Рефераты

Гражданско-правовое положение некоммерческих организаций

Гражданско-правовое положение некоммерческих организаций

46

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

Курсовая работа

на тему:

Гражданско-правовое положение некоммерческих организаций

Студент: гр.П-551 Зеленкова Н.А.

Научный руководитель: Щербакова М.В.

Барнаул 2007

Содержание

Введение.

1. Понятие и признаки некоммерческих организаций как юридических лиц

1.1 Некоммерческие организации - как юридические лица

1.2 Правосубъектность некоммерческих организаций

1.3 Правовое положение некоммерческих организаций

1.4 Наименование и место нахождение некоммерческих организаций

2. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций - юридических лиц

2.1 Создание некоммерческих организаций - юридических лиц

2.2 Реорганизация некоммерческих организаций - юридических лиц

2.3 Ликвидация некоммерческих организаций - юридических лиц

3. Основные виды некоммерческих организаций - юридических лиц

3.1 Общественные и религиозные организации (объединения)

3.2 Учреждение

3.3 Потребительский кооператив, фонд и иные виды

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Выбранная нами тема является актуальной, так как политические и экономические изменения, происходящие на постсоветском пространстве, привели к возникновению новых юридических норм и понятий, к числу которых относится и категория некоммерческих организаций.

Актуальность исследования процессов их правового регулирования и функционирования обусловлена прежде всего тем, что общество и государство проходят сегодня болезненный этап перехода от тоталитарного государственного контроля за всем и всяк к состоянию толерантности и саморегулирования сбалансированности государственных, групповых и частных интересов.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, некоммерческие организации - это организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Других условий для признания статуса некоммерческих организаций в Гражданском кодексе Российской Федерации не содержится.

То обстоятельство, что некоммерческие организации могут являться и государственными и негосударственными образованиями, обусловлено тем, что деление организаций на коммерческие и некоммерческие произведено в интересах гражданского оборота, то есть относится к сфере имущественных и связанных с ним неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности субъектов.

Всякая некоммерческая организация представляет собой организационное единство, базирующееся на социальных, прежде всего правовых, нормах и «технических императивных». В отличии от крупных, естественно сложившихся в процессе исторического развития общностей - таких, как народ, нация, и социально - природных коллективов - таких, как семья, род, община, некоммерческая организация характеризуется наличием сознательно сконструированной системы внутриорганизационных средств для целенаправленного воздействия на социальную сферу.

В современном демократическом обществе организационные формы и правовые возможности некоммерческих организаций регулируются законом. Будучи активными участниками социальной жизни, они наделяются правовым статусом, то есть правами и обязанностями, правоспособностью и другими юридическими свойствами, позволяющими им выступать в качестве самостоятельных субъектов. Вместе с тем, правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций не сводится только к установлению их правового статуса, а затрагивает широкий спектр взаимоотношений некоммерческих организаций между собой, с гражданами и государством.

Целью работы является исследование гражданско-правового положения некоммерческих организаций.

Для достижения данной цели были поставлены соответствующие задачи:

1. Исследовать некоммерческие организации - как юридические лица

2. Рассмотреть правосубъектность некоммерческих организаций

3. Охарактеризовать правовое положение некоммерческих организаций

4. Проанализировать создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций - юридических лиц.

5. Исследовать основные виды некоммерческих организаций - юридических лиц.

В данной работе мы использовали метод сравнительного анализа, синтез, метод дедукции, индукции, частно-правовой метод.

Объектом исследования нашей курсовой работы являются общественные отношения в сфере гражданско-правового положения некоммерческих организаций.

Предмет нашей курсовой работы является гражданско-правовое положение некоммерческих организаций.

Методической основой нашего исследования являются работы таких авторов: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю., Юрьев С.С., Пиляева В.В.

Нормативной базой нашего исследования являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях».

Курсовая работа будет состоять из трех разделов.

В первом разделе нами будут рассмотрены такие вопросы, как понятие и признаки некоммерческих организаций как юридических лиц, некоммерческие организации - как юридические лица, правосубъектность некоммерческих организаций, правовое положение некоммерческих организаций, наименование и место нахождение некоммерческих организаций.

Во втором разделе мы исследуем создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций - юридических лиц.

В третьем разделе нами будут рассмотрены такие вопросы, как основные виды некоммерческих организаций - юридических лиц, общественные и религиозные организации, объединения, учреждение, потребительский кооператив, фонд.

