Рефераты

Конституционный статус Президента Республики Беларусь

p align="left">17. Решение вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекращением и предоставлением убежища. Гражданство - это неотъемлемый атрибут государственного суверенитета, который определяет принадлежность лица к госу-дарству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны государства. Принятый 18 октября 1991 г. Закон "О гражданстве Респуб-лики Беларусь" был ориентирован на существующую систему органов государственной власти. По закону органом, принимаю-щим решения по вопросам гражданства Республики Беларусь, являлся Президиум Верховного Совета. Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства Президиум образовал Ко-миссию по вопросам гражданства. В связи с введением в действие новой Конституции и вступ-лением Президента в должность решение вопросов о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предостав-лении убежища перешло к Главе государства и исполнительной власти. Согласно действующего закона «О гражданстве Республики Беларусь» Президент принимает решения о приеме в гражданство, выходе из гражданства, утрате гражданства Респуб-лики Беларусь. Заявления по вопросам, связанным с гражданством, подаются на имя Президента с указанием даты его составления. Заявители прилагают: заявление-анкету в двух экземплярах; пять фотогра-фий; автобиографию в двух экземплярах; копию свидетельства о рождении заявителя, а при необходимости и других лиц; доку-менты об уплате государственной пошлины или освобождении от ее оплаты; документ о выходе из иностранного гражданства или о непринадлежности к гражданству другой страны; справку с места жительства с указанием состава семьи. К заявлению могут быть приложены иные документы, имеющие отношение к делу. Заявления по вопросам, связанным с гражданством, пода-ются в органы внутренних дел по месту постоянного житель-ства заявителя, а лицами, которые постоянно проживают за границей, - в дипломатические представительства или консуль-ские учреждения. Установлен срок рассмотрения заявлений в местных органах внутренних дел, МВД, дипломатических или консульских учреж-дениях, МИДе, КГБ и Совете Министров Республики Беларусь. В каждом из этих органов он не должен быть более чем один месяц. При отсутствии предусмотренных законом оснований для оформления материалов по вопросам гражданства, а также нали-чии препятствий (непредоставление документа о выходе из ино-странного гражданства; отбывание заявителем наказания в виде лишения свободы и др.) орган внутренних дел, дипломатическое представительство, консульское учреждение Республики Бела-русь отказывают заявителю в приеме заявления по вопросам гражданства и сообщают об этом в письменной форме. Этот отказ может быть обжалован заявителем в вышестоящий в порядке подчиненности орган, который обязан в месячный срок рассмот-реть ее и дать заявителю мотивированный ответ в письменной форме. В случае несогласия с решением вышестоящего органа либо неполучении от этого органа в течение месяца мотивиро-ванного ответа заявитель имеет право обратиться с жалобой в суд. Прекращение гражданства может иметь место вследствие вы-хода из гражданства Республики Беларусь либо его утраты, а так-же по иным основаниям, предусмотренным законом. Положением предусмотрено, что к ходатайству о выходе из гражданства Республики Беларусь прилагаются: заявление-анкета в двух экземплярах; четыре фотографии, автобиография в двух экземплярах; справка с места жительства о составе семьи; справка с места работы или учебы, а неработающим - с места жительства, нынешнего или предшествующего (для лиц, которые постоянно живут за границей), с указанием, имеет ли лицо обязательства, не выполненные перед государством, или имущественные обяза-тельства, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных организаций, кооперативных и обществен-ных объединений; справку из военного комиссариата об осво-бождении лица призывного возраста от прохождения обязатель-ной военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь; документ об уплате государственной пошлины или освобождении от ее уплаты. Если у заявителя есть жена (муж), а также лица, которые находятся на его содержании, он должен представить нотариально удостоверенные письменные заявления этих лиц об отсутствии у них материальных или иных претензий. В необхо-димых случаях представляются копии документов о расторжении брака, смерти одного из родителей, усыновлении, лишении роди-тельских прав, выплате алиментов. Законом предусмотрены следующие основания утраты граж-данства Республики Беларусь: 1) приобретение лицом гражданст-ва другого государства, если иное не предусмотрено междуна-родными договорами Республики Беларусь; 2) поступление лица на военную службу, службу безопасности, в полицию, органы юстиции и иные органы государственной власти (управления) в иностранном государстве; 3) если гражданство Республики Бела-русь приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или подложных документов. В соответствии с законом утрата гражданства Республики Беларусь наступает с момента регистрации данного факта полномочными государственными органами - МВД, управлениями, отделами внутренних дел, МИД, дипломатическими представительствами и консульскими учреж-дениями. В соответствии с вышеназванным Положением предусмотре-но определение принадлежности к гражданству Республики Бела-русь, которое проводится во всех случаях, если возникают сомне-ния относительно принадлежности лица к гражданству Республи-ки Беларусь. При этом в соответствующие органы представляют-ся: заявление, две фотографии, документы, подтверждающие об-стоятельства, с которыми законодательство связывает принад-лежность к гражданству Республики Беларусь. Следует иметь в виду, что в необходимых случаях определение принадлежности к гражданству Республики Беларусь может проводиться по реше-нию суда, который устанавливает факт постоянного проживания заявителя в Республике Беларусь на день вступления в силу Закона "О гражданстве Республики Беларусь". Предоставление убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства решается в соответствии с Конституцией, Зако-ном "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь", международными догово-рами Республики Беларусь и другими актами законодательства. Убежище может предостав-ляться иностранным гражданам и лицам без гражданства, нахо-дящимся на территории Республики Беларусь, вынужденным ос-тавить страну проживания вследствие преследования их за поли-тические, религиозные убеждения (если они не пропагандируют враждебность между людьми и не причиняют вреда их здоровью) либо за национальную принадлежность. Документы по вопросам предоставления убежища подаются на имя Президента Республики Беларусь через органы Министер-ства внутренних дел Республики Беларусь по месту жительства заявителя. Заявления, поступившие непосредственно в Админис-трацию Президента Республики Беларусь, направляются на рас-смотрение в указанное министерство. При рассмотрении заявлений и оформлении материалов о предоставлении убежища запрашиваются необходимые докумен-ты, выясняются обстоятельства прибытия и причины нахождения заявителей на территории Республики Беларусь, сведения, харак-теризующие лиц, источники их существования, а также иные за-служивающие внимания обстоятельства. Подготовку необходи-мых материалов Министерство внутренних дел Республики Бела-русь осуществляет совместно с Министерством иностранных дел Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, Министерством труда Республики Бела-русь, которые в пределах их ведения представляют необходимые сведения и дают свое заключение по каждому заявителю. Поря-док оформления, рассмотрения, прохождения документов по во-просам предоставления убежища в указанных органах устанавли-вается Советом Министров Республики Беларусь. Предусмотре-но, что срок рассмотрения заявлений в каждом из этих органов, а также в Совете Министров Республики Беларусь не должен пре-вышать один месяц. Поступившие затем в Администрацию Президента Республи-ки Беларусь материалы предварительно рассматриваются Комис-сией по вопросам гражданства при Президенте Республики Бела-русь, которая при наличии ее предложения о предоставлении ли-цу убежища вносит материалы на рассмотрение Президенту Рес-публики Беларусь. О заявлениях, по которым указанная Комиссия не нашла оснований для удовлетворения просьбы о предоставле-нии убежища, доводится до сведения Президента Республики Бе-ларусь, а также сообщается заявителям через органы Министер-ства внутренних дел Республики Беларусь, занимавшиеся оформ-лением документов. Лица, которым предоставлено убежище, и члены их семей, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, пользуются пра-вами и свободами и выполняют обязанности наравне с граждана-ми Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

18. Установление государственных праздников и празднич-ных дней, награждение государственными наградами, присвоение классных чинов и званий. Президент своими решениями, обычно принимаемыми в форме указов, устанавливает государственные праздники и пра-здничные дни. Государственные праздники могут устанавливаться в связи с важными историческими событиями, спецификой той или иной профессии и т.д. Дни государственных праздников могут быть как рабочими, так и нерабочими. Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 "О государственных праздниках и праздничных днях в Республике Беларусь" определены государственные праздники, а также праздничные дни. С правом Парламента устанавливать государственные награ-ды, классные чины и звания непосредственно связано правомочие Президента награждать государственными наградами, присваи-вать классные чины и звания. Таким образом, в данном случае один орган принимает закон, а другой - его исполняет, что явля-ется реализацией концепции разделения властей.

19. Осуществление помилования осужденных. Помилование отличается от амнистии тем, что оно осуществ-ляется в отношении конкретных лиц по их ходатайству либо иных уполномоченных лиц и органов. Президент Республики Беларусь кроме ходатайств о помиловании рассматривает: материалы в отношении лиц, осужденных к смертной казни, которые не ходатайствуют о помиловании; представления Председателя Верховного Суда Республики Бе-ларусь или Генерального прокурора Республики Беларусь о применении помилования к лицам, осужденным судами Респуб-лики Беларусь к смертной казни; заявления лиц, которые отбы-ли наказание, об освобождении от покрытия материального урона, подлежащего взысканию по приговорам судов Республи-ки Беларусь, в пользу государства или государственных органи-заций, находящихся на республиканском и местном бюджетах, или государственных предприятий и учреждений, находящихся в республиканском и местном подчинении. Помилование применяется, как правило, по личным ходатай-ствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в законную силу. Ходатайства о помиловании подаются осужденными через администрацию исправительно-трудового учреждения или друго-го органа, исполняющего приговор, и направляются на рассмот-рение Президента Республики Беларусь с приложением копии всех приговоров, определений и постановлений судов, подробных характеристик о работе и поведении осужденных с указанием мнения администрации и мнения надзорной комиссии или комис-сии по делам несовершеннолетних по сути ходатайства, а также других документов и данных, имеющих значение для рассмотре-ния вопроса о применении помилования. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: характер и степень общественной опасности совер-шенного преступления, личность осужденного, его поведение, отношение к труду, участие в работе самодеятельных организа-ций в местах лишения свободы, срок отбытого наказания и другие обстоятельства, заслуживающие внимание; мнение администра-ции исправительно-трудового учреждения или другого органа, исполняющего приговор, надзорной комиссии, комиссии по де-лам несовершеннолетних, общественных объединений и трудо-вых коллективов, а по заявлениям об освобождении от покрытия материального урона по приговорам судов и в других необходи-мых случаях также мнение исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов, администрации района. К особо опасным рецидивистам, а также лицам, к которым ранее были применены амнистия, помилование или замена неот-бытой части наказания более мягким, условное освобождение их из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, если они до погашения или снятия судимости снова совершили преднамеренное преступление, применяется только в исключи-тельных случаях. Лица, осужденные к смертной казни, могут обратиться с хо-датайством о помиловании к Президенту Республики Беларусь на протяжении 7 суток со дня вручения им копии приговора или кас-сационного определения. Если осужденный к смертной казни не подаст в назначенный срок ходатайства о помиловании или заявит о своем нежелании обращаться с таким ходатайством, об этом составляется акт с исполнением установленных правил. Ходатайство или акт направляется Президенту Республики Беларусь не позже чем в 3-дневный срок со дня подачи ходатайства от осужденного или составления акта. Согласно мерам, гарантирующим защиту прав тех, кто приго-ворен к смертной казни, одобренным Экономическим и Социаль-ным Советом ООН 25 мая 1984 г. (ООН: Права человека и борьба с преступностью. Мн., 1990. С. 279-281), каждый приговоренный к смертной казни имеет право на подачу прошения о помилова-нии или замене приговора; помилование или замена приговора могут быть предоставлены во всех случаях вынесения смертного приговора. Смертный приговор не может быть приведен в испол-нение до рассмотрения прошения о помиловании. Ходатайства о помиловании, а также другие материалы до внесения их на рассмотрение Президента Республики Беларусь предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам поми-лования при Президенте Республики Беларусь. Комиссия создается Президентом Республики Беларусь на срок его полномочий и действует в составе председателя, двух заместителей председателя и членов Комиссии. Количество членов Комиссии устанавливается Президентом Республики Беларусь. Комиссия может приглашать на свои заседания представителей органов государственной власти, обществен-ных объединений, трудовых коллективов, средств массовой информации. Помилование и отклонение ходатайства о помиловании осужденных к смертной казни, а также помилование осужденных к лишению свободы или других более мягких мер наказания осу-ществляются указами Президента Республики Беларусь.

20. Ведение переговоров и подписание международных договоров; назначение и отзыв дипломатических представителей. Являясь Главой государства, Президент без какого-либо спе-циального уполномочивания представляет Республику Беларусь в отношениях с другими странами и международными организаци-ями. Это может проявляться и в праве подписывать международ-ные договоры, заявлять о позиции страны по отношению к той или иной международной проблеме. Основное ограничение к за-ключению международных договоров состоит в том, чтобы они не противоречили Конституции. В целях повышения эффективности работы государственных органов по организации визитов в иностранные государства деле-гаций во главе с Президентом, в также обеспечения действенного контроля за выполнением достигнутых в ходе этих визитов дого-воренностей Президентом Республики Беларусь 5 февраля 1998 г. принят Указ "О мерах по повышению эффективности визитов в иностранные государства делегаций Республики Беларусь во гла-ве с Президентом Республики Беларусь и реализации договорен-ностей, достигнутых в ходе этих визитов". Указом предусмотрена необходимость перспективного планирования визитов, разработ-ки программ визитов, обеспечения строгого контроля за выпол-нением договоренностей, достигнутых в ходе визита. Прерогативой Президента как главы государства является на-значение и отзыв дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных ор-ганизациях. Дипломатическими работниками являются сотрудни-ки Министерства иностранных дел, дипломатических представи-тельств и консульских учреждений Республики Беларусь за гра-ницей, имеющие дипломатические ранги. Назначение на другие дипломатические должности производится приказами по Минис-терству иностранных дел. Законодательством республики Беларусь определен поря-док приема граждан Республики Беларусь на дипломатичес-кую службу, прохождения и прекращения ее дипломатически-ми работниками. В соответствии с Положением назначение послов, постоян-ных представителей при международных организациях и осво-бождении их от должности производится указами Президента Республики Беларусь, посланников и генеральных консулов - постановлениями Совета Министров. На другие дипломатические должности лица назначаются и от этих должностей освобождают-ся приказами Министра иностранных дел. Дипломатическая служба обеспечивает практическое осуще-ствление внешней политики, представляет интересы государства в сфере международных отношений, а также юридических лиц и граждан за рубежом. Дипломатическая служба формируется из граждан Республи-ки Беларусь, обладающих специальными знаниями и отвечающих установленным требованиям. Специалисты, принимаемые на дипломатическую службу, на-значаются на дипломатические должности с учетом квалифика-ции и представляются к дипломатическому рангу, соответствую-щему их должности. Дипломатический работник, возвратившийся в Республику Беларусь после работы за границей, назначается, как правило, на должность не ниже той, которую он занимал за границей. Дипломатическим работникам с учетом занимаемой должно-сти и квалификации присваиваются следующие дипломатические ранги: атташе; третий секретарь; второй секретарь второго клас-са; второй секретарь первого класса; первый секретарь второго класса; первый секретарь первого класса; советник второго клас-са; советник первого класса; Чрезвычайный и Полномочный По-сланник второго класса; Чрезвычайный и Полномочный Послан-ник первого класса; Чрезвычайный и Полномочный Посол.

21. Прием верительных и отзывных грамот дипломатических представителей. Президент принимает верительные и отзывные грамоты ак-кредитованных при нем дипломатических представителей иност-ранных государств. Верительной грамотой является документ, удостоверяющий представительный характер дипломатического представителя и аккредитующий его в этом качестве в иностранном государстве. Верительные грамоты, адресуемые главе принимающего государ-ства, подписываются главой государства, назначающего дипло-матического представителя, и скрепляются подписью министра иностранных дел. Верительная грамота имеет характер общих полномочий дипломатического представителя. Отозвание дипломатического представителя по инициативе своего правительства оформляется путем вручения главе государ-ства пребывания отзывной грамоты - документа об отозвании дипломатического представителя, подписанного главой назна-чившего его государства. Отзывные грамоты оформляются так же, как и верительные грамоты. По установившейся практике Президент Республики Беларусь принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств в присутствии Министра иностранных дел Республики Беларусь либо его заместителя и других ответственных работни-ков указанного Министерства.

22. Введение чрезвычайного положения. Согласно п. 22 ст. 84 Конституции в случае стихийного бед-ствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся на-силием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организа-ций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государ-ства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики. В республике действует Закон от 24 июня 2002 г. "О чрез-вычайном положении". Чрезвычайное положение является временной мерой, и оно может объявляться с целью скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка. При введении чрезвычайного положения необходимо указы-вать мотивы такого решения, срок и границы его действия. В условиях чрезвычайного положения с учетом конкретных обстоятельств органы государственной власти могут принимать в соответствии с законом меры, направленные на нормализацию ситуации. Так, в частности, может усиливаться охрана общест-венного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства; вводиться особый режим въез-да и выезда граждан; соответствующие органы могут быть наде-лены правом временно принимать у граждан огнестрельное и хо-лодное оружие и боеприпасы, а у предприятий - также и учебную военную технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и мате-риалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества и т.д. Могут быть предусмотрены и иные ограничения прав и сво-бод личности, что, как отмечено в ст. 23 Конституции, допускает-ся только в предусмотренных законом случаях, в интересах наци-ональной безопасности, общественного порядка, защиты нравст-венности, здоровья и населения, прав и свобод других лиц. Со-гласно ст. 63 Конституции осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности в условиях чрезвычайного по-ложения может быть приостановлено в порядке и пределах, опре-деленных Конституцией и законом. При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, предусмотренные в ст. 24, части третьей ст. 25, ст.ст. 26 и 31 Конституции. Принятое Президентом решение о введении чрезвычайного положения в 3-дневный срок вносится на утверждение Совета Республики. Вопрос об утверждении решения Президента Рес-публики Беларусь о введении чрезвычайного положения должен быть рассмотрен в 3-дневный срок с момента внесения Президен-том соответствующего решения. Если в результате чрезвычайных обстоятельств члены Совета Республики не смогут срочно прибыть, а заседание Совета либо сессия не может состояться в здании, может быть избрано другое место проведения сессии, о чем через средства массовой инфор-мации или иным способом должны быть извещены депутаты. По решению Совета Республики вопрос о чрезвычайном по-ложении может рассматриваться без предварительного изучения в комиссиях палаты. При утверждении Советом Республики указа Президента о введении режима чрезвычайного положения и предусмотренных им мер в силу вступают лишь те положения, которые одобрены. О принятом решении Совет Республики должен уведомить Пре-зидента и сделать сообщение через средства массовой информа-ции. Если постановление об утверждении указа Президента о вве-дении чрезвычайного положения не набрало большинства голо-сов от полного состава Совета Республики, решение о введении чрезвычайного положения не утверждается, что оформляется по-становлением Совета Республики. В этом случае указы Президен-та не имеют юридической силы.

23. Об отложении проведения забастовки либо ее приостановлении. Согласно п. 23 ст. 84 Конституции в случаях, предусмотрен-ных законодательством, Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на 3-месячный срок. Таким образом, в законе должны быть предусмотрены слу-чаи, когда проведение забастовки, право на которую закрепляет ст. 41 Конституции, будет отложено или она будет приостановле-на, но не более чем на 3-месячный срок. В Трудовом кодексе Республики Беларусь предусмотрен порядок и условия проведения забастовки. Забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Забастовка может проводиться не позднее трех месяцев после отклонения предложений примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж -после отклонения предложений посредника или (и) несогласия с решением трудового арбитража, за исключением случая, если оно имеет для сторон обязательную силу. Законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Запрещается оказание материальной помощи участникам забастовки за счет средств политических партий, движений, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также иностранных юридических и физических лиц. Решение о проведении забастовки принимается на собрании или конференции тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция - не менее двух третей делегатов Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года - Мн.: Амалфея 1999. - 240 с.

.

Стороны коллективного трудового спора обязаны принять необходимые меры для обеспечения во время забастовки в организациях законности, сохранности государственной и частной собственности, общественного порядка, минимума необходимых работ (услуг). Минимум необходимых работ (услуг) определяется в коллективном договоре. При отсутствии коллективного договора минимум необходимых работ (услуг) определяется соглашением сторон в пятидневный срок с момента принятия решения о проведении забастовки. В случае возникновения разногласий между сторонами по минимуму необходимых работ (услуг) он устанавливается до начала забастовки местным исполнительным и распорядительным органом, решение которого является обязательным для сторон. Во время проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение коллективного трудового спора путем переговоров К.Н. Кунцев «Конституционное право Республики Беларусь» Минск, Амалфея. - 2000г..

Забастовка или решение о ее проведении могут быть признаны незаконными по решению областного (Минского городского) суда в случаях, если забастовка проводится (проводилась) либо решение о ее проведении было принято с нарушением требований Трудового кодекса Республики Беларусь.

24. Подписание законов. Одним из важных аспектов взаимодействия властей является принятие законов и их подписание. Подписание законов, как и право законодательной инициати-вы, представляет собой мощное средство воздействия одной вла-сти на другую. За этим кроются не только чисто формальные аспекты взаимоотношения властей, но и потенциальные возможно-сти для усиления своего положения. Стремясь обеспечить в реальности действие принципа разде-ления властей, который во многом сводится не только к разгра-ничению компетенции, но и проблеме взаимного сдерживания, взаимовлияния законодательной и исполнительной власти, в Конституции закреплено правило о том, что все законы подписыва-ются Президентом. При этом он имеет право возвращать закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей, т.е. Президент обладает правом вето на приня-тый закон. Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Со-ветом Республики, либо принятый Палатой представителей в по-рядке, предусмотренном ст. 100 Конституции, представляется в 10-дневный срок Президенту на подпись. Если Президент не воз-вращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. Таким образом, в новой редакции Конституции предусмотрены послед-ствия, когда Президенту представляется на подпись закон в по-следние дни сессии и по окончании предусмотренного срока для решения вопроса о подписании закона Президент не может вер-нуть его в Парламент, так как наступил перерыв между сессиями. В США подобная практика получила название "карманное вето", которое не может быть преодолено конгрессом в силу отсутствия какой-либо процедуры на этот счет. Несколько иной подход пре-дусмотрен в Регламенте Палаты представителей. При несогласии с текстом закона Президент Республики Бе-ларусь возвращает его со своими возражениями в Палату пред-ставителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее 30 дней. Совет Палаты представителей направляет текст закона, возвращенного Президентом с возраже-ниями, в головную комиссию для заключения по нему и устанав-ливает срок для внесения законопроекта для рассмотрения Пала-той представителей. Головная комиссия организует работу по законопроекту в порядке, предусмотренном Регламентом для всех законопроектов. Возражения Президента Республики Беларусь рассматрива-ются в комиссии, являющейся головной по законопроекту, которая готовит заключение по возражениям и вносит его в Совет Палаты представителей. В заключение комиссии должно быть одно из предложений: согласиться с возражениями Президента Республики Беларусь и направить возвращенный им закон на до-работку; внести возвращенный закон на рассмотрение Палаты представителей для преодоления возражений Президента Респуб-лики Беларусь. Совет Палаты представителей рассматривает заключение ко-миссии и принимает решение о доработке закона и определяет головную комиссию или принимает решение о включении в пове-стку дня сессии Палаты представителей вопроса о повторном рас-смотрении закона Палатой представителей. Возвращенный Президентом Республики Беларусь закон мо-жет быть рассмотрен в первоочередном порядке. После доработки возвращенного Президентом Республики Беларусь закона комиссия вносит в Совет Палаты представителей предложение о включении в повестку дня сессии Палаты пред-ставителей вопроса о рассмотрении законопроекта во втором чтении. При рассмотрении законопроекта в Палате представите-лей на голосование ставятся лишь те положения, в которые в процессе доработки были внесены изменения. Затем проводится голосование по законопроекту в целом. Если закон рассматривается Палатой представителей для пре-одоления возражений Президента, голосование проводится по закону в целом. В этом случае изменение и дополнение закона не допускается. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее 2/3 голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направ-ляется в Совет Республики, который также должен рассмот-реть его повторно не позднее 20 дней. Возвращенный Прези-дентом Республики Беларусь закон может быть рассмотрен в первоочередном порядке. Вместе с текстом закона, возвращенного Президентом Рес-публики Беларусь с его возражениями и повторно рассмотренно-го Палатой представителей, на имя Председателя Совета Респуб-лики направляются также постановление Палаты представителей о повторном рассмотрении закона, возражения Президента Рес-публики Беларусь, стенографический отчет (стенограмма) заседа-ния Палаты представителей на возражения Президента Республи-ки Беларусь. Постоянная комиссия Совета Республики, которая ранее да-вала заключение по закону, возвращенному Президентом Респуб-лики Беларусь, рассматривает замечания Президента и текст за-кона, принятого Палатой представителей при повторном рассмо-трении в ранее принятой редакции и дает по нему заключение. Повторное заключение готовится постоянной комиссией в поряд-ке, установленном Регламентом Совета Республики. При получении заключения постоянной комиссии Председа-тель Совета Республики вносит предложение о включении в по-вестку дня заседания Совета Республики вопроса о повторном рассмотрении закона. При повторном рассмотрении закона, возвращенного Прези-дентом Республики Беларусь и принятого Палатой представите-лей в ранее принятой редакции, Совет Республики вправе: не от-крывая обсуждения, поставить на голосование вопрос об одобре-нии закона в ранее принятой редакции; открыть обсуждение по закону. По окончании обсуждения председательствующий на заседа-нии Совета Республики обязан поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой Палатой представителей редакции. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республи-ки возражений Президента подписывается Президентом в пяти-дневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок. В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвраща-ются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

25. Право отмены актов Правительства. Закрепленное в п. 25 ст. 84 Конституции правомочие означает право Президента отменить любой акт подотчетного ему цент-рального органа государственного управления - Правительства. При этом Президент может руководствоваться не только тем, что соответствующий акт противоречит законодательству. Президент может отменить акт Правительства и по мотивам нецелесообраз-ности его принятия. Этим данное правомочие отличается от права соответствующих исполнительных и распорядительных органов отменять противоречащие законодательству акты нижестоящих органов (ст. 122 Конституции).

26. Контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления. В соответствии с п. 26 ст. 84 Конституции Президент непо-средственно или через создаваемые им органы осуществляет кон-троль за соблюдением законодательства местными органами уп-равления и самоуправления; имеет право приостанавливать реше-ния местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответ-ствия их законодательству. Из анализа Конституции следует, что контроль за деятельнос-тью местных органов управления и самоуправления призваны осуществлять в первую очередь такие контрольно-надзорные ор-ганы, как Комитет государственного контроля, Прокуратура Рес-публики Беларусь и их органы на местах. Президент не обладает правом отмены решений местных Со-ветов, однако в случае несоответствия этих решений законода-тельству он может приостановить их действие. В законодательст-ве пока отсутствует механизм, определяющий дальнейшие дейст-вия Президента. Необходимо определить срок, в течение которо-го Президент должен обратиться со дня обнаружения данного факта в вышестоящий Совет депутатов (Совет, принявший неза-конное решение) с предложением его отменить.

27. Формирование Совета Безопасности. Впервые Совет безопасности был создан Указом Президента Республики Беларусь от 5 августа 1994 г. № 24. Однако если ра-нее в Конституции было указано, что Президент лишь возглавля-ет Совет Безопасности, что дало основание для споров о порядке определения его состава, то в соответствии с новой редакцией Конституции 1994 г. Президент не только возглавляет Совет Бе-зопасности, но и формирует его. В Конституции непосредственно предусмотрено, что Глава государства назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности.

28. Руководство Вооруженными Силами Республики Беларусь. В президентских республиках глава государства обычно явля-ется Главнокомандующим Вооруженными Силами. Он же назна-чает на должности и освобождает от должности высшее командо-вание Вооруженных Сил. Поэтому вполне уместным выглядит также закрепление в Конституции Республики Беларусь указан-ных выше правомочий (п. 28 ст. 84). Вооруженные силы Республики Беларусь предназначены для защиты Республики Беларусь, охраны ее Государственной грани-цы, суверенитета и территориальной целостности. Согласно законодательству ответственность за боевую и мобилизационную готовность, под-готовку Вооруженных Сил к выполнению задач в военное время, материально-техническое обеспечение, развитие организацион-ной структуры, вооружения и военной техники, оперативную и боевую подготовку, воинскую дисциплину, обеспечение защиты секретной информации и противодействие иностранным разведкам, соблюдение законодательства несет Министерство обороны Республики Беларусь. Президент, являясь Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, ответствен перед народом за обеспе-чение надежной защиты государства, выполнение международ-ных соглашений по обороне, осуществление военной политики и военной доктрины Республики Беларусь. Он назначает высший командный состав Вооруженных Сил Республики Беларусь.

29. Введение на территории государства военного положения, объявление полной или частичной мобилизации. В случае военной угрозы или нападения Президент вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики. Военное положение на территории республики либо в отдельных ее районах вводится с объяв-лением состояния войны или угрозы нападения (агрессии) на Респуб-лику Беларусь. С введением военного положения расширяются полно-мочия военного командования: по решению Парламента на него могут возлагаться функции органов государственной власти в области оборо-ны. Во время военного положения ограничиваются права предприятий, учреждений, организаций и граждан, расширяются полномочия право-охранительных органов. С устранением угрозы военного нападения (агрессии) либо прекращением состояния войны военное положение отменяется. Режим военного положения определяется Парламентом Республики Беларусь. Полная (общая) или частичная мобилизация проводится для осуществления плановых мероприятий по мобилизованному раз-вертыванию Вооруженных Сил Республики Беларусь и перевода отраслей народного хозяйства (полная или общая мобилизация) или какой-нибудь их части (частичная мобилизация) с мирного на военное положение. Согласно ст. 18 Закона "Об обороне" поря-док проведения мобилизации определяется законодательством Республики Беларусь. Президент имеет право отдать распоряжение о начале воен-ных действий без объявления войны в случае: умышленного вторжения в воздушное пространство Республики Беларусь; вне-запного вторжения иностранных вооруженных сил на территорию Республики Беларусь; неожиданного воздушного нападения на Республику Беларусь. В случае начала военных действий без объ-явления войны Президент обязан в течение 3 часов сообщить об этом Парламенту. В Конституции не оговаривается, в течение, какого срока Со-вет Республики должен рассматривать принятое Президентом решение о введении военного положения либо проведение пол-ной или частичной мобилизации. Эти вопросы решены в Регла-менте Совета Республики. Процедура рассмотрения в Совете Республики решений Пре-зидента о введении военного положения, проведении полной или частичной мобилизации аналогична рассмотрению вопроса о вве-дении Президентом чрезвычайного положения. Президент может осуществлять и иные полномочия, возло-женные на него Конституцией и законами.

3.2. Полномочия Президента Республики Беларусь в

нормотворческой сфере

Президент как реальный Глава государства обладает доста-точно широкими полномочиями в нормотворческой сфере. Новая редакция Конституции не содержит указания на то, что Глава государства одновременно является и главой ис-полнительной власти, как это было в ранее действовавшей Конституции 1994 года. Президент ныне как бы возвышается над всеми иными властными структурами. В этом кроется и его по-тенциал как субъекта нормотворчества. Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следую-щие виды правовых актов Президента - декреты, указы, распоря-жения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты