Рефераты

Гражданско-правовая охрана имущественных интересов несовершеннолетних

оскольку в большей зависимости от действий своих законных представителей находятся именно малолетние, и реализация их правоспособности в основном производится за счет действий родителей (усыновителей) или опекуна, законодатель ввел дополнительный контроль за сделками указанных лиц (ст. 37 ГК). При этом в отношении детей, лишенных родительского попечения, действует целиком ст. 37 ГК, и контролю подлежат все сделки, указные в п. I, п. 2. и п. 3 названной статьи. На сделки малолетних детей, законными представителями которых являются их родители (усыновители), распространяются только п. 2. и п. 3 ст. 37 ГК. Таким образом, доходы такого малолетнего гражданина, в том числе доходы, причитающиеся от управления имуществом ребенка, могут расходоваться его родителями (усыновителями) без контроля со стороны ООиП, в отличие от доходов малолетнего, не имеющего родительского попечения. Видимо законодатель посчитал, что со стороны родителей малолетнего никаких злоупотреблений быть не должно и вмешиваться в сферу содержания малолетнего его родителями (что бывает чаще, чем содержание ребенка на его собственные средства) нецелесообразно. В отношении несовершеннолетних старшего возраста от 14 до 18 лет указанная позиция законодателя нашла еще большее подтверждение. Поскольку ребенок в возрасте от 14 до 18 лет имеет уже достаточный объем дееспособности и все сделки совершает собственными действиями, он сам способен регулировать вопросы соблюдения его прав и интересов. Однако чтобы не допускать злоупотреблений со стороны попечителей, т. е. лиц назначенных содействовать ребенку, оставшемуся без родителей, в трудной жизненной ситуации, законодатель подверг некоторые сделки ребенка контролю со стороны ООиП. В результате механизм участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях оказывается различным. По положениям ГК РФ сделки детей, совершенные с согласия их родителей (усыновителей), находятся под контролем только этих лиц. Сделки детей, лишенных родительского попечения, находятся под контролем попечителя и ООиП (правильнее считать, что под контролем ООиП в последнем случае находятся не сделки несовершеннолетнего, а действия попечителя в отношении указанных сделок - п. 2 ст. 37 ГК).

Кроме того, сделкоспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, имеющих попечение родителей, отличается от сделкоспособности детей, лишенных такого попечения. Так, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет согласно п. 2 ст. 26 ГК имеют право самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей, попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами. В то же время в соответствии с п. 1 ст. 37 ГК попечителю несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет предоставлено право расходовать доходы подопечного несовершеннолетнего, в том числе и доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом. При этом данные суммы должны расходоваться попечителем на нужды ребенка и в его интересах, что контролируется ООиП (п. 1 ст. 37 ГК). Положение п. 1 ст. 37 ГК в отношении детей, лишенных попечения родителей, имеющих в силу п. 2 ст. 26 ГК способность самостоятельно распоряжаться своими доходами, является противоречивым и нарушает единообразное представление о дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Расположение ссылки на ст. 37 ГК РФ в норме п. 3 ст. 60 СК РФ, ее отсутствие в ГК приводит к неправильному представлению о распространении действия нормы ст. 37 ГК РФ, а именно к игнорированию разрешения ООиП для сделок, осуществляемых детьми с согласия родителей. Такой прием законодательной техники нельзя считать удачным. Учитывая, что предмет семейного права составляют имущественные отношения между членами семьи, а отношения по распоряжению имуществом ребенка имеют место между несовершеннолетним и третьими лицами (не родителем и ребенком) и составляют предмет права гражданского, регулирование таких отношений должно в полной мере отражаться в номах ГК РФ. Целесообразным было бы внести изменения в статью 37 ГК, распространив ее на все категории несовершеннолетних граждан, включив положения о контроле ООиП за действиями не только опекунов и попечителей ребенка, но и родителей, усыновителей.

Более того, достаточно общая формулировка нормы п. 2 ст. 37 ГК часто неправильно понимается и, соответственно, применяется в конкретных случаях совершения сделок, влекущих уменьшение имущества ребенка. Является ли это следствием только действий лиц, применяющих норму, или сама норма сформулирована таким образом, что вызывает неправильное и не единообразное ее понимание в судебной практике Определение Верховного Суда РФ от 15.07.2008 № 18-В08-33 [Текст]// Бюллетень Верховного Суда РФ.- 2008.-№ 9.- С.13.. В пользу последнего положения свидетельствуют те юридико-технические приемы, которые использует законодатель: 1) ГК РФ требует обязательного получения согласия «законного представителя» на сделки, совершаемые самим несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, согласно ст. 26; 2) в законодательстве есть случаи, когда «законный представитель» должен давать согласие на сделку, совершаемую третьим лицом (не самим несовершеннолетним), в результате которой происходит уменьшение (ущемление) прав несовершеннолетнего (обмен жилого помещения, вселение в жилое помещение других граждан в качестве челнов семьи, изменение договора найма, замена жилого помещения жилым помещением меньшего размера, приватизация жилого помещения, отчуждение собственником жилого помещения, в котором проживает ребенок) Безрук Н.П. Проблемы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения [Текст]// Семейное и жилищное право. - 2007. - № 1. - С. 17..

И, казалось бы, норма ст. 37 ГК РФ должна применяться в обеих ситуациях, распространяться на сделки, свершаемые как самим ребенком (заручившимся согласием своих родителей, лиц из заменяющих), так и совершаемые иными лицами в отношении его имущества (нанимателем или собственником жилого помещения, членом семьи которого является ребенок). В то же время, законодатель в некоторых нормах особо оговаривает случаи получения разрешения ООиП на сделки в отношении имущества ребенка, придавая специальный характер указанным нормам. Так, п. 4 ст. 292 ГК предусмотрено, что отчуждение жилого помещения, в котором проживают оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно ООиП), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия ООиП. С аналогичным приемом мы сталкиваемся в жилищных отношениях. Так, обмен жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, являющиеся членами семьи нанимателя данного жилого помещения, допускается с предварительного согласия ООиП Перепелкина Н.В. Правовое положение несовершеннолетних и нормы Жилищного кодекса РФ [Текст]// Жилищное право. - 2008. - № 2. - С. 17.. Получается, что если в отношении других распорядительных сделок с жилым помещением, занимаемым по договору социального найма (изменение договора, замена жилого помещения, вселение иных лиц) согласие ООиП Жилищным кодексом не предусмотрено, то оно необходимо только в отношении сделок по обмену. В то время как при замене жилого помещения или расторжении договора социального найма происходит уменьшение имущественных прав ребенка (или отказ от них). Данный вывод не в пользу защиты прав детей свидетельствует о том, что норма ст. 37 ГК РФ утрачивает свое общее значение, учитывая, что все жилищные отношения урегулированы ЖК РФ, в том числе с участием несовершеннолетних Осипова С.В. Согласие (разрешение) органа опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимостью при участии несовершеннолетних [Текст]// Нотариус. - 2006. - № 5. - С. 16.. Данный закон, с одной стороны, является актом специального действия, регулирующим все жилищные отношения, с другой стороны, общего приоритетного действия по отношению к другим нормативным актам, в том числе и ГК РФ. На мой взгляд, такие приемы юридической техники (прямое ограничение применения ст. 37 ГК РФ) приводят больше не к защите прав несовершеннолетних, а к умалению этих прав. Для обеспечения равной защиты прав всех несовершеннолетних субъектов гражданского права необходимо распространить ст. 37 ГК РФ на любые сделки, влекущие уменьшение имущества детей, независимо от того, кем совершается такая сделка, самим ребенком, или иным лицом, в области жилищных отношений, регулируемых ЖК, или гражданских, регулируемых ГК. Учитывая, что жилищные отношения по пользованию жилым помещением являются по своей природе гражданско-правовыми отношениями, норма статьи 37 ГК РФ должна иметь универсальное значение в качестве специальной защитной меры для любых сделок, влекущих уменьшение прав несовершеннолетних, ущемление их интересов. Для этого необходимо четкое закрепление указанного правила в законодательстве с тем, чтобы правоприменители не испытывали сомнения в необходимости получения согласия (разрешения ООиП) на определенные сделки.

Включение ООиП в механизм реализации гражданских прав подтверждается следующими нормами гражданского законодательства (статьи 20, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 36, 37, 40, 168, 172, 175, 292, 575 Гражданского кодекса РФ и др.). Данные нормы должны поддерживать значение ООиП в механизме осуществления и защиты прав несовершеннолетних, недееспособных, не полностью дееспособных лиц. Однако реальная ситуация в области прав детей, недееспособных (частично дееспособных) субъектов свидетельствует о декларативной функции ООиП и несовершенстве правового механизма реализации прав лиц, не обладающих необходимым объемом дееспособности. Содействие несовершеннолетним (недееспособным) гражданам в осуществлении их прав со стороны законных представителей и ООиП во многом является номинальным, то есть не подкрепленным правовыми институтами восстановления нарушенных прав и ответственностью за невыполнение указанного содействия.

Все сказанное позволяет предложить внести дополнения в п. 3 ст. 26 ГК РФ и изложить его в следующей редакции: "Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. По сделкам, совершаемым с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя, названные лица несут субсидиарную ответственность в случае отсутствия у несовершеннолетнего доходов или иного имущества, достаточных для возмещения причиненных убытков".

Так как в настоящее время несовершеннолетние, относящиеся к данной возрастной группе, гораздо более самостоятельны, чем их сверстники, жившие в середине прошлого века, поэтому в текст ст. 26 ГК РФ следует внести еще одно дополнение, устанавливающее «право несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет, самостоятельно совершать сделки в сфере розничной купли-продажи, общественного питания и массово-зрелищных мероприятий», что будет соответствовать сложившейся практике.

Статья 60 СК содержит ссылку на применение при распоряжении имуществом ст. 28 и 26 ГК. В ст. 28 ГК содержится указание на применение ст. 37 ГК, т.е. на родителей (усыновителей) распространяются те же правила по распоряжению имуществом малолетнего ребенка, которые действуют в отношении опекунов. В ст. 26 ГК указания на применение ст. 37 ГК нет. Следовательно, ребенок в возрасте от 14 до 18 лет осуществляет правомочие по распоряжению своим имуществом с письменного согласия родителей (усыновителей, попечителей), а предварительного разрешения органа опеки и попечительства не требуется.

В этом случае не исключается возможность нарушения имущественных прав ребенка. Ребенок в таком возрасте не достиг необходимого уровня зрелости, чтобы действовать в своих интересах, а родители, усыновители, попечители не всегда могут правильно оценить ситуацию, а порой умышленно нарушают права ребенка. Думается, что и в этом случае должен быть контроль со стороны органа опеки и попечительства, и соответствующее дополнение должно быть внесено в ст. 26 ГК РФ: «К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса».

Необходимо опеку (попечительство) устанавливать судом, поскольку такой порядок позволяет в полной мере обеспечить соблюдение интересов ребенка и норм права. Административная процедура чрезмерно упрошена, что влечет множество ошибок. Кроме того, для усыновления предусмотрен судебный порядок, а для установления двух других форм устройства детей - административный. Думается, что нет необходимости в установлении разного порядка определения форм устройства.

ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1 Охрана нотариатом имущественных прав ребенка

Существует известное высказывание: «Соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка». Построение правового государства и гражданского общества во многом зависит от четкой организации системы охраны и защиты прав несовершеннолетних граждан. Защита прав и законных интересов ребенка в соответствии со ст. 56 СК РФ возложена на родителей (лиц, их заменяющих), органы опеки и попечительства, прокуратуру и суд. Но только ли названные лица обязаны защищать имущественные права и интересы несовершеннолетних? Конечно же, нет. Представляется, что вопрос следует ставить шире. Не случайно в ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802. среди основных направлений обеспечения прав ребенка называется «содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов». Такое содействие могут и должны оказывать все государственные и негосударственные органы, органы местного самоуправления, органы нотариата, образовательные учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения, учреждения здравоохранения, общественные объединения и др Эрделевский А.М. Гарантии прав ребенка в России [Текст] // Российская юстиция. - 2007. - № 2. - С. 23..

В связи с этим следует остановиться на месте и роли нотариата в реализации имущественных прав и интересов несовершеннолетних. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тезис о том, что нотариат является частью правовой системы России и призван обеспечивать функцию охраны и защиты интересов участников гражданского оборота, придать этим отношениям бесконфликтный характер.

Нет сомнения, что нотариат является частью правоохранительной системы, т.е. "входит в систему органов, которые специально уполномочены государством осуществлять правоохранительную деятельность, в том числе и в отношении несовершеннолетних. О предназначении нотариата как органа, осуществляющего правоохранительные функции, говорится в ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы о нотариате) Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 10. - Ст. 357., где указывается, что нотариат призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Понять сущность нотариата как правоохранительного органа, стоящего на страже имущественных интересов ребенка, можно только после уяснения принципов нотариальной деятельности.

Как известно, под принципами обычно понимают общие положения, основные начала, которые выявляются в результате использования научных методов анализа и синтеза правовых норм. По мнению Н.С. Малеина, принципы права «пронизывают (должны пронизывать) всю структуру права, нормы, правоотношения, а также правоприменительную практику» Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика [Текст] // Государство и право. - 1996. - № 6. - С. 12.. Применительно к нотариату как к правовому институту, который ближе всего к гражданскому процессу, можно выделить следующие принципы.

Законность нотариальной деятельности. Этот принцип является универсальным и центральным принципом и применительно к нотариату означает, что право на совершение нотариальных действий предоставлено только лицам, указанным в федеральном законе, и что эти действия совершаются органами нотариата в пределах их компетенции, обозначенной в правовых нормах.

Осуществление нотариатом охраны имущественных прав и интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий. Нотариальное действие, как правило, направлено на удостоверение бесспорных прав или бесспорных фактов. Обращаясь к нотариусу по тому или иному вопросу, граждане видят в нем прежде всего юриста, который обеспечит их правовую защиту, выявив ясное и однозначное выражение их воли, объяснит правовые последствия принятых обязательств. Нотариальная форма придает документу полную юридическую достоверность и доказательственную силу в случае возникновения спора.

Доступность нотариальных услуг для России с ее гигантской территорией и удаленностью населенных пунктов от районных центров (где, как правило, находится нотариус) очень важно, чтобы отдельные нотариальные действия могли совершаться и другими должностными лицами.

Тайна нотариального действия, означающая запрет нотариусу разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариального действия (ст. 5 Основ о нотариате). Такого рода запрет распространяется и на лиц, работающих в нотариальной конторе.

Контроль за деятельностью нотариусов. Вполне закономерно, что если государство наделяет нотариуса полномочиями совершать нотариальные действия от имени государства, то государство должно иметь и контрольные функции. Для уяснения содержания данного принципа следует сразу же сказать, что «профессиональная деятельность нотариуса» и «совершение нотариальных действий» - это разные понятия. В широком смысле под профессиональной деятельностью следует понимать не только деятельность по совершению нотариальных действий, но и ведение делопроизводства, оборудование нотариальной конторы, составление графика приема посетителей, содержание архива и др. Контроль за совершением нотариальных действий вправе осуществлять только суд (ст. 33 Основ о нотариате), а контроль за другими видами профессиональной деятельности нотариуса возложен: в отношении нотариусов государственных нотариальных контор - на органы юстиции; в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - на нотариальные палаты (ст. 34 Основ о нотариате).

Имущественная ответственность за совершенное нотариальное действие. В современном российском законодательстве не указаны другие юрисдикционные органы или должностные лица, которые несли бы имущественную ответственность за свою деятельность. Такая имущественная ответственность предусмотрена законом только для нотариусов, занимающихся частной практикой (ст. 17 Основ о нотариате). Что касается нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, то они не несут имущественную ответственность и в случае причинения вреда клиенту отвечают в дисциплинарном порядке как наемные работники органа юстиции.

Соблюдение нотариального формализма, который следует понимать как определенную процедуру совершения нотариального действия на всех его этапах (подготовка к совершению нотариального действия, собственно совершение нотариального действия, деятельность нотариуса после совершения нотариального действия в целях дальнейшей зашиты прав граждан).

Беспристрастность и независимость нотариуса при осуществлении нотариальной деятельности (ст. 5 Основ о нотариате). Нотариус лично решает вопрос о возможности совершения того или иного нотариального действия и либо совершает это действие, либо отказывает в его совершении. Законодателем установлены ограничения в деятельности нотариусов. Они, в частности, не могут заниматься предпринимательской деятельностью и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, а также не могут быть посредниками при заключении договоров.

В литературе ссылаются и на другие принципы нотариальной деятельности, куда входят: ведение делопроизводства на русском языке или на языке, определенном законом субъекта Российской Федерации; непосредственность при совершении нотариального действия; самофинансирование нотариальной деятельности для нотариусов, занимающихся частной практикой.

Все вышеперечисленные принципы имеют прямое отношение к охране имущественных прав несовершеннолетних граждан.

Остановимся на некоторых нотариальных действиях, которые непосредственно затрагивают имущественные права ребенка. Сюда относится, в частности, нотариальное удостоверение соглашения об уплате алиментов. Содержать своих несовершеннолетних детей - право и обязанность родителей (ст. 80 СК РФ). Родители самостоятельно определяют порядок и форму предоставления такого содержания. Как правило, если родители и ребенок проживают вместе, то никаких письменных соглашений о расходах на содержание ребенка не заключается. Вместе с тем родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) (ст. 80, 99 СК РФ). Это соглашение составляется в письменной форме и должно быть нотариально удостоверено (ст. 100 СК РФ). Если письменная нотариальная форма соглашения не была соблюдена, то сделка считается ничтожной.

Сторонами такой сделки являются плательщик и получатель алиментов. За несовершеннолетнего получателя алиментов, которому не исполнилось 14 лет, действует его второй родитель, с которым несовершеннолетний проживает, или его законный представитель (опекун). Если ребенку исполнилось 14 лет, то он самостоятельно заключает алиментное соглашение, действуя с согласия второго родителя или попечителя. Родитель, который на основании решения суда лишен родительских прав или ограничен в родительских правах, не может давать согласия на заключение соглашения об уплате алиментов. Однако в качестве плательщика алиментов такой родитель может быть участником соглашения.

Задача нотариуса состоит в разъяснении сторонам способа и порядка уплаты алиментов. В частности, алименты могут уплачиваться в долях к заработку и (или) иному доходу лица, обязанного уплачивать алименты; в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически; в твердой денежной сумме, выплачиваемой единовременно; путем предоставления имущества, а также иными способами, относительно которых достигнуто соглашение (ст. 104 СК).

К сожалению, в связи с отменой обязательной нотариальной формы договоров по отчуждению недвижимости правозащитная функция нотариата в этом вопросе сужается. В современном российском законодательстве обязательная нотариальная форма сделок установлена помимо названного выше соглашения об уплате алиментов для следующих односторонних и двусторонних сделок:

- доверенностей на совершение сделок, требующих нотариальной формы (ст. 185 ГК РФ);

- доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия (ст. 187 ГК РФ);

- договоров об ипотеке, а также договоров о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен (ст. 339 ГК РФ);

- договоров ренты (ст. 584 ГК РФ);

- завещаний (ст. 1124 ГК РФ);

- брачного договора (ст. 41 СК РФ);

- доверенностей на получение документов в органах записи актов гражданского состояния (ст. 9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.).

Несомненно, что многие сделки прямо или косвенно затрагивают имущественные права ребенка. Но нигде так зримо не проявляется правоохранительная функция нотариата, как при совершении сделок, касающихся жилого помещения. Ребенок может быть не только участником договора, но и лицом, жилищные права которого затрагиваются. В связи с этим, прежде чем удостоверить любой договор по отчуждению жилого помещения, нотариус в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 28. - Ст. 959. и ст. 292 ГК РФ выясняет, как данный договор будет затрагивать права несовершеннолетних. В этих актах четко определено, что для совершения сделок в отношении жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе и бывшими, имеющими право пользоваться данным жилым помещением, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства, что обязательно учитывается при удостоверении сделки нотариусом. Следует назвать и другие типичные сделки с участием несовершеннолетних, для удостоверения которых обращаются к нотариусам и которые также требуют предварительного согласия органа опеки и попечительства. Сюда относятся: отчуждение имущества, которое унаследовал несовершеннолетний (земельные участки, садовые дома, транспортные средства, ценные бумаги, доли (паи) в хозяйственных товариществах и обществах и др.); сдача внаем или в аренду имущества несовершеннолетнего; передача имущества несовершеннолетнего в безвозмездное пользование Безрук Н.П. Проблемы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения [Текст] // Нотариус. - 2008. - № 1. - С. 23..

Охрана нотариусом наследственных прав ребенка осуществляется специфическим для его деятельности образом. Речь идет:

- о разъяснении законным представителям ребенка и самому ребенку (если ему исполнилось 14 лет) особенностей его наследственных прав и правового механизма их оформления;

- об извещении законных представителей ребенка и (или) самого ребенка (если ему исполнилось 14 лег) об открывшемся наследстве и сроках его принятия;

- о принятии мер к охране наследственного имущества, в том числе о назначении хранителя наследственного имущества и оказании помощи органам местного самоуправления в его назначении (ст. 66 Основ о нотариате, ст. 1171, 1172 ГК РФ). При необходимости нотариус выступает в качестве учредителя доверительного управления наследственным имуществом (ст. 1173 ГК РФ);

- об одной из форм защиты имущественных прав ребенка - о выдаче Свидетельства о праве на обязательную долю в наследстве несовершеннолетним наследникам (ст. 1149 ГК РФ), что ограничивает свободу завещания;

- о невозможности принятия от несовершеннолетнего или его законного представителя отказа от наследства без предварительного письменного согласия органа опеки и попечительства (ст. 1157 ГК РФ), в том числе о невозможности отказа от обязательной доли в наследстве без предварительного письменного согласия органа опеки и попечительства;

- о невозможности принятия от несовершеннолетнего или его законного представителя отказа от получения завещательного отказа без предварительного письменного согласия органа опеки и попечительства (ст. 1160 ГК РФ);

- об охране законных интересов несовершеннолетнего наследника при разделе наследства (ст. 1166-1169 ГК РФ);

- об охране интересов потенциального наследника, зачатого при жизни наследодателя и родившегося живым после его смерти (ст. 1116, 1166 ГК РФ);

- об охране интересов несовершеннолетнего при предъявлении претензий кредиторов к несовершеннолетнему наследнику (ст. 1175 ГК РФ);

- об охране имущественных интересов ребенка, в целях которой нотариус сообщает о выдаче Свидетельства о праве на наследство на имя несовершеннолетнего в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка (ст. 71 Основ о нотариате).

В собственности несовершеннолетнего может находиться различное имущество, в том числе квартиры, жилые дома, земельные участки, садовые дома, ценные бумаги, доли (паи) в хозяйственных товариществах и обществах, транспортные средства и другое имущество. Нотариат принимает непосредственное участие в реализации ребенком его прав по управлению и распоряжению указанным имуществом.

В нашем обществе постепенно формируется адекватное отношение к проблемам прав детей, намечается ответственная государственная политика. А это значит, что наступает поворот национального самосознания к проблемам прав ребенка. Можно полагать, что этот процесс не просто начался, а все более приобретает благоприятный характер.

2.2 Защита жилищных прав и интересов ребенка

Не вызывает сомнений, что несовершеннолетние - это особые субъекты жилищных правоотношений. "Особенность положения ребенка, как в семье, так и за ее пределами, проистекает из его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью" Чефранова Е.А. Правовое регулирование имущественных отношений с участием несовершеннолетних членов семьи: Материалы научно-практической конференции [Текст] // Защита прав ребенка в современной России / Под ред. А.М. Нечаевой. - М.: ИГП РАН, 2005. - С. 70.. Причем особенности правового статуса названной категории определяются семейным и гражданским законодательством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) несовершеннолетний имеет право жить и воспитываться в семье и право на совместное проживание с родителями. Пункт 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) конкретизирует названные права: местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов. Место жительства несовершеннолетних определено самим законом: несовершеннолетний постоянно (преимущественно) проживает вместе со своими законными представителями (п. 1, 2 ст. 20 ГК РФ). В жилищных правоотношениях "проживает" вместе с законными представителями равнозначно "пользуется" жилым помещением законных представителей. Представляется, что каждый несовершеннолетний, реализуя свое право на совместное проживание с законными представителями, имеет право пользования жилым помещением законных представителей.

Право ребенка на совместное проживание с законными представителями "выводится" из анализа п. 2 ст. 54 СК РФ, п. 2 ст. 20 ГК РФ. Полагаем, что это самостоятельное право несовершеннолетнего, которое носит "межотраслевой" характер. Оно взаимосвязано с правом законных представителей на избрание места пребывания и жительства, с правом указанных лиц и самого несовершеннолетнего на конкретное жилое помещение, но не зависит от них. Законные представители могут воспользоваться своим правом свободного выбора места жительства: изменить город проживания; улучшить жилищные условия; переехать из общежития в собственную квартиру. Сам ребенок может быть собственником отдельного жилого помещения. Но место жительства несовершеннолетнего до 14 лет "привязывается" к месту жительства его законных представителей. Признавая право несовершеннолетних постоянно проживать вместе с законными представителями, законодатель стремится обеспечить реализацию "наилучших интересов ребенка" Конвенция ООН о правах ребенка [Текст] // Международные акты о правах человека: Сборник документов. - М., Юридическая литература. 2002. - С. 78.. Совместное проживание с законными представителями способствует в том числе более эффективной реализации личных и имущественных прав и интересов ребенка, их защите.

При раздельном проживании родителей место жительства ребенка определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения (или если оно нарушает интересы детей) суд сам определяет место жительства несовершеннолетнего "исходя из интересов детей" (п. 3 ст. 65 СК РФ) по месту жительства одного из законных представителей.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 55 СК РФ расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. При наличии названных обстоятельств право несовершеннолетнего на совместное проживание с законными представителями не утрачивается, а видоизменяется. Безусловно, постоянно проживать несовершеннолетний в указанных случаях может только с одним из законных представителей. Но нужно учитывать, что законными представителями несовершеннолетнего являются оба родителя (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 28 ГК РФ, п. 1 ст. 64 СК РФ), они равны в правах и обязанностях по отношению к своим детям (п. 1 ст. 61 СК РФ). Названные в ч. 2 п. 1 ст. 55 СК РФ обстоятельства не обрывают юридическую (а кровную тем более) связь между ребенком и каждым из родителей. Ребенок вправе воспитываться обоими родителями, общаться с ними, совместно проживать с любым из них. Главное, чтобы это соответствовало интересам ребенка. По нашему мнению, и при раздельном проживании родителей ребенок сохраняет право пользования жилыми помещениями обоих родителей. Полагаем, что в жилищных правоотношениях с участием несовершеннолетних вышеназванные нормы семейного и гражданского законодательства должны обязательно учитываться.

Хотелось бы также обратить внимание еще на один момент. Несовершеннолетние в силу неполной дееспособности не могут самостоятельно представлять свои интересы и защищать свои права. Государство доверяет это родителям, усыновителям, опекунам (п. 1 ст. 64 СК РФ), но посредством органов опеки и попечительства контролирует, насколько при этом соблюдаются права (имущественные и жилищные в том числе) несовершеннолетних. Как верно отметила Е.А. Чефранова, "государство не оставляет отношения между родителями и несовершеннолетними детьми на усмотрение сторон в той мере, в какой это имеет место применительно к взрослым участникам имущественных правоотношений" Чефранова Е.А. Правовое регулирование имущественных отношений с участием несовершеннолетних членов семьи: Материалы научно-практической конференции [Текст] // Защита прав ребенка в современной России / Под ред. А.М. Нечаевой. - М.: ИГП РАН, 2005. - С. 71.. Нарушение имущественных и жилищных прав несовершеннолетних в силу различных причин возможно и со стороны законных представителей, что подтверждается судебной практикой Судебная практика по жилищным спорам: В 2 ч. Ч. 1 (1993 - 2001) и ч. 2 (2002 - 2005) [Текст] / Руководитель коллектива составителей П.В. Крашенинников. - М.: Статут, 2006. - С. 72.. Контроль органов опеки и попечительства за сделками с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние, является проявлением публичного интереса, "одной из внутренних социальных функций государства" Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика [Текст] - М.: Волтерс Клувер. 2008. - С. 173. по охране и защите прав несовершеннолетних и служит определенной гарантией соблюдения жилищных прав детей. В силу приоритетности защиты прав и интересов несовершеннолетних названная деятельность органов опеки и попечительства, по нашему мнению, необходима во всех случаях проживания детей в жилом помещении (как это было до недавнего времени). Независимо от того, правом собственности или правом пользования жилым помещением они обладают. Эта проблема обрела актуальность в связи с внесением поправки в п. 4 ст. 292 ГК РФ (вступила в действие с 1 января 2005 г.).

Новая редакция названной статьи отменила в ряде случаев необходимость получения разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние. Некоторые авторы, буквально толкуя эту норму, необоснованно сделали вывод о том, "что теперь согласие органов опеки и попечительства требуется лишь в случае проживания в отчуждаемом помещении находящихся под опекой или попечительством членов семьи собственника либо оставшихся без родительского попечения несовершеннолетних членов семьи собственника" Кирсанов А.Р. Правовое регулирование имущественных отношений в жилищной сфере [Текст] // Судья. - 2008. - № 2. -С. 22 или "отчуждение жилого помещения, в котором проживают дети, по общему правилу теперь согласия органов опеки и попечительства не требует" Филиппова С.Ю. Новый Жилищный кодекс Российской Федерации о праве собственности на жилое помещение [Текст] // Цивилист. - 2005. - № 3.- С.13..

С таким толкованием нельзя согласиться. Представляется, что названное правило относится только к несовершеннолетним, которые обладают правом пользования жилым помещением как члены семьи собственника. Ведь в соответствии с п. 3 ст. 60 СК РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного. А п. 2 ст. 37 ГК РФ содержит императивное правило об обязательности предварительного разрешения органа опеки и попечительства "на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду, в безвозмездное пользование или в залог), сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного". Полагаем, что в отношении несовершеннолетних собственников (сособственников) жилых помещений осталось неизменным требование о необходимости получения разрешения органов опеки и попечительства при совершении законными представителями сделок с недвижимостью. Цель этого правила - в сохранении имущества несовершеннолетнего собственника.

Так дело по иску о признании права пользования и установлении порядка пользования квартирой, нечинении препятствий в пользовании жилым помещением передано для рассмотрения в суд надзорной инстанции, так как вывод суда об отсутствии у матери несовершеннолетнего ребенка права пользоваться принадлежащим ее сыну имуществом в его интересах не основан на законе, кроме того, судом не были рассмотрены требования об определении порядка пользования спорной квартирой между участниками долевой собственности Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2007 № 86-В07-3 [Текст]// Бюллетень Верховного Суда РФ.- 2007.-№ 9.- С.30..

Если несовершеннолетний член семьи собственника обладает правом пользования жилым помещением, то в соответствии с п. 4 ст. 292 ГК РФ разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделки с недвижимым имуществом не требуется. Исключением из этого правила является случай, когда несовершеннолетний пользователь жилого помещения остался без родительского попечения. Стоит сразу обратить внимание на то, что новая редакция названного пункта вступила в противоречие с п. 2 ст. 37 ГК РФ, она по-прежнему устанавливает, что отказ от прав несовершеннолетнего осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Совершение собственником сделки с жилым помещением, в котором проживает несовершеннолетний, обладающий правом пользования им, влечет отказ от права пользования несовершеннолетнего данным жилым помещением. Законодатель не внес никаких изменений в редакцию п. 2 ст. 37 ГК РФ. Эти две нормы взаимно исключают друг друга.

Несовершеннолетние могут остаться без попечения родителей в силу различных обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 121 СК РФ. В новой норме ГК РФ содержится интересная оговорка: органу опеки и попечительства должно быть известно о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, но при этом "механизм" предварительного выяснения названных обстоятельств законом не предусмотрен.

Часть 2 п. 1 ст. 121 СК РФ возлагает общую обязанность по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, на органы опеки и попечительства. Вышеназванная норма ГК РФ ставит защиту прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от наличия или отсутствия сведений об этом в органе опеки и попечительства. Представляется необходимым возложить дополнительные обязанности по своевременному выявлению и учету данной категории несовершеннолетних на органы опеки и попечительства и установить ответственность за неисполнение этой обязанности. В противном случае защита жилищных прав и интересов названной категории несовершеннолетних не будет эффективной.

Выявлением, сбором информации о детях, оставшихся без родительского попечения, ее систематизацией занимаются не только органы опеки и попечительства, но и милиция, прокуратура. Без содействия обычных граждан и должностных лиц (соседей, учителей, врачей), которые располагают информацией о фактах утраты детьми родительского попечения, деятельность названных органов по выявлению и учету таких детей будет тормозиться. В семейном законодательстве (п. 1 ст. 122 СК РФ) содержится обязанность должностных лиц и граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без родительского попечения, сообщать их в органы опеки. Эта обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений и граждан РФ за ее неисполнение. Следовало бы предусмотреть меру административной ответственности в отношении названных лиц за неисполнение обязанности сообщить указанные сведения. По мнению Л.Ю. Михеевой, "идея о закреплении юридической обязанности сообщить органу опеки и попечительства о нуждающемся в устройстве гражданине выглядит в современных условиях утопичной, однако имеет право на существование" Михеева Л.Ю. Указ. соч. - С. 275.. Исполнение этой обязанности зависит от доброй воли и неравнодушия указанных лиц; "происходит из посвященности людей друг другу, социальной ценности каждой отдельной личности и имеет определенное родство с институтом уголовной ответственности за оставление в опасности" Там же..

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты