Рефераты

Институт гражданства в Российской Федерации

p align="left">Наряду с вышеуказанными основаниями Закон о гражданстве предусматривает приобретение гражданства РФ в результате восстановления в гражданстве.

Сущность восстановления в гражданстве состоит в том, что нормы ст. 15 Закона о гражданстве распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имели гражданство РФ, но утратили его в связи с выходом из гражданства или по иным основаниям, предусмотренным данным Законом. Поскольку указанные лица уже состояли в гражданстве РФ, им установлен сокращенный срок постоянного проживания на территории России - три года. При этом они должны отвечать всем критериям, указанным в ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве.

В соответствии с п. 22 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ при подаче заявления о восстановлении в гражданстве представляются документы, указанные в п. 10 Положения, а также справка полномочного органа, подтверждающая выход заявителя из гражданства РФ или факт подачи в соответствии с ранее действовавшим законодательством РФ о гражданстве заявления о нежелании состоять в гражданстве РФ Садыков, Р. Приобретение гражданства в упрощенном порядке [Электронный ресурс] / Р. Садыков // Режим доступа: www.garant.ru (Дата обращения 13.04.2010 г.)..

К иным основаниям приобретения гражданства РФ, установленным Законом о гражданстве, можно отнести выбор гражданства при изменении Государственной границы РФ (ст. 17). Данной нормой установлено, что при изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Основания приобретения гражданства РФ также закреплены в главе V Закона о гражданстве «Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц».

Частью 1 ст. 24 Закона о гражданстве установлено, что ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ.

При этом установлен следующий порядок. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий на территории России, может приобрести гражданство РФ: по заявлению родителя, приобретающего гражданство РФ (ч. 1 ст. 25), либо по заявлению обоих родителей (ч. 2 ст. 25).

Такое полное и четкое разграничение оснований приобретения гражданства РФ ребенком при приобретении российского гражданства одним из родителей напрямую связано с гражданством его обоих родителей (наличием или отсутствием такового), согласием родителей на изменение гражданства ребенка, местом проживания ребенка.

Статьей 26 Закона о гражданстве установлены основания приобретения гражданства РФ детьми при усыновлении (удочерении).

Часть 2 ст. 26 регламентирует порядок приобретения гражданства РФ ребенком, усыновленным (удочеренным) следующими категориями лиц:

1) гражданином РФ;

2) супругами, являющимися гражданами РФ;

3) супружеской парой, в которой один супруг является гражданином РФ, а другой - лицом без гражданства.

В случае усыновления этими лицами ребенка, не имеющего гражданства РФ, он приобретает российское гражданство по заявлению усыновителя, являющегося гражданином РФ.

Вместе с заявлением представляются:

1) свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

2) вид на жительство или иной документ, подтверждающий проживание ребенка на территории России (при его наличии);

3) свидетельство об усыновлении;

4) документы, удостоверяющие личность и гражданство усыновителей или единственного усыновителя. Если один из усыновителей является лицом без гражданства, также документ этого усыновителя, удостоверяющий статус лица без гражданства.

Указанное заявление подписывается обоими усыновителями. В случае если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, его подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

Часть 3 ст. 26 Закона о гражданстве устанавливает право на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке ребенком, который усыновлен (удочерен) супругами, один из которых является гражданином России, а другой имеет иное гражданство. Гражданство РФ приобретается в таких случаях по заявлению обоих усыновителей, независимо от места жительства ребенка.

В соответствии с п. 21 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ вместе с заявлением о приеме в гражданство ребенка, усыновленного (удочеренного) супругами, один из которых является гражданином России, а другой имеет иное гражданство, независимо от места жительства ребенка представляются:

1) свидетельство о рождении ребенка, при наличии - паспорт;

2) свидетельство об усыновлении;

3) документ, удостоверяющий личность и гражданство другого усыновителя;

4) согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 26 Закона о гражданстве, если в течение одного года со дня усыновления ребенка супружеской парой, где один из супругов имеет гражданство РФ, а другой - гражданство иностранного государства, от усыновителей не поступит заявления о приобретении гражданства ребенком, он приобретает гражданство РФ в том случае, если он и усыновители проживают на ее территории. Таким образом, при условии проживания ребенка и усыновителей в Российской Федерации не требуется прохождения специальной процедуры приобретения гражданства, и в дальнейшем ребенку может быть оформлено наличие гражданства Российской Федерации, он приобретает его автоматически Басик, В.П. Условия приобретения и прекращения гражданства на территории Российской Федерации [Текст] / В.П. Басик // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2005. - № 1. - С. 24-25..

Подводя итог сказанному, стоит отметить, приведенный выше перечень оснований приобретения гражданства РФ является исчерпывающим. Под такими основаниями следует понимать: приобретение гражданства РФ по рождению; в результате приема в гражданство РФ; в результате восстановления в гражданстве РФ; по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.

2.2 Прекращение гражданства Российской Федерации

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах «каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства».

Согласно ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин России вправе изменить свое гражданство. Это означает, что он вправе прекратить российское гражданство, стать гражданином другого государства или лицом без гражданства.

Поскольку гражданство представляет собой политико-правовую связь двух сторон - государства и гражданина, то ее устойчивость обеспечивается совпадением воли государства и воли гражданина. При отсутствии такого совпадения отношения гражданства могут быть прекращены по желанию любой из сторон Каграманов, С.В. Институт гражданства в Федеративном Российском государстве [Текст] : автореф. дисс. на соиск… канд. юрид. наук / С.В. Каграманов. - Ростов-на-Дону, 2003. - С. 8..

Согласно ст. 18 Закона о гражданстве прекращение гражданства наступает по следующим основаниям:

1) в результате выхода из гражданства РФ по собственному желанию;

2) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.

Иными основаниями следует считать:

1) случаи изменения территории РФ;

2) отмену решения о приеме в гражданство;

3) автоматическое прекращение российского гражданства;

4) смерть гражданина Добрынин, Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации [Текст] / Н.М. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2007. - С. 97..

Рассмотрим каждое основание прекращения гражданства РФ более подробно.

Статья 19 Закона о гражданстве регламентирует порядок выхода из гражданства РФ. Выходом из гражданства признается прекращение гражданства на основе добровольного волеизъявления гражданина. При этом установлен общий и упрощенный порядок выхода из гражданства.

В соответствии со ст. 3 Закона о гражданстве под общим порядком прекращения гражданства РФ понимается порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства РФ Президентом РФ в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Законом. Общий порядок распространяется на лиц, постоянно проживающих на территории РФ.

Упрощенный порядок прекращения гражданства РФ - это порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные Законом о гражданстве. Упрощенный порядок применим к лицам, постоянно проживающим за пределами РФ, а равно к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, один из родителей которых имеет иное гражданство.

При выходе из гражданства РФ на основании ч. 1 ст. 19 Закона о гражданстве лица, проживающего на территории РФ, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства РФ, а также документ налогового органа РФ об отсутствии задолженности по уплате налогов. Заявление подается в органы внутренних дел по месту жительства лица, желающего выйти из гражданства. В нем указываются мотивы выхода из гражданства.

Упрощенный порядок отличается от общего (ч. 1 ст. 19 Закона о гражданстве) сроками принятия решений уполномоченными органами: если при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства в общем порядке эти сроки ограничены годом со дня подачи заявления, то упрощенный порядок предусматривает рассмотрение его в течение шести месяцев.

Упрощенный порядок выхода из гражданства РФ применяется к лицам, проживающим на территории иностранного государства, состоящим в гражданстве РФ и желающим из него выйти. Упрощенный порядок предоставляется этим категориям лиц, поскольку они постоянно проживают за пределами РФ, фактически не пользуются правовым статусом гражданина; кроме того, имеют гарантии приобретения иного гражданства.

При выходе лица из гражданства РФ, на основании ч. 2 ст. 19 Закона о гражданстве, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением, согласно п. 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, представляются:

1) документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

2) документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в РФ (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

3) документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства РФ;

4) документ налогового органа РФ об отсутствии задолженности по уплате налогов.

Решения по таким заявлениям принимаются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ по согласованию с Федеральной миграционной службой и Федеральной службой безопасности Российской Федерации Дальдинова, И.С. Конституционно-правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации [Текст] : дисс. на соиск… канд. юрид. наук / И.С. Дальдинова. - Ставрополь, 2005. - С. 126-127..

Выход из гражданства в упрощенном порядке ограничивается условиями, перечисленными в ст. 20 Закона о гражданстве. Это связано с тем, что при отсутствии у лица гарантий приобретения иного гражданства в отношении его должна быть сохранена правовая защита со стороны государства. Если же лицо имеет неисполненные обязательства либо привлекается к уголовной ответственности, то оно подвергается мерам государственного принуждения, но при выходе из гражданства может этого избежать, поэтому ст. 20 Закона о гражданстве запрещает выход из гражданства в таких случаях Данилкин, В.В. Актуальные аспекты развития гражданства... С. 36-37..

При выходе на основании ч. 3 ст. 19 Закона о гражданстве из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих родителей или единственного родителя представляются:

1) свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

2) документ полномочного органа иностранного государства о наличии у ребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ребенку иного гражданства в случае его выхода из гражданства РФ;

3) согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращение гражданства РФ.

Заявление родителей подписывается обоими родителями. В случае если один из родителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, подпись этого родителя на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

Установление в Федеральном законе правил об упрощенном порядке выхода из гражданства детей затрагивает случаи, когда один из родителей ребенка (либо единственный родитель) имеют иное гражданство. Если же родители ребенка состоят в гражданстве РФ, то выход из гражданства происходит в общем порядке, за исключением случаев проживания ребенка за пределами территории РФ. При оформлении заявления о выходе из гражданства в общем порядке (или в упрощенном порядке на основании ч. 2 ст. 19 Закона о гражданстве) в заявлении указывается просьба о разрешении одновременного с заявителем выхода из гражданства его несовершеннолетним детям.

Заключения по вопросам гражданства РФ принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований разрешения выхода из гражданства РФ.

При принятии решения о выходе из гражданства РФ и после вручения справки паспорт гражданина России, в том числе заграничный (при его наличии), или паспорт гражданина СССР образца 1974 года изымается, при этом проставляется штамп об аннулировании отметки, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, проставляемой на бланке свидетельства о рождении, и производится оформление соответствующего вида на жительство.

Сведения о ребенке, которому разрешен выход из гражданства РФ, содержащиеся в паспорте его родителя (родителей), сохраняющего гражданство РФ, аннулируются внесением записи «Сведения о (фамилия, имя, отчество ребенка) аннулированы» на свободном поле страниц, содержащих сведения о детях, заверяемой подписью сотрудника и скрепляемой печатью.

Следующим основанием прекращения гражданства РФ выступают случаи изменения Государственной границы РФ, в связи с чем за гражданином РФ закрепляется право выбора иного гражданства (ст. 21 Закона о гражданстве).

В ст. 15 Всеобщей декларации прав человека заложено в смысл права каждого человека на гражданство право оптации.

Согласно ст. 21 Закона о гражданстве под оптацией понимается право на сохранение или изменение гражданства лицами, проживающими в пределах территории, которая подверглась изменению своей государственной принадлежности Миронов, В.Ф. Гражданство в Российской Федерации... С. 35.. Анализируя содержание данной статьи, можно выделить несколько существенных признаков оптации в РФ:

1) она происходит в условиях территориальных преобразований в результате изменения Государственной границы РФ.

Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Прохождение Государственной границы РФ устанавливается и изменяется международными договорами РФ, федеральными законами;

2) территориальное преобразование должно быть осуществлено только в соответствии с международными договорами РФ, в которых обычно отражаются право затрагиваемых граждан на добровольный выбор гражданства и условия, порядок и правовые последствия такого выбора Мезенцева, А. Новое в законодательстве о гражданстве РФ [Текст] / А. Мезенцева // Законность. - 2004. - № 2. - С. 13-14..

В соответствии со ст. 22 Закона о гражданстве отмена решения о приеме в гражданство является единственным основанием, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Это происходит при наличии серьезных условий: представлении заявителем подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ устанавливается в судебном порядке. Основываясь на судебном решении, компетентный государственный орган, вынесший ранее решение о приобретении лицом гражданства РФ, отменяет это решение.

В данном случае имеет место лишение гражданства РФ, так как лицо, хоть и незаконно, но имеет некоторое время статус российского гражданина. При этом отмена решения о приобретении гражданства РФ является не чем иным, как санкцией за совершение противозаконных действий, что квалифицируется как лишение гражданства.

Наряду со смертью гражданина основанием прекращения гражданства выступает автоматическое прекращение гражданства. Так, гражданство РФ ребенка утрачивается при прекращении российского гражданства обоих его родителей или единственного его родителя, а также при прекращении гражданства РФ одного из родителей при согласии другого родителя на это, но всегда при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства Российское гражданство... С. 282..

Таким образом, под прекращением гражданства следует рассматривать утрату лицом гражданства РФ с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства. Как правило прекращение гражданства Российской Федерации возможно только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а также в случае решения об отмене гражданства конкретного лица в связи с представлением ложных сведений при его приобретении).

Глава 3. Деятельность полномочных государственных органов по решению вопросов Российского гражданства

3.1 Система государственных органов, ведающих делами о гражданстве

Поскольку право на гражданство и связанные с ним интересы как отдельной личности, так и государства реализуются в соответствующих организационных формах, то механизм реализации правоотношений граждан связан с деятельностью системы определенных законом государственных органов, ведающих вопросами гражданства Российское государство... С. 301..

Во многих государствах решение вопросов гражданства - прерогатива главы государства. Российская Федерация не является исключением, п. «а» ст. 89 Конституции РФ решение вопросов российского гражданства относит к компетенции Президента России.

Во исполнение данного положения Конституции РФ ст. 28 Закона о гражданстве среди полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, на первом месте называет Президента Российской Федерации.

Наряду с Президентом РФ к полномочным органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, закон относит:

1) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;

2) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации Мещеряков, А.Н. Решение вопросов гражданства Российской Федерации: монография [Текст] / А.Н. Мещеряков, Я.Л. Ванюшин. - Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2006. - С. 3..

Закон о гражданстве закрепляет полномочия каждого из этих органов.

В соответствии со ст. 29 Закона о гражданстве Президент РФ в сфере решения вопросов гражданства наделен следующей компетенцией, он

1) уполномочен решать следующие вопросы приема в гражданство РФ и выхода из него, восстановления в гражданстве РФ, отмены решений по вопросам гражданства РФ;

2) утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, в связи с исполнением Закона о гражданстве;

4) издает указы по вопросам гражданства РФ;

5) при наличии обстоятельств, предусмотренных п.п. «б»-»ж» ст. 16 Закона о гражданстве, вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство РФ или восстановлении в гражданстве РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со ст.ст. 13-15 Закона о гражданстве.

В осуществлении полномочий по делам о гражданстве Президент РФ издает указы. Также принимает нормативные правовые акты, регулирующие вопросы гражданства (Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации [Текст] : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (ред. от 19.08.2009, с изм. от 22.10.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4571.), создает специальные органы, ведающие вопросами гражданства (Управление по вопросам гражданства Администрации Президента РФ Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - № 12. - Ст. 876., Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава [Текст] : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318 // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4570.) и принимает положения об этих органах.

Президент РФ активно участвует в регулировании вопросов гражданства и в иных формах. Ежегодно в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ обращает внимание законодательного органа на состояние правовой защищенности личности, ориентирует парламент на разрешение важных и актуальных вопросов регулирования правового статуса физических лиц, неотъемлемым элементом которого является гражданство Ванюшин, Я.Л. Конституционное право на гражданство и роль органов ФМС в его реализации [Текст] : дисс. на соиск… канд. юрид. наук / Я.Л. Ванюшин. - Челябинск, 2006. - С. 136-137..

Наряду с полномочиями Президента РФ по делам о гражданстве существенная роль в решении вопросов российского гражданства отведена государственным органам исполнительной власти, ведающим делами внутренних и иностранных дел Российской Федерации. В силу однородности стоящих перед ними задач по реализации законодательства о гражданстве РФ, взаимоотношений и взаимосвязей, их совокупность образует систему органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве.

Значимость органов, ведающих делами о гражданстве, обуславливается возможностью их участия в решении вопросов гражданства в качестве самостоятельной и предварительной (подготовительной) инстанции. В роли самостоятельной инстанции исполнительные органы, ведающие делами о гражданстве, выступают при решении вопросов гражданства в упрощенном порядке. В этом случае ими выполняется весь цикл необходимых для решения вопросов гражданства операций. При рассмотрении вопросов гражданства в общем порядке, исполнительные органы, ведающие делами о гражданстве, участвуют как предварительная (подготовительная) инстанция. Здесь в их задачи входит подготовка и направление Президенту РФ документов для рассмотрения вопросов гражданства, а также последующее исполнение принятых Президентом РФ решений.

Закон о гражданстве называет основные две сферы деятельности федеральных органов исполнительной власти: внутренние и иностранные дела.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции, является Министерство внутренних дел РФ. К его полномочиям относится:

1) определение наличия гражданства РФ у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

2) принятие от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства РФ;

3) осуществление проверки фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документов и в случае необходимости запросов дополнительных сведений в соответствующих государственных органах;

4) направление Президенту РФ для решения вопросов гражданства в общем порядке заявлений по вопросам гражданства РФ, представленных для их обоснования документов и иных материалов, а также заключений на данные заявления, документы и материалы;

5) исполнение принятых Президентом РФ решений по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

6) ведение учета лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами гражданства или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

7) оформление гражданства РФ;

8) осуществление отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации, в случае принятия ими решения.

Полномочия в сфере гражданства МВД России осуществляет с помощью структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов внутренних дел:

1) министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации,

2) главных управлений,

3) управлений внутренних дел субъектов РФ,

4) управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах,

5) иных входящих в его систему организаций и подразделений.

Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел и осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации является Министерство иностранных дел РФ. Данный орган выполняют аналогичные функции в вопросах гражданства по отношениям к лицам, проживающим за пределами Российской Федерации.

Решение вопросов гражданства, отнесенных к компетенции МИД России, возложено на Департамент консульской службы МИД России и другие структурные органы МИД России, а также на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации. В составе Департамента консульской службы действуют подразделения, деятельность которых непосредственно связана с решением вопросов гражданства - отдел по вопросам гражданства, отдел оформления паспортов, отдел легализации и истребования документов и другие подразделения.

Решение вопросов гражданства отнесено также к компетенции дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации Добрынин, Н.М. Конституционное (государственное) право... С. 109-110..

На основании вышеизложенного следует, что решение вопросов, касающихся реализации законодательства о гражданстве, возлагается на установленные Законом о гражданстве РФ государственные органы. К ним относятся: Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. Структура данных органов в полной мере охватывает все возможные сферы правоотношений, в которые вступает человек как субъект права при решении вопросов гражданства, и направлена, прежде всего, на соблюдение прав и свобод индивида в этой области.

3.2 Производство по делам о гражданстве

Закон о гражданстве содержит как нормы материального права, определяющие правила решения вопросов о гражданстве по существу, так и административно-правовые нормы, регламентирующие производство по делам о гражданстве, к которым относятся:

1) порядок оформления и подачи заявлений по вопросам гражданства;

2) порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства;

3) порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства;

4) исполнение решений по вопросам гражданства;

5) контроль за их исполнением.

В-первую очередь, оформление приобретения или прекращения российского гражданства зависит от места жительства заявителя:

1) лицо, проживающее на территории РФ, подает заявление в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

2) лицо, проживающее за пределами РФ и не имеет места жительства на территории РФ, подает заявление в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за ее пределами.

Соответствующие органы принимают заявления граждан по вопросам гражданства в пределах своей компетенции, проверяют соответствие заявлений и представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным Законом о гражданстве и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства, и составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке. После чего территориальные подразделения направляют свои заключения в Федеральную миграционную службу, а дипломатические представительства и консульские учреждения - в Министерство иностранных дел РФ. В свою очередь данные органы составляют заключения на заявление и направляют его вместе с необходимыми документами и материалами в Федеральную службу безопасности РФ, которая осуществляет проверку представленных документов, материалов, а также содержащихся в них сведений в отношении лиц, достигших возраста 14 лет, и дает соответствующее заключение.

В дальнейшем заявление вместе с документами и материалами, включая заключения, направляется в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ для предварительного рассмотрения и подготовки предложений Президенту РФ

Срок рассмотрения заявлений при этом не должен превысить двух месяцев в каждом из вышеуказанных органов Мещеряков, А.Н. Решение вопросов гражданства... С. 37-38...

Решения по вопросам гражданства РФ должны приниматься по каждому заявлению отдельно.

Полномочные органы в своих заключениях указывают основания:

1) принятия в гражданство РФ и восстановления в гражданстве РФ;

2) отклонения заявления, разрешения выхода из гражданства РФ;

3) отказа в выходе из гражданства РФ.

Согласно ч. 2 ст. 32 Закона о гражданстве заявление по вопросам гражданства подлежит государственной регистрации. При подаче заявления об изменении гражданства (приеме, восстановлении, выходе) заявителю выдается справка о принятии заявления к рассмотрению, подтверждающая прием заявления к рассмотрению и уплату государственной пошлины или консульского сбора. В справке также указываются регистрационный номер заявления и статья (часть, пункт) Закона о гражданстве, на основании которой подано заявление.

В соответствии с п. 7 Положения заявление должно быть составлено на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью.

Заявление и сопутствующие ему материалы предъявляются лично заявителям, за исключением случаев, имеющих исключительный характер и подтвержденных документально (тяжкое заболевание, удостоверенное соответствующим медицинским учреждением, выезд в длительную служебную командировку, что удостоверяется справкой с места работы, и т.д.). При таких обстоятельствах согласно ч. 3 ст. 32 Закона о гражданстве данные документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. Такая подача заявления должна осуществляться на основании нотариально удостоверенной доверенности, которой представитель уполномочивается на совершение этих действий. При этом подлинность подписи лица, подписавшего заявление об изменении гражданства, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику также должно быть удостоверено нотариально.

Часть 4 ст. 32 Закона о гражданстве предусматривает еще одно исключение из правил о личной подаче заявлений по вопросам гражданства. Оно касается изменения гражданства ребенка или недееспособного лица. Заявление об изменении гражданства в таких случаях подается родителями либо другими законными представителями Ванюшин, Я.Л. Конституционное право на гражданство... С. 82..

Следующим этапов производства по делам о гражданстве РФ выступает порядок оформления заявлений.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о гражданстве заявление по вопросам гражданства составляется письменно по установленной форме, определенной Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (приложения № 1-7).

Бланк заявления заполняется от руки или с использованием технических средств (компьютеров и т.д.). При заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений. Ответы на содержащиеся в бланке вопросы должны быть исчерпывающими. Текст заявления, выполненный от руки, должен быть разборчивым.

В случае изменения заявителем своей фамилии, имени или отчества в полномочный орган, ведающий делами о гражданстве, представляется копия свидетельства о перемене фамилии, имени или отчества.

При подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу следующие документы:

1) документы, удостоверяющие его личность;

2) документы, удостоверяющие гражданство;

3) документы, удостоверяющие отсутствие гражданства;

4) документы, подтверждающие место жительства заявителя.

При этом предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.

Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой (п. 8 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

На практике существуют случаи, когда гражданин не имеет возможности поставить свою подпись под документом (вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности). Поэтому в ч. 2 ст. 33 Закона о гражданстве, учитывая данное обстоятельство, предусмотрена возможность подписи заявления не лицом, его составляющим, а по его просьбе другим лицом. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое засвидетельствование, с указанием причин, в силу которых заявитель не мог подписать заявления собственноручно.

Часть 3 ст. 33 Закона о гражданстве устанавливает общие правила оформления согласия заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства. Под заинтересованными лицами следует понимать родителей, попечителей, опекунов.

Поскольку производство по делам о гражданстве ведется в письменной форме, такое согласие дается в письменном виде. При этом подлинность подписи лица, дающего согласие, удостоверяется нотариально (если он проживает на территории РФ). Если указанные лица проживают за пределами РФ, подлинность их подписи удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ.

Как было отмечено ранее, при подаче заявления по вопросам гражданства (прием, восстановление, выход из гражданства РФ, определение гражданства РФ) взимается государственная пошлина (ч. 1 ст. 34 Закон о гражданстве), размер которой определяется нормами Налогового кодекса РФ.

При этом в случае приема в гражданство РФ физических лиц, имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств и остающихся в результате этого лицами без гражданства, государственная пошлина не уплачивается (ст. 333.29 НК РФ). Также государственная пошлина не уплачивается при приеме в гражданство РФ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок принятия решений по вопросам гражданства РФ зависит от порядка (общего или упрощенного) рассмотрения соответствующего заявления, а также кем, каким исполнительным органом рассматривается заявление (полномочными органами ФМС или МИД).

Часть 1 ст. 35 Закона о гражданстве устанавливает, что решения по вопросам гражданства РФ в общем порядке, такие как прием в гражданство (ст. 13), восстановление в гражданстве (ст. 15) и выход из гражданства РФ (ст. 19 и ч. 1 ст. 26), принимаются Президентом РФ.

Прием в гражданство РФ в соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона о гражданстве осуществляется на основании обращения к Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего должностного лица субъекта РФ и при наличии заявления лица, имеющего особые заслуги перед Российской Федерацией.

Перед представлением Президенту РФ обращение и заявление о приеме в гражданство направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ, а затем в Федеральную службу безопасности РФ для получения заключения.

Эти процедуры должны быть закончены в течение одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом (ч. 2 ст. 35 Закона о гражданстве).

О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в общем порядке, заявитель уведомляется полномочным органом в течение месяца со дня издания Президентом РФ соответствующего указа Головистикова, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [Текст] / А.Н. Головистикова. - М.: Эксмо, 2005. - С. 151..

Часть 3 ст. 35 Закона о гражданстве регулирует порядок принятия решений о приеме и о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке федеральными органами исполнительной власти. Данные решения принимаются Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами по согласованию с территориальными органами ФСБ России (п. 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

Решения по заявлениям об изменении гражданства детей в возрасте до 14 лет и недееспособных лиц в упрощенном порядке принимаются полномочными органами без согласования с ФСБ и ее территориальными органами и без проведения проверок органами внутренних дел.

За пределами РФ решения о приеме в гражданство и о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, которым является Министерство иностранных дел РФ, а также дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства и принятие по ним решений органами системы МИД, так же как и органами ФМС, осуществляется, на основании ч. 4 ст. 35 Закона о гражданстве, в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех документов.

В соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона о гражданстве общими требованиями к оформлению решений по вопросам гражданства РФ являются письменная форма и указание оснований их принятия. Также в решении должны быть указаны подтвержденные документально обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований и выполнении условий приобретения гражданства РФ, предусмотренных Законом о гражданстве.

Решение по вопросам гражданства РФ исполняется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению.

Первый этап исполнения решения по вопросам гражданства подразумевает сообщение полномочным органом о принятии заявления к рассмотрению заинтересованным лицам. К кругу заинтересованных лиц относятся непосредственно заявитель, законные представители несовершеннолетних (родители, усыновители, опекуны или попечители, администрация детского воспитательного учреждения), законные представители недееспособных лиц (опекуны, попечители).

При принятии решения по заявлению о приобретении гражданства РФ лица, имеющего иное гражданство, полномочный орган, исполняющий такое решение, должен проинформировать соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в РФ либо полномочный орган соответствующего иностранного государства.

Вторым этапом исполнения решений по вопросам гражданства является выдача лицам, в отношении которых принято решение об изменении гражданства, соответствующих документов. При приобретении гражданства должен быть выдан паспорт гражданина РФ (или отметка в виде штампа в бланке свидетельства о рождении ребенка).

При прекращении гражданства лицу выдается справка о выходе из гражданства РФ. При этом паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт и вкладыш в свидетельство о рождении (при их наличии) лица, которому разрешен выход из гражданства РФ, подлежат изъятию.

Часть 2 ст. 38 Закона о гражданстве возлагает контроль за исполнением решений по вопросам гражданства на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (МИД России).

Данный контроль имеет ведомственный характер, поскольку непосредственное исполнение решений осуществляется их структурными подразделениями низшего звена. Осуществление контроля выражается, в частности, в праве вышестоящих органов проверять и отменять решения, вынесенные нижестоящими органами. Кроме того, ФМС и МИД России обязаны информировать Президента о ходе исполнения решений и контролирующих мероприятиях. Ежеквартальное представление необходимой информации предусмотрено Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ Конюхова, И.А. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций [Текст] / И.А. Конюхова. - М.: «Экзамен», 2003. - С. 226-227..

Приведенный анализ производства по делам о гражданстве РФ позволяет сделать вывод, что данное производство представляет собой сложную многоступенчатую процедуру, основными этапами которой являются оформление и подача заявления по вопросам гражданства, его рассмотрение, срок принятия решения по вопросам гражданства, его исполнение и контроль за исполнением принятого решения.

Заключение

Гражданство - многоаспектное правовое явление, многогранность которого проявляется в том, что гражданство выступает как особое устойчивое правоотношение, комплексный институт конституционного права и субъективное право. Каждый из аспектов гражданства является дискуссионным в правовой науке, и получает в исследовании, проводимом в дипломной работе, авторское уточнение.

На основании изучения определения гражданства в действующем Законе о гражданстве можно заключить, что оно содержит все необходимые юридически значимые признаки и отражает установившуюся концепцию взаимоотношений человека и государства, основанных на праве и признании приоритета общечеловеческих ценностей, где человек и государство выступают равноправными и равнообязанными субъектами.

Исследование современных принципов гражданства Российской Федерации имеет существенное значение для определения характера и содержания гражданства, рассмотрения вопросов и принятия по ним решений. Они лежат в основе взаимосвязей элементов содержания гражданства, определяют стабильность гражданства и отражают его сущность, выступают как руководство в практике реализации гражданства, являются показателем развитости и демократичности государства, демонстрируя его отношения с личностью. Их основополагающая роль заключается в том, что все другие нормы гражданства и принимаемые решения должны находиться в соответствии с ними.

В результате анализа положений законодательства по вопросам гражданства было выявлено, что решение вопросов приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, получило в Федеральном законе о гражданстве принципиально новые подходы, что обусловлено качественными политико-правовыми и социально-экономическими изменениями в государстве. Принципиально новым является закрепление в действующем Законе понятий общего и упрощенного порядка приема в гражданство. Также сокращен перечень оснований приобретения гражданства РФ. В качестве обязательного условия приема лиц в российское гражданство введен их отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Значительно изменено содержание такого основания как восстановление в российском гражданстве. Наряду с этим существенные изменения внесены в решение вопросов приобретения гражданства. В частности, сокращено необходимое для этого количество оснований.

Последняя глава дипломной работы посвящена характеристике понятия, функций, полномочий органов, ведающих делами о гражданстве РФ, и общим правилам производства по делам о гражданстве.

В результате исследования отмечается, что Закон о гражданстве упорядочил полномочия органов и должностных лиц, ведающих вопросами гражданства, установил порядок и сроки рассмотрения дел и принятия решений по вопросам гражданства. Статья 28 Закона о гражданстве содержит закрытый перечень органов, осуществляющих решение вопросов гражданства РФ.

Проанализирована компетенция, функции Президента РФ в области гражданства; федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов; федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся за пределами Российской Федерации.

Подводя итог проведенному исследованию института гражданства стоит отметить, что в современном развитии гражданства существуют проблемы, которые возникают как в теории, так и в практике реализации норм законодательства о гражданстве, то есть в непосредственной деятельности органов государственной власти, ведающих вопросами гражданства. В сфере приобретения и прекращения гражданства происходят определенные нарушения:

1. нарушения прав лиц, имеющих право на гражданство по рождению; данные нарушения заключаются в том, что лицам не предоставляют гражданство, поскольку они находились в течение конкретного времени за пределами страны, хотя они имеют на него право в силу рождения;

2. нарушения при выдаче паспортов граждан России и в практике изъятия последних;

3. нарушения из-за неспособности сотрудников государственных органов, ведающих делами о гражданстве, оперативно реагировать на изменяющее законодательство в сфере гражданства.

Поэтому в настоящей работе были предприняты попытки сформулировать рекомендации и предложения для дальнейшего совершенствования законодательства и разрешения вопросов, возникающих у сотрудников правоприменительной практики. А именно:

1. соблюдение интересов личности в сфере гражданства;

2. совершенствование правовых механизмов регулирования правоотношений в сфере приобретения и прекращения гражданства. В свою очередь они заключаются в создании единой судебной практики по делам в области гражданства и обеспечении постоянного повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников государственных органов, ведающих делами о гражданстве, в части касающейся приобретения гражданства.

Наряду с этим, в работе было предложено авторское видение на решение некоторых вопросов, связанных с приобретение гражданства:

1. для разрешения трудностей, связанных с определением законного источника средств к существованию изложить п. «в» ч. 1 ст. 18 Закона о гражданстве в следующей редакции: «в) имеют работу на территории РФ»;

2. для разрешения вопросов, связанных с понятием «высокие достижения в области науки, техники и культуры» целесообразно внести изменения в Закон о гражданстве для обоснования данного понятия. При этом вопросы определения высоких достижений в области науки, техники и культуры следует отнести к государственным органам, имеющим соответствующие полномочия в сфере науки, техники и культуры, поскольку они более профессионально смогут определить, что является высоким достижением в названных областях;

3. для разрешения вопросов, связанных с понятием «особые заслуги» считается целесообразным изложить сущность «особых заслуг» в Законе о гражданстве следующим образом. Под особыми заслугами следует понимать: внесение инвестиций в экономику России, которые способствовали сохранению рабочих мест либо привели к созданию новых рабочих мест; возможность и желание лица выступать за сборную России по какому-либо виду спорта в результате обладания лицом профессиональными способностями в спорте; предоставление информации для Российской Федерации, которая способствовала укреплению ее обороноспособности и безопасности.

В-целом, проведенное исследование позволило определить специфические особенности, характеризующие современный институт гражданства, состояние законодательства, регулирующее порядок приобретения и прекращения гражданства, существующие проблемы и трудности восприятия правовой природы гражданства.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1) Всеобщая Декларация прав человека [Текст] : Принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. - 1995. - 05 апреля.

2) Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: (по состоянию на 21 января 2009 года). - М.: Приор, 2009.

3) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ [Текст] (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

4) Инструкция об организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации [Текст] : Утверждена Приказом МВД РФ от 06 февраля 2003 года № 82 // Российская газета. - 2003. - 22 февраля.

5) О гражданских и политических правах [Текст] : Международный пакт от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.

6) О гражданстве Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19 апреля 2002 года) (в ред. Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 328-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.

7) О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») [Текст] : Указ Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 26. - Ст. 2820.

8) О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам [Текст] : Договор между Российской Федерации и Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. - 1995. - № 3.

9) О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21 июня 2002 года) (в ред. Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 310-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.

10) О проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова [Текст] : Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 года № 2-П // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 4. - Ст. 531.

11) О проекте Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О рекомендательном законодательном акте Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств «О согласованных принципах регулирования гражданства» [Текст] : Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 мая 1993 года № 5014-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 23. - Ст. 831.

12) Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава [Текст] : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318 // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4570.

13) Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации [Текст] : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (ред. от 19.08.2009, с изм. от 22.10.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4571.

14) Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746 // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3601.

Книги, монографии, учебники, учебные пособия

1) Баглай, М.В. Конституционное право России: Учебник [Текст] / М.В. Баглай. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2002.

2) Головистикова, А.Н. Гражданство: справочник по правовым вопросам [Текст] / А.Н. Головистикова. - М.: Эксмо, 2007.

3) Головистикова, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [Текст] / А.Н. Головистикова. - М.: Эксмо, 2005.

4) Гончаров, М.В. Конституционное право Российской Федерации: теоретические основы, правовое регулирование, судебная практика [Текст] / М.В. Гончаров. - Екатеринбург, 2007.

5) Гражданство. Регистрация [Текст] / М.Ю. Яковлева, А.А. Рождествина. - М.:Юрайт-Издат, 2007.

6) Добрынин, Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации [Текст] / Н.М. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2007.

7) Зиновьев, А.А. Конституционное право России: проблемы теории и практики [Текст] / А.А. Зиновьев. - СПб.: Герда, 2000.

8) Кокотов, А.Н. Конституционное право России: Учебник [Текст] / А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - М.: НОРМА, 2007.

9) Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) [Текст] / В.И. Шкатулла. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2005.

10) Конституционное право России: Учебник [Текст] / А.И Александров, А.В. Зиновьев, В.П. Сальников и др. - М.: ЦОКР МВД России, 2005.

11) Конюхова, И.А. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций [Текст] / И.А. Конюхова. - М.: «Экзамен», 2003.

12) Кутафин, О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник [Текст] / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2003.

13) Кутафин, О.Е. Российское гражданство [Текст] / О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2004.

14) Мелехин, А.В. Теория государства и права: Учебник [Текст] / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2007.

15) Мещеряков, А.Н. Решение вопросов гражданства Российской Федерации: монография [Текст] / А.Н. Мещеряков, Я.Л. Ванюшин. - Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2006.

16) Миронов, В.Ф. Гражданство в Российской Федерации: Российские и международные акты. Комментарий законодательства [Текст] / А.В. Миронов В.Ф. Миронов. - М.: Норма, 2003.

17) Овчинникова, А.Н. Новое в миграционном законодательстве: от регистрации до получения российского гражданства [Текст] / А.Н. Овчинникова, Г.Ю. Малумов. - М.: Деловой двор, 2009.

18) Российское гражданство: условия признания, приобретения, восстановления: путеводитель по новейшим законодательным и другим нормативным актам [Текст] / И.В. Местюков, М.В. Самон. - М.: Библиотечка РГ, 2006.

19) Российское гражданство: Учебное пособие [Текст] / И.Ф. Амельчаков, А.И. Прудников, Г.Ф. Скрипников и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Статьи, научные публикации

1) Басик, В.П. Количественные и качественные изменения правовых принципов гражданства Российской Федерации [Текст] / В.П. Басик // Государство и право. - 2005. - № 6.

2) Басик, В.П. Условия приобретения и прекращения гражданства на территории Российской Федерации [Текст] / В.П. Басик // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2005. - № 1.

3) Блинов, А.Б. Гражданство России: проблемы и перспективы [Текст] / А.Б. Блинов, Н.Ю. Чаплин // Конституционное и муниципальное право. - 2002. - № 4.

4) Варлен, М. Новые аспекты института российского гражданства [Текст] / М. Варлен // Законность. - 2002. - № 12.

5) Данилкин, В.В. Актуальные аспекты развития гражданства в современной России [Текст] / В.В. Данилкин // Закон и право. - 2009. - № 11.

6) Иванова, Е. Упрощенное гражданство [Текст] / Е. Иванова // ЭЖ-Юрист. - 2008. - № 9.

7) Кобец, П.Н. Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на современном этапе развития общества [Текст] / П.Н. Кобец // Конституционное и муниципальное право. - 2004. - № 1.

8) Мезенцева, А. Новое в законодательстве о гражданстве РФ [Текст] / А. Мезенцева // Законность. - 2004. - № 2.

9) Петухов, Д.В. Конституционные аспекты поддержки и защиты Россией соотечественников за рубежом [Текст] / Д.В. Петухов // Журнал российского права. - 2007. - № 10.

10) Рогова, М.И. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации [Текст] / М.И. Рогова // Современное право. - 2009. - № 6.

11) Свинарев, В.В. К вопросу о правовом регулировании статуса лиц с двойным гражданством [Текст] / В.В. Свинарев // Право и политика. - 2001. - № 2.

12) Смородин, Н.М. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации [Текст] / Н.М. Смородин // Закон и право. - 2003. - № 5.

13) Соколова, Н.В. Институт гражданства в России в механизме правового статуса граждан [Текст] / Н.В. Соколова // История государства и права. - 2009. - № 2.

14) Югов, А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене [Текст] / А.А. Югов // Адвокатская практика. - 2009. - № 1.

Диссертации и авторефераты диссертаций

1) Ванюшин, Я.Л. Конституционное право на гражданство и роль органов ФМС в его реализации [Текст] : дисс. на соиск… канд. юрид. наук / Я.Л. Ванюшин. - Челябинск, 2006.

2) Винокуров, А.А. Развитие института гражданства: современные тенденции и конституционно-правовой опыт России: [Текст] : автореф. дисс. на соиск… канд. юрид. наук / А.А. Винокуров. - М., 2006.

3) Грешнова, А.В. Статус гражданства в современном обществе [Текст] : автореф. дисс. на соиск… канд. юрид. наук / А.В. Грешнова. - Саратов, 2003.

4) Дальдинова, И.С. Конституционно-правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации [Текст] : дисс. на соиск… канд. юрид. наук / И.С. Дальдинова. - Ставрополь, 2005.

5) Каграманов, С.В. Институт гражданства в Федеративном Российском государстве [Текст] : автореф. дисс. на соиск… канд. юрид. наук / С.В. Каграманов. - Ростов-на-Дону, 2003.

6) Михайлова, Е.В. Право на гражданство в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты [Текст] : дисс. на соиск… канд. юрид. наук / Е.В. Михайлова. - М., 2008.

7) Чехоев, Г.А. Институт гражданства в системе конституционно-правового регулирования миграционных отношений [Текст] : автореф. дисс. на соиск… канд. юрид. наук / Г.А. Чехоев. - М., 2007.

Электронные источники

1) Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) [Электронный ресурс] / Н.В. Леонова, А.А. Пелишенко // Режим доступа: www.consultant.ru.

2) Садыков, Р. Приобретение гражданства в упрощенном порядке [Электронный ресурс] / Р. Садыков // Режим доступа: www.garant.ru.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты