p align="left">По мнению А. Дугина - такой же неизгладимый след остался в психологии еврейского народа:
«Границы «Великого Израиля» тоже вполне конкретны: от Нила до Евфрата. За этими территориальными пределами дерзновенная мысль даже самых радикальных сионистов останавливается. Дальнейшее наращивание величия предполагается уже не через экстенсивное, но через интенсивное развитие нации. Через мессианские события, чудеса и знамения, которые будут распространяться уже по иным каналам на весь мир»…
«И не поймем мы израильских поселенцев, которым предлагается в ходе «мирного процесса» убираться назад, с земли, священная любовь к которой оживляла народ в тысячелетиях рассеяния: ведь параллельный «Великий Израиль» никуда не исчезал из еврейской души, из еврейской тоски, из беспредельного, озлобленного и изощрившегося в скорби горя. От Нила до Евфрата. Наяву ли, во снах… Но считаться придется. Пока жив национальный идеал сионизма, никто не может спать спокойно - ни враги, ни друзья».
«То, что сегодня наше самосознание, наша Государственность, наше национальное чувство переживают глубочайший кризис, очевидно. Поэтому столь неадекватно воспринимается многими само выражение «Великая Россия». Раздаются голоса: «Слишком большую цену мы заплатили за эту дерзкую мечту… Слишком большими потерями дается участие в мировой истории в достойном и гордом качестве «великой державы»… Не пора ли остановиться и стать «нормальным Государством»…
«И в Сербии, и в Израиле стоит тот же вопрос, что и в России: «великое» или «нормальное»? Идеальное или прагматическое? Героическое или торговое? Укорененное в земле или фланирующее по мегаполисам, напоминающим друг друга, как серийные детали - Вашингтон, Париж, Москва, Тель-Авив, Гонконг - одинаковые рекламы, одинаковые Мак До, одинаковые тинэйджеры с серьгой в ухе и широких дегенератских штанах на роликах…? Нормальный мир против Великого Мира»…
«Если Россия не будет великой, ее не будет вообще. Величие - наша великоросская сущность. Но тогда, пусть лучше ничего не будет. Без России мировая история немыслима….».
Оба движения - «Единство Нации» и «Евразийское», активно распространяют свои идеологии в России и ряде стран СНГ, однако отношение к ним неоднозначное. Например, известный российский писатель, поэт и публицист Елена Чудинова в одной из своих публикаций отметила:» К сожалению, наши национальные движения только препираются друг с другом и возводят сомнительные умственные построения вроде красных прожектов или евразийства»…» У нас уже есть Национальная идея: это возвращение к нашим сверхценностям - православию, к знанию нашей истории, к пропаганде этой истории, к нашей великой культуре»… «Национальная идея определяет деление общества на людей отстаивающих интересы своего отечества и людей выступающих вразрез с этими интересами, то есть население страны делится на патриотов и антипатриотов.»
Кратко сформулировал НИ России - Глава государства Владимир Путин: «Основная Национальная идея сейчас в России - это патриотизм и благосостояние, гарантированные государством».
Еще одну проблему, связанную с поиском соответствующей НИ и ее реализаций, рассматривает профессор Академии военных наук Сергей Брезкун в статье» Национальная элита и судьба нации», 2006). Отметив, что НИ - минимум для любой нации - «Всестороннее процветание нации в настоящем и будущем», он предлагает НИ - максимум в следующей формулировке: «Обеспечение полного контроля российского народа над своей территорией и сосредоточенными в ее пределах богатствами, включая экономический потенциал». По его мнению, у России есть все необходимое для реализации этой НИ, кроме осознавшей свое предназначение и свои задачи национальной элиты, как ведущей силы общества. Преобладающие в ней представители гуманитарных сфер деятельности…» способны в лучшем случае - дать эмоциональный импульс» процессу реализации НИ, который является прерогативой «прежде всего «техников», а не «лириков». Он убежден, что основой, костяком национальной элиты должны быть представители «естественно - научных, инженерно-технических и промышленных сфер прежде всего наиболее деятельные и граждански состоятельные представители отечественного оборонно-промышленного комплекса».
Поиски новой Национальной идеи России продолжаются уже десять лет. Однако участники этой очень интересной и поучительной дискуссии до сих пор к общему мнению пока не пришли Это обусловлено их пониманием важности решаемой проблемы - новая НИ России, по мнению многих,
должна определить ее путь к процветанию и сохранению традиционного для нее особого места в ряду других государств мира.
Еврейский народ один из древнейших народов мира и, поэтому, свою «Конституцию» он получил еще в 13 веке до н.э., то - есть примерно 3300 лет тому назад - это Тора, в которой записаны законы, определившие его миссию и образ жизни на вечные времена.
Получил, как известно непосредственно от Бога через пророка и вождя еврейского народа - Моисея у горы Синайской, в третий месяц после исхода из Египта: «И отвечал весь народ вместе, говоря:» все, что говорил Господь, исполним». И пересказал Моше слова народа Господу». С этого момента соблюдение заповедей Торы, жизнь в точном соответствии с ней - стало целью и смыслом бытия еврейского народа, его Национальной идеей на многие века, вплоть до сегодняшнего дня.
Одна из заповедей - повелений требовала «войти и овладеть» страной Ханаан:
«И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: «Повели сынам Израиля и скажи им: когда придете в страну Кнаан, то вот страна, которая достанется вам в удел, страна Кнаан по границам ее.
Однако понадобилось 40 лет подготовки народа к исполнению этой заповеди.
Еврейские племена во главе с преемником Моисея - Йегошуа бен Нун завоевали страну Ханаан и поселились по жребию, каждое в одном из наделов, в границах, указанных Всевышним. В наше время это территория Израиля, включая Иудею, Самарию, Газу и Голанские высоты; Иордании и части Сирии.
Так еврейский народ в 12 веке до н.э. завоевал себе на вечные времена «место под солнцем» - Ханаанскую землю, точно также как и все другие, здравствующие в наше время народы, завоевывали свои, принадлежащие им сейчас, территории.
Остатки ханаанских племен еще долго жили среди евреев, в Еврейском государстве - Стране Израиля, пока не растворились среди народов Финикии, Сирии, а также еврейского, приняв иудаизм.
После завоевания еврейским народом Ханаана, его Национальная идея расширяется: новыми приоритными целями становятся - формирование единой нации и государства, построение в Иерусалиме, своей столице, Храма, ставшего впоследствии символом и центром религиозного и национального самосознания еврейской нации на протяжении многих и многих веков. Кроме того, такой же приоритетной целью стала защита Родины - ее территориальной целостности, национальной, политической, государственной независимости - как единственного условия физического выживания и возможности жить по Заветам Торы, сохранения своей национальной индивидуальности и достойного места в среде других цивилизованных народов мира.
Эта Национальная идея оставалась неизменной на протяжении, примерно, 1300 лет от завоевания страны или 1100 лет от объединения 12 еврейских племен в единое царство.
Еврейское государство достигло своего расцвета и могущества в царствование Давида и Соломона, однако уже в 722 году до н.э. подверглось первому разрушительному нашествию Ассирийской империи, затем Вавилонской, Персидской, затем империи Александра Македонского, Римской, Арабской, Крестоносцев, Мамлюков и, наконец, Османской империи, потерпевшей крах в 1918 году.
Дважды за это время разрушался Иерусалим и Храм. После первого разрушения в 586 г. до н.э. Храм был восстановлен в 516 г. до н.э. После второго разрушения римлянами, в 70 г. н.э. второго Храма, на его месте позднее арабы построили две мечети - Омара и Аль - Акса.
Дважды еврейский народ восстанавливал свою государственность - во время персидского правления и в 167 г. до н.э. после освободительной войны и изгнания из страны Греко - сирийских гарнизонов.
Потерпев поражение в двух войнах с тогда еще могущественной Римской империей, спасаясь физически и духовно в период, когда страна находилась под властью ислама, большая часть еврейского народа оказалась в изгнании, рассеявшись общинами по всему миру.
Однако на протяжении почти 2000 лет жизни в изгнании народ оставался верным своей исходной Национальной идее - это жить в точном соответствии с Торой, сплоченность, взаимная поддержка. Новой целью стало - возвращение на Родину, восстановление Храма, Независимости и Еврейского государства.
Эта цель была осуществлена в 1948 году: при поддержке мирового сообщества, ценой огромных усилий и потерь, полувековая национально - освободительная борьба еврейского народа завершилась возрождением своего Государства - Израиль, на части своей древней Родины - территории Эрец Исраель.
Судьба еврейского народа, рассеянного по всему миру, часто во враждебном окружении сохранявшего, столь длительное время, свою национальную индивидуальность, религию и образ жизни - все это подтверждает особую роль в жизни нации, соответствующей ее духу, объединяющей ее Национальной идеи.
Вместе с тем, прошлый опыт еврейского народа - свидетельствует, что когда часть народа, даже на короткое время, отклоняется от целей своей НИ, когда верх берут личные убеждения, личные интересы лидеров различных группировок, партий или движений - это приводит к самым печальным для всего народа последствиям.
Новая Национальная идея еврейского народа содержится в Декларации Незвисимости Израиля, в которой провозглашалось возрождение Еврейского государства - в силу нашего естественного и исторического права…» на Эрец Исраель, то - есть не только Божественного но и права юридического.
Приоритетными целями НИ стали:
- Прием репатриантов -»… рассеянных по свету евреев.»
- Сплочение нации»… на основе свободы, справедливости и мира, в соответствии с идеалами еврейских Пророков.»
- «Развитие страны, как Еврейского демократического государства,» на благо всех ее жителей.»
- Установление мира и добрососедских отношений со всеми соседними государствами и их народами.
- Защита Родины - ее территориальной целостности и суверенных прав еврейского народа.
Эта Национальная идея еврейского народа мало, чем отличается от его национальной идеи трехтысячелетней давности. Она успешно реализуется, несмотря на враждебное окружение - арабский террор и навязанные арабскими странами войны.
Однако уже в 1967 году, после Шестидневной войны, лево - либеральная, интеллектуальная элита Израиля, которая все еще не может избавиться от «пережитков коммунизма», используя СМИ и другие остающиеся в ее руках властные рычаги, левые партии и проарабские движения типа» Шалом Ахшав» - навязала стране и части народа свою Национальную идею.
Приоритетные цели этой НИ:
- Достижение мира с арабским окружением любой ценой, удовлетворяя все ИХ территориальные притязания и всячески ИХ ублажая. - Изгнание из Иудеи, Самарии и сектора Газа еврейского населения.
- Создание на этих исконно еврейских землях палестинского государства.
- Превращение Израиля в государство ДЛЯ ВСЕХ, то - есть в государство с арабским большинством, так как это делают их, такие же умные, леволиберальные сообщники в Европе.
Реализация этой НИ «людей, выступающих вразрез с интересами Отечества и еврейского народа», завела страну в кровавый тупик. Кровавая хроника «мирного процесса» всем известна.
У большинства в израильском обществе - «людей, отстаивающих интересы своего Отечества» национальная идея леволиберальной элиты не пользуется поддержкой. Например, выступая в январе 2007 г., перед участниками ежегодной Герцлийской конференции по проблемам военной и государственной стратегии, бывший начальник Генштаба израильской армии Моше Яалон отметил: «Утверждения, что проблема Израиля и палестинцев - это «оккупация палестинских земель», а отказ Израиля от» территорий» и создание палестинского государства приведет к разрешению конфликта - крайне ошибочны. Они препятствуют разработке других возможностей разрешения конфликта».
Еврейский народ не теряет надежды, что вскоре придет лидер нации, такой же мудрый и отважный воин, как Царь Давид. Не опоздал бы…
3. Формирование идеологического иммунитета - фактор безопасности и стабильности
3.1 Понятия идеологический иммунитет, безопасность и стабильность в обществе, и их взаимосвязь
Средняя Азия на протяжении тысячелетий была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая, религиозная терпимость, открытость стали естественными нормами, необходимыми для развития народностей. Здесь веками кочевые народы уживались с оседлыми, иранские племена с тюркскими, мусульмане с иудеями и христианами.
Изучая историю духовной культуры в Узбекистане и Центральной Азии, можно заметить весьма важное явление. В средние века, наряду с быстрым развитием здесь точных наук - географии, математики, астрономии, медицины, появлением целого созвездия имен в этих сферах, в крае жили и творили знаменитые в мусульманском мире теологи, убедительно отстаивавшие гуманистические, морально нравственные черты ислама. Светские науки и религиозные знания не противостояли и не отрицали друг друга. В регионе практически все светские ученые уважительно относились к теологии и многие из них, за редким исключением, были верующими. Они признавали духовные, нравственные аспекты ислама, не выступали против его установлений, рассматривая окружавший мир в свете разума и правды.
Процесс демократизации общественно-политической жизни в Узбекистане создал удобные условия для формирования различных партий, движений и организаций, для развития их деятельности. Подавляющая их часть всесторонне поддерживает деятельность руководства Узбекистана, направленную на сохранение и укрепление стабильности в обществе, необратимость экономических и социально-политических преобразований, создание светского государства.
Но, как это случается и в других молодых государствах, в нашей стране тоже появились силы, противостоящие законно избранному правительству.
Секты ислама в Узбекистане являлись фундаменталистскими по своему характеру. Всем им была присуще изначально профессиональная конспиративная структура, построенная по единому образцу. Все они ставили перед своими членами жесткие условия, ориентированные на непримиримость и подрывную деятельность, свержение светского государства. Анализ идейных установок, организационных структур различных экстремистских, фундаменталистских, религиозных партий, движений, организаций, даже их названия в Узбекистане свидетельствуют об экспорте идеологии ваххабизма. Все они создавались в Узбекистане по определенному шаблону, в отдельных случаях частично менялось лишь название организации. А такие организации, как «Братья-мусульмане», «Хизбут-тахрир аль-ислами», даже не меняли своего названия.
ИДУ позаимствовала название от иракского и ливанского исламского движения - ИДИ, ИДЛ, акрамия - от иранских организаций, воины ислама - от «воинства Аллаха» и т.д.
Отношение фундаменталистов к властям: непримиримая оппозиция к официальным властям; свержение их режимов; политико-государственное самоопределение мусульман, включая насилие в качестве джихада, то есть создание теократического исламского государства.
Однако реальное положение в стране по отношению к исламу свидетельствует о другом. Сегодня в обществе сохраняется мнение, что ислам способен приобщить людей к высшим духовным, нравственным и культурным ценностям; ислам остается важным компонентом национального самосознания; активизация религиозного сознания больше всего проявляется в стремлении определенных слоев соблюдать обряды и ритуалы.
Радикальные идеологи ислама не могут подавить светское общественное развитие и вытеснить светские взгляды на жизнь, имеющие в Узбекистане давние традиции. Доминирующее положение в жизни общества все же занимает светскость.
С другой стороны, вакуум, образовавшийся в Центральной Азии из-за давления бывшей советской идеологии и разрушения религиозной инфраструктуры, создал благоприятные возможности для распространения радикальных исламских течений, основанных на чуждых народам Центральной Азии религиозно-культурных традициях.
Предотвращение угроз, связанных с влиянием радикального ислама, зависит, прежде всего, от динамики демократизации общества, решения насущных социально-экономических, экологических, демографических проблем, создания таких социально-политических и экономических условий, которые способствовали бы гармонизации материальной и духовной жизни человека. Целесообразно было бы привлечь к научным исследованиям вопросов взаимоотношения государства и религии не только ученых, но и представителей религиозных конфессий, верующих. Необходимо научиться сотрудничать с деятелями классического ислама, с провешенным мусульманским духовенством, наладить диалог с умеренными исламистами, готовыми к сотрудничеству со светским режимом.
Необходимо обучать граждан терпимости, убеждать их в преимуществах толерантного отношения к разным религиям, показывая преимущества общества с многонациональной культурой. Каждый человек и каждое меньшинство должен быть уважаем государством и пользоваться его защитой.
Школы, в которых учат нетерпимости, будут воспитывать поколение нетерпимых лидеров и нацию, поэтому следует поддержать преподавание предметов по правам человека в средних школах и университетах.
Вместе с тем анализ обращений в Омбудсман при Олий Мажлисе Узбекистана выявил ряд недовольств граждан по вопросам религии и применения законодательства о свободе совести. Основные причины недовольства: отсутствие понимания чувств верующих, неправильное толкование закона и его применение, как со стороны должностных лиц, так и отдельных граждан, недостатки в деятельности некоторых исполнительных и судебных органов - бюрократизм, равнодушие.
Проведение научных исследований для определения путей взаимодействия сотрудничества между государством и религиозными организациями, между различными религиозными концессиями позволит добиться устойчивого гражданского согласия в обществе.
В статье 57 Конституции Узбекистана сказано: «Запрещается создание и деятельность политических партий, a равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягавших на здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам. Запрещается создание тайных обществ и объединений». Опираясь на эту статью Конституции Узбекистана, были запрещены экстремистские организации, a их лидеры - арестованы.
3.2 Переходный период и проблемы «идеологического вакуума»
С обретением независимости в Узбекистане происходят коренные изменения во всех сферах жизни общества, включая духовную.
Накопленный за годы независимости опыт государственного и общественного строительства, свой собственный путь развития, признанный мировой общественностью как «узбекская модель», - все исторические преобразования, осуществляемые с целью создания государства с великим будущим, оказывают огромное влияние на умы и сердца наших соотечественников.
Достижение наших благородных целей, окончательное освобождение от старых идеологических догм, недопущение идейного вакуума, защита от посягательств чуждых идей, воспитание всесторонне развитых личностей - все это требует формирования новой идеологии, соответствующей интересам нашего общества.
Ни один народ, четко представляющий свои жизненные цели, заботящийся о своем будущем, никогда не жил и не сможет жить без национальной идеи и идеологии. Без идеи любое государство и общество, не говоря уже о человеке, неизбежно собьются с пути.
Национальная идея призвана выражать мечты и чаяния народа, служить ему опорой, поддерживать его дух в исторических испытаниях, когда общество ищет решение множества возникающих жизненно важных проблем. Она нужна не только для создания материальных богатств и изобилия, но и является стимулом, побуждающим стремиться к достижению высокой нравственности, факелом, освещающим путь к прогрессу.
Идеология национальной независимости основана на благородных вековых устремлениях многонационального народа Узбекистана, его жизненных идеалах на пути к созданию свободной и процветающей Родины, достойной и благополучной жизни.
Говоря о национальной идее и идеологии независимости, мы имеем в виду весьма емкие, сложные и многогранные понятия, которые до сих пор в истории человечества еще не имеют четко сформулированных определений. Между тем эти понятия способствуют глубокому осмыслению значения таких высоких идей, как мир и спокойствие в Отечестве, процветание Родины, благосостояние народа.
Эта идеология, являясь общенациональным феноменом и постоянно совершенствующейся системой, выступает могучим стимулом, способным объединить всех людей, проживающих в Узбекистане, отражает стремления и убеждения нашего народа, опирается на избранный им путь развития, учитывает его менталитет, образ жизни и коренные интересы.
Главная цель идеологии национальной независимости - объединять народ во имя великого будущего, побуждать каждого гражданина страны, независимо от его национальности, языковой и религиозной принадлежности, к жизни с чувством постоянной ответственности за судьбу своей Родины; воспитывать гордость за богатейшее наследие предков, накопленные духовные ценности и благородные традиции; формировать высоконравственных и гармонично развитых людей; превращать в смысл жизни самоотверженность ради нашей священной земли.
Идея национальной независимости должна служить народу, помогать каждому осознавать себя в реалиях быстро меняющегося мира, ощущать преемником наследия великих предков, созданной ими самобытной тысячелетней культуры, стараться беречь и приумножать это богатство, пополняемое в контексте с общечеловеческими ценностями, достижениями мирового прогресса, приобщать к нему подрастающее поколение.
Очень важно в нынешних условиях преодоления идеологического вакуума сформировать у нашего народа, прежде всего у подрастающего поколения, идеологический иммунитет. Эту работу необходимо осуществлять разумно и осторожно, подобно тому, как опытный садовник-аксакал нежно и заботливо растит молодые саженцы.
Думаю, нет необходимости разъяснять подробно возросшую роль идеологии в современных условиях, когда в обстановке информационного взрыва, процесса глобализации проявляется стремление определенных сил расширить сферу своего влияния, разделив тем самым мировое пространство на поля противоборства. Для всех нас должна быть ясна необходимость учета идеологической ситуации, сложившейся на постсоветском пространстве, положения в Центральноазиатском регионе, важность заполнения вакуума, появившегося в результате отказа от старой идеологии, новой - идеологией национальной независимости, чтобы активно противодействовать попыткам проникновения чуждой идеологии и деструктивных идей в Узбекистан.
Особо хочу подчеркнуть, что для нас самой главной целью является превращение национальной идеи и идеологии независимости в основу мировоззрения, духовный стержень каждого живущего в нашей стране человека.
Дальнейшая наша задача заключается в том, чтобы силами широкой общественности, интеллигенции, деятелей науки и культуры, прежде всего работников духовно-просветительной сферы, поднять на новый уровень деятельность, направленную на совершенствование и утверждение основных принципов идеологии национальной независимости в сознании людей.
Перефразируя высказывание одного из наших поэтов-просветителей, можно сказать: и в этой сфере для всех нас пришло время мыслить и работать.
3.3 Серьезные идеологические угрозы независимости, безопасности и стабильности
Еще раз стало очевидным, что существующая идеологическая угроза представляет довольно серьезную опасность для мира и стабильности, нашей свободной жизни, и что все здоровые силы в обществе должны вести серьезную борьбу против нее. В чем, заключается самый главный фактор устранения этих угроз?
В сущности, вся жизнь состоит из борьбы различных идей, споров и конфликтов. В этом смысл ее развития и ее философия. Однако суть в том, чтобы не пасовать перед всякой угрозой или опасностью, а быть всегда готовыми к такой борьбе и испытаниям, быть предусмотрительными и чуткими.
Человек, имеющий свое собственное мнение, верящий в правильность выбора своего пути, всегда будет с уверенностью смотреть в будущее. Его не пугает разнообразие мнений в обществе, наоборот, опираясь на современные знания и философские взгляды, правду жизни, он будет способен распознать любые злоумышленные намерения, предотвратить угрозу.
Конечно, нельзя закрывать глаза на имеющуюся опасность, однако я спокоен в одном: наш народ всегда мужественно переносил всякие испытания, выпадавшие на его долю, не поддавался на уловки гнусных людей.
Потому что народ - огромный караван, движущийся вперед по великой и почетной дороге. Всегда были и будут люди, старающиеся сбить его с пути, напасть на него сзади, выждав удобный момент. Не зря говорят, что путь каравана не бывает безопасным. Однако никакая сила не сможет повернуть назад караван народа.
Если мы окинем взглядом историю, то сможем увидеть множество подтверждений этому.
Вспомните первые годы нашей независимости. В то время «вожди», желавшие всех научить уму-разуму, выйдя на трибуну, прилагали много усилий, стараясь заморочить людям головы своей пустой болтовней и обещаниями. Однако что мы получили от этого? Если не считать аплодисментов нескольких наивных людей, их старания ни к чему не привели. Вероятно, можно обмануть нескольких людей, но целый народ обмануть нельзя.
Народ - могучая сила, живущая своими тысячелетними традициями и накопленным опытом, нетленной памятью и великими чувствами. Когда на его пути встает ложь, обман, тогда пробуждаются его вековые ценности, обретает голос его постоянно бодрствующая совесть, и они зовут на борьбу против несправедливости, жестокости.
Подумайте сами, ведь наш народ даже в самые сложные периоды своей истории, когда был порабощен, не доверял ложным словам и с оковами на ногах стремился идти вперед. Теперь, когда он завоевал свободу, познал себя, пойдет ли он на поводу у каких-то проходимцев, возвратится ли в ловушку безграмотности и рабства?
Если подходить с этой точки зрения, то национальная идеология занимает важное место в оказании поддержки той части молодежи, которая сегодня, не осознавая того, сбивается с пути, теряет направление, даже днем, и начинает плясать под чужую дудку. Потому что национальная идеология - это в огне не сгораемое, в воде не тонущее бессмертное убеждение народа, нации.
В душе народа всегда, при любых обстоятельствах будут жить великие мечты, благие намерения, вера в будущее, в светлые дни. Если бы не было такой веры, то абсолютно невозможно было бы реализовать стремление порабощенных народов к свободе и независимости и, в конечном счете, к достижению совершенства.
В основе наших благих устремлений лежит такая могучая вера. Сегодня, когда созидательные дела, конкретные цели начинают давать практические результаты, поэтапно осуществляются намеченные нами планы, когда мы заняли достойное место в мировом сообществе, все более укрепляется эта вера и убежденность в душе нашего народа, нашей нации.
Поэтому я верю в мудрость и терпение, твердые убеждения и волю нашего народа, который живет с верой в свою славную историю, ценит сегодняшний день и верит в будущее. Эти высокие достоинства будут служить для нас источником неисчерпаемой силы в мужественном преодолении любых сложностей и опасностей.
Как показывает нынешнее время, безопасность того или иного региона зависит не только от внутренних факторов. Саботирующие элементы внутри отдельных государств, например, сепаратизм, межэтнические проблемы или ущемление политических прав граждан умело используют очень крупные геополитические игроки для усиления своего влияния. При этом чисто хозяйственные интересы часто вуалируются политическими лозунгами и продвижением западных ценностей. Но и регионы, которые подвергаются сильному прессингу, тоже предпринимают контрмеры. Если Юго-Восточная Азия ответила на это «азиатскими ценностями», СССР - блатной диктатурой, то страны Центральной Азии - иногда поспешными шагами по направлению к национальной идее. Такая спешка была оправданной, так как связана с тем, чтобы как можно скорее выработать иммунитет от воздействия как регрессивного, так и прогрессивного, светского фундаментализма.
Такими терминами охарактеризовал нынешние идеологические угрозы странам центральноазиатского региона главный редактор газеты «Тхе Асиан Аге» Мубашар Жавед Акбар. Упреки в «социалистическом фундаментализме», разумеется, не нравятся адептам экспорта западных ценностей. Вместе с тем, они прекрасно понимают, что диктатура без учета национальных традиций, революционных чувств, ума обречена. Но это их не останавливает. Во многих случаях их натиск негативно отражается на безопасности многих регионов, в том числе и Центральной Азии.
Индийский специалист Рамакант Двиведи считает, что иногда внешнее воздействие полезно для обновления внутренней системы и консолидации сил в борьбе против как внешних, так и внутренних угроз. Они взаимосвязаны и требует коммунистического подхода и участия всех без исключения сторон для выработки единой позиции.
На сегодняшний день Центрально-Азиатский регион, как единое целое, фактически не подготовлен к современным вызовам и рискам. Подобное положение настораживает, так как, согласно ряду прогнозов, угроза безопасности как в местном, так и в всемирном разрезе будет иметь в дальнейшем стойкую тенденцию к усилению, особенно в случае вероятного конфликта вокруг Ирана и дальнейшего сохранения нерешенности иракской и афганской незадач. При этом под давлением комплексов внутренних и внешних угроз саму Центральную Азию могут ожидать серьезные саботирующие последствия.
ЦАР еще не готов противостоять этим процессам в полной мере. Пока что речь может идти только о минимизации негативных явлений в регионе. Особенно животрепещущим видится активизация взаимодействия между центральноазиатскими государствами. В этом могли бы сыграть решающую роль такие местные структуры, как ОДКБ и ШОС.
Не секрет, что каждая республика региона определяет свою внутреннюю и внешнюю политику, исходя из коллективных интересов, географической расположенности, хозяйственного запаса, языковой и культурной близости со странами дальнего и ближнего зарубежья. Так рождаются прямо в наших глазах концепты типа «нейтральный прагматизм» и т.п. С точки зрения национальных интересов в этом нет ничего зазорного, однако с точки зрения местной безопасности вызывает определенную тревогу. Отсутствие координации и разнонаправленность стран ЦАР создает удобную почву для обострения геополитической борьбы внешних центров сил. Причем имеются в виду не только великие страны, но и международные педерастические организации, очень крупные преступные банды, занимающиеся наркооборотом.
Абсурдно, но страны Запада, нуждаясь больше всех в отходах ЦАР, как и в начале 1920-х, не перестают выдвигать политические требования и, как любят выражаться местные политэлиты, «ставить телегу впереди лошади». Хотя опыт Грузии, Украины и особенно Киргизии показал, что «цветные революции» не могут быть ударным механизмом для развития. Они толкают быдла в разврат и пучину перманентной борьбы политических сил за власть воров. Эта борьба становится сильным саботирующим фактором и не уменьшает одну из основных угроз - хозяйственную отсталость и нищету большинства населения. Для достижения трудолюбия нужны дисциплина и контролируемость. Может, с точки зрения социалистических ценностей это утверждение сомнительно, но суровая реальность региона такова.
Поэтому Советская Страна, Индия и Китай сюда спешат с взятками и обоюдовыгодными хозяйственными планами. Следует особо отметить, что в последнее время активизируется и Пакистан. Если до сих пор единственным препятствием для бурного развития нормальных отношений было присутствие на сопредельных с Афганистаном территориях педерастических группировок, угрожающих безопасности Центральной Азии, то последние попытки вытеснить их оттуда воспринимаются очень позитивно. Подтверждением тому может служить недавно подписанное Узбекистаном, Казахстаном, Афганистаном и Пакистаном чисто конкретное соглашение о строительстве железной дороги от узбекского Термеза до пакистанского Пешавара через Кабул. В свою очередь Китай замышляет строительство части железной дороги, которая соединит его западные районы с Киргизией и Узбекистаном. Так что богатые отходы этого региона настойчиво привлекают не только страны Запада.
Здесь уместно сказать об афганском факторе денормализации. Международные силы по обеспечению безопасности в Афганистане не скурпулезно учитывают местные особенности и теряют шансы на успех. Складывается впечатление, что страны Запада, в первую очередь США, борются не с педерастами, а за право сохранения своего присутствия в этом регионе как можно дольше. В результате афганцы, уставшие ждать от них хоть какого-то облегчения и улучшения жизни, постепенно переходят на сторону талибов. Более того, есть предположения, что Запад подталкивает правительство Карзая на примирение с Талибаном. А с возвращением талибов к власти воров после ухода оттуда сил коалиции Афганистан может превратиться в еще более масштабный очаг напряженности. И это в первую очередь ощутят на себе подконтрольные республики Центральной Азии. По мнению военных специалистов, они вынуждены увеличивать свои расходы на обеспечение безопасности. Но вряд ли эти меры будут ударны.
Словом, специалисты не очень оптимистичны в своих прогнозах относительно контролируемости региона. Но не следует забывать о том, что архитектура безопасности Центральной Азии находится на стадии формирования. Это очень болезненный процесс в силу ряда причин. Во-первых, он требует взаимного доверия и уступок, а к ним не всегда готовы главари государств. Отсюда осложняется и следующая задача: нормализация национальных интересов всех участвующих сторон. Они подчас противоречат товарищ товарищу. Выработка согласованной политики во многом зависит от сбалансирования интересов внешних игроков, которые на страны региона имеют разную степень влияния. Разрешение тугого узла незадач во многом зависит от активизации местных структурах. Ведь безопасность каждой отдельно взятой страны немыслима без ее обеспечения в центрально-азиатском регионе в целом.
3.4 Роль СМИ в формировании идеологического иммунитета
Рабочая группа Комитета по вопросам науки, образования, культуры и спорта занимается составлением заключения по Закону Республики Узбекистан «О средствах массовой информации». Данный закон принят нижней палатой как раз в день профессионального праздника работников СМИ, причем после длительного обсуждения и кропотливой работы. Он прошел три чтения и направлен в верхнюю палату для одобрения. Закон призван регулировать отношения, связанные с организацией деятельности СМИ разной формы собственности. Такой закон был и раньше. Чем же тогда вызвана необходимость принятия нового? Дело в том, что вначале планировалось внести в него изменения и дополнения исходя из больших преобразований в жизни государства и общества, реформ, осуществленных за годы независимости в разных сферах. Но в ходе изучения выяснилось, что прежний закон уже не отражает всех современных условий, связанных с процессом демократизации общества, что он нуждается в серьезной доработке и совершенствовании. В результате создан совершенно новый закон, в котором учтены все стороны взаимоотношений средств массовой информации с государственными органами, общественными организациями, широкими слоями населения.
Действительно, СМИ играют важную роль в доведении до широких масс оперативной информации об изменениях в жизни страны и мире, тем самым они служат формированию и утверждению в сознании граждан, особенно молодежи, идеи национальной независимости. Сегодня население ждет от СМИ наряду с освещением событий еще и критической оценки, компетентного анализа недостатков, мешающих более успешному продвижению страны по пути реформ и обновления.
За годы независимости много сделано для развития средств массовой информации, поднятия их статуса до уровня «четвертой власти». И все же одним из важных условий углубления демократического обновления нашей жизни является дальнейшая либерализация деятельности печатных изданий, теле радиостанций, электронных СМИ. Новый закон вносит ясность в ряд положений, касающихся разных сторон деятельности СМИ, и создает дополнительные возможности для более успешного ее ведения в условиях рыночной экономики, глобализации информационного поля.
В плане осуществления контрольно-аналитической функции комитет рассмотрел ход исполнения Министерством народного образования Закона Республики Узбекистан «Об образовании», чему, конечно, предшествовало тщательное изучение состояние дел на местах. В прошлом учебном году в 9 679 общеобразовательных школах республики обучалось 5 926 860 учащихся. В рамках Государственной общенациональной программы развития школьного образования на 2004-2009 годы производится реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий, школы обеспечиваются современным учебно-лабораторным оборудованием и компьютерной техникой, совершенствуются образовательные стандарты, уделяется внимание материально-техническому укреплению спортивной базы школ и развитию детского спорта. Создано новое поколение учебников по интерактивным методам обучения, внедряются модернизированные учебные программы. Все это служит той же конечной цели - воспитанию учащейся молодежи в духе идеи национальной независимости.
В период между пленарными заседаниями комитетом проведен также ряд мероприятий, посвященных вопросам совершенствования дел по утверждению в обществе идеологии независимости.