Рефераты

Источники, реализация, толкование права

p align="left">

Правовой режим - органическая часть государственного и политического режимов. Если государственный режим определяется обычно как совокупность методов, приемов, способов осуществления государственной власти, то политический режим - это функциональная (деятельная) сторона политической системы общества. Политический и государственный режимы, отражая содержательный момент принятия и исполнения управленческих решений, придавая политической жизни определенную направленность, непосредственно обусловливают основные черты, состояние, общие параметры правовых режимов. Именно с помощью правовых режимов практически утверждаются и реально осуществляются режимы государственные и политические, ибо последние, как правило, облекаются в юридическую форму. В качестве примеров различных по своему содержанию и формам проявления можно назвать правовые режимы: финансовой стабилизации; протекционизма; въезда и выезда за границу; отдельных свободных (оффшорных) зон и территорий;

21. Эволюционные и революционные изменения в форме государства

Форма государства -- это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориально-государственного устройства

22. Соотношение типа и формы государства

Многообразие форм правления в пределах одного и того же типа государства, как уже отмечалось, тип государства - это совокупность основных черт, свойственных государству определённой общественно-экономической формации, а форма государства- структурный, территориальный и политический способ организации государство, охватывающий форму правления форму госустройства и политический режим. Эти два понятия взаимосвязаны соотносятся между собой как содержание и форма, где определяющею роль играет содержание, то есть тип государства. Однако форма государства оказывает немалое влияние на существование и развитие типа государства, на процесс замены одного исторического типа государства на другой. От типа государства зависит форма правления. В государствах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться по средствам сильной централизованной власти, формой правления будет монархия. Для обществ, основанных на рыночных отношениях между свободными, политически равными собственниками, является республика. Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит и от других факторов:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) историко-национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

23. Виды монархий в современном мире

Форма правления - это способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования. В зависимости от того, принадлежит ли власть одному лицу или коллективному выборному органу, различают две основных формы правления: монархию и республику.

Монархия (от греч. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства - монарха и передается по наследству.

Признаками монархии являются:

- передача власти, как правило, по наследству;

- бессрочность правления;

- независимость монарха от населения.

Среди монархий различают абсолютную и конституционную.

Абсолютная монархия - это форма правления, характеризующаяся высокой степенью централизации государственной власти, т.е. монарх единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие.

Основными признаками абсолютной монархии являются:

- неограниченная, никому не подотчетная власть монарха;

- отсутствие представительных учреждений.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия - форма правления, при которой глава государства представляет и светскую и религиозную власть (например Ватикан).

Конституционная монархия - форма правления, при которой в силу особого правового акта - конституции - имеет место распределение верховной власти между монархом и выборным органом - парламентом.

Конституционная монархия может быть парламентарной и дуалистической.

Парламентарная монархия - форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Монарх выполняет представительские функции, а также формально утверждает состав правительства и подписывает законы, принятые парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания).

Дуалистическая монархия - форма правления, при которой разделение государственной власти между монархом и парламентом имеет формально-юридический характер. Исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная - парламенту, однако, последний фактически также подчиняется монарху (Марокко, Иордания).

24. Порядок престолонаследия в государствах с монархической формой правления

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

В отношении права лиц женского пола на занятие престола существуют три системы: 1) система совершенного исключения женщин от престолонаследия, развившаяся прежде всего во Франции, откуда и название этой системы салической. В настоящее время она существует в Пруссии, Италии, Бельгии и в Скандинавских государствах. Относительно Пруссии впрочем не существует единогласия даже между немецкими учеными: многие из них допускают право лиц женского пола на занятие престола как субсидиарное, могущее осуществиться лишь за прекращением мужских представителей династий; 2) система условного допущения к престолонаследию лиц женского пола, состоящая в том, что лица женского пола пользуются правом занятия престола за совершенным отсутствием лиц мужеского пола в мужских поколениях царствующей династии. Эта система принята в Австрии, Греции, Голландии, Баварии, Вюртемберге и других германских государствах и в России; 3) система когнатическая или английская, по которой мужеский пол предпочитается женскому только в одной и той же линии, но не в целом роде. Такая система престолонаследия практикуется в Испании, Португалии, Англии; по последней стране она получила и название свое. По существующей в России системе престолонаследия, престол переходит по преимуществу в мужское поколение, по началу первородства; за пресечением же последнего мужского поколения он переходит в поколение женское по праву заступления.

Один из важнейших актов, регулирующих статус монарха, -- Акт о престолонаследии (1701). Он закрепляет для Великобритании кастильскую систему наследования престола, т. е. престол могут наследовать как мужчина, так и женщина. Наследником по праву считается старший сын короля или королевы. Следующий наследник -- второй, третий сын и т. д. (по убывающей), минуя дочерей. Если у монарха нет сыновей, наследуют дочери -- по старшинству. (Так случилось в 1952 г., когда трон Георга VI унаследовала его дочь - нынешняя королева Елизавета II). Монархом Великобритании не имеет права быть католик (только протестант), католиком не может быть также супруг (супруга) монарха. Трон в Великобритании передается только наследнику и его детям, но не супругу или супруге. Например, если трон унаследовал сын монарха, то он становится королем и имеет права монарха. Жена короля только именуется королевой, но прав монарха не имеет ни при жизни короля, ни после его смерти и не наследует престола. Но наследником может быть кто-либо из ее детей. Например, принцесса Диана никогда не смогла бы стать правящей королевой, а только королевой - женой короля, а сейчас старший сын Уильям может стать королем-монархом.

25. Соотношение унитарной и федеративной форм государственного устройства

Под формой государственного устройства понимают внутреннее строение государства, способ его территориально-политического деления обуславливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Есть две разновидности государственного устройства:

1) унитарное государство на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, конституция, законодательство и судебная система.

-Население имеет одно гражданство.

-- наличием единой конституции

-- основного закона для всей территории государства;

-- наличием общих законодательных, исполнительных и судебных органов, распространяющих свою юрисдикцию на свою территорию, и полномочия которых не ограничиваются местными органами власти;

-- функционированием единой правовой системы;

-- единой судебной системой, осуществляющей правосудие на всей территории на основе общих для всех правовых норм;

-- единым гражданством, означающим единую гражданскую принадлежность для всего населения;

-- одинаковым юридическим статусом административно территориальных единиц и их равным положением по отношению к центральным органам власти;

-- отсутствием политической самостоятельности у административно-территориальных образований, когда нет собственных законодательных и внешнеполитических органов;

-- наличием достаточно широких полномочий в хозяйственной и социально-культурной сферах;

-- функционированием единой денежной систем, распределяющей их затем по регионам.

2)Федеративное государство состоит из ряда государств, на территории которых действуют федеральные и республиканские органы власти. Признаками федерации является наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти - федеральной и субъектов федерации, их числе США, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Австрия, Швейцария, Россия и др.

26. Основные классификации политических режимов в современном мире

Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - тоталитаризм, и правовая демократия. Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками: 1)определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности; 2) антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением; 3) ему свойственно огосударвстление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.); 4) личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях; 5) реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни; 6) всеохватывающая милитаризация общественной жизни; 7) игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств; 8) не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.

Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим несоглашается с буржуазным федерализмом.

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим демократической власти выражается в следующем: 1) режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества; 2) реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях; 3) создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти; 4) в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия; 5) власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства; 6) основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм; 7) государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

27. Правовое регулирование деятельности политических партий и их взаимодействие с государством

Правовое регулирование -- это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Политическая партия -- это общественное объединение, созданное в целях участия граждан государства в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления

Деятельность политических партий является в современном мире необходимым и важным гарантом осуществления комплекса политических прав и свобод граждан: права создавать и принимать участие в деятельности партий, реализовать через электоральные механизмы партий активное и пассивное избирательное право, свободы выражения мнений, печати и т. д.;

Типы правового регулирования Тип правового регулирования - это особый порядок правового регулирования. Существует два вида типов правового регулирования в зависимости от того, какой из способов правового регулирования лежит в основе правового регулирования - общее дозволение или общий запрет: 1 Общедозволительный тип правового регулирования - разрешено всё, что не запрещено в праве; 2 Общеразрешительный тип правового регулирования - запрещено всё, кроме разрешённого в законе. Первый тип правового регулирования используется для воздействия на частноправовые отношения, он более адекватен для горизонтальных отношений (отношения между субъектами, равными по своему социальному статусу). Второй же используется для регулирования вертикальных отношений - публично-правовых (властных).

28. Характеристика основных концепций о происхождении и сущности права

Теологическая Г результат божественной воли. Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности Г: вся власть от бога. Авторы: Тертуллиан, Аврелий Августин. Постигнуть природу Г невозможно в силу его божественного происхождения. Эта теория имела в основе реальные факты, так как первоначально Г возникали как правила в религиозной форме. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции Г. Патриархальная - Г это большая семья. Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое Г, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, Г и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну - патриарху, а затем уже своим потомкам - королям. Авторы: Аристотель, Конфуций. Договорная - Эта теория предполагает социальное предназначение Г. Получила распространение в более позднее время - в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева. Согласно этой теории Г возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. Марксистская - появление прибавочного продукта, образование частной собственности приводит к неравенству в обществе, оно раскалывается на антагонистические классы. Экономически господствующий класс создаёт Г для подчинения неимущих. Эта теория предполагает первичность экономики, что игнорирует общесоциальное предназначение Г. Теория насилия - Г возникает на основе насилия, которое бывает 2-ух видов: внутреннее насилие (Дюринг, Каутский) и внешнее насилие (Гумплович). Психологическая - Г итог психологической потребности человека в общении. Автор: Петражицкий. объясняет причины возникновения Г свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный ученый Л.И. Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновениюРасовая - существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, так возникает Г. Автор: Жозеф Артур де Гобино.

Органическая - эта теория переносит законы природы на человеческое общество. Крупнейшим представителем теории был Г. Спенсер, считает Г результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процеесе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование Г в соответствии с законами органической эволюции.

Патримониальная - Г произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей. Так складывается феодальный сюзеренитет. Автор: Галлер.

Ирригационная - возникновение Г обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Г выступает как организатор масштабных работ.

29. Мораль и право: взаимодействие и противоборство

В регулировании общественных отношений огромная роль принадлежит таким социальным регуляторам, как право и мораль. Основное их назначение состоит в том, чтобы целенаправленно воздействовать на поведение людей, обеспечивающее интересы классов, социальных групп, отдельных индивидов или общества в целом. Право -- это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, которые выражают государственную волю, устанавливаются и обеспечиваются государством и направлены на урегулирование общественных отношений.

Мораль (нравственность) -- это система исторически определенных норм, принципов, взглядов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, похвального и постыдного, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого обществом, совести, благородства, порядочности и других подобных нравственных критериев. Соотношение между правом и моралью довольно сложное.

Его анализ предполагает рассмотрение следующих четырех составляющих:

1)единство;

2) различие;

3) взаимодействие;

4) противоречия.

III. Взаимодействие права и морали. Тесное единство и взаимосвязь права и морали, как социальных регуляторов, обусловливают и их социальное и функциональное взаимодействие, которое проявляется в следующем:

1) право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей определенной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают:

действия субъектов, поощряемые и осуждаемые правом, поощряются и осуждаются, как правило, моралью;

3) право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль;

4) взаимодействие права и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в формировании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы;

6) правовые нормы служат проводником морали, закрепляют и защищают моральные ценности.

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Как видим, право и мораль объективно необходимы друг другу, и их взаимодействие в самом общем виде выражается, во-первых, во влиянии морали на формирование права; во-вторых,

во влиянии права на формирование нравственных норм; в-третьих, в охране правом норм морали; в-четвертых, в использовании нравственных норм при применении права.

IV. Противоречия между правом и моралью. Несмотря на тесное взаимодействие норм права и морали, время от времени между ними возможны довольно острые противоречия, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Речь идет об отсутствии должной согласованности между этими социальными регуляторами. Противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. Тем не менее, их можно преодолеть, как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения изменений в действующее законодательство. При этом необходимо помнить, что в основе права лежит мораль и что при отсутствии согласия между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.

30. Соотношение права и других нормативных регуляторов в обществе

Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой общественно-научную категорию. Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью мер социального принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (в том числе деловые обыкновения) и др. Политические нормы фиксируются в праве, и из их числа удаляются те, которые имеют классовую направленность. Они находят выражение в: политич. декларациях, манифестах Г-в, политич партий, в конституциях Г-в и т.п.

Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения: 1 Религиозные нормы в определённой мере формализованы и содержат определения. 2 Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т.д.).

Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзов, политических партий).

Экономические нормы: им принадлежит важная роль в сфере хозяйственной жизни общества, где функционирует система рыночных отношений и в определенной мере осуществляется госрегулирование с целью обеспечения развития производства.

Обычаи: обычаями регулируются социальные действия, поведение людей в обществе. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Традиции: близки к обычаям в воздействии на жизнь людей. Это сложившиеся способы поведения людей, соц-х групп, передаваемые из поколения в поколение. Они, как и обычаи, обладают признаками устойчивости, но традиция представляет собой более широкое образование. В качестве традиции проявляются определенные идеи, соц-е установления, ценности. Они полезны для общества Эстетические: образ жизни, достигнутый уровень материального благосостояния, культуры общества, находит отражение в правилах культурного поведения, нормах приличия, этикете. В этих правилах проявляется взаимосвязь моральной оценки, эстетических требований, соображений удобства. Морали: нормы морали - это правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняются в силу внутреннего убеждения.

Общечеловеческие: это социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людямб соц-м группам, всему международному сообществу.

31. Соотношение понятий “закон” и “право”

Закон - это в политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством, обеспечивает методы непредвзятого обращения с этими людьми, а также наказания для тех, кто не следует установленным правилам поведения. Закон в человеческом обществе контрастен и варьируется в зависимости от вероисповедания, поклонения и самобытности человека в его организации жизни. Право - система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер

В мировой практике известны различные виды источников права: правовой обычай (обычное право), нормативный правовой акт государственных органов, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи, доктрины. Одним из основных видов источников права являются законы.Законы как основная и главная форма выражения права играют первостепенную роль в системе права любого цивилизованного государства. Закон - это почти всегда нормативный правовой акт, устанавливающий, излагающий или изменяющий общие предписания - нормы права. Следовательно, закон (равно как и другие нормативные правовые акты) отражает объективные потребности регулирования общественных отношений и в силу этого приобретает форму общего и обязательного правила поведения для всех. Потребности общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона приобрести общеобязательную силу. Говоря о соотношении права и закона, прежде всего необходимо решить проблему: что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права полагают, что правовыми следует считать законы, соответствующие правовым критериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают. В целях решения проблемы соотношения права и закона нередко используется и такая категория, как правовой идеал. Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными подобными им категориями, не являются правовыми. Современное понятие правового государства предполагает достаточно высокий уровень развития права и государственности как таковой. Юридическая сущность правового государства заключается в том, что его публичная власть исключает произвол и действует только в соответствии с правом, причем юристы особо подчеркивают, что под правом здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом. Следовательно, правовое государство - это прежде всего система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические и политические основы общества, а также основные права и свободы личности.

32.Сравнительная характеристика различных типов современного правопонимания

Правопониманием в юридической науке называется научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Согласно теории естественного права (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье и др.), в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека.

Два вида права признают и представители психологической теории права (Л.И. Петражицкий). Согласно этой теории право представляет психическую деятельность человека, его правовые, "императивно-атрибутивные" эмоции, чувства, оценки, переживания. Человек чувствует свою волю связанной притязаниями других лиц, ожидающих от него исполнение определенной обязанности.

В позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, устанавливаемые законом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми государственными органами. "Закон есть закон", который нужно исполнять в любом случае, независимо от психологических переживаний человека и его естественных прав. Представители этой теории весьма негативно относятся ко всяким попыткам искать право вне официально установленных государством нормативно-правовых предписаний. В отличие от позитивистов историческая школа (Савиньи, Пухта и др.) понимала право как продукт народного духа, сознания народа, который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам. Образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе. Народный дух определяет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормы права. Наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи. По мнению представителей исторической школы права, каждому народу присущ свой дух и, соответственно, свое правосознание. Поэтому нормы права одного народа не будут годными для других народов и национальностей. Представители социологической школы права также полагают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. Право, по их мнению, - это реальная жизнь, воплощенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп. При этом поиск «живого» права ведется в двух направлениях. Одни авторы считают, что в обществе существует множество правовых систем, поскольку государство не в состоянии предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Принципиально иную трактовку права, его сущности дают основоположники марксизма. Рассматривая общество как органически целостное образование, действующее и развивающееся по объективным, независимым от воли людей законам, К. Маркс и Ф. Энгельс весьма четко и последовательно различали право и закон. Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу его особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Но не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе.

Многообразие трактовок сущности и природы права в российской юридической литературе нередко рассматривается как весьма позитивное явление, свидетельствующее о достаточно высоком уровне развития правовой науки, и прежде всего теории права.

33. Взаимосвязь права и политики, права и экономики в современном обществе

Взаимоотношение политики и права подчиняется общим закономерностям. С одной стороны экономические потребности общества объективно порождают необходимость правовой формы регулирования определенных законом отношений, юридического закрепления и охраны форм собственности, обеспеченности самостоятельности самостоятельности производителя. С другой стороны, правовая форма экономических отношений является не просто необходимостью, а выполняет активную организаторскую функцию и поэтому глубоко проникает в экономическую жизнь общества в качестве важного компонента экономических процессов. Взаимодействие права и политики определяется тем, что правовые нормы исходят от государства, которое является политической организацией общества. Любые интересы и потребности людей, прежде, чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой. Политические требования становятся правом лишь в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством. Экономика - это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества. Существует два основных подхода к соотношению данных понятий. Согласно первому подходу, среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию, прежде всего, в праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей. Здесь можно говорить о приоритетах права перед экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения). Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономика над правом. Политика уже выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями. Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право. Последняя является надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений. Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.

Соотношение между гос-ом и правом проявляется двояко:

1) когда определяющим фактором выступает государство и

2) когда определяющим фактором выступает право.

34. Рецепции в праве и их роль в становлении национальных правовых систем

РЕЦЕПЦИЯ (лат. receptio) - в теории права означает заимствование или воспроизведение. В истории права термин "Р." употреблялся для обозначения заимствования, восприятия какой-либо национальной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой национальной правовой системы. Именно в этом смысле говорят о Р. римского права.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА (англ national legal system) - в теории права правовая система отдельного государства как конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии. Н.п.с. отражает социально-экономические, политические, культурные особенности соответствующего общества и государства. Н.п.с. выступают в качестве единичного феномена, являющегося структурным элементом таких правовых массивов, как группы правовых систем и правовые семьи. В современном мире существует около 200 Н.п.с. Иногда как синоним Н.п.с. используется понятие «национальное право», которое в собственном смысле имеет все же более узкое содержание.

Рецепция права является необходимым инструментом развития правовой системы. Применение рецепции можно найти в государствах с различным правовым режимом и в различных формациях. Даже такие одиозные «закрытые» правовые системы, как, например, право Древней Спарты, не могли обходиться без реципированных «чужеземных» правовых институтов. История свидетельствует о критском происхождении многих спартанских институтов, включая систему воспитания и общественных обедов. Не являются исключением из правила и государства, чья идеология по каким-либо причинам полностью отрицает рецепцию иностранного права. Ее не гнушались социалистические и фашистские правовые системы, хотя декларативно и выступали против рецепции «буржуазного», «царистского», рабовладельческого римского права, ратуя за построение нового - «пролетарского» (РСФСР, СССР), за возвращение к национальному немецкому праву (Германия), но в действительности активно используя этот механизм усовершенствования права. И в настоящее время государства также по различным причинам либо не всегда сообщают общественности о произведенной рецепции либо, наоборот, афишируют данное явление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты