Комментарии к статьям закона о гарантиях работникам, трудовом договоре
p align="left">На лиц, поступивших на работу впервые, трудовая книжка оформляется работодателем не позднее пяти дней с момента приема на работу (ст. 65, 66 ТК РФ) <1>. Трудовые книжки заводятся на всех работников государственных, кооперативных, коммерческих и общественных предприятий (организаций, учреждений), проработавших указанное выше количество дней, в том числе на сезонных и временных работах, а также на внештатных работников при условии их государственного социального страхования.
<1> За исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
На совместителей трудовые книжки ведутся только по основному месту работы, но по требованию работника в трудовую книжку должна быть внесена запись о работе по совместительству. Последней является выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). Исходя из этого обстоятельства, лица, не имеющие другой работы, например аспиранты, студенты, а также учащиеся дневных отделений образовательных учреждений, поступающие на работу к конкретному работодателю, не могут рассматриваться в качестве совместителей и на них должны быть заведены в обязательном порядке трудовые книжки, как этого требует закон. Следует подчеркнуть, что работодатель - физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном ТК РФ и иными нормативными актами Российской Федерации.
16 апреля 2003 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 225 "О трудовых книжках" <1>, в которое в последующем внесены изменения и дополнения соответственно с Постановлениями Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 51, от 1 марта 2008 г. N 132 и от 19 мая 2008 г. N 373 <2>. В соответствии с ним в трудовую книжку работника должны быть внесены следующие сведения:
<1> Российская газета. 2003. 22 апреля.
<2> Российская газета. 2008. 10 марта, 24 мая.
а) о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность;
б) о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение, а также основания прекращения трудового договора.
Согласно рассматриваемой ст. 66 ТК РФ работодатель не обязан вносить в трудовую книжку сведения о всех поощрениях работника, а только сведения о его награждениях. Сведения о наложении дисциплинарных взысканий (кроме случаев, когда взысканием является увольнение) в трудовую книжку не заносятся. Что же касается записей в трудовую книжку об основаниях прекращения трудового договора, то они должны производиться в точном соответствии с пунктом статьи Трудового кодекса Российской Федерации или иного федерального закона и в точном соответствии с их формулировками. Например: "Уволен в связи с истечением срока трудового договора, пункт 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации".
Кстати, работодатель обязан по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня его подачи выдать работнику копию трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из нее (в ред. Постановления Правительства РФ от 1 марта 2008 г. N 132).
В соответствии со ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами трудового правоотношения. У работника и работодателя остается по экземпляру указанного документа <1>. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя. При этом трудовой договор может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и посредством обмена документами при помощи почтовой, телеграфной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ст. 434 ГК РФ). В повседневной жизни обычно трудовой договор заключается в виде заявления работника о приеме на работу с резолюцией руководителя или лица, его заменяющего.
<1> При заключении некоторых трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам (ст. 67 ТК РФ).
Преимущество письменной формы состоит в том, что все условия трудового договора фиксируются в едином правовом документе. Письменная форма трудового договора, по нашему мнению, повышает гарантии сторон в реализации достигнутых соглашений по важнейшим условиям труда. Письменный индивидуальный трудовой договор заключается как с постоянными, так и с временными работниками по основному месту работы и совместителями, надомниками и т.п.
Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, когда работник приступил к работе с разрешения или по поручению работодателя или его представителя. При таких обстоятельствах, т.е. фактическом допуске работника к работе, работодатель должен оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Достижение между работником и работодателем трудового соглашения (договора) оформляется приказом или распоряжением и объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы, с тем чтобы он убедился в правильности оформления заключенного с ним договора.
Согласно ст. 68 ТК РФ ("Оформление приема на работу") прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание этого документа должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения) (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).
В функциональные обязанности работодателя входит ознакомление работника под роспись с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника и ее последствиям, коллективным договором. При этом в приказе (распоряжении) должны быть определены точное наименование (вид) работы, должности, на которую принят работник, и оплата труда в соответствии со штатным расписанием или тарифно-квалификационным справочником.
Следует отметить, что приказ лишь оформляет прием на работу, а подпись работника под приказом о приеме на работу свидетельствует только о его ознакомлении с ним и не всегда о согласии. Приказ (распоряжение) о зачислении на работу издается после того, как тот или иной работник выразит желание (готовность) работать в данной организации на согласованных условиях. Поэтому указанный документ не является правообразующим фактором, а лишь сопровождает заключение трудового договора. В то же время, как уже отмечалось, фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, если выполнение работ без издания приказа (распоряжения) поручено лицом, обладающим правом приема на работу, или если работа выполнялась с его ведома, причем независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Это обстоятельство, разумеется, не освобождает работодателя от обязанности оформить (хотя бы с опозданием) трудовой договор и соответствующий приказ.
Необходимо также иметь в виду, что возможности заключения трудовых договоров могут быть ограничены законом. Право граждан заключать трудовой договор может быть ограничено вступившим в законную силу судебным приговором, устанавливающим в качестве меры наказания: на срок от одного года до пяти лет - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет - в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК РФ). Это относится, в частности, к лицам, имеющим судимость за растраты, хищения или другие корыстные преступления при приеме на должности, связанные с обслуживанием материальных ценностей. Не могут быть приняты на работу, связанную с определенной специальностью и т.д., лица, не имеющие специального образования. К определенным видам работ (например, к педагогической деятельности) не допускаются лица, которым та или иная деятельность запрещена по медицинским показаниям, а также имеющие судимость за определенные преступления.
При заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено испытание с целью проверки соответствия работника порученной ему работе. Условие об установлении испытательного срока должно содержаться в трудовом договоре и в последующем приказе (распоряжении) о приеме на работу. Если это требование не выполнено, считается, что испытание не установлено и работник окончательно принят в организацию с первого дня работы.
В случае, когда работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора (часть вторая ст. 67 ТК РФ), условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы. В судебной практике признано, что работник не может быть освобожден от работы как не выдержавший испытание, если отсутствуют доказательства относительно соглашения сторон об установлении испытания при приеме на работу, т.е. при заключении трудового договора <1>.
<1> Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1975. N 8. С. 3.
В период испытания на работников полностью распространяются законодательство о труде, положения коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов (период испытания включается в трудовой стаж, в том числе и в стаж для получения отпусков). Иными словами, положение лиц, принятых на работу с испытательным сроком, не отличается от положения уже работающих. Им поручается работа, относящаяся к той должности или специальности, на которую они приняты; их труд оплачивается в соответствии с общими нормами, расценками и окладами; они подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка; имеют право на получение пособий по социальному страхованию в соответствии с действующим законодательством и т.п.
В соответствии с ч. 4 ст. 70 ТК РФ испытательный срок при приеме на работу не устанавливается следующим лицам:
не достигшим 18-летнего возраста;
избранным на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
окончившим имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающим на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;
избранным на выборную оплачиваемую должность;
приглашенным на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет;
при приеме на работу на срок до двух месяцев;
в других случаях, согласно ТК РФ, иным федеральным законам и коллективному договору.
Испытательный срок не может превышать трех месяцев (если иное не установлено законом). К этому следует добавить, что при заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев испытание не может превышать двух недель. Между тем для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и прочих обособленных структурных подразделений срок испытания может быть определен до шести месяцев, если иное не установлено федеральным законодательством.
Таким образом, законодательством не только унифицированы нормы, касающиеся испытательных сроков, но и дается более широкий диапазон установления работодателем продолжительности испытания. Пределы испытательного срока, предусмотренные законом, не могут быть увеличены или продлены, но могут быть уменьшены по соглашению работодателя с работником. В испытательный срок не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда работник фактически отсутствовал на работе по уважительным причинам. В указанных случаях испытательный срок продлевается, но общая продолжительность испытания до и после перерыва не должна превышать сроков, установленных законом. Если вопреки закону испытательный срок был установлен в отношении лица, для которого он устанавливаться не может, условия испытания признаются согласно законодательству недействительными.
Работник может быть освобожден как не выдержавший испытания только до истечения испытательного срока (ст. 71 ТК РФ), при этом не обязательно ждать последнего дня испытательного срока. Если работодатель убедится в том, что работник не соответствует порученной ему работе, приказ о его увольнении может быть издан до окончания испытания. В тех случаях, когда испытательный срок истек, а работник от работы освобожден не был, считается, что он выдержал испытание. Издания специального приказа об окончательном принятии на работу не требуется. При неудовлетворительном результате испытания освобождение производится работодателем на основании ст. 71 ТК РФ без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия работнику. Работодатель при этом обязан предупредить его не позднее, чем за три дня до увольнения. В статье 71 ТК РФ подчеркивается, что при таких обстоятельствах должны быть указаны причины, явившиеся основанием для признания этого работника не выдержавшим испытания <1>.
<1> Решение работодателя об увольнении по причине неудовлетворительного испытания может быть обжаловано в суд (ст. 71 ТК РФ).
В то же время законодатель предоставил право на волеизъявление работнику в тех случаях, когда в период испытания он придет к выводу, что предложенная ему работа не является подходящей. При таких обстоятельствах он вправе расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе (собственному желанию), поставив в известность работодателя об этом в письменной форме за три дня. Испытательный срок устанавливается как для выяснения пригодности лица к поручаемой работе, так и для проверки работником своего отношения к будущей работе. Поэтому прежде чем приступить к работе, человек должен серьезно взвесить все "за" и "против". А если во время испытательного срока работник придет к выводу о нецелесообразности продолжения работы, он вправе подать заявление об уходе.
Статья 69 ТК РФ предусматривает медицинский осмотр (освидетельствование) определенной категории лиц при заключении трудового договора. Так, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также связанных с движением транспорта, проходят обязательные при поступлении на работу и периодические (а лица в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профзаболеваний.
"Трудовой договор: права и обязанности сторон" (Анисимов Л.Н.) ("Деловой двор", 2009) 119 с.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации" (постатейный) (5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное) (под ред. Ю.П. Орловского) ("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2009)
Статья: Место и значение трудового договора в регулировании и организации трудовых отношений: теория и практика (Архипов В.В.) ("Законодательство и экономика", 2009, N 7) 15 с.
Обеспечение прав работников на охрану труда
Большое значение имеют закрепленные законодателем в Трудовом кодексе нормы об охране труда.
Появление подобного рода статей в сфере охраны труда неразрывно связано и с мерами административной ответственности (наложение штрафа и применение такой меры наказания, как дисквалификация) за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда.
Несомненно, представляют интерес такие статьи Кодекса, как статья 216.1 ТК РФ "Государственная экспертиза условий труда", а также статья 219 ТК РФ "Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда".
Следует также отметить, что законодатель, устанавливая меры ответственности в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда, коренным образом изменил название статьи 219 ТК РФ. Данная статья "Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены" в настоящее время изложена в редакции: "Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда". Учитывая важность данной статьи Кодекса и мер ответственности, следует остановиться на основных положениях статьи 219 Кодекса.
Согласно данной статье, каждый работник имеет право на:
- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами, поименованными в данной статье, и на право обращения в различные органы власти и другие органы, а также к работодателю.
Данный перечень не является исчерпывающим. Появление новых частей статьи 219 ТК РФ связано не только с необходимостью проведения аттестации рабочих мест, но и закреплением выплаты компенсаций работнику за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда в коллективных договорах и локальных нормативно-правовых актах.
Например, согласно части 4 данной статьи Кодекса, в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсация работникам в данном случае не может быть установлена.
Придавая важное значение положениям главы 36, следует также изложить и названия отдельных статей Кодекса данной главы: статья 220 ТК РФ "Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда", статья 221 ТК РФ "Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты", статья 222 ТК РФ "Выдача молока и лечебно-профилактического питания".
Весьма важными являются требования статьи 225 Кодекса, что, несомненно, является гарантией соблюдения законодательства о труде, в частности: "все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений".
Устанавливая гарантии прав работников на безопасные условия труда, законодатель в статье 212 ТК РФ установил обязанности работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации.
Указанный перечень обязанностей не является исчерпывающим.
Необходимо подчеркнуть, что весьма важными являются термины и определения, данные в статье 209 ТК РФ "Основные понятия".
В данной статье Кодекса законодатель особо подчеркнул, что вредным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Особенно важным является также определение аттестации рабочих мест.
Аттестация рабочих мест по условиях труда направлена прежде всего на оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ определен порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (статья 226 ТК РФ).
В соответствии с частями 2 и 3 данной статьи финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Следует также иметь в виду, что в ряде норм Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены гарантии работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, ограничение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда и иное.
Охрана труда является институтом отрасли трудового права, ибо он обладает всеми необходимыми для него конститутивными признаками:
- регулирует определенные (однородные) общественные отношения, связанные с обеспечением жизни и здоровья работников;
- правовые нормы обладают устойчивостью и обособлены от других институтов отрасли трудового права.
Вместе с тем позитивна и точка зрения об охране труда как комплексном институте российского права, включающем в себя нормы не только трудового, но и конституционного, гражданского, административного, уголовно-исполнительного и уголовного права. Различать указанные две разновидности института охраны труда как в теории права, так и на практике (в нормотворчестве) исключительно важно.
Институт охраны труда в трудовом праве имеет определенную структуру и содержание. В Трудовом кодексе РФ он предусмотрен в разделе X и включает в себя:
1) общие положения (глава 33) - основные понятия и основные направления государственной политики в области охраны труда;
2) требования охраны труда (глава 34) - государственные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, медицинские осмотры некоторых категорий работников, обязанности работника в области охраны труда, соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда;
3) организация охраны труда (глава 35) - государственное управление охраной труда, государственная экспертиза условий труда, служба охраны труда в организации, комитеты (комиссии) по охране труда;
4) обеспечение прав работников на охрану труда (глава 36) - право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда; гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; выдача молока и лечебно-профилактического питания; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников; дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников; обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда; финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда; несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету; обязанности работодателя при несчастном случае; порядок извещения о несчастных случаях; порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев; сроки расследования несчастных случаев; порядок проведения расследования несчастных случаев; проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда; порядок оформления материалов расследования несчастных случаев; порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве; рассмотрение разногласий по вопросам расследования оформления и учета несчастных случаев.
Можно предположить, что соответствующие главы раздела X ТК РФ (за исключением главы 33) являются основными подразделениями (элементами) института охраны труда.
В науке трудового права обычно в институт охраны труда включают следующие нормы;
- о правилах и инструкциях по охране труда;
- регулирующие организацию охраны труда;
- о компенсациях для лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда и на тяжелых работах;
- устанавливающие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- об охране труда женщин, работников, не достигших возраста 18 лет, и лиц с пониженной нетрудоспособностью.
Нетрудно заметить определенные различия в подходах к содержанию и структуре института охраны труда в теории трудового права и в Трудовом кодексе РФ.
Однако хотелось бы обратить внимание прежде всего на такой аспект, как расположение института охраны труда в Трудовом кодексе РФ. В принципиальном смысле система трудового права обусловлена динамикой развития и значением ее институтов. В связи с этим несколько неоправданно включение раздела "Охрана труда" в раздел X Кодекса. Нормы об обеспечении жизни и здоровья работников (с таким наиболее точным названием) необходимо предусмотреть в Трудовом кодексе РФ в разделе IV, т.е. сразу после института трудового договора - центрального института трудового права России.
Соответственно, раздел IV "Рабочее время" будет закреплен в разделе V, "Время отдыха" - в разделе VI ТК РФ и т.д.
С учетом фундаментальной статьи 1 Трудового кодекса РФ, определяющей предмет трудового права, вряд ли обоснованно закреплены в разделе X Кодекса нормы, относящиеся к другим отраслям права. Так, в статье 210 предусмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда, содержащие преимущественно нормы административного права и в частности:
- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- государственное управление охраной труда;
- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
- подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и их материальных последствиях;
- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда.
К такой отрасли российского права, как финансовое (ее разделу по налоговому праву), следовало бы отнести положение статьи 210 о проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В большей мере к международному праву и международным отношениям можно было бы отнести положение статьи 210 о международном сотрудничестве в области охраны труда.
Федеральный законодатель, видимо, не учел существенное различие, имеющееся между институтом охраны труда в отрасли трудового права и комплексном институте охраны труда в российском праве. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации" как раз был образцом комплексного правового регулирования охраны труда и закономерно включал в себя нормы других отраслей права. В Трудовой кодекс РФ автоматически были перенесены нормы об основных направлениях государственной политики в области охраны труда из Закона от 17 июля 1999 г. (ныне утратил силу), что представляется не совсем правильным.
Аналогично статья 216 Трудового кодекса РФ предусматривает нормы административного права. Так, в этой статье закреплено, что государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации.
К административному праву относятся также нормы частей 4 и 5 ст. 225 ТК РФ: государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Статья 226 Кодекса предусматривает некоторые положения о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда, которые по отраслевой принадлежности относятся к финансовому праву. Например, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В отраслях экономики, субъектах Федерации, на территориях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с этим представляется логичным и обоснованным сохранить в статье 226 ТК РФ лишь ныне действующую третью часть в качестве первой, а именно:
"Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)".
Четвертую часть данной статьи в качестве второй сформулировать следующим образом: "У работодателей могут создаваться фонды охраны труда.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда".
Нельзя не отметить существенные пробелы в разделе X Трудового кодекса РФ. Так, по необъяснимым причинам отсутствуют нормы о расследовании и учете профессиональных заболеваний вопреки тому, что статья 210 ТК РФ признает одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Усиливает этот аргумент и другое основное направление государственной политики в области охраны труда - защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В Трудовом кодексе РФ нет специальной статьи (не говоря уже о главе), регулирующей отношения по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Кроме того, компетентным законодательным органам целесообразно было бы подумать и о статье Кодекса, регламентирующей вопросы прогнозирования производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В близкой связи с этим стоит актуальная проблема профессиональных рисков и опасностей, а Трудовой кодекс РФ даже не упоминает об этом.
(Позитивно и симптоматично то, что Российский государственный социальный университет 1 - 3 мая 2008 г. организовал и провел научно-практическую конференцию на тему "Проблемы управления профессиональными рисками" к Всемирному дню охраны труда - 28 апреля 2008 г., в которой приняли участие юристы, экономисты, врачи, биологи и другие специалисты.)
Без сомнения есть смысл привести положения раздела X Трудового кодекса РФ в соответствие со статьей 37 Конституции РФ и статьей 2 Кодекса. Согласно статье 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В статье 2 ТК РФ закрепляется норма об обеспечении права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Однако в статье 209 ТК РФ нет определения понятия "гигиена труда". В статье 210 в перечне основных направлений государственной политики в области охраны труда гигиена труда также не упоминается. Вместе с тем существеннее и важнее было бы в разделе X Трудового кодекса предусмотреть отдельную статью либо статьи, регламентирующие гигиену труда.
И напротив, наряду с пробелами раздела X ТК РФ в последнем закреплены отдельные положения, непосредственно не относящиеся к охране труда. Например, в соответствии со статьей 209 Кодекса рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Но известно, что категория "рабочее место" является значимой в теории трудового права, особенно на практике при решении вопроса о переводе и (или) перемещении работников.
Близко к этому и определение понятия производственной деятельности (ст. 209 ТК РФ). Под ней понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающую в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Это определение не только научно несостоятельно (непонятно, как можно включать в экономическую категорию "превращение ресурсов в готовую продукцию" - "оказание различных видов услуг"), но, главное, не относится непосредственно к охране труда.
В основных понятиях (ст. 209 Кодекса) есть и не совсем правильные термины. К таким следовало бы отнести "требования охраны труда". Под ними понимаются государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Статья 211 ТК РФ закрепляет, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В данном случае явно не учтен общеизвестный тезис (а точнее, аксиома для юристов): закон либо иной нормативный правовой акт содержит нормы (норму) либо обязательные правила (правило) поведения <1>.
<1> Термин "требование" означает: 1. Выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение. По первому требованию. 2. Правило, условие, обязательное для выполнения. Выполнение требований устава. Требования к экзаменующимся. 3. Внутренние потребности, запросы. Человек с высокими требованиями к себе. 4. Официальный документ с просьбой о выдаче чего-нибудь, направлении кого-, чего-нибудь куда-нибудь. Требование на запчасти. См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд. М.: Азъ, 1995. С. 797.
Согласно части второй ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Почему же не законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов обязательны для исполнения всеми работодателями и работниками?!
Таким образом, категория "требования охраны труда" вряд ли уместна в российском трудовом праве, в том числе в Трудовом кодексе РФ. Поэтому представляется логичным исключить ее из статей 209, 210 и др. ТК РФ, а также признать статью 211 Кодекса утратившей силу.
Как следствие, федеральный законодатель должен раздел X Кодекса привести в соответствие с основополагающими статьями (5, 6, 8 - 10) ТК РФ, устанавливающими иерархию и систему источников трудового права, а также разграничивающими полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Кроме того, необходимо учесть, что название главы 34 Кодекса "Требования охраны труда" не совсем соответствует ее содержанию, так как в ней нет статьи, предусматривающей правила и инструкции по охране труда.
Несколько нелогично включение в данную главу статьи 212, закрепляющей обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, статьи 213 о медицинских осмотрах некоторых категорий работников, статьи 214 об обязанностях работника в области охраны труда.
В связи с этим было бы целесообразным исключить из главы 11 Трудового кодекса РФ статью 69, в соответствии с которой обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию) при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, ибо она дублирует статью 266 и базисную статью 213 Кодекса.
Но главное, думается, в следующем: цель и назначение статьи 69 Кодекса - охрана труда отдельных категорий работников, и поэтому она неуместна в институте трудового договора.
Введение Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90 статьи 216.1 "Государственная экспертиза условий труда" в раздел X ТК РФ вряд ли правильно.
Согласно статье 216.1 государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
- в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовым актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);
- запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
- проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
- составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
- обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
- обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Анализ главы 57 Трудового кодекса РФ позволяет также утверждать: государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, предусмотренном для государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, т.е. рассматриваемая категория должна быть отнесена не к трудовым, а к иным, непосредственно связанным с ними отношениям (статья 1 ТК РФ).
Итак, статью 216.1 следовало бы исключить из главы 35 "Организация охраны труда" и предусмотреть в главе 57 Кодекса. Как следствие, глава 35 будет содержать только статьи 217 и 218. Предлагаю назвать эту главу "Службы и комитеты по охране труда".
Вместе с тем и статья 217 нуждается в определенном совершенствовании, в частности ее название "Служба охраны труда в организации".
Согласно статье 217 в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля над их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой, уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Таким образом, если сравнить содержание частей 1 и 2 ст. 217 и ее название, то можно констатировать: они не соответствуют друг другу - содержание статьи шире, чем ее название, так как относится не только к работодателям-организациям, но и к работодателям - физическим лицам. А в части 3 - к работодателям - индивидуальным предпринимателям. Поэтому предлагаю исключить в названии статьи 217 слово "организация".
В рассматриваемом контексте нельзя не обратить внимание на несоответствие названия главы 36 "Обеспечение прав работников на охрану труда" и ее содержания, так как последнее включает в себя не только основные и дополнительные гарантии прав работников на охрану труда, но и право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
Так, согласно статье 219 каждый работник имеет право на:
- рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
- получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля над соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по охраны труда;
- личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);
- компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В этой же статье последние три абзаца, в свою очередь, не совсем согласуются с названием статьи 219. Так, они предусматривают следующие положения:
"Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются".
Представляется правильным и логичным абзацы статьи 219, регулирующие вопросы, связанные с размерами компенсаций и условиями их предоставления, выделить в отдельную статью главы 36.
Статью 221, предусматривающую обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, следовало бы привести в соответствие со статьей 219 в части права работника на обеспечение средствами не только индивидуальной, но и коллективной защиты.
Статью 225, закрепляющую положения об обучении и профессиональной подготовке в области охраны труда, необходимо привести в соответствие со статьей 219 в части права работника на профессиональную переподготовку в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда.
В то же время по необъяснимым причинам в статье 219 не предусмотрено право работника на санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников. Тем самым федеральный законодатель проявляет некоторую непоследовательность и нелогичность (ср. статью 219 и статьи 221, 225, а также 223 Кодекса).
Очевидно, нуждается в совершенствовании и структура раздела X Трудового кодекса РФ. Можно предложить следующую модель:
глава 33 "Общие положения";
глава 34 "Права и обязанности работников в области безопасности и гигиены труда";
глава 35 "Права и обязанности работодателей в области безопасности и гигиены труда" (включив в эту главу статьи о службах и комитетах по охране труда);
глава 36 "Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Статья: Охрана труда - институт современного трудового права России и его совершенствование
(Петров А.Я.) ("Законодательство и экономика", 2008, N 9) Статья: Требования и гарантии охраны труда. Налогообложение компенсационных выплат (Виговский Е.В.) ("Трудовое право", 2007, N 9)
Обеспечение прав работников на охрану труда.
1. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право конкретизировано в ст. 219 ТК и других статьях Трудового кодекса.
Так, согласно ст. 219 ТК каждый работник имеет право на рабочее место, оборудованное в соответствии с требованиями охраны труда; на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и о принимаемых мерах по его защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также о полагающихся ему компенсациях за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, и средствах индивидуальной защиты.
При невыполнении работодателем указанных обязанностей работник вправе, например, сделать запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте государственными органами соответствующего надзора и контроля или органами общественного контроля и принять личное участие или через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте. При ликвидации рабочего места в связи с нарушением требований охраны труда у работника возникает право на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя.
Работник вправе отказаться выполнять работы при возникновении опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности. При таком отказе работодатель обязан предоставить ему другую работу на время устранения опасности. Если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья из-за нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. ст. 220, 379, 380 ТК).
2. Возможность негативного влияния на здоровье работников чрезмерной физической нагрузки, а также вредных или опасных производственных факторов обусловила необходимость закрепления в законодательстве мер предупреждения заболеваемости работников, предоставления им средств защиты, компенсаций за выполнение тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда и других мер.
Так, в целях определения соответствия работников по состоянию здоровья поручаемой им работе и предупреждения профессиональных заболеваний установлено, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические (лица в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры. Работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других предприятий, учреждений, организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. При наличии медицинских рекомендаций работники проходят внеочередные медицинские осмотры (ст. 213 ТК).
Медицинские осмотры работников проводятся за счет работодателя.
Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения этих осмотров (обследований) утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83.
Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности, по направлению, выданному работодателем. Работодатель и работник информируются о результатах проведенного медицинского осмотра (обследования).
По результатам периодических медицинских осмотров работодателем принимаются меры сообразно с медицинскими заключениями (перевод работника с его согласия на другую работу, изменение режима работы и т.д.).
Проведение медицинских осмотров некоторых категорий работников (персонала центров по профилактике и борьбе со СПИДом, работников, имеющих производственный контакт с канцерогенными веществами, работников объектов использования атомной энергии, персонала по хранению и уничтожению химического оружия и др.) регулируется иными нормативными актами, содержащими дополнительные требования к проведению медицинских осмотров.
Прохождение работниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) является их обязанностью. Отказ или уклонение работника от прохождения очередного периодического осмотра без уважительных причин может рассматриваться работодателем как нарушение трудовой дисциплины, такой работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Работодатель не вправе допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний (ст. 76 ТК).
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах в особых температурных условиях или связанных с загрязнением работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (ст. 221 ТК). Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (по установленным нормам) работодатель не вправе требовать от него выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством.
Выдача средств индивидуальной защиты производится в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Постановлением Минтруда России от 18.12.98 N 51.
При заключении трудового договора работодатель должен ознакомить работников с Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также с нормами выдачи им средств индивидуальной защиты.
Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы этих работников и обеспечивать безопасность их труда. Работники должны бережно относиться к полученным средствам индивидуальной защиты, обязательно использовать их во время работы и своевременно ставить работодателя в известность о необходимости химчистки, стирки, ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
В случаях, когда по независящим от работника причинам специальная одежда и специальная обувь пришли в негодность до окончания сроков носки или подверглись порче в местах, отведенных для их хранения, либо похищены оттуда, работодатель обязан отремонтировать специальную одежду и специальную обувь или выдать работникам другие исправные средства индивидуальной защиты.
При выдаче работникам таких средств индивидуальной защиты, как респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники и др., работодатели должны организовать проведение инструктажа работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, а также тренировку по их применению. Кроме того, работодатели должны проводить регулярные испытания и проверки этих средств на предмет их исправности. После проверки исправности на средствах индивидуальной защиты должны быть сделаны отметки (клеймо, штамп) о сроках последующего испытания. Контроль за правильностью применения работниками средств индивидуальной защиты осуществляется работодателем.
Контроль за выполнением работодателями изложенных Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты осуществляется государственными инспекциями труда.
На работах, связанных с загрязнением, работникам выдается бесплатно (по установленным нормам) мыло. На работах, где возможно воздействие на кожу вредных веществ, выдаются бесплатно по установленным нормам смывающие и обезвреживающие средства.
В целях предупреждения профессиональных и других заболеваний на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК).
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, утверждены Постановлением Минтруда России от 31.03.2003 N 13.
Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 л за смену независимо от ее продолжительности.
Бесплатная выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов (кефира разных сортов, простокваши, ацидофилина, творога и др.) производится в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утверждаемым Минздравсоцразвития России.
По письменным заявлениям работников выдача им по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
При обеспечении безопасных условий труда работодатель с учетом мнения профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или компенсационной выплаты.
Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, а также Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания утверждены Постановлением Минтруда России от 31.03.2003 N 14 по согласованию с Минздравом России. Правом на такое питание пользуются работники, профессии и должности которых предусмотрены в соответствующих производствах названного Перечня, независимо от того, в какой отрасли экономики находятся эти производства, а также независимо от организационно-правовых форм и форм собственности работодателей.
Лечебно-профилактическое питание выдается работникам в дни фактического выполнения работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных в Перечне, при условии занятости на указанной работе не менее половины рабочего дня, а также в дни болезни с временной утратой трудоспособности, если заболевание по характеру является профессиональным и заболевший не госпитализирован. При соблюдении определенных правил лечебно-профилактическое питание выдается также и другим работникам.
В нерабочие дни, а также в дни отпуска, служебных командировок, учебы с отрывом от производства, в период временной нетрудоспособности при общих заболеваниях и некоторые другие периоды лечебно-профилактическое питание не выдается.
Лечебно-профилактическое питание выдается в виде горячих завтраков перед началом работы. В отдельных случаях по согласованию с медико-санитарной службой организации, а при ее отсутствии - с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, допускается выдача этих завтраков в обеденный перерыв. Работающим в условиях повышенного давления (в кессонах, лечебных барокамерах и др.) лечебно-профилактическое питание должно выдаваться после вышлюзования.
Ответственность за обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием и за соблюдение правил его выдачи возлагается на работодателя.
Работодатель может принимать решения о прекращении бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания в случае создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда субъекта РФ и органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, а также другим категориям работников в случаях, предусмотренных законодательством, предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время.
Работодатель обязан оборудовать помещения для обогревания и отдыха работников (ч. 2 ст. 109 ТК).
К числу других категорий работников, которым в соответствии с нормативными актами должны предоставляться дополнительные перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время, можно отнести, например, работников виброопасных профессий и водителей автомобилей.
Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени и дополнительные отпуска (ст. ст. 92 и 117 ТК) <1>.
<1> См.: § 1 главы VII; § 2 главы VIII учебника.
3. Работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в предоставлении другой работы, работодатель обязан с его письменного согласия перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья (ч. 1 ст. 73 ТК). При переводе в таких случаях работника на другую нижеоплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника (ст. 182 ТК).
Необходимость перевода работника по состоянию здоровья на другую работу определяется при экспертизе временной нетрудоспособности, которая проводится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения либо врачебными комиссиями, назначаемыми руководителями соответствующих медицинских учреждений.
Рекомендация о необходимости прекращения работы в конкретных производственных условиях и рациональном трудоустройстве лицам, получившим повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдается учреждениями медико-социальной экспертизы.
4. Для инвалидов условия труда должны создаваться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 224 ТК). Такая программа разрабатывается учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы и реализуется руководителем той организации, где работник частично утратил трудоспособность. При отсутствии условий для продолжения трудовой деятельности инвалида в данной организации содействие в трудоустройстве ему оказывают органы службы занятости.
Индивидуальная программа реабилитации содержит комплекс мероприятий, включающий в себя медицинские, профессиональные и другие меры, направленные на восстановление или компенсацию утраченных функций организма, на восстановление способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности, а также порядок и сроки их реализации. Названная программа является обязательной для исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм.
Для обеспечения занятости инвалидов организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).
Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и обеспечивать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В случае необходимости для рационального трудоустройства инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации создаются специальные рабочие места путем проведения дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Для инвалидов I и II групп устанавливаются сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда и ежегодный отпуск, составляющий не менее 30 календарных дней. Кроме того, на основании письменного заявления работающего инвалида работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ч. 2 ст. 128 ТК).
Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена медицинскими рекомендациями (ст. ст. 96, 99 и 113 ТК).
Помимо оборудования специальных рабочих мест, для обеспечения занятости инвалидов в благоприятных для них условиях создаются специализированные предприятия для применения их труда. Такие предприятия (независимо от организационно-правовых форм) наряду с решением производственных задач осуществляют комплекс мер по профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организуют их медицинское обслуживание.
5. Реализация работниками права на охрану труда должна сочетаться с исполнением ими определенных обязанностей. В частности, работники обязаны соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (ст. 214 ТК).
"Трудовое право России: Учебник" (2-е издание) (отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова) ("КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2008) 254 с.
"Правовое регулирование охраны труда" (Ершов В.А.) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008) 47 с.
"Защита трудовых прав граждан: Практическое пособие" (Андрияхина А.М., Гущина К.О.) ("Дашков и К", 2008) 76 с.