывать тот факт, что еще не так давно в России только 5--7% дипломированных специалистов были готовы работать в условиях рынка и свободного предпринимательства, что сменяемость руководящих кадров в органах власти превышала 50%, механизмы кадровых решений строились на принципах личной преданности, землячества и непотизма? Немало высококвалифицированных кадров из производства и науки перешли в торговлю и сферу обслуживания, заняты строительством дач и частным извозом, работают охранниками или уезжают на заработки за рубеж. Охранников, телохранителей и личных водителей сейчас больше, чем занятых в образовании и здравоохранении вместе взятых.
В последнее время ситуация постепенно меняется к лучшему: сложилось новое поколение специалистов, динамично формируется средний класс, развивается система высшего и среднего образования, совершенствуется практика профподготовки государственных и муниципальных служащих. Тем не менее, все еще остается угроза ослабления интеллектуального и генетического потенциала страны, обострения дефицита квалифицированных работников управления. Все большую тревогу вызывает закрытость, коррумпированность и низкий профессионализм чиновничества, превратившегося, по словам В.В. Путина, в «замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса» в целях обеспечения «собственного благосостояния».