p align="left">Поскольку состояние безгражданства с государственно-правовой точки зрения является аномальным, государства предпринимают меры, направленные на его ограничение.
Демократический принцип, провозглашенный в действующей Конституции РФ, является своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином его прав и свобод - «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Данное правило, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы Российской Федерации, полностью соответствует ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в свою страну.
Вместе с тем необходимо отметить, что принцип невозможности выдачи иностранному государству граждан Российской Федерации не носит абсолютного характера. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи за совершенные за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в России по российским законам О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам [Текст] : Договор между Российской Федерации и Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 3. - С. 11-13..
Особенностью принципа сохранения российского гражданства за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации является его взаимосвязь с естественным правом человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы своего государства и беспрепятственно в него возвращаться. В ч. 2 ст. 27 Конституции РФ указанное право получило закрепление: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию». В свою очередь, конституционная норма соответствует ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года О гражданских и политических правах [Текст] : Международный пакт от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12. - С. 3., где говорится, что «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную» (ч. 2 ст. 12) и «никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну» (ч. 4 ст. 12).
Другим принципом гражданства выступает принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами. Сущность этого принципа заключается в установлении обязательства государства оказывать всемерную защиту своим гражданам, находящимся за пределами его территории, покровительствовать им. Данный принцип связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между государством и гражданином.
Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ Россия принимает на себя обязательство защиты своих граждан и покровительства им за пределами государства, гарантируя такую защиту и покровительство как постоянно проживающим за границей российским гражданам, так и временно там пребывающим.
Оказание покровительства относится главным образом к таким случаям, которые не связаны с нарушением прав российских граждан (например, когда российский гражданин оказался в другом государстве в сложной ситуации) Российское гражданство... С. 117-124..
Таким образом, исследование основных принципов гражданства Российской Федерации позволило условно дать им следующую классификацию:
1) общие (конституционные) принципы;
2) специальные принципы.
К общим (конституционным) принципам института гражданства могут быть отнесены принципы, на которых основывается вся отечественная правовая система: народовластие, демократизм, гуманизм, федерализм, равноправие, признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и т.д. Эти принципы являются базовыми в регулировании отношений, связанных с гражданством.
Специальными принципами института гражданства являются принципы, имеющие отношение только к данному институту и обусловленные его предметом и методом регулирования. К ним можно отнести следующие принципы: единое гражданство, равное гражданство, свобода и добровольность выбора гражданства, гарантированность защиты государством своих граждан за границей, недопустимость лишения гражданства и др.
Глава 2. Приобретение и прекращение гражданстваРоссийской Федерации
2.1 Основания и процедура приобретения гражданстваРоссийской Федерации
Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство приобретается в порядке, предусмотренным федеральным законом - Законом о гражданстве, который в свою очередь устанавливает ряд оснований и порядок обретения иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина Российской Федерации Миронов, В.Ф. Гражданство в Российской Федерации: Российские и международные акты. Комментарий законодательства [Текст] / А.В. Миронов В.Ф. Миронов. - М.: Норма, 2003. - С. 32..
В соответствии со ст. 11 Закона о гражданстве гражданство РФ приобретается:
1) по рождению;
2) в результате приема в гражданство РФ;
3) в результате восстановления в гражданстве РФ;
4) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации Смородин, Н.М. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации [Текст] / Н.М. Смородин // Закон и право. - 2003. - № 5. - С. 59..
Приобретение гражданства РФ по рождению регламентируется ст. 12 Закона о гражданстве. Частью 1 данной нормы установлено, что ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день его рождения:
1) оба родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);
2) один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
3) один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории России, в ином случае он станет лицом без гражданства;
4) оба родителя, проживающие на территории России, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории России, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.
Важным в данной норме является положение о том, что ребенок, который находится на территории России и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 12). Основным при этом является соблюдение права ребенка на гражданство Рогова, М.И. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации [Текст] / М.И. Рогова // Современное право. - 2009. - № 6. - С. 20-21..
Приобретение гражданства в силу рождения осуществляется автоматически на основании действующего законодательства. При этом в качестве основных принципов применяются «право крови» и «право почвы».
«Право крови» признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства. На территории какого государства родилось это лицо, значения не имеет. «Право почвы» признает гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) [Электронный ресурс] / Н.В. Леонова, А.А. Пелишенко // Режим доступа: www.consultant.ru (Дата обращения 12.04.2010 г.)..
Таким образом, рождение является самым важным основанием приобретения гражданства. В своем большинстве основная часть граждан - граждане именно по рождению, то есть по «праву крови».
Следующим основанием приобретения гражданства является приобретение гражданства РФ в результате приема в гражданство. Так как данный прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать.
Наряду с этим Закон о гражданстве закрепляет равноправие всех лиц при приобретении гражданства, ходатайствовать о приобретении гражданства они могут независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии, политических и иных убеждений; и предусматривает прием в гражданство РФ в общем порядке (ст. 13) и упрощенном (ст. 14) Миронов, В.Ф. Гражданство в Российской Федерации... С. 34..
Согласно ст. 3 Закона о гражданстве общий порядок приобретения гражданства РФ предусматривает порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства РФ Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные данным Законом.
Приобретение гражданства РФ в общем порядке возможно путем обращения с заявлением при наличии следующих условий:
1) достижение возраста 18 лет;
2) дееспособность, то есть способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать и исполнять обязанности ст. 21 Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ [Текст] (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301..
Признание недееспособным и ограничение дееспособности по российскому законодательству возможно только судом (ст.ст. 29, 30 ГК РФ). По общему правилу в вопросах приобретения гражданства РФ применяется законодательство Российской Федерации. Соответственно, если иностранец признан недееспособным либо ограниченным в правах другим государством, это не является основанием для отказа в приобретении гражданства РФ;
3) лица, претендующие на получение российского гражданства, проживают на территории России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 13 Закона о гражданстве.
Непрерывность проживания имеет место, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Для подтверждения данного обстоятельства в бланке заявления о приеме в гражданство РФ указывается дата выдачи вида на жительство и перечень выездов за пределы Российской Федерации (в том числе страна пребывания, цель поездки, место пересечения границы, вид транспорта и дата).
Согласно ст. 3 Закона о гражданстве вид на жительство - это документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории России лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21 июня 2002 года) (в ред. Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 310-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032. вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет по его заявлению и при наличии законных оснований.
Иностранному гражданину (лицу без гражданства), не достигшему 18-летнего возраста, вид на жительство выдается на основании письменного заявления, поданного в территориальный орган Федеральной миграционной службы одним из родителей или законным представителем.
При подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет:
1) четыре фотографии размером 35 x 45 мм;
2) документы, удостоверяющие его личность и гражданство;
3) оформленное разрешение на временное проживание;
4) документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум (справка о доходах физического лица, справка с места работы, трудовая книжка и др.), или документ, подтверждающий его нетрудоспособность (удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение и др.);
5) свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт - при его наличии);
6) согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на проживание в Российской Федерации. Подпись ребенка на заявлении должна быть заверена нотариусом;
7) документ, подтверждающий наличие индивидуального жилья, жилого помещения по месту проживания на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
8) сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции;
9) документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, свидетельствующий о том, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
При наличии у заявителя и его родственников разных фамилий родственные отношения доказываются соответствующими дополнительно представляемыми документами.
Если прилагаемые к заявлению документы составлены на иностранном языке, представляется их нотариально заверенный перевод на русский язык.
Заявление не принимается к рассмотрению, если предъявляемый при его подаче документ, удостоверяющий личность, имеет срок действия менее 6 месяцев.
Территориальный орган Федеральной миграционной службы рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия оснований для отказа в выдаче вида на жительство. По результатам рассмотрения территориальный орган Федеральной миграционной службы принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче вида на жительство. По каждому заявлению принимается отдельное решение.
По окончании срока действия вида на жительство он может быть продлен на пять лет на основании заявления, поданного иностранным гражданином (лицом без гражданства) в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Заявление о продлении вида на жительство должно быть подано не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия. Срок действия вида на жительство может продлеваться неограниченное количество раз Российское гражданство: условия признания, приобретения, восстановления: путеводитель по новейшим законодательным и другим нормативным актам [Текст] / И.В. Местюков, М.В. Самон. - М.: Библиотечка РГ, 2006. - С. 48-49.;
4) лица, претендующие на получение российского гражданства, обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации;
5) лица, претендующие на получение российского гражданства, имеют законный источник средств к существованию (справка о доходах физического лица, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение и др.). Подтверждение законного источника средств к существованию возможно при условии оформления иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу (ст. 18 Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ»);
6) лица, претендующие на получение российского гражданства, обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
7) лица, претендующие на получение российского гражданства, владеют русским языком.
В свою очередь стоит отметить, что в настоящее время одной из актуальных проблем, возникающих при приобретении гражданства, является требование, предъявляемое к лицу, желающему приобрести российское гражданство, связанное с наличием законного источника средств к существованию. Указанное требование закреплено в п. «в» ч. 1 ст. 18 Закона о гражданстве. Однако это требование в данном Законе не раскрыто, не установлен размер законного источника средств к существованию.
Более того, в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства содержится лишь перечень документов, которые могут подтвердить наличие законного источника средств к существованию, то есть существует определенное количество документов, подтверждающие такой источник средств, но нет конкретного механизма, который позволил бы определить размер источника.
Таким образом, было бы более правильно изложить п. «в» ч. 1 ст. 18 Закона о гражданстве следующей редакции: «в) имеют работу на территории РФ». Поскольку лицо, которое имеет работу, имеет и законный источник средств к существованию, ему достаточно предъявить справку с места работы с указанием размера дохода.
Часть 2 ст. 13 Закона о гражданстве облегчает прием в гражданство РФ в общем порядке для некоторых категорий лиц. Это выражается в том, что для них значительно (до одного года) сокращается срок проживания на территории России, необходимый для приема в гражданство в общем порядке. Основания такого сокращения строго персонифицированы, для применения такого срока проживания достаточно хотя бы одного из них:
1) если лицо имеет высокие достижения в области науки, техники и культуры, обладает профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
2) в случае предоставления лицу политического убежища на территории России;
3) в случае признания лица в установленном законом порядке беженцем.
При наличии хотя бы одного из перечисленных оснований заявителями должны быть представлены следующие документы:
1) первая категория лиц - мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или руководителя высшего исполнительного органа государственной власти - губернатора субъекта РФ о приеме заявителя в гражданство РФ;
2) вторая категория лиц - свидетельство о предоставлении политического убежища;
3) третья категория лиц - удостоверение беженца либо иной документ, подтверждающий признание беженцем Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) [Текст] / В.И. Шкатулла. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2005. - С. 85-86..
В свою очередь, в науке и практике реализации Закона о гражданстве возникает вопрос, связанный с понятием «высокие достижения в области науки, техники и культуры», поскольку наличие таких достижений позволяет лицу, претендующему на получение российского гражданства, сократить срок проживания до одного года. Но данное понятие не раскрыто не только в Законе о гражданстве, но и в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства, где установлена только процедура оформления документов.
В связи с этим целесообразно внести изменения в рассматриваемый Закон для обоснования данного понятия. При этом вопросы определения высоких достижений в области науки, техники и культуры следует отнести к государственным органам, имеющим соответствующие полномочия в сфере науки, техники и культуры, поскольку они более профессионально смогут определить, что является высоким достижением в названных областях.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона о гражданстве от соблюдения всех условий, установленных для приема в гражданство в общем порядке, освобождается лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией. Особыми заслугами в данном случае являются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие экономики, обеспечение обороны и безопасности Российской Федерацией и другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России (п. 12 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ) Головистикова, А.Н. Гражданство: справочник по правовым вопросам [Текст] / А.Н. Головистикова. - М.: Эксмо, 2007. - С. 63..
Прием в гражданство РФ такого лица осуществляется на основании обращения к Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. В обращении указываются особые заслуги лица перед Российской Федерацией, а также обосновывается целесообразность его принятия в гражданство.
Решение о предоставлении гражданства лицу, имеющему особые заслуги перед Российской Федерацией, принимается Президентом РФ при наличии волеизъявления этого лица.
Также как и с определением высоких достижений в области науки, техники и культуры возникает вопрос сущности термина «особые заслуги».
Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства под особыми заслугами понимаются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности Российской Федерации и другие заслуги, способствующие повышению международного престижа России. Данное Положение однако не проясняет проблематичность ситуации.
На основании сложившимися трудностями, считается целесообразным изложить сущность «особых заслуг» в Законе о гражданстве следующим образом. Под особыми заслугами следует понимать:
1. внесение инвестиций в экономику России, которые способствовали сохранению рабочих мест либо привели к созданию новых рабочих мест;
2. возможность и желание лица выступать за сборную России по какому-либо виду спорта в результате обладания лицом профессиональными способностями в спорте;
3. предоставление информации для Российской Федерации, которая способствовала укреплению ее обороноспособности и безопасности.
Часть 4 ст. 13 Закона о гражданстве предоставляет гражданам государств бывшего СССР, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ (а также в других войсках или воинских формированиях), право обращаться с заявлениями о приеме в гражданство РФ без соблюдения срока постоянного проживания на территории России и без представления вида на жительство.
При приеме в гражданство военнослужащие вместе с заявлением установленного образца должны представить:
1) ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
2) документ, подтверждающий владение русским языком;
3) обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удостоверенной командиром воинской части.
Военнослужащие, проходящие военную службу на территории России, подают указанные документы в орган внутренних дел по месту прохождения военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации Иванова, Е. Упрощенное гражданство [Текст] / Е. Иванова // ЭЖ-Юрист. - 2008. - № 9. - С. 28-29..
Наряду с общим порядком приобретения гражданства РФ Закон о гражданстве предусматривает упрощенный порядок, согласно которому рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства РФ осуществляется в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные Законом о гражданстве. Данный порядок приема в гражданство не предусматривает необходимости проживания на территории России и позволяет приобрести гражданство РФ лицам, проживающим за границей Смородин, Н.М. Основания и порядок приобретения гражданства... С. 61..
В ч. 1 ст. 14 Закона о гражданстве установлены требования для следующего круга лиц, которые могут претендовать на прием в гражданство в упрощенном порядке. Это: наличие гражданства иностранного государства или статуса апатрида; достижение 18-летнего возраста; обладание дееспособностью.
При приобретении гражданства РФ на основании п. »а» ч. 1 ст. 14 Закона о гражданстве, в соответствии с п. 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ должны быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о рождении заявителя;
2) один из документов, подтверждающих постоянное проживание на территории России родителя, состоящего в гражданстве РФ (к примеру, паспорт гражданина России);
3) один из документов, подтверждающих владение русским языком, если заявитель не освобождается от представления этих документов (документ о получении образования - не ниже основного общего образования), сертификат о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком), документ об образовании, выданный на территории иностранного государства и имеющий в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании).
Пункт «б» ч. 1 ст. 14 Закона о гражданстве предусматривает прием в гражданство в упрощенном порядке лиц, которые: имели гражданство СССР; проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР; не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
При приобретении гражданства РФ на основании данной нормы представляются следующие документы:
1) вид на жительство;
2) один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;
3) один из документов, подтверждающих наличие гражданства СССР в прошлом (например, паспорт гражданина СССР 1974 г.);
4) один из документов, подтверждающих владение русским языком.
Пункт «в» ч. 1 ст. 14 Закона о гражданстве предусматривает право на обращение с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые являются гражданами государств, входивших в состав СССР, и получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 01 июля 2002 года, то есть на момент введения в действие настоящего Закона о гражданстве. В данном случае необходимо дополнительно предъявлять в соответствующие органы, ведающие делами о гражданстве, документ о законченном среднем профессиональном образовании (базового уровня или повышенного уровня), либо диплом бакалавра, либо диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, либо диплом магистра и приложение к каждому из указанных документов, а также справку из учебного заведения, выдавшего диплом, подтверждающую освоение полной образовательной программы на территории России Иванова, Е. Упрощенное гражданство... С. 29..
Часть 2 ст. 14 Закона о гражданстве устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного Законом о гражданстве, если указанные граждане и лица:
1) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР. Для подтверждения данного статуса заявитель в качестве доказательства обязан предъявлять свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР органом записи актов гражданского состояния, либо паспорт гражданина СССР образца 1974 г., в который внесены соответствующие сведения;
2) состоят в браке с гражданином России не менее трех лет. Должны иметь на руках свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего гражданство РФ;
3) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, вместе с заявлением о приеме в гражданство РФ представляют: свидетельство о рождении и паспорт гражданина России - сына или дочери, а также один из документов, подтверждающих нетрудоспособность заявителя (удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин - 60 лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы).
Часть 3 ст. 14 Закона о гражданстве предполагает прием в гражданство РФ в упрощенном порядке нетрудоспособных иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР. Для этого лицам необходима лишь регистрация по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 01 июля 2002 года. Вместе с заявлением о приеме в гражданство данные лица должны предъявлять:
1) паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 01 июля 2002 года, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию на 01 июля 2002 года, либо вид на жительство (не является обязательным условием) с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 01 июля 2002 года;
2) один из документов, подтверждающих нетрудоспособность заявителя (удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин - 60 лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы). При этом под нетрудоспособностью понимается полная нетрудоспособность, возникшая в силу возраста (пенсионный возраст в РФ составляет 55 лет для женщин, 60 - для мужчин) либо инвалидности вследствие тяжкого заболевания (инвалид I, II или III групп);
3) один из документов, подтверждающих владение русским языком;
4) один из документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о гражданстве иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 01 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Федеральным законом от 01 декабря 2007 года № 296-ФЗ срок заявлений о приеме в гражданство для данной категории лиц был продлен до 01 января 2009 года. Вид на жительство стал необходимым условием для приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке для таких лиц. Помимо вида на жительство представляются документы, предусмотренные подп. «е» п. 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации:
1) паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 01 июля 2002 года, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию на 01 июля 2002 года, либо разрешение на временное проживание в РФ, либо вид на жительство с отметкой;
2) один из документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства СССР в прошлом;
3) один из документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости, квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется.
Часть 5 ст. 14 Закона о гражданстве предусматривает принятие в гражданство РФ в упрощенном порядке ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории России. Для данной категории лиц вообще не требуется соблюдения каких-либо условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве, кроме обязательства соблюдать Конституцию РФ.
В соответствии с подп. «ж» п. 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ данные лица вместе с заявлением о приеме в гражданство РФ представляют следующие документы:
1) паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о регистрации по месту жительства, или документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства, или разрешение на временное проживание в Российской Федерации, или вид на жительство (при его наличии);
2) удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, или удостоверение инвалида Отечественной войны, или удостоверение участника войны, или удостоверение о праве на льготы;
3) один из документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства СССР в прошлом.
Для детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона о гражданстве упрощенный порядок приема в гражданство предусматривает снятие требования проживать на территории России и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательство соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, а также требование об отказе от иного гражданства Овчинникова, А.Н. Новое в миграционном законодательстве: от регистрации до получения российского гражданства [Текст] / А.Н. Овчинникова, Г.Ю. Малумов. - М.: Деловой двор, 2009. - С. 49-51..
В соответствии с п. «а» ч. 6 ст. 14 Закона о гражданстве право на приобретение гражданства в упрощенном порядке, без соблюдения условия о пятилетнем проживании на территории России, имеет ребенок, один из родителей которого состоит в гражданстве РФ. Для подачи заявления о приеме в гражданство необходимо согласие другого родителя ребенка, за исключением случаев, когда ребенок проживает на территории России.
Пункт 17 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ устанавливает, что заявление о приеме в гражданство ребенка, один из родителей либо единственный родитель которого имеет гражданство РФ, а также ребенка или недееспособного лица, над которым установлены опека или попечительство, подается соответственно родителем ребенка, опекуном или попечителем, имеющими гражданство РФ. Вместе с заявлением, если ребенок проживает на территории России, предоставляются:
1) свидетельство о рождении ребенка, при наличии - паспорт;
2) вид на жительство либо иной документ, подтверждающий проживание ребенка на территории России;
3) согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства РФ, оформленное в соответствии с п. 5 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства (в произвольной форме, но заверенное нотариально).
Если ребенок проживает за пределами Российской Федерации, то вместе с заявлением должен быть представлен документ, удостоверяющий личность и гражданство другого родителя либо его статус лица без гражданства.
Вместе с заявлением родителя, имеющего гражданство РФ, представляется также письменное согласие другого родителя, имеющего иное гражданство, на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью.
По п. «б» ч. 6 ст. 14 Закона о гражданстве в упрощенном порядке гражданство может быть приобретено ребенком, единственный родитель которого имеет гражданство РФ. Заявление о приеме в гражданство в этом случае подается родителем, который должен представить также решение суда о признании другого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, либо документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью (п. 19 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).
В соответствии с п. «в» ч. 6 ст. 14 Закона о гражданстве гражданство в упрощенном порядке приобретает ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство. Заявление о приеме в гражданство в этом случае подается опекуном или попечителем, имеющими гражданство РФ.
Пункт 20 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства устанавливает, что вместе с заявлением о приеме в гражданство РФ ребенка или недееспособного лица, над которыми установлены опека или попечительство, представляются:
1) свидетельство о рождении ребенка или недееспособного лица, а также паспорт ребенка или недееспособного лица (при его наличии);
2) документ, подтверждающий проживание ребенка или недееспособного лица на территории России (вид на жительство, разрешение на временное проживание ребенка, регистрация по месту пребывания и др.), либо документ, подтверждающий проживание - за ее пределами;
3) свидетельство об установлении опеки или попечительства;
4) согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства Российской Федерации.
В отношении недееспособного лица также представляется решение суда о признании лица недееспособным.
Часть 7 ст. 14 Закона о гражданстве предполагает предоставление гражданства РФ в упрощенном порядке соотечественникам, выбравшим для постоянного проживания область, республику или край в России в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») [Текст] : Указ Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 26. - Ст. 2820.. Зарегистрировавшись по месту жительства, такие лица принимаются в гражданство РФ без учета требуемого непрерывного срока проживания на территории России, степени владения ими русским языком и предоставления доказательств наличия законного источника средств к существованию Петухов, Д.В. Конституционные аспекты поддержки и защиты Россией соотечественников за рубежом [Текст] / Д.В. Петухов // Журнал российского права. - 2007. - № 10. - С. 33-34..