Рефераты

Гражданско-правовая ответственность за вред причиненный государственными органами

а практике достаточно сложно доказать отсутствие вины органа или должностного лица, при том, что их действия (бездействие) признаны незаконными.

В отличие от ст. 1069 ст. 1070 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень действий, при которых вред подлежит возмещению:

· в результате незаконного осуждения;

· незаконного привлечения к уголовной ответственности;

· незаконного применения к нему в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде;

· незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Следует сказать что, компенсационные выплаты осуществляются не по любому поводу, а для этого требуются определенные основания и не только когда действия признаны незаконными решением суда, вынесенным на основании Федерального Закона Российской Федерации "Об обжаловании действий должностных лиц".

К таким основаниям относят:

а) вынесение судом оправдательного приговора в соответствии со ст. 302 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

б) прекращение уголовного дела в порядке пп. 1 п. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием события преступления;

в) прекращение уголовного дела в порядке пп. 2 п. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления (кроме случаев, когда производство по делу прекращается в отношении лица, совершившего общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости);

г) прекращение уголовного дела за не доказанностью участия обвиняемого в совершении преступления;

д) прекращение дела об административном правонарушении.

Данный список является закрытым и толкованию не подлежит, поэтому выплата возмещения нанесенного гражданину вреда по другим основаниям, кроме перечисленных оснований, не производится.

Однако право на возмещение такого ущерба возникает лишь в случае полной реабилитации гражданина. Прекращение дела по. не реабилитирующим основаниям: амнистия; не достижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность; примирение обвиняемого с потерпевшим; отсутствие жалобы потерпевшего; смерть обвиняемого; изменение обстановки; передача виновного на поруки и др. предусмотренные УПК РФ обстоятельства, не дает права на возмещение вреда.

Под незаконностью действий судебно-следственных органов в п. 1 ст. 1070 ГК РФ понимается поведение их должностных лиц, которое расходится с предписаниями действий уголовно-процессуального права.

Если следователь совершает действия, не предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, или применяет физические или психологические меры воздействия на подозреваемого, фальсифицирует доказательства, что приводит к аресту и осуждению гражданина, то эти действия являются незаконными.

Незаконными считаются также действия судебно-следственных органов, нарушающие требования не только УПК РФ, но и подзаконных актов. Например, деятельность органов дознания, регламентируется значительным числом инструкций, положений, уставов и т.п. Отступление дознавателя от их требований, если это привело к незаконному аресту, осуждению и т.п., также дает потерпевшему право в случае реабилитации требовать возмещения имущественного и морального вреда. В связи с тем, что п. 1 ст. 1070 ГК РФ предусматривает возмещение вреда только за определенный перечень действий, в юридической литературе данное обстоятельство вызывает обоснованную критику. Почему же в указанный выше перечень не вошли, например, такие действия правоохранительных органов и суда, как незаконное проведение обыска, незаконное задержание подозреваемого, незаконное применение принудительных мер медицинского характера и некоторые другие. Как было сказано ранее, самым оптимальным решением данного вопроса было бы полностью отказаться законодателям от попытки дать какой-либо перечень незаконных актов правоохранительных органов и суда и указать на то, что ответственность по ст. 1070 ГК РФ наступает за любые незаконные действия этих органов.

В настоящее время вопрос о том, как же должны квалифицироваться иные, т.е. не перечисленные ст. 1070 ГК РФ незаконные действия правоохранительных органов и суда, которыми причинен имущественный вред, остается актуальным.

Отвечая на данный вопрос в п. 2 ст. 1070 ГК РФ подчеркивается, что вред возмещается в этом случае по основаниям и в порядке ст. 1069 ГК РФ.

Таким образом, иные незаконные акты органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда приравнены по своим гражданско-правовым последствиям к незаконным актам в сфере административного управления. Исключение составляет причинение вреда при осуществлении правосудия, так как для возложения ответственности за вред, причиненный, например, незаконным осуждением судьей, необходимо, чтобы вина судьи была установлена приговором суда, вступившим в законную силу (п. 2 ст. 1070 ГК РФ). Простая отмена судебного решения, постановления или определения ввиду их незаконности или необоснованности, права на возмещение вреда, причиненного этими актами, не предоставляет.

На вопросах применения этой нормы остановимся подробнее. Конституционный Суд РФ, приняв 25.01.2001 г. Постановление № 1-П "По делу о проверке конституционности положений п. 2 ст. 1070 ГК РФ" повысил уровень обеспечения права граждан и организаций на судебную защиту от незаконных действий судебных органов.

Незаконные действия судей, хоть и виновные, не всегда имеют преступный характер. Понятно, что если под осуществлением правосудия понимать любую деятельность судей в процессе судопроизводства (как можно было наблюдать до последнего времени в правоприменительной практике), то право на возмещение вреда, причиненного многими распространенными в судебной практике правонарушениями, например, нарушение сроков судебного разбирательства, несвоевременное вручение лицу процессуальных документов, приведением к пропуску сроков обжалования и т.п., оказывается эфемерным.

Такая практика применения п. 2 ст. 1070 ГК РФ повлекла обращение ряда граждан в Конституционный Суд РФ. Обращения вызваны тем, что в решении по конкретным делам суды, применяя п. 2 ст. 1070 ГК РФ полагали, что если незаконные действия судей не повлекли последствий, указанных в п. 1 ст. 1070 ГК РФ, то при отсутствии вступившего в законную силу приговора в отношении судьи иски к государству о возмещении вреда не подлежат удовлетворению. Заявители утверждали, что п. 2. ст. 1070 ГК РФ нарушает право на судебную защиту и право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц (ст. ст. 46 и 53 Конституции РФ).

Конституционный Суд в принятом Постановлении от 25.01.2001 г. № 1-П отметил, что само по себе указание в п. 2 ст. 1070 ГК РФ на наличие вины судьи не может рассматриваться, как противоречие вытекающей из Конституции РФ обязанности государства возместить вред, причиненный при осуществлении правосудия судом как органом государственной власти или судьей как его должностным лицом.

Кроме того. Конституционный Суд подчеркнул, что отсутствие в конституционных нормах непосредственного указания на необходимость вины должностного лица или лиц, выступающих от имени государственной власти, как на условие возмещения государством вреда, не означает, что вред, причиненный, в частности, при осуществлении правосудия незаконными действиями или бездействием органа судебной власти и его должностных лиц, в том числе в результате злоупотребления властью, возмещается государством, независимо от наличия их вины.

Конституционный Суд также пришел к выводу о том, что под осуществлением правосудия в п. 2 ст. 1070 ГК РФ понимается не все судопроизводство, а лишь та его часть, которая заключается в принятии судебных актов, разрешающих дело по существу, так как именно в таких актах определяются правоотношения сторон, устраняется спорность, обеспечиваются возможность беспрепятственной реализации права и охраняемого законом интереса, а также защита нарушенных или оспоренных материальных прав и законных интересов.

Особенно важно сказать о том, что Конституционный Суд сделал вывод, что судебные акты, которые хотя и принимаются в гражданском судопроизводстве, но которыми дело не разрешается по существу и материально-правовое положение сторон не определяется, не охватываются понятием "осуществление правосудия" в том его смысле, в каком оно употребляется в п. 2 ст. 1070 ГК РФ, поскольку в таких актах решаются, главным образом, процессуальные вопросы -- от принятия заявления и до исполнения судебного решения, в том числе при окончании дела путем прекращения производства по делу и оставления заявления без рассмотрения.

Следовательно, положение п. 2 ст. 1070 ГК РФ о вине судьи, установленной приговором суда, не может служить препятствием для возмещения вреда, причиненного действиями или бездействием судьи в ходе осуществления гражданского судопроизводства, если он издает незаконный акт или проявляет противоправное бездействие по вопросам, определяющим не материально-правовое, а процессуально -- правовое положение сторон.

В таких случаях вина судьи может быть установлена не только приговором суда, но и иным судебным решением. Но при этом следует отметить. Конституционный Суд считает, что не действует общее правило о презумпции вины причинителя вреда, установленное п. 2 ст. 1069 ГК РФ.

При оценке конституционности п. 2 ст. 1070 ГК РФ Конституционный Суд принял во внимание то, что Россия является участницей Конвенции о защите прав человека и основных свобод и подчиняется, вследствие этого, юрисдикции Европейского Суда по правам человека. Согласно, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Из норм Конвенции следует, что за ошибку суда, которая повлекла вынесение незаконного приговора, государство несет ответственность и обеспечивает компенсацию незаконно осужденному независимо от вины судьи, и все же Конвенция вместе с тем не ставит в обязанность государств-участников возмещать на тех же условиях ущерб, который причинен при осуществлении правосудия в гражданском судопроизводстве. Конституционный Суд в своем постановлении также указал на то, что необходимо соблюдать разумные сроки судебного разбирательства.

Таким образом, российские суды, рассматривая иски о возмещении государством вреда, причиненного лицу незаконными действиями или бездействием суда или судьи в гражданском судопроизводстве, если они не относятся к принятию актов, разрешающих дело по существу, не должны увязывать конституционное право на возмещение вреда непременно с личной виной судьи, установленной приговором суда.

Уголовно ненаказуемые, но незаконные виновные действия или бездействие судьи в гражданском судопроизводстве, в том числе, нарушение разумных сроков судебного разбирательств, должны, исходя из смысла п. 2 ст. 1070 ГК РФ во взаимосвязи с положениями ст. ст. 6 и 41 Конвенции, рассматриваться как, нарушение права на справедливое судебное разбирательство, что предполагает необходимость компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.

В окончании данного параграфа автор полагает необходимым отметить, что в судебной практике существуют случаи возмещения вреда, когда действия никем не признаны незаконными, однако вред судом возмещается. По мнению автора, в том случае, если существует понятие "презумпция невиновности", действия должны быть обязательно признаны незаконными, а иначе каждое судебное решение по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями, будет удовлетворено судом. Это приведет к тому, что граждане начнут обращаться с исками о возмещении вреда причиненного незаконными действиями, если им покажется, что действия, по их мнению, были незаконными.

1.3 Понятия государственных органов, их должностных лиц, органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

В рассматриваемом деликте условием ответственности является то, что вред должен быть причинен не любыми лицами, органами кооперативной, общественной и другой организации, а именно государственными органами, их должностными лицами, органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Поэтому в данном параграфе необходимо более подробно рассмотреть, какие именно органы власти следует к таковым относить.

Под государственными органами, о которых идет речь в ст. 1069 ГК РФ подразумеваются любые государственные органы (т.е. органы федеральной исполнительной власти, представительные органы и органы суда, прокуратуры) Российской Федерации, упомянутые в Конституции и функционирующие на ее основе.

Государственные органы можно разделить по функциональному признаку на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

* Органами законодательной власти являются:

Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации);

парламенты -- органы законодательной власти республик в составе РФ;

законодательные (представительные) органы других субъектов РФ (краевые, областные, городские думы, законодательные собрания, и т.п.). Главная особенность определяется закрепленной функцией -- осуществлением законодательной деятельности, то есть принятием актов высшей юридической силы -- законов.

* К органам исполнительной власти относятся:

Указом Президента Российской Федерации установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

* Судебную систему Российской Федерации составляют:

Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, институт мировых судей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В настоящее время, развернутое понятие должностного лица содержится в примечании ст. 285 Уголовного Кодекса Российской федерации "...должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях....

Данное определение практически охватывает всех должностных лиц государственных органов РФ, ее субъектов. Однако при использовании данного определения, в какой либо из отраслей права следует учитывать особенности этой отрасли.

Если применять данное определение к описываемому деликту, то круг должностных лиц необходимо значительно сузить. Представляется, что вред, как гражданам, так и юридическим лицам могут причинять изданием неправомерных актов только те должностные лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в отношении лиц, по службе им не подчиненных.

Примером должностного лица могут быть представители власти (министры и их заместители, сотрудники оперативного состава милиции, таможни, санитарно -- эпидемиологического надзора и т.п.); лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административные функции (руководители государственных учреждений, их заместители и т.п.), а также лица, выполняющие властные функции в порядке исполнения возложенных на них полномочий (общественные контролеры, ревизоры и т.п.).

Под организационно-распорядительными обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Под административно-хозяйственными обязанностями понимаются полномочия по управлению или распоряжению имуществом.

Не могут рассматриваться в качестве должностных лиц работники государственных предприятий и организаций, выполняющие профессиональные или технические обязанности (инженеры, врачи, прорабы и т.д.).

Должностными лицами по ст. 1069 ГК РФ являются не все работники государственных органов, а только те, которые отнесены к должностным лицам в соответствии с ФЗ РФ "О федеральной гражданской службы Российской Федерации" от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, то есть те, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам по службе им не подчиненным. Так, в соответствии со ст. 1 указанного закона, государственные должности -- это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации, который утверждается Президентом РФ.

Должностные лица находятся на государственной службе, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Иными словами речь идет лишь о тех служащих, которых обычно именую представителями власти. Типичными представителями такого рода служащих являются работники милиции, таможни, налоговых органов, судебные приставы-исполнители и т.д.

Следует отметить то, что если вред причинен органами власти и должностными лицами не в сфере властно-административных отношений, а в результате хозяйственной или технической деятельности, ответственность наступает на общих основаниях. Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -- гражданами и юридическими лицами.

Кроме должностных лиц, которые являются государственными служащими, например в органах внутренних дел существует должность как внештатный сотрудник милиции, возникает вопрос, является ли внештатный сотрудник должностным лицом. Для того чтобы ответить на данный вопрос приведем пример из практики:

"Приговором Самарского областного суда внештатный сотрудник отдела по борьбе с экономическими преступлениями Макаренко осужден по пп. "б", "в" ч. 2 ст. 159, п. "б" ч. 4 ст. 290, ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 325 УК РФ за мошенничество с использованием своего служебного положения, превышение должностных полномочий.

Макаренко, являясь президентом общественного фонда "Восход" устав которого предусматривал финансирование, направленное на оказание помощи семьям погибших при исполнении служебных обязанностей работников милиции, материально -- технической помощи органам внутренних дел, предложил оформить себя внештатным сотрудником милиции.

Приказом по управлению внутренних дел г. Самара в августе 1997 года Макаренко был зачислен внештатным сотрудником отдела по борьбе с экономическими преступлениями и ему выдано удостоверение установленного бланка.

В соответствии с требованиями временной инструкции "Об организации работы внештатных сотрудников милиции", утвержденной приказом МВД России от 20 ноября 1992 г., Макаренко по указанию кадрового сотрудника милиции К. (старшего оперуполномоченного названного подразделения) должен был выполнять поручения, влекущие за собой правовые последствия для граждан. Он производил контрольные закупки в торговых павильонах и киосках и в случае выявления нарушений правил торговли составлял акты, которые обязан передавать в отдел по борьбе с экономическими преступлениями.

Так, Макаренко под предлогом проверки соблюдения правил торговли проводил контрольную закупку в торговом павильоне, владельцем которого являлся Гусейнов. Макаренко при проверке обнаружил отсутствие на отдельные виды продуктов и соответственно составил акты контрольной закупки, и назначил через продавца встречу владельцу магазина Гусейнову.

Встретившись с Гусейновым, Макаренко попросил его, чтобы тот оказал "спонсорскую" помощь милиции и рассказал ему о "фонде", президентом которого является. Денежными средствами, полученными от Гусейнова, Макаренко распорядился по своему усмотрению.

Кроме того, несмотря на выявленные нарушения правил торговли, Макаренко самостоятельно принял решение об освобождении Гусейнова от административной ответственности, что согласно ст. ст. 22 и 23 КоАП РСФСР, входит в компетенцию лишь начальников и заместителей начальничков органов внутренних дел. При этом он разорвал первый экземпляр составленного им акта контрольной закупки. Макаренко проделывал такие махинации неоднократно.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор оставила без изменения.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в своем протесте поставил вопрос о б отмене приговора по ч. 1 ст. 286 УК РФ с прекращением дела за отсутствием в действиях Макаренко состава преступления и о переквалификации его действий с п. "б" ч. 4 ст. 290 на пп. "б" ч. 2 ст. 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда РФ протест удовлетворил по следующим основаниям. Признавая Макаренко виновным, суд исходил из того, что он являлся должностным лицом. Однако это ошибочный вывод.

Как видно из Временной инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции внештатные сотрудники используются для выполнения конкретных поручений сотрудников милиции, за которым он закреплен, и в своей работе должен осуществлять только действия, не выходящие за рамки данных ему поручений. Макаренко был закреплен за работником милиции К.

В суде сотрудники милиции К. и В. показали, что не давали Макаренко поручения проверять торговые павильоны. Указанная выше Временная инструкция запрещает внештатным сотрудникам милиции самостоятельное производство процессуальных и других действий, оперативно-розыскных мероприятий. Следовательно, Макаренко не являлся должностным лицом, и его действия подлежат переквалификации.

Кроме того, из приговора должно быть исключено указание об осуждении по п. "в" ч. 2 ст. 159 УК РФ. Поскольку Макаренко не являлся должностным лицом, он не может нести ответственности за превышение должностных полномочий. Акты контрольных закупок, которые уничтожил Макаренко также нельзя признать официальными документами, так как они составлялись не должностным лицом".

Рассмотрев, пример из практики и проанализировав Временную инструкцию по организации работы с внештатными сотрудниками, утвержденную Приказом МВД РФ от 20 ноября 1992 г. № 420 можно сделать вывод о том, что внештатный сотрудник не является должностным лицом, и как следствие, к нему не может применяться ответственность по ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ.

По ст. 1070 ГК РФ в качестве непосредственных причинителей вреда выступают должностные лица органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Круг этих органов очерчен действующим законодательством, Уголовно-процессуальным Кодексом РФ, Законом "О прокуратуре", Законом "О судебной системе".

В соответствии с УПК РФ предварительное расследование производится в форме следствия либо дознания.

В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся: органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации,

Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда российской Федерации; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы Государственной противопожарной службы.

Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору и является важнейшим независимым правоохранительным органом в соответствии с Федеральным законом РФ от 17.11.1995 г. № 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".

Следует отметить, что вред, который может быть причинен в ходе оперативно-розыскных мероприятий, возмещается на общих основаниях (ст. 1064 и 1069 ГК РФ) в порядке гражданского судопроизводства. Поэтому при возникновении вопроса о возмещении вреда, причиненного действиями должностных лиц органов, которые уполномочены на производство и дознания, и оперативно-розыскной деятельности (например, милиция, таможня), необходимо выяснять, какими их действиями (следственными или оперативно-розыскными) был причинен ущерб. Так как в соответствии со ст. 16-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ "при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохранительным интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга". Вред, причиненный органами предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда юридическим лицам возмещается на общих основаниях (ст. 1064 ГК РФ).

Необходимо учесть, что ответственность за незаконные действия госорганов и их должностных лиц наступает при наличии общих (ст. 1064 ГК РФ) и специальных (ст. 1069 ГКРФ) условий.

Таким условием является наличие убытков у фирмы в результате незаконных действий органов предварительного следствия и таким условием является наличие убытков у фирмы в результате незаконных действий органов предварительного следствия и причинной связи между ними. Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на фирме, и как следствие необходимо их доказать".

На основании изложенного, автор считает возможным сделать следующие выводы:

Под обязательством, возникающим вследствие причинения вреда государственными органами, следует понимать гражданское правоотношение, по которому кредитор (юридическое или физическое лицо) имеет право требовать от должника (государства) полного возмещения противоправно причиненного вреда, а должник обязан полностью возместить причиненный вред.

Для наступления ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями, необходимо наличие общих и специальных условий. Перечень данных условий изложен в приложении 1 дипломной работы.

Субъектами рассматриваемого деликтного обязательства являются государственные органы и их должностные лица, органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Ответственность по ст. 1069 ГК РФ наступает при причинении вреда незаконными действиями государственных органов либо должностными лицами этих органов.

Согласно ст. 1069 ГК РФ к незаконным действиям относятся действия, допущенные как отдельным должностным лицом, так и коллегиальным органом, если они причинили ущерб имущественным интересам лица.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

2.1 Виды вреда, подлежащие возмещению

Исследовав особенности основных условий возмещения вреда, автор считает необходимым рассмотреть подробнее, какие именно виды вреда подлежат возмещению в рассматриваемом деликте. Причинение вреда является обязательным условием ответственности по деликтным обязательствам. Вред -- неблагоприятные и отрицательные последствия, которые наступают при нарушении личного или имущественного права или блага. Гражданину может быть причинен как материальный (имущественный) вред, так и моральный (неимущественный) вред.

Пункт 1 ст. 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации раскрывает содержание понятия "вред", а также субъективный состав возникающего при его причинении обязательства. В данном случае речь идет о вреде, который причинен личности или имуществу гражданина (физического лица) или имуществу юридического лица.

В соответствии с главой 59 ГК РФ вред подлежит возмещению, если он является последствием нарушения личных неимущественных прав гражданина (здоровья, жизни, чести, личная свобода и др.) а также имущественных прав гражданина и юридического лица.

Возмещение вреда в полном объеме предполагает компенсацию морального вреда, т.е. если моральный вред причинен вместе с имущественным, то компенсация морального вреда производится вместе с возмещением имущественного вреда, а если же причинен только моральный вред, то компенсация производится, независимо от причинения имущественного вреда.

Материальный (имущественный) вред выражается в возникновении у потерпевшего реального ущерба, в лишении его возможности получить запланированные доходы (упущенная выгода), в несении потерпевшим каких-либо дополнительных материальных убытков. Особенностью имущественного вреда является то, что он всегда может быть выражен в конкретной денежной суммой.

В Российском законодательстве ст. 1082 ГК РФ предусмотрено два способа возмещения материального вреда:

· возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.);

· возмещение причиненных убытков.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Также об этом говорится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах применения части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" где конкретно указано, что "при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь ввиду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. При этом необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков. Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат". Размер материального вреда должен определятся по ценам, существующим на момент его возмещения.

В соответствии со ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. "О возмещении ущерба, причиненного гражданину, незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей" производится возмещение имущественного ущерба, восстановление трудовых, пенсионных, жилищных, других прав, возмещение иного ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Возмещению подлежат:

· заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;

· пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы;

· имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации государственных займов и выпавшие на них выигрыши, иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест;

· штрафы, взысканные во исполнение приговора суда;

· судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями;

· суммы, выплаченные гражданином юридической консультации

· за оказание юридической помощи.

Данный перечень является закрытым и не подлежит толкованию.

Из практики по гражданским делам: "Ш. обратился в Березовский районный суд Тюменской области с иском к государству о взыскании материального и морального ущерба, нанесенного незаконным привлечением его к уголовной ответственности.

В результате длительного нахождения его под стражей Ш. Был незаконно лишен свободы и ему был причинен значительный материальный и моральный ущерб, выразившийся в прекращении на период ареста предпринимательской деятельности, разрыве хозяйственных договоров, заключенных ранее, потере деловой репутации, моральных и нравственных страданий и его членов семьи, оставшихся без него. Суд отказал Ш. В удовлетворении исковых требований в части возмещения материального ущерба, мотивировав свое решение тем, что Положением, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1981 г., возмещению подлежат только заработок и другие трудовые доходы (и др. в соответствии с перечнем). Предъявленные же Ш. требования о возмещении ему за счет государства задолженности в пенсионный фонд, по налоговым платежам, по неисполненным договорам и упущенной выгоды по ним, вытекают не из трудовых отношений, а из его предпринимательской деятельности, результатом которой является прибыль, а не заработная плата и поэтому этот ущерб возмещению не подлежит".

Кроме того, гражданину, освобожденному от работы, в связи с незаконным осуждением должна быть предоставлена прежняя работа либо другая равноценная работа; в отношении гражданина, лишенного в связи с незаконным осуждением воинских званий, орденов, медалей по представлению суда, отменившего приговор, решается вопрос о восстановлении званий, орденов, медалей.

Судебно-следственные органы могут использовать и иные способы заглаживания морального вреда как, например, направление письменных извещений о реабилитации по месту работы, учебы или жительства гражданина. Если проанализировать сложившуюся практику, то можно сказать о том, что данные способы заглаживания вины применяются крайне редко.

Основания и размер компенсации гражданину за причинение морального вреда определяются правилами, которые предусмотрены ст. ст. 151, 1099-1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации, при этом ст. 151 ГК РФ раскрывает понятие морального вреда в общей форме и определяет, как "физические или нравственные страдания, причиненные действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащее ему другие нематериальные блага". Но если толковать буквально указанную норму то можно сделать вывод о том, что компенсации подлежит лишь моральный вред, причиненный действием.

Наиболее развернутое определение понятия "моральный вред" дано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г., № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" с изменениями и дополнениями от 15.01.1998 г. № 1 "под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина".

Под нравственными переживаниями и страданиями, причиненными, здоровью гражданина понимают испытываемое им чувство ущербности, неполноценности, стыда, неудовольствия оттого, что он лишился определенных жизненных связей. Компенсация морального вреда всегда производится в денежном выражении, а размер определяется по усмотрению суда. Так, Президиум Верховного Суда в своем Постановлении от 20.12.1994 г. № 10 разъясняет и рекомендует суду, что "в целях правильного и своевременного разрешения вопроса компенсации морального вреда в сфере гражданских правоотношений необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда.

Также необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему вреда, и какими действиями (бездействием), они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства имеющие значение для разрешения конкретного спора".

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и учитываются индивидуальные особенности потерпевшего и другие конкретные обстоятельства, свидетельствующие о тяжести перенесенных страданий. Для определения размера компенсации морального вреда важно придерживаться принципов разумности и справедливости.

Действующее законодательство не достаточно четко регулирует вопрос о возмещении морального вреда юридическим лицам. В ст. 152 ГК РФ говорится, что путем возмещения убытков и компенсации морального вреда происходит защита деловой репутации юридического лица, так же как и защита чести и достоинства гражданина.

Однако в ст. 1100 ГК РФ, говорится, только о гражданах, в связи с этим право юридических лиц на компенсацию морального вреда получает разное толкование. Так, М.И. Брагинский, Е.А. Суханов, К.Б. Ярошенко, A.M. Эрделевский считают, что моральный вред, причиненный юридическим лицам, возмещаться не должен. Но большинство авторов все же думают иначе. Ю.К. Толстой, М.Н. Малеина считают, что "нарушение деловой репутации путем распространения ложных сведений причиняет юридическому лицу вред, и оно вправе требовать возмещения, как имущественных убытков, так и компенсации морального вреда". Подобного мнения придерживается и автор, полагая, что юридические лица все же вправе требовать как возмещения имущественных убытков, так и компенсации морального вреда, потому что именно ложные, неточные сведения могут принести юридическому лицу большие потери, такие как потеря заключения выгодных контрактов, трудности со сбытом продукции и т.п. Именно поэтому нельзя лишать юридическое лицо права на компенсацию морального вреда. Пленум Верховного Суда РФ в пункте 5 Постановления от 20.12.1994 г. "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" признал за юридическими лицами право на компенсацию морального вреда, при этом порядок имеет некоторые особенности. Моральный вред юридическим лицам компенсируется при необходимости защиты их деловой репутации (п. 7. ст. 152 ГК РФ). При возмещении вреда, взыскиваемого за нарушение личных неимущественных прав юридических лиц можно добавить такие критерии как социальный статус, известность фирмы, ее финансовое положение, степень воздействия морального вреда на престиж.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты