Исчисление и уплата земельного налога. Льготы по налогу
Исчисление и уплата земельного налога. Льготы по налогу
47
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ
РЕФЕРАТПо «Земельному праву»На тему:«Исчисление и уплата земельного налога. Льготы по налогу»Выполнила:Студентка 3 курсаЮридического факультетаЗаочного отделения ЮЗ-301Розум С.В.Преподаватель:Соколова Э.ДМосква 2009СодержаниеВведениеГлава1.Общие положения1.1 Плательщики земельного налога1.2 Объект налогообложения
Глава2. Налоговая база
2.1 Порядок определения налоговой базы
2.2 Налоговые ставки, льготы по налогу
Глава3.Порядок исчисления и уплаты земельного налога
3.1 Налоговая декларация по земельному налогу
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Существующие в регионах России отличия в величине установленного к уплате земельного налога были обусловлены различием «качества», или категорий земель. Причем в советские времена землю оценивали по баллам. При этом высшему уровню 100 баллам - соответствовал воронежский чернозем, все же остальные земли имели более низкую плодородность. Кроме названной характеристики учитывались иные природно-климатические условия: наличие тепла, влаги, продолжительность светового дня, а также уровень урожайности. Исходя из этих показателей, в каждом регионе земельный налог был разный.
Введенная Законом РФ «О плате за землю» от 11.10.1991г №1738-1 система налогообложения земель с течением времени перестала отвечать современному уровню развития экономики. Законом для различных категорий земель были установлены ставки, которые в связи с высокими темпами инфляции, дефолтом, деноминацией постоянно индексировались.
Справедливости ради надо сказать, что этот закон изначально был задуман как временный, планировалось пару лет пересмотреть принципы налогообложения, однако применялся он практически 14 лет.
Для исправления накопившихся недостатков действовавшей системы налогообложения земли нужно было перейти к более справедливым принципам налогообложения, основывающимся на общественных представлениях о ценности земельных участков, единстве подходов к налогообложению на территории всей страны. Так появилась глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог», которая была введена Федеральным законом от 29.11.2004г №141 -ФЗ и вступила в силу с 1 Января 2005 года.
В силу этого документа земельный налог устанавливается в качестве местного налога, который формирует доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Глава1.Общие положения
Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на их территориях.
В городах федерального значения в Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.
При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований (органы законодательной (представительной) власти городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут самостоятельно определять налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога.
Кроме того, местные власти имеют право устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
1.1 Плательщики земельного налога
Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п.1 ст.388 НК РФ).
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (п. 2ст. 388 НК РФ).
Согласно п.2 ст.11НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства .Физические лица могут индивидуальными предпринимателями.
Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Следует иметь в виду, что физические лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не в праве ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели перешедшие на УСН и применяющие его в порядке, установленном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, является плательщиками земельного налога, т.е. исчисляют и уплачивают его на общих основаниях.
При определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий УСН, может уменьшить полученные доходы на сумму уплаченного им земельного налога (поп.22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
В соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ не освобождаются от уплаты земельного налога и плательщики ЕНВД.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов, в том числе и земельного налога, осуществляются плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.
Согласно главе 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ плательщиками земельного налога также признаются и организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
По действующему ЗК РФ в постоянное (бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Право постоянного бессрочного пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшие у граждан или юридических лиц до введение в действие ЗК РФ (т.е. до 31.10.2001г), сохраняется (ст.20 ЗК РФ)Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не допускается.
Распоряжение земельным участком, находящимся в собственности на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода право пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.
Следует иметь в виду, что оформление в собственность граждан земельных участков, раннее предоставленных им постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается (п.3 ст.3 Федерального закона « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г. №137-ФЗ).
Между тем в некоторых населенных пунктах складывается практика установления предельных сроков для обязательной перерегистрации гражданами земельных участков, что следует рассматривать как нарушение данной нормы.
В письме ФНС России от 29.04.2005г №21-4-04/154@ «О земельном налоге» сообщается, что земельный налог уплачивается по тем земельным участкам, в отношении которых организациями и физическими лицами, в то числе индивидуальными предпринимателями, зарегистрированы права, указанны в пункте п.1 ст.388 НК РФ, следовательно, обязанность по уплате земельного налога организациями и физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей, возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного),пользования м права пожизненного наследуемого владения на земельные участки. А в письме подчеркивается, что до момента государственной регистрации указанных прав плательщиком земельного налога остается прежний правообладатель.
Если право собственности, право постоянного (бессрочно)пользования или права пожизненного наследуемого владения на земельный участок не зарегистрировано, то обязанности по уплате земельного налога у нового правообладателя не возникает.
Следует иметь в виду, что представители налоговой службы в указанном выше письме подчеркнули, что собираются штрафовать организации, не принимающие меры по государственной регистрации земельных участков.
Хотелось бы отметить ещё один важный момент. Если члены жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, а также садоводческих и огороднических товариществ имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами. В это случае каждый член кооператива ил товарищества уплачивает земельный налог самостоятельно.
До выдачи свидетельства членом этих организаций налогоплательщиками земельного налога являются кооперативы и товарищества. В такой ситуации они представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы муниципального образования, на территории которого находятся земельные участки, но без учета площади земель членов кооперативов и товариществ, получивших свидетельство.
Другими словами, те члены кооператива или товарищества, которые имеют право устанавливающие документы на земельные участки, уплачивать земельный налог самостоятельно на основании уведомлений, полученных из налоговых органов, за остальных же земельный налог перечисляется в бюджет централизованно правлением кооператива (товарищества).
1.2 Объект налогообложения
Объектом обложения земельным налогом согласно ст.389 НК РФ являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в Москве и Санкт-Петербурге- в пределах города),на территории которого введен налог.
Земельный участок - это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой),границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находятся над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.
Для выявления границ земельного участка, как правило, используются землеустроительная документация, материалы межевания объектов землеустройства, карты, планы объекты землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект.
Обратите внимание: согласно п.2 ст.389 НК РФ не признается объектом налогообложения все земельные участки, изъятые из оборота, а также земли, ограниченные в обороте в соответствие с законодательством Российской Федерации, но не все, а только:
· Занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
· Предоставленные для обеспечения обороны и таможенных нужд;
· Из состава земель лесного фонда
· Занятые находящиеся в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Это означает, что например, земли, предоставленные для нужд связи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности или земли, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные повергшееся деградации земли, хоть и ограниченны в обороте согласно подп.8 и 12 п.5ст.27 ЗК РФ, все равно признаются объектом налогообложения, поскольку они не указанны в п.2 ст.389 НК РФ кстати, и земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых в пределах горного отвода также не указанны в п.2 ст. 389 РК РФ, следовательно, признаются объектом обложения земельным налогом (письмо ФНС России от 20.01.2005г № 21-4-04\32@).
В землях, изъятом их оборота, в соответствии с п.4 ст.27 ЗК РФ относятся земельные участки, занятые следующими объектами, находящимися в федеральной собственности:
· Государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст.95 ЗК РФ);
· Зданиями, строениями и сооружениями в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
· Зданиями, строениями и сооружениями в которых размещены военные суды;
· Объектами организаций федеральной службы безопасности;
· Объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
· Объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
· Объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно -территориальные образования;
· Объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
· Воинскими и гражданскими захоронениями;
Инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Глава 2. Налоговая база
Налоговая база в соответствии с главой 31 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, а размер налога рассчитывается в процентном отношении от этой кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка - это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) свободного от улучшений земельного участка (прав на него) или вклад земли в рыночную стоимость (наиболее вероятную цену продажи) земельного участка с его улучшениями (прав на них). Такое определение содержится в п.9.1.2 Временных методических рекомендаций по кадастровой оценке стоимости земельных участков, утвержденным заместителем председателя Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству (письмо Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 14.06.1996г № 1-16\1240)
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственном кадастре недвижимости « от 24.07.2007г «221-ФЗ.
Кадастровая стоимость земли согласно ЗК РФ должна использоваться в основном для целей налогообложения (п.5.ст.65 ЗК РФ) Она исчисляется по категориям и видам функционального использования с применением методов массовой оценки недвижимости.
Здесь хотелось бы отметить один очень важный момент.
Некоторые специалисты считают, что если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то для целей налогообложения применяется его нормативная стоимость. По нашему мнению это не верно, поскольку показатель нормативной цены земли может использоваться только для целей определения выкупной стоимости земельного участка, но никак не для исчисления налога на землю.
Нормативная цена земли - это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости(ст.25 Закона РФ №1738-1). Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены и на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения (п.3 постановления Правительства РФ « О порядке определения нормативной цены земли» от 15.03.1997 г №319).
Норма закрепления в п.13 ст.3 Закона №137-ФЗ предусматривает, что если кадастровая стоимость земли не определена, то для целей указанных в ст.65 ЗК РФ, применяется нормативная цена земли.
По нашему мнению, это правило не распространяется на налогообложение, поскольку в п.5 ст.65 ЗК РФ четко указанно, что для целей налогообложения следует пользоваться исключительно кадастровой стоимостью земельного участка.
Совершенно очевидно, что если для целей налогообложения использовать нормативную цену земельного участка, то сумма земельного налога возрастет в несколько раз, поскольку нормативная цена земли значительно выше её кадастровой стоимости
Рассмотрим это на примере г. Москвы где земельный налог по правилам главы 31 НК РФ стал исчисляться с 1 января 2005 г ( на год раньше чем везде)
Кадастровая стоимость земельного участка в черте города рассчитывается путем умножения его площади на кадастровую стоимость одного квадратного метра этой земли. Кадастровая стоимость определяется в то время исходя из удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по кадастровым кварталам города и видам функционального использования земель (утверждены постановлением Правительства Москвы « О результатах государственной кадастровой оценки земель города Москвы от 03.06.2003 г №417-ПП)
В 2005 году цена квадратного метра земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности постройки в кадастровом квартале №77-01-01001 составляла 22972 руб. по обособленными водными объектами (в этом же кадастровом квартале) -3572 руб. и т.д.
Этим же документом была определена в г.Москве и нормативная цена земли, которая, кстати, не делилась по видам функционального использования, т.е. применительно к примеру земля под жилыми домами и под водными объектами стоила одинаково . Нормативная цена земли в этом же кадастровом квартале г. Москвы (№77-01-001) в 2005 г. составляла 49089 руб.за квадратный метр.
После не сложных подсчетов убеждаемся, что в Москве в 2005 г. нормативная цена земли превышала её кадастровую в одном и том же квартале от двух до четырнадцати раз.
Таким образом, подменять кадастровую стоимость земли её нормативной ценой в целях исчисления земельного налога по правилам главы 31 НК РФ, по нашему мнению, нельзя.
2.1 Порядок определения налоговой базы
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ)
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, так же определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)пользования или праве пожизненно наследуемого владения (п.3.ст.391 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами .
Согласно п.5 ст.391 НК РФ налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 руб на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
Героев советского союза, героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена славы;
· инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а так же лиц, которые имеют I и II группу инвалидности установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
· инвалидов с детства;
· ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
· физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию в следствии ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002г. №2-ФЗ, Законом РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АС» от 15.05.1991г. №1244-1,Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» от 26.11.1998г №175-ФЗ»,
· физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь пили ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
· физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидация аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектов.
Указанное уменьшение налоговой базы производится на основании подтверждающих это право документов, которые налогоплательщик самостоятельно представляет в налоговый орган по месту нахождения земельного участка (п.6 ст.391 НК РФ).
Пример. Гражданин Груздев Е.Н. ветеран Великой Отечественной войны,имеет в собственности земельный участок в городе Ржеве, предоставленные для садоводства. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2009г. составляет 200000 руб. Предположим, что местным законом дополнительное уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму на этой территории не предусмотрено.Сумма земельного налога за 2009 год. Со стоимости этого участка при условии, что гражданин Груздев Е.Т. самостоятельно представил в налоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующие документы, рассчитывается следующим образом: (200000 руб.-10000руб.)*0.3%=570руб.
Обратите внимание:на 10000 руб. уменьшается не сама сумма земельного налога, а только налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка).
По нашему мнению, уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму производится и в случае сдачи земельного участка (его части) в аренду, поскольку нормы п.5ст.391 НК РФ не ставят получение права на уменьшение налоговой базы в зависимость от использования земли.
Например в ст.12 Закона РФ №1738-1, применявшегося до введения в действие ЗК РФ, было четко указанно, что с лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользования) взимается земельный налог с площади переданной в аренду (пользование). Регламентацией главы 31 НК РФ это правило распространяется только на налогоплательщиков, претендующих именно на налоговые льготы ( о чем ниже), а не на лиц, имеющих право на уменьшение налоговой базы
Пример2. Гражданка Вешенка Е.П.,инвалид Великой Отечественной войны, имеет в собственности земельный участок в городе Муроме предоставленный для садоводства. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2008г составляет 100000руб.
Предположим, что местным законом дополнительное отношение налоговой базы на необлагаемый земельным налогомсуммы на этой территории не предусмотрено.
Указанный земельный участок весь 2008г. сдавался в аренду. Сумма земельного налога за 2008 г. со стоимости этого участка при условии, что гражданка Вешенка Е.П. самостоятельно представила в налоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующие документы рассчитываются следующим образом: (100000руб-10000руб) )0.3% =270 руб.
Кстати на территории города Москвы согласно п.2ст.3.1 Закона города Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 года №74 налоговая база, уменьшенная в соответствии с главой 31 НК РФ на необлагаемую налогом сумму, дополнительно уменьшается на 1000000 руб. для всех категорий лиц,указанных в п.5 ст. 391 НК РФ (причем в отношении инвалидов не действуют правила «группа инвалидности, установленная до 1 января 2004 г. без вынесения заключения по степени ограничения способности трудовой деятельности»), Герое Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных силах СССР», а также одного из родителей (усыновителей) в многодетно семье.
Пример 3. Гражданин Боровик М.Н.,ветеран боевых действий, имеет в собственностиземельный участок в городе Москве предоставленный для садоводства. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2009 года составляет 1800000 руб.
Сумма земельного налога за 2009год со стоимости этого участка при условии, что гражданин Боровик М.Н. самостоятельно представил в нвлоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующие документы, рассчитывается следующим образом (1800000 руб-10000руб-1000000руб)*0.3%=2370руб.
Обратите внимание: согл. п.3 ст.3.1 Закона города Москвы №74 в случае сдачи земельного участка(в его части) в аренду уменьшение налоговой базы на дополнительно не облагаемую налогом суммув отношении переданного в аренду земельного участка (его части) не производится.
Обратите внимание: в случае, когда размер необлагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю (п.7 ст.391 НК РФ). Иначе говоря, налогоплательщику земельный налог платить не нужно. При этом ему ничего не возвращается и не засчитывается в счет будущих платежей по земельному налогу.
Пример 4. Гражданка Валуева С.А. инвалид с детства, имеет в собственности земельный участок в Оренбургской области, предоставленный для огородничества. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2008 года составляет 9500 руб.
Земельный налог на 2008 год со стоимости этого участка ей уплачивать не нужно, поскольку размер не облагаемой налогом суммы (10000 руб) превышает размер налоговой базы (9500руб).
Налоговая база в этом случае принимается равной нулю, но только при условии, что гражданка Валуева С.А. самостоятельно представила в налоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующие документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы.
Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности:
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (п.1.ст.392 НК РФ).
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях (п.2 ст.392 НК РФ).
В случае если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для её использования, налоговая база в отношении пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Это означает, что покупатель здания, сооружения или другой недвижимости является плательщиком земельного налога только в случае, когда к нему перешло право собственности на землю, занятую приобретенной недвижимостью и необходимую для её использования, причем, по нашему мнению, только с момента государственной регистрации этого права.
Налоговый и отчетный периоды:
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (ст.393 НК РФ). Отчетными периодами для налогоплательщиков- организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий квартал календарного года.
2.2 Налоговые ставки, льготы по уплате земельного налога
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0.3% кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
· отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
· занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
· приобретенных (представленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1.5% их кадастровой стоимости (п.1 ст.394 НК РФ).
Льготы по уплате земельного налога
В соответствии со ст.395 главы 31 НК РФ от обложения земельным налогом освобождаются:
· организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
· религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
· общероссийские общественные организации инвалидов ( в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
· организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных выше общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда -не менее 25%, в- в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.04.2005г №223), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
· учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
· организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
· физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов- в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
· организации-резиденты особой экономической зоны -в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
При применении норм п.1 ст.395 НК РФ в части освобождения от обложения земельным налогом земельных участков организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, предоставленных им для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций, следует иметь в виду, что согласно ст.5 Закона РФ « Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993г. №5473-1 уголовно-исполнительная система Минюста России включает в себя:
· учреждения, исполняющие наказания;
· территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
· федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказания.
По решению Правительства РФ в уголовно-исполнительную систему могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проекты, лечебные, учебные и иные учреждения.
Так, например, в Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему (утвержден постановлением Правительства РФ от 01.02.2000г №89) включены:
· базы материально-технического и военного снабжения;
· управления строительства;
· центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия;
· подразделения технического надзора, лаборатории;
· научно-исследовательские институты;
· образовательные учреждения высшего, среднего, начального (учебные центры) профессионального и дополнительного характера образования;
· санаторно-оздоровительные, амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения для персонала и членов их семей;
· военно-врачебные комиссии;
· центры санитарно-эпидемиологического надзора;
· предприятия торговли;
· редакции периодических изданий;
· отделы специального назначения;
· подразделения розыска, конвоирования, собственной безопасности, оперативно-технических и поисковых мероприятий;
· военное представительство;
· следственные изоляторы.
При применении норм п.2 ст.395 НК РФ в части освобождения от обложения земельным налогом земельных участков, которые заняты государственными автомобильными дорогами общего пользования, необходимо обратить внимание на следующее .
Дорога- это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает одну или несколько проездных путей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (ст.2.Федерального закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ).
К землям, занятым государственными автомобильными дорогами общественного пользования, принято относить земли в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями (земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно-эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначении по обслуживанию указанных дорог).
В полосу отвода автомобильных дорог входят и земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям.