Рефераты

Гражданско-правовое положение несовершеннолетних

Гражданско-правовое положение несовершеннолетних

Введение

В законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление Российского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.

Однако, дестабилизационные процессы в политической и социально-экономической сферах нашего общества вызвали формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами. Растет уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних. Только 15% детей в России относительно здоровы.

Изменения в экономической и социальной жизни России породили обстоятельства, которых не было ранее или которые не проявлялись так отчетливо, как сейчас. Они непривычны для российских граждан, непривычны и для государства. Усиливается их отрицательное воздействие также на детей и молодежь, т. е. на будущее России. Речь идет о следующих факторах:

o
радикальные изменения в экономической и социальной политике, диктуемые новой для России рыночной экономикой;

o отказ общества и его социальных групп от одних нравственных ценностей, переход к другим, ранее не признаваемым, создание новых нравственных ориентиров;

o возникновение противоречий между новым и старым законодательством, между разными новыми отраслевыми законами, между законами и юридической практикой;

o противоречия между законами, практикой, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями (запросами) молодого поколения страны, даже в младших возрастных подгруппах, - с другой.

Современная морально-нравственная проблематика не находит у нас достаточного выражения. Отсюда, наверное, принятие не совсем нравственных решений. Законам следует проходить экспертизу специалистов с точки зрения соответствия правовых норм нормам морали. В правотворчестве же сейчас скорее выделяется целесообразная сторона.

За 90-е годы государством сделан шаг вперед в направлении укрепления правовой защиты детства.

Новые Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы Российской Федерации; Федеральные законы России («Об образовании», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О рекламе» и др.), безусловно, повысили уровень правовой защиты несовершеннолетних, в том числе и от негативных явлений современной жизни. Вместе с тем они не всегда согласованы между собой. Раннее включение подростков в трудовую деятельность, в самостоятельную семейную жизнь вступает в противоречие с запретами для них в области досуга, с профилактическими предписаниями и методами, имеющимися в законе «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». И этих противоречий немало.

Сложным всегда бывает столкновение закона и практики. Именно это и произошло с подростками, работающими в частном секторе экономики. В печати не раз поднимался вопрос о том, что частный бизнес не следует нормам российского трудового законодательства, создавая «свои нормы» труда и поведения. К сожалению, более всего это относится к труду в этом секторе именно несовершеннолетних.

Если соотнести факт расширения нормативно-правовой базы, касающейся положения несовершеннолетних с данными статистики, приведенной ниже в моей работе, возникает много вопросов и один из самых актуальных - что нужно сделать, чтобы закон работал?

Законодательство об охране детства еще достаточно молодо, нуждается в совершенствовании, уточнении, конкретизации. Для определения путей его развития необходим детальный анализ существующей нормативной базы, практики применения законов, выполнения целевых программ.

Имущественные права ребенка составляют три основных права:

а) право на содержание;

б) право собственности на имущество, принадлежащее ребенку;

в) право на владение и пользование имуществом своих родителей.

Ребенок каждодневно нуждается в питании, одежде, жилище и т.д. Для его гармоничного развития необходимы книги, спортивные принадлежности, нередко музыкальные инструменты и другие вещи. Все это обычно предоставляется родителями, причем не в порядке правовой обязанности, а в силу родительской любви. Но если мать или отец (иногда и оба) забывают о своем долге, ребенок имеет право на свое содержание от них и других членов семьи в порядке и размерах, установленных разделом V Семейного кодекса РФ. Суммы, причитающиеся ребенку в виде алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (заменяющих их лиц) и должны расходоваться ими на содержание, воспитание и образование ребенка См.: п. 2 ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации..

У ребенка, независимо от возраста, может быть свое имущество, владение, пользование и распоряжение которым производится на основании положений ст. ст. 26 - 28, 37 ГК РФ. Несовершеннолетний в отношении этого имущества считается субъектом не семейного, а гражданского права как физическое лицо.

Между родителями и детьми, проживающими в одной семье, законом установлен раздельный режим имущества. Но даже теоретически сложно себе представить ситуацию, когда ребенок и его родители четко распределяют вещи на «мои» и «твои»… Поэтому норма пункта 4 ст. 60 СК РФ, на наш взгляд, для повседневной жизни семьи носит декларативный характер. О владении и пользовании по взаимному согласию, полагаем, можно говорить применительно к дорогостоящим вещам (украшения матери, видеокамера, мотоцикл отца или сына-подростка и т.п.), но и то получение согласия собственника скорее носит не правовой, а моральный характер. Следует отметить, что собственностью ребенка являются все вещи, приобретенные родителями (заменяющими их лицами) исключительно для удовлетворения его потребностей - одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и др. Если на имя общего ребенка родителями или одним из них внесен вклад в банк (или иную кредитную организацию, принимающую вклады граждан), то он также считается принадлежащим ребенку См.: п. 5 ст. 38 Семейного кодекса Российской Федерации..

Среди литературы, имеющей отношение к имущественным правам несовершеннолетних, значительное место занимает Гражданский Кодекс РФ, комментарии законов, способствующие развитию практики применения норм права. Среди авторов: Гуев А.Н.- автор постатейного научно-практического комментария норм ГК РФ и Мурзин Д.В. - составитель постатейных приложений судебной практики к ГК РФ.

Актуальность рассматриваемой в работе проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.

Значение рассматриваемых в данной работе вопросов состоит в том, что Россия становясь на путь стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, настала острая необходимость присоединения к международно-правовым документам, имеющих своей задачей обеспечение защиты подрастающего поколения от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития молодого поколения.

Изучение нового Гражданского и Семейного кодексов РФ в целом, а также проблем определения дееспособности и, особенно, эмансипации в гражданском процессе послужили причиной выбора данной темы. По моему мнению, проблематика несовершеннолетних, как особой категории граждан, будет актуальной в рамках совершенствования законодательства и проводимой судебной реформы. Здесь имеется широкое поле для интересного научного поиска в целях совершенствования и практического приложения полученных знаний.

Целый ряд работ посвящен вопросу правового положения несовершеннолетних. В своих работах авторы обращают внимание на необходимость урегулирования правового статуса ребенка, порядка осуществления им права на защиту, права выражать свое мнение, а также вопросу ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними.

Наиболее значимыми для данной дипломной работы считаю следующие работы: С. Сорокина «Конвенция ООН о правах ребенка», в которой автор рассматривает проблемы правового положения несовершеннолетних в России с точки зрения международного права и статья этого же автора «Имущественные права ребенка», в которой он рассматривает вопросы имущественных прав детей и их защиты с точки зрения современного российского законодательства. С. Бушкина в работе «Эмансипация: проблемы и перспективы» определяет группы правовых последствий объявления лица полностью дееспособным, рассматривает практику применения эмансипации, как новеллы в отечественном законодательстве.

С. Полич в статье «Охрана прав несовершеннолетних при приватизации жилья» говорит о многочисленных нарушениях жилищных прав несовершеннолетних.

Цель данной работы состоит в том, чтобы сформулировать юридическое определение правового статуса несовершеннолетнего гражданина и выработать предложения по совершенствованию законодательства, посвященного имущественному положению несовершеннолетних.

Для достижения указанной цели необходимо:

1. изучить законодательство о правовом положении несовершеннолетних;

2. проанализировать научные работы ученых-юристов по данной проблематике;

3. рассмотреть материалы судебной практики;

4. выявить проблемы и противоречия между отраслевыми законами и практикой, через изучение и сопоставление судебной практики.

И, таким образом, ответить на вопрос - каковы же способы реализации и защиты имущественных прав несовершеннолетних.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Первая глава дипломной работы включает в себя характеристику правового статуса в гражданской правосубъектности несовершеннолетних. Здесь рассматривается частичная дееспособность несовершеннолетних, случаи наступления эмансипации, т.е. наступление полной дееспособности несовершеннолетних.

Вторая глава дипломной работы включает в себя содержание и реализацию имущественных прав несовершеннолетних. В данной главе мы рассмотрим право несовершеннолетних на содержание (право на алименты и др.), право собственности, владения и пользования имуществом своих родителей.

Третья глава дипломной работы включает в себя вопросы защиты имущественных прав несовершеннолетних как в соответствие с законодательством РФ, так и посредством предъявления иска в суд.

1. Общая характеристика правового статуса в гражданской правосубъектности несовершеннолетних

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось шагом на пути преодоления такого подхода.

Основы правового статуса личности в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции России; Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов
Загоровский А.И. Курс семейного права. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 102-103..

В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус личности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособной личности, инвалида, пенсионера).

Конституция России провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Представляется уместным определить понятийную базу и правовую основу рассматриваемого явления - гражданско-правовой статус несовершеннолетнего гражданина России.

Толковый словарь русского языка определяет объем понятий следующим образом:

· «несовершеннолетний» - не достигший совершеннолетия;

· «совершеннолетие» - возраст, по достижении которого человек становится дееспособным гражданином;

· «совершеннолетний» - достигший совершеннолетия.

Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции и в СК РФ См.: п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации. М.: Право, 1999. . По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка.

Принятый в 1998 году Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» См.: ФЗ от 28 мая 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Указанный закон впервые определяет важнейшие в рассматриваемой сфере правоотношений понятия. Такие, например, как:

o ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

o дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

o дети, оставшиеся без попечения родителей;

o дети - инвалиды;

o дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

o дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

o дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

o дети - жертвы насилия;

o дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

o дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

o дети, проживающие в малоимущих семьях;

o дети с отклонениями в поведении;

o дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи Загоровский А.И. Курс семейного права. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 112..

Глава 2 Конституции Российской Федерации по сравнению с другими главами имеет особый механизм защиты, поскольку Российская Федерация приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах, ряд конвенций, среди которых Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка Загоровский А.И. Курс семейного права. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 166..

К признакам, которые обусловливают специальную правосубъектность несовершеннолетних граждан России, в первую очередь следует отнести возраст этой категории граждан. С возрастным признаком неразрывно связаны основные элементы, составляющие правовой статус гражданина: правоспособность и дееспособность. Причем, для того, чтобы с помощью правовых норм обозначить правовой статус несовершеннолетнего в совокупности присущих ему прав, обязанностей, особого (с точки зрения охраны его прав и законных интересов государством) положения в обществе, целесообразно использовать категории правоспособности и дееспособности в их административно-правовом и гражданско-правовом понимании.

В соответствии с темой дипломной работы необходимо сформулировать юридическую модель правового статуса несовершеннолетнего гражданина, такой подход представляется вполне оправданным. К тому же большая часть и прав и обязанностей, приобретаемых несовершеннолетними в гражданско-правовой сфере, как впрочем и в других сферах, регулируемых семейным, жилищным и другими отраслями права, реализуются затем непосредственно через взаимодействие с органами исполнительной власти, то есть в сфере, регулируемой нормами административного права. Таким образом, правовое регулирование статуса несовершеннолетнего гражданина осуществляется с помощью разнообразных правовых средств Гришина И.И., Гришин И.П. Семейное право. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 118..

Важно определить место, которое занимают несовершеннолетние среди других индивидуальных субъектов гражданско-правовых отношений. Учитывая чрезвычайную социальную значимость проблемы воспитания подрастающего поколения, с одной стороны, и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, с другой, представляется, что для обоснования выделения их в качестве категории граждан, обладающих специальным административно-правовым статусом, могут быть взяты следующие положения:

1. Неполная правосубъектность несовершеннолетних граждан порождает особый характер взаимодействия этой категории с системой исполнительной власти, в связи с чем необходим особый процессуальный порядок правового регулирования статуса несовершеннолетних;

2. Невозможность в реальной жизни несовершеннолетними самостоятельно обеспечивать защиту своих прав и законных интересов предполагает наличие государственных гарантий и правового обеспечения этой функции;

3. Участие несовершеннолетних, как специальных субъектов, в большом количестве общественных отношений, регулируемых различными отраслями права, обусловливает необходимость более четкого правового регулирования статуса этой категории граждан Грудцына Л.Ю. Семейное право. Вопросы. Примеры. Рекомендации. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 222.

.

Несмотря на конституционные гарантии прав и свобод для всех граждан, независимо от возраста, факты ущемления прав молодежи встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом. В этой связи представляется не всегда обоснованным курс на децентрализацию правового регулирования обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних путем передачи этих функций полностью в ведение субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, так как сегодняшнее финансовое положение многих из них ставит под угрозу выполнение этой важной социальной задачи.

Анализ действующего законодательства в части, касающейся закрепления прав и обязанностей несовершеннолетних граждан, позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению, на сегодняшний день нет четкого определения правового положения этой категории граждан.

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет лишь общие гарантии прав ребенка, не закрепляя правового статуса несовершеннолетних граждан в целом. В различных отраслях права - административном, гражданском, семейном, уголовном содержатся нормы, лишь частично регулирующие правовое положение несовершеннолетних как участников тех или иных регулируемых правом общественных отношений.

Процессы, происходящие сегодня в формировании правовой системы государства, характеризуются усилением взаимодействия различных отраслей российского права. Так, правовое регулирование рынка, в своей основе относится к сфере гражданского законодательства, хотя здесь применяется и будет развиваться взаимодействие гражданско-правовых норм с нормами административного права, банковского, финансового и таможенного регулирования.

Из этого положения следует, что в проблеме правового регулирования статуса несовершеннолетних граждан необходимо, показать взаимодействие и взаимовлияние норм различных отраслей российского права, что даст возможность увидеть все юридические грани правового статуса рассматриваемой категории граждан.

К сожалению, до сих пор учеными-юристами не предпринимались попытки синтеза с учетом своего предмета регулирования различных отраслей права для создания целостного правового статуса несовершеннолетнего гражданина Загоровский А.И. Курс семейного права. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 122.

.

1.1 Частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет и от 14 до 18 лет

Несовершеннолетние разделены на две группы. По сравнению с ранее действовавшим законодательством возрастные рамки в пределах этих двух групп изменены. По прежнему законодательству малолетними считались лица в возрасте до 15 лет, а сейчас до 14 лет - это первая группа, соответственно во вторую группу входят несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. В пределах первой возрастной группы выделены несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет и круг сделок, которые они могут совершать в этом возрасте. Такое возрастное деление позволяет сделать вывод, что несовершеннолетние в возрасте до 6 лет полностью недееспособны. Несовершеннолетним в возрасте от 6 до 14 лет предоставлено право самостоятельно совершать, помимо мелких бытовых сделок, сделки направленные на безвозмездное получение выгоды (если они не требуют нотариального удостоверения), а также сделки по распоряжению средствами, которые предоставили им их законный представитель, либо третьи лица с согласия законного представителя для определенной цели, либо для свободного распоряжения.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают довольно широким объемом дееспособности. Они вправе совершать разнообразные сделки в пределах, указанных в законе.

Все такие сделки можно разделить на две категории:

o сделки, совершаемые самостоятельно, без согласия своих законных представителей, т.е. родителей либо усыновителей или попечителей;

o сделки, совершение которых требует письменного согласия родителей (усыновителей, попечителей).

Без согласия законных представителей несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе:

· распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

· осуществлять права авторов произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

· в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

· совершать мелкие бытовые сделки, а также некоторые иные сделки:

· направленные на безвозмездное получение выгоды;

· не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

· сделки по распоряжению средствами, которые родители (усыновители, попечители) предоставили несовершеннолетнему либо разрешили предоставить иным (третьим) лицам на расходование для определенной цели или для свободного распоряжения См.: п. 2 ст. 26, п. 2 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации..

Родители, усыновители или опекуны отвечают за ненадлежащее воспитание, в том числе и за ненадлежащий надзор за малолетними. Соответствующие учреждения несут ответственность за вред, который ребенок причинил в то время, когда находился под надзором этого учреждения.

Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (за исключением тех, которые приобрели полную дееспособность до наступления совершеннолетия), ограничен в меньшей степени, чем объем дееспособности малолетних См.: ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации.. Несовершеннолетние этой группы вправе сами совершать сделки, получив на это согласие своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей).

Новым Гражданским Кодексом расширен круг сделок, которые несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать самостоятельно: это все те сделки, которые разрешено совершать малолетним в возрасте от 6 до 14 лет. Кроме того, несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией/иными доходами, осуществлять авторские права (получить патент, заключить договор на издание своего произведения и т.д.), вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

При наличии достаточных оснований, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может быть ограничен или лишен права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами и имеет право делать это лишь с согласия своих законных представителей.

Необходимость такого ограничения может быть вызвана различными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми и т.п. Это может сделать суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей, либо органов опеки и попечительства. Ограничение дееспособности несовершеннолетнего по названных основаниям производится судом в порядке, установленном ГПК РФ См.: гл. 29 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации..

Если попытаться вычленить из всего объема общественных отношений, регулируемых правом, лишь те, участниками которых являются несовершеннолетние граждане, то, при всем их многообразии, видны, тем не менее, наиболее значимые из них.

Эти отношения можно было бы классифицировать следующим образом:

1. Отношения, возникающие в связи с рождением ребенка, возникновением родительских прав и обязанностей по его воспитанию, необходимостью оказания на этом этапе социальной и медицинской помощи со стороны государства в лице органов исполнительной власти, а также органами местного самоуправления семье, детским учреждениям (в том числе бесплатное медицинское обслуживание).

2. Отношения, возникающие по поводу осуществления несовершеннолетним права на начальное и среднее общее образование, отдых, пользование достижениями культуры, науки и т.д.

3. Общественные отношения, складывающиеся в ходе дальнейшей социализации несовершеннолетнего: трудоустройство, трудовая деятельность, поступление в учебное заведение, учеба.

4. Отношения, возникающие по поводу нарушения несовершеннолетним правовых норм и запретов (нарушение норм уголовного, административного, трудового права).

Учитывая неполную правосубъектность несовершеннолетних граждан, даже в первом приближении очевидна необходимость гарантированной защиты их прав в процессе участия в каждой из перечисленных групп общественных отношений.

Следует заметить, что, особенно в раннем возрасте, защита прав и законных интересов детей возложена на родителей или лиц, их заменяющих. Однако на сегодняшний день в российском обществе сложилась ситуация, когда родители не всегда могут, в силу объективных причин, а в ряде случаев не желают (отказываются) защищать права несовершеннолетнего, а зачастую и выполнять родительские обязанности.

Закон допускает также частичную дееспособность. По сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 13 ГК 1964г.) в ГК РФ понижен возраст, с которого возникает частичная дееспособность несовершеннолетних. Поступки несовершеннолетнего с 14 лет по сравнению с действиями малолетних получают иную юридическую окраску. Одним из проявлений нового положения подростка является, в частности, то, «что его действия перестают быть безразличными с точки зрения закона, они влекут определенные юридические последствия, поскольку закон признает молодого человека уже в определенной мере дееспособным. Так, уголовная ответственность, по общему правилу, устанавливается с 16, а за особо опасные преступления - с 14 лет». Определенным комплексом возможностей наделяет несовершеннолетнего и гражданское законодательство Домашняя юридическая энциклопедия о детях: Ответы на все вопросы, сложные ситуации, консультации, советы /сост. Е.А. Игнатьева, М.Ю. Ильичева.// М.: Олимп, 1998. С. 132..

С достижением 14-летнего возраста несовершеннолетний наделяется правом совершать самостоятельно любые сделки (например, принять наследство, отказаться от него; заключать договор купли-продажи недвижимого имущества, а также движимого имущества, когда требуется регистрация прав на имущество и т.д.), при условии письменного согласия его законных представителей. Кроме того, родители, усыновители, опекуны (попечители) ребенка не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать (от имени малолетних) и давать согласие (несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет) на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества ребенка, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества ребенка См.: ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 60, 137, 146, 147, 153 Семейного кодекса Российской Федерации.. Но, исходя из анализа судебной практики, можно сделать вывод, что совершение таких сделок не редкость в наше время.

Так, решением городского суда от 6 сентября 1995 года правильно был удовлетворен иск Конаревой С.А. к АО «Пик-инвест» о признании договоров приватизации, купли-продажи и мены жилого помещения недействительными. В судебном заседании было установлено, что в трехкомнатной квартире проживали Конарева С.А., 4 мая 1977 года рождения и ее родители. В 1993 году квартира была приватизирована матерью Конаревой С.А. и продана АО «Пик-инвест». В том же году АО «Пик-инвест» совершило договор мены квартиры. Приватизация квартиры и последующее ее отчуждение были произведены без согласия Конаревой С.А., а также органов опеки и попечительства. Поэтому, исследовав все материалы дела, суд признал сделки недействительными Грудцына Л.Ю. Семейное право. Вопросы. Примеры. Рекомендации. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 220..

Представляется, что согласие органов опеки и попечительства должно быть выражено в постановлении главы местного самоуправления. Согласие законных представителей может быть получено как до совершения сделки, так и быть письменным одобрением уже состоявшейся сделки. Но это правило действует лишь тогда, когда сделка подлежит нотариальному удостоверению или государственной регистрации. А все остальные практически совершаются без всякого на то одобрения, выраженного в письменной форме. А последующее его письменное подтверждение вообще нонсенс, как считает Нечаева, и практического применения не имеет. Поэтому правомерна постановка вопроса об изъятии из ГК РФ подобного рода нежизнеспособных искусственных правил.

Спорным в литературе является вопрос о праве несовершеннолетнего совершать завещания. Некоторые авторы полагают, что поскольку несовершеннолетние вправе самостоятельно распоряжаться своими трудовыми доходами, то они вправе и завещать их на случай смерти. Некоторые авторы полагают, что до 18 лет граждане не вправе совершать завещания, поскольку у них не может быть полного осознанного существа совершаемых распоряжений. Получение же согласия попечителя, необходимое при совершении других сделок, в данном случае не возможно, так как в завещании должна быть выражена личная воля завещателя, свободная от чьего-либо влияния.

По ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно и без согласия законных представителей, помимо сделок совершаемых малолетними:

распоряжаться собственным заработком, стипендией или иными доходами;

осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Но в случаях, когда вклад внесен другим лицом на имя несовершеннолетнего, последний может распоряжаться им только с согласия законных представителей.

по достижении 16 лет несовершеннолетние могут быть членами кооперативов См.: ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации..

Право совершения названных сделок означает наделение несовершеннолетних определенным объемом дееспособности, что позволяет говорить об их частичной дееспособности. Подтверждается это и возложением на несовершеннолетних самостоятельной имущественной ответственности по заключенным ими сделкам, а также за причинение вреда. Однако, когда у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, наряду с несовершеннолетним дополнительную (субсидиарную) ответственность за причиненный им вред несут родители и попечители, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Частичная дееспособность несовершеннолетних позволяет более детально оценивать их уровень зрелости, готовности к самостоятельному участию в гражданском обороте. Наиболее существенным элементом частичной дееспособности несовершеннолетнего является право распоряжения собственным заработком, стипендией и иными доходами. В данном случае несовершеннолетний действует исключительно по своему усмотрению и расходует средства, приобретенные им самостоятельно. А это максимально сближает положение несовершеннолетнего и полностью дееспособного лица. Сложившаяся практика исходит из буквального толкования нормы закона, предоставляющей несовершеннолетнему такое право, и устанавливает, что речь идет только об уже заработанных и полученных средствах. Закон в данном случае не распространяется на распоряжение еще не полученным или будущим заработком, поскольку исключение из общего правила не подлежит расширительному толкованию. Вместе с тем, возможна ситуация, когда несовершеннолетний неразумно расходует заработанные средства. В этом случае законные представители либо орган опеки и попечительства вправе вмешаться и ходатайствовать перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией. Например, всю зарплату несовершеннолетний тратит на приобретение компакт-дисков с записями любимых им песен, ничего не оставляя на другие цели. При ограничении возможности самостоятельно распоряжаться доходами подросток может совершать такие сделки с согласия законных представителей, а при лишении его права совершать такие сделки его доходами распоряжаются законные представители Абашин Э.А. Семейное право. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 77-78..

1.2 Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация

Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Она возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста См.: ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации..

В отличие от правоспособности, дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. Закон в качестве критерия достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать для себя права и нести обязанности предусматривает возраст. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, т.е. достигшими восемнадцатилетнего возраста. Допускается два изъятия из этого правила: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения восемнадцатилетнего возраста в случаях, во-первых, вступления в брак лицом, не достигшим 18 лет, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст, во-вторых, эмансипации См.: ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации..

Эмансипация - объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным. Указанные действия служат достаточным доказательством того, что несовершеннолетний в состоянии самостоятельно принимать решения по имущественным и иным гражданско-правовым вопросам, т.е. достиг уровня зрелости, обычно наступаемого по достижении совершеннолетия. Эмансипация совершается по решению органа опеки и попечительства при наличии согласия обоих родителей, либо суда, если родители или один из них на то не согласны. Цель эмансипации заключается в придании несовершеннолетнему полноценного гражданско-правового статуса. Следует иметь в виду, что отдельные права и обязанности возникают исключительно по достижении определенного возраста, как например, право на приобретение огнестрельного оружия. В соответствии с п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 г. эмансипированный несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз.

Конечно, невозможно сразу наделить совершеннолетнего всем объемом гражданской дееспособности, не предоставляя ему возможности постепенно приучаться к совершению самостоятельных волевых действий. Закон предусматривает определенные возрастные этапы, с наступлением которых несовершеннолетнему предоставляются более широкие элементы дееспособности. Проявляется это в двух главных областях дееспособности: возможности совершения сделок и самостоятельной имущественной ответственности,

Несовершеннолетние, не достигшие четырнадцатилетнего возраста (малолетние), по общему правилу недееспособны, все сделки от их имени совершают только их родители, усыновители или опекуны. Однако четырнадцать лет - достаточно большой промежуток для становления психики несовершеннолетнего, его интеллектуальной зрелости. Едва ли можно сравнивать уровень осознании совершаемых действий годовалым ребенком и тринадцатилетним подростком. Поэтому закон предусмотрел возможность совершения малолетними определенных сделок. От 6 и до 14 лет - первый возрастной промежуток, с которым закон связывает определенный этап взросления. В этом возрасте малолетние вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения См.: п. 2 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации..

Мелкие бытовые сделки - это сделки, которые направлены на удовлетворение обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи и незначительные по сумме. Из названных двух критериев вероятно, меньше вопросов вызывает потребительский характер мелкой бытовой сделки. Так, покупка хлеба, молока, других продуктов питания, которые приобретаются практически постоянно, тетрадей других предметов, необходимых малолетнему каждый день, совершение некоторых других сделок имеют обычный для любого ребенка потребительский характер. Более сложен второй критерий -- незначительность суммы сделки. Не говоря уже о таких явлениях, как инфляция, и в условиях устойчивой экономики всегда возникает проблема оценки. Является ли та или иная сделка значительной или незначительной по сумме? Подчас высказываются предложения установить конкретную сумму в законе, либо определять ее как процент от уровня дохода родителей и т.п., однако ни одно из этих предложений не имеет отношения к смыслу правила, положенного в основу законодательного решения: незначительность означает, что для данного малолетнего с учетом его уровня развития, степени осознания значимости совершаемого им действия, суд в каждом конкретном случае должен вынести свое решение о том, является ли для конкретного малолетнего совершенная сделка мелкой, т.е. незначительной по сумме или нет. Оба критерия мелкой бытовой сделки имеют оценочный характер. Сравните сделки, которые может совершать 6-летний и сделки, которые в состоянии осознать и совершить 13-летний. Характер и размер мелких бытовых сделок у того и другого, думается, будет различен.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты