p align="left">Толкование норм права - это особый мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм. Толкование, это не обычный мыслительный процесс, а деятельность, процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: Уяснение - процесс понимания содержания норм "для себя"; Разъяснение - объяснение, доведение усвоенного содержания для других. Особенности: 1 Толкование связано с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов. 2 Выступает необходимым условием правового регулирования. 3 В установленных законом случаях толкование осуществляется компетентными государственными органами. 4 Результаты толкования, могут закрепляться в специальных правовых (интерпретационных) актах
толкования - это проблема соотношения духа и буквы закона, между которыми, как правило, существуют определенные противоречия, несовпадения. Подобные коллизии приходится устранять именно путем толкования. Очень важно, чтобы законодатель и исполнитель понимали друг друга. Юридическая деятельность (судебная, прокурорская, следственная, адвокатская и иная), как никакая другая, требует скрупулезной точности, определенности, однозначности. И, конечно, внимательности. Не зря говорят: закон - это скальпель в руках судьи и пользоваться им надо умело и осторожно. Не менее выразительна пословица: "Не суда бойся - бойся судьи".
Толкование во многом зависит от уровня правосознания толкующих лиц, их профессиональной подготовки, компетентности, культуры, эрудиции. Один и тот же закон можно истолковать по-разному, в зависимости от того, кто и как толкует, в каких целях. Большую роль здесь играет субъективное начало. Субъекты толкования обладают различным политическим, нравственным и правовым сознанием, они порой находятся на разных полюсах идеологического спектра, имеют свои социальные пристрастия и предпочтения. А это не может не отражаться на понимании и толковании права. Так что толкование может быть и предвзятым. Особенно это касается нечетких, двусмысленных законов, которые действительно при желании можно повернуть по-разному, т.е. они допускают множественное толкование, возможность вкладывать в них различный смысл. Подобных случаев в современной юридической практике немало. Толкование носит как объективный, так и субъективный характер.
75. Правовое воспитание и формирование правового государства
Правовое воспитание -- это целенаправленная систематизированная деятельность государства, его органов и их служащих, общественных организаций и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Правовое воспитание -- это многоцелевая деятельность, предполагающая наличие стратегических, долговременных, и тактических, ближайших, общих и частных целей. Они могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности. Достижение целей правового воспитания возможно на основе следующих принципов: научность, плановость, системность, последовательность, дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, создание благоприятных условий для реализации правосознания на практике. Правовое воспитание нельзя сводить преимущественно к просветительской, информационной деятельности. Главное направить воспитательное воздействие на формирование осознания прав и свобод человека и гражданина, уважительного отношения к Конституции и иным законам, уважения к суду, другим демократическим институтам, отношения к праву как общечеловеческой ценности и потребности в постоянном расширении и углублении правовых знаний.
Развитие и формирование правового государства напрямую зависит от гражданского общества. В свою очередь, правовое государство создаёт благоприятные условия для функционирования гражданского общества.
Современное российское гражданское общество находится лишь на стадии развития, но вполне возможно, что "светлое будущее" уже не за горами. Правовая культура (в узком смысле слова) - это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании. Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую. Познавательно-преобразовательная функциясвязана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных , групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.
76.Критерии оценки профессионального правосознания юристов
Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. У людей всегда присутствует какое-то отношение к праву, следовательно, правосознание существует непрерывно.
Особенности:Правосознание вступает во взаимодействие с другими формами общественного сознания, моралью, политическими взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны, т.е. изменение одного, существенно отражает на другом; Правосознание характеризуется преемственностью (через поколения, народ); Профессиональный уровень - это правосознание прежде всего юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следователей, нотариусов, иных юридических и государственных работников).
Профессиональное правосознание - это правосознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юрисконсульта, адвоката, дознавателя, следователя, судьи, прокурора и т.д. Профессиональное правосознание юристов-практиков, применяющих право, находит свое выражение в процессе решения ими юридических дел.
77. Сущность правосознания и его роль в жизни общества
Правовое сознание -- это совокупность взаимосвязанных идей, теорий, убеждений, ценностных ориентацией, правовых установок, чувств, выражающих отношение общества, социальной группы, отдельного индивида к действующему или желаемому праву, а также к другим государственно-правовым явлениям. Правовое сознание играет огромную роль в развитии и совершенствовании правовой жизни общества, так как от уровня правосознания граждан зависит качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития, а также точность и полнота исполнения их предписаний.
Правосознание обладает рядом признаков:
1) правосознание -- это самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с политическими, нравственными, религиозными, национальными и другими формами;
2) правосознание отражает лишь явления правовой действительности и охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни;
3) содержанием правового сознания являются идеи, концепции, теории, чувства, эмоции, регулирующие поведение людей в юридически значимых ситуациях;
4) правосознание включает представления о прошлом, настоящем и будущем права;
5) осознание правовых явлений осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий (правоотношение, юридическая ответственность, правомерность и др.);
6) правосознание является источником права;
7) правовое сознание служит источником правовой активности и внутренним регулятором правового поведения или механизмом его осуществления.
Правовое сознание -- это сложное явление, состоящее из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.
78. Юридическая культура в общественной жизни
Общественное правосознание - это сумма накопленных на протяжении веков человеческой цивилизацией оценок, знаний, представлений о праве, сумма достижений юридической мысли и культуры. Создаваясь и развиваясь через правосознание отдельных индивидов, оно неизмеримо полнее и глубже, чем представления каждого конкретного человека о праве. Уровень юридической культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования. Забота об исторических юридических памятниках (в нашей стране это, например, Русская правда, Уложение царя Алексея Михайловича, Свод законов царской России и др.), их охрана, сохранение, научное изучение - также необходимые элементы правовой культуры.
Реальный уровень юридической культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения, степень развития юридической науки и образования и др. В современном российском государстве такой уровень, как применительно к отдельным гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще достаточно низок, и нужно многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания в нашей стране правового государства, олицетворяющего юридико-культурные ценности мировой цивилизации.
79. Пути преодоления правового нигилизма в современном обществе
Правовой нигилизм - это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм как социальное явление имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему. В системе мер преодоления правового нигилизма приоритетное значение в современных условиях приобретает научно обоснованная юридическая политика государства, которая в значительной степени предопределяет правовой настрой граждан и должностных лиц, формирование у них генеральной установки по отношению к праву. Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи господства права как одной из важнейших общечеловеческих ценностей, воплощающейся в концепции правового государства. В этой связи чрезвычайно важно формировать у населения доверие к институтам и учреждениям государственной власти, без чего невозможно цивилизованными средствами обеспечить организованность и порядок в общественных отношениях. В плане рассматриваемой проблемы особо значимым представляется обеспечение личностной направленности юридической политики, при которой стратегия правового развития была бы сориентирована на человека, его приоритеты и интересы. Таким образом, юридическая политика должна быть последовательной и радикальной и, что очень важно, социально ориентированной. Преодоление правового нигилизма в значительной мере связано с созданием качественной системы правового обслуживания, в том числе правового информирования населения, с действенностью юридического всеобуча, призванного повысить правовую компетентность граждан и должностных лиц, сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое условие ее жизнедеятельности в правовом государстве.
80. Дефекты профессионального правосознания юристов
Правильно развитая направленность личности -- обязательное условие пригодности к работе в правоохранительных органах. Без его должного развития вся работа с сотрудниками, их профессиональное обучение и профессиональное образование как «юридических технократов» могут принести только вред, формируя искусного вымогателя, формалиста, чиновника, безразличного ко всему, кроме личного интереса, и приносящего урон делу борьбы с преступностью, защиты прав граждан, авторитету норм права. Дефекты профессиональной направленности -- главная причина профессиональной деформации, возникающей у части практических работников.
