Рефераты

Концепция молодёжной политики и программы её реализации в г. Челябинске

Концепция молодёжной политики и программы её реализации в г. Челябинске

2

Российская Академия Государственной Службы

при Президенте РФ.

Уральская Академия Государственной службы

Филиал г. Челябинска.

061000 «Государственное и муниципальное управление»

Допустить к защите

Зав.кафедрой________________

«____»_______________2004г.

Концепция молодёжной политики и программы её реализации города Челябинска.

Дипломная работа

Назаровой Оксаны Петровны

Студента курса А-44

Специальность: 061000»Государственное

И муниципальное управление»

Научный руководитель

Бабкина Л.Ф.

г. Челябинск 2004г

Содержание

Введение 4

Глава 1. Молодёжная политика России. Анализ проблем молодёжи, молодёжная политика г. Челябинска в контексте социокультурного положения. 7

1.1 Существующий подход к проведению государственной молодёжной политики на территории РФ..

1.2.Анализ проблемы молодёжи. 14

1.3.Молодёжная политика г. Челябинска в контексте социокультурного положения. 18

Глава 2. Концепция молодёжной политики г.Челябинска. 22

2.1. Основные положения концепции.

2.2.Объекты,субъекты,цели,задачи и принципы молодёжной политики. 24

2.3. Приоритетные направления молодёжной политики. 27

2.4. Обеспечение приоритетных направлений молодёжной политики. 35

Глава 3. Программы реализации молодёжной политики г.Челябинска. 38

3.1. Преемственность приоритетных направлений молодёжной политики

3.2. Реализация молодёжной политики города Челябинска в рамках обеспечения

прав и свобод граждан, гражданского и патриотического воспитания и

формирования здорового образа жизни молодёжи. 40

3.3. Реализация молодёжной политики г. Челябинска в рамках трудоустройства и поддержки студенческой молодёжи. 49

3.4. Реализация молодёжной политик г. Челябинска в рамках поддержки талантливой молодёжи и молодежных и детских общественных объединений. 53

3.5.Перспективные направления молодёжной политики г.Челябинска: предложения и выводы. 58

Заключение 64

Список использованных источников литературы 71

Приложение 1 74

Приложение 2 77

Приложение 3 79

Приложение 4 83

Приложение 5 86

Приложение 6 88

Приложение 7 92

Приложение 8 102

Приложение 9 104

Приложение 10 108

Введение

«Молодёжь - это не только будущее, но и настоящее нашей Челябинской области и от её состояния и благополучия зависит результат всей нашей будущей работы».1

Тема моей работы «Концепция молодёжной политики и программы её реализации в г.Челябинске», она актуальна тем, что государственная молодёжная политика сегодня должна формироваться и реализовываться на качественно новом уровне, она должна быть адекватной современному положёнию и состоянию общества. Молодёжная политика исходит из того, что молодёжь имеет мощный инновационный потенциал. Признавая необходимость материальной и духовной поддержки молодёжи, предоставления ей льгот в силу недостаточной социальной защищённости и сложных стартовых условий, ориентиры современной молодёжной политики направлены и на содействие молодым людям в самоорганизации и самореализации.

Вместе с тем, инновационный потенциал молодёжи при определённых условиях и влиянии политических сил может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную в ущерб государству в целом, в том числе и самой молодёжи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодёжи, реализации её инициатив во всех сферах жизнедеятельности.

Молодёжная политика призвана способствовать формированию потребности молодёжи в общественном служении, в понимании своей ответственности за сегодняшний день общества и его будущее. Вот почему необходимо изучать эту проблематику.

Данной проблеме в настоящее время уделяется большое внимание со стороны

1 Косилов А.Н., первый заместитель Губернатора Челябинской области.

государства и органов власти, как на федеральном так и на региональном и муниципальном уровне, так как были приняты: постановление Правительства РФ от 27.12.2000 №1015 « О федеральной целевой программе «Молодёжь России 2001-2005годы» , постановление Законодательного собрания челябинской области от 24.06.99 №578 « О концепции государственной молодёжной политики в в Челябинской области» и др.

Данная проблема слабо освещена в научной литературе, законодательная база находится в стадии зарождения, становления, как на федеральном так и на уровне субъектов Федерации. В настоящее время разрабатываются концепции, программы и проекты по молодёжной политике.

Поэтому целью моей работы является изучение концепции молодёжной политики г. Челябинска и программ её реализации.

Задачи, которые я ставлю перед собой это:

· Рассмотрение существующего подхода к проведению государственной молодёжной политики на территории РФ;

· Проанализировать проблемы молодёжи;

· Рассмотрение молодёжной политики г.Челябинска в контексте социокультурного положения;

· Изучение концепции молодёжной политики г.Челябинска, её объектов, субъектов, целей, задач, принципов, приоритетных направлений их обеспечение и социально-экономический эффект от её реализации;

· Рассмотреть программы реализации молодёжной политики г.Челябинска в разрезе её основных направлений;

· Выделить приоритетные направления реализации молодёжной политики;

· Сделать выводы из рассмотренного материала;

· Внести основные предложения в реализацию молодёжной политики.

Объектом моей работы является молодёжная политика. Субъектом - концепция молодёжной политики г.Челябинска, программы её реализации.

В ходе своей работы я использую следующие методы: наблюдение, анализ, анкетирование, опрос .При работе я использую научную литературу, информационно-аналитические материалы, справочно-статистические материалы, нормативно-правовые акты, концепции, программы касающиеся моей темы дипломной работы.

Исходя из поставленных перед собой целей и задач, изучив весь имеющийся у меня объём информации, я построила следующею структуру моей работы. Это введение, три главы, заключение, список использованных источников литературы и приложение.

В первой главе я рассматриваю существующий подход к проведению государственной молодёжной политики на территории РФ. Делаю анализ проблем молодёжи и рассматриваю молодёжную политику г.Челябинска в контексте социокультурного положения.

Во второй главе я рассматриваю существующую концепцию молодёжной политики г.Челябинска. В третьей главе я изучаю программы реализации концепции молодёжной политики г.Челябинска в рамках её основных направлений.

В заключении я делаю выводы по своей работе и формулирую предложения и рекомендации. В приложении я более подробно останавливаюсь на некоторых программах , затронутых мною при написании работы.

Разработка и реализация концепции молодёжной политики г.Челябинска позволяет решить серьёзные проблемы молодёжи, направить деятельность всех заинтересованных структур на формирование у нового поколения челябинцев чувство принадлежности к городу и ответственности за его будущее, помочь молодым людям в самоорганизации и самореализации.

Глава 1. Молодёжная политика России. Анализ проблем молодёжи, молодёжная политика г. Челябинска в контексте социокультурного положения

1.1. Существующий подход к проведению государственной молодёжной политики на территории РФ

Ныне в российском обществе существует такое явление, как «молодёжная политика». У этого явления есть своя природа, свой смысл и своё содержание. Историю молодёжной политики, по-своему трудной и интересной, нелишне знать специалистам, молодёжным работникам, исследователям и преподавателям, занятым в данной сфере.

Точкой отсчёта реальной истории молодёжной политики можно считать 1991 год, когда распоряжением Президента РФ была введена должность Полномочного представителя Правительства РФ по делам молодёжи.

Реальную молодёжную политику с момента создания первых организационных структур в этой сфере ещё в советские времена творили сначала сотни, а теперь многие тысячи работников, которые трудились и трудятся в этих структурах - федеральных и региональных ведомствах, социальных службах для молодёжи и т.д.

На федеральном уровне сложилась система управления молодёжной политикой государства. В 1991 году Президентом РФ была установлена должность Полномочного представителя Правительства РФ по делам молодёжи. В 1993 году создан комитет РФ по делам молодёжи. В 1997 году статус этого комитета повышен он преобразован в Государственный комитет РФ по делам молодёжи. В мае 1998 года этот Комитет , к сожалению был упразднен. Создан департамент по делам молодёжи в структуре Министерства труда и социального развития РФ. Ныне существующему Департаменту по молодёжной политике Министерства образования РФ из госбюджета РФ, а в регионах соответствующим структурам местными властями выделяются на осуществлении молодёжных программ определённые средства, которые в суммарном выражении составляют сотни миллионов рублей. Вопросами молодёжной политики на всех уровнях управления занимаются органы законодательной власти. С июня 1994 года работал совет по делам молодёжи при Президенте России1. Но в целях повышения эффективности государственного управления в сфере молодежной политики по предложению Правительства Российской Федерации была создана Правительственная комиссия по делам молодежи2.

Руководителю Администрации Президента РФ было поручено образовать рабочую группу Администрации Президента РФ по делам молодежи. Установить, что основной задачей рабочей группы является подготовка предложений по повышению политической активности молодежи, ее гражданско-патриотическому воспитанию, а также по вопросам взаимодействия органов государственной власти с молодежными общественными объединениями.

В 1995 году в Государственной Думе РФ образован Комитет по делам женщин, семьи и молодёжи3.

В 1997 году создан Совет по делам молодёжи при Совете Федерации РФ. Также действуют: Совет руководителей органов по делам молодежи субъектов РФ при Министерстве образования РФ4 , экспертный совет по социальным программам

"О Совете руководителей органов по делам молодежи субъектов РФ при Министерстве образования РФ"

государственной молодежной политики1, общественная молодежная палата при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации2 .

В России создана вертикальная структура управления, с помощью которой государство осуществляет молодёжную политику. Во всех 89 субъектах РФ имеются органы по делам молодёжи.

В России действует система молодёжных социальных служб. В настоящее время в стране насчитывается более 100 служб трудоустройства и профориентации молодёжи (молодёжные биржи труда); около 2000 социальных служб разного толка для детей и молодёжи; юридические консультации, телефоны доверия, центры помощи молодым инвалидам, наркоманам, алкоголикам, лицам, вышедшим из мест заключения и т.п.. Опросы показывают, что услугами служб по работе с инвалидами, помощи молодой семье, наркологической службой пользуются от 2,5 до 7% молодых людей; юридическими консультациями - около 13%; биржами труда - более 25%. Но о том, что такие службы существуют и туда можно обратится в случае надобности, известно от 43 до 85% молодых людей.

В формировании и осуществлении молодёжной политики вовлечены молодёжные организации и объединения, которым государство оказывает определённую финансовую поддержку. В России действуют 24 детских международных, общероссийских и межрегиональных объединений, 120 общественных объединений, работающих с детьми и молодёжью, 567 региональных детских и молодёжных объединений.

В качестве научной и учебной базы в реализации государственной молодёжной политики Указом Президента РФ в 1992 году определён институт молодёжи (г.Москва), ныне - Московская гуманитарно-социальная академия.

Согласно Указу Президента РФ Государственный комитет РФ по делам молодёжи обязан предоставлять Правительству страны ежегодные доклады о положении молодёжи, в которых отражаются наиболее важные тенденции в социальном развитии и жизни молодого поколения , выявляются наиболее тревожные проблемы, предлагаются меры по их решению.

Если оценивать эффективность нынешней молодёжной политики с точки зрения её реального влияния на жизнь молодёжи, то эту эффективность надо оценить как низкую. Причин много. Проблема финансов - первая и главная, но далеко не единственная. Это и вопиющее непонимание властями роли молодёжи в общественной жизни, их неспособность реализовать возможности молодого поколения в интересах реформирования российского общества. О молодёжи вспоминают перед очередными выборами. Сегодня все партии и общественно-политические движения в России, как правило, имеет в своей предвыборной программе раздел «Молодёжная политика».

Очевидно, что необходимо принять Закон о молодёжи для того, чтобы определить экономические и правовые гарантии осуществления молодёжной политики. В некоторых субъектах Федерации действуют свои локальные программы поддержки молодёжи, целиком и полностью зависящие от понимания или непонимания региональных властей. Закон о молодёжи должен определять обязанности государства и его органов, а также общественных организаций в формировании духовного развития молодого поколения, решения проблем его воспитания, образования, труда, быта, досуга и др.

Так же необходимо включить в структуру федеральных органов исполнительной власти самостоятельный орган, к компетенции которого будут отнесены функции осуществления государственного регулирования и межотраслевой координации в области государственной молодежной политики1 ,так как Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" упразднен Государственный комитет

РФ по молодежной политике, его функции переданы Министерству образования РФ, но тем не менее актуальнейшие проблемы в сфере молодежной политики требуют наличия в указанной структуре самостоятельного федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого были бы отнесены вопросы государственного регулирования и межотраслевой координации в этой сфере. Таким государственным органом был Государственный комитет РФ по молодежной политике.

В структуре органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации созданы и функционируют государственные органы по делам молодежи, которые нуждаются как в координации своей деятельности, так и в методической, кадровой и организационной поддержке со стороны федерального центра. В связи с упразднением Государственного комитета РФ по молодежной политике в субъектах РФ наметилась тенденция к упразднению вышеназванных органов исполнительной власти, что, по существу, разрушит складывающуюся систему работы с молодежью на местах. Такая ситуация требует от федеральных органов государственной власти формирования и реализации эффективной государственной молодежной политики, направленной на решение проблем молодежи, обеспечение активного участия молодых граждан в социально-экономическом развитии России. В этой работе большое значение имеют консолидация сил и координация возможностей всех государственных органов исполнительной власти, что возможно осуществить лишь при наличии самостоятельного федерального органа исполнительной власти с необходимым статусом и достаточными полномочиями.

Проведение эффективной молодёжной политики предполагает не создание привилегий для молодёжи, а оптимальную реализацию единого государственного подхода к проблемам, которые создают для молодёжи значительное неравенство возможностей и напряжение в начале жизненного пути. Это:

· Доступность своевременного профессионального образования и последующего трудоустройства.

· Нормальные жилищные условия.

· Утверждение привычки к здоровому образу жизни и регулярным занятиям спортом для его поддержания.

Российскому государству для успешного развития экономики. Выстраивания в режиме реформирования в новые хозяйственные структуры требуется значительный по объёмам человеческий капитал. Нужны молодые здоровые люди, которые будут работать не только на существующих рабочих местах, но и создавать новые, которые готовы к быстрому манёвру и гибкому изменению себя и своей жизненной траектории.

В то же время основными проблемами нашего государства стали сегодня: депопуляция - демографическое явление, говорящее об отказе молодёжи от создания нормальной семьи и деградация - массовая неспособность новых поколений не только создавать новые рабочие места и структуры, но и включаться в уже существующие.

Федеральная целевая программа «Молодёжь России» призвана решить основные молодёжные проблемы: занятость, получение образования, жилья, создание семейного хозяйства.

В рамках этой программы выделяется 14 подпрограмм с широким кругом мер по следующим основным направлениям:

· Обеспечение молодёжи информацией о её правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

· Создание условий для самостоятельной и эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;

· Содействию решения жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально незащищённых категорий молодёжи.

Молодёжная политика в своих стратегических основаниях должна исходить из того, что оздоровлении нации может произойти через оздоровление и развитие нескольких новых поколений россиян - детей и молодёжи.

В стратегическом плане государственная молодёжная политика должна выйти на более высокий уровень исходных принципов1:

- Принцип ответственности. В лице государства общество ответственно перед новым поколением россиян за социально-экономическое, социологическое, экологическое, культурное состояние страны, а новое поколение страны ответственно

за сохранение и приумножение полученного наследия.

- Принцип преемственности. Принятые стратегические направления государственной молодёжной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет.

- Принцип приоритетности. Меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России.

- Принцип участия. Молодёжь не только объект воспитания и образования, но и сознательный участник социальных преобразований.

Работа с молодёжью должна строится на базе стратегических приоритетов государственного развития. Современная политика государства должна строиться как обеспечивающая цикл жизни человека, вокруг которого выстраиваются производство, образование семья, защита отечества. При смене приоритетов государственной политики и обозначении жизненной траектории человека как ядра всего общественного устройства, должны будут измениться как задачи, так и устройство государственного исполнительного аппарата.

Из сказанного выше можно сделать следующий вывод, что вопреки всем угнетающим социально-экономическим обстоятельствам государственная молодёжная политика в России существует. На себе эту политику ощущают, если верить опросам, не более 7-8% , а около двух трети молодых людей вообще считают, что никакой целенаправленной государственной молодёжной политики нет. Россия имеет самый современный механизм молодёжной политики в мире. Чтобы он заработал мощно и эффективно, ему не хватает всего лишь «топлива» - внимания органов государственной власти и денег. Дети и молодёжь - это забота и дело всего общества, ибо через детей и молодёжь общество воспроизводит и развивает себя. Проведение эффективной молодёжной политики предполагает оптимальную реализацию единого государственного подхода к проблемам молодёжи. Эффективная реализация молодёжной политики предполагает успешное развитие социально-экономических структур. Работа с молодёжью должна строится на базе стратегических приоритетов государственного развития. Необходимо принять закон о молодёжи, так же необходимо включить в структуру федеральных органов исполнительной власти самостоятельный орган, к компетенции которого будут отнесены функции осуществления государственного регулирования и межотраслевой координации в области государственной молодежной политики.

1.2.Анализ проблем молодёжи.

Проблемы молодежи стоят достаточно остро. Их нерешенность - источник постоянной напряженности в молодежной среде. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в настоящее и будущее. Многим приходится отказываться или пересматривать прежние нормы, установки, традиции, способы поведения, ценностные ориентации. Трудно стало получить хорошее образование, найти работу, иметь семью. Происходит расслоение молодых людей в социальном и материальном отношении, во взглядах на жизнь, в планах на будущее[ Проблемы социальной работы в России //Материалы Первой национальной конференции / отв.ред. З.А. Янкова, М., 1995].

В период молодости решаются две группы проблем молодёжи. Первая из них - это личностные, которые молодые люди ставят для себя сами: взросление, самопознание, саморазвитие, самоопределение в социальном мире. Решение данных проблем зависит, прежде всего, от самой личности, от её активности, способности к рефлексии, силы воли, психологической устойчивости, задатков и способностей к различным видам деятельности. Здесь происходит внутренняя самореализация в процессе формирования способностей и личностных качеств на основе задатков, формируются смысло-жизненные цели, и создаётся потенциал внешней самореализации, выступающей движущей силой достижения социально-значимых целей.

Вторую группу проблем создаёт для молодёжи общество, социальная среда - это необходимость освоения социальных ролей, достижения определённого социального статуса, продуктивная внешняя самореализация, формирование гражданских качеств.

Основные процессы, происходящие в молодежной среде, характеризуются следующими тенденциями:

1. Повышение общего образовательного и профессионального уровня молодежи.

С 1998 по 2002 год возросло количество студентов, обучающихся в высших учебных заведениях более чем в 1.5 раза1. Однако, серьезные проблемы наблюдаются в сфере трудоустройства. По состоянию на 1 января 1998 года в общей численности безработной молодежи доля выпускников различных образовательных учреждений составила 32,5%, в том числе выпускников общеобразовательных школ - 9,5%, системы начального профессионального образования - 12,1%.

По данным службы занятости:

- безработной молодежи, состоящей на учете в службе занятости - 2889 человек;

- молодежь в возрасте 16-29 лет в структуре обратившихся в службу занятости города составляет около 36%, из них 11% - впервые вступающие в трудовую деятельность;

- растет число подростков, желающих работать в свободное от учебы время и в каникулярное время.

В то же время наблюдается рост социальной активности молодежи.

Все больше студентов принимают участие в городских молодежных мероприятиях: в 1996 году в городских фестивалях и конкурсах приняли участие около 1500 студентов. К данной работе подключаются негосударственные учебные заведения.

Работа с молодежью в ВУЗах координируется студенческими профсоюзами. В ряде ВУЗов работают молодежные клубы. За 2 года более чем в 5 раз выросло число молодежных организаций, причем в спектр интересов данных организаций включены работа с "кризисными" категориями ("чеченцы", "трудные" подростки и др.) проблемы занятости молодежи, творческие программы, международные молодежные проекты.

В городе функционирует 83 детских, подростковых клуба по месту жительства. Из них 29 ведомственных, 54 муниципальных. Данное положение дел является следствием общего социально-экономического кризиса и отсутствия заинтересованности работодателей в трудоустройстве молодежи.

2. Криминализация молодежной среды.

Преступность среди несовершеннолетних в связи с незаконным оборотом наркотиков в целом по области составляет 38,5%. Постоянно возрастает доля несовершеннолетних участников преступлений: 1995 год - 43%, 1996 год - 46%, 1997 год - 55%. Анализ причин и условий подростковой преступности, наркомании и пьянства свидетельствует о том, что каждый второй из числа привлеченных к уголовной ответственности нигде не работал и не учился. Кроме этого, закрытие бесплатных секций, клубов по месту жительства, неумение подростков самостоятельно заполнить свой досуг являются важными причинами увеличения преступности среди несовершеннолетних, приводят к снижению интереса молодых людей к жизни.

3.Обострение демографической ситуации.

В г.Челябинске проживает 263 510 молодых людей, что составляет 24,3% всего населения города, из них 30,7% подростков (80817 человек). Из числа учащихся школ - 33235 человек, учащихся профессиональных училищ - 16500 человек, студентов ВУЗов - 369901.

4. Ухудшение здоровья молодых.

По данным органов здравоохранения у каждого третьего школьника имеются отклонения нервно-психического развития, 85% учащихся 10-11 классов, профессиональных училищ имеют существенные нарушения здоровья. Заметно растет количество болезней социального характера: венерические заболевания, педикулез, чесотка и другие. В 1996 году в числе 110 тыс. жителей области, заболевших венерическими болезнями, было 1900 подростков и 577 детей. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков почти в два с половиной раза выше, чем среди всего населения. Подростки злоупотребляют наркотиками в 6,3 раза чаще, чем население всех возрастов.

Состояние здоровья молодых людей значительно ограничивает их профессиональную пригодность. Исследования показывают, что лишь 38,8% молодых людей составляют группу "здоров". Полная профпригодность на 100 обследованных установлена только у 65,0% учащихся техникумов, 79,0% учащихся ПТУ, 97,2% студентов ВУЗов по профилям тех специальностей, которыми они овладевают. Здоровье юношей снижает их годность к службе в Вооруженных силах страны.

5. Ослабление института семьи.

Кризисные явления отражаются на родительских отношениях. Отказ матерей от новорожденных, проявление жестокости по отношению к детям, отказ от заботы о детях привели к тому, что половина сирот - дети, имеющие живых родителей. Социологические исследования, проведенные в Челябинской области, четко обозначили основные причины кризиса семьи:

· нестабильность общества жизни, неуверенность в завтрашнем дне;

· низкий уровень жизни, снижение возможности семьи создавать детям нормальные условия для воспитания и образования;

· падение уровня морали, нравственности в обществе.

В новых условиях молодая семья все чаще вынуждена переходить на стратегию выживания.

Растет число несовершеннолетних матерей. Резко сокращается число молодых людей, вступающих в брак:

Год

1990

1993

1996

Количество браков

15624

12772

9555

По прежнему высоким остается уровень ранних браков: примерно пятая часть вступивших в брак в 1996 году (1865 человек) - молодые люди до 19 лет.

6. Ослабление влияния государства на развитие личности молодого человека.

24,1 процента опрошенных молодежи Челябинской области хотели бы жить в другой, более благополучной стране, в 19,5 процента в детстве никогда не рассказывали о Родине, ее знаменитых людях, героях, умельцах, изобретателях, ученых. Увеличивается число малообеспеченных семей. По данным на начало 1997 года в органах социальной защиты состоит на учете 20453 малообеспеченных семьи, 45800 детей, из них 790 детей студентов, 21 ребенок несовершеннолетних родителей1.

7. Четко выраженное стремление молодежи к объединению, в основном, через "неформальные" группы.

Такое объединение позволяет молодым людям менее болезненно переживать процесс адаптации во "взрослой" жизни. По данным областных социологических исследований 52,9% молодых людей думают, что им нужны свои общественные организации. Однако, из-за низкой самоорганизации, в таких объединениях состоят только 4% опрошенных. Между тем, участие в деятельности молодежного объединения является одним из важных условий развития молодой личности.

При реализации молодежной политики необходимо отдельно работать с лидерами молодежных организаций, формируя их положительные личные качества.

Можно выделить две основные тенденции формирования общественного сознания нынешнего поколения молодежи на ближайший период1:

· низкий уровень влияния на молодежь государственных органов, обязанных осуществлять работу с нею (21,2% опрошенных указывают, что государство и общество ничего не делают для молодежи);

· общественная пассивность самой молодежи (42,3% считают, что им сейчас не до гражданской активности, важнее выжить, завершить учебу, найти работу).

Таким образом, современная ситуация, сложившаяся в г.Челябинске в области молодежной политики, характеризуется прежде всего социальной напряженностью. Отмечается крушение прежней системы ценностных ориентаций, среди которых работа и общественное признание наряду с семьей были высшими ценностями.

1.3. Молодёжная политика г. Челябинска в контексте социокультурного положения.

МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА - целенаправленная, перспективно (долгосрочно) ориентированная деятельность, обеспечивающая социализацию молодёжи в соответствии с приоритетами развития общества.

Назначение городской молодежной политики: Городская молодёжная политика:

- является одним из инструментов, используемых муниципальными органами управления и шире - городским сообществом, для обеспечения успешной социализации молодёжи в городской жизни;

- предназначена для решения проблем города в той части, в которой их решение зависит от мировоззренческих установок и деятельности городской молодёжи;

- выступает в качестве механизма согласования действий различных ведомств, общественных формирований и предпринимательских структур в отношении молодежи.

Основные позитивные социокультурные характеристики г.Челябинска и молодёжная политика.

Для понимания возможностей молодёжной политики, условий, облегчающих её реализацию, необходимо указать на ряд социокультурных характеристик г. Челябинска, имеющих положительную направленность.

· Во-первых, именно на рубеже XX-XXI веков российское общество стало осознавать преимущества, связанные с возможностью самостоятельного социального и профессионального самоопределения. Челябинск - один из городов России, где возможность выбора может быть реализована предельно широко. Здесь находится большое количество предприятий, организаций, фирм разного профиля и форм собственности, происходит постоянное увеличение количества видов и форм профессиональной специализации. Всё это объективно способствует привлекательности Челябинска для работы и жизни.

· Во- вторых, В Челябинске активно развивается (количественно и качественно) система послешкольного образования. Это создаёт предпосылки для аккумуляции и воспроизводства интеллектуального потенциала в городе, включению наиболее мыслящей части молодёжи в решение насущных городских проблем. Возрастающий в последние годы престиж образования существенно повышает интерес молодёжи к высшим и средне специальным образовательным учреждениям, которые становятся наиболее значимыми объектами молодёжной политики.

· В-третьих г.Челябинск постепенно становится информационным центром, позволяющим использовать наиболее распространённые технологии для обмена информацией. Данное обстоятельство является объективным основанием для преодоления чувства провинциальности, отсталости , непрестижности местной жизни.

· В-четвёртых. г.Челябинск является крупным студенческим центром России. Студенческое движение имеет четкую структуру управления и является авангардом, наиболее активной частью молодёжи города, готовой к активному решению проблем молодёжи. Именно студенческая молодёжь готова взять на себя ответственность за своё будущее и будущее г.Челябинска.

Основные социокультурные проблемы г.Челябинска и молодёжная политика.

· Во-первых, одной из специфических характеристик г.Челябинска является транзитный характер его культуры, Миграционные процессы не только способствовали увеличению числа жителей, но и привели к деформированию культурной целостности городского населения.

· Во-вторых, миграционные процессы порождают проблему сохранения и повышения генофонда региона. С одной стороны прибывает большое количество людей относящихся к «группе риска», с другой стороны наблюдается значительный отток высококвалифицированных специалистов, одарённых и хорошо образованных жителей, которые объективно входили в городскую элиту. Это касается любых сфер городской жизни. Приток специалистов- вынужденных эмигрантов- не может восполнить потери города. Даная ситуация означает, что социальные инвестиции, вложенные в образование, воспитание и иную подготовку специалиста и личности, не возвращается в полном объёме, в дальнейшем инвестору- городу, а предаются в другой регион, сумевший создать лучшие условия для молодых специалистов. Можно говорить о зарождении нового для г.Челябинска типа проблем, связанных с нарушением воспроизводства необходимого для устойчивого развития интеллектуального и профессионального генофонда.

· В-третьих, это локализация социальной ответственности. Современная социально-экономическая ситуация в России в целом и в городе в частности, ведёт к ситуации, когда молодое поколение в меньшей степени зависит от обстоятельств и в меньшей рассчитывает на стороннюю поддержку, чем старшее поколение. В то же время ослабевает преемственность между поколениями и ответственность разных поколений друг за друга. В реальной жизни данная характеристика проявляется через неприятие ценностей, образа жизни, традиций и иных, объективно существующих императивов, свойственных «чужим» возрастным группам. В первую очередь, это проявляется в отсутствии общего мировоззрения, антагонизме взглядов на фундаментальные смысло-жизненные ценности, ослаблении объединяющих духовных начал разных поколений.

· В-четвёртых, реальная ситуация в области охраны правопорядка свидетельствует о формировании криминального типа личности.

На долю молодёжи приходятся наиболее тяжкие в социальном плане преступления против личности, наблюдается рост нарушений не только законодательства, но и нравственных устоев, этических норм поведения и труда., распространение социальных пороков, таких как наркомания, алкоголизм, проституция.

Таким образом очевидно, что все указанные социокультурные характеристики г.Челябинска постоянно воспроизводятся, поэтому изменение одной из указанных характеристик ( а тем более комплексное изменение ситуации) требует целенаправленной молодёжной политики.1

Глава 2. Концепция молодёжной политики г.Челябинска.

2.1. Основные положения концепции.

В настоящей концепции используются следующие термины и понятия:

· молодежная политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуются органы государственной власти области в своей деятельности в отношении молодежи, а также сама деятельность органов государственной власти области в отношении молодежи.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты