1.2 Брачно-семейные отношения по обычному праву казахов
2. брак по семейному праву республики казахстан
2.1 Понятие и правовая природа брака. Регистрация брака и ее значение
2.2 Условия вступления в брак и препятствия к его заключению
2.3 Правовое регулирование заключения брака с иностранцами
3. институт Прекращения брака
3.1 Прекращение брака. Момент прекращения брака. Восстановление брака
3.2 Расторжение брака в органах ЗАГСа
3.3 Расторжение брака в суде. Вопросы, решаемые судом при расторжении брака
3.4 Правовые последствия прекращения брака
4. Недействительность брака
4.1 Понятие, основания и порядок признания брака недействительным
4.2 Правовые последствия недействительности брака
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Для общества и государства брак и семья, детство, отцовство и материнство составляют высшую социальную ценность, ибо обеспечивают воспроизводство человека как биосоциального существа.
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. "Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. с учетом их направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данных феноменов. Для юридических наук представляют интерес лишь те стороны жизнедеятельности семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию". [1]
Роль супружеских отношений в формировании и функционировании семьи весьма существенна, поскольку в основе любой семи всегда лежит хотя бы одна брачная пара.
Семейное правоотношение как явление и структурно, и по существу - весьма сложная часть объективной реальности. "Оно включает в себя элементы, довольно сложные по своему фактическому составу. Некоторые из них могут существовать и как самостоятельные правовые явления, независимо только от семейного правоотношения (например, право на местожительство известно и как одно из личных прав в составе семейного правоотношения, и как правомочие гражданина, обеспечиваемое нормами гражданского законодательства)".[2]
Нередко в семейном правоотношении права и обязанности настолько переплетены, что чрезвычайно трудно отграничить, где и какое правоотношение имеет место. Более того, определенную сложность как в юридической науке, так и на практике представляет разграничения семейного и гражданского права, семейных и гражданских правоотношений.
Заинтересованность государства в появлении семьи, способной выполнять свое назначение, объясняет, почему оно включает в сферу внимания брак, определяет порядок и условия его заключения и прекращения. Тем самым, по единственно возможному каналу с помощью норм семейного права создаются препятствия на пути создания заведомо неполноценной семьи, а прекращение семейных отношений супругов путем развода подчиняются определенным правилам, предназначенным для охраны интересов каждого из супругов, несовершеннолетних детей, государства.
За последние десятилетие произошли большие изменения в социальной и политической жизни страны, которые, несомненно, затронули многие важнейшие институты общества, в том числе и такие, как брак и семья. Эти понятия присущи каждой общественно-экономической формации. С течением времени эти отношения изменяются, но не исчезают.
Любой брак начинается со знакомства. В прошлые века эту обязанность брали на себя родители. Брак был великим событием не только для молодых, но и для всего рода. Симпатии молодых людей учитывались, но не являлись единственным поводом для свадьбы. Слишком опрометчиво было доверять решение дела всей жизни незрелой юности. В настоящее же время проблема знакомства и последующего заключения брака - дело исключительно самих молодых людей. Но это не значит, что в этом нет своих недостатков, молодежь зачастую недостаточно образована в вопросах брака и семьи. Поэтому часто вступление в брак - это не до конца осознанный шаг, в результате которого возникают проблемы в семье, и статистика безжалостно констатирует большое количество разводов. Так, например, по статистическим данным, приведенным сотрудницей отдела ЗАГС г. Кокшетау Н. Жумагуловой "количество браков растет: если в 2005 году было зарегистрировано 1215, то в 2006 г.- 13143. Правда растет и количество разводов. Причину этого, призналась Н. Жумагулова, они не знают, поскольку в подавляющем большинстве эти вопросы решаются через суд: "обычно пишут - "несовместимость характеров". [3]
Изменившиеся моральные принципы в обществе также не укрепляют брачный союз, очень распространенным явлением стали гражданские браки, то есть браки, не зарегистрированные официально. Такие браки не предполагают ответственности супругов за будущее семьи и детей.
А существующий в законе порядок заключения и прекращения брака регулирует сложные брачные отношения.
Во всем вышеизложенном я вижу большую актуальность этой темы на сегодняшний день.
Предмет исследования: институт брака в семейном праве Республики Казахстан.
Цель работы - комплексное исследование и обобщение нормативной базы современного законодательства, регулирующего порядок заключения и прекращения брака, признания брака недействительным.
Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть исторические аспекты становления брака в Республике Казахстан;
- рассмотреть особенности правового регулирования брака по законодательству Республики Казахстан;
- сопоставить правовые последствия прекращения брака и признание брака недействительным.
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы: исторический, диалектический, метод сравнительного анализа, а также методика анализа нормативно-правового материала.
Основным нормативно-правовым актом, послужившим источником явился Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года № 321-I "О браке и семье" (далее по тексту - ЗоБС). Также были использованы международные документы, Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27.12.1994 года, Правила о порядке регистрации актов гражданского состояния в Республике Казахстан (утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 мая 1999 года № 620), Постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 28 апреля 2000 г. № 5 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" и др.
При написании работы были использованы также учебные пособия по теории права, по гражданскому праву, по международному праву и др. Из специальной литературы, использовались работы российских авторов: М.В. Антокольской, З.И. Ворониной, А.М. Нечаевой,С.А. Муратовой, Л.М. Пчелинцевой и др.
Дипломная работа состоит из: введения, 4-ех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе будут рассмотрены исторические аспекты становления института брака в Республике Казахстан на примере существовавших общих исторических форм брака и семьи, а также брачно-семейных отношений по обычному праву казахов.
Во второй главе раскрывается понятие и правовая природа брака; сущность и значение регистрации брака; условия вступления в брак и обстоятельства, препятствующие заключению брака; а также правовое регулирование заключения брака с иностранцами.
В третьей главе рассматриваются особенности прекращения брака, способы расторжения брака по законодательству Республики Казахстан, а также правовые последствия прекращения брака.
В четвертой главе раскрываются понятие, основания, порядок признания брака недействительным и правовые последствия недействительности брака.
1. исторические аспекты становления брака
1.1 Исторические формы брака и семьи
"Брак и семья как социальные институты общества зародились очень давно, и прошли в своем развитии несколько стадий". [4] В племенной период, когда общество делилось на ячейки по родовому признаку, существовал так называемый период промискуитета, т.е. беспорядочных половых связей. Рождались дети, которые впоследствии воспитывались всем родовым объединением. Исчисление рода возможно было только по материнской линии, так как отца однозначно установить было невозможно. Такое исчисление рода получило название матриархат. Как долго длилась эта стадия семьи - сейчас даже примерно определить сложно. Может несколько веков, а может тысячелетия...
Развивалось общество - развивалась мораль; люди стали приходить к мысли, что брачные связи родителей и детей аморальны. В итоге "человечество пришло к новой форме брачных отношений: групповому браку. Он, согласно исследованием ученых (историков, философов и др.), пережил две формы: кровнородственную семью и семью пуналуа (слово "пуналуа" означает "мой партнер по браку"; отсюда и название этого вида брака). В кровнородственной семье брачные круги строились по поколениям, т.е. поколения родителей и детей состояли каждое в своем брачном сообществе. Иными словами, как правильно указывал Ф. Энгельс, сестра была женой, и это было нравственно. Но постепенно из круга брачных партнеров стали исключаться кровные родственники, т.е. родные братья и сестры; появились пуналуальные семьи. В них группа сестер одного рода являлась коллективными женами группы братьев другого рода. Видимо, такой вид брака возник с целью избежать кровосмешения (инцеста)". [5]
Развитие орудий производства, первое разделение труда на земледелие и скотоводство, а затем и последующие прогрессивные изменения в обществе позволили производить излишки продукции, которые оставались после потребления. Это "позволило развиться следующей стадии брака - парному браку. Его основу составляли один мужчина и одна женщина; но, не имея устойчивого экономического благополучия, они не могли выделиться в самостоятельную имущественную ячейку и зачастую вынуждены были проживать и, соответственно, получать средства к существованию в своем родовом объединении. Лишь часть людей, состоящих в парных браках, могли обособляться в самостоятельные семьи (как правило, старейшины, жрецы и иные лица, имеющие определенный социальный статус). На стадии парного брака зародился патриархат, т.е. исчисление рода начали осуществлять по отцовской линии. Но и, то не во всех случаях можно было с достоверностью определить биологического отца ребенка, так как парные браки были непрочными, легко расторжимыми" [5,С.16].
С дальнейшим развитием экономических отношений, возникновением позитивного права появляется потребность в узаконении брачных союзов. И, как следствие, возникает освященный религией или легализованный в светском порядке моногамный брак. Это уже устойчивый союз мужчины и женщины, которые в отличие от состоявших в парном браке имеют не только брачную, но и имущественную общность. Моногамный брак как наиболее предпочтительный с правовой и нравственной позиций, является единственно признаваемым в нашей стране.
"Параллельно с названными формами брака существуют и иные. Это, в частности, полигамные и однополые браки. Полигамный брак - союз с множественностью его участников (3 и более лица). Если это брак одного мужчины с двумя или более женщинами, то его именуют полигинией; когда наоборот - одна женщина и несколько мужчин - полиандрией. Полигинийные браки чаще всего заключаются в мусульманских странах, полиандирические практически не встречаются (пожалуй, кроме островных африканских государств)". [6] Однополые браки (брачный союз двух мужчин или двух женщин) в мире пока встречаются редко, но все больше государств склоняются к их узаконению (ряд из них уже сделали это).
1.2 Брачно-семейные отношения по обычному праву казахов
Заключение брака - важный шаг в жизни любого человека. Однако для его заключения не достаточно только желания брачующихся. Государство устанавливает ряд условий, специальный порядок, государственную регистрацию заключения брака. Но, прежде, чем рассматривать правовое регулирование вопросов заключения брака по действующему законодательству, обратимся к обычному праву казахов.
В XV-XVIII вв. у казахов господствовала малая индивидуальная семья, состоявшая, как правило, из супругов, престарелых родителей и не вступивших в брак детей. Существование большой патриархальной семьи противоречило особенностям кочевого скотоводческого хозяйства, требовавшего дисперсного размещения хозяйства, особенно в зимнее время.
Главой семьи считался муж, обладавший правом распоряжения всей собственностью, однако, не в ущерб интересам других членов семьи. Жена распоряжалась собственностью наряду с мужем. Вдова получала права главы семьи до совершеннолетия сыновей при условии проживания среди родственников мужа.
Обычное право строго регламентировало правовое положение детей. "Достигшие совершеннолетия и женившиеся сыновья имели право выделиться и создать новую семью, получив часть имущества и скота отца - енші.
Размер надела зависел от состоятельности отца. Младший сын кенже являлся основным наследником и не выделялся. После смерти отца, выделенные сыновья уже не могли претендовать на часть наследства. Лишить права енші. отец не мог, сыновья, имеющие право на выделение, могли обращаться в суд с его требованием". [7]
Права дочерей были значительно уже. Отец обязан был выдать их замуж с приданым, после чего дочери не имели права на наследство. Незамужние дочери имели право на половину надела сыновей.
Наследование по завещанию у казахов отсутствовало, первоочередными наследниками были сыновья, жены, братья и близкие родственники по отцовской линии. Только треть имущества можно было завещать по своему усмотрению.
Кочевой образ жизни, требовавший активного участия женщин в производственной деятельности, обусловил большую свободу казашек в семье и общественной жизни. Вместе с тем казахское обычное право предусматривало полигамию. "Адат не ограничивал, подобно исламу, количество жен, большая часть семей была парными, и лишь состоятельные казахи могли себе позволить двух жен. Большее количество жен было редкостью. Старшая жена - б?йбіше пользовалась более широкими правами по сравнению с младшей - то?ал, но каждая жена в обязательном порядке выделялась в отдельное хозяйство.
Обычное право оговаривало обособленность имущества жены. Она была собственницей своего приданого и скота, полученного от мужа при выделении в самостоятельное хозяйство. Муж не имел права распоряжаться приданым жены, при разводе приданое оставалось за ней.
Адат запрещал брак между родственниками по отцовской линии до 7-го колена. Исключение составляли лишь султаны и кожа. Обычное право знало следующие основные формы брака, тесно связанные друг с другом:
1. калымный брак (?алы? мал);
2. безкалымный брак (бел куда);
3. колыбельный сговор (бесік куда);
4. обменный брак (карсы куда);
5. брак с похищением;
6. брак с отработкой;
7. левиратный брак (?мангерлік);
8. сороратный брак (балдыз алу).
Основной и господствующей формой брака был калымный брак, т. е. женитьба путем сватовства и выкупа невесты за калым. Переговоры родителей жениха и невесты о будущем браке, размере калыма, приданом, расходах на свадьбу и т. п. завершались заключением договора куда тусер, скреплявшегося употреблением особого ритуального блюда ??йры?-бауыр. После этого сватовство юридически считалось свершившимся. Сватовство и ответное посещение дома отца жениха сопровождалось подарками обеих сторон - кит. Полная уплата калыма юридически означала оформление брака, после чего устраивалась свадьба в аулах невесты и жениха". [8]
Безкалымный брак практиковался в довольно редких случаях, когда двое мужчин заключали договор побратимства - тамырлы?. При этом они заранее договаривались поженить своих будущих детей без уплаты калыма. К колыбельному сговору прибегали семьи среднего достатка. При нем размеры калыма были значительно меньше, чем при обычном калымном браке. При обменном браке общины заключали два перекрестных брака, при этом калым не выплачивался. Все же остальные обряды и обычаи, характерные для обычного брака при безкалымном, обменном браке и колыбельном сговоре сохранялись.
Обычное право знало несколько вариантов брака с похищением, причем отношение адата к ним было различным. Похищение женихом засватанной невесты при нарушении ее отцом условий сватовства не считался тяжким преступлением, особенно при уплаченном калыме. В этом случае сторона жениха ограничивалась выплатой небольшого штрафа и примирением со стороной невесты.
Похищение засватанной чужой невесты считалось тяжким преступлением. Если девушка оставалась у похитителя, он обязан был уплатить штраф в размере двойного калыма, а в случае ее возврата прежнему жениху штраф равнялся сумме калыма. Если родственники невесты были причастны к похищению, то они полностью возвращали калым жениху и платили штраф.
Похищение не засватанной девушки с ее согласия сопровождался обращением к ее родителям с просьбой о прощении и уплатой штрафа. В этом случае начиналась обычная процедура сватовства и женитьбы, но родители невесты могли отказаться от выделения приданного. Похищение без ее согласия считалось тяжелым преступлением, виновные подвергались большому штрафу.
Не имеющие родственников мужчины нередко прибегали к браку с отработкой за калым. "В этом случае жених работал в семье отца невесты до тех пор, пока не вносил весь выкуп и после женитьбы оставался в ауле тестя. Такого приемного зятя называли куш куйеу (рабочий зять). Отсюда произошло и их насмешливое прозвище к?шік-куйеу (зять-щенок).
Одной из древних форм брака, бытовавшей с древних времен был левиратный брак аме?герлік. Согласно обычному праву в случае смерти мужа вдова должна была выйти замуж за его братьев или других близких родственников - аме?геров." [7] Целью данной формы брака было желание сохранить хозяйство от дробления и оставить детей в общине отца. Предпочтение отдавалось брату-близнецу, затем другим братьям, а при их отсутствии - двоюродным братьям. Вдова имела право выбора, в этом случае имеющие право на аменгерский брак братья получали от избранника подарки. Если вдова имела детей, она могла отказаться от вторичного замужества, оставаясь главой семьи до совершеннолетия сыновей. Обычное право предусматривало возможность брака вдовы с мужчиной другого рода, в таком случае он должен был уплатить общине бывшего мужа калым и, кроме того кун за взрослого мужчину. Аменгерство распространялось не только на жену, но и на невесту, за которую уплачен калым.
В случае смерти жены муж имел право жениться на не засватанной младшей сестре жены. Однако ее отец имел право отказать в женитьбе, т. к. сороратное право не было таким же обязательным, как и левиратное. В случае согласия отца выплачивался уменьшенный балдыз ?алы? и половинное приданое.
Кроме основных форм брака у казахов в XV-XVIII веках практиковались браки на пленницах, захваченных в войнах. В этом случае процедура брака была упрощенной, калым и приданое отсутствовали, часто пленницы были на правах наложниц, становясь законными женами только после рождения детей.
" Размеры и состав калыма - выкупа за невесту, различались в зависимости от региона и состоятельности брачующихся сторон. В Западном Казахстане калым выплачивался жиырма, т. е. двадцатью кобылицами. Самый высокий выкуп равнялся шести жиырма, каждый из которых мог заменяться на 60 овец или 4 верблюдов. В Среднем и Старшем жузах размеры калыма равнялись 7,17,27,37 или 47 головам скота. Самым распространенным был калым ?ыры?жеті - 47 голов, в составе которых были две приплаты
- басы жа?сы (хорошее начало) и аягы жа?сы (хорошее окончание), составлявшее в сумме до 9 верблюдов. Каждый верблюд равнялся пяти лошадям, поэтому калым доходил до 77 кобылиц. Семьи среднего достатка платили калым в 27-37 лошадей, а бедняки - дінала? ?алы? - символический подарок. В состав калыма могли входить также рабы и рабыни, оружие, ценные вещи, виды скота могли заменяться другими. Так, вместо одной кобылицы можно было дать 4-5 овец, а вместо верблюда - 20 овец. Кроме того, калым можно было уплатить деньгами или драгоценностями. В состав приданого:
- жасау, входило все движимое и недвижимое имущество, отдаваемое отцом невесты молодой семье при выдаче ее замуж. Состав приданого не определялся так же строго, как состав калыма, однако в него входили свадебная юрта - отау, комплекты одежды, постельные принадлежности, утварь, домашний скот, головной убор невесты - с?укеле, часто украшавшийся драгоценностями и стоивший очень дорого. Обычно приданое примерно соответствовало размеру калыма". [8,С.106]
Таким образом, семейно-брачное обычное право казахов было полностью приспособлено к полукочевому скотоводческому хозяйству и соответствовало социально-экономическим отношениям, господствовавшим в обществе.
Таковы особенности правового регулирования семейно - брачных отношений по обычному праву казахов.
2. брак по семейному правуРеспублики Казахстан
2.1 Понятие и правовая природа брака
Регистрация брака и ее значение
Существует несколько правовых теорий, объясняющих правовую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода (sui generis). Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был, прежде всего, связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права.
В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становится представление о нем, как о "самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой". [9] Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака. В тот период, когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он изживает себя. Светское право, в отличие от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, этической сфере.
Имеющиеся в научной литературе определения брака, можно подразделить на социологические и юридические.
В социологическом смысле под браком понимается "исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их отношения друг к другу и детям." [10]
Историческая обусловленность брака находит отражение и в его правовых определениях. В начале ХХ столетия выдающийся дореволюционный правовед Г.Ф. Шершеневич ( 1863-1912) определял брак как "союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме". [11]
В послереволюционный период появились понятия так называемого "социалистического брака", в которых подчеркивались свобода и добровольность как его отличительные особенности от "брака буржуазного". Рясенцев В.А., например, определял брак как "юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. [12]
Многие ученые относили к признакам брака и его пожизненный характер. Так, В. И. Божко указывал, что брак в СССР - это "свободный равноправный, как правило, пожизненный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных в законе, направленный на создание социалистической, семьи и порождающий у них личные и имущественные супружеские права и обязанности". [13]
Г. К. Матвеев подчеркивал, что "брак есть свободный, равноправный и в принципе пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности". [14]
В современной юридической литературе встречаются следующие определения брака.
По мнению Л. М. Пчелинцевой, "брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи". [15]
Исходя из признаков брака, относящихся к его внутреннему содержанию и внешней форме, A.M. Нечаева подчеркивает, что "брак - это:
- союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия;
- форма отношений между лицами разного пола;
- своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства". [16]
С точки зрения М. В. Антокольской, "соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором". При этом она подчеркивает, что большинство современных ученых не признают брак гражданским договором по следующим причинам: во-первых, заключение брака, помимо возникновения брачного правоотношения, преследует цель создания союза, основанного на любви и взаимоуважении. Во-вторых, "вступая в брак, будущие супруги не могут определить для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений". [17]. Второй аргумент требует уточнения в той части, где брачным договором не могут быть определены личные неимущественные права и обязанности.
На основании вышеизложенных доводов мы также считаем, что брак не следует отождествлять с гражданско-правовым договором, и предлагаем рассматривать его как союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи, с соблюдением требований закона об условиях и порядке заключения брака и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности.
В отличие от российского семейного законодательства, где отсутствует легальное определение брака, Закон Республики Казахстан от 17.12.1998 года "О браке и семье" дает следующее определение: "брак - равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами". [18]
Исходя из данного определения можно выделить следующие признаки брака.
1. Брак - это союз мужчины и женщины. Это следует из смысла п.1 ст.10 ЗоБС, где закреплено, что для заключения брака необходимо различие полов лиц, вступающих в брак - это исстари неписанное условие заключения брака. При заключении брака между однополыми лицами отсутствует предусмотренное п.1 ст.10 ЗоБС согласие разнополых лиц, в связи, с чем такой брак должен признаваться недействительным на основании п.1 ст.24 ЗоБС.
К слову сказать, в отдельных Европейских странах разрешена регистрация однополых браков - в Швеции, Дании и Норвегии.
"В соответствии со шведским законом, принятым в 1994 г. и действующим с 1 января 1995 г., в стране введена специальная процедура регистрации сожительства однополых пар, подобная регистрации брака и влекущая для сторон ряд правовых последствий заключения брака. Вместе с тем законом установлено, что такие "зарегистрированные" однополые пары не могут иметь в совместном воспитании ребенка, не могут ни вместе, ни порознь усыновить ребенка и не имеют доступа к медицинским процедурам по искусственному оплодотворению. По закону регистрация партнерства может иметь место только в том случае, если одна из сторон является гражданином Швеции и проживает на территории страны. Действие закона не распространяется на иностранных граждан, лишенных возможности оформить свои взаимоотношения у себя на родине и приезжающих с этой целью в Швецию. Такая регистрация во всех случаях не будет порождать никаких правовых последствий нигде, кроме названных выше трех стран. Так, например, Швейцарским Федеральным судом союз двух лиц одного пола, зарегистрированный за границей, был признан противоречащим швейцарскому "публичному порядку", поскольку браком здесь признается только союз лиц противоположного пола". [19]
Несмотря на то, что однополые браки признаются только в трех странах, да и то - со значительными ограничениями, можно сказать, что это одно и тенденциозных направлений института заключения брака.
Законодательство Казахстана не признает супружескими отношениями союзы, основанные на полигамной связи. В то же время браки, заключаемые по правилам мусульманской религии, признаются во многих странах Востока. Как правило, моногамная или полигамная модель брака избирается тем или иным государством на основе исторических традиций, господствующих в обществе религиозных и иных представлений. "Правовые системы современности обычно признают одну модель брака: моногамную - страны континентальной и англо-американской системы, полигамную - страны мусульманского права и африканские страны. Однако взаимопроникновение правовых норм и традиций приводит к тому, что многие мусульманские страны допускают признание обеих моделей брачного союза. В связи с ростом активности различных сексуальных меньшинств в странах Европы и Америки стали высказываться предложения о допущении регистрации брака и между лицами одного пола"[16], что противоречит самой природе брака.
2. Казахстанское семейное законодательство устанавливает принцип свободы брака. Это означает, что вступление в брак, равно как его расторжение, основано на свободном и добровольном волеизъявлении сторон. "Брак, совершенный под физическим или психическим принуждением либо основанный на пережитках местных обычаев, не признается государством и может быть признан недействительным". [20]
3. Равенство сторон как один из предметных признаков гражданских отношений проявляется и в браке. Брак - равноправный союз мужчины и женщины. Хотя власть мужа и признается в большинстве мусульманских стран, однако права жены или жен в них также законодательно закреплены и защищаемы, что фактически и в этих странах уравнивает жену и мужа в брачном отношении.
4. Отношения супружества не могут устанавливаться на определенный срок, они, как правило, пожизненны. Брачное отношение устанавливается без определения срока, в нем не преследуется цель реализовать лишь какую-либо одну или несколько возможностей. В том случае, когда установление супружеских отношений преследует конкретную цель, например рождение ребенка, брак может быть признан недействительным. Поскольку цель брака - создание семьи, рождение и воспитание детей, она не может быть реализована к конкретному сроку либо ограничена конкретным сроком, а реализуется до того момента, пока стороны имеют возможность и желание ее осуществлять. Как правило, эта цель конституирует брак до тех пор, пока он продолжается: в течение всей жизни супругов либо до момента, когда супруги решили расторгнуть брак.
5. Рождение и воспитание детей также может рассматриваться в качестве одного из признаков брака. Хотя нередки и бездетные браки, однако одной из основных целей брака является продолжение рода. При этом возможно рождение детей и вне брака. В этом случае закон предусматривает такие формы правового регулирования, которые максимально позволяют восполнить отсутствие супружеских отношений между родителями, по крайней мере, в целях защиты интересов ребенка.
6. Одним из основных признаков брака в любой правовой системе является его совершение в порядке и форме, устанавливаемых законом. Этот признак можно считать единственным, имеющим конститутивное значение для отнесения складывающихся отношений к супружеским.
Браки могут совершаться по религиозным обрядам либо по светским правилам. Выбор той или иной формы регистрации брака основывается на традициях и степени влияния религии. Казахстанское законодательство признает исключительно брак, "зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния". [18] Законодательства многих европейских стран и США не проводят жестких различий между зарегистрированным и фактическим браком в части порождаемых ими последствий. Например, "в Шотландии признаются равнозначными гражданская и религиозная церемония бракосочетания, признается также действительным брак, возникший вследствие фактического совместного проживания".[21]
Большинство конфессий, действующих на территории Казахстана, допускают возможность совершения религиозного обряда только после регистрации брака в органах загса. Тем самым религиозная процедура в принципе не оказывает влияния на судьбу брака.
Взаимные права и обязанности возникают у брачующихся только с с момента государственной регистрации, а ребенок, рожденный после государственной регистрации брака, считается рожденным в браке со всеми вытекающими отсюда последствиями. Рассмотрим подробнее современный институт государственной регистрации заключения брака в Республике Казахстан.
Государственная регистрация не является обязательным или принудительным институтом. Наоборот, граждане самостоятельно в добровольном порядке уведомляют государство о вступлении в семейные правоотношения.
Интересно заметить, что в "большинстве стран Запада официально признается только брак, зарегистрированный в государственных органах. К их числу принадлежат, например, Франция, Германия, Бельгия и Голландия. В других странах наравне с гражданской формой брака правовые последствия порождает и брак, заключенный в церковной форме. Такой порядок существует в большинстве стран "общего права". Значительным своеобразием обладает порядок регистрации брака в странах с сильным влиянием католицизма". [22] Например, "в Италии заключение брака формально допускается как в гражданской, так и в церковной формах (в последнем случае при условии обязательного последующего уведомления государственных органов о состоявшейся церковной церемонии бракосочетания). Однако с учетом той роли, которую играет в этих странах католическая церковь, церковная форма брака по существу является обязательной для лиц католического вероисповедания, которые составляют абсолютное большинство населения".[23]
Процедура регистрации брака подробно регламентируется Правилами о порядке регистрации актов гражданского состояния в Республике Казахстан (утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 мая 1999 года № 620). Рассмотрим несколько подробнее порядок регистрации брака.
Прежде всего, лица, желающие зарегистрировать брак, подают об этом заявление в орган ЗАГС по месту жительства одного из заявителей, либо по месту жительства их родителей.
В том случае, когда вступающие в брак подают заявление в орган ЗАГС по месту жительства родителей или одного из них, должны быть предъявлены документы о проживании в данной местности.
"Заявление о вступлении в брак должно быть составлено на бланке по установленной Министерством юстиции Республики Казахстан форме. В случае отсутствия такого бланка в тексте заявления в произвольной формы должны содержаться все сведения, предусмотренные в бланке.
На все вопросы, содержащиеся в бланке заявления, должны быть даны полные и точные ответы.
На заявлениях о вступлении в брак, а также в графе "Для отметок" в актовой записи указывается: фамилия, имя, отчество родителя, серия, номер, кем и когда выдан документ, удостоверяющий его личность, а также сведения о его регистрации по местожительству.
При приеме заявления орган ЗАГС должен ознакомить лиц, желающих заключить брак, с порядком и условиями регистрации брака, разъяснить им их права и обязанности как будущих супругов и родителей, убедиться, что они осведомлены о праве проведения по обоюдному согласию медицинского обследования, а также, о праве вступающих в брак заключить брачный договор, определяющий имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения". [24]
Вступающие в брак в обязательном порядке предупреждаются об ответственности за сокрытие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак.
В случае заключения брака между лицами, уже имеющими общих детей, орган ЗАГС должен разъяснить им также порядок установления отцовства. "Лица, вступающие в брак, обязаны предъявить:
1) документы, удостоверяющие личность;
2) подписку об отсутствии препятствий к вступлению в брак;
3) подписку о взаимном осведомлении о состоянии здоровья;
4) сведения о предшествующих браках;
5) сведения об имеющихся детях". [24]
Лица, (в том числе иностранный гражданин, лица без гражданства) состоявшие ранее в зарегистрированном браке, должны предъявить органу ЗАГС документ, подтверждающий прекращение прежнего брака: свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга либо решение суда о признании брака недействительным (иностранные граждане и лица без гражданства легализованную в соответствующем посольстве или в консульском учреждении Республики Казахстан за границей или в Департамента консульской службы Министерства иностранных дел Республики Казахстан).
В справке полностью указываются фамилия, имя, отчество иностранного гражданина (если в паспорте иностранного гражданина отчество не указано, оно не указывается и в документах для регистрации брака).