p align="left">Перевод текста справки на государственный или русский язык должен быть удостоверен нотариально. Перевод может быть также удостоверен в посольстве или в консульском учреждении государства, гражданином которого является это лицо (страны постоянного проживания лица без гражданства) или Министерством иностранных дел этого государства.
Решение иностранного суда, либо другой документ, подтверждающий прекращение брака должен быть представлен вместе с переводом на государственный или русский язык, удостоверенный в посольстве или в консульском учреждении Республики Казахстан за границей; в посольстве или в консульством учреждении государства, гражданином которого является иностранный гражданин (страны постоянного проживания лица без гражданства) либо Министерством иностранных дел этого государства, либо нотариально.
Если заявление о вступлении в брак подается по месту прохождения службы военнослужащих, желающих вступить в брак, то местом жительства военнослужащего считается пункт дислокации (расположения) соответствующей воинской части или учреждения.
Если по какой-либо причине присутствие в органе ЗАГС при подаче заявления обоих вступающих в брак невозможно или крайне затруднительно (отдаленность проживания друг от друга, тяжелая болезнь, прохождение военной службы и так далее), заявление, подписанное обоими лицами, вступающими в брак, может быть подано одним из них. В этом случае подпись отсутствующего лица на совместном заявлении должна быть нотариально удостоверена. Кроме того, подпись может быть удостоверена начальником органа ЗАГС или должностным лицом сельской администрации, производящим регистрацию; подпись граждан Республики Казахстан, находящихся за границей - должностным лицом консульского учреждения Республики Казахстан; военнослужащих - командиром соответствующей воинской части; граждане Республики Казахстан, находящиеся во время плавания на морских судах или судах внутреннего плавания, плавающих под флагом Республики Казахстан - капитанами этих судов; граждан, находящихся в разведочных, арктических и других подобных им экспедициях - начальниками этих экспедиций; граждан, находящихся на излечении в стационарных лечебно-профилактических учреждениях - администрацией этих учреждений.
Удостоверенное заявление возвращается заявителю, который пересылает его второму лицу, вступающему в брак для подачи в орган ЗАГС по месту регистрации брака.
По согласованию с лицами, желающими вступить в брак, орган ЗАГС назначает по истечении месячного срока время (день и час) регистрации брака, о чем делается отметка на заявлении, а также в журнале учета заявлений с соблюдением установленной статьей 13 ЗоБС месячного срока со дня подачи заявления.
В соответствии со статьями 173 - 175 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (общая часть) "течение срока начинается на следующий день после подачи заявления и истекает в соответствующее число следующего месяца". [25] Если это число приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Время регистрации должно назначаться с таким расчетом, чтобы оно не совпадало со временем регистрации смерти и развода в одном и том же помещении.
При назначении времени регистрации брака орган ЗАГС должен выяснить у вступающих в брак, желают ли они зарегистрировать его в торжественной обстановке. Регистрация брака в торжественной обстановке производится только при согласии на это лиц, вступающих в брак, в помещении Дворца бракосочетания, органа ЗАГС, а также ином месте по соглашению органа ЗАГС и лиц, вступающих в брак, с соблюдением церемониала бракосочетания.
Регистрация брака по желанию лиц, вступающих в брак, производится в присутствии родственников и свидетелей. Число свидетелей, расписывающихся в записи акта о заключении брака, не должно превышать двух человек.
Заявление о вступлении в брак в органе ЗАГС должно регистрироваться в специальном журнале учета заявлений, в котором указывается фамилия, имя и отчество вступающих в брак, дата приема заявления и дата, назначенная для регистрации брака, а впоследствии также номер актовой записи о заключении брака.
Орган ЗАГС, получив заявление о вступлении в брак, проверяет документы, удостоверяющие личность заявителей, полноту и правильность приложенных к заявлению документов.
Заключение брака происходит по истечении месячного срока после подачи заявления в орган ЗАГС.
При наличии уважительных причин орган ЗАГС по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
Время, на которое может быть сокращен срок, определяется в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных обстоятельств.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождении ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
В отдельных случаях увеличение срока ожидания регистрации брака возможно по инициативе органа ЗАГС только при наличии заявления, препятствующего для регистрации брака. До совершения записи о браке должностное лицо обязано приостановить запись и потребовать от заявителя представления соответствующих документальных доказательств в назначенный срок, который не может превышать одного месяца. Орган ЗАГС может по просьбе заинтересованных лиц или по своей инициативе провести необходимую проверку. Об отсрочке регистрации брака уведомляются лица, подавшие заявления о вступлении в брак. При наличии законных препятствий к заключению брака орган ЗАГС отказывает в его регистрации. Если сведения о таких препятствиях не будут подтверждены, регистрация брака производится на общих основаниях. Проверка названных обстоятельств должна быть закончена в месячный срок.
О сокращении или увеличении месячного срока ожидания регистрации брака делается соответствующая отметка в журнале учета заявлений с указанием причин.
Разрешение о сокращении или увеличении месячного срока выдается в виде резолюции на заявлении о вступлении в брак начальником органа ЗАГС, а в их отсутствие - лицами, исполняющими их обязанности.
Если желающие вступить в брак по уважительным причинам не могут явиться в орган ЗАГС в установленный день, срок регистрации брака по их просьбе переносится на другое время. Об этом делается отметка на заявлении и в журнале учета заявлений. Вопрос о том, уважительная ли причина неявки решается начальником органа ЗАГС.
Ходатайство о снижении брачного возраста может быть возбуждено желающими вступить в брак или их родителями, либо опекунами (попечителями) с указанием причин, вызывающих необходимость снижения установленного брачного возраста.
Во всех случаях снижение брачного возраста допускается только с согласия вступающих в брак, а также брак между лицами, не достигшими брачного возраста, разрешается только с согласия родителей либо опекунов.
"В заключении должно быть указано, кому и на какой срок снижен брачный возраст, в связи с намерением вступить в брак с конкретным лицом. В графе "Для отметок" в записи акта о заключении брака указывается: кому и на какой срок снижен брачный возраст, кем, когда и каким органом ЗАГС рассмотрено и утверждено заключение о снижение брачного возраста.
Регистрация брака производится только в присутствии лиц, вступающих в брак, после чего орган ЗАГС выдает свидетельство о заключении брака. Заключение брака через представителя не допускается.
В исключительных случаях, когда один из вступающих в брак не может явиться в орган ЗАГС вследствие тяжелой болезни, регистрация брака может быть произведена в больнице, на дому или в др. соответствующем месте, в присутствии обоих лиц, желающих вступить в брак, с соблюдением условий, предусмотренных ЗоБС.
Наличие у вступающего в брак тяжелой болезни, препятствующей его явке в орган ЗАГС, должно быть подтверждено медицинской справкой, которая приобщается к заявлению. О регистрации брака вне помещения органа ЗАГС, а также о том, кем, когда выдана справка, ее номер, указывается в графе "Для отметок" в записи акта о заключении брака". [24]
Если в орган ЗАГС поступит заявление о наличии препятствий для заключения брака, регистрация его приостанавливается. В этом случае заявителю предлагается в назначенный срок представить соответствующие доказательства. Орган ЗАГС может по просьбе заинтересованных лиц или по своей инициативе провести необходимую проверку. Об отсрочке регистрации брака уведомляются лица, подавшие заявление о вступлении в брак. Если сведения о таких препятствиях не будут подтверждены, регистрация брака производится на общих основаниях. Срок не может превышать одного месяца.
Органы ЗАГС отказывают в регистрации брака по основаниям, изложенным в статьях 9, 10, 11 ЗоБС. Данный отказ органов ЗАГС в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак, либо одним из них.
При заключении брака супруги по своему желанию выбирают фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый супруг сохраняет свою добрачную фамилию, либо присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга, соединение фамилий не допускается если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов уже является двойной.
Если один из вступающих в брак, изменил фамилию, то ему разъясняется, что удостоверение личности и паспорт гражданина Республики Казахстан подлежат обмену.
Об изменении фамилии в связи с вступлением в брак иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, сообщается в органы внутренних дел.
При изменении фамилии в связи с заключением брака военнообязанного или призывника орган ЗАГС должен в семидневный срок сообщить об этом в районный, городской военные комиссариаты по месту регистрации брака.
Государственная регистрация брака завершается вручением супругам свидетельства о заключении брака. Это документ, который наряду с отметкой в паспорте о состоявшейся регистрации является доказательством факта совершения государственной регистрации.
"За регистрацию брака, включая выдачу свидетельства, взыскивается государственная пошлина в размере - 30 процентов от МРП".[26] Причем, один месячный расчетный показатель на 2007 год оставляет 1 092 тенге". [27]
Таким образом, в Республике Казахстан законной считается только одна форма брака - брачный союз, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния.
2.2 Условия вступления в брак и препятствия к его заключению
В Законе Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года "О браке и семье" предусмотрены условия заключения брака и препятствия к его заключению.
"Условия вступления в брак - это обстоятельства, при наличии которых брак может быть зарегистрирован в загсе и будет иметь правовую силу.
Препятствия к заключению брака - обстоятельства, при которых заключение брака невозможно или неправомерно". [1, С.70]
В статье 9 Закона Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года "О браке и семье" закреплено два условия заключения брака. (Приложение).
Первое и самое главное условие - для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины.
Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины закрепляется в п.1 ст.9 ЗоБС, а также в некоторых международных актах, так как право мужчины и женщины без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим осуществление этого права, является общепризнанным принципом. "Основные международно-правовые документы в области прав человека, включая Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г., международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г"[28]. признают право за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, на вступление в брак и право на основание семьи, при условии свободного и полного согласия вступающих в брак.
Добровольность согласия вступающих в брак означает, что воля лица к вступлению в брак не должна формироваться под влиянием незаконного воздействия на нее со стороны других лиц, а само это лицо должно быть в состоянии отдавать отчет в своих действиях.
В том случае, если лицо не осознает значения своих действий (находясь, например, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения), такой брак может быть признан недействительным со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Понятие взаимного и добровольного согласия охватывает случаи, когда оба лица, вступающие в брачные отношения, стремятся к достижению именно данной правовой цели - регистрации брака и установления признаваемых законом супружеских отношений. В том случае, когда один из супругов либо оба супруга ее не преследуют, а используют регистрацию брака для решения иных вопросов, например для уступки права на жилую площадь, наследования либо иных целей, брак не может быть признан действительным, поскольку воля лиц не направлена на возникновение супружеских отношений. То же относится и к ситуации, когда согласие на вступление в брак дается одним из супругов под влиянием угрозы, насилия, например похищение невесты с целью добиться ее согласия на вступление в брак. "Формирование воли и ее внешнее выражение при заключении брака принципиально не отличаются от формирования воли и ее волеизъявления при совершении любой иной гражданско-правовой сделки. Хотя в семейном праве не названы такие составы недействительности сделок, как совершение сделки под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой, заблуждения и т. п., однако во всех составах гражданских сделок, недействительных вследствие порока воли и волеизъявления, отсутствует взаимное и добровольное согласие сторон на совершение сделки." [29,С.31] Таким образом, взаимное и добровольное согласие мужчины и женщины на регистрацию брака есть единство воли и волеизъявления, направленное на достижение такого правового результата, как установление признаваемых законом супружеских отношений.
