p align="left">В соответствии с перечисленными факторами планирование потребностей в персонале будет включать следующие пять этапов: 1. Определение проблем и задач развития организации на перспективу; 2. Сбор необходимой количественной и качественной информации; 3. Поиск решения для достижения цели; 4. Реализация данного решения; 5. Контроль за его исполнением. При планировании персонала различают: Стратегическое планирование - позволяющее полностью использовать потенциал организации. Оперативное планирование - т.е. планирование отдельных мероприятий. Все виды планирования осуществляются в виде планирования по результатам, в основе которого лежат: 1)Определение желаемых результатов; 2)Оперативное управление деятельностью по достижению этих результатов; 3)Контроль на всех стадиях процесса производства в организациях.
Пли планировании по результатам основными показателями для работников являются: 1)Ключевые результаты производственной деятельности (количество и качество продукции, услуг и т.д., уровень использования оборудования); 2)Характеристика развития личности; 3)Уровень квалификации кадров; 4)Уровень профессионального опыта; 5)Состояние физического и психологического здоровья; 6)Уровень мотивированности работника.
При планировании персонала различают: 1)Планирование набора; 2)Планирование использования персонала; 3)Планирование отбора; 4)Планирование развития персонала; 5)Планирование сокращения, перемещения и сохранения персонала; 6)Планирование затрат на персонал; 7)Планирование оптимального состава персонала.
Различают текущую и перспективную потребность в персонале. Основой для определения текущей потребности является штатное расписание. Основой для перспективного планирования являются планы-прогнозы развития организации, результаты исследования рынков продукции и услуг и установленные тенденции в изменении количественных и качественных характеристик персонала.
Оценка персонала служит достижению трех основных целей: Административные цели: повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. Информационные цели. Оценка результатов деятельности нужна и для того, чтобы можно было информировать людей об относительном уровне их работы. При должной постановке этого дела работник узнает, не только достаточно ли хорошо он или она работает, но и что конкретно является его силой или слабостью и в каком направлении он может совершенствоваться. Мотивационные цели. Оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников, администрация может должным образом вознаградить их благодарностью, зарплатой или повышением в должности
Различают формальную и неформальную оценку персонала. Неформальная, как правило, производится без соблюдения специальных процедур. Формальная оценка производится при наличии стандартных и, как правило, утвержденных процедур, и в качестве составных частей включает: непосредственную оценку результатов труда работника, сообщение результатов оценки, действия по обеспечению объективности оценки.
В соответствии с ТК РФ оценка персонала в виде аттестации производится, как правило, один раз в 1-3 года. Основным требованием при проведении аттестации является отделение критики от самой процедуры оценки. При сообщении результатов оценки аттестуемого соблюдаются два правила: разграничение во времени информации об итогах оценки и ее последствиях; разграничение во времени административных решений по наказанию или поощрению работника по сравнению с датой сообщения результатов. В исполнении 2ой позиции кадровые службы предприятий, как правило 1 раз в полугодие, осуществляют мониторинг мнений руководителей о своих подчиненных, который может быть выполнен в устной или письменной форме.
Методы оценки персонала: Качественные - все то, что дает представление. Методы: личная беседа, метод критического события. Количественные - метод бальной оценки, метод ранжирования работников, свободная коэффициентная оценка. Комбинированный метод: анкетирование, тестирование, метод суммирования по частоте проявляемых качеств.
В настоящее время наиболее распространенными являются: Метод рейтингов (предполагает оценку личных качеств менеджера в соответствии со специально разработанной школой), Метод интервью (используется при отборе персонала для выполнения более сложных функций, при этом учитываются следующие компоненты личности: Интеллектуальная и мотивационная сфера, Характер, темперамент, здоровье, Профессионализм и жизненный опыт, Отношение к работе), Метод комитетов (предполагается участие 7-9 независимых судей которые ведут аттестацию методом перекрестных опросов. Ответ да-нет. Обработка результатов на ЭВМ на специальных программах).
Профессиональная карьера характеризует уровень развития и степень реализации профессиональных способностей человека, качественное состояние его профессионального опыта. Должностная карьера-это перемещение работника как по вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации. Оно есть не что иное, как форма реализации профессиональных возможностей человека.
Обучение персонала: принципы, методы, формы и виды
Важнейшим фактором эффективной работы предприятия является своевременная и высококачественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала, что способствует обширному диапазону их теоретических знаний, практических умений и навыков. Планирование обучения персонала позволяет использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда.
Принцип обучения: непрерывность. Формы обучения: очная, заочная, вечерняя. В практике сложилась две формы обучения персонала организации: на рабочем месте и вне его. Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются: метод усложняющихся заданий; смена рабочего места (ротация); направленное приобретение опыта; производственный инструктаж; использование работников в качестве ассистентов; метод делегирование (передачи) части функций и ответственности. Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы. Важнейшими методами обучения вне рабочего места являются: чтение лекций; проведение деловых игр; разбор конкретных производственных ситуаций; проведение конференций и семинаров; формирование групп по обмену опытом; создание кружков качества.
16.Миссия и цели организации
Понятие миссии и целей организации. Цели организации, их свойства и типология. Философия, миссия организации. Факторы определяющие миссию организации. Назначение миссии. Влияние собственников, сотрудников и покупателей на формирование миссии организации. Миссия как основа для формирования целей организации.
Мимссия (англ. mission) -- основная цель организации, высшее понятие в иерархии целей.
Миссия -- одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные учёные давали различные формулировки миссии.
«Миссия -- это основное предназначение, смысл существования организации, выраженный через те выгоды, которая организация несёт заинтересованным сторонам, в основном -- клиентам»
«Миссия -- это основная общая цель организации -- четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури).
«Миссия -- это философия и предназначение, смысл существования организации» (Виханский О. С.).
Миссия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется. В качестве примера реальной миссии компании мирового уровня можно привести миссию компании Matsushita, которую Коносуке Мацусита определял как борьбу с бедностью общества и повышение его благосостояния.
Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1--2 коротких предложения -- брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе. Второй -- расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:
цель функционирования организации,
область деятельности организации,
философия организации,
методы достижения поставленных целей,
методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).
Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Миссия -- центральный, но не единственный элемент иерархии целей организации. С понятием «миссия» тесно связаны понятия «видение», «ценности», «цели», «показатели результативности», «целевые показатели», «ключевые факторы успеха», «компетенции». Все эти понятия формулируются на основе миссии.
17.Иерархия и ее роль в функционировании организации
Понятие иерархии в организации. Централизация, личная зависимость, власть, как основные свойства иерархии. Формы иерархии.
Иерархия - универсальный принцип вертикального строения социальных систем, который проявляется в пирамидальном и многоуровневом строении властных отношений, концентрации власти, властных полномочий и ответственности на верхних этажах управленческой пирамиды, а также централизации, односторонней личной зависимости одного человека от другого. Иерархия особенно явно выражена в административных (формальных) организациях, где пирамидальный принцип распределения власти и ответственности по вертикали между должностными позициями и подразделениями закреплен в нормативных документах.
Роль иерархических формальных структур в обеспечении функционирования организации многообразна, но основная функция иерархии отмечена еще представителями классической школы, которые указали на рациональность иерархического строения формальной организации и закрепили ее в логике построения организации, именуемой "принципом лестницы", или принципом координации средствами иерархии. Согласно положениям классической школы формирование многоуровневого иерархического строения организации есть результат, с одной стороны, реализации принципа единоначалия, предусматривающего сосредоточение всей полноты контроля за деловыми отношениями в одних руках, а с другой - увеличения численности работников и ограничений возможности эффективного внешнего контроля со стороны руководителя в условиях возрастания числа непосредственно подчиненных ему работников. Следовательно, возникает необходимость передачи первым руководителем части своих полномочий, ответственности и власти руководителям более низкого уровня, что определяет логику формирования иерархии.
В современных административных организациях иерархическое строение формальной организации сочетается с четким разделением властных полномочий и нормированием власти. Иерархия в формальной организации - это отражение вертикального разделения труда в результате реализации принципа делегирования полномочий и горизонтального разделения труда.
Принципы иерархического строения отношений в административно организации присутствуют и в неформальной структуре организации, где находят свое выражение в феномене неформального лидерства. В той или иной форме они свойственны всем типам организаций.
18.Внешняя и внутренняя среда организации. Управленческие технологии анализа среды. (РЕSТ-анализ, SWOT- и SNW-анализ)
Понятие внешней и внутренней среды организации. Факторы внешней и внутренней среды. Необходимость оценки организационной среды. РЕSТ-анализ. SWOT-анализ. SNW-анализ.
