Концепция молодёжной политики и программы её реализации в г. Челябинске
p align="left">· молодые граждане, молодежь - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности органов государственной власти, в возрасте от 14 до 30 лет.
· молодежные и детские объединения - организации молодых граждан, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.
· Органы государственной власти, осуществляющие молодежную политику. Молодежная политика, реализуемая в Челябинской области, должна иметь межведомственный характер и осуществляться путем координации деятельности организаций, занимающихся проблемами молодежи.
Молодежными проблемами занимаются следующие органы государственной власти: комитеты по делам молодежи, органы, осуществляющие управление в сфере образования, культуры, спорта, здравоохранения и подведомственные им учреждения, органы социальной защиты населения, службы занятости, военные комиссариаты, правоохранительные органы;. областная комиссия по делам несовершеннолетних; средства массовой информации.
На данный момент схема взаимодействия органов исполнительной власти и общественных организаций при реализации молодежной политики в городе Челябинске отражает потребности современной ситуации, нуждаясь в развитии и усилении на уровне городов и территорий области.
Рис. Схема взаимодействия органов исполнительной власти и общественных организаций при реализации молодёжной политики в г. Челябинске.
2
· Молодая семья - семья, в которой возраст хотя бы одного из супругов не превышает возраст 30 лет, или неполная семья, в которой возраст матери или отца не превышает возраст 30 лет;
· Молодёжная инициатива - открытое декларирование гражданами социально-значимых целей, идей или проектов, подтверждаемое готовность участия в их реализации;
· Социальная защита молодёжи - деятельность по оказанию социально-бытовых, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в особо трудных условиях.
Теперь рассмотрев основные положения молодёжной политики можно перейти к рассмотрению её объектов, субъектов, целей, задач и принципов.
2.2 Объекты, субъекты, цели, задачи и принципы молодёжной политики.
В 1997году Челябинской городской Думой была принята первая Концепция молодёжной политики города Челябинска разрабатывавшаяся в условиях затяжного социально-экономического кризиса. Концепция 1997 года ориентировала исполнительные органы местного самоуправления, предпринимателей и общественность на сохранение существующей системы молодёжных учреждений и создание «точек» рост, позволяющих в дальнейшем перейти от тактики сохранения потенциала к стратегии развития молодёжной самодеятельности1.
За прошедшие годы в городе накоплен необходимый опыт работы с молодёжью, позволяющий существенно скорректировать взгляд на молодёжные проблемы, теснее увязать их с общегородскими проблемами, направить деятельность всех заинтересованных структур на формирование у нового поколения челябинцев чувство принадлежности к городу и ответственности за его будущее.
Настоящая Концепция молодёжной политики города Челябинска является основополагающим документом, в котором выделены и обоснованы приоритетные направления работы с молодёжью, определены организационно управленческие условия и ресурсы, необходимые для успешной социализации молодёжи в городе.
Концепция носит установочный характер, не содержит перечня конкретных мероприятий, но даёт содержательные требования к разработке соответствующих рабочих документов-программ и проектов, носит принципиально межведомственный характер.
Концепция молодёжной политики является руководством к действию для всех организаций и учреждений муниципального подчинения, а также ориентиром для любых юридических и физических лиц, административно не подчинённых органам городского самоуправления, но имеющих стремление и возможности участвовать в решении проблем молодёжи города Челябинска.
Молодёжь, вступая во взрослую жизнь на рубеже смены поколений, растит в себе образ будущего, несёт особую ответственность за самосохранение и развитие общества, за преемственность его истории и культуры, благополучия стариков, роль и место страны в мировых процессах. В силу объективных причин, молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта. Это увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений и может создать серьёзную угрозу общественной безопасности в настоящем.
Поэтому необходимо взять процессы социализации молодёжи под государственный контроль, чтобы она смогла ответить на вызовы современности в будущем и не представляла угрозу обществу в настоящем.
Основным инструментом социализации молодёжи является молодёжная политика органов власти, направленная на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развитие молодёжных движений и инициатив.
Основными объектами молодёжной политики являются:
· Молодые граждане с 14 до 30 лет;
· Молодые семьи;
· Молодёжные объединения.
Основными субъектами молодёжной политики являются:
· Государственные и муниципальные органы и их должностные лица;
· Молодёжные объединения и их ассоциации;
· Молодые граждане.
Целями молодёжной политики являются:
· Содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодёжи через организацию досуга и занятости молодёжи;
· Недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
· Создание условий для более полного включения молодёжи в социально-экономическую жизнь общества, воспитание молодёжи с активной жизненной позицией;
· Расширение возможностей молодого человека в выборе жизненного достижения личного успеха;
· Реализация творческого потенциала молодёжи в интересах общественного развития и самой молодёжи.
Основные задачи молодёжной политики:
· Обеспечение прав и свобод молодых граждан, проживающих на территории города;
· Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи;
· Формирования здорового образа жизни;
· Приобщение молодёжи к труду, содействие её в трудоустройстве и занятости;
· Социальная работа в молодёжной среде;
· Поддержка талантливой молодёжи;
· Предупреждение безнадзорности, беспризорности и наркомании, и правонарушений в молодёжной среде;
· Поддержка деятельности молодёжных и детских общественных объединений;
· Содействие международным молодёжным обменам.
Принципы молодежной политики :
-сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации молодежной политики;
-привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
-обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;
-предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
-приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
Таким образом, основным инструментом социализации молодёжи является молодёжная политика органов власти, направленная создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развитие молодёжных движений и инициатив. В данном вопросе я определила объекты, субъекты, цели задачи и принципы молодёжной политики и теперь можно перейти к рассмотрению приоритетных направлений молодёжной политики.
2.3. Приоритетные направления молодёжной политики.
Существенной характеристикой молодёжной политики как целенаправленной и перспективно ориентированной деятельности является то, что она предполагает достижение долгосрочных результатов. Анализ сложившейся в Челябинске системы взаимодействий, соотношение положительных и отрицательных характеристик социокультурной ситуации, требуют в первую очередь серьёзного осмысления происходящих процессов и их последствий, пересмотра традиционных принципов отношения городского самоуправления к молодёжи. Это предусматривает определение приоритетов деятельности городской Думы и Администрации города, подразумевающих систему тактических шагов по решению выявленных противоречий. Именно конкретные долгосрочные программы и проекты, объединённые единой стратегической идеей, позволяет нейтрализовать негативные процессы в развитии молодёжи и обеспечить максимальную включенность данной социально-культурной группы в городское сообщество.
Проблемы молодёжи определяют основные приоритетные направления молодёжной политики это:
1. Формирование здорового образа жизни: Государство признает физическое и духовное развитие молодежи необходимой частью национального развития и высокой общественной ценностью. Оно исходит из комплексного характера деятельности по формированию должных условий физического и духовного развития молодежи. В рамках данного направления деятельности содержание принимаемых мер заключается в:
· развитие системы специального медицинского обслуживания и социально-психологической реабилитации молодых людей, страдающих наркоманией;
· проведение профилактических медицинских мероприятий, направленных на улучшение здоровья молодежи;
· содействие в организации оздоровительных акций для отдельных категорий детей и молодежи, нуждающихся в особой заботе;
· координация деятельности органов, осуществляющих регулирование в сфере образования, здравоохранения и спорта по развитию детско-юношеского массового спортивного движения, обеспечивающего массовость и доступность спортивных мероприятий;
· борьба с такими формами поведения молодежи как участие в криминальных группировках, употребление наркотиков, алкоголя;
· деятельность органов государственной власти области по пропаганде здорового образа жизни, создание новых образцов для подражания, стиля жизни, основанного на здоровье и физическом совершенствовании.
2. Развитие гражданской позиции и патриотизма: Молодежь всегда была в российской истории наиболее патриотической частью общества. В основе патриотизма - неотъемлемое право личности быть необходимым своей стране. Молодежь в нынешних условиях, как никогда, нужна России и должна занять активную жизненную позицию в борьбе за будущее своей страны - России. Будущее объективно принадлежит молодежи и каким оно станет - ответственность молодежи.
Во имя совместного и солидарного будущего молодежь должна объединиться в своем праве борьбы за будущее1. В этих целях предполагается:
· формирование уважительного отношения молодых людей к государственной символике, к истории России и историческим традициям;
· привлечение ветеранских организаций к воспитанию подрастающего поколения;
· проведение экспедиций и походов поисковых отрядов, увековечение памятников защитников Родины, организация оборонно-спортивных и военно-технических лагерей, проведение оборонно-спортивных мероприятий.
3. Поддержка талантливой молодежи: Государство исходит из особого общественного значения одаренной личности и стремится к тому, чтобы меры поддержки молодых талантов не вели к искажению естественных социокультурных процессов. Ключевым фактором при осуществлении мер по созданию более приемлемых условий для творческой деятельности молодежи является сохранение и развитие интеллектуального и творческого потенциала общества2. Для решения этих задач предполагается:
· установление премий, стипендий, пособий для талантливой молодежи области;
· создание творческих мастерских, школ, объединений;
· предоставление молодежи для творческой деятельности выставочных и концертных залов;
· формирование специальных фондов для поддержки молодых талантов.
4. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений: Государство намерено оказывать материальную и финансовую поддержку молодежным и детским объединениям, осуществляющим мероприятия в области государственной молодежной политики. В этих целях :
· органы государственной власти Челябинской области оказывают молодежным и детским объединениям финансовую и материальную поддержку в установленном законом порядке;
· молодежным и детским объединениям предоставляются субсидии за счет средств бюджета согласно Закону области "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Челябинской области".
5. Система информационного, методического и кадрового обеспечения молодежной политики:
· Осуществление информационной поддержки молодежи в сферах труда, образования, культуры, здоровья, семьи, отдыха и спорта;
· создание информационных баз данных по молодежной проблематике для государственных и общественных организаций, работающих с молодежью;
· создание информационной базы данных, методической литературы, имеющей патриотическую направленность;
· создание системы кадровой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью;
· обучение актива детских и молодежных общественных организаций, действующих на территории Челябинской области;
· поддержка средств массовой информации, освещающих пути решения проблем молодежи, газет, издающихся детскими и молодежными общественными организациями, молодежных редакций теле- и радиокомпаний, действующих на территории области.
6. Социальная поддержка молодежи: Деятельность в этой области в ближайшей перспективе будет сосредоточена на установлении системы социальных норм и нормативов, закрепляющих гарантированный минимальный уровень получения молодыми гражданами социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке.
В этих целях:
· адресная социальная помощь наименее защищенным категориям молодежи;
· организация бесплатных или льготных посещений детьми и молодежью музеев, театров, кинотеатров и концертов;
· система мер по защите прав несовершеннолетних;
· система мер по обеспечению доступности получения специального и высшего образования молодежью из малообеспеченных семей;
· организация летнего отдыха, санаторно-курортного лечения для молодежи из малообеспеченных семей;
· организация лагерей для детей из малообеспеченных, неполных семей, семей безработных, подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел;
· организация центров для оказания юридической и социально-психологической помощи молодежи;
· система мер социальной помощи молодым инвалидам;
· создание приютов, детских домов семейного типа для детей-сирот;
· помощь молодым семьям в получении льготных мест для детей в дошкольных учреждениях;
· предоставление льготных кредитов для молодых семей, строящих себе жилье по системе МЖК (молодежно-жилищных кооперативов);
7. Гарантии в сфере труда и занятости молодежи: Главной задачей в сфере труда и занятости молодежи является обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых граждан на труд при структурной перестройке экономики и высвобождении работников, размещении производительных сил и создании новых рабочих мест, организации служб занятости и помощи в трудоустройстве, создании системы профессиональной ориентации и подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
В целях содействия занятости молодежи будут использоваться следующие меры:
· учет молодежных проблем при разработке и осуществлении программ занятости населения;
· предоставление налоговых льгот для организаций, предоставляющих рабочие места для молодежи;
· развитие системы государственных, областных и муниципальных заказов для организаций. принимающих на работу на постоянной основе молодых граждан;
· разработка и реализация программы временной занятости несовершеннолетних во внеурочное время и период школьных каникул;
· развитие деятельности специализированных организаций, предоставляющих услуги по занятости молодежи, информацию о свободных рабочих местах;
· трудоустройство и занятость подростков и молодежи в летний период;
· система мер по трудоустройству выпускников образовательных учреждений;
· восстановление деятельности студенческих отрядов;
· организация обучения и стажировка за рубежом выпускников образовательных учреждений;
· помощь в трудоустройстве молодых людей, вернувшихся из мест лишения свободы;
· проектирование новых форм занятости в системе непрерывного образования и досуга т.к. роль досуговой сферы в формировании ценностно-нормативных ориентациях молодёжи не менее важна, чем роль образования.
8. Поддержка молодежных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью: В целях реализации инновационного потенциала молодежи, облегчения стартовых условий вхождения молодых граждан в рыночные отношения необходимо осуществить меры по социально-экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской (фермерской) деятельности молодых граждан, молодых семей, коллективов молодых граждан, а также организаций молодых предпринимателей, молодежных хозяйственных объединений на селе, прежде всего в сфере производства товаров и услуг.Это:
· предоставление молодежным организациям льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечению средствами производства;
· содействие молодежным организациям в разработке учредительных документов;
· разработка условий по предоставлению одноразовых субсидий для поддержки проектов в интересах молодежных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью.
9. Формирование социально активного типа личности. Современная культура требует изменение вектора развития личности от индифферентного типа к инициативному. В ситуации, когда личность выступает только как пассивный объект культурных, экономических, политических и иных влияний, невозможно обеспечить конкурентное развитие города. В городе должны быть созданы условия для формирования предпринимательского типа личности, способной к творческой самореализации своих сущностных сил в профессиональной деятельности, сфере досуга, семейных отношений.
10. Создание условий для самореализации молодых людей.
· Создание системы постоянной социальной ( производственной, досуговой, добровольческой и др.) практики молодых людей - общественных организаций, клубов, молодёжных акций и тп. Молодому человеку должен быть предоставлен максимально широкий спектр видов занятий, предполагающий тренинговое участие и осознанный выбор своего дела в последствии;
· Обеспечение общественного одобрения лидирующих в творческом и организационном-управленческом отношении отдельных личностей и групп, то есть удовлетворение одной из наиболее важных социальных потребностей - потребности в признании важности и позитивной значимости выбранного дела для городского сообщества;
11. Поддержание и развитие многоуровневой системы образования. Перспективы развития России в следующем столетии будут определяться динамикой нарастания ее интеллектуального и информационного потенциала. Необходимо в кратчайшие сроки выработать и начать реализацию чрезвычайной стратегии развития высшего и специального образования как предпосылки сохранения и умножения экономического ресурса страны. Российская молодежь - за реформу образования. Но такая реформа должна быть не самоцелью, а способом создания качественного человеческого капитала. 1
· Расширение спектра специальностей, что позволит, обеспечит подготовку необходимых городу специалистов в рамках собственных учебных заведений;
· Обеспечение регулярной переподготовки и повышения квалификации молодых специалистов в соответствии с постоянно возрастающими требования информационного общества;
· Развитие принципиально нового направления в образовательной деятельности -системы тренингов по повышению социальной активности молодёжи, развитию её предпринимательских инициатив.
12. Привлечение на постоянное место жительства или в порядке культурного обмена молодёжи других городов, регионов, государств, чтобы преодолеть негативные демографические процессы, за счёт расширения возможностей профессиональной самореализации, создание приемлемых условий решения жилищных проблем, демонстрации реальных перспектив развития города, формирование городских традиций и внешнего имиджа города Челябинска.
13. Вовлечение молодёжи в управление городом.
· Вовлечение молодёжи в социально полезную и ответственную деятельность;
· Установление новых, более действенных оснований идентификации личности с городом;
· Формирование у молодёжи организационно-управленческого опыта, а в структурах городского управления - кадрового резерва.
Таким образом, молодёжная политика направлена на формирование здорового образа жизни, на развитие гражданской позиции и патриотизма, на поддержку талантливой молодёжи, на поддержку деятельности молодёжных и детских общественных объединений, на информационное, методическое и кадровое обеспечение, на социальную поддёржку молодёжи, на обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодёжи и на поддержку молодёжных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. Вложенные городом средства в образование молодёжи, будут компенсированы сохранением интеллектуального и трудового потенциала в самом городе. Открытость городского самоуправления для молодёжи, её участие в создании перспективных проектов и программ, будут теми факторами, которые должны предопределить качественно новую степень развития города. Введение молодёжи в систему организации городской жизни можно рассматривать как один из механизмов работающих на культурную преемственность поколений. Ориентация новых поколений на сохранение устойчивых, положительных черт городского жизнеустройства в сочетании с деятельностью по развитию городского сообщества - задача всех структур, занятых в сфере социализации молодёжи. Молодёжная политика предполагает формирование социальной ответственности молодёжи, то есть ответственности не только за себя и свою семью, но распространение ответственного отношения на старшее и младшее поколения, город, общество в целом. Становление социальной ответственности обеспечивается в данном случае совпадением личных и поколенческих интересов, потребностям отдельного человека и города.
2.4. Обеспечение приоритетных направлений молодёжной политики.
Реализация приоритетных направлений молодёжной политики предполагает решение двух групп проблем:
· Содержательное обеспечение молодёжной политики;
· Организационное обеспечение приоритетных направлений.
Содержательный аспект будет обеспечен за счёт разработки и реализации соответствующих программ и проектов.
Условием осуществления проектного подхода к решению проблем является необходимость привлечения к разработке молодёжных проектов и программ представителей тех групп городской молодёжи, которые будут их реализовывать на практике. В связи с этим необходимо создать систему информирования, привлечения и организации наиболее активной части молодёжи к разработке и реализации молодёжных проектов.
Т.о. представители молодого поколения получают возможность самостоятельно определить наиболее значимые для себя проблемы и разработать механизмы их сглаживания или разрешения. При этом в процессе воплощения своих собственных проектов, они получают широкую возможность максимально реализовывать свои профессиональные и иные социально-значимые запросы и потребности.
В рамках предложенного подхода целесообразно создание при Управлении по делам молодёжи г.Челябинска Центра социального проектирования, целью которого будет оказание учебной, консультативной и организационно-управленческой помощи молодёжи в разработке и реализации конкретных проектов и программ.
Наличие множества молодёжных проектов само по себе не определяет их социальной значимости и эффективности. Для повышения отдачи от реализации молодёжных программ и проектов необходима открытая система социально-экономической и правовой экспертизы предлагаемых к реализации проектов и программ. Она позволит поддерживать наиболее значимые для города и его молодёжи виды и направления деятельности, обеспечивающие получение максимальной отдачи в решении молодёжных проблем. Т.о. при сохранении полного равенства в инициативах молодёжи и отсутствии жёсткой регламентации форм их проявления, система экспертизы даст возможность рационального использования финансовых и иных ресурсов города.
В данном случае эффективное ведение конкурсной системы разработки и отбора молодёжных проектов, а также принципах их целевого финансирования (через систему молодёжных грантов и т.п.)
Важнейшим направлением работы молодёжной политики является информационное обеспечение приоритетных направлений. Необходимо создать условия максимальной информированности молодёжи города и всего населения о социально значимых делах, осуществляемых на территории города, области, России.
Формирование единого информационного пространства обеспечит включение молодёжи в реализацию молодёжной политики. Кроме того, в рамках молодёжной политики необходимо создать условия для информационной поддержки молодёжи и их инициатив по наиболее актуальным проблемам: право, предпринимательство, образование, здоровье, семья и др.
Для создания эффективной системы функционирования всех заинтересованных в реализации данной Концепции структур, следует создать механизм координации деятельности. Следует обеспечить систему межведомственной координации работ всех субъектов молодёжной политики города. Важно объединить в решении общих задач в системе образования, здравоохранения, правопорядка, физкультуры и спорта, культуры, производственно-экономической и предпринимательской деятельности и т.п.
Совместная деятельность в рамках этой Концепции повысит результативность молодёжной политики при сокращении организационных, финансовых и временных затрат, расширит возможности творческой реализации молодёжи.
Большое значение имеет социально-культурный аспект, на фоне которого предполагается развёртывание работ по реализации приоритетных направлений молодёжной политики. Необходимо формирование соответствующего общественного мнения по отношения к молодёжи со стороны основных социальных групп и государственных структур. В данном случае предполагается расширение связей со СМИ по обсуждению наиболее значимых молодёжных программ и проектов, их разрешения. Необходимо сформировать образ социально активного, творческого, ответственного молодого человека, способного решать собственные проблемы и вносить вклад в совершенствование жизни города. Это создаст условия для более полного использования молодёжных инициатив в решении их собственных проблем и обеспечит благоприятные условия для социализации подрастающего поколения.
Реализация приоритетных направлений молодёжной политики требует значительных финансовых средств. Необходим эффективный механизм формирования и использования финансовых ресурсов в рамках молодёжной политики.
В том случае, если будет обеспечена информационная и организационная поддержка молодёжных инициатив, конкурсная система отбора молодёжных проектов и открытая профессиональная экспертиза, существует реальная возможность создания эффективного механизма финансирования. Общим критерием проектов, нуждающихся в финансировании, является получение конкретного, измеримого социально-значимого результата, обеспечивающего решение или сглаживания молодёжных проблем. Такая «прозрачность» эффективности проектов, позволит найти общие интересы в плане объединения финансовых средств государственных, общественных и предпринимательских структур.
В данном случае необходима разработка программ совместной деятельности Управления по делам молодёжи с:
- администрацией города и области (целевое финансирование значимых для города проектов и программ);
- промышленными предприятиями и предпринимателями (разработка и реализация совместных проектов);
- общественными организациями города (информационная и финансовая поддержка);
- СМИ ( информационная поддержка и разработка совместных проектов);
Таким образом обеспечение приоритетных направлений молодёжной политики обеспечивается путём решения двух групп проблем: содержательное обеспечение молодёжной политики и организационное обеспечение приоритетных направлений. Теперь я хочу рассмотреть ожидаемый социально-экономический эффект от реализации данной концепции.
Глава 3. Программы реализации молодёжной политикиг.Челябинска.
Молодёжная политика сохраняет логичность и последовательность в реализации основных направлений решения насущных молодёжных проблем. В связи с этим необходимо максимально эффективно использовать накопленный опыт работы с молодёжью в городе Челябинске и Челябинской области. Необходимо продолжить реализацию принятых в предыдущей Концепции направлений, которые способствуют решению социально-значемых проблем молодёжи.
В настоящее время сохраняют актуальность и значимость, следующие направления деятельности:
1. Обеспечение прав и свобод граждан, проживающих на территории города Челябинска. Необходимо продолжить реализацию таких проектов как «Круглый стол» молодёжных и детских общественных организаций, «Молодёжная палата».
2. Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи. Следует продолжить работу по проекту «Городской сбор «Уральская зарница».
3. Формирование здорового образа жизни. Проект «Информационный автобус» является эффективным средством информационного обеспечения молодёжи по проблемам СПИДа, наркомании, и другим важным аспектам жизни молодёжи.
4. Приобщение молодёжи к труду, содействие её в трудоустройстве и занятости. «Молодёжная биржа труда» способствует решению вопросов организации трудоустройства молодёжи и временной занятости несовершеннолетних граждан.
5. Социальная работа в молодёжной среде. Разработанная совместно с профсоюзными комитетами Челябинских ВУЗов программа «Студенчество Челябинска 2004» обеспечивает реальное решение молодёжных проблем, поддержку уровня жизни студентов города.
6. Поддержка талантливой молодёжи. Особую значимость сохраняют проекты «Научно-практическая конференция «Шаг в будущее», «Весна студенческая», «Стартинейджер», Поющие дворы», «Фестиваль интеллектуальных игр», «Фестивальное движение КВН», обеспечивающее условия для творческого и интеллектуального развития детей и молодёжи.
7. Предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений в молодёжной среде. Следует продолжить работу с проблемными группами молодёжи по их вовлечению в реализуемые Управлением по делам молодёжи проекты и программы при эффективном сотрудничестве с органами охраны правопорядка, здравоохранения, физкультуры и спорта. Объединить усилия всех служб и ведомств по выявлению беспризорных детей.
8. Поддержка деятельности молодёжных и детских общественных объединений города. Необходимо продолжить работу по организации конкурсов на соискание муниципальных грантов среди молодёжных общественных организаций и учреждений для детей и подростков, способствующую вовлечению молодёжи и детей в общественно-полезную деятельность.
9. Содействие международным молодёжным обменам. Должна быть продолжена работа по реализации программы международных молодёжных обменов, расширяющая деловые и творческие контакты молодёжи города с представителями других стран.
Исходя из выше сказанного, можем сделать следующие вывод, что необходима разработка следующих перспективных программ и проектов первоочерёдной важности;
1. Разработка Концепции и программы «О долгосрочных инвестициях в проекты и программы по реализации приоритетных направлений молодёжной политики города Челябинска».
2. Разработка и принятие городской молодёжной программы «О молодёжной семье».
3. Разработка и утверждение программы «Жильё для молодёжи».
4. Разработка и утверждение городского положения «О наградах за вклад в работу с молодёжью».
5. Разработка и утверждение городской программы по работе с инвалидами, по их социализации и адаптации в современных условиях.
6. Разработка программы «Молодёжь и производство».
7. Разработка проекта «Бизнес-инкубатор» для поддержки молодёжных предпринимательских проектов.
3.2. Реализация молодёжной политики города Челябинска в рамках обеспечения прав и свобод граждан, гражданского и патриотического воспитания и формирования здорового образа жизни молодёжи.
Как уже говорилась в 1997 году была принята первая Концепция молодежной политики города Челябинска, а в 2001 году принята новая Концепция молодёжной политики г.Челябинска «Молодёжь Челябинска в третьем тысячелетии». В данный момент реализация молодёжной политики происходит согласно этой Концепции.
Сущность молодёжной политики г.Челябинска заключается в создании правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развитие молодёжных объединений, движений и инициатив.
В рамках обеспечения прав и свобод граждан, проживающих на территории города Челябинска, усилия направлены на создание и поддержку служб, оказывающих юридические услуги молодёжи реализацию комплекса просветительских мероприятий по проблемам защиты прав и свобод молодых граждан. В студенческой неполитической газете «Стоит почитать»1 действует рубрика «Знай свои права».
В рамках программы «Информационный автобус»1 в школах города проводится акция «Имею право». В ходе акции школьники получают информацию о правах и обязанностях, а также юридические консультации.
Особое значение в работе Управления по делам молодёжи уделяется Гражданскому и патриотическому воспитанию молодёжи. Ежегодно в мае проходит городской сбор «Уральская зарница»2. В сборе участвуют команды (дети в возрасте от 13до 17 лет)- победители районных этапов игры. Городской сбор «Уральская зарница -2003», проводился на базе учебного центра Челябинского военного автомобильного института.
Также в течении мая школьники города несут «Вахту памяти» у Вечного огня. 4 мая у Вечного огня состоялось торжественное открытие «Вахты памяти», посвящённой 58-ой годовщине со дня Победы в Великой отечественной войне. В открытии приняли участие команды школ нашего города, а также команда от Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской.
Формирование здорового образа жизни - одно из приоритетных направлений молодёжной политики.
Угроза распространения наркомании воспринимается обществом очень серьёзно. По результатам российского опроса Фонда «Общественное мнение» 84% россиян считают, что людей, принимающих наркотики за последние несколько лет стало больше. Чаще всего о наличии знакомых, принимающих наркотики, говорят молодёжь (18-35 лет) и жители мегаполисов. В настоящее время наметилась тенденция общественного осуждения наркозависимых людей, и опросы фиксируют снижение искренности в признании респондентов в том, что они или их близкие употребляют наркотики.
Для получения полной информации о положении дел в связи с угрозой наркотизации молодёжи в городе, проведено социологическое исследование Институтом экономики Уральского отделения Российской Академии наук (Челябинский филиал). Исследование проводилось во всех районах города. Возраст участников от 15 до 35 лет.
Оценка наркомании как явления от района проживания челябинцев показывает, что основная часть жителей Курчатовского, Советского и Центрального района оценивают наркоманию как социальную болезнь, могущую поразить любого. В тоже время среди жителей Тракторозаводского, Ленинского и металлургического районов высок уровень уверенности, что эта проблема опасна только для слабых людей. Три четверти челябинцев (77%) главной предпосылкой распространения наркотиков среди молодёжи видят в самой молодёжи, склонной к эпотажности, стремящейся интегрировать в определённую группу сверстников, зачастую критично настроенных к ценностям и нормам взрослых. Каждый девятый челябинец полагает, что немалую роль в наркотизации молодёжи играет бездействие властных структур. Милиция, призванная бороться с распространением отравы, либо не предпринимает для этого необходимых усилий, либо сама коррумпирована и покрывает наркодиллеров. 6% челябинцев видит предпосылку в распространении наркотиков в слабой законодательной базе, столько же винят отношения в семье.
Как показал настоящий опрос, для молодёжи первоисточником знаний по проблеме наркомании, наркотиках являются друзья и знакомые -61% ответов. По сравнению с прошлым годом доля таких ответов возросла в 1,3 раза. По-видимому средства массовой информации заметно сократили публикацию материалов на эти темы, переключившись на политические баталии, т.к. по сравнению с прошлым годам в 2,7 раза снизилась доля респондентов, назвавших СМИ источником информации о наркомании. 21% челябинцев черпает информацию по этой проблеме на лекциях, уроках, в беседах сл специалистами, что позволяет, надеется на высокое качество полученных знаний.
Уход от сложностей жизни в наркоманию, токсикоманию, алкоголизм - одна из острейших проблем современной молодёжи. 70% опрошенных молодых людей употребляли алкогольные напитки, почти трети алкоголь пробовать не приходилось. По сравнению с прошлым годом, доля положительных ответов значительно сократилась. Доля негативных ответов об употреблении токсических веществ составляет 93,5 %, такая же доля ответов была получена по этому пункту и в прошлом году.
Отрадно, что подавляющее большинство респондентов никогда не употребляли наркотики 86% ответов. Заметим, что по уровню прошлого года доля таких ответов увеличилась в 1,2 раза Пять человек из 100 однажды пробовали наркотик, видимо из любопытства, столько же употребляли несколько раз, 4% опрошенных отнесли себя к опытным наркоманам, употребляющим наркотики многократно. Возраст опрошенных первые попробовавшее наркотики от 14 до 28 лет. Но как показывает медицинская и криминальная практика самый опасный возраст для этого до 20 лет. Наиболее часто - треть опрошенных - впервые попробовали наркотики на дискотеке, вечеринке, тусовке. Видимо, несмотря на ожесточившиеся меры охраны и контроля в ночных клубах и т.п., именно там встречаются продавцы наркотиков и их потенциальные жертвы. Четверть респондентов получила, купила первую дозу в стенах родного учебного заведения.
Исследование также показало, что каждый четвёртый из наркозависимых в данный момент не хочет отказываться от употребления наркотиков, 20% - хотели бы, но не могут. Таким образом, почти половина опрошенных из категории употребляющих наркотики являются наркоманами, поражённые этой страшной социальной болезнью. 14%- надеются, что смогут отказаться от употребления наркотиков, а 40 % уже сделали это.
Банальная скука и серость жизни приводит многих молодых людей в опасный мир иллюзий. Досуг для них оказывается не интересным делом, не лекарством от скуки, а временем, которое надо «убить», в том числе - потребляя алкоголь и наркотики. Только правильная организация досуга, заполняя внутреннею духовную пустоту, может быть противоядием от саморазрушении личности.
Уголовная статистика свидетельствует, что незаконный оборот наркотиков приобрёл за последнее время масштабный и угрожающий характер. Как показывает практика, наркотики можно приобрести в медицинских учреждениях за деньги с приплатой, милиция не редко обнаруживает крупные партии наркотиков у цыган и выходцев из закавказских республик.
Опыт Голландии как прецедента легализации определённых наркотических веществ для нашей страны неприемлем. Так считают 83% челябинцев, 9% опрошенных горожан к идее легализации наркотиков позитивно. Примерно столько же (8%) предлагают разрешить лёгкие наркотики.
Для молодёжи, в большей степени, чем для других возрастных категорий населения свойственно с оптимизмом смотреть в будущее и надеются на реализацию своих жизненных планов. 41% опрошенных имеют радужные надежды по поводу своего будущего . 52% чувствуют, что особых перемен в их жизни не будет, но будущее относительно спокойно и стабильно. Негативное психологическое самочувствие по отношению к своему будущему, как показал опрос 2003 года, испытывает 7% опрошенных. Именно эта группа населения может стать резервов для вовлечения в группу риска, склонной к криминальным правонарушениям и социальным болезням.
Для благоприятного социального климата важно сформировать у молодёжи умение жить в разновозрастной среде. Городской ритм диктует быстрый темп жизни, однако, молодёжь пока не обременена бытовыми, материальными, семейными проблемами, поэтому более половины (59%) опрошенных признаются, что ведут свободный, зависящий от настроения образ жизни. Для четверти респондентов характерен спортивный, здоровый стиль жизни, что в принципе говорит о достаточно большой вовлечённости молодёжи в спортивную жизнь. Каждый десятый молодой человек уже сейчас знает цену времени и ведёт деловой образ жизни.
С 2002 года Управление по делам молодёжи является координатором по реализации антинаркотических программ и мероприятий в г. Челябинске. В целях повышения эффективности работы по профилактике наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств в городе Челябинске действовала городская комплексная программа по профилактике наркомании и противодействию незаконному обороту и потреблению наркотических и психотропных средств в г.Челябинске на 2002-2003 гг1. В данный момент разработан проект городской целевой программы «Профилактика наркомании и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в 2004-2006 годах»
Утверждён состав межведомственного координационного Совета по профилактике наркомании и противодействию незаконному обороту и потреблению наркотических и психотропных средств в г.Челябинске. В рамках работы Совета обеспечен постоянный обмен информацией между Управлениями и ведомствами, Входящими в состав Совета, по вопросам борьбы с распространением наркомании. Изучается и обобщается зарубежный опыт борьбы с наркобизнесом: город Челябинск входит в организацию «Европейские города против наркотиков». Управление по делам молодёжи активно сотрудничает с ЧГБОФ «Жизнь без наркотиков». Миссией фонда является создание широкого антинаркотического движения в Челябинске. Осуществляя свою деятельность, фонд реализует следующие задачи: профилактическую, информационную, консультативную. Действуют филиалы фонда в каждом районе города.
Проект «Информационный автобус» является эффективным средством информационного обеспечения молодёжи по проблемам СПИДа, наркомании и другим важным аспектам жизни молодёжи. Данная программа реализуется при поддержке Главы г.Челябинска В.М.Тарасова.
Цель: информирование жителей города об основных направлениях молодёжной политики, о проблемах челябинской молодёжи и путях их решения. В контексте данной программы информационное обеспечение молодёжи выступает как одна из форм социальной поддержки молодёжи, способной частично восполнить недостаток информированности населения при решении множества социальных, правовых, психологических, медицинских, досуговых проблем.
В своей деятельности «Информационный автобус» ставит следующие задачи:
· Профилактика и предупреждение инфекционных заболеваний;
· Организация досуга детей и молодёжи;
· Пропаганда активного образа жизни;
· Информирование население о детских и молодёжных программах и мероприятиях городской Администрации;
· Информирование подростков о деятельности МУ «Молодёжная биржа труда» по трудоустройству студентов и несовершеннолетних граждан.
Программа «Информационный автобус» начала свою деятельность с ноября 2000 года. За это время состоялось 430 выездов, охвачено более 40000 человек города. «Информационный автобус» принимает активное участие в районный и городских мероприятиях. Ежегодно организуются площадки в День молодёжи, День защиты детей, День города, международный день студента, проводятся праздники среди школьников, учащихся учреждений начального профессионального образования, студентов ВУЗов.
С целью пропаганды здорового образа жизни в школах города Челябинска команда «Информационного автобуса»проводит акции:
· «Осенью желтеют только листья» - профилактика гепатита В среди подрастающего населения;
· «Имею право» - информирование молодёжи о правах и обязанностях, юридические консультации для молодёжи;
· «Жестокое обращение с детьми» - психологическая помощь и поддержка социально неблагополучных детей;
· «Музыкальный трамвай» - проводится в рамках Всемирного дня борьбы с наркоманией под девизом «Сила города - здоровье молодёжи»;
· «Горячее солнце» - выезды в городские и загородные лагеря;
· «За здоровый образ жизни» - пропаганда здорового образа жизни и формирование у детей, подростков и молодёжи негативного отношения к наркотикам;
· «Новогодние чудеса» - новогодние праздничные мероприятия в детских домах и приютах;
· «Рядом» - работа с неформальными объединениями подростков и молодёжи;
· «Мы теперь солдаты» - концертная программа для призывников-южноуральцев;
· «Осторожно дети» - повышение уровня знаний по правилам дорожного движения и основам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
В ходе реализации программы «Информационный автобус» корректируются формы и методы работы: апробированы новые технологии взаимодействия с детьми, найдены наиболее эффективные способы консультационной практики в автобусе. Программа осуществляет выезды круглый год. При непосредственном общении с детьми на выездах возникает множество вопросов, на которые команда автобуса даёт максимально достоверные ответы. Например, Почему люди употребляют наркотики? Как формируется зависимость? Как можно заразится ВИЧ-инфекцией? Как определить, что человек болен?
Программа осуществляется Управлением по делам молодёжи совместно с Челябинским городским благотворительным фондом «Береги себя», спортивно-педогогическим отрядом «Старт» (УралГАФК), студентами ЧГПУ, школьниками и специалистами по делам молодёжи районов на основе Концепции молодёжной политики г.Челябинска. К работе программы подключились КТОСы, «СПИД-центр», молодёжный театр «Тандем», Управление госнаркоконтроля, военкоматы по месту жительства.
Команда «Информационного автобуса» - это ребята из различных ВУЗов и школ города Челябинска, стремящиеся своим оптимизмом, энергией, собственным примером показать необходимость здорового образа жизни.
Деятельность программы регулярно освещается СМИ: телевидение ( 8 канал, «СТС», «Восточный Экспресс», «ЮГРА»); газеты ( студенческая неполитическая газета «Стоит почитать», «Вечерний Челябинск», «Новости», «южно-Уральский курьер»); радио («Интерволна», «Студия - 1», «Русское радио», «L-радио»).
26 июня 2003г. Традиционно отмечался Всемирный день борьбы с наркоманией. Второй год Управление по делам молодёжи, ЧГБОФ «Жизнь без наркотиков» при участии кафе «Такси-блюз» была организована акция «Музыкальный трамвай. Добровольцы раздавали информационные буклеты, газету «Стоит почитать» (спец. Выпуск, посвящённый Всероссийскому дню молодёжи и проблеме наркомании) и другие раздаточные материалы.
В этом году впервые 28 ноября 2003г. Была организована всероссийская крупномасштабная благотворительная акция против наркотиков «Даже не пробуй», первый тур которой проходил в городах Ижевск-Тюмень-Челябинск. Акция проходила под патронажем Людмилы путиной и советника Президента О.Газманова. В акции приняли участие О.Газманов, Р.Газманов, М.Хлебникова,А,Губин, группы «Лицей», «Моральный кодекс» и «Отпетые мошенники».Акция состоялась во Дворце спорта «Юность», общее количество участников, посетивших акцию составило 600 человек. С 11-00 до 13-00 в рамках акции состоялась молодёжная информационно-развлекательная акция у Дворца пионеров и школьников им.Н.К.Крупской. В акции приняли участие добровольцы «Информационного автобуса», спортивно-педогогическим отрядом «Старт» (УралГАФК), Федерация экстремальных видов спорта, творческое объединение «Электро», ЧГОБФ»Береги себя» и др. Средства от благотворительной акции направлены в Челябинский городской благотворительный общественный фонд «Жизнь без наркотиков» и Центр по профилактике и борьбе со СПИДом г.Челябинска.
В рамках программы формирования здорового образа жизни 14 октября во Дворце Пионеров и школьников им. Н,К,Крупской прошла презентация информационной интерактивной выставки по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, инфекций передающимся половым путём и нежелательной беременности, которая проводится в рамках проекта «Маршрут безопасности». Организаторы:ЧГОБФ «Береги себя» в партнёрстве с Управлением по делам молодёжи г.Челябинска и Главным Управлением образования и науки Челябинской области.
Это совершенно новая программа, которая разрабатывалась и применялась в Германии. Министерство образования РФ совместно с немецким обществом по техническому сотрудничеству и Научно-методическим центром «Диагностика.Адаптация.Развитие» им. Л.С.Выгодского адаптируют информационную программу, представляющую собой модель информационной интерактивной выставки. На настоящем этапе пилотный проект «Маршрут безопасности» решено проводить в г. Челябинске и Челябинской области.
Выставка представляет собой несколько стендов, и около каждого специально подготовленные модераторы рассказывают о том, что нужно знать каждому подростку, что бы уметь защитить своё здоровье. Причём модераторы здесь студенты челябинских ВУЗов, так как программа «Равный обучает равного», уже давно доказала, что подростки больше доверяют своим сверстникам и готовы прислушаться к мнению молодого «учителя». Модераторы расширяют знания, помогают преодолеть предубеждения, улучшают коммуникативные навыки участников, содействуют принятию самостоятельных решений.
Из сказанного выше можно сделать следующий вывод: одним из приоритетов остаётся развитие системы молодёжной политики как отрасли; создание и развитие полноценных молодёжных служб различных направлений: информационных, консультационных, в том числе по месту проживания. Особое внимание уделять гражданскому и патриотическому воспитанию молодёжи и формированию здорового образа жизни молодёжи.
3.3. Реализация молодёжной политики г. Челябинска в рамках трудоустройства и поддержки студенческой молодёжи.
Важной проблемой, как упоминалось ранее, является проблема трудоустройства подростков и студентов. На базе Управления по делам молодёжи работает Муниципальное учреждение «Молодёжная биржа труда»1. Данная организация занимается временным трудоустройством студентов и несовершеннолетних граждан в летний период2. Биржа поддерживает студенческое трудовое движение. На побережье Черного моря был создан лагерь туда и отдыха «Надежда» ( за летний период 2003г. В лагере побывало 400 студентов и школьников).Всего за 2003 год МУ»МБТ» трудоустроено 1067 студентов на временные работы в муниципальные и временные организации: в сфере обслуживания, строительные работы, работы по благоустройству и озеленению города. Новым направлением является создание «Отрядов мэра»3, в которые входят подростки из неблагополучных семей. В летний период они занимаются благоустройством социально значимых объектов города. За прошедшее лето было трудоустроено 613 подростков, 1419 несовершеннолетних граждан трудоустроены в трудовые бригады на средства из областного бюджета. В будущем планируется создать более масштабное движение трудовых отрядов.
Особое внимание уделяется поддержке студенческой молодёжи. Это не случайно По последним статистическим данным в городе более 300000 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, третья часть которых студенты. На данный момент в городе 18 высших учебных заведений. Существенная доля бюджетного финансирования отводится на реализацию студенческих программ. И это очень легко объяснимо. По состоянию на 1 октября 2003 года а городе Челябинске проживает более 54395 студентов вузов очного дневного отделения. Из них 36352 - студенты бюджетной формы обучения, 18043 - коммерческой. Помимо этого 34626 человек - студенты заочной формы обучения (8349 - студенты бюджетной формы обучения, 26277 - обучаются на коммерческой основе), что в общем итоге составляет 30% от числа молодёжи города.
Анализ ситуации показывает1, что наиболее острыми проблемами, стоящими перед студенчеством, являются как материальные ( в среднем по городу около 50% студентов получают стипендию и примерно 10% получают социальные стипендии, базовая стипендия составляет 400 рублей), так и жилищные и другие проблемы. Студенчество города волнует ситуация на рынке труда, качество и востребованность получаемых ими знаний, вопросы экологии города, проблемы досуга, спорта и здоровья, ситуация в армии. Студенты нуждаются в качественной, достоверной и оперативной информации, в самореализации себя как личности, в участии в жизни города.
Несмотря на низкий уровень жизни, южноуральские студенты относят себя к среднему классу.
2/3 опрошенных студентов обучаются на бюджетной основе, 1/3 на договорной. Из них большая часть живут в общежитии;
· 92% удовлетворены учёбой в своём вузе;
· 46% собираются работать по полученной в вузе специальности, а 6% уверены, что не будут трудится по профессии, в село будущее специалисты не стремятся;
· по шкале ценностей образование занимает второе место, уступая личной жизни, материальное благополучие на 3 месте, на 4 месте общение с друзьями, 14 место престижное положение в обществе, а развлечения на 15 месте;
· Среди стремящихся открыть свой бизнес юношей вдвое больше, чем среди девушек. При этом устройством личной жизни и семьи девушек озабочено больше, чем юношей примерно на 1/3;
· 73% респондентов выразили своё крайне отрицательное отношение к наркотикам. При этом половина считает, что с ними нужно бороться любыми средствами. Безразлично к этой проблеме относятся 14% и 22% ответили, что могут приобрести наркотики в случае необходимости;
· основным источником информации для студентов являются центральные телевизионные каналы и информация, поступающая от знакомых и друзей (53% и 48% соответственно). Интернет уже обогнал по информированности центральные газеты.
Результаты опроса свидетельствуют, что челябинское студенчество стало профессиональной прослойкой, состоящей из представителей среднего класса (74%) и 7% оценивают свой уровень жизни как высокий, при котором они могут себе ни в чём не отказывать.
Управлением по делам молодёжи совместно с советом председателей профкомов ВУЗов г.Челябинска разработана муниципальная программа «Студенчество Челябинска 2003-2004».
Программа обеспечена обеспечить согласованные и скоординированные действия муниципалитета, ректорского корпуса и студенческих профкомов для улучшения социального самочувствия молодёжи, для решения наиболее острых проблем, стоящих как перед студентами, так и перед городом в целом. Среди мероприятий программы 1
· Социальная защита студенчества ( выплата дотаций и пособий отдельным категориям студентов, в том числе обеспечение диетпитанием, сохранение 50%-ой льготы по оплате за проезд в городском общественном транспорте (студентам очной формы обучения), предоставление бесплатных проездных билетов на городской общественный транспорт для малообеспеченных студентов и др.). За 2003 год на бесплатные проездные билеты малообеспеченным студентам из городского бюджета было потрачено 1 млн. 315 тыс. 540 руб. На программу питания малообеспеченных студентов из городского бюджета было выделено 2 млн. 504 тыс. 710 руб.;
· Организация жизненного пространства студентов (формирование банка банных о наличии сдаваемого в наём жилья для студентов, о студенческих общежитиях и т.д.);
· Трудоустройство студентов (временная занятость, устройство выпускников и др.);
· Информационное обеспечение (выпуск студенческой неполитической газеты «Стоит почитать», реализация программы «Информационный автобус « в ВУЗах города);
· Формирование здорового образа жизни (проведение акций по профилактике наркомании, ВИЧ/СПИДа и др.);
· Спортивно-оздоровительное направление (улучшение работы вузовских санаториев, профилакториев, реализация проекта летнего молодёжного лагеря на Черном море и др.);
· Культурно-массовая работа (поддержка фестивального движения КВН, проведение фестиваля интеллектуальных игр, проведение фестиваля самодеятельного творчества «Весна студенческая «, проведение молодёжных праздников и др.);
· Участие студентов в социально-экономической, научной, политической и культурной жизни города ( включение представителей студенчества в состав Молодёжной палаты при городской Думе, участие студентов в программах «Шаг в будущее» и др.);
В рамках программы «Студенчество Челябинска 2003-2004» руководителями органов по делам молодёжи, представителями студенческих отрядов Уральского региона 2 августа 2002 года было подписано соглашение о реализации мероприятий по поддержки деятельности студенческих отрядов в Уральском федеральном округе РФ. Основная цель Соглашения - создание добровольной, самоуправляемой организации, объединяющей студенческие отряды, действующие на территории Уральского федерального округа, Штаба студенческих отрядов.
Выводы и предложения:
1. студенчество Челябинска - значительная мобильная категория населения города, требующая особого внимания со стороны городских властей.
2. только объединение ресурсов муниципалитета, ВУЗов, профкомов позволит максимально эффективно и рационально решать наиболее острые проблемы, стоящие как перед студенчеством, так и перед городом в целом, что в конечном итоге даст эффект в социальном и экономическом планах.
3. деятельность студентов должна быть сориентирована таким образом, чтобы наряду с удовлетворением своих законных интересов, развития творческих способностей, защиты своих прав и свобод, обеспечить их социализацию в соответствии с приоритетами развития общества.
4. основными проблемами являются социальная незащищённость студенчества, ухудшение состояния здоровья, наркомания, проблемы занятости и самореализации молодёжи.
5. обеспечить студентам коммерческой формы обучения те же права и льготы, которыми пользуются студенты бюджетной формы обучения.
3.4. Реализация молодёжной политик г. Челябинска в рамках поддержки талантливой молодёжи и молодежных и детских общественных объединений.
Следующим приоритетным направлением молодёжной политики города является поддержка талантливой молодёжи. Челябинский городской координационный центр «Интеллектуалы XXI века» с 1992 года проводит Всероссийскую научно-социальную программу «Шаг в будущее», де Челябинская команда регулярно показывает высокий интеллектуальный потенциал и творческий уровень:
· В 1999 году - 1 командное место в конкурсе исследователей;
· В 2000 году - 1 командное место в конкурсе интеллектуалов;
· В 2001 году - 1 командное место в конкурсе интеллектуалов; 3 командное место в конкурсе исследователей;
· В 2002 году - 1 командное место в конкурсе интеллектуалов; 1 командное место в конкурсе исследователей;
· В 2003 году 1 командное место в конкурсе интеллектуалов.
Центр явился инициатором открытой в этом году в городе Общеобразовательной политехнической школы №97 для учащихся с конструкторским изобретательским мышлением. Центр добился права от Центрального совета программы «Шаг в будущее» (г.Москва, МГТУ им. Н.Э.Баумана) проведения в марте 2004 года Уральской молодёжной выставки конструкторов, рационализаторов и изобретателей (для школьников, студентов, молодых новаторов производства).
5 декабря 2003 года открылась 12-ая Челябинская научно-практическая конференция молодых исследователей и интеллектуалов «Шаг в будущее», в которой принимают участие более 350 старшеклассников.
Постановлением Главы города Челябинска на основании Решений учёных советов высших учебных заведений 100 студентам и аспирантам ВУЗов очного обучения, имеющих особые успехи в учёбе, научной, экспериментально-конструкторской деятельности, активно занимающихся общественной работой вручаются единовременные стипендии. Стипендии вручаются в течении 5 лет. В 2003 торжественная церемония вручения стипендий состоялась в досуговом комплексе «КиноМАКС», размер стипендии составил 5000 руб.
Фестиваль студенческого творчества «Весна студенческая» объединяет студентов 18 Вузов, общее количество студентов соревнующихся по таким направлениям как хореография, вокал, изобразительное искусство, конкурс музыкальных команд, всего 41 направление - более 10000. В 2003 году фестиваль был организован на 13 городских площадках. Среди ВУЗов лидирующее положение занимают: Челябинский государственный педагогический университет (65 призовых мест), Челябинская государственная академия культуры и искусств ( 47 призовых мест), Южно-Уральский государственный университет ( 43 призовых места), Челябинский государственный университет ( 27 призовых места). Из них значительное число становятся лауреатами Всероссийского конкурса «Весна студенческая».
Движение КВН является одним из самых масштабных и популярных движений в нашем городе. Городские команды и гости города соревнуются на «Кубке Челябинска» и «снежные буераках 27 сентября 2003 года состоялся ежегодный конкурс команд КВН «кубок Челябинска», посвященный 267-летию города. Конкурс проходил во Дворце спорта «юность». В зале находилось около 4500 человек. В течении года проводились отборочные игры, а 11 декабря 2003 года состоялся финал центральной лиги КВН.
12 декабря 2003 года во Дворце спорта «юность» прошёл музыкальный фестиваль лучших команд КВН «Снежные буераки». Организаторы фестиваля: Челябинский областной Клуб Весёлых и Находчивых, Комитет по делам молодёжи Челябинской области, Управление по делам молодёжи Челябинской области г. Челябинска.
В «Кубке Челябинска» приняли участие команды Уральской лиги, а также команды из городов Курган, Екатеринбург, нижний Тагил, Шадринск. Гостями «кубка» были команда КВН «Уездный город» и сборная Перми. «Кубок Челябинска» получила команда «лица Уральской национальности».
Для молодых людей нашего города организуются массовые мероприятия и праздники: это и День молодёжи, и День студента, Молодёжное шествие и концерт «Молодые - городу» в День рождения родного города.
На таких мероприятиях собираются тысячи, а иногда и десятки тысяч молодых людей, которые имеют возможность хорошо провести время, пообщаться и проявить себя.
День студента - Татьянин день праздновался 25 января на площади Революции, где проходило развлекательное шоу, в программе которого были праздничные гуляния, выступления популярных челябинских музыкантов, выступление команд КВН, лауреатов фестиваля «Весна студенческая 2002», развлекательная программа «Информационный автобус» и др.
27 июня в ЦПК и О им. Ю.А.Гагарина состоялось празднование Дня молодёжи. Во время праздника действовало 5 площадок парка с участием всех программ молодёжной политики города: игра «Стартинейджер» для подросткового поколения; концерт лауреатов городского фестиваля «Весна студенческая»; КВН-РОК-марафон, выставка - презентация Вузов города; игровые площадки (брейк, роллеры, армрестлинг, спортивные эстафеты, конкурсы, караоке) и др.
12-14 сентября 2003 года Управление по делам молодёжи, МУП «Челябгортранс», ассоциация граффити г.Челябинска и творческое объединение «Электро» организовали и провели фестиваль «Граффити на колёсах», посвященный празднованию Дня города.
12,13 сентября трамваи разрисовывались в Депо № 1,а 14 сентября с 12:00 до 15:00 выделенные под фестиваль трамваи были выставлены на площади Павших революционеров, где мастера заканчивали свои работы. Там же была организована площадка, где выступали городские брейк-данс группы, роллеры и реп-исполнители.
13 сентября было организовано традиционное молодёжное праздничное шествие «С Днем рождения , Челябинск!» и концерт «Молодые - городу».
В шествии приняли участие представители всех ВУЗов и всех районов города, техникумов и училищ, рабочая молодёжь, детские и молодёжные общественные объединения города. Общее количество участников составило 15000 человек. Колонна формировалась и украшалась у памятника Курчатову. С 14:00 до 15:00 колонна прошла по проспекту Ленина до площади Революции. Затем на площади состоялась презентация программ Управления по делам молодёжи. В16:00 на площади начался концерт «Молодые - городу!». В нем приняли участие лауреаты фестиваля «Весна студенческая».
Управление активно поддерживает молодёжные и детские общественные объединения г.Челябинска. одним из механизмов реализации поддержки молодёжных и детских общественных объединений является финансирование проектов и программ, имеющих общественное значение и представленных в порядке открытого конкурса на рассмотрение компетентных органов. С этой целью Решением Челябинской городской Думой в 1998 году было утверждено положение о конкурсе проектов (программ) молодёжных и детских общественных объединений г.Челябинска на соискание муниципальных грантов1. Целью данного конкурса является стимулирование работы детских и молодежных общественных объединений по вовлечению молодёжи и детей в общественно-полезную деятельность. Сумма гранта, как правило, не превышает 20000 рублей.