ЗоБС предусматривает особый случай, имеющий правовое значение для действительности брака, который можно охарактеризовать как вступление в брак под влиянием заблуждения. Речь идет об информировании супругов о состоянии здоровья друг друга и, в частности, об отсутствии у них венерических болезней или ВИЧ-инфекции. Возможность медицинского освидетельствования до регистрации брака, а также доведение его результатов до предполагаемого супруга не являются обязанностью лица, вступающего в брак. Наличие таких заболеваний не может служить препятствием к заключению брака, как бы общественная мораль и государство ни относились к этому, но данный факт является существенным для формирования воли лица, с которым лицо, имеющее соответствующее заболевание, намерено зарегистрировать брак. Сокрытие такого факта искажает формирование внутренней воли одного из будущих супругов. Поэтому закон устанавливает возможность признания в указанных случаях заключенного брака недействительным. Так, "если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие у него болезни, создающей реальную угрозу членам образованной семьи, личной и общественной безопасности, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным" .[18]
Волеизъявление на вступление в брак должно быть выражено в форме, установленной законом. "Одной из гарантий соблюдения принципа добровольности заключения брака, является личное присутствие обоих вступающих в брак в момент регистрации брака и недопустимость заключения брака через представителя, как это имеет место в таких странах, как Испания, Перу, и некоторых других." [30,С.67]
Форма доведения волеизъявления до сведения других лиц устанавливается законом и включает, как правило, подачу письменного заявления о намерении зарегистрировать брак, устное выражение согласия на вступление в брак в процессе регистрации брака и скрепление выраженного согласия в актовой книге собственной подписью.
Второе условие - вступающие в брак должны достигнуть брачного возраста.
По общему правилу (ст.10 ЗоБС) брачная правоспособность гражданина наступает по достижении им восемнадцатилетнего возраста. Однако законодатель предусмотрел обстоятельства, при которых брачный возраст может быть снижен.
Так, в п. 3 ст. 10 ЗоБС предусматривается, что "снижение брачного возраста осуществляется по просьбе лиц, желающих вступить в брак" [18]. Кроме того, нет никаких ссылок на отдельные исключительные случаи. Тем не менее, снижение брачного возраста осуществляется при наличии уважительных причин, перечень которых в законе отсутствует. Под названными особыми обстоятельствами необходимо понимать: беременность, рождение ребенка, непосредственную угрозу жизни одной из сторон. Похоже, данный вопрос решается и в странах ближнего зарубежья, так, например, в Республике Беларусь такими условиями названы: рождение совместного ребенка или при наличии справки о постановке на учет по беременности, а также в случае объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным.
Возможность вступления в брак лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, ЗоБС не предусмотрена. С момента регистрации брака лицо, которому в установленном порядке снижен брачный возраст, приобретает в полном объеме гражданскую дееспособность. "Введение данного правила обусловлено рядом причин, среди которых можно указать и на необходимость соблюдения равенства между супругами, если брачный возраст был снижен одному из супругов, и возможность самостоятельного несения прав и обязанностей, вытекающих из брака, и многое другое." [31,С.24] Следует обратить внимание на необратимость возникновения гражданской дееспособности в случае расторжения зарегистрированного брака.
В своей первооснове установление брачного возраста преследует не только социальную, но и медицинскую цель, поскольку недопустимо заключение брака с лицом, не достигшим половой зрелости, неспособным вследствие недостаточного нравственного, физического и интеллектуального развития осуществлять супружеские права и обязанности. Закон устанавливает только нижнюю границу брачного возраста, не предусматривая при этом никаких предельных возрастных ограничений для регистрации брака. Законодательство отдельных стран такие ограничения устанавливает, объясняя это невозможностью осуществления основной цели брака - рождения детей.
Связь между гражданской и семейной дееспособностью проявляется и в том, что признание гражданской недееспособности лица, которое "вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими" [25], лишает это лицо возможности вступить в брак. Гражданская недееспособность рассматривается в качестве обстоятельства, препятствующего заключению брака (ст. 11 ЗоБС). В данном случае имеет место проявление последствий гражданской недееспособности: поскольку гражданин признается неспособным своими действиями приобретать гражданские права и обязанности, то вполне логично, что он не может приобретать права и обязанности и в сфере брачных отношений. Недееспособность может возникнуть и после регистрации брака, однако в данном случае брак, заключенный в период, когда лицо признавалось дееспособным, действителен и не содержит пороков в субъекте.
Статьей 11 Закона Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года "О браке и семье" предусмотрена целая группа обстоятельств, при наличии, которых брак не может быть заключен (ст.11 ЗоБС). В частности не допускается заключение брака между:
1) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке. Это правило является следствием признания законодательством Республики Казахстан только моногамного брака. "При регистрации брака с лицом, которое уже состоит в другом зарегистрированном браке, может возникнуть ситуация двоеженства (или двоемужества), что противоречит закону. Однако установить запрет на возникновение фактических полигамных браков невозможно. В качестве препятствия для заключения брака рассматривается наличие другого брака, под которым понимается брак, зарегистрированный в установленном законом порядке либо приравненный к нему (например, совершенный за границей)". [32, С.216]
2) прямыми родственниками по восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, имеющими общих отца или мать. Данное ограничение закрепляет исторически сложившееся влияние и религиозной доктрины, и медико-биологических запретов. Возникновение брачных отношений между близкими родственниками резко повышает появление различных наследственных и иных заболеваний, снижает вероятность рождения здоровых детей. Кроме того, с течением времени сложились устойчивые морально-этические представления о недопустимости браков между близкими родственниками. Закон запрещает браки только между лицами, состоящими в родстве, т.е. имеющими общих предков, и только в отношении тех степеней родства, которые прямо указаны в законе. Закон не содержит запрета на совершение брака между лицами, состоящими в более отдаленных степенях родства, например, между дядей и племянницей, либо между двоюродными братом и сестрой, однако этические нормы и возможность появления нездорового потомства все-таки сдерживают возникновение подобных браков.
3) усыновителями (удочерителями) и усыновленными (удочеренными). Морально-этический, а не медико-биологический запрет лежит в основе данного принципа. Хотя между этими лицами и отсутствует родственная связь, однако отношения, возникающие из факта усыновления, устанавливают такую связь, которая соответствует правовой связи между родителями и детьми. Если бы законодатель допустил возможность заключения брака между усыновителями и усыновленными, то правовое значение и роль института усыновления резко бы изменилась, поскольку в этом случае едва ли можно было говорить о какой-то иной правовой связи, нежели опека и попечительство.
4) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия. Закрепление данного обстоятельства является продолжением идеи принципа добровольности, сознательно брака. Согласие вступающих в брак должно быть выражено сознательно и свободно, то есть без всякого принуждения. Пороки воли, вызванные тяжким заболеванием, при котором человек не способен разумно руководить своими действиями, поступками, сводят это согласие на нет. Так, "в суд обратилась К. - дочь тяжелобольного 76-летнего инвалида 1 группы С. о признании недействительным его брака с Т. В судебном заседании было установлено, что С. страдал тяжелой формой атеросклероза с нарушением психики и на момент заключения брака не мог осознавать характера совершаемых им действий. В судебном порядке С. был признан недееспособным. Суд признал данный брак недействительным на том основании, что согласие С. на вступление в брак не могло быть осознанным" [1, С.72].
Итак, не может заключить брак лицо, которое было признано в судебном порядке недееспособным. В соответствии с гражданским законодательством "лицо может быть признано судом недееспособным, если оно вследствие психического заболевания или слабоумия не может понимать значения своих действий и руководить ими". [25]
Важно отметить, что недееспособность лица должна быть установлена до регистрации брака. В противном случае она не может быть признана препятствием к браку, и, соответственно, брак не может быть признан впоследствии недействительным по этому основанию.
В то же время на практике часты ситуации, когда лицо, страдающее психическим расстройством, но не признанное судом недееспособным, вступает в брак. Возникают ситуации, когда оба лица вступающих в брак имеют психические расстройства. Фактически таких людей с психическими расстройствами "толкают в брак" родственники, например, стремящиеся освободить жилую площадь или освободить себя от ухода за человеком с психическим расстройством. В таких случаях брак может быть в дальнейшем либо расторгнут на общих основаниях, либо признан недействительным по иску одного из лиц либо его опекуна (если оно будет признано недееспособным) из-за порока воли, т.е. по причине нарушения такого условия заключения брака, как добровольное согласие.
Что же касается зарубежного законодательства по этому вопросу, то существующие в иностранном праве нормы, регламентирующие вопрос о возможности заключения брака лицом, страдающим психическим заболеванием, характеризуются неопределенностью и отсутствием четких ориентиров в определении степени серьезности душевного заболевания. В большинстве стран в таких случаях речь идет о возможности оспаривания брака вследствие порока воли, т.е. как заключенного с нарушением условия о добровольном согласии на заключение брака.
Установленный в ст.11 ЗоБС перечень препятствий к заключению брака является исчерпывающим. Ни регистрирующий орган, ни родители вступающих в брак, ни иные лица не вправе устанавливать какие-либо дополнительные требования или ограничения. Закон не признает никаких требований имущественного характера, в частности устанавливающих выкуп (калым, приданое и т.п.), имущественный ценз, наличие которых было бы необходимо для регистрации брака. Расовые, национальные, религиозные, социальные и иные ограничения рассматриваются как грубое нарушение прав человека и не могут препятствовать регистрации брака. Единственное, что нужно добавить, в зарубежных странах действуют и другие обстоятельства и ограничения на вступление в брак. Это могут быть расовые или религиозные ограничения, отсутствие согласия родителей на вступление в брак, более высокий брачный возраст и т.п.
Таким образом, под заключением брака - необходимо понимать процесс, направленный на вступление в союз мужчины и женщины в установленном действующем законодательством порядке.
2.3 Правовое регулирование заключения брака с иностранцами
Действующее семейное законодательство закрепляет общее правило: форма и порядок заключения брака на территории Республики Казахстан определяются законодательством Республики Казахстан, а именно п.1 ст.200 Закона Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года № 321-I "О браке и семье".
Условия заключения брака на территории Республики Казахстан определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, если иное не предусмотрено международным договором, с соблюдением требований статей 9 - 11 ЗоБС в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. Так, например, при заключении брака казахстанского гражданина с гражданкой Армении в отношении последней должны быть соблюдены требования законодательства республики Армения о брачном возрасте, необходимости согласия на вступление в брак, препятствиях к браку, а в отношении российского гражданина - требования ст.9-11 ЗоБС.
Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Республики Казахстан определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.
Дополнительно к таким отношениям применимы и Договора между Республикой Казахстан и зарубежными государствами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и соответствующие Конвенции. В частности действует Конвенция СНГ "О правовой помощи" в ст.26, которой закреплено, что "условия заключения брака определятся для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства - законодательством Договаривающейся Стороны, являющейся их постоянным местом жительства". [33] Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак.
Учитывая то обстоятельство, что при данных правоотношениях применяется и иностранное законодательство отметим, что в некоторых государствах, принимаются и совершенно нелепые нормативные акты. Так, бывший президент Туркменистана Сапармурат Ниязов принял постановление, уточняющее законодательство страны по вопросам заключения брака с иностранными гражданами.
В соответствии с этим документом, "граждане Туркменистана вступают в брак с иностранными гражданами и лицами без гражданства путем заключения брачного контракта, в котором оговариваются имущественные права и обязанности супругов, а также их обязательства по содержанию детей в случае расторжения брака" [34,С.123].
Постановление предусматривает ряд условий, без которых брак с иностранцами невозможен. Так, "гражданину или гражданке Туркмении должно исполниться 18 лет. Что же касается иностранцев или лиц без гражданства, то они, прежде чем вступить в брак с подданными Туркменистана, должны, во-первых, внести на расчетный счет Государственной страховой организации Туркменистана "в обеспечение гарантий для несовершеннолетних детей на случай расторжения брака" страховую сумму в размере не менее 50 тыс. долл. США, а, во-вторых, предоставить справку о том, что проживают на территории республики не менее одного года и имеют в личной собственности жилую площадь" [35,С.201].
Отдельно остановимся на заключении браков иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России.
При заключении браков на территории России независимо от гражданства будущих супругов форма заключения брака определяется согласно п.1 ст.200 ЗоБС РК казахстанским законодательством. Это значит, что брак должен заключаться в органах ЗАГСа. Браки, совершенные в Казахстане по религиозным обрядам, а также по обрядам на основе обычаев, не порождают правовых последствий. При этом государственная регистрации происходит по установленным законодательством РК правилам.
Как отмечают исследователи и в иностранных государствах, форма и порядок заключения брака, по общему правилу подчиняются законодательству места вступления в брак (Болгария, Венгрия, Польша, Португалия, Чехия, Швейцария и т.д.). Наряду с этим общим правилом действуют иногда и другие дополнительные коллизионные нормы. Например, в Австрии форма брака подчинена австрийскому законодательству, если брак заключается в Австрии, и закону гражданства каждого из будущих супругов, если брак заключается за пределами страны. В последнем случае достаточно также соблюдения предписаний (относительно формы) законодательства места заключения брака (п.16 австрийского закона о международном частном праве, 1978 г.).
Важно отметить, что в иностранном праве часто встречаются ограничения на вступление в брак за рубежом. Так, требуется разрешение на вступление в брак для всех категорий граждан или отдельных категорий (например, направленных на учебу за границу) по законодательству Венгрии, Индии, Ирака, Италии, Норвегии, Румынии, Польши, Швеции и еще ряда других стран. И если согласно законодательству какой-либо страны ее гражданин не может вступить в брак с иностранцем без разрешения, то такой брак может быть признан в этой стране недействительным. То есть, вступая в брак, иностранец на территории Казахстана, должен учитывать, что форма брака определяется по казахстанскому законодательству, условия заключения для каждого из вступающих в брак - по законодательству страны гражданства, а имущественные права - по законодательству страны совместного проживания.
Таким образом, в случае заключения брака в соответствии со всеми условиями, еще не означает, что новобрачные будут признаны супругами в стране мужа или иной стране, где семья собираетесь проживать. А это означает, что семья не будет пользоваться там ни личными, ни имущественными правами супруга.
3. институт Прекращения брака
3.1 Прекращение брака. Момент прекращения брака
Восстановление брака
Сохранение брака имеет смысл, только если у супругов была крепкая, морально здоровая семья, основанная на любви и уважении, способная пережить все невзгоды, выпавшие на нее
В некоторых случаях семья перестает благотворно влиять на ее членов и даже вызывает негативные реакции. Поэтому семейным законодательством предусматривается возможность прекращения брака. Прекращение брака - всегда является трудной психологической темой.
Прекращение брака всегда связано с существенными изменениями сложившихся в семье правоотношений. Оно влечет не только изменение правового статуса собственности, но влияет на дальнейшую судьбу детей. Поэтому прекращение брака и цепочка личных и имущественных последствий этого шага подробнейше регулируется законом.
В тоже время существует множество заблуждений по поводу прекращения брака. Так, например, в быту ходит убеждение, что отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака является непреодолимым препятствием. В действительности, ни один суд не может заставить ни одного человека состоять в браке с другим человеком против его воли.
Под прекращением брака понимают прекращение на будущее время отношений супружества, возникших из зарегистрированного действительного брака. В отличие от признания брака недействительным, где решается вопрос о действительности самого соглашения о заключении брака как сделки, при прекращении брака речь идет о прекращении отношений супружества, представляющих собой институт особого рода, не сводимый к сделке. Поэтому прекращение брака не может быть отнесено к моменту его регистрации, как при признании брака недействительным, а может иметь место исключительно на будущее время. Кроме того, состояние в браке порождает комплекс различных имущественных и личных неимущественных отношений, которые, как правило, не могут быть прекращены вследствие объявления брака прекращенным. Так, необходимо изменить правовой режим совместно нажитого имущества путем его раздела, решить, с кем из супругов останутся проживать несовершеннолетние дети, и т. п. Указанные и иные вопросы "могут решаться супругами по взаимному согласию, как это предусмотрено соответствующими нормами закона, а в случае спора - судом". [18] Во всех случаях прекращение брака, переждав ряд правовых последствий как правоотменительного, так и правообразующего характера. Прекращение брака отменяет на будущее время супружеские отношения, устраняется режим совместной собственности супругов. Но в то же время бывшие супруги полу чают возможность вступить в новый брак, приобретают право односубъектной собственности либо общей долевой собственности на имущество, ранее принадлежавшее им совместно, и т. п.
Брак может быть прекращен вследствие наступления определенных законом событий либо по желанию одного или обоих супругов. Перечень оснований прекращения брака исчерпывающий образом определен законом, что не допускает прекращение брака по иным основаниям. Так, к числу событий, прекращающих брак, закон относит "смерть одного из супругов, а также объявление судом одного из супругов умершим или безвестно отсутствующим". [18] Поскольку невозможно представить сохранение супружеских отношений, когда одного из субъектов этого отношения нет в живых, то независимо от желания пережившего супруга брак прекращается вследствие самого факта смерти. При этом регистрации прекращения брака в органах загса не требуется, регистрации подлежит лишь сам факт смерти.
При вынесении решения об объявлении одного из супругов умершим суд основывается на предположении (презумпции) о смерти этого супруга, не имея достоверных доказательств смерти данного лица. После вынесения судом решения его юридические последствия приравниваются к тем же последствиям, которые наступают при смерти лица. Прекращение брака вследствие объявления гражданина умершим может рассматриваться как самостоятельное основание, поскольку презумпция смерти может быть опровергнута. Если на самом деле супруг, объявленный умершим, жив, то прекращение брака представляет собой юридическую фикцию. С момента вынесения решения судом об объявлении гражданина умершим брак с ним считается прекращенным. Супруг указанного лица вправе вступить в новый брак, имея на руках решение суда об объявлении умершим бывшего супруга, однако сам объявленный умершим супруг не вправе вступать в новый брак, независимо от того, известно ему или нет об объявлении его умершим. Правовые последствия нисколько не зависят от мотивов, которыми руководствовался супруг при подаче заявления об объявлении своего супруга умершим. Даже тогда, когда такое заявление подано с единственной целью прекратить брак, наступят те же самые последствия.
"В случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, и отмены соответствующих судебных решений брак может быть восстановлен органом записи актов гражданского состояния по совместному заявлению супругов". [18] Таким образом, после прекращения брака он не может быть восстановлен автоматически самим фактом отмены решения об объявлении лица умершим. Необходимо совершить еще один волевой акт - подать заявление в органы загса о восстановлении брака. Если заявление о восстановлении брака не подано, брак считается прекращенным, несмотря на то, что оба супруга живы и не совершали специальных действий по расторжению брака. В том случае, когда супруги выражают намерение восстановить брак, происходит внесение изменений в запись акта гражданского состояния, а не регистрация нового брака. "Если другой супруг вступил в новый брак, то брак не может быть восстановлен" [18], поскольку необходимо принимать решение о судьбе второго брака, действительность которого не ставится под сомнение. Судьба нового брака определяется по-разному: он может быть сохранен, что влечет недопустимость восстановления прежнего брака, либо прекращен путем расторжения, что открывает возможность в последующем зарегистрировать брак с прежним супругом, но уже в обычном порядке. Однако это правило не применяется, если в момент заключения брака сторонам (или одной из сторон) было известно, что супруг, признанный умершим или безвестно отсутствующим, находится в живых.
"Брак может быть прекращен вследствие волеизъявления одного или обоих супругов путем его расторжения". [18] Возможность прекращения брака на основании волеизъявления одного или обоих супругов является проявлением принципа свободы брака и равенства супругов. Коль скоро вступление в брак осуществляется свободно и добровольно, то никто и не может быть принужден к сохранению супружеских отношений, если их основа утрачена. Единственным исключением является правило п.2 ст. 15 ЗоБС о том, "что муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка." [18] Данное правило обусловлено не ограничением прав мужа, а защитой интересов новорожденных детей и их матери, поскольку любые переживания, стрессы и иные психологические факторы, которые сопровождают процедуру расторжения брака, могут отразиться на здоровье будущего или новорожденного ребенка и его матери. Кроме того, это правило действует лишь в случае, если жена возражает против расторжения брака; если же с ее стороны возражений нет, брак может быть расторгнут и в этот период.