p align="left">Верховный Суд Российской Федерации должен рассмотреть поступившее по кассационной жалобе или представлению дело не позднее одного месяца со дня его поступления.
Жалобы или представления прокуроров на решения, определения суда или судьи, обжалование которых предусмотрено в кассационном порядке, подаются в суд, вынесший решение, который и назначает дело к слушанию в кассационной инстанции. Кассационные или частные жалобы и протесты должны отвечать изложенным в статье 339 ГПК РФ требованиям. Они должны содержать:
1. наименование суда, которому адресуется жалоба или представление;
2. наименование лица, подающего жалобу или представление;
3. указание на решение, которое обжалуется, и суд, постановивший это решение;
4. указание, в чем заключается неправильность решения, и просьбу лица, подающего жалобу или представление;
5. перечень прилагаемых к жалобе или представлению письменных материалов См.: Гражданский процесс: Учебник / 5-е изд., перераб. и доп. Под ред. доктора юридических наук, профессора В.В. Яркова, 2004. С. 316..
При подаче кассационной жалобы или представления, не подписанных подающими их лицами, без указания на решение, которое обжалуется, либо без приложения всех необходимых копий, а также при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, судья или председатель суда выносит определение, которым оставляет жалобу или представление без движения и назначает лицу, подавшему жалобу или представление, срок для исправления недостатков.
ГПК РФ подробно регламентирует все действия, проводимые кассационной инстанцией. Так, суд, рассмотрев дело в кассационном порядке, вправе своим определением:
1. оставить решение без изменения, а жалобу или представление - без удовлетворения;
2. отменить решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином или в том же составе судей;
3. отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
4. изменить решение или вынести новое решение, не передавая дела на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся, а также дополнительно представленных материалов, с которыми ознакомлены стороны См.: Гражданское процессуальное право: учеб./ С.А. Алехина (и др.); под ред. М.С. Шакарян. М.,2005. С. 297 - 315..
Принципиальными являются положения ГПК РФ о нарушении или неправильном применении норм материального или процессуального права. Так, нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными:
1. если суд не применил закона, подлежащего применению;
2. если суд применил закон, не подлежащий применению;
3. если суд неправильно истолковал закон См.: Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации./ Под ред. П.В. Крашенинникова. 2003. С. 356..
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием к отмене решения лишь при условии, если это нарушение привело или могло привести к неправильному разрешению дела.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 362 ГПК РФ кассационная коллегия не может отменить правильное по существу решение суда по одним лишь формальным соображениям. Иными словами, допущенные судом при рассмотрении дела по первой инстанции нарушения становятся основаниями к отмене вынесенного решения только тогда; когда они имеют существенное значение для правильного разрешения "возникшего спора.
Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его вынесения (ст. 367 ГПК РФ). То же самое касается и определений, вынесенных по частной жалобе или представлению См.: Анисимов А.Л. Указ. соч..
Как известно, в порядке надзора проверяется правильность актов правосудия (решения, определения и постановления), вступивших в законную силу. Этому институту гражданского процесса предшествует кассационное рассмотрение жалобы или протеста, нацеленное на выявление и устранение судебных ошибок в решениях, определениях и постановлениях, не вступивших в законную силу См.: Трубников П.Я. Судопроизводство в надзорной инстанции // Законность. № 10. 1997. С. 23 - 27..
В надзорном порядке пересматриваются акты правосудия в соответствии с п. 2 ст. 376 ГПК РФ и независимо от того, проверялись ли они ранее в кассационном, частном или надзорном порядке. Даже в том случае, когда конкретное решение ранее неоднократно проверялось в надзорном порядке, данное обстоятельство не исключает возможности· новой проверки его правильности См.: Ткачев Н.И. законность и обоснованность судебных постановлений по гражданским делам. Саратов. 1987. С. 189..
Изучение практики рассмотрения судами гражданских дел показало, что вынесенные по ним решения и определения в большинстве случаев соответствуют требованиям закона. Вместе с тем встречаются и ошибки, которые не были устранены, потому что решения и определения не обжаловались сторонами или другими лицами, участвующими в деле, и не пересматривались на основании документов прокурорского реагирования См.: Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации./ Под ред. П.В. Крашенинникова. 2003. С. 358..
Жалобы в порядке надзора могут быть поданы как на решения и определения, которые были предметом кассационного рассмотрения, так и на постановления, вступившие в законную силу, минуя кассационную инстанцию. Целевая направленность надзорного производства по Гражданскому процессуальному кодексу предназначена для исправления возможных ошибок после вступления в законную силу судебных постановлений, направления практики нижестоящих судов и обеспечения единства судебной практики.
В соответствии со ст. 376 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 41 («Производство в суде надзорной инстанции») ГПК РФ, в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным постановлением См.: Анисимов А.Л. Указ. соч..
Под участвующими в деле лицами в данном случае следует понимать и лиц, по обращению которых дело рассматривается в суде надзорной инстанции, даже если они не привлекались к участию нижестоящей судебной инстанцией и если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением (часть 3 статьи 386 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 378 ГПК РФ основаниями к отмене или изменению решения и определения суда в надзорном порядке являются:
1) неправильное применение или толкование норм материального права;
2) существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, определения, постановления суда См.: Гражданский процесс: Учебник / 5-е изд., перераб. и доп. Под ред. доктора юридических наук, профессора В.В. Яркова, 2004. С. 320..
Решение, определение, постановление суда подлежат отмене независимо от доводов жалобы или представления в указанных случаях. Не может быть отменено судебное постановление по формальным соображениям.
Следует иметь в виду, что в надзорной инстанции представление новых доказательств недопустимо, в связи с чем задача отмены вынесенного решения, определения или постановления усложняется См.: Трубников П.Я. Указ. соч..
В ст. 392 ГПК РФ установлено, что решения, определения суда, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам. Основаниями для пересмотра решений и определений судов по вновь открывшимся обстоятельствам являются:
1. существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2. установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой постановление незаконного или необоснованного решения;
3. установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные при рассмотрении данного дела;
4. отмена в установленном законом порядке решения, приговора или определения суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послужившего основанием к вынесению решения или определения суда.
По общему правилу вновь открывшимся признается такой факт (обстоятельство), который имел место в момент производства по делу, но не был и не мог быть известен заявителю. С учетом вновь открывшихся обстоятельств решение становится необоснованным или незаконным. При этом судебная ошибка очевидна и бесспорна См.: Граданский процесс: Учебник для юридических вузов / Под. ред. д.ю.н. проф., засл. деятеля науки РФ М.К. Треушникова. М., 2001. С. 361..
Вновь открывшиеся обстоятельства, разумеется, разнятся с новыми обстоятельствами, которые возникают и становятся известными заявителю и суду после производства по делу. По общему правилу новые обстоятельства не являются основанием для отмены решения, а образуют основания для новых исков. В иных случаях, некоторые из новых обстоятельств, влекут отсрочку или рассрочку исполнения решения, прекращение исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю и др См.: Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации./ Под ред. П.В. Крашенинникова. 2003. С. 363..
Заявление о пересмотре решения или определения суда по вновь открывшимся обстоятельствам подается лицами, участвовавшими в деле, или прокурором в суд, вынесший решение или определение. Лицами, участвующими в деле, такое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня установления обстоятельств, служащих основанием для пересмотра (статья 394 ГПК РФ).
Заявление о пересмотре решения или определения суда по вновь открывшимся обстоятельствам суд рассматривает в судебном заседании. Заявитель и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления (статья 396 ГПК РФ).
Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре решения или определения суда по вновь открывшимся обстоятельствам обжалованию не подлежит. В случае отмены решения или определения суда дело рассматривается судом по правилам, установленным ГПК РФ (см. пункт 3 статьи 396 ГПК РФ) См.: Анисимов А.А. Указ. соч..
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что все решения всех судов Российской Федерации, кроме решений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в кассационном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Заключение
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены проблемы, связанные с разрешением индивидуальных трудовых споров.
На основании вышеизложенного, можно сделать ряд следующих выводов:
1. Вопросы, связанные с рассмотрением индивидуальных трудовых споров регулируются Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом и Федеральными законами Российской Федерации.
2. Законодатель четко дает определение индивидуальных трудовых споров в ст. 381 ТК РФ. Индивидуальный трудовой спор есть неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшем в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившем желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
3. Субъектами индивидуального трудового спора являются не только работодатель и индивидуальный работник, но и лица, которые еще или уже не являются работниками.
4. Законодатель не дает четкой классификации индивидуальных трудовых споров, она приводится в научной литературе по различным основаниям. Однако законодательно на основании закона, в зависимости от органов рассматривающих индивидуальные трудовые споры, их можно классифицировать на споры, рассматриваемые комиссией по трудовым спорам и споры, рассматриваемые судом.
5. В Трудовом кодексе РФ четко распределена компетенция между комиссией по трудовым спорам и судами (ст. 385, ст. 391 ТК РФ).
6. Положения о рассмотрении спора КТС не является новеллой ТК РФ, нормы о ней, как об обязательном, досудебном органе по рассмотрению индивидуальных трудовых споров были закреплены еще в КЗоТ РСФСР 1971 г.
7. Трудовой кодекс РФ четко регламентирует порядок образования КТС. Однако законом не урегулирован порядок определения общей численности КТС. Поэтому данный вопрос определяется совместным решением работников и работодателя. Так же на законодательном уровне не определен срок полномочий КТС.
8. Порядок рассмотрения трудовых споров определен Трудовым кодексом РФ лишь в общих чертах. В частности, законодательством не урегулированы вопросы о заявлении отвода одному или нескольким членам КТС, о порядке заслушивания участников трудового спора, о правилах участия свидетелей и специалистов, приглашенных комиссией, в рассмотрении спора и др. Это дает основание полагать, что КТС вправе самостоятельно устанавливает процедуру разбирательства спора в той части, в которой она неопределенна Трудовым кодексом.
9. В соответствии с ч. 1 ст. 391 ТК РФ в судах общей юрисдикции рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению работника, работодателя или профессионального союза, выступающего в защиту прав работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам, либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявлению прокурора, если решение КТС по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. Обращает на себя внимание, что новая редакция части 1 статьи 391 ТК РФ охватывает большое количество актов, нарушение которых влечет возможность рассмотрения трудового спора в суде по инициативе прокурора.
10. Суд не связан предшествующим решением КТС по данному спору, хотя анализирует среди прочих материалов.
11. Окончание производства по делу возможно в двух формах: путем вынесения судебного решения и без вынесения судебного решения.
12. Решения судов по индивидуальным трудовым спорам подлежат обязательному исполнению по вступлении их в законную силу, кроме случаев их немедленного исполнения (например, о восстановлении на работе).
13. Решения судов по индивидуальным трудовым спорам могут быть обжалованы в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, а так же по вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что вопросы, связанные с рассмотрением индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам регулируются Трудовым кодексом РФ, а вопросы, связанные с рассмотрением индивидуальных трудовых споров в суде - Трудовым кодексом РФ и Гражданским процессуальным кодексом РФ.
Как видно из содержания данной выпускной квалификационной работы, что законодатель регламентирует вопросы, связанные с рассмотрением индивидуальных трудовых споров только в общих чертах. Существует много пробелов и не доработок, которые не урегулированы Трудовым кодексом и оставлены для рассмотрения наукой трудового права.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета от 25.12.1993. № 237.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание Законодательств РФ от 07.01.2002. № 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание Законодательств РФ от 18.11.2002. № 46, ст. 4532.
4. Федеральный закон "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание Законодательств РФ от 02.08.2004. №32, ст. 3215.
5. Федеральный закон "О профсоюзах, их правах и гарантиях" от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ // Собрание Законодательств РФ от 15.01.1996. № 3, ст. 148.
6. Федеральный закон "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ // Собрание Законодательств РФ от 28.07.1997. № 30, ст. 3590.
7. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ // Собрание Законодательств РФ от 28.07.1997. № 30, ст. 3591.
8. Федеральный закон "О мировых судьях в Российской федерации" от 17 декабря 1998 г. № 188 // Собрание Законодательств РФ от 21.12.1998. № 51, ст. 6270.
9. Федеральный закон "О прокуратуре в Российской Федерации" от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собрание Законодательств РФ от 20.11.1995. № 47, ст. 4472.
10. Федеральный закон «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (в ред. от 02.03.2007) // Ведомости СНД и ВС РСФСР от 18.04.1991. № 16, ст. 503.
11. Положение о порядке рассмотрения трудовых споров: утверждено 31 января 1957 г. // Ведомости ВС СССР. 1957. № 4. Ст. 58.
12. Правила о примирительно-третейском и судебном рассмотрении трудовых конфликтов (утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 августа 1928. // Собрание Законодательств СССР. 1928. № 56. Ст. 495.
13. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.
14. О примирительных учреждениях: постановление Временного правительства от 5 августа 1917 г. // Собрание Узаконений. 1917. № 209. Ст. 1327.
15. Постановление Временного правительства от 9 мая 1917. // Собрание Узаконений. 1917. № 133. Ст. 709.
16. Устав о промышленном труде // Свод законов Российской империи. Т. 11. Ч. 2. СПб., 1913.
17. Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) от 9 октября 1898 г. // Ведомости ВС СССР. 1989. № 18. Ст. 342.
18. Абрамова О.В. Судебная защита трудовых прав. // Трудовое право. 2005. № 1. С. 44.
20. Анисимов А.Л. // Трудовое право. Доказательства и доказывание при судебном разбирательстве трудовых споров. № 10. 2006. С.12 - 22.
21. Анисимов Л.Н., Бакунин В.М. Подведомственность и подсудность гражданских дел и индивидуальные трудовые споры. // Трудовое право. 2006. № 9. С. 62 - 69.
22. Анисимов А.Л. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в суде. Трудовое право. 2008. №3. С. 12 - 22.
23. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров. // Библиотека «Полка Букиниста», 2004. С. 470.
24. Викторов И.С., Тереньтьева Е.В. О правовом регулировании и прокурорском надзоре за исполнением законодательства о рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров. // Трудовое право. 2007. № 6. С. 11- 40.
25. Граданский процесс: Учебник для юридических вузов / Под. ред. д.ю.н. проф., засл. деятеля науки РФ М.К. Треушникова. 3-е изд., испр и доп. - М.: Юриспруденция, 2001. С. 361.
26. Гражданское процессуальное право: учеб./ С.А. Алехина (и др.); под ред. М.С. Шакарян. - М. 2005. 420с.
27. Гражданский процесс: Учебник / 5-е изд., перераб. и доп. Под ред. доктора юридических наук, профессора В.В. Яркова, 2004. 412с.
28. Гусов К.Н., Толкунова В.Н, Трудовое право России. 2005. 540с.
29. Дедюева М.В. Трудовые права: способы защиты и подсудность споров. // Трудовое право. 2006. № 6. С. 3 - 8.
30. Ершова Е.А. О некоторых спорных вопросах защиты трудовых прав работников. // Трудовое право. 2003. № 12. С. 23.
31. Жуйков В.М. Теоретические и практические проблемы конституционного права на судебную защиту. 1997. 368с.
32. Зайцев И.М. Судебная подведомственность гражданских дел / В кн.: М.А. Викут, И.М. Зайцев Гражданский процесс России. 2001. 456с.
33. Зайцев И.М. Пересмотр решений и определений судом кассационной инстанции./ Викут М.А. Зайцев. Гражданский процесс России. М., 2001. 456с.
34. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Под ред. С.А. Панина. 780с.
36. Костян И. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров. // Человек и труд. 2005. № 9. С.62 - 66.
37. Костян И. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров. // Человек и труд. № 10. 2005. С.67 - 71.
38. Костян И. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров. // Человек и труд. № 12. 2005. С.62 - 66.
39. Куренной А.М. Трудовые споры: Практический комментарий. М., 2001. 288с.
40. Куренной А.М., Миронов В.И. Практический комментарий к законодательству о трудовых спорах. М., 1997. 276с.
41. Курс гражданского процессуального права. М., 1981. Т.2 С. 6.
42. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2003. 476с.
43. Научно-практический комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Жуйкова, В.К. Пучинского, М.К. Треушникова. М., 2003. 532с.
49. Сапфирова А.А. Федеральная инспекция труда: орган по рассмотрению и разрешению трудовых споров или орган по урегулированию трудовых разногласий? // Трудовое право. 2008. № 2. С. 11 - 17.
59. Устинова С.А. // Трудовое право. Некоторые вопросы правового регулирования создания и организации деятельности комиссий по трудовым спорам, как внесудебного органа по защите трудовых прав граждан. № 12. 2006. С.86 - 92.
60. Хохлов Е.Б. Правовое регулирование труда в период демократической республики в России (1917 г.) // Российский ежегодник трудового права. 2005. № 1 / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб. 2006. С.15.
61. Чесовской Е. Разрешение трудовых споров // Российская юстиция. 2002. № 11.С. 43-57.
62. Шепелева А.А. Основные направления эффективности внесудебной защиты трудовых прав и законных интересов, или к вопросу о необходимости функционирования комиссии по трудовым спорам. // Трудовое право. 2007. № 8. С. 10 - 19.
Приложение 1
Схема - Трудовой спор в развитии
Приложение 2
Образец заявления в КТС
Председателю КТС
(наименование организации)
(Ф.И.О. и должность обращающегося)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Я работаю в данной организации с ______(дата приема) в должности _______________. С _____________(дата) администрация организации не выплачивает мне отпускные в полном объеме. Общая сумма задолженности составляет ________________ (указать сумму прописью)
Причина невыплаты_____________________________________
Прошу
1. Взыскать с ______________________________(полное наименование организации) отпускные в полном объеме за _______________________ (указать период задержки) (указать сумму прописью).
2. Проиндексировать задержанные отпускные на основании Коллективного договора за весь период их задержки с уплатой процентов (денежной компенсации).
«Размер компенсации составляет не ниже двух трехсотых действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно».
Приложение:
Подпись
Дата
Приложение 3Утверждено общим собранием (конференцией)«___» __________ 200___ г.ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по трудовым спорам____________________________________________________________ (наименование организации, структурного подразделения)
Настоящее Положение определяет компетенцию, порядок формирования и работы комиссии по трудовым спорам (далее также - Комиссия) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Порядок формирования комиссии по трудовым спорам
1.1. Комиссия рассматривает индивидуальные трудовые споры, возникающие между работником и работодателем, по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в т.ч. об установлении или изменении индивидуальных условий труда), если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
1.2. Комиссия образуется из равного числа представителей работников и работодателя.
1.3. Представители работников в Комиссию избираются общим собранием (конференцией) работников организации (структурного подразделения) либо делегируются представительным органом (выборным профсоюзным органом) работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.
1.4. Общее собрание (конференция) работников правомочно, если в нем принимают участие более половины от общего числа работников организации (делегатов конференции), без учета работников, находящихся в отпуске либо отсутствующих по иным уважительным причинам.
1.5. Избранными в состав Комиссии считаются кандидатуры, за которых проголосовало более половины участвующих на собрании (конференции) либо квалифицированное большинство (2/3 от участвующих на собрании [конференции]).
1.6. Представители работодателя назначаются в Комиссию руководителем организации письменным распоряжением (приказом).
1.7. Не допускается избрание временных кандидатов в состав Комиссии. Члены Комиссии избираются на весь срок полномочий Комиссии. При выбытии члена Комиссии взамен в том же порядке избирается другой.
1.8. По решению общего собрания (конференции) работников Комиссии могут быть образованы в структурных подразделениях организации. В этом случае Комиссии в структурных подразделениях образуются и действуют в соответствии с настоящим Положением.
1.9. Члены Комиссии должны быть знакомы с нормами трудового законодательства и объективно подходить к решению вопроса о его применении. По решению общего собрания (конференции) работников организации возможен досрочный отзыв члена Комиссии, если выявится его недостаточная компетентность, недобросовестность, недостаточно ответственное отношение к участию в работе Комиссии.
1.10. Численность комиссии по трудовым спорам ________________ человек. (количественный состав комиссии)
1.11. Срок полномочий ______________________ лет.
1.12. По истечении сроков полномочий Комиссии она переизбирается в установленном настоящим Положением порядке.
1.13. Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря Комиссии. Председатель комиссии по трудовым спорам _____________ (Ф.И.О.) Заместитель председателя комиссии по трудовым спорам _____________ (Ф.И.О.) Секретарь комиссии по трудовым спорам _________________ (Ф.И.О.)
2. Организация работы комиссии по трудовым спорам
2.1. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Работодатель должен предоставить помещение, необходимое для деятельности Комиссии, обеспечить всеми необходимыми материалами, сведениями, средствами, предоставить в пользование оргтехнику, обеспечить Комиссию печатью.
2.2. Работодатель в течение одного месяца после избрания Комиссии организует обучение членов Комиссии за счет собственных средств. Членам Комиссии предоставляется свободное от работы время с сохранением среднего заработка для участия в работе указанной Комиссии (включая время подготовки к заседаниям, их проведения, вынесение решения).
2.3. Члены Комиссии не могут быть по инициативе работодателя переведены на другую работу или подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия комиссии по трудовым спорам, членами которой они являются. Увольнение работника, избранного или назначенного в комиссию по трудовым спорам в соответствии с п. 2, подп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 Трудового кодекса РФ, допускается в порядке, определенном статьей 373 Трудового кодекса РФ. (Примечание: перечень оснований для увольнения может быть расширен в коллективном договоре.)
2.4. Прием заявлений в комиссию по трудовым спорам производится _____________________________________________________________________(секретарем, другими членами КТС, работником, уполномоченным на то руководителем организации) в помещении ________________________________________________ в дни __________________ с __________ до __________ часов. (дни недели)
3. Компетенция комиссии по трудовым спорам
3.1. Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организации, за исключением споров, для которых законодательством установлен иной порядок рассмотрения.
3.2. Комиссия принимает заявления работников о нарушении их трудовых прав по вопросам, вытекающим из конкретного трудового правоотношения. Комиссия разрешает следующие виды индивидуальных трудовых споров: - о признании недействительными условий, включенных в содержание трудового договора, которые ухудшают условия труда работника по сравнению с действующим законодательством и договорами о труде; - об оплате труда, выплате премий, льгот и преимуществ, доплате за совмещение профессий (должностей), увеличение объема выполняемых работ, об оплате за работу в сверхурочное время и ночное время и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ; - о рабочем времени и времени отдыха; - о правомерности изменения работодателем существенных условий труда; - о выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет, которые введены для отдельных категорий работников; - о законности применения дисциплинарных взысканий; - о праве на основной и дополнительный отпуска и их оплате, установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха; - о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановкой выплаты заработка (например, в связи с появлением на работе в нетрезвом состоянии); - другие индивидуальные споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде и не отнесены Трудовым кодексом РФ к непосредственной компетенции суда.
3.3. Комиссия не принимает к рассмотрению индивидуальный трудовой спор, если имеется вступившее в законную силу решение Комиссии или иного юрисдикционного органа, вынесенное по индивидуальному трудовому спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
4. Порядок рассмотрения трудовых споров в комиссии по трудовым спорам
4.1. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
4.2. Заявления работников подлежат обязательной регистрации в журнале, в котором отмечается ход рассмотрения споров и их исполнение (см. приложение 4).
4.3. В случае пропуска работником по уважительным причинам срока подачи заявления в Комиссию для рассмотрения индивидуального трудового спора Комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.
4.4. Заявление в Комиссию должно содержать: дату (когда работник узнал о нарушении своего права, и с которой он связывает начало течения срока для обращения в Комиссию); доказательства, подтверждающие его доводы; требования работника; перечень прилагаемых к заявлению документов (см. приложения 5.1. и 5.2).
4.5. Комиссия имеет право требовать у руководителя организации необходимые для разрешения спора документы, вызывать на заседания свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюзов. Эти лица могут быть вызваны на заседание как по ходатайству сторон спора, так и по инициативе самой Комиссии. В случае неявки вызванных лиц Комиссия не имеет права применять меры принуждения.
4.6. По требованию Комиссии руководитель организации обязан представить все необходимые расчеты и документы. В случае непредставления руководителем организации затребованных документов Комиссия руководствуется расчетами и документами, представленными заявителем.
4.7. Комиссия отказывает в принятии заявления, если в производстве Комиссии (или суда) имеется другое заявление по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям либо если заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим на то полномочий. Председатель Комиссии или лицо, его заменяющее, выдает заявителю мотивированный отказ в принятии заявления. Отказ может быть обжалован работником в установленном законом порядке в суд.
5. Исчисление сроков
5.1. Течение сроков, предусмотренных настоящим Положением, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало.
5.2. Сроки, исчисляемые месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
5.3. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
6. Подготовка заявления к слушанию
6.1. Комиссия по трудовым спорам до проведения заседания разрешает следующие вопросы: - обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора (выясняет предмет показывания); - круг законов и иных нормативно-правовых актов, которыми следует руководствоваться при разрешении спора; - состав лиц, участвующих в рассмотрении спора; - перечень доказательств, которые должна представить каждая сторона в обоснование своих требований.
6.2. Работник на любой стадии рассмотрения спора в Комиссии вправе прекратить данный спор, даже если это прекращение ущемляет его права. В этом случае Комиссия разъясняет работнику, что он теряет право повторного обращения в Комиссию с аналогичным заявлением. Данное обстоятельство должно быть сообщено работнику под расписку на заседании Комиссии.
7. Порядок проведения заседания комиссией по трудовым спорам
7.1. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. О времени рассмотрения Комиссия извещает заблаговременно работника (его представителя) и работодателя.
7.2. Заседания Комиссии проводятся открыто.
7.3. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя, избранных в ее состав.
7.4. Количество членов Комиссии, участвующих в заседании Комиссии, должно быть равное, как представителей работодателя, так и представителей работников.
7.5. Рассмотрение трудового спора неполномочным составом Комиссии является основанием к признанию решения Комиссии незаконным.
7.6. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.
7.7. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь при наличии письменного заявления работника (его представителя).
7.8. В случае неявки работника или его представителя на заседание Комиссии рассмотрение трудового спора откладывается.
7.9. В случае неявки на заседание Комиссии представителя работодателя, извещенного надлежащим образом о дне рассмотрения заявления, но не явившегося на него по уважительной причине, о чем своевременно и надлежащим образом известил Комиссию, комиссия по трудовым спорам вправе отложить рассмотрение спора в связи с неявкой представителя работодателя.