А. Файоль выделял такие внутренние сферы в организации: 1) техническая, которая выполняет функция производства товаров. 2) коммерческая, которая отвечает за приобретение и сбыт. 3) финансовая - мобилизация и использование капитала. 4) сфера учета - служба бухгалтерского учета. 5)администрирование, которая обеспечивает целостность и единство функционирования всех сфер организации.
Внутренняя среда организации - это совокупность субъектов и процессов имеющая особый неповторимый характер, свойственный только данной организации. Во внутренней среде организации можно выделить несколько структур: 1) организационная, совокупность всех служб подразделений. 2)управленческая, которая характеризует структуру органов управления. 3)социальная, которая отражает совокупные характеристики работников по различным социальным критериям (пол, возраст, стаж и т.д.).4)информированная, которая отражает множество информационных потоков внутри организации. 5)технологическая, которая отражает существующие в данной организации способы производства или оказания услуг.
В рамках анализа внутренней среды проводят: анализ производственного потенциала организации (анализируется размещение предприятия, уровень технологий, наличие и загруженность производственных мощностей и др.); анализ инновационного потенциала организации (наличие новых знаний внутри организации, наличие новых товаров, технологий); анализ финансового состояния организации (оценка уровня рентабельности эффективности организации, ликвидности, устойчивости организации); анализ кадрового потенциала (профессиональный уровень работника, уровень развития трудовых отношений, производственная дисциплина, кадровое планирование и др. вопросы); анализ организационных возможностей предприятия (организационная структура, стиль управления, развитие коммуникации и т.д.). Менеджеру необходимо помнить, что параметры внутренней среды поддаются большему воздействию, чем параметрам субъекта и процесса внешней среды.
Внешняя среда организации- это совокупность объектов, процессов составляющих внешнее окружение организации. Основные элементы внешней среды: 1) экономические процессы; 2) правовые процессы; 3) политические процессы; 4) социокультурные процессы; 5) технологические процессы. Данные процессы образуют макроокружение организации. Микроокружение организации фактически окружение отраслевое. Анализ внешней среды организации позволяет менеджеру принимать решения по адаптации приспособлении организации к изменению внешней среды, в целях достижения поставленных целей. В некоторых случаях у менеджера есть возможность изменить состояние внешней среды.
РЕSТ-анализ - анализ политических, экономических, социальных и технологических факторов, SWOT- и SNW-анализ
SWOT -- метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).
Этот акроним может быть представлен визуально в виде таблицы:
Положительное влияние
Отрицательное влияние
Внутренняя среда
Strengths (Сильные стороны)
Weaknesses (Слабые стороны)
Внешняя среда
Opportunities (Возможности)
Threats (Угрозы)
Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором K. Andrews. Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.
В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета -- Leraned, Christensen, Andrews, Guth предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.
Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
SNW-анализ -- это анализ слабых и сильных сторон организации, оценивается внутренняя среда по трем значениям: Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона) и Weakness (слабая сторона). Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.
Обычно SNW-анализ применяют для более глубокого изучения внутренней среды организации после проведения SWOT-анализа.
19.Понятие, элементы и виды организационных структур
Виды организационных структур: линейно-функциональная, матричная, дивизиональная, сетевая. Особенности возникновения условий функционирования. Достоинства и недостатки отдельных типов организационных структур. Факторы влияющие на выбор организационной структуры. Показатели эффективности организационной структуры.
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними. Различают связи: линейные (административное подчинение); функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения); межфункциональные или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. «+» простота, экономичность, предельное единоначалие. «-» высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется. Функциональная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления. «+» создаются условия для принятия решений за счет специализации и профессиональной подготовленности управленческих работников; специализированные функциональные подразделения оказывают помощь линейному руководителю. «-» нарушение принципа единоначалия, т.к. подчиненные получают указания от нескольких функциональных руководителей и возникает проблема выбора приоритета действий. Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко. Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя. Линейно-функциональная система обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задачи управления "по функциям". «+» обеспечивает высокую профессиональную специализацию сотрудников; позволяет точно определить места принятия решений и необходимые ресурсы (кадровые); способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления. «-» образование специфических для функциональных подразделений целей затрудняет горизонтальное согласование; структура жестка и с трудом реагирует на изменения. Дивизиональная или филиальная структура. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности, или географически. Дивизиональные структуры управления ориентируются на изделия, рынки сбыта, регионы. «+» относительно большая самостоятельность руководителей дивизионов; организация директивных связей по линейному принципу; относительно мощное использование инструмента координации с технической поддержкой; быстрая реакция на изменения рынка; освобождение высших руководителей фирмы от оперативных и рутинных решений; снижение конфликтных ситуаций вследствие гомогенности целей в дивизионе. «-» относительно высокие затраты на координацию ввиду децентрализации вплоть до отдельного финансирования из бюджета и системы расчетных цен; при децентрализации теряются преимущества кооперации, что часто требует централизации выполнения отдельных функций. Матричная структура характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную. Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.
20.Коммуникации в управлении
Сущность коммуникационного процесса. Элементы процесса коммуникации. Этапы коммуникаций. Основные виды коммуникаций. Модели социальной коммуникации. Барьеры в межличностных коммуникациях и пути их преодоления. Организационные коммуникации.
Формальные и неформальные коммуникации Барьеры в организационных коммуникациях и пути их преодоления. Культура делового общения.
Коммуникация -- это процесс обмена информацией, её смысловым значением между двумя и более людьми.
Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься разумные решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Например, до тех пор пока работники не понимают, какое вознаграждение им может предложить организация за хорошо выполненную работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать на неё. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено для правильной оценки достижения целей организации.
Основная цель коммуникационного процесса -- обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвующих в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, необходимо рассмотреть основные стадии процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.
Отправитель -- лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее её.
Сообщение -- собственно информация, закодированная с помощью символов.
Канал -- средства передачи информации.
Получатель -- лицо, которому предназначается информация и которое интерпретирует её.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Задача этих этапов -- составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли исходящую идею (информацию). Это трудно, так как каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл информации может быть искажен или полностью утрачен. Обычно выделяют четыре взаимосвязанных этапа коммуникации:
Зарождение идеи (сбор информации).
Кодирование и выбор каналов.
Передача.
Декодирование.
Хотя весь процесс коммуникации может занять несколько секунд, во время прохождения отдельных этапов могут возникать различные проблемы, снижающие эффективность коммуникации.
ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ. Обмен информацией начинается с формирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Без необходимой проработки (обдумывания) этого этапа процесс коммуникаций может не состояться. Необходимо учитывать, что идея ещё не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информацией. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в чисто эмоциональном одобрении или критике поведения подчиненных.
Когда руководитель собирается сообщить о предстоящих изменениях рабочим, то процесс коммуникации будет эффективным, если передаваемая информация будет содержать конкретные указания -- какие изменения нужны, почему эти изменения нужны и каким образом следует осуществить эти изменения.
КОДИРОВАНИЕ И ВЫБОР КАНАЛА. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать её, использовав для этого слова, интонацию и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен также выбрать канал совместимый с типом символов, используемых для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети.
Часто используются несколько средств сообщения -- приказ на доске информации может дополняться устными разъяснениями руководителя.
ПЕРЕДАЧА. На третьем этапе отправитель использует каналы для доставки сообщения (закодированной идеи) получателю. Здесь осуществляется физическая передача информации, которую часто ошибочно считают коммуникацией.
ДЕКОДИРОВАНИЕ. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование -- это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, то он поймет идею отправителя. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом может закончиться.
Культура общения -- один из относительно новых учебных предметов, введённых в большинстве средних школ Российской Федерации после 2000 года, в особенности в школах с гуманитарным уклоном. Культура общения изучает не только традиционную для российской (ранее советской) науки культуру речи, но и другие смежно-практические, внеязыковые аспекты общения такие как тематика светской беседы, внешний вид, деловая одежда, жесты и движения при общении в разных ситуация, основы деловую переписки, составление факса, этикет электронной почты, правила телефонных переговоров, межкультурную комминикацию, нормы поведения в ресторане, театре, культура общения за столом и др. Культура общения многогранна так как имеет множество субжанров, какими например являются деловая или корпоративная культура, межкультурная коммуникация.
Общение современного человека базируется не только на умениях, относящихся к ролевому репертуару и коммуникативной компетентности личности (например, умение вести переговоры), но и на умениях налаживать контакты, в том числе выходящие за рамки деловых интересов.
В трудностях общения следует выделить сугубо психологический и коммуникативный аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой -- избыточность, бессодержательность общения.
Трудности межличностного неформального общения, в отличие от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых имеют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность общения.
В. Н. Куницыной предложена общая классификация трудностей межличностного неформального общения по их причинной обусловленности и содержательно-функциональным характеристикам. Можно выделить две группы трудностей: 1) субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнера; 2) «объективные», то есть обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием.
К субъективно переживаемым трудностям относятся социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить психологический контакт. Социальная неуверенность нередко возникает в условиях ролевого общения (начальник -- подчиненный); обнаружена ее связь с социальным интеллектом. Робость -- поведенческая и характерологическая черта, обусловливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор.
Так называемые объективные трудности, то есть вызванные объективными и в общем устранимыми причинами, -- это трудности коммуникативного характера (связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта) и коммуникабельного характера (владение нормами, правилами, сформированность психологической культуры общения).
По причинной обусловленности (в рамках психической нормы) трудности делятся на первичные и вторичные.
21.Организационное проектирование: понятие, модели, методы, задачи, технологии
Методологические принципы проектирования организаций. Методы проектирования организации: аналогии, экспертно-аналитический, структуризации целей, организационного моделирования и др. Влияние целей и внешней среды на построение организации. Стадии процесса оргпроектирования. Показатели эффективности оргструктуры.
Проектирование структур управления относятся к функциям управления, и заключается в организации работ в соответствии с целями и задачами организации. Наилучшей структурой будет структура, которая наилучшим образом позволяет организации взаимодействовать с внешней средой и достигать поставленных целей. Большое методологическое значение при организационном проектировании играет системный анализ, целью применения которого является анализ всех факторов, влияющих на деятельность организации и соответственно влияющих на структуру управления. При организационном проектировании основными объектами анализа являются: иерархическая структура управления, функциональная структура управления. Иерархический анализ направлен на изучение состава, количества уровней в структуре управления, его целью является повышение эффективности распределения труда в области принятия решения. Функциональный анализ направлен на выявление возможностей концентрации определенных видов работ конкретной (функциональных подразделений) структуры управления. В процессе этого анализа определяется полнота охвата функции, степень централизации выполнения работ.
Порядок проектировании. Согласно классической теории управления разработка организационной структуры должен производиться сверху вниз. Сутью подхода является делегирование полномочий. Исходя из этого организационное проектирование имеет следующий алгоритм: 1. постановка целей организации 2. изучение и структуризация функций управления 3. выбор вида структуры управления 4. определение нормы управляемости 5. формирование структурных подразделений. 6. распределение и координация функций между уровнями и структурными подразделениями. 7. разработка положений о структурных подразделениях и определения должностных инструкций.
Норма управляемости - среднее количество персонала, которое ограничивается объективными пределами физических и умственных возможностей руководителя эффективно управлять его работой. Подчинение одного руководителя слишком большому количеству подчиненных приводит к выявлению негативных явлений: резкое увеличение коммуникаций между руководителем и подчиненными, снижением нагрузки персонала. С другой стороны недостаточное количество персонала может привести к перегрузке работников, к невыполнению работ, конфликтным ситуациям и т.д. Норма управляемости различны для руководителей разных уровней, с увеличением уровня управления количество подчиненных снижается. NУПР=(7-10).
Методы проектирования: 1.экспертный метод - мнение экспертов. «+» простота, возможность использования для любой организации, «-» субъективность оценок, ограниченных возможностей использования трудового опыта других организаций; 2.метод группировок - объединение подразделений служб организаций, дивизионов организаций по определенным признакам группы с последующей разработкой типовых структур для каждой группы. «+» подхода является экономия затрат, «-» возможно большие погрешности в разработке; 3.метод моделирования, состоит из трех этапов: а) разделение организационной структуры на функциональные блоки б) анализ и дальнейшая оптимизация информационных потоков между блоками в) построение информационной модели организационной структуры. «+» является создание взвешенной с информационной точки зрения организационной структуры, «-» сложность и дороговизна; 4.нормативный метод основан на системном анализе, который рассматривает организационную структуру как комплекс взаимодействующих функциональных подразделений и в основе этого метода лежит использование нормы управляемости. В некоторых случаях норма управляемости утверждается нормативами, законодательными актами; 5.статистический метод предполагает сравнение проектируемой организационной структуры с некой эталонной структурой. Эталонная структура может быть взята из др. организаций действующих в данной сфере. «+» простота, наглядность, «-» большие затраты на поиск информации; 6.аналитический метод предполагает изучение выполняемых работ, изменение объемов информации циркулирующей структуры управления и в результате этого метода является рациональный баланс затрат на выполнение необходимой функции. «+» возможность определения резервов, «-» трудоемкость и дороговизна.
Организация создает задуманную структуру объекта управления, определяет виды их деятельности, необходимые для достижения целей предприятия; выделяет определенные властные полномочия, осуществляет их координацию, функционирование коммуникационных и информационных связей по горизонтали и вертикали. Поскольку работу на предприятии выполняют люди, важным аспектом функции организации является определение того, кто должен выполнять конкретное задание. Руководитель подбирает исполнителей, делегируя отдельным работникам задания и полномочия по использованию ресурсов организации. Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы предприятия для выполнения делегированных задач. В менеджменте они называются линейными полномочиями. Результатом делегирования линейных полномочий является цепь команд. Организационные структуры управления как форма разделения и кооперации управленческого труда представляют собой состав звеньев и уровней управления, их соподчиненность и взаимосвязь. Структуре управления присуще связи двух типов: вертикальные (связи подчинения и руководства) и горизонтальные (связи кооперации равноправных звеньев управления). В свою очередь вертикальные связи могут быть линейные (обязательное подчинение по всем вопросам) и функциональное (подчинение по определенной группе проблем).
22.Управленческое решение: методы разработки, принятие, реализация и оценка последствий
Понятие управленческого решения как важнейшего типа управленческой и организационной деятельности. Классификация управленческих решений. Процесс принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решения. Стадии принятия управленческого решения. Аналитические методы принятия решения в сфере государственного и муниципального управления. Экспертные методы анализа. Метод сценариев. Метод Дельфи.
Управленческое решение - это выбор альтернативы, позволяющей с наименьшими затратами достигать целей организации. Они могут быть разделены:
1) запрограммированные - решения, которые принимаются в соответствии с имеющейся инструкцией;
2) незапрограммированные - при отсутствии инструкций:
1) интуитивные;
2) рациональные управленческие (опираются на анализ);
3) основанные на суждениях.
Этапы принятия решения.
I. Признание необходимости принятия решения.
1) восприятие и признание проблемы;
2) интерпретация и формулировка проблемы;
3) определение целей и критериев ее достижения.
II. Выработка решения.
1) разработка альтернатив;
2) оценка альтернатив;
3) выбор альтернативы.
III. Реализация решения.
1) планирование и организация выполнения решения;
2) анализ и контроль выполнения решения;
3) обратная связь и корректировка принятого решения.
Замыкание на начальный этап
Средства рационального принятия решений.
1) двумерный список
вариант действий
преимущества варианта
2) диаграмма Паретто.
Основывается на правиле 80Х20 (полунаучное правило: 20% усилий позволяют достичь 80% результата)
3) дерево решений
Используется для выбора варианта действия. Графически фиксируются
а) возможные варианты действий
б) в зависимости от событий вариант последствий принятого решения (фиксируются возможные внешние условия)
в) результат, который по каждому варианту может быть получен.
4) построение дерева цели.
Здесь графически изображаются все цели
5) дерево причин.
6) экономико-математические методы.
Форсайт, от английского Foresight -- «взгляд в будущее» -- эффективный инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются дорожные карты. Является одним из важнейших инструментов инновационной экономики.
Кроме описанного выше Американского варианта форсайта есть также Японский (целиком основанный на методе Дельфи) и Европейский (основанный на инерционном развитии) варианты.
Форсайт ориентирован на определение возможных вариантов будущего. Основой для оценки вариантов будущего являются экспертные оценки. Методология Форсайт вобрала в себя десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов. При этом происходит их постоянное совершенствование, отработка приёмов и процедур, что обеспечивает повышение обоснованности предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития. Основной вектор развития методологии направлен на более активное и целенаправленное использование знаний экспертов, участвующих в проектах. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе которых экспертные панели, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и др. Чтобы учесть все возможные варианты и получить полную картину привлекается, как правило, значительное число экспертов. Так, в японских долгосрочных прогнозах научно-технологического развития, проводимых каждые пять лет, участвует более 2-х тысяч экспертов, которые представляют все важнейшие направления развития науки, технологий и техники, а в последнем корейском проекте участвовали более 10 тысяч экспертов.