Весь комплекс работы с персоналом, организации его службы и работы достигает нужных результатов в развитии профессиональной направленности, если помимо чисто правовых знаний, навыков и умений он формирует глубоко осознанную, зрелую, активную профессиональную позицию, основанную на правильном понимании предназначения правопорядка и юридической работы в современной России, преданность ей и стратегию действий, отвечающую вызовам времени и социальным ожиданиям общества. Каждый шаг любого руководителя, работника кадрового аппарата должен быть ориентирован на такой результат. На результате очень сильно сказывается и вся система жизни и деятельности правоохранительных органов, ее духовность и материальная обеспеченность, ибо человек всегда воспитывается не словами, а реальностями, делами, всей жизнью и ее особенностями.
81. Роль правомерного поведения в различных формах реализации права
Правомерное поведение - это поведение, которое соответствует требованиям права. Относительно права поведение может быть юридически нейтральным (безразличным) и юридически значимым. Юридически нейтральное поведение не регулируется правом, не влечет за собой юр-их последствий. Юридически значимое (правовое) поведение может быть правомерным и неправомерным (правонарушением). Правомерное поведение -- поведение, соответствующее мере (норме) права, не нарушающее норму права. Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность совпадают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы - поведение правомерное, однако общественно не полезное. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права. Право осуществляет главным образом регулирование правомерного поведения. Правомерное поведение - это условие существования законности и правопорядка. Правопорядок является результатом правомерного поведения.
Субъективная сторона правомерного поведения (мотивы цели поведения) различна. Нормы права могут соблюдаться, во-первых, под страхом наказания, принуждения. Во-вторых, в результате холодного расчета (выгодно соблюдать -- соблюдаем, невыгодно -- не соблюдаем, нарушаем). Далее, есть такие понятия, как «легализм» и «конформизм». Легализм - это соблюдение законов по той причине, что это закон, а законы должны соблюдаться. Конформизм - соблюдение норм в силу подражания, следования образу поведения окружающих. Мотивом совершения правомерных действий является и личный интерес. Многие правомерные действия и совершаются, чтобы удовлетворить определенные потребности и интересы соответствующих субъектов. Например, сделки и договоры заключаются именно для этих целей. И наконец, сознательное, целенаправленное правомерное, поведение совершается в силу положительной оценки права в целом и отдельных законов, его одобрения, признания его как необходимого регулятора. Иногда в ряду правомерного поведения и правонарушения называется маргинальное поведение, как поведение пограничное, промежуточное между правомерным и неправомерным, характеризующееся определенным психологическим состоянием, психологической деформированностью субъекта. Однако психологическая деформированность -- это еще не поведение. Для права безразлично, по каким мотивам не нарушаются нормы права. Так называемое маргинальное поведение - это, в конечном счете, поведение правомерное.
82. Причины правонарушений и пути их искоренения
Правонарушение - одно из тех социальных явлений, которые угрожает стабильности, устойчивости общественной жизни, становится общественно опасным, требует каких-то ответов общества.
Причины правонарушений могут крыться как в самой социально-экономической действительности общества, так в несовершенстве законодательства. Например, неразрешенность национального вопроса ведет к нарушению прав меньшинств, межнациональной розни и к преступлениям на этой почве. Нестабильность экономики порождает преступления экономического характера. Нерешенность политических вопросов, забвение интересов определенных слоев общества увеличивает преступные деяния. Путями преодоления преступности являются профилактика, развитие правовой культуры граждан, соблюдение законности гражданами и государственными органами, создание правового гражданского общества. Естественно, все корни правонарушений уничтожить невозможно.
83. Теория юридического состава правонарушения
Под юридическим составом правонарушений следует понимать комплекс взаимосвязанных компонентов (объективных и субъективных), необходимых для возложения юридической ответственности. В юридический состав правонарушений входят: -- субъект -- достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо или, в предусмотренных законом случаях, организация, совершившие данное деяние. Возраст уголовной ответственности, по общему правилу, наступаете 16 лет, а за особо тяжкие преступления --с 14 лет; гражданско-правовая ответственность предусмотрена с 15 лет; административная -- с 16 лет; -- объект -- общественные отношения, находящиеся под охраной права, которым причиняется ущерб; -- субъективная сторона -- характеризующая психическое отношение лица (вину) к совершенному правонарушению.
Элементами субъективной стороны правонарушения являются: а) вина -- основной элемент. Рассматривают две формы вины: умысел (означает, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело и желало наступления его последствий и сознательно допускало их), который в свою очередь может быть прямым и косвенным; и неосторожность (субъект правонарушения либо предвидит наступление противоправных последствий своего деяния и вследствие легкомыслия надеялся их предотвратить, либо не предвидел их). В зависимости от такого отношения к последствиям правонарушения неосторожность разделяется на самонадеянность и небрежность;
б) цель -- это представление субъекта о результате правонарушения;
в) мотив -- внутреннее побуждение, которым руководствовался правонарушитель при совершении правонарушения;
-- объективная сторона -- это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение:
а) противоправное деяние (действие или бездействие);
б) вред, причиненный общественным отношениям;
в) причинная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями.
84. Соотношение оснований, исключающих юридическую ответственность, и обстоятельств, освобождающих от юридической ответственности
Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность, в зависимости от признаков, устраняющих деликтность деяния, можно классифицировать следующим образом:
1) невменяемость, когда лицо не может отдавать отчета в своих действиях;
2) обстоятельства, исключающие общественную опасность деяния. Такими обстоятельствами является необходимая оборона (имеет место при защите личности и прав обороняющихся, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны);
3) обстоятельства, исключающие противоправность содеянного. Эту группу образуют такие обстоятельства, как профессиональный или хозяйственный риск, исполнение приказа или иной обязанности;
4) обоснованный риск (допустим в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам для достижения общественно полезной цели);
5) малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности;
6) физическое и психическое принуждение (допустимо в случаях причинения вреда охраняемым законом интересам, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими деяниями);
7) казус (случай) и т. п.
85. Соотношение понятий “законность” и “справедливость”, “законность” и “целесообразность”
Законность - всеобщее требование, поскольку оно обязательно для всех участников общественных отношений. Законность провозглашается в качестве принципа, обращенного ко всем участникам общественных отношений, а государство добивается его реализации различными средствами, в том числе пресекая незаконные действия. Принцип законности - важный элемент правового государства.
Принцип справедливости включает следующие требования:
- нельзя за проступки устанавливать уголовное наказание;
- недопустимо вводить меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство;
- за одно правонарушение возможно лишь одно юридическое наказание.
Законность предполагает соблюдение всех процедурных требований при квалификации обстоятельств дела, при выборе и использовании нормы права. Обоснованность обеспечивает правильную квалификацию, выбор соответствующей нормы и распространение ее действия на оценку поведения адресата применения права. Справедливость - великий критерий, когда в оценке того или иного правонарушения необходимо считаться с его причинами, с личностью правонарушителя. Например, справедливым является соразмерное, а вовсе не супержестокое наказание. Справедливым может оказаться даже освобождение от наказания и, напротив, жестокое возмездие за античеловеческие преступления, например террористические акты. Наконец, целесообразность - это также принцип правоприменения, который предполагает оценку конкретного правоприменения. Законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации до их дополнения, изменения или отмены. Это накладывает на органы обязанность строгого контроля за соблюдением законности и обязывает нормативные органы вовремя устранять расхождения права и реальной жизни.
86. Государственная дисциплина и ее соотношение с законностью
Понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в организационной сфере общественной жизни - на производстве, в учреждениях, «силовых» структурах и т.п. Дисциплина является мощным средством против дезорганизации в ее разных формах и степенях. Различают: государственную, воинскую, исполнительную, договорную, финансовую, технологическую, трудовую, налоговую и иные формы дисциплины. Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти. Законность - это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которая получает выражение в законе. Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характерризует цивилизованное общество как общество правопорядка. Общ-ый порядок - это более широкое понятие чем правопорядок, правопорядок - это элемент общ-ых отношений. Общ-ые отношеия - это отношения урегулированные соц-ми нормами. Понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в организационной сфере общественной жизни - на производстве, в учреждениях, «силовых» структурах и т.п. Дисциплина является мощным средством против дезорганизации в ее разных формах и степенях. Понятие и виды дисциплины. Понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, как соблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в организационной сфере общественной жизни - на производстве, в учреждениях, «силовых» структурах и т.д. Дисциплина является мощным средством против дезорганизации в ее разных формах и степенях. Различают воинскую, исполнительскую, договорную, финансовую, технологическую, трудовую, налоговую и иные формы дисциплины. В демократических государствах с рыночной экономикой особенно важной становится налоговая дисциплина.
87. Соотношение правопорядка и общественного порядка
Основными чертами правопорядка являются: господство закона в тех нормах, которые регулируются законом; полное и своевременное исполние всеми субъектами своих юридических прав; строгая общественная дисциплина; Создание благоприятных условий для использования субъектами своих прав; Четкая работа всех юридических органов; неотвратимость ответственности для любого правонарушителя; господство прав и свобод гражданина. Таким образом, правопорядок есть реальное, полное, последовательное соблюдение всех требований законности, идеалов и принципов права, правового государства, реальное и полное обеспечение прав человека. Общественный порядок. Общественный порядок по отношению в правопорядку является более широким понятием. Под ни понимают реально складывающийся в обществе порядок, отвечающий задачам прогрессивного развития, который основан на правовых и неюридических нормах, то есть нормах нравственности, обычаях, нормах общественных организаций. Правопорядок в системе социальных отношений выступает в качестве связующего звена.
88. Роль государства в обеспечении законности и правопорядка
Законность-- это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе. Подлинная, реальная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер.
Правопорядок - это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития общества. Особенности правопорядка: 1 Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. 2 Это порядок, предусмотренный нормами права. 3 Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования. 4 Он обеспечивается государством. Принципы: 1. Определенность правопорядка - это не расплывчатый, а определенный порядок. 2. Системность - это определенная система общ-ых отношений. 3. Организованность - создается в результате организующей деятельности гос-ва. 4. Гос-ая гарантированность - обеспечивается гос-ом. 5. Устойчивость правопорядка - правопорядок единый на всей территории страны.
Государство -- это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества. Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.
5. Государство -- единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
89. Проблемы классификации правовых систем современности
Правовые семьи - определенные совокупности правовых систем, выделяемые на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В основу классификации правовых семей положены различные факторы (исторические, идеологические, технико-юридические, стилевые, культурно-правовые, религиозно-этические и комплексные), в связи с чем существует многообразие позиций, точек зрения и классификаций правовых семей (систем). Одна из самых распространенных - классификация правовых семей Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права, выделения трех основных семей: романо-германской, англосаксонской, и социалистической. Другая классификация была предложена К. Цвайгертом и Г. Котцем. В основу этой классификации складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.На основе этого различаются следующие “правовые круги”: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индуистское право.
Во всех перечисленных случаях не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право). Многофакторная классификация правовых семей построена на основе трех взаимосвязанных критериев. Такими критериями являются: исторический генезис правовых систем, система исторического права и структура правовой системы. В соответствии с указанными критериями выделяют несколько правовых систем: романо-германскую, правовую семью общего права, скандинавскую правовую семью, латиноамериканскую, мусульманскую, индусскую, дальневосточную правовую семью и семью обычного права.
90. Современное государство и церковь: правовое регулирование их взаимоотношений
В период распада первобытнообщинного общества и возникновения Г происходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата. В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на Г вначале особого успеха не имели. Создание государственной системы управления церковью существенно ограничивало свободу православной церкви. В дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена гос. церковность в лице православия. Будучи частью госаппарата церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала субсидии. С приходом Сов. власти церковь отделилась от Г, упразднились все формы союза церкви и Г. В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой. Закон «О свободе вероисповедования» реализует право на реализацию убеждений, религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления прав граждан на свободу вероисповедования.
91. Особенности законодательства в социальном государстве
Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину существования достойного человека.
Социальное государство стремится обеспечить каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства следует лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована. Возможность человека зарабатывать предполагает прежде всего наличие работы. Социальное государство предусматривает в этой связи существование права на труд.
92. Правовое положение личности в демократическом государстве
Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Таким образом, правовой статус личности в демократическом обществе обеспечивает координацию действий личности и государства, социальной системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые присущи всему праву: демократизме, уважении прав и достоинства личности, равноправии, справедливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответственности за вину. Эти принципы конкретно преломляются в правовом статусе, усиливая его регулятивную роль. Наряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип сочетания общественных и личных интересов. Принцип взаимной ответственности государства и личности, выраженный в правовом статусе, наиболее убедительно раскрывает особенность положения личности в демократическом обществе, реальность и гарантированность ее прав. Демократическое государство социально ответственно за правильное, научное закрепление в законодательстве того объема социальных возможностей, который соответствует достигнутому этапу общественного развития; за создание системы гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан; за четкое действие государственных механизмов по восстановлению нарушенного права и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих обязанностей.
93. Гражданское общество как условие формирования правового государства
Гражданское общество - в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Без законности не может быть демократии, свободы личности. Но часто на предыдущем этапе отечественной истории под предлогом конъюнктурно понимаемой целесообразности извращались даже те требования законности, которые формально содержали нормативно-правовые акты, прежде всего Конституция. Но конституционная законность действительно должна обеспечивать свободу личности, включать в себя равенство всех перед законом и судом, принципы федерализма, народовластия, разделения властей, обладания гражданами прав и свобод. Конституционная законность - это ядро, обеспечивающее единство законности. Методы обеспечения законности - это политические, организационные и иные способы обеспечения действия нрава. Сюда входит, прежде всего, открытость и осведомленность общества о нарушениях законов и мерах, принятых к нарушителям, кого бы это ни касалось, широкое использование судебной системы в укреплении законности; обеспечение конституционной законности специальными структурами, например, деятельностью Конституционного суда; практическое обеспечение принципа «вся власть закону» «деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов; эффективная работа законодательного органа, неотвратимость наказания за совершенное правонарушение и т.д.
Укрепление законности - условие формирования правового государства. Законность может иметь разные уровни, разную степень соблюдения права и прежде всего законов. Поэтому она еще и процесс достижения этой цели. В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой. При этом только правопорядок охраняется государственными мерами, а другие элементы общественного порядка обеспечиваются внеправовыми способами воздействия: моральными, силой традиций, навыками и привычками
94. Формирование институтов демократии в современном государстве
Институты демократии - это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии. Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление к признание общественностью; предпосылкой легальности - его юридическое оформление, узаконение.
По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различают институты демократии:
2) Функциональные - депутатские запросы, наказы избирателей, общественное мнение и т.п.
По юридической значимости принимаемых решений различают институты демократии:
1) Императивные - имеют окончательное общеобязательное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум конституционный и законодательный; выборы; наказы избирателей и др.
2) Консультативные - имеют совещательное, консульта -тивное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум консультативный; всенародное обсуждение законопроектов; митинги; анкетирование и др.
В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам.
Выборы -- это форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования высших представительных органов, органов местного самоуправления, их персонального состава.
Особым институтом демократии является референдум как один из способов демократического управления государственными делами.
95. Проблемы глобализации современного права
Глобализация оказывает существенное трансформирующее влияние на всю правовую сферу в целом и на национальную систему законодательства в частности. В первую очередь, это проявляется в том, что в глобализирующемся мире современное право приобретает новую сущность. Оно больше не является неким регулятором, ограниченным рамками национальных границ и устоявшихся подходов к его пониманию. Право трансформируется в национально-международное образование, в полной мере воплощающее в себе глобальную взаимозависимость и стремление к интернациональной интеграции и гармонизации, что является вектором развития современного права в рамках глобализации.
Процессы глобализации в правовой сфере, являясь в основе своей объективными, все же в настоящее время имеют ярко выраженную субъективную составляющую, заключающуюся в стремлении отдельных субъектов международных отношений при помощи правовых средств направить эти процессы в определенное русло для достижения собственных национальных интересов.
Глобализация, являясь противоречивым процессом, влечет как позитивные, так и негативные последствия. Среди основных позитивных правовых последствий особо следует выделить интенсификацию и упрощение обмена государственно-правовым опытом между странами, объединение государств в правовом решении общих, в том числе глобальных, проблем, повышение эффективности контроля за соблюдением на национальном уровне норм в области прав и свобод человека, экологических и других норм со стороны мирового сообщества.
К числу же основных негативных последствий необходимо отнести чрезмерную зависимость национального законодательства от западных правовых систем, а также обострение ряда экономических, социальных, политических проблем, связанных с преуменьшением национальной самобытности и неполной готовностью государств в кратчайшие сроки воспринять глобализационные тенденции. Кроме этого, к негативным последствиям глобализации современного права следует отнести внутреннюю дисгармонизацию национальных систем права и систем законодательства на начальном этапе включения их в глобализационные процессы. Однако, особо отметим, что эти негативные последствия ни в коем случае не являются свидетельством того, что глобализация ведет к одностороннему политико-правовому диктату со стороны наиболее развитых государств, направляющих ее, а лишь показывают, что мир переходит в новую стадию своего развития, характеризующуюся усилением международно-правового взаимодействия и консолидацией мирового сообщества.
96. Непротиворечивость законодательства как признак правового государства
Наконец, только государство наделено полномочиями устанавливать обязательные для всеобщего исполнения правовые нормы, издавать соответствующие государственные нормативные акты (законы, указы, постановления и т.п.). Правотворчество - исключительная прерогатива государства. Современные правоведы определяют правовое государство как демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека. Признаки правового государства:
* Верховенство закона
* Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод
* Четкое разделение государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную власти. Органы разных ветвей государственной власти действуют в пределах своей компетенции, не подменяют друг друга, устанавливают взаимный контроль
* Сильная судебная власть
* Демократизм
Верховенство закона в правовом государстве означает, что:
* Законы, как акты высшей юридической силы содержат исходные. Первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;
* Действуя на основе и в рамках, установленных законом, органы государства призваны обеспечить неукоснительное действие закона в реальной жизни, принимать все необходимые меры к устранению всех и всяческих препятствий на пути их реализации;
* Все нормативно-правые акты, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить
97. Правовое и социальное государства в их соотношении
Важнейшим признаком современного государства является наличие у него права. Именно право даёт возможность государству управлять обществом, иметь монополию на силу, регулировать общественные отношения. В настоящее время нередко возникает дискуссия по проблеме соотношений «право -- государство». Решение этой проблемы далеко от своего финиша, но теория правового государства сегодня стала признаваемой почти во всех странах мира.
Правовое государство
Правовое государство -- государство, в котором признаётся и осуществляется верховенство закона во всех сферах общества. Правовое государство -- форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права. Это инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности
Признаки правового государства
Основными признаками правового государства являются:
- наличие разделения властей - связанность законом государства и его органов - наличие реальных прав и свобод личности во всех сферах жизни - исполнение законов всеми гражданами, независимо от должности и заслуг - взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и индивидов - эффективный контроль и надзор за соблюдением законности в государстве (этим занимается прокуратура, счётная палата и так далее) - верховенство закона во всех сферах жизни общества - верховенство и прямое действие Конституции - наличие развитого гражданского общества - соответствие внутринационального законодательства принципам и нормам международного права
Признаки социального государства
Социальное государство (по Конституции РФ) должно решать следующие задачи: - обеспечивать социальную справедливость, социальную безопасность и защищённость граждан, - охрану их труда и здоровья, гуманных условий жизни - обеспечивать каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум - обеспечивать трудоспособному гражданину возможность зарабатывать на содержание семьи -обеспечивать нетрудоспособным гражданам возможность поддерживать жизненный стандарт государства за счёт перераспределённых средств
Правовое и социальное государства неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Современное государство является правовым по своей форме и должно быть социальным по своему содержанию.
98. Соотношение федерального и регионального законодательств
В судебной практике при возникновении коллизии федерального и регионального законодательств неизменно признается приоритет норм федерального закона. Это касается как определения собственно условий приобретения гражданами активного и пассивного права, так и всех гарантий, обеспечивающих его реализацию, причем в самом широком понимании этого термина. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть РФ.