Рефераты

Гражданско-правовая охрана имущественных интересов несовершеннолетних

литературе и на практике справедливо критикуется работа органов опеки и попечительства Защита прав ребенка в современной России [Текст] / Под ред. Нечаевой А.М. - М.: ИГП РАН, 2008. - С. 107 - 109; Осипова С.В. Правовое значение разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с жилыми помещениями с участием несовершеннолетних [Текст] // Семейное и жилищное право. - 2006. - № 2. - С. 23.. Главный недостаток состоит в том, что деятельность органов опеки и попечительства не служит эффективным способом защиты имущественных и жилищных прав несовершеннолетних. Органы опеки и попечительства необоснованно запрещают отчуждение жилых помещений, ставят трудновыполнимые условия перед законными представителями при совершении сделок с недвижимостью. Не существует критериев оценки их решений, не определены принципы деятельности, ответственность и т.д. Законодательная база рассредоточена по нормативным актам разных отраслей (гражданского, семейного, административного) и уровней законодательства (федерального, субъектов РФ, местного самоуправления). Неопределенность деятельности органов опеки и попечительства порождает почву для злоупотреблений со стороны органов опеки, провоцирует взятки. Не имеет смысла здесь перечислять все недостатки в деятельности органов опеки. Важно то, что без ликвидации пробелов в правовом регулировании деятельности органов опеки и попечительства и реформирования системы этих органов охрана и защита имущественных и жилищных прав несовершеннолетних не будут эффективными. По нашему мнению, устранение контроля со стороны органов опеки и попечительства за сделками с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние, обладающие правом пользования ими, не решает проблем в их деятельности. Полагаем, что целесообразно на законодательном уровне принять меры, направленные на изменение структуры и порядка деятельности органов опеки и попечительства, четко определить права и обязанности этих органов, принципы деятельности, положения об ответственности. Особого внимания законодателя, на наш взгляд, требует регламентация выдачи органами опеки и попечительства разрешений на отчуждение имущества (в том числе недвижимости) несовершеннолетних, а также сроков их выдачи. В настоящее время на уровне законодательства этот вопрос не регулируется. Органы опеки и попечительства руководствуются рекомендательными письмами Министерства образования РФ, имеющими подзаконный характер О защите жилищных прав несовершеннолетних [Текст]: [Письмо Министерства образования РФ от 20 февраля 1995 г. № 09-М] // Вестник образования. - 1995. - № 8. - С. 23; О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних [Текст]: [Письмо Министерства образования РФ от 9 июня 1999 г. № 244-26-5] // Вестник образования. - 1999. - № 8. - С. 19. На федеральном уровне не определено, что может являться основанием для согласия органов опеки и попечительства на совершение сделки с недвижимым имуществом, "нет критериев, которые позволяли бы органам опеки и попечительства обосновать свое решение относительно возможного нарушения прав несовершеннолетних при совершении сделки с недвижимым имуществом" Осипова С.В. Правовое значение разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок с жилыми помещениями с участием несовершеннолетних [Текст] // Семейное и жилищное право. - 2006. - N 2. - С. 23.. Что понимать под "нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних", в законодательстве также не уточняется. Принятие Федерального закона "Об опеке и попечительстве" Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 17. - Ст. 1755. от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ позволило решить большую часть проблем, связанных с работой органов опеки и попечительства Михеева Л.Ю. Указ. соч..

В контексте затронутой проблемы нужно отметить, что в судебной практике возникают сложности с толкованием и реализацией п. 4 ст. 31 ЖК РФ. Общее правило п. 4 ст. 31 ЖК РФ гласит: в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется. Что понимать под "прекращением семейных отношений" с собственником жилого помещения, ни в законе, ни в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ (пока) не разъясняется. Бесспорно, что расторжение брака между супругами влечет прекращение семейных отношений между ними. А как обстоит дело с несовершеннолетними детьми супругов, расторгнувших брак, в такой ситуации, ведь дети бывшими не бывают. Прекращаются ли семейные отношения собственника жилого помещения с несовершеннолетними детьми при расторжении брака супругами? Среди цивилистов и судей нет единства в толковании этого вопроса. Многие комментаторы нового Жилищного кодекса обходят этот спорный вопрос Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). [Текст] - М.: Проспект. 2008. - С. 67..

Б.М. Гонгало справедливо считает, что дети собственника жилого помещения не могут стать бывшими членами его семьи и что "не могут прекратиться семейные отношения собственника жилья и его детей. Дети, несмотря на расторжение брака их родителями, сохраняют право пользования жилым помещением, принадлежащим одному из родителей, в котором они проживали" Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации [Текст] / Под ред. Крашенинникова П.В. - М.: Статут, 2005. - С. 157.. Действительно, в соответствии со ст. 47 Семейного кодекса РФ права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Связь родителей и детей - кровная, а не социально-юридическая, как в случае заключения брака. Представляется, что бывших детей и бывших родителей быть не может.

Верховный Суд РФ придерживается другой позиции. Она сформулирована в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 г. по вопросам применения жилищного законодательства (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 23 ноября 2005 г.) Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 года [Текст]: [Постановление Президиума Верховного Суда от 23 ноября 2005 г.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 3. - С. 34.. Мнение Суда дословно следующее: "...если ребенок по соглашению родителей остается проживать с тем из родителей, у которого в собственности жилья не имеется, он является бывшим членом семьи собственника жилого помещения и подлежит выселению вместе с бывшим супругом на основании и в порядке, предусмотренных пунктом 4 статьи 31 ЖК РФ".

Из названного толкования, во-первых, следует, что понятия "ребенок как ближайший родственник собственника" и "ребенок как член семьи собственника" - близкие, но не идентичные. Во-вторых, для признания ребенка членом семьи собственника в контексте жилищного законодательства одной родственной связи недостаточно, необходимо также совместное проживание с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении (п. 1 ст. 31 ЖК РФ). Следуя этой логике, при раздельном проживании родителей и наличии жилых помещений на праве собственности у обоих родителей (даже в нерасторгнутом браке) ребенок является членом семьи только того родителя-собственника, с кем он вместе проживает. С позицией Верховного Суда нельзя согласиться. Полагаем, как уже упоминалось ранее, что ребенок остается членом семьи родителя-собственника, а также сохраняет право пользования его жилым помещением и в случае совместного проживания с родителем-собственником в принадлежащем ему жилом помещении, и при раздельном их проживании.

Возможна ситуация, когда при расторжении брака место жительства несовершеннолетнего определено решением суда (п. 3 ст. 65 СК РФ) с родителем, не имеющим в собственности или на праве пользования другого жилого помещения. При прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за таким родителем не сохраняется, он обязан освободить это жилое помещение. Как обеспечиваются интересы детей в данном случае? Напрямую эта ситуация законом не урегулирована, официального толкования также нет. Полагаем, что родитель-несобственник может только обратиться с иском в суд с требованием сохранить за ним право пользования жилым помещением, принадлежащим родителю-собственнику, на определенный срок. Возможность сохранения права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника при наличии определенных обстоятельств предоставлена п. 4 ст. 31 ЖК РФ. Реализация семейных прав родителя-несобственника (на совместное проживание с ребенком, на воспитание ребенка и др.) поставлена, таким образом, в зависимость от решения суда о сохранении за ним права пользования спорным жилым помещением.

Определенной гарантией соблюдения жилищных прав несовершеннолетних детей при расторжении брака их родителями является возможность возложения судом на собственника жилого помещения обязанности по обеспечению бывших членов своей семьи другим жилым помещением в случае, если собственник несет перед этими лицами алиментные обязательства. Правда, речь в п. 4 ст. 31 ЖК РФ идет о возможности возложения подобной обязанности судом. Очевидно, суд должен учитывать конкретные обстоятельства в каждом отдельном случае: материальное положение сторон, число лиц, в отношении которых собственник несет алиментные обязательства.

В соответствии с п. 1 ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. На собственника как на алиментообязанное лицо по отношению к своим детям судом может быть возложена обязанность обеспечить их другим жилым помещением. Что значит "обеспечить другим жилым помещением" и на каких условиях, в законе не уточняется. Закон не предусмотрел даже минимальных требований к жилому помещению, которым могут быть обеспечены несовершеннолетние (о равноценности жилого помещения речи вообще не идет). Не уточняется, на какой срок обязанность по обеспечению другим жилым помещением устанавливается. Все эти вопросы отданы на усмотрение суда и решаются в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств дела.

Очевидно, что "обеспечить" не означает обязательно приобрести другое жилое помещение в собственность. Если у собственника есть другое жилое помещение, он может предоставить его на основании договора безвозмездного пользования (ссуды) либо заключить в пользу лиц, в отношении которых он несет алиментные обязательства, договор коммерческого найма, если другого жилого помещения у него нет. Но, в любом случае, возможность возложения на собственника обязанности по предоставлению другого жилого помещения может быть реализована лишь по требованию бывших членов семьи, в пользу которых он исполняет алиментные обязательства. Инициатива должна исходить от этих лиц, а не от суда, они должны заявить соответствующее требование в суде.

Если жилое помещение принадлежит несовершеннолетним на праве общей собственности, их законные представители, органы опеки и попечительства могут принять меры к выделению в натуре доли жилого помещения путем добровольного обмена. При этом необходимо учитывать, что обмен переданного в порядке приватизации в общую собственность граждан жилого помещения возможен только с согласия всех участников общей собственности.

Если жилое помещение не приватизировано, законные представители ребенка, органы опеки и попечительства могут также принять меры к обмену жилого помещения с письменного согласия всех членов семьи нанимателя. В случае отказа лиц, проживающих в вышеуказанном жилом помещении, от его обмена законные представители несовершеннолетних должны предъявить в суд иск о принудительном обмене жилого помещения в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заключая сказанное ранее, необходимо отметить следующее:

- несовершеннолетние имеют самостоятельное право пользования жилым помещением своих законных представителей;

- приоритетная защита прав и интересов несовершеннолетних является одним из принципов семейного и гражданского права;

- устранение государства от защиты прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи собственника при совершении сделок с жилыми помещениями недопустимо, поскольку может повлечь утрату ими права пользования жильем, а самостоятельно реализовать свои жилищные права и обеспечить себя жильем в силу объективных причин они не могут;

- предварительное согласие органов опеки и попечительства необходимо во всех случаях совершения сделок с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние, как проявление контрольной функции государства за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних.

2.3 Обеспечение имущественных прав и интересов несовершеннолетних региональным законодательством Самарской области

Проблема правового обеспечения имущественных интересов несовершеннолетних не нашла надлежащего разрешения в науке семейного права, хотя и была поставлена в качестве направления научного исследования. Анализ семейного законодательства также свидетельствует об отсутствии в его нормах ясной формулировки данного понятия. Однако оно нередко ставится в один ряд с такими дефинициями, как «охрана и защита интересов детей». Представляется, что подобный подход едва ли оправдан, поскольку речь идет о неравнозначных терминах, каждый из которых занимает самостоятельное место в понятийном аппарате науки семейного права. В юридической литературе в содержание категорий «охрана» и «защита» вкладывается неодинаковый смысл.

Некоторые авторы охрану и защиту рассматривают как равновеликие, тождественные друг другу понятия (синонимы), имеющие общие задачи и цели. Но большинство ученых правовую охрану считают более широким явлением, чем правовая защита. Последняя понимается ими как направление (Одна из сторон) охраны либо трактуется как стадия в ее осуществлении, в то время как охрана рассматривается на двух уровнях - правового регулирования общественных отношений и их защиты.

На наш взгляд, необходимо поддержать ту научную концепцию, в соответствии с которой правовая охрана является стадией в осуществлении прав и интересов граждан, элементами которого выступают их реализация и охрана; последняя же предполагает в своем составе правовую защиту. Механизм правовой охраны реализуется с помощью регулятивных и охранительных правовых норм. Защита же строится исключительно на охранительных юридических нормах. Сущность правовой охраны состоит, во-первых, в урегулировании правом, а во-вторых, в деятельности специальных органов по защите прав в случае их нарушения. Следовательно, охрана права есть стадия, берущая начало с момента возникновения самого субъективного права и нуждающаяся в обеспечении, включая обеспечение правовой защиты.

Правовое обеспечение неразрывно связано с гарантированностью реализации, защиты и охраны субъективных семейных прав и интересов в процессе их осуществления. При этом оно происходит с помощью юридических гарантий, характерных для стадий осуществления права. Условно их можно подразделить на гарантии реализации прав, гарантии их защиты и охраны Зубарева О. Законодательство об обеспечении прав детей [Текст] // Законность. - 2005. - № 6. - С. 32..

В число семейно-правовых обеспечительных средств входят: норма закона, предписание морали, экономические средства, семейно-правовые санкции (меры защиты, ответственности, охраны прав). Думается, что обеспечение семейных прав происходит с помощью юридических гарантий, характерных для каждой из стадий осуществления права. Их можно подразделить на три типа: 1) гарантии реализации права несовершеннолетнего на достаточный уровень жизни; 2) гарантии охраны этого права; 3) гарантии защиты Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами [Текст] // Журнал российского права. - 2007. - № 3. - С. 21..

Закон Самарской области от 02.04.1998 N 2-ГД (ред. от 27.10.2006) «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства» предусматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, органы опеки и попечительства для осуществления своей деятельности наделяются следующими полномочиями:

- организуют выявление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих условий для воспитания в семье, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права, выполнять свои обязанности и нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства;

- осуществляют учет детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовку необходимых документов для передачи ребенка на воспитание в семью в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;

- назначают опекунов и попечителей;

- заключают договор с управляющим имуществом граждан в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации;

- освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в соответствии со статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- заключают с приемными родителями договор о передаче детей на воспитание в приемную семью;

- принимают решение о помещении детей в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения, приемную семью, специализированные организации и учреждения Самарской области по социальной реабилитации и осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания, образования детей, помещенных в названные учреждения или приемные семьи;

- принимают меры к защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;

- дают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного и (или) несовершеннолетнего, сдаче его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и (или) несовершеннолетним прав, раздел имущества подопечных и (или) несовершеннолетних или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных и (или) несовершеннолетних;

- принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;

- предъявляют в судах иски, связанные с защитой прав и законных интересов подопечных и несовершеннолетних, а также о признании граждан ограниченно дееспособными, недееспособными;

- решают вопросы присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством;

- решают вопросы содержания подопечных, ухода за ними, их лечения, защиты их прав и интересов;

- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам усыновления, опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;

- реализуют иные полномочия по опеке и попечительству в соответствии с действующим законодательством Волжская коммуна, № 62-63, 08.04.1998 г..

Отсутствие системности при решении сходных вопросов отнюдь не способствует защите имущественных прав детей. К счастью, победил здравый смысл и на практике признано необходимым получение разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, действующими с согласия своих родителей. Такой подход закреплен и в нормативных правовых актах. Так, в уже упоминавшемся Положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг установлено, что после достижения несовершеннолетним 14-летнего возраста распоряжение о передаче права собственности на ценные бумаги должно быть подписано самим владельцем ценных бумаг. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должно быть предоставлено письменное согласие законных представителей несовершеннолетнего, достигшего 14-летнего возраста, на совершение сделки, а также разрешение органов опеки и попечительства на выдачу такого согласия законным представителям.

Составными компонентами механизма обеспечения прав и интересов семьи являются: семейно-правовые нормы - регулятивные и охранительные; регулятивные и охранительные семейные правоотношения; принципы реализации семейных прав (внутренняя структура); формы осуществления субъективных семейных прав и охраняемые законом интересы и корреспондирующие им юридические обязанности членов семьи; правовые средства осуществления -- юридические гарантии реализации, охраны и защиты семейных прав и интересов.

Так в соответствии с законом Самарской области от 06.05.2002 № 18-ГД (ред. от 11.10.2005) «Об уполномоченном по правам ребенка в Самарской области» на территории Самарской области учреждена должность уполномоченного по правам ребенка в Самарской области - лицо, замещающее высшую должность государственной гражданской службы Самарской области категории "руководители", в чью компетенцию в соответствии с настоящим Законом входит осуществление обеспечения государственных гарантий в области защиты прав ребенка;

В рамках осуществления возложенных на него задач Уполномоченный:

взаимодействует по вопросам защиты прав ребенка с органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, политическими партиями, общественными объединениями и средствами массовой информации Самарской области;

в пределах своей компетенции рассматривает жалобы граждан на нарушения прав ребенка, осуществляет прием граждан;

организует проведение проверок по поступившим жалобам;

разрабатывает проекты законов Самарской области и других нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих права ребенка;

участвует в разработке социальных программ и мероприятий, направленных на усиление социальной защищенности детей на территории Самарской области;

организует проведение конференций, семинаров, дискуссий, "круглых столов" по проблемам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка. Привлекает к проведению данных мероприятий представителей средств массовой информации Самарской области;

осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Волжская коммуна", N 82, 11.05.2002 г..

Включение в этот механизм моральных норм (нравственных предписаний и правил, отвечающих общечеловеческим ценностям) является спорным, что в свою очередь связано со спецификой метода семейно-правового регулирования общественных отношений, с применением наряду с правовыми нормами норм морали, а также с построением круга обязанностей по принципу сочетания в них и нравственных, и правовых элементов. Примером тому могут служить обязательства по содержанию, где алиментная обязанность действительно является нравственной и правовой одновременно.

Представляется, что нравственные нормы должны быть учтены в механизме правового обеспечения имущественных интересов несовершеннолетних и использованы в качестве предпосылок для принятия тех или иных правовых норм, а также в качестве меры оценки соответствия действий членов семьи интересам ребенка. В отношении же экономических средств, которые, как считается, составляют содержание семейно-правовых обеспечительных средств, можно дать следующие пояснения. Во-первых, они не носят строго выраженного правового характера; во-вторых, они в лучшем случае служат формой реализации принципа государственной защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Примером таких средств может служить государственная помощь семье, как правило, имущественного характера.

Таким образом, обеспечение права ребенка на достаточный уровень жизни не совпадает с его охраной и защитой, а является самостоятельной правовой категорией. Сущность ее, по нашему мнению, может быть определена как целостная система материально-правовых гарантий, а также процессуальных средств и форм осуществления - реализации, охраны и защиты - права ребенка на достаточный уровень жизни. В социальном отношении обеспечению подлежит имущественный интерес ребенка по его содержанию.

Необходимо отметить, что в науке семейного права отсутствуют какие-либо комплексные исследования по проблеме имущественных интересов членов семьи. Отдельные работы были посвящены характеристике интереса как объекта семейно-правовой защиты и охраны. Предпринимались также попытки раскрыть понятие семейного интереса под углом зрения задачи или цели семейного права. Отдельные ученые ограничивались разъяснением норм действующего законодательства, косвенно используя конструкцию интереса несовершеннолетних.

Применительно к семейно-правовой материи социальный интерес по своей терминологической характеристике и сущности различен, тем более что законодательство о браке и семье не содержит в своих нормах четкого понятия «интерес семьи». Законодателем чаще применяются для его обозначения следующие термины: «интересы несовершеннолетних», «государственные и общественные интересы», «интересы детей», «заслуживающие внимания интересы супругов», «защита прав и интересов».

По нашему мнению, решение проблемы следует искать в раскрытии сущности самого интереса, углубляясь при этом в философскую сторону вопроса.

Философская наука сводит понятие интереса к следующим доктринам. Во-первых, интерес - это явление, относящееся к сфере общественного бытия; он осознается субъектом и в этом смысле связан с субъективным, но это субъективное есть лишь отражение интереса и не входит в его структуру. Во-вторых, интерес представляет собой единство объективного и субъективного, которое одними авторами трактуется как единство объективной и субъективной сторон деятельности, а другими - как единство объективного содержания и субъективной формы. В-третьих, интерес является целенаправленностью субъекта, и искать его вне сознания субъекта не имеет смысла. В-четвертых, существуют два ряда интересов: один из них включает материальные интересы, а другой - духовные.

Думается, что интерес концентрирует в себе совокупность как объективных, так и субъективных моментов. Причем объективная сторона интереса коренится в жизненно важных потребностях индивида, определяемых нами как нуждаемость в социальном благе. В свою очередь к субъективным факторам, зафиксированным в интересе, необходимо отнести их осознание, опосредованное в цели, направленной на реализацию данных интересов. При этом составным компонентом сущности имущественного интереса служит нуждаемость.

К сожалению, действующее семейное законодательство не раскрывает это понятие, в то время как судебные органы трактуют его неоднозначно. Речь идет об удовлетворении элементарных (насущных) потребностей ребенка в пище, одежде, жилье. При этом суды не учитывают затрат на приобретение игрушек, средств на обучение и на иные имущественные блага. Сами потребности фиксируются в сумме алиментного содержания и не только соотносятся с потребностями несовершеннолетнего, но и зависят от степени финансовой обеспеченности его родителей (размера их дохода).

Были выявлены случаи, когда судьи соотносили имущественные интересы ребенка в их объективном выражении с понятием «достаточная обеспеченность», под которой судебная практика подразумевает, с одной стороны, возможности родителей обеспечить ребенку условия жизни, необходимые для его нормального развития - физического, умственного, духовного, нравственного, социального, что в конечном счете связано с субъективными характеристиками личностных качеств плательщиков, в частности с уровнем их профессиональной подготовленности, состоянием здоровья, степенью осознанности своего долга перед детьми, а с другой стороны, их имущественное положение, которое определяется многообразными факторами, причем не всегда факторами материального порядка.

На наш взгляд, в идеальном варианте нуждаемость ребенка должна соизмеряться с его имущественными интересами. Это означает, что правовому обеспечению должен подлежать такой интерес, который удовлетворяет следующим требованиям: 1) он должен быть направлен на всесторонний охват жизненно важных потребностей детей материального порядка; 2) действия родителей по его удовлетворению должны не только соответствовать желаемой целевой установке - обеспечению несовершеннолетнему соответствующего уровня жизни, но и быть воплощены в конкретный результат (предоставление ребенку материального блага); 3) действия родителей должны осуществляться во благо ребенка, т.е. соответствовать его интересам, и реализовываться законными способами (средствами); 4) интерес должен быть гарантирован с помощью юридических гарантий, установленных в законе, а следовательно, быть объектом правового обеспечения.

Таким образом, пределом оценки правомерности действий родителей по предоставлению содержания детям служат их имущественные интересы, что свидетельствует о двоякой роли этих интересов. Они являются, с одной стороны, нормой (эталоном) поведения обязанных лиц, а с другой - пределом действий родителей, за рамками которого эти действия рассматриваются как злоупотребление правом, а иногда и как преступление Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства: Сборник статей. [Текст] / Отв. ред. Литовкин В.Н. - М., ОАО Издательский дом "Городец". 2008. - С. 167..

Вместе с тем представляется, что содержание имущественного интереса следует всякий раз соотносить с разумными потребностями ребенка. Они должны быть реализованы в виде его субъективного права на достаточный уровень жизни. Следовательно, имущественный интерес детей по содержанию в самом общем виде есть не что иное, как надлежащие условия для их развития -- физического, нравственного, духовного, социального. Это развитие тесным образом связано с процессом воспитания и материального содержания ребенка. Причем основополагающей предпосылкой воспитания является содержание несовершеннолетних. При этом само содержание реализуется на двух уровнях: первый уровень соответствует моральному обязательству - долгу родителей по предоставлению ребенку необходимых средств для нормального существования; второй уровень гарантирует предоставление ребенку необходимых средств в соответствии с юридической обязанностью родителей (или лиц, их заменяющих) по содержанию и алиментированию детей.

Согласно ст.6. Закона Самарской области от 30.12.2005 г. № 246-ГД « О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Самарской области» комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут:

· вносить в государственные органы, органы местного самоуправления, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предложения по вопросам, касающимся прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.

· вести прием несовершеннолетних, родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних и иных лиц;

· применять в соответствии с действующим законодательством меры воздействия в отношении родителей (иных законных представителей) несовершеннолетнего, иных лиц за нарушение прав несовершеннолетнего и охраняемых законом его интересов.

· принимать меры, предусмотренные действующим законодательством, в отношении родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних, не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних Волжская коммуна, № 1 (25554), 06.01.2006 г..

Согласно Закона Самарской области от 16.07. 2004 г. № 122-ГД (ред. 27.12.2006 г.) «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» устанавливаются следующие виды государственной поддержки граждан, имеющих детей:

1) Ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) составляет 130 рублей.

2) доплаты к ежемесячному пособию на ребенка в размере:

а) 80 рублей на каждого ребенка в семьях, получающих социальную помощь из областного бюджета и имеющих среднедушевой доход ниже 50 процентов величины прожиточного минимума в Самарской области;

б) 160 рублей на каждого ребенка одинокой матери, получающей социальную помощь из областного бюджета и имеющей среднедушевой доход ниже 50 процентов величины прожиточного минимума в Самарской области;

в) 50 рублей на каждого ребенка из многодетной семьи, в составе которой трое и более детей в возрасте до восемнадцати лет.

3) ежемесячное пособие на питание беременным женщинам; Ежемесячное пособие на питание беременным женщинам выплачивается в размере 200 рублей.

4) единовременное пособие при усыновлении (удочерении) ребенка выплачивается в размере 10 000 рублей.

5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет неработающим матерям; выплачивается независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход, в размере 700 рублей.

6) ежегодное единовременное пособие на ребенка к началу учебного года выплачивается в размере 200 рублей.

Финансирование расходов, связанных с государственной поддержкой граждан, имеющих детей, осуществляется за счет средств областного бюджета Волжская коммуна, №133, 22.07.2004 г..

Согласно Закона Самарской области от 07.07.2005 г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения»

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма в порядке, установленном Правительством Самарской области Волжская коммуна, № 125, 08.07.2005 г..

Необходимо отметить, что возможность предоставления закрепленного за несовершеннолетним жилого помещения другим лицам не предусматривается федеральным законодательством, а регулируется на уровне нормативных актов субъектов РФ и муниципальных образований. Представляется, что в целях обеспечения жилищных прав несовершеннолетних следует запретить предоставление жилых помещений, закрепленных за детьми, другим лицам, кроме их предоставления на основании договора коммерческого найма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Никогда раньше в отечественном семейном законодательстве имущественные права несовершеннолетних детей как таковые сколько-нибудь детально не регулировались. В отличие от недавнего прошлого в современных экономических условиях несовершеннолетнему может принадлежать на праве собственности значительное имущество, включающее не только вещи и имущественные права, полученные ребенком в дар или по наследству, но и имущество, перешедшее к нему на основании различных гражданско-правовых сделок, например в ходе приватизации жилья, а также приобретенное на его собственные средства (заработок, доходы от ценных бумаг, от работы в подсобном или фермерском хозяйстве и т.п.). Несовершеннолетний, независимо от возраста, может выступать субъектом таких вещных прав, как право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, постоянного пользования жилым помещением, сервитута. Кроме того, несовершеннолетний может обладать правом требования, вытекающим из обязательственных отношений, а также быть обладателем исключительных прав.

Право родителей по управлению имуществом детей заключается в возможности совершения комплекса юридических и фактических действий, направленных на реализацию имущественных прав ребенка по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом, что осуществляется исключительно в интересах ребенка.

Вместе с тем необходимо отметить, что в науке гражданского и семейного права отсутствуют какие-либо комплексные исследования по проблеме имущественных интересов несовершеннолетних.

Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними. Мы не ставили перед собой задачу рассмотреть все права и обязанности несовершеннолетних, имеющиеся в различных отраслях российского законодательства, а также меры по охране этих прав, однако сделали попытку рассмотреть наиболее важные из них.

1. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что действующее гражданское законодательство России, регламентирующее особенности гражданско-правового положения несовершеннолетних, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании с целью создания и обеспечения максимально благоприятных правовых условий для лиц, относящихся к данной возрастной группе, для их социальной и правовой адаптации, для формирования у них качестве и свойств, необходимых для полноценного участия в гражданском обороте.

Пленуму Верховного Суда РФ необходимо дать четкие разъяснения, что понимать под интересами ребенка при рассмотрении судами отдельных категорий дел, какими критериями должны руководствоваться суды, устанавливая соответствие между интересами детей и интересами родителей.

2. Все сказанное позволяет предложить внести дополнения в п. 3 ст. 26 ГК РФ и изложить его в следующей редакции: «Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. По сделкам, совершаемым с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя, названные лица несут субсидиарную ответственность в случае отсутствия у несовершеннолетнего доходов или иного имущества, достаточных для возмещения причиненных убытков».

3. В настоящее время несовершеннолетние, относящиеся к данной возрастной группе, гораздо более самостоятельны, чем их сверстники, жившие в середине прошлого века, поэтому в текст ст. 26 ГК РФ следует внести еще одно дополнение, устанавливающее «право несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет, самостоятельно совершать сделки в сфере розничной купли-продажи, общественного питания и массово-зрелищных мероприятий», что будет соответствовать сложившейся практике.

4. Исходя из буквального толкования п. 2 ст. 28 ГК, приходится признать, что он предоставляет малолетнему неоправданно широкие права по заключению безвозмездных сделок: малолетние вправе самостоятельно принимать в дар имущество, сделки с которым не подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению. Однако к таковым относятся сделки с ценными бумагами, транспортными средствами, оружием наконец. Закон не предусматривает проведения государственной регистрации таких сделок, как дарение ценных бумаг, автомобиля или даже ружья. Хотя принятие такого дара сулит малолетнему получение выгоды, но вряд ли разумно предоставлять ребенку право самостоятельно принимать подобные дары. Думается, что и законодатель вовсе не это имел в виду, а избранный критерий просто оказался неудачным.

5. В собственности несовершеннолетнего может находиться различное имущество, в том числе квартиры, жилые дома, земельные участки, садовые дома, ценные бумаги, доли (паи) в хозяйственных товариществах и обществах, транспортные средства и другое имущество. Нотариат принимает непосредственное участие в реализации ребенком его прав по управлению и распоряжению указанным имуществом.

В нашем обществе постепенно формируется адекватное отношение к проблемам прав детей, намечается ответственная государственная политика. А это значит, что наступает поворот национального самосознания к проблемам прав ребенка. Можно полагать, что этот процесс не просто начался, а все более приобретает благоприятный характер.

6. Необходимо отметить, что возможность предоставления закрепленного за несовершеннолетним жилого помещения другим лицам не предусматривается федеральным законодательством, а регулируется на уровне нормативных актов субъектов РФ и муниципальных образований. Представляется, что в целях обеспечения жилищных прав несовершеннолетних следует запретить предоставление жилых помещений, закрепленных за детьми, другим лицам, кроме их предоставления на основании договора коммерческого найма.

7. Необходимо опеку (попечительство) устанавливать судом, поскольку такой порядок позволяет в полной мере обеспечить соблюдение интересов ребенка и норм права. Административная процедура чрезмерно упрошена, что влечет множество ошибок. Кроме того, для усыновления предусмотрен судебный порядок, а для установления двух других форм устройства детей - административный. Думается, что нет необходимости в установлении разного порядка определения форм устройства.

8. Статья 60 СК содержит ссылку на применение при распоряжении имуществом ст. 28 и 26 ГК. В ст. 28 ГК содержится указание на применение ст. 37 ГК, т.е. на родителей (усыновителей) распространяются те же правила по распоряжению имуществом малолетнего ребенка, которые действуют в отношении опекунов. В ст. 26 ГК указания на применение ст. 37 ГК нет. Следовательно, ребенок в возрасте от 14 до 18 лет осуществляет правомочие по распоряжению своим имуществом с письменного согласия родителей (усыновителей, попечителей), а предварительного разрешения органа опеки и попечительства не требуется.

В этом случае не исключается возможность нарушения имущественных прав ребенка. Ребенок в таком возрасте не достиг необходимого уровня зрелости, чтобы действовать в своих интересах, а родители, усыновители, попечители не всегда могут правильно оценить ситуацию, а порой умышленно нарушают права ребенка. Думается, что и в этом случае должен быть контроль со стороны органа опеки и попечительства, и соответствующее дополнение должно быть внесено в ст. 26 ГК РФ: «К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса».

Несомненно те проблемы которые затронуты в работе не являются единственными и проблема защиты прав несовершеннолетних потребует дополнительного внимания законодателя и ученых.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. О правах ребенка [Текст]: [Конвенция ООН от 20.11.1989 г.]// Сборник международных договоров СССР. - 1993. - выпуск XLVI. - С. 23.

2. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. -1993. - № 237.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федеральный закон № 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г. по состоянию на 13.05.2008] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [Федеральный закон № 14-ФЗ, принят 26.10.1996 г. по состоянию на 24.04.2008] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: [Федеральный закон № 146-ФЗ, принят 26.11.2001 г. по состоянию на 29.04.2008] // Собрание законодательства РФ. -2001. - № 49. - Ст. 4552.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 138-ФЗ, принят 14.11.2002 г., по состоянию на 11.06.2008] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

7. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон принят № 223-ФЗ, принят29 декабря 1995 г, по состоянию 21.07.2007] // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 1.- ст. 16.

8. Жилищный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 188-ФЗ, принят 29 декабря 2004 г, по состоянию на 13.05.2008] // Собрание законодательства РФ.-.2005.- № 1 (часть 1).- ст. 14.

9. О нотариате [Текст]: [Основы законодательства Российской Федерации от 11.02.1993 г. № 4462-1, по состоянию на 18.10.2007] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 10. - Ст. 357.

10. Об опеке и попечительстве [Текст]: [Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.

11. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, по состоянию на 09.04.2007] / Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.

12. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Текст]: [Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 134-ФЗ, по состоянию на 22.08.2004] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3812.

13. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ, по состоянию на 03.06.2007] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

14. Об актах гражданского состояния [Текст]: [Федеральный закон от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ, по состоянию на 18.07.2006] // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.

15. О прожиточном минимуме в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ, по состоянию 22.08.2004] // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 43. - Ст. 4904.

16. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Текст]: [Федеральный закон т 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, по состоянию на 22.08.2004] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.

17. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Текст]: [Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ, по состоянию на 01.03.2008] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1929.

18. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации [Текст]: [Закон РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1, по состоянию на 11.06.2008] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 28. - Ст. 959.

19. О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг [Текст]: [Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 32. - Ст. 3936.

20. Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг [Текст]: [Постановление ФКЦБ РФ от 02.10.1997 г. № 27, по состоянию на 20.04.1998] // Вестник ФКЦБ России. - 1997. - № 7. - С. 21.

21. О порядке регистрации транспортных средств (вместе с «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации») [Текст]: [Приказ МВД РФ от 27.01.2003 г № 59, по состоянию на 04.06.2007] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - № 18. - С. 23.

22. О дополнительных мерах по защите прав несовершеннолетних» [Текст]: [Письмо Минобразования РФ от 09.06.1999 г. № 244/26-5] // Вестник образования. - 1999. - № 8. - С. 17.

23. О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних [Текст]: [Письмо Министерства образования РФ от 9 июня 1999 г. № 244-26-5] // Вестник образования. - 1999. - № 8. - С.19.

24. О защите жилищных прав несовершеннолетних [Текст]: [Письмо Министерства образования РФ от 20 февраля 1995 г. № 09-М] // Вестник образования. - 1995. - № 8. - С. 23.

25. Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения [Текст]: [Закон Самарской области от 07.07.2005 г. № 152-ГД, по состоянию на 30.04.2008] // Волжская коммуна. - 08.07.2005 г. - № 125.

26. Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства» [Текст]: [Закон Самарской области от 02.04.1998 г. № 2-ГД, по состоянию на 30.04.2008] // Волжская коммуна. - 08.04.1998 г. - № 62-63.

27. Об уполномоченном по правам ребенка в Самарской области [Текст]: [Закон Самарской области от 06.05.2002 г. № 18-ГД, по состоянию на 11.10.2005] // Волжская коммуна. - 11.05.2002. - № 82.

28. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Самарской области [Текст]: [Закон Самарской области от 30.12.2005 г. № 246-ГД, по состоянию на 01.04.2008] // Волжская коммуна. - 06.01.2006. - № 1 (25554).

29. О государственной поддержке граждан, имеющих детей [Текст]: [Закон Самарской области от 16.07. 2004 г. № 122-ГД, по состоянию на 08.02.2008] // Волжская коммуна. - 22.07.2004. - № 133.

Специальная и учебная литература

30. Андреев Е.Н. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних по советскому гражданскому праву [Текст]: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 1972. - 42 с.

31. Андреев Е.Н. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних по советскому гражданскому праву [Текст]: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 1972. - 38 с.

32. Безрук Н.П. Проблемы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения [Текст] // Нотариус. - 2008. - № 1. - С. 23.

33. Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика): Монография [Текст]. - Владимир., ВГПУ. 2001. - 432 с.

34. Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы семейной дееспособности ребенка [Текст] // Нотариус. - 2005. - № 2. - С. 22.

35. Беспалов Ю. Обеспечение права ребенка на жилище [Текст] // Российская юстиция. - 2007. - № 4 - С. 22.

36. Беспалов Ю. Определение места жительства ребенка [Текст] // Российская юстиция. - 2007 - № 2. - С. 22.

37. Волохова Н. Дети в сделках с недвижимостью (часть 2) [Текст] // Правовые вопросы недвижимости. - 2004. - № 2. - С. 23.

38. Всероссийская научно-практическая конференция «система защиты прав несовершеннолетних и молодежи в регионах Российской Федерации: проблема, тенденции, перспективы» (Башкортостан, 27-28 октября 2006 г.) (Редакционный материал) [Текст] // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 4. - С. 26.

39. Гражданское право: В 2-х т. Т. 1. Учебник [Текст] / Отв. ред. Суханов Е.А. - М., Волтерс Клувер. 2008. - 742 с.

40. Гражданское право. Учебник. Ч. 3 [Текст] / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М., Проспект. 2006. - 784 с.

41. Грудцына Л.Ю. Правовое регулирование охраны и защиты прав несовершеннолетних // Адвокат. - 2005. - № 8. - С. 30.

42. Жилинкова И.В. Правовой режим имущества членов семьи [Текст]. - Харьков., 2000. - 438 с.

43. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. [Текст] - М., Инфра-М. 2008. - 678 с.

44. Защита прав ребенка в современной России [Текст] / Под ред. Нечаевой А.М. - М.: ИГП РАН, 2008. - 438 с.

45. Зубарева О. Законодательство об обеспечении прав детей [Текст] // Законность. - 2005. - № 6. - С. 32.

46. Калинин А. Кто заботится, тот и отвечает [Текст] // Законность. - 2006. - № 11. - С. 22.

47. Кирсанов А.Р. Правовое регулирование имущественных отношений в жилищной сфере [Текст] // Судья. - 2008. - № 2. -С. 22

48. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой [Текст] / Отв. ред. Садиков О.Н. - М., Норма. 2008. - 742 с.

49. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации [Текст] / Отв. ред. Кузнецова И.М. - М., БЕК. 2006. - 342 с.

50. Королева Г. Защита имущественных прав несовершеннолетних [Текст] // Законность. - 2006. - № 7. - С. 24.

51. Королева Г. О бедном ребенке замолвите слово... [Текст] // Законность. - 2004. - № 6. - С. 22.

52. Коршунов Г.М. Имущественные и трудовые права несовершеннолетних граждан [Текст]. - М., Юрид. лит. 2000. - 356 с.

53. Кравчук Н.В. Защита прав ребенка в судебном порядке [Текст] // Государство и право. - 2004. - № 6. - С. 67.

54. Крылов С.В. Ответы на вопросы [Текст] // Российская юстиция. - 1998. - № 5. - С. 33-34.

55. Кузнецова Л.Г., Шевченко Я.Н. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних [Текст]. - М., Юрлитиздат. 1968. - 362 с.

56. Левушкин А.Н. Правовое регулирование некоторых имущественных прав несовершеннолетних детей по законодательству Российской Федерации [Текст] // Юрист. - 2003. - № 10. - С. 15.

57. Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). [Текст] - М.: Проспект. 2008. - 682 с.

58. Лозовская С.О. Правосубъектность в гражданском праве [Текст]: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2001. - 28 с.

59. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика [Текст] // Государство и право. - 1996. - № 6. - С. 12.

60. Михайлова И.А. Некоторые аспекты дееспособности несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет [Текст] // Нотариус. - 2006. - № 4. - С. 19.

61. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика [Текст] - М.: Волтерс Клувер. 2008. - 438 с.

62. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права [Текст]. - М., Юридическая литература. 1972. - 638 с.

63. Носенко Л.И. Некоторые аспекты защиты имущественных прав несовершеннолетних граждан в судебном порядке [Текст] // Адвокатская практика. - 2007. - № 3. - С. 18.

64. Осипова С.В. Правовое значение разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с жилыми помещениями с участием несовершеннолетних [Текст] // Семейное и жилищное право. - 2006. - № 2. - С. 23.

65. Осипова С.В. Согласие (разрешение) органа опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимостью при участии несовершеннолетних [Текст] // Нотариус. - 2006. - № 5. - С. 23.

66. Пискунова М.Г. Имущественные права несовершеннолетних при сделках с жилыми помещениями [Текст] // Экономика и жизнь. - 2001. - № 34. - С. 12.

67. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации [Текст] / Под ред. Крашенинникова П.В. - М.: Статут, 2005. - 684 с.

68. Проблемы гражданского, семейного и жилищного законодательства: Сборник статей. [Текст] / Отв. ред. Литовкин В.Н. - М., ОАО Издательский дом "Городец". 2008. - 372 с.

69. Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами [Текст] // Журнал российского права. - 2007. - № 3. - С. 21.

70. Ручкина Г.Ф. Предпринимательская правосубъектность как элемент правового статуса гражданина [Текст] // Юрист. - 2008. - № 1. - С. 5.

71. Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты [Текст]: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Белгород., 2004. - 46 с.

72. Сорокин С. Имущественные права ребёнка в семье [Текст] // Российская юстиция. - 2008. - №2. - С. 28-29.

73. Судебная практика по жилищным спорам: В 2 ч. Ч. 1 (1993 - 2001) и ч. 2 (2002 - 2005) [Текст] / Руководитель коллектива составителей П.В. Крашенинников. - М.: Статут, 2006. - 364 с.

74. Сухарёв А.Я. Российская юридическая энциклопедия [Текст]. - М., Юрид. лит. 1999. - 784 с.

75. Тарусина Н.Н. Семейное право. Учебное пособие. [Текст] - М., Юрайт. 2008. - 320 с.

76. Тархов В.А. Гражданское правоотношение: Монография [Текст]. - Уфа., Уфимская высшая школа МВД РФ, 1993. - 468 с.

77. Удовичено Т.Ю. Правоспособность физических лиц по российскому гражданскому праву: Автореф. дис... канд. юрид. наук. [Текст] - М., 2003. - 38 с.

78. Усманов О. Договор розничной купли-продажи и охрана прав покупателей [Текст]. - Душанбе., 1962. - 320 с.

79. Фаршатов И. Охрана жилищных прав несовершеннолетних [Текст] // Российская юстиция. - 2004. - № 8. - С. 34.

80. Филиппова С.Ю. Новый Жилищный кодекс Российской Федерации о праве собственности на жилое помещение [Текст] // Цивилист. - 2005. - № 3.- С.13.

81. Чефранова Е.А. Правовое регулирование имущественных отношений с участием несовершеннолетних членов семьи: Материалы научно-практической конференции [Текст] // Защита прав ребенка в современной России / Под ред. А.М. Нечаевой. - М.: ИГП РАН, 2005. - 378 с.

82. Шерстнева Н.С. Семейно-правовая сущность принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних [Текст] // Современное право. - 2006. - № 3. - С. 27.

83. Эрделевский А.М. Гарантии прав ребенка в России [Текст] // Российская юстиция. - 2007. - № 2. - С. 23.

84. Якимов О.Ю. Защита прав несовершеннолетних: бессистемность и несогласованность законодательства РФ [Текст] // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып. 5. В трех томах. Т. 2. - М., Издательская группа "Юрист". 2005. - 672 с.

Материалы юридической практики

85. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации [Текст]: [Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - № 9. - С. 22.

86. О практике рассмотрения дел о защите прав потребителей [Текст]: [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. № 7] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 11. - С. 33.

87. О некоторых вопросах возникающих у судов по делам о наследовании [Текст]: [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.1991 г. № 2] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1991. - № 7. - С. 9.

88. О практике применения судами жилищного законодательства [Текст]: [Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 03.04.1987 г. № 2, по состоянию на 30.11.1990] // Бюллетень Верховного Суда СССР. - 1987. - № 4. - С. 4.

89. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 года [Текст]: [Постановлением Президиума Верховного Суда от 23 ноября 2005 г.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 3. - С. 34.

90. Отношения иждивения (сколь бы они ни были длительными), прекратившиеся за год до открытия наследства, не дают бывшему иждивенцу права на имущество наследователя [Текст]: [Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 01.07.1993 г.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 1. - С. 22.

91. Определение Верховного Суда РФ от 15.07.2008 № 18-В08-33 [Текст]// Бюллетень Верховного Суда РФ.- 2008.-№ 9.- С.13.

92. Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2007 № 86-В07-3 [Текст]// Бюллетень Верховного Суда РФ.- 2007.-№ 9.- С.30.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты