Гражданско-правовое положение унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения
p align="left">Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации, занимающей доминирующее положение, либо о выделении из ее состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ею монополистической деятельности.
В практике реорганизации унитарных предприятий могут быть ситуации, когда в уставе предусмотрено, что реорганизация унитарных предприятий может осуществляться Правительством РФ по решению Президента РФ. Так, например, Указом Президента РФ от 4 ноября 2000 г. № 1834 было принято решение о создании федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт" путем слияния двух федеральных унитарных предприятий. При этом в уставах обоих юридических лиц было зафиксировано, что их реорганизация и ликвидация может быть осуществлена только по решению Президента РФ.
Следует заметить, что обязательным требованием любой реорганизации является письменное уведомление кредиторов реорганизуемых унитарных предприятий (в частности, как кредиторов дочернего унитарного предприятия, так и кредиторов самого унитарного предприятия) о предстоящей реорганизации (пункт 1 статьи 60 ГК РФ). При этом необходимо помнить, что согласно пункту 2 статьи 60 ГК РФ кредитор реорганизуемого унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это унитарное предприятие, и возмещения убытков.
Такое уведомление кредиторов может привести к финансовой катастрофе и прекращению работы унитарных предприятий в случае, если все кредиторы одновременно потребуют от унитарного предприятия исполнить свои обязательства. Поэтому, в случае, если есть риск, что отдельные партнеры унитарного предприятия изъявят желание воспользоваться предстоящей реорганизацией с целью досрочного исполнения обязательств, то унитарное предприятие должно по возможности к этому подготовиться.
На основании пункта 1 статьи 31 Закона присоединением к унитарному предприятию признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение. Например, на основании распоряжения Администрации Нижнего Новгорода от 13.04.2005г. №1155-р было реорганизовано МП "Нижегородский водоканал" путем присоединения к нему МП "Доркоммаш" с прекращением прав последнего.
Как уже говорилось выше унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Наиболее спорной и влекущей за собой ряд правовых и финансовых проблем является норма Закона, запрещающая создание дочерних предприятий потому, что унитарные предприятия не могут не только создавать, но и иметь дочерние предприятия. А ведь ни для кого не секрет, что дочерних унитарных предприятий создано очень много, причем у самих дочерних предприятий могут быть дочерние предприятия.
Что же делать с такими дочерними предприятиями.
Пункт 3 статьи 37 Закона дает однозначный, но далеко не устраивающий дочерние предприятия ответ: дочерние предприятия, созданные унитарными предприятиями до вступления в силу Закона подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Закона, то есть в течение 6 месяцев с 3 декабря 2002 года.
Проблемы и споры возникают из-за того, что дочерние предприятия перестают существовать как юридические лица, а ведь их создание было чем-то оправдано. Отметим, что основная причина создания все дочерних предприятий на практике - осуществление унитарными предприятиями наряду со своей основной уставной деятельностью отдельных смежных видов деятельности. Имущество, занятое при осуществлении этих видов деятельности обосабливалось, им наделялось дочернее предприятие. В качестве примеров к вышесказанному можно привести следующие ситуации:
1) производственное унитарное предприятие имеет на своем балансе ферму. На базе имущества фермы создается дочернее предприятие, занимающееся животноводством;
2) нефтебаза имеет автоколонну, гаражи и мастерские. На базе имущества автоколонны, гаражей и мастерских создается дочернее предприятие, занимающееся автотранспортными перевозками;
3) транспортное предприятие имеет на своем балансе детский сад. На базе имущества детского сада создается дочернее предприятие, оказывающее воспитательные услуги;
4) швейная фабрика имеет на своем балансе столовую. На базе имущества столовой создается дочернее предприятие, оказывающее услуги общественного питания.
Можно предложить несколько вариантов разрешения спорной ситуации, которые позволят сохранить рабочие места, самостоятельность и продолжить осуществлять ту деятельность, которой занимались до 3 декабря 2002 года дочерние предприятия.
1 вариант. В течение 6 месяцев с 3 декабря 2002 года на основании пункта 3 статьи 37 Закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям, имущество дочерних предприятий приходуется на баланс унитарных предприятий. В это же время руководство и трудовые коллективы дочерних предприятий учреждают юридические лица в организационно-правовой форме хозяйственного общества или товарищества. Эти юридические лица арендуют на долгосрочной основе у унитарных предприятий имущество, которое ранее принадлежало на праве хозяйственного ведения дочерним предприятиям. Договор аренды имущества обязательно заключается с согласия собственника имущества. Положительная сторона решения рассматриваемой проблемы таким способом состоит в том, что созданное юридическое лицо ни от кого не зависит, однако существует опасность, что собственник имущества откажет унитарному предприятию в заключении договора аренды или предложит слишком высокую арендную плату.
2 вариант. Унитарные предприятия создают свои филиалы с обособленным балансом и расчетным счетом и передают на баланс этих филиалов имущество, которым ранее владели дочерние предприятия. Положительная сторона решения рассматриваемой проблемы таким способом состоит в том, что нет необходимости платить арендную плату за использование имущества, однако филиал имеет меньшую самостоятельность, чем обособленное юридическое лицо и его создание возможно по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия, который вправе отказать в создании филиала унитарному предприятию.
Понятие слияния двух или нескольких унитарных предприятий как одной из форм реорганизации дается в п. 1 ст. 30 Закона. При слиянии унитарных предприятий все имущественные права и обязанности каждого предприятия, участвовавшего в слиянии, переходят к унитарному предприятию, которое возникает в результате слияния. Предприятия, участвовавшие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц.
В результате слияния возникает новое унитарное предприятие, подлежащее государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации такого предприятия влечет возникновение нового унитарного предприятия в качестве юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех предприятий, участвовавших в слиянии.
Необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, слияние юридических лиц может быть осуществлено лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Относительно реорганизации в форме разделения или выделения следует иметь в виду, что если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении. При этом стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) "Об оценочной деятельности в РФ" правила об обязательном проведении оценки не распространяются на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, при реорганизации унитарного предприятия не требуется обязательного проведения оценки. Однако неоднозначность формулировки ст.8 дает основания для оспаривания положения о необязательности оценки передаваемого имущества при реорганизации.
Согласно пункту 2 статьи 29 Закона реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы. При этом на основании статьи 34 Закона унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Так, например, на основании распоряжения Минимущества РФ от 15 апреля 2003 г. № 1135-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "МИГ-РОСТ" - дочернее предприятие федерального государственного унитарного предприятия "Российская самолетостроительная корпорация "МИГ" унитарное предприятие "МИГ-РОСТ", являясь дочерним предприятием унитарного предприятия "Российская самолетостроительная корпорация "МИГ", было приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество "МИГ-РОСТ".
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 ГК РФ при реорганизации унитарного предприятия путем присоединения, преобразования и слияния к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом. Форма передаточного акта при реорганизации унитарных предприятий действующим законодательством не установлена, поэтому в качестве образца можно использовать приведенную в Приложении №1 форму передаточного акта.
Кроме того, полное правопреемство прав и обязанностей от унитарного предприятия к преобразованному юридическому лицу, как и в случае с присоединением, установлено не только для гражданско-правовых отношений, но и для налоговых (статья 50 НК РФ) и за некоторыми исключениями для трудовых правоотношений (статья 75 ТК РФ). Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 2001г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее по тексту - Закон № 178-ФЗ) применяется такой способ приватизации государственного и муниципального имущества, как преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
Рассмотрим основные этапы процесса приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий при преобразовании их в открытые акционерные общества.
Прогнозный план приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации ежегодно и является первым этапом приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий
Согласно ст.7 закона № 178-ФЗ в прогнозном плане (программе) содержится перечень федеральных государственных унитарных предприятий, которые планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются стоимость основных средств подлежащего приватизации ФГУП и среднесписочная численность работающих.
Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2002 г. № 617 (в ред. от 5 мая 2003г.)были утверждены правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества.
На втором этапе, на основании утвержденного Правительством РФ прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества принимается решение об условиях приватизации имущественного комплекса ФГУП.
Подготовка и принятие решений об условиях приватизации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 июля 2002 г. № 512.
Государственная регистрация ОАО, созданного путем преобразования ФГУП осуществляется единоличным исполнительным органом созданного ОАО в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Одновременно с регистрацией права собственности ОАО на имущественный комплекс регистрируются обременения (ограничения) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП.
Оформление договоров по дальнейшему использованию не подлежащего приватизации имущества ФГУП осуществляется территориальным управлением Росимущества России с единоличным исполнительным органом ОАО.
Правила завершения государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, установлены в ст. 16 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ".
Реорганизация юридического лица в форме
-преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
-слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.
-разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.
-выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.
-присоединения с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.
Унитарные предприятия, в силу ст. 299 ГК РФ могут устанавливать и прекращать соответствующие их организационно-правовой форме права обособления собственного имущества теми же способами, что и субъекты права собственности (в той мере, в которой это не противоречит специальным правилам законодательства о субъектах прав хозяйственного ведения и оперативного управления). В связи с этим должна быть обеспечена законодательная возможность для унитарных предприятий выступать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества в процессе приватизации.
Главное отличие ликвидации унитарного предприятия, как и ликвидации любого юридического лица, от его реорганизации в предусмотренных законом формах заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидированного юридического лица к другим субъектам. Поэтому при ликвидации унитарное предприятие прекращает свое существование в качестве юридического лица и, следовательно, в качестве участника гражданского оборота. Законом предусматривается возможность:
а) добровольной ликвидации унитарного предприятия по решению собственника его имущества;
б) ликвидации такого предприятия на основании судебного решения.
Решение о добровольной ликвидации унитарного предприятия, назначении ликвидационной комиссии и утверждении ликвидационных балансов принимается исключительно собственником имущества соответствующего предприятия (подп. 5 п. 1 ст. 20 Закона), поэтому в уставе унитарного предприятия нельзя предусмотреть иного порядка принятия решения о ликвидации такого предприятия. Однако исполнительному органу унитарного предприятия не запрещается, например, инициировать принятие соответствующих решений собственником и подготовить проекты необходимых документов.
Унитарное предприятие может быть ликвидировано на основании судебного решения в случаях, если:
а) при его создании были допущены грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
б) осуществлялась деятельность без надлежащего разрешения (лицензии);
г) осуществлялась деятельность с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов;
д) присутствуют иные основания, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
Если в установленный решением суда срок ликвидация юридического лица не произведена, то суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении данного вопроса суд применяет по аналогии закона соответствующие положения законодательства о банкротстве.
До вступления в силу Закона согласно ст. 62 ГК РФ учредители юридического лица или орган, принявший решение о его ликвидации, были обязаны незамедлительно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, а также согласовать с этим органом состав ликвидационной комиссии. Закон согласования состава назначенной ликвидационной комиссии с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, не требует. В статью 62 ГК РФ также внесены соответствующие изменения законом от 21.03.2002 г. "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", однако она сохраняет обязанность учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о ликвидации юридического лица, "незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации". Данное правило конкретизировано в ст. 20 ФЗ от 8.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
С того момента как регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации:
· не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица,
· государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или
· государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В случае, если в процессе ликвидации унитарного предприятия выявляется его неспособность удовлетворить требования кредиторов, руководитель предприятия обязан направить заявление в арбитражный суд не позднее чем через месяц с момента возникновения соответствующих обязательств. В соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случае нарушения руководителем должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами ликвидационной комиссии положений этого Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
Общий порядок добровольной ликвидации юридических лиц в Российской Федерации в целом не зависит от их видов. Помимо ГК РФ и Закона, допускается регулирование порядка ликвидации унитарного предприятия также иными нормативными правовыми актами. Имеются в виду, в частности, ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также нормативные правовые акты, принимаемые государственными и муниципальными органами, представляющими собственников имущества соответствующих унитарных предприятий (п. 1 ст. 2 Закона). При этом подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие порядок ликвидации унитарных предприятий, не могут содержать положений, не соответствующих ГК РФ и другим федеральным законам. Ст. 63 ГК РФ регулирует общий для всех юридических лиц порядок проведения ликвидации. После принятия решений о ликвидации унитарного предприятия и назначении ликвидационной комиссии, а также уведомления регистрирующего органа о ликвидации предприятия по правилам ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", совершаются действия, связанные с собственно ликвидацией унитарного предприятия.
Первое из них, являющееся одновременно обязательным условием для совершения последующих действий в этом направлении, - опубликование ликвидационной комиссией сообщения о ликвидации унитарного предприятия в соответствии с требованиями законодательства. Информация, которая должна содержаться в данном сообщении, определяется ГК РФ. В объявлении о ликвидации унитарного предприятия нужно констатировать факт, что данное предприятие с соответствующим полным фирменным наименованием и местом нахождения находится в процессе ликвидации; указать, кому, по какому адресу и в какие сроки (не менее двух месяцев) кредиторы данного юридического лица могут предъявить свои требования, а также сообщить сведения о почтовом и фактическом адресах ликвидационной комиссии. Объявление о ликвидации унитарного предприятия должно быть помещено в печатном издании, публикующем сведения о государственной регистрации юридических лиц. Поэтому опубликование такого объявления, например, в рекламной газете, как это нередко имеет место на практике, не может рассматриваться как выполнение требований ГК РФ об обязательной публикации сообщения о ликвидации.
На следующем этапе ликвидации унитарного предприятия ликвидационная комиссия выявляет кредиторов и осуществляет действия по получению дебиторской задолженности. Основанием для выявления кредиторов и дебиторов предприятия служат:
· первичные и иные документы бухгалтерского учета,
· заключения аудитора,
· акты проверок налоговых и иных органов,
· другие документы предприятия.
Каждый кредитор должен быть уведомлен ликвидационной комиссией в письменной форме о ликвидации унитарного предприятия и сроке для предъявления имущественных требований. Следовательно, объявление о ликвидации предприятия, о котором говорилось выше, не заменяет письменного уведомления каждого кредитора. Ликвидационная комиссия должна располагать документами, подтверждающими факт персонального письменного уведомления кредиторов о ликвидации данного унитарного предприятия и сроках для предъявления требований кредиторами.
Ликвидационная комиссия также должна принять меры к получению унитарным предприятием дебиторской задолженности. Законодателя в данном случае предлагает обеспечить создание имущественной массы, которой будет достаточно для расчетов с кредиторами унитарного предприятия, поэтому ликвидационная комиссия должна в случаях, предусмотренных законодательством, направить дебиторам претензии, а при необходимости - предъявить иски.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией не ранее чем через два месяца с даты опубликования сообщения (объявления) о ликвидации и содержит сведения: о составе имущества ликвидируемого унитарного предприятия, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения.
В силу подп. 5 п. 1 ст. 20 Закона утверждение промежуточного ликвидационного баланса относится к числу исключительных правомочий собственника имущества предприятия. Данное полномочие не может быть реализовано решением исполнительного органа унитарного предприятия.
Ликвидационная комиссия в случае, если для расчетов с кредиторами недостаточно денежных средств обязана в соответствии с п. 3 ст. 63 ГК РФ обратить в деньги иное имущество (например, основные средства, товарные запасы, сырье, материалы и т.п.).
Таким образом, для расчетов с кредиторами используются главным образом денежные средства. Но в то же время законодательство не устанавливает прямых запретов на удовлетворение требований кредиторов не деньгами, а иным имуществом, если, например, соответствующий кредитор дает на это свое согласие.
При ликвидации юридического лица требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
· в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
· в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
· в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
· в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Ликвидационный баланс унитарного предприятия является его окончательным балансом, как бы подводящим итоги ликвидации предприятия и завершающим его расчеты с кредиторами. Ликвидационный баланс, как уже отмечалось, может быть утвержден только собственником имущества предприятия в лице соответствующего органа. Как и в случае с промежуточным ликвидационным балансом, решение об утверждении окончательного ликвидационного баланса принимается без согласования с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица определен в ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ". Государственная регистрация в таких случаях осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ", представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Унитарное предприятие прекращает свое существование в качестве субъекта гражданского права с момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации соответствующего юридического лица. Для случая прекращения унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации, законодательство предусматривает ряд особенностей. Согласно п. 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 438, основанием для внесения в государственный реестр записи о прекращении такого унитарного предприятия, является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом Процесс ликвидации завершается публикацией регистрирующим органом информации о ликвидации унитарного предприятия.
2. Правомочия собственника в отношении унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения
2.1 Контроль деятельности унитарного предприятия со стороны собственника
Собственник имущества учрежденного им унитарного предприятия сохраняет в отношении этого имущества важнейшее вещное право - право собственности. Унитарному предприятию указанное имущество принадлежит на основании ограниченных вещных прав - права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Классическое гражданское законодательство предоставляет предприятию, у которого имущество находится на праве хозяйственного ведения, все права, предоставленные собственнику, то есть владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом в пределах определяемых в соответствии с действующим законодательством. Позиция ученых-цивилистов в данном вопросе также традиционна: "У собственника одновременно концентрируются все три названных правомочия. Но порознь, а иногда все вместе они могут принадлежать и не собственнику, а иному законному (титульному, то есть опирающемуся на определенное юридическое основание - титул) владельцу имущества".
Говоря о собственнике имущества унитарного предприятия, законодатель имеет в ввиду:
- органы государственной власти Российской Федерации;
- органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов;
- органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Только собственник определяет стратегию хозяйственного развития унитарного предприятия, контролирует
-целевое использование и сохранность закрепленного за предприятием имущества;
-утверждает устав унитарного предприятия и вносимые в него изменения; принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия;
-формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
-назначает на должность руководителя предприятия;
-согласовывает прием на работу главного бухгалтера предприятия;
-утверждает бухгалтерскую и иную отчетность унитарного предприятия,
-а также осуществляет иные важнейшие правомочия.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, обладает имуществом, принадлежащим ему на указанном праве, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия,
Имущество унитарного предприятия подлежит по объектной регистрации в соответствующем реестре федеральной, государственной, муниципальной собственности. Документом, подтверждающим право собственности на отдельные объекты, является свидетельство о внесении в реестр федерального имущества либо соответствующий реестр государственной и муниципальной собственности.
Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно может предоставлять отдельные полномочия в отношении объектов федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном федеративным договором и законами Российской Федерации. В соответствии с действующими нормативными актами полномочия Правительства Российской Федерации по распоряжению и управлению объектами федеральной собственности были возложены на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом России, а от Росимущества России переданы соответствующим комитетам по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации.
Недвижимое имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, закрепляется за отдельными федеральными государственными унитарными предприятиями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5.01.98 г. №3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" и Положением о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование, утвержденным распоряжением Минимущества России от 23.03.98 г. № 252-р. В соответствии с п.2.2 этого Положения документом, оформляющим закрепление объекта недвижимого имущества, является издаваемое Минимуществом (сейчас Росимущество) России распоряжение с приложением акта приема-передачи объекта, подписанного передающей и принимающей сторонами. На основании распоряжения оформляется договор о порядке использования закрепленного объекта.
Право хозяйственного ведения на объекты недвижимости, закрепленные за унитарными предприятиями, подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.08.97 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с ним права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления его в силу, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, введенной вышеуказанным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей, но предусмотрено, что государственная регистрация возникших после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничений (обременений) или иных сделок с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект.
Таким образом, прежде чем совершать какие-либо сделки с объектами недвижимости, закрепленными за унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, необходимо зарегистрировать указанное право на них в порядке, предусмотренном Законом № 122-ФЗ, по крайней мере, на те объекты, с которыми в будущем планируется эти сделки совершать.
При государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нужно четко представлять, какой документ является правоустанавливающим при государственной регистрации права хозяйственного ведения. Так допустим, выписка из реестра федерального имущества не является правоустанавливающим документом и регистрирующий орган в этом случае вправе отказать в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимости, ссылаясь на то, что реестр федерального имущества ведется в целях инвентаризации и учета федерального имущества и выписка из него сама по себе не имеет правоустанавливающего значения. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа Москвы поддержал уполномоченный регистрирующий орган юстиции в своих постановлениях от 10.10.02 г. № А13-3431/02-09, от 2.10.02 г. № А56-10906/02. В своих выводах указав, что для государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимости необходимо, чтобы недвижимое имущество было закреплено за унитарным предприятием на основании акта соответствующего федерального органа государственной власти.
Закон определяет порядок управления унитарным предприятием, раскрывая проблему правовой регламентации взаимоотношений предприятия и его собственника.
Среди вопросов, урегулированных Законом в указанном ракурсе можно выделить три основных. Это определение прав собственника имущества унитарного предприятия в отношении данного предприятия, правовой статус руководителя унитарного предприятия и ограничения, связанные с совершением предприятием определенных сделок.
Статья 20 Закона определяет права собственника имущества унитарного предприятия, которые он осуществляет в отношении данного предприятия. Аналогичные по содержанию статья имеется в ГК РФ - ст.295 "Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении". Указанная статья устанавливает широкий круг правомочий собственника имущества предприятия, которые слегка ограничиваются только правами по распоряжению имуществом, закрепленным за унитарным предприятием.
Права собственника имущества государственного и муниципального предприятия могут быть подразделены на следующие группы:
а) правомочия организационного характера;
б) правомочия в отношении имущества предприятия;
в) правомочия в отношении руководства предприятия;
г) правомочия в отношении хозяйственной деятельности и финансовой отчетности предприятия.
К правомочиям организационного характера следует отнести: решение вопросов создания, реорганизации и ликвидации предприятия; согласование возможности участия предприятия в ассоциациях, объединениях коммерческих организаций, иных юридических лицах, создания филиалов и представительств предприятия.
К правомочиям в отношении имущества предприятия относятся: формирование уставного фонда предприятия; согласование возможности распоряжения недвижимым имуществом предприятия и совершения иных сделок в случаях, установленных законом (например, получение согласия собственника имущества при совершении унитарным предприятием сделок с объектами федеральной собственности осуществляется в соответствии с нормативными актами Правительства Российской Федерации и соответствующими распоряжениями Росимущества России, в частности Распоряжением Минимущества РФ (сейчас Росимущество РФ) от 15.07.2003г. №3142-р "Об утверждении перечня документов, представляемых федеральным государственным унитарным предприятием для получения согласия на совершение сделок, предусмотренных Постановлением правительства Российской Федерации от 06.06.2003 №333. К этой группе также можно отнести право на осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.