1. Понятие и признаки некоммерческих организаций как юридических лиц

1.1 Некоммерческие организации как юридические лица

Признание организации юридическим лицом свидетельствует о наличии у нее гражданской правоспособности, т.е. способности иметь гражданские права или нести гражданские обязанности. К важнейшим имущественным правам юридических лиц относится право собственности (хозяйственного ведения и оперативного управления), а также имущественные права и обязанности, возникающие из многочисленных гражданско-правовых договоров. Среди неимущественных прав следует назвать право на свое фирменное название, товарный знак.

До принятия Гражданского кодекса РФ в 1995г. в законодательстве была закреплена специальная правоспособность юридических лиц (ст.26 ГК РСФСР 1964г., ст. 12 Основ гражданского законодательства 1991г.), что предполагало наделение организации только теми гражданскими правами и возложение на нее только тех обязанностей, которые соответствовали целям деятельности, закрепленным в ее уставе. Сделки же, совершенные юридическими лицами в противоречии с такими целями, на основании ст. 50 ГК РСФСР 1964г. считались недействительными. Исключением из этого правила была общая правоспособность юридических лиц, которая устанавливалась Положением об АО, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 25 декабря 1990г.,[2.17, c. 124]

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е, с даты государственной регистрации и прекращается в момент ликвидации, т.е. с даты его исключения из единого государственного реестра. Необходимо отметить три следующих особенности правоспособности юридических лиц в отличии от физических лиц:

1) Для юридического лица главным является правоспособность, в то время как для физического лица - дееспособность, которая наступает с определенного возраста.

2) Правоспособность и дееспособность юридическое лицо приобретает одновременно, т.е. с момента его государственной регистрации.

3) Различают два вида правоспособности у юридических лиц, т.е. оно может заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом; специальную, т.е. прямо предусмотренную учредительными документами (п.1 ст. 49 ГК).

Известно, что уже римские юристы различали публичное и частное право. В первой книге Дигест Юстиниана определялось :»Публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе определенных лиц; существует нечто полезное в общественном отношении и в частном отношении.»

В отличии от конституционных норм, устанавливающих основы правового государства и личности, гражданское законодательство регулирует иную сферу жизни общества; как указано в Гражданском кодексе РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основание возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.[2.20, c. 201]

Действующее гражданское законодательство России предусматривает возможность функционирования юридических лиц, являющимися коммерческими или некоммерческими организациями. В связи с этим особое важное значение имеет формулировка, примененная законодателем в пункте 1 ст. 50 ГК РФ: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». Рассмотрение вопросов становления института юридического лица не входит в задачу данной работы; важно лишь отметить, как правильно подчеркивают отечественные ученые Е.Б.Хохлов и В.В.Бородин, что понятие юридического лица родилось и используется для обслуживания имущественных отношений.

Некоммерческая организация признается юридическим лицом, если она имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Она должна также иметь самостоятельный баланс и смету. Следовательно, не все организации могут быть юридическими лицами, а лишь те из них, которые соответствуют всем признакам юридического лица, указанным в законе. Высший арбитражный суд РФ на одном из совещаний по судебно - арбитражной практике принял рекомендации, касающиеся статуса юридического лица, указав, что «наделение правами юридического лица», поэтому при судебном рассмотрении необходимо выяснять, обладает ли та или иная организация всеми правами юридического лица, указанными в законе.[2.25, c. 109]

В отличие от коммерческих структур, учредители и участники некоммерческих организаций даже в случае участия в образовании имущества некоммерческих организаций ,как правило, не могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Исключением из этого являются потребительские кооперативы и финансируемые собственником учреждения. Любая некоммерческая организация как юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Ограничения в имущественных правах допустимы лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом, причем решение об ограничении таких прав может быть обжаловано в суд.

1.2 Правосубъектность некоммерческих организаций

Под субъектом права в теории понимается индивид или социальная общность, обладающие правосубъектностью, т.е. наделенные способностью иметь или осуществлять юридические права и обязанности. Правосубъектность включает в себя правоспособность - способность субъекта быть носителем прав и обязанностей, и дееспособность -способность своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности.

Признание субъектом права и определение его статуса осуществляется государством, но не могут быть произвольными, ибо зависят от наличия таких общественных отношений, которые имеют существенное значение для государства и в силу этого нуждаются в правовом регулировании, причем пределы этого регулирования устанавливаются исходя из социального назначения и природы субъекта права.

В юридической литературе различают индивидуальных (человек) и коллективных субъектов права, причем, как представляется, правосубъектность социальных общностей (организаций, объединений, государства, нации, народа) вторична и основывается на правосубъектности индивида. Такое понимание исходит из современных подходов к человеку как главному носителю прав. Организация Объединенных Наций создавалась, как указано в Уставе ООН от 26 июня 1945 г., чтобы «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности», а в ст. 6 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. провозглашено, что «каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности». Исходя из того, что согласно ст. 21 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, а «воля народа должна быть основой власти правительства», то очевиден вывод о несомненной «первичности» правосубъектности индивидуума перед иными субъектами права.

Для определения правосубъектности некоммерческих организаций весьма важное значение имеет международное признание прав человека и основных свобод - как данных с рождения каждому человеку; их защита и поощрение рассматриваются как первейшая обязанность правительств. На Всемирной конференции по правам человека в Вене (июнь 1993г.) впервые удалось достигнуть согласия в том, что права человека должны соблюдаться независимо от региональной или национальной специфики либо уровня развития, а также в том, что права человека не могут быть сугубо внутренним делом государств, а «являются предметом законной обеспокоенности международного сообщества». Эти положения в полной мере относятся и к праву на свободу ассоциации, как являющемуся основой для создания и деятельности значительного числа некоммерческих организаций.[2.17, c. 87]

Важно отметить вклад международного сообщества в определение понятия неправительственной организации. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 от 23 мая 1968г., международной неправительственной организацией (МНПО) считается «любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения». В Европейской конвенции о признании правосубъектности международных неправительственных организаций, принятой советом Европы 24 апреля 1986г., выделяются три признака МНПО: некоммерческая цель деятельности, создание в соответствии с внутренним актом какого либо государства, осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах.

Согласно ГК РФ, некоммерческими организациями являются юридические лица (т.е. организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, могущие отвечать этим имуществом по своим обязательствам, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде) не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

В российском праве некоммерческая организация становится субъектом гражданских правоотношений с момента получения свидетельства о регистрации и постановки на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах (пенсионном фонде, фонде социального страхования, фонде медицинского страхования).

В национальном законодательстве Конституция является фундаментом для функционирования правовых институтов, регулируя наиболее важные сферы общественных отношений. В демократических государствах конституционные нормы не могут ограничивать общепризнанные международные принципы и положения в области прав человека. Вместе с тем, очевидно что национальные конституции, устанавливая основы правового статуса человека и гражданина, не копируют механически международные документы.[2.25, c. 105]

Так, большое значение международные акты отводят праву на свободу ассоциации, а в Российской Федерации такое право закреплено в ст. 30 Конституции России: «Каждый человек имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Конституция России устанавливает, что в РФ признается политическое многообразие и многопартийность, предусматривает равенство всех общественных объединений перед законом и запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлено на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Конституционно-правовые основы деятельности различных некоммерческих организаций вытекают из таких конституционных положений, как право на пользование родным языком (ст.26), свобода совести (ст. 28), свобода мысли и слова, получения и распространения информации и свобода средств массовой информации (ст.29), право на митинги и демонстрации (ст. 31), право на управление делами государства (ст. 32), право на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33), право на свободу труда (ст. 37), защита семьи, материнства и детства (ст. 38), право на социальное обеспечение (ст.39), право на жилище (ст.40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), право на благоприятную окружающую среду *ст.42), право на образование (ст. 43), свобода творчества и право на участие в культурной жизни (ст.44), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48) и других. Этот далеко не полный перечень конституционных норм позволяет наглядно представить широкий спектр некоммерческих организаций, действующих на их фундаменте. Особенно следует подчеркнуть, что согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.[1.1, c. 432]

1.3 Правовое положение некоммерческой организации

Согласно ст.52 ГК РФ: 1) Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по 9 своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и смету.

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Если для хозяйственных товариществ и обществ законом установлено, какие учредительные документы необходимы учредительный договор для полного товарищества и товарищества на вере, учредительный договор и устав для общества с ограниченной ответственностью, устав для акционерного общества), то для некоммерческих организаций Закон не определил обязательность использования того или иного вида учредительных документов, имея в виду, что специальные законы об отдельных формах некоммерческих организаций решает этот вопрос.

Некоммерческая организация приобретает права юридического лица с момента ее государственной регистрации - Закон говорит «в установленном законом порядке», т.е. в органах юстиции, как того требует ст.51 ГК РФ. До государственной регистрации некоммерческая организация может существовать, если она не преследует цели, запрещенные законом, но, не обладая статусом юридического лица, не вправе вступать в правоотношения гражданско-правового характера. В соответствии со ст.З Федерального закона «Об общественных объединениях таковые могут функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Зарегистрированная некоммерческая организация может иметь имущество в собственности, а некоторые из них - обособленное имущество в оперативном управлении (учреждения). Закон не предусматривает возможность создания некоммерческих организаций, которые имели бы имущество на праве хозяйственного ведения, т.к. право хозяйственного ведения присуще лишь хозяйственным субъектам, ведущим предпринимательскую деятельность. Некоммерческая организация - собственник отвечает по своим обязательствам своим имуществом. Как любое юридическое лицо некоммерческая организация обладает правоспособностью и дееспособностью, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность некоммерческой организации является специальной. Такая организация вправе осуществлять лишь такие юридические действия, которые направлены на достижение ее уставных целей. Коммерческая деятельность некоммерческих организаций допускается только для содействия в достижении основной цели, ради которой была создана организация. Прибыль, полученная от такой коммерческой деятельности не распределяется между участниками некоммерческой организации. Состояние имущества некоммерческой организации, ее хозяйственные операции должны отражаться в ее самостоятельном балансе или смете.

2)Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческие организации создаются, как правило, без указания срока деятельности. В необходимых случаях такой срок может быть определен уставом, иными учредительными документами организации.[2.17, c. 129]

Срок деятельности некоммерческой организации может быть определен календарной датой, моментом достижения поставленной цели или временем наступления определенного события. Так, организация может быть создана на время проведения выборов в Государственную или региональную думу для поддержки определенного кандидата. Возможно создание организации для оказания помощи пострадавшим от стихийного бедствия. Нет препятствий к тому, чтобы создать некоммерческую организацию по подготовке и проведению наблюдения солнечного затмения. Таким образом, срок деятельности организации может быть определен любой не противоправной целью ее создания.

3)Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

Право некоммерческой организации открывать счета в банках как на территории РФ, так и за ее пределами, вытекает из закрепленной законом возможности иметь имущество, необходимое для деятельности организации. Открытие банковских счетов осуществляется на основании договоров банковского счета, заключаемых в соответствии со ст. 845-860 ГК РФ, ст.5 Федерального закона от 2 декабря 1990г. №395-1 «О банках и банковской деятельности». Порядок открытия банковских счетов представлен в

Инструкции Госбанка №28 «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР» от 30 октября 1986г.

4)Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Участие некоммерческой организации в гражданском обороте и иных правонарушениях (налоговых, трудовых, административных и др.) требует надлежащего оформления, для которого организация имеет печать со своим наименованием на русском языке. Это обязательное требование Закона. Кроме того, организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также свою эмблему, зарегистрированную в установленном порядке. Порядок регистрации эмблемы некоммерческой организации пока не установлен. Во всяком случае, право на эмблему, как элемент индивидуализации организации, следует отнести к категории исключительных прав, предусмотренных ст. 138 ГК РФ. Использование11 чужой эмблемы без согласия правообладателя должно пресекаться в соответствии со ст. 12 ГК РФ.

1.4 Наименование и место нахождения некоммерческой организации

В соответствии с ГК РФ:

1) Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Зарегистрированная некоммерческая организация должна иметь наименование, отличающее ее от других организаций. В наименовании содержится указание на организационно- правовую форму (например, «Общественный фонд помощи ветеранам спорта»). Обязательно указание на характер деятельности организации -этим указанием определяются рамки специальной правоспособности конкретной организации. Наименование может быть использовано только той организацией, за которой оно зарегистрировано. Право на имя отнесено к числу исключительных прав ст. 138 ГК РФ.[1.1, c. 439]

2) Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной организации, если в соответствии с законом учредительными документами некоммерческой организации не установлено иное.

Территориальные границы деятельности некоммерческой организации определяются целями деятельности, зафиксированных в ее учредительных документах. Однако место нахождения организации, по общему правилу, определяется местом, где она была зарегистрирована. По месту нахождения организации заключаются договоры от ее имени, исполняются обязательства, предъявляются иски к этой организации и рассматриваются споры в суде. Обычно по месту регистрации находится и постоянно действующий орган юридического лица (правление, дирекция и т.п.).

3)Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

Всякое юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Согласно ст. 54 ГК РФ, наименования любых некоммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах12 юридического лица не установлено иное. Наименование и место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

2. Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций - юридических лиц

2.1 Создание некоммерческих организаций - юридических лиц

Некоммерческие организации создаются в организационно - правовых формах, предусмотренных Федеральным законом РФ от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях» и действуют на основании соответствующих учредительных документов. Любые изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица, их учредители и участники не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношении с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.[2.17, c. 60]

Цели создания некоммерческих организаций:

достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;

- охрана здоровья граждан;

- развитие физической культуры и спорта;

- удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан;

- защита прав, законных интересов граждан и организаций;

- разрешение споров и конфликтов;

- оказание юридической помощи;

- иные цели, направленные на достижение общественных благ. Некоммерческая организация как юридическое лицо приобретает

гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Еще в 1648 году известный юрист Г. Гроций писал, что полномочия любой корпорации «обычно осуществляются именем первого лица в корпорации» Порядок назначения или избрания органов некоммерческих организаций определяется законом или учредительными документами, важно отметить, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов некоммерческой организации выступает от имени некоммерческой организации, должно действовать в интересах представляемой им некоммерческой организации добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) некоммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им такой организации.

Важно отметить, что гражданская правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. В соответствии со ст. 51 ГК РФ, любое юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции, в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

При создании некоммерческой организации необходимо четко представлять юридические последствия такого решения. Важно правильно, с учетом целей деятельности, материальных, кадровых и организационных ресурсов, избрать правовую форму некоммерческой организации, подумать о размещении офиса, возможностях контроля за своевременным получением некоммерческой организацией адресованной данной некоммерческой организации корреспонденции и т.д. Ответственно следует подходить к выбору лица или организации, готовящей учредительные документы и регистрирующей некоммерческую организацию, во всяком случае, нельзя «покупать» готовую некоммерческую организацию, ибо никто не знает, какая «история» может быть за формально «новой» организацией. Государственная регистрация влечет обязательное ведение бухгалтерского учета, своевременную налоговую отчетность, оформление правоотношений с другими организациями и гражданами.

На практике нередко возникают проблемы с арендой офиса. По ныне действующему законодательству, любые сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации, а на это, иногда, не решаются арендодатели. Зачастую, фактическая аренда оформляется договорами о совместной деятельности, однако такая деятельность, согласно закону, требует объединения имущества сторон и ведения обособленного бухгалтерского учета совместной деятельности (или, как ныне определяет ГК РФ в ст. 1041 «простого товарищества»). Можно воспользоваться нормами ст. 689-701 ГК РФ о безвозмездном пользовании, либо создать с арендодателем какую-либо новую совместную организацию, например общественное объединение без прав юридического лица, что допускается Федеральным законом РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995года.[1.1, c. 445]

Гражданским законодательством допускается наличие у юридического лица представительств и филиалов, при этом каких либо ограничений для создания этих структур некоммерческих организаций законом не предусмотрено. Представительством является обособленное подразделение , расположенное вне места нахождения некоммерческой организации, которое14 представляет ее интересы и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденных этой некоммерческой организацией положений. Руководители представительств и филиалов назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной руководителями некоммерческой организации. О возможности создания и наличии представительств и филиалов должно быть указано в учредительных документах создавшей их некоммерческой организацией.

Некоммерческие организации отвечают по своим гражданско-правовым обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учредители (участники, члены) некоммерческих организаций не отвечают по ее обязательствам (кроме собственников учреждений), а некоммерческие организации не отвечают по обязательствам учредителей (участников, членов), за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством либо учредительными документами некоммерческих организаций.

2.2 Реорганизация некоммерческих организаций - юридических лиц

Некоммерческие организации могут быть реорганизованы путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Порядок реорганизации установлен статьей 16 Федерального закона РФ от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях». Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена по решению его учредителей (участников, членов) либо органа некоммерческой организации, уполномоченного на то учредительными документами. Некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Законодательством определен порядок правопреемства при реорганизации некоммерческой организации. В частности, при разделении или выделении из состава некоммерческой организации одного или нескольких юридических лиц его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь15 возникших юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами разделительного баланса, а также отсутствия в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной некоммерческой организации влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Законодательством предусмотрены гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. После принятия решения о реорганизации некоммерческой организации надлежит письменно уведомить об этом кредиторов. Кредитор реорганизуемой некоммерческой организации вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизуемой некоммерческой организации, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованной некоммерческой организации перед его кредиторами.[2.20, c.137]

2.3 Ликвидация некоммерческих организаций - юридических лиц

Ликвидация некоммерческих организаций регулируется ГК РФ и ст. 18 и 19 Федерального закона РФ от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях»., которая влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению ее учредителей (участников, членов) либо органа некоммерческой организации, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который она создана, с достижением цели, ради которой она создана, или с признанием судом недействительной регистрации некоммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; по решению суда в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в случаях, предусмотренных законодательством.

Требование о ликвидации некоммерческой организации в связи с допущенными ею нарушениями законодательства может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации некоммерческой организации на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на то ее16 учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации. Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Одновременно по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и устанавливаются порядок и сроки ликвидации: с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации , при этом названная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации в праве выступать в суде.

Гражданское законодательство подробно регламентирует порядок ликвидации некоммерческой организации. Прежде всего, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации или органом, принявшими решение о ликвидации, по согласованно с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.[2.20, c. 97]

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты