p align="left">Тем не менее, процесс интеграции, усиления связей между странами и народами продолжался, теперь уже в основном внутри двух миров - капиталистического и социалистического. Это определялось развитием производительных сил на базе научно-технической революции, образованием мировой системы социализма и соревнованием двух систем. Показателями возрастающей интеграции и интернационализации внутри капиталистической системы в то время были: рост вывоза капитала из развитых капиталистических стран, рост числа и объем деятельности многонациональных корпораций и банков, возникновение международных объединений монополистов, расширение торговли, создание организаций для координации экономической и политической деятельности целых групп государств.
Вскоре после второй мировой войны интеграция проявилась прежде всего в военной области - при ведущей роли США были созданы военные блоки НАТО, СЕАТО, СЕНТО. Советский Союз с Запада, Юга и Востока был окружен военными базами.
Создавались различные производственно-экономические союзы, в этой сфере интеграция проявилась наиболее рельефно прежде всего в Европе. Уже в 50-е годы были созданы Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество, Евратом и др.
Происходит интеграция не только в сфере экономики, но и политики. В начале 80-х годов не без серьезных трудностей и противоречий было создано качественно новое политическое образование - Европейский Союз. В последующем были учреждены Европейский парламент, Совет министров сообществ, другие органы. Конечная и главная цель интеграции - координация деятельности государств - членов в области экономики, социальной политики, финансов, научных исследований и технологического развития, охраны окружающей среды и, наконец, внешней политики и военной области. Можно сказать, что осуществляется поэтапное продвижение к созданию организации федерального типа. Недавно введена единая валюта - евро. Несколько раньше заключено соглашение о безвизовом въезде из одной страны в любую другую страну Союза.
Все эти процессы влияют на характер общественных отношений, на общественную идеологию, образ жизни населения, т.е. имеют всеохватывающий характер.
Объективная необходимость в интеграции вызвала к жизни и такие межгосударственные региональные объединения как Лига арабских государств, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанский Совет, Организация Африканского единства и др.
Развитие интеграционных процессов в мире, переплетение интересов - нередко весьма противоречивых - различных государств, тяжелые последствия второй мировой войны и необходимость содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов, ослаблению конфронтации между государствами явились причиной создания в 1945 г. Организации Объединенных Наций.
Таким образом, общественная история - это история все возрастающих связей между странами и народами. И это вполне нормальный, объективный и закономерный процесс, хотя он был и остается весьма сложным и противоречивым. Это процесс интеграции, интернационализации и в этом смысле постепенная глобализация общественной жизни. Он существенно усилился после второй мировой войны. При этом естественно отдельные страны хотят сохранить свой суверенитет, свою культуру, самобытность, преодолеть несправедливость в международных отношениях, поэтому глобализация сопровождается противоречиями и конфликтами. На этой основе возникло антиглобалистское движение.
Очевидно, что в авангарде глобализации идет капитал, прежде всего - финансовый. В сфере производства интернационализация зашла достаточно далеко, уже давно существуют и развиваются транснациональные корпорации, быстро возрастает их продукция и капиталовложения за рубежом. Ускорению этого процесса способствует стремление финансовой олигархии к получению наиболее высоких прибылей, особенно в развивающихся странах, хотя большая часть инвестиций идет в развитые страны. Образование ТНК, сращивание монополий с государством, выход капитала за пределы национальных границ и превращение его в международную силу представляет значительную угрозу, особенно для стран «третьего мира». Располагая огромной экономической мощью, они навязывают им выгодные для себя экономические операции, оказывают политическое давление, требуя следовать в фарватере своей политики, осуществляют идеологическую и психологическую обработку населения этих стран.
Монополии стремятся убедить представителей развивающихся стран, что услуги ТНК - главное средство преодоления отсталости, решения экономических и социальных проблем. На самом деле ТНК и стоящие за ними государства осуществляют неприкрытый грабеж многих народов Азии, Африки, Латинской Америки, используя для этого самые изощренные методы. Например, страны-экспортеры получают за свое сырье в 6-7 раз меньше, чем платят потребители, львиную долю прибыли загребают международные монополии.
Ускорение процесса интернационализации экономической жизни повышает заинтересованность ТНК, крупного капитала вообще в контроле за внешней политикой правительств. Существенно новое во взаимосвязи крупного капитала и политики в последние десятилетия состоит в том, что многонациональные корпорации и международные объединения монополистов оказывают огромное воздействие на правительства ведущих держав. Советы директоров ТНК принимают не только экономические, но и политические решения, которые влекут за собой серьезные, а иногда трагические последствия не только для рабочих и служащих корпораций, но для благосостояния и стабильности целых государств.
Именно под их влиянием всякий раз, когда возникает угроза прибылям ТНК, стоящие за ними государства грубо вмешиваются в жизнь народов. В этой связи можно вспомнить события в Анголе и Ливане, разбойную операцию в Гренаде, вмешательство в дела Никарагуа, Сальвадора и т.д. Никем иным, а Советом директоров было принято решение, повлекшее за собой переворот в Чили, свержение правительства Сальвадора Альенде. ТНК оказывают поддержку угодным им политическим режимам, и, наоборот, стремятся свергнуть режимы неугодные. Пример тому - Югославия. Под предлогом защиты албанцев в Косово и с целью наказать федеральную власть подвергли жестокой бомбардировке жизненно важные объекты страны, добились смещения руководства и развала государства. Вместо Югославии недавно создано государство Сербии и Черногории - за это обещано дать этому новому рыхлому образованию 700 млн. долларов. Иностранному капиталу открыта дорога в эту страну.
Реализации идеи создания нового мирового и экономического порядка в интересах крупного капитала способствует деятельность ежегодных совещаний руководителей семи крупнейших капиталистических государств - США, Великобритании, Франции, ФРГ, Италии, Японии и Канады.
Конечно, объединению усилий капиталистических государств объективно способствуют и потребности развития производства, побуждающие осуществлять некоторые меры по глобальному его регулированию, создавать для этого международные объединения монополистов. Однако, как уже отмечалось, деятельность этих объединений отнюдь не ограничивается решением чисто экономических проблем, они оказывают огромное влияние на формирование и координацию политики крупнейших капиталистических держав. Именно с этой целью был создан в свое время так называемый Билдербергский клуб, в состав которого входили крупнейшие миллиардеры и видные политики капиталистических держав. Состав Билдербергского клуба, стремление держать в секрете его деятельность не оставляли сомнения в том, что в нем стыкуются, согласовываются наиболее важные аспекты глобальной стратегии мирового капитализма и принимаются решения, во многом предопределяющие внешнеполитический курс главных капиталистических держав. Итальянский журнал «Эуропео» уже тогда, т.е. более четверти века тому назад писал по этому поводу: «Если взглянуть на список тех, кто принимал или принимает участие в заседаниях клуба, то станет ясно, что эта организация очень напоминает международное «теневое правительство», стоящее над национальными правительствами, и конечно, более могущественное, чем они…».
Слово «глобализация» изобретено как идеологическая маскировка войны, которую западный мир во главе с США ведет за господство над всем человечеством. Одним из важнейших компонентов этой войны является идеологическое оболванивание человечества в том духе, какой желателен для глобализаторов, т.е. идеологическая глобализация. Приведу несколько характерных ее образцов.
С высот идеологической глобализации было пущено в оборот выражение «информационное общество», якобы определяющее тот уровень социального развития, на который уже почти что поднялись западные страны и который станет будущим состоянием всего человечества. Тут мы имеем характерное явление современной западной идеологии. Жульнический прием его заключается в том, что выделяются отдельные, привлекающие внимание аспекты жизни людей или сенсационные научные открытия и технические изобретения, их роль непомерно раздувается, жизнь человечества изображается так, как будто это является основой бытия вообще. В данном случае основой и материалом для идеологического жульничества послужил колоссальный прогресс в информационной сфере человечества.
Другой пример идеологического жульничества - идея конца человеческой истории. Суть ее состоит в том, будто западный мир во главе с США поднялся на самую вершину социальной эволюции, и выше подниматься уже некуда. И всему прочему человечеству не остается ничего другого, как стремиться к этому западно-американскому социальному идеалу, превзойти который ему не позволяется даже теоретически. Вот вам потолок, и выше - ни-ни!
Вспоминаю, как в самые мрачные годы сталинизма мы, студенты-философы, ставили в тупик специалистов по «научному коммунизму», которые даже в довольно глупой философской среде считались сверхидиотами, таким вопросом: будет ли происходить дальнейшее развитие человечества после того, как будет построен «полный коммунизм», - к чему дальнейший прогресс, если все потребности людей будут удовлетворены?! И никаких миропотрясающих идей насчет конца исторического развития не возникало! А вот аналогичный социологически безграмотный бред, изобретенный на интеллектуальных высотах США, произвел мировую сенсацию и стал компонентом словоблудия социологических и политических снобов нашего времени.
Недавно из США пришло новое душераздирающее известие: выдающийся американский мыслитель П. Бьюкенен установил, что живые существа, для которых я в свое время ввел обозначение «западняки», т.е. белые западные люди, находятся на грани вымирания. Их процент в общем числе человечества стремительно сокращается и скоро дойдет до десяти, а то и того ниже. Самое время вносить их в «Красную книгу» вымирающих животных. При этом западники растворятся в массе незападняков, которые фактически оккупируют исконно западнячьи земли. К чему это ведет, по мысли столпов американской социальной мысли, отражено в названии книги Бьюкенена «Конец Запада».
Но не торопитесь радоваться тому, что западники вот-вот вымрут и человечество освободится от насилия со стороны Запада. Этот идеологический бред западные мыслители сочиняют именно потому, что западный мир во главе с США уверенно движется по пути к мировому господству. Западники не вымирают, они скорее прочее человечество направят на путь вымирания, чем допустят такое в отношении себя. В этом идеологическом бреде наверняка должны быть какие-то жульнические трюки. И они тут есть. Назову два из них.
Первый жульнический трюк - подмена абсолютных величин относительными. Как бы ни сокращался процент западняков в массе человечества, абсолютное их число более чем достаточно, чтобы управлять многими миллиардами людей. С современными средствами управления нынешнее число западоидов даже избыточно для завоевания планеты Западом. Кстати, один из факторов, стимулирующих глобализацию, - возможность предоставить места правителей для десятков миллионов западняков в системе мирового западного порядка.
Второй жульнический трюк - утверждение в качестве аксиомы ложной идеи, будто наводнение стран Запада людьми незападными ослабляет западный мир. Сам этот процесс не есть нечто неподконтрольное силам Запада. Он специально поддерживается именно в интересах западняков. Под нажимом США происходит своего рода социальная американизация населения стран Западной Европы - наводнение их незападными людьми. Такое смешение западняков и незападняков делает население западных стран лучше управляемым, чем управление этнически однородными массами.
Сейчас общеизвестно, что происходит умышленное и планомерное разрушение «национальных государств» Западной Европы именно путем сокращения процента западняков в массе населения и разбавления их незападняками. Аналогичный процесс, что общеизвестно, происходит весьма интенсивно и в России в отношении этнически русских. Причем он происходит вовсе не потому, что власти не могут помешать ему, а потому, что власти не хотят мешать. Атомизированная разноплеменная масса населения есть наилучший материал с теми средствами управления, какими располагает западнизирующаяся Россия.
Процент западняков сокращается, но наступление их на человечество все усиливается. И они сейчас в лице американских политиков и идеологов открыто заявляют претензию на роль правителей человечества.
Разумеется, когда-нибудь западные страны и США выдохнутся и начнется падение их господства. Но когда? Пока дело дойдет до этого, они успеют уничтожить миллиарды незападняков и сделать планету непригодной для жизни людей. Этот гибельный для человечества процесс может остановить только сопротивление незападняков мировой агрессии со стороны западняков. Одним из условий такого сопротивления является осознание того факта, что из США в мозги незападняков льется поток идеологического жульничества и кретинизма, навязываемый им как вершина интеллектуальных достижений человечества.
Развитие и расширение сотрудничества воротил международного капитала в своих собственных интересах и в целях противодействия силами социализма и демократии время от времени требовали совершенствования его организационных форм. Конкретным проявлением этого явилось создание по инициативе правлений банка «Чейз Манхэттен» и Совета по международным отношениям Д. Рокфеллера и на средства фондов Форда и Рокфеллера так называемой Трехсторонней комиссии, в задачу которой с экономической точки зрения входило «обновление международной системы», разработка предложений о совместных действиях деловых кругов и правительств капиталистических стран Северной Америки, Западной Европы и Японии. С более широких позиций задача комиссии - собрать воедино против как социалистического мира, так и развивающихся стран три региональных центра мощи мирового капитализма. Объединенный фронт развитых промышленных обществ Запада представлялся многим наблюдателям единственно эффективным путем как для того, что бы противостоять новым требованиям и воинственным действиям третьего мира, так и для того, чтобы ответить на перспективную угрозу Советского Союза.
Хотя Трехсторонняя комиссия ставила своей задачей «обновление международной системы», в действительности речь шла не о том, чтобы решать проблемы мирового капиталистического хозяйства в интересах всех его участников. Главной заботой и Билдербергского клуба и Трехсторонней комиссии являлось укрепление экономического и политического положения горстки капиталистических держав и обеспечение условий для получения международными корпорациями и банками максимальных прибылей.
Против Советского Союза, других стран социализма было развернуто мощное идеологическое наступление, велась государственно-организованная «психологическая война», для этого широко использовались различные и многогранные каналы информации, печать, радио, телевидение, нелегальное использование соответствующей литературы, туризм и т.д.
Большое внимание уделялось распространению выгодной для монополистического капитала, транснациональных корпораций информации в развивающихся странах. В этих целях использовалось монопольное положение в этой сфере духовной жизни названных стран крупнейших информационных агентств США, Англии и Франции.
Пропаганда на многие страны велась и со стороны СССР, других социалистических стран. Идеологическая борьба приобрела поистине глобальный характер.
Слабость идеологических позиций, потребность в новых идеях прямо или косвенно признавали в то время некоторые видные представители и верные слуги крупного капитала. В их числе - американские президенты. Так, Р. Никсон в книге «Брошенный нам вызов» писал: «В критические годы, перед которыми мы оказались и в течение которых будет формироваться судьба мира на многие грядущие десятилетия, я уверен, что наш успех или поражение будут определены в сфере идей».
В книге, опубликованной перед избранием его президентом, Дж. Кеннеди заявлял: «Мы, наша нация, испытываем сейчас нужду большую, чем нужда в атомной мощи, военно-воздушной мощи, финансовой, промышленной и даже человеческой мощи, - это нужда в мощи идей».
Со временем были найдены, сформулированы идеи и главная из них: навязать Советскому Союзу такую гонку вооружений, которая поставит его в тяжелейшее экономическое положение, вызовет недовольство населения и приведет к смене власти. Она дополнялась идеей разжигания различными средствами межнациональной розни, конечная цель которой - развал Советского Союза, идеей распространения, пропаганды западных, особенно американских ценностей, рассчитанной, прежде всего, на молодежь.
Ошибки руководства нашей страны во внутренней и внешней политике способствовали реализации этих идей - не стало Советского Союза, к власти в России пришли так называемые демократы, в ряде бывших республик СССР - националистически ориентированные лидеры. Практически все постсоветское пространство подвергается капитализации. Расширилось поле глобализации общественной жизни на капиталистической основе, лидером ее выступают Соединенные Штаты Америки. Ослабленная во всех отношениях Россия вынуждена признать лидерство США.
Первую скрипку в глобализации играют США, страны Западной Европы и Япония. Большинство стран мира, а, следовательно, и населения должны следовать тому «новому мировому порядку», который создают в своих интересах, а точнее - в интересах ТНК эти страны. Это большинство по разным причинам, и в частности - в силу суровых природно-климатических условий, не могут претендовать на место под солнцем. К таким странам относится и Россия. Две трети ее территории - вечная мерзлота, поэтому огромные просторы России, с точки зрения экономической выгоды, возможно непригодны ни для сельскохозяйственного производства, ни для высокотехнологических отраслей промышленности. Но русские люди в течение тысячелетия созидали и обустраивали свое государство и, несмотря на суровые условия, хотят жить в нем. То же можно сказать о многих других странах. Но это не укладывается в головах заправил нынешнего «глобального рынка».
Маргарет Тэтчер еще в конце 80-х гг. заявила, будто на территории СССР экономически оправдано проживание лишь 15 миллионов человек1.
Если следовать логике «чистой экономической выгоды», то большинство человечества вообще не имеет права на существование.
Если вернуться к России, то единственный конкурентоспособный товар, с которым она может выйти на мировой рынок в условиях нынешней глобализации - это ее ресурсы: газ, нефть, лес, алмазы. Это как раз то, что нужно Западу и Японии. И для обслуживания «трубы» нынешнее население России действительно избыточно. Другие отрасли хозяйства «глобализаторов» не интересуют. Победа нынешней модели глобализации означает для России медленное удушение - геноцид по всем правилам «свободного рынка». Даже западные эксперты признают, что уже сейчас жители России примерно в 40 раз беднее американцев. Если у нас порог нищеты находится на уровне 38 долларов в месяц, то в США он составляет 1500 долларов!
Нетрудно предположить, что страны, которые не входят в элитный клуб «золотого миллиарда», будут стремиться защитить свои национальные рынки и свои культурные и цивилизационные ценности. Среди них такие гиганты, как Индия и Китай.
Таким образом, последняя треть ХХ века характеризуется возрастанием роли субъективного фактора, целенаправленной политики развития связей между странами и народами в интересах международного капитала и наиболее развитых стран. Капитал взламывает границы, создает реальную угрозу суверенитету государств.
В условиях глобализации России следует с необходимой осторожностью интегрироваться в «мировую хозяйственную систему» и «международное разделение труда», придерживаться принципа хозяйственной автономии на основе использования природных богатств, экономического и интеллектуального потенциала. В то же время надо в максимальной степени использовать все выгоды мировой экономической интеграции, не допуская в то же время ее разрушительного влияния.
Первое поселение в Северной Америке англичане основали в 1607 г. и к 1675 г., целеустремленно колонизируя континент, основали 13 колоний, в которых проживало более двух миллионов человек, в том числе около 500 тысяч рабов.
Несправедливость и произвол королевской администрации по отношению к колонистам вызывали недовольство населения. Движение за отделение от Англии набирало силу и 4 июля 1776 года на Втором Континентальном Конгрессе представители 13 колоний приняли Декларацию Независимости, в которой провозглашалось отделение от Англии и создание Независимой Конфедерации.
В Декларации Независимости, автором которой был Томас Джефферсон - впоследствии третий президент США, перечислялись многочисленные злоупотребления колониальных властей и, как следствие, назревшая необходимость отказаться от какой-либо связи с Британской империей.
В следующем фрагменте Декларации обосновано право народа на такое решение:
«Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что, если какой-либо государственный строй нарушает эти права, народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа. Благоразумие, конечно, требует, чтобы давно сложившиеся формы правления не сменялись вследствие маловажных и преходящих причин, так как опыт прошлого показывает, что люди скорее склонны терпеть, пока оно еще переносимо, чем пользоваться своим правом упразднения привычных форм жизни. Но когда длинный ряд злоупотреблений, неизменно преследующих одну и ту же цель, обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности».
Завершается Декларация торжественным заявлением:
«…..мы, представители Соединенных Штатов Америки, собравшись на Генеральный конгресс и призывая Всевышнего быть свидетелем искренности наших намерений, именем и властью доброго народа наших колоний торжественно во всеуслышание объявляем, что наши соединенные колонии отныне являются, и по праву должны быть, свободными и независимыми Штатами…».
Отделение от Англии и создание независимого государства - стало Национальной идеей в период до окончания Войны за Независимость, завершившейся подписанием Парижского договора, в котором Великобритания признала свое поражение.
В 1787 г. была принята Конституция США, в которой были четко сформулированы основные принципы разделения властей на три ветви, а в преамбуле перечислены приоритетные цели нации, ее по сути НИ - в настоящем и будущем:
- сплочение народа, укрепление связи между штатами и федеральным правительством;
- защита против вторжения;
- процветание нации;
- гарантия справедливости и мира;
- защита свобод теперь и в будущем.
Десять поправок к Конституции, принятых в 1789 г. гарантировали свободу слова, вероисповедания, прессы и митингов.
Одной из приоритетных являлась также проблема приема иммигрантов-всех желающих обрести новую Родину, особенно в первые годы становления государства и освоения новых земель. Со дня основания США приняли более 50 миллионов человек и продолжают принимать почти 700 тысяч иммигрантов ежегодно.
Американская Национальная идея стала основой общей для нации идеологии - разумного либерализма и основой системы образования.
НИ воспитывает каждого американца, с детских лет, в духе высочайшего патриотизма и побуждает к деятельности на благо народа, в том числе и свое личное. Этому способствует также американский Национальный гимн, в котором есть такие строки:
«….Слава мощи, что создала и сохранила нас нацией.
Так побеждай не медли.
В память долгам Отцам.
Девиз наш:
В Боге-наша вера», - И звездный стяг!
Пусть вечно реют твои волны,
Земля свободы, мужества живи!».
После Второй мировой войны США сыграли решающую роль в восстановлении экономики европейских стран и Японии, в установлении в этих странах демократии, а также обеспечили защиту западного мира от коммунистической экспансии. Это стало основанием для американского народа вновь расширить цели своей Национальной идеи, сформулировав их - как защита демократии и свободного рынка, распространение их по всему миру, а в последние годы - решительная и бескомпромиссная война с исламским террором, с поддерживающими его, прямо или косвенно, государствами.
Эту миссию США понимают как -»… продвижение свободы в интересах американского народа и международного сообщества посредством оказания помощи строительству и поддержанию более демократического, безопасного и процветающего мира, состоящего из хорошо управляемых государств, которые отвечают нуждам своих народов».
В США общество, и в первую очередь, власти и интеллектуальная элита твердо следуют целям нации, а отклонение или противодействие их реализации рассматривается как предательство и сурово карается.
Например, когда в 1919 г.в большем количестве распространились организации прокоммунистической, в том числе социалистической ориентации, власти провели широкомасштабную операцию по их разгрому, закрытию их штаб квартир и отделений.
Также в период президентства Гарри Трумена с 1944 по 1953 гг., по его указанию правительственные чиновники должны были присягать, что они не являлись членами коммунистической партии.
Принадлежность к компартии, другим левым партиям или движениям, влекла за собой увольнение с работы. Это продолжалось шесть лет до 1952 г. и все это время в стране действовал Комитет по расследованию антиамериканской деятельности.
Одним из пострадавших в этой компании был известный американский писатель - любимец Сталина, лауреат Сталинской премии, Говард Фаст, который впоследствии, в 1957 г., «прозрел» и вышел из компартии, когда она потеряла всякое влияние.
Из опыта США следует, что Национальная идея:
- Формулируется интеллектуальной элитой и такая разумная, здоровая интеллектуальная элита в США была исходно и есть в настоящее время.
Благодаря ей разуму нации, США стали ведущей страной мира, в том числе в области экономики, новых технологий, науки, культуры и благосостояния населения. - Учитывает интересы отдельной личности и всего общества в целом, а реализация этих интересов - главная функция государства.
- Легко запоминается и понятна каждому человеку.
Она создает в стране атмосферу уверенности, доверия и уважения к власти, интеллектуальной элите; атмосферу общности нации, не взирая на лица, этнические различия, материальное положение и сроки пребывания в стране, без деления на старожилов - хозяев и новых иммигрантов, как это происходит в менее развитых странах.
В «Истории государства Российского» русский писатель, историк и философ - Н.М. Карамзин рассматривает историю России с 8 века»… как непрерывный, хотя и осложненный тягчайшими длительными испытаниями и бедствиями, процесс становления единого мощного государства, занявшего свое особое место в ряду других государств мира.»
Резкие, болезненные перемены в России произошли также в 20 столетии в 1917 и в 1993 годах и соответственно менялись цель и смысл бытия русской нации.
Национальная Идея Российской империи была краткой, понятной, мобилизующей народ, способствующей его сплочению и патриотизму -
«Православие - Самодержавие - Народность» и в многочисленных войнах русские солдаты сражались - «За Веру, Царя и Отечество».
После Октябрьского переворота в 1917 году, в Советском Союзе Национальная Идея была сформулирована как призыв - «Вперед к победе коммунизма - светлому будущему всего человечества».
По достижении этой цели, каждому человеку гарантировалась райская жизнь по принципу - «От каждого по способности, каждому по потребности». Народ эта цель вдохновляла, многие совершали трудовые подвиги, а некоторые как могли старались приблизить, лично для себя, это светлое будущее.
После распада Советского Союза была принята, в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации, в которой сформулирована новая Национальная идея, соответствующая новому историческому этапу становления России как демократического государства,»… политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако вскоре возникла необходимость расширить эту НИ в связи с новыми реалиями, сложившимися в стране и мире - это, главным образом, расширение на восток Европейского Сообщества и глобализация.
Началом этого процесса - поиска новой НИ стало заявление первого президента России Б. Ельцина в июле 1996 г., призвавшего общественность, в первую очередь интеллектуальную элиту, ускорить решение этой, жизненно важной для страны, проблемы.
Вскоре «Российская газета» объявила конкурс на общенациональную объединительную НИ, в котором приняли участие историки, философы, писатели, политики, деятели культуры и сотни россиян со всех концов страны.
Проводятся научные конференции, семинары, издаются новые книги, многочисленные публикации, с которыми можно познакомиться в Интернете.
В настоящее время серьезно обсуждаются три возможных варианта новой НИ России - либеральный вариант, почвеннический и евразийский.
Либеральное направление, сложившееся в 90-е годы, как государственная идеология - это ориентация на западную систему ценностей: соблюдение прав человека и достоинства личности, плюрализм, свобода предпринимательства, глобализация.
Политико-экономическая элита России уверена, что это направление является оптимальной стратегией развития страны и нации на обозримую перспективу, создания реальных условий для процветания нации и укрепления ее международного авторитета.
Однако за 15 лет реализации, либеральная экономическая модель не дала ожидаемых результатов и, поэтому, подвергается резкой критике со стороны общественности и оппонентов, представляющих другие, например, почвенническое или евразийское направление, предлагающие Национальную идею, основанную на собственном, особом пути развития России.
Почвеннический вариант Национальной Идеи России и пути ее реализации предлагает Фонд «Единство Нации». Президент фонда - писатель В.С. Медведев.
Идеология Фонда в популярной форме представлена в книге «Национальная идея или чего ожидает Бог от России», также в других многочисленных публикациях, в которых обосновано следующее определение НИ:
«Национальная Идея - есть выживание России и возрождение ее могущества, величия и славы через создание Государства Единой Нации, основанного на традиционных для нашей цивилизации духовно-нравственных ценностях, социальной солидарности, равных обязанностях и правах граждан и противостоящего установлению на Земле губительного для Человечества Нового мирового порядка. В представленной идеологами Фонда концепции «Общенационального Соборного Проекта» предложен механизм конституционных преобразований государственного, общественного, экономического, социального устройства. России, основанный на государственной соборной идеологии.
По мнению авторов: «Только этот проект способен всколыхнуть народ, разбудить его жизненную, политическую, социальную активность и не допустить постепенного вырождения нации или кровавой смуты и раздела страны, поскольку практически реализует волеизъявление народа, а не либеральной элиты.
Далее в «Соборном Проекте» предлагаются конституционные преобразования государственного устройства России: «Формой правления Государством Единой Нации является - Соборно-Президентская республика с назначением всей исполнительной и контрольной властей «сверху»…».» Президент Государства Единой Нации является Лидером Нации и гарантом национального суверенитета России и её духовно-нравственной традиции. Его миссия как руководителя уникальной страны-цивилизации - «управлять, укреплять и хранить Россию». Президент избирается, открыто и гласно - Общенациональным Учредительным Собором и им же переизбирается в случае необходимости.»
«Высшая власть в Государстве Единой Нации неотчуждаемо принадлежит Единой Нации. Она осуществляется прямым волеизъявлением граждан через проведение референдумов: общероссийских, губернских, городских и сельскорайонных. Решения, принятые на референдумах, неукоснительно исполняются всеми органами власти.» Предусматривается возможность - через систему Гражданского контроля пресекать любые действия Власти, направленные вопреки Национальному Проекту.» «Высшим коллективным органом представительного народовластия, способного конституционно принять целый комплекс фундаментальных для Государства решений, является Общенациональный Учредительный Собор - современный аналог традиционных некогда для России народовластных Земских Соборов.» Учредительный Собор созывается по «земской» системе выборов, построенной на принципе «выбора выборщиков».
Только при таком государственном устройстве России, по мнению лидеров Фонда «Национальное Единство», возможна реализация, сформулированной ими - Национальной Идеи.
Евразийская Национальная идея - достижение процветания и духовного единства нации, возрождение могущества России и сохранение ее статуса Великой державы, в отличие от почвеннической НИ, основана на переустройстве мира - разделе его на четыре «геополитических пояса», в одном из которых, а именно - Евразийском, доминирующая роль будет принадлежать России.
Евразийское видение будущего мира, представлено в ряде трудов А.Г. Дугина - философа, политолога и публициста, лидера Международного Евразийского движения. Ниже - фрагменты из его книги «Евразийский взгляд»: «Евразийцы последовательно отстаивают принцип многополярности, выступая против однополярной глобализации, навязываемой атлантистами. В качестве полюсов этого нового мира будут выступать не традиционные государства, а новые интеграционные цивилизационные образования, объединенные в «геоэкономические пояса». Исходя из принципа многополярности, будущее мира представляется как равные, доброжелательные партнерские отношения всех стран и народов, организованных по принципу географической, культурной, ценностной и цивилизационной близости в четыре геоэкономические пояса: Евроафриканский пояс, включающий три «больших пространства» - Европейский Союз, Исламско - арабская Африка, субтропическая Африка; Азиатско-Тихоокеанский пояс, включающий Японию, страны Юго-Восточной Азии и Индокитая, Австралию и Новую Зеландию; Евразийский континентальный пояс, включающий четыре «больших пространства - «Евразийский Союз», страны континентального ислама, Индию, Китай;
Американский пояс, включающий три «больших пространства» - Северную Америку, Центральную Америку и Южную Америку. При такой организации мирового пространства маловероятны глобальные конфликты, кровопролитные войны, крайние формы конфронтации, угрожающие самому бытию человечества.
Россия и ее партнеры по евразийскому континентальному поясу установят гармоничные отношения не только с поясами-соседями, но и с поясом-антиподом, который также призван играть конструктивную роль в Западном полушарии в контексте многополярного устройства. Такое видение будущего человечества противоположно глобалистским планам атлантистов по созданию однополярного стереотипного мира под контролем олигархических структур Запада, с перспективой создания «мирового правительства».
Евразийцы видят в Российской Федерации и СНГ ядро будущего самостоятельного политического образования - «Евразийского Союза» и, далее, ядро одного из основных четырех мировых геоэкономических поясов.
Таким образом, Евразийская Национальная идея для России рассматривается идеологами движения - как широкая программа»…. планетарной общечеловеческой значимости, вышедшая далеко за пределы России, самого евразийского материка…»
В книге даны следующие определения понятиям «Атлантизм» и «Глобализм»: «Атлантисты - это стратеги Западной цивилизации и их сознательные сторонники в других частях планеты, стремящиеся поставить под свой контроль весь мир, навязать характерные для Западной цивилизации социальные, экономические и культурные стереотипы всему остальному человечеству…».
«Глобализм, глобализация - процесс построения «нового мирового порядка», в центре которого стоят политико-финансовые олигархические группировки Запада. В жертву глобализации приносятся суверенные государства, национальные культуры, религиозные доктрины, хозяйственные традиции, представления о социальной справедливости, окружающая среда - все духовное, интеллектуальное и материальное многообразие планеты. Термин «глобализм» в обычной политической лексике означает именно «однополярный глобализм»: не слияние многообразных культур, социально-политических и экономических систем в нечто новое, но навязывание человечеству западных стереотипов. Глобализм на практике представляет собой новую форму «колониализма» и «империализма…».
В заключение краткого анализа Евразийского варианта НИ России - несколько интересных суждений А.Г. Дугина из его статьи «Россия может быть или великой или никакой»: «Понятие «Великое Государство» не является простой эмоциональной националистической формулой бытовой или политической речи. За этим понятием стоит очень конкретная геополитическая реальность. Сочетания «Великая Сербия», «Великая Россия», «Великий Израиль», «Великая Германия» и т.д. несут совершенно определенный исторический смысл… Сербия, к примеру, отличается от «Великой Сербии» не только территорией, хотя и ею тоже. Понятие «Великая Сербия» имеет конкретный пространственный смысл; произнося это словосочетание, балканские политики подразумевают историческую формацию, образованную сербским царем Душаном Сильным, которая располагалась на территории нынешней Югославии, части Болгарии и захватывала северные регионы Пелопонесского полуострова, Македонию и Грецию. Это была своего рода сербская империя. Хотя она просуществовала недолго, но оставила в национальной психологии сербов неизгладимый след; до сих пор только сербы из всех балканских народов воспринимают себя как «имперский народ», и от этого их переживание нынешней национальной катастрофы носит столь драматический, надрывный, глубинный характер.»…