Конституционный статус Президента Республики Беларусь
p align="left">Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного ха-рактера. Определение нормативности акта Президента имеет огромное значение. Во-первых, правильный выбор формы акта (например, указа или распоряжения) влияет на его легитимность; во-вторых, имеет значение для определения подведомственности рассмотре-ния жалобы в связи с принятием такого акта.
В Конституции определяется, когда Глава государства вправе издавать декреты. Согласно ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полно-го состава палат, по предложению Президента могут делегиро-вать ему законодательные полномочия на издание декретов, име-ющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регу-лирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
Не допускается делегирование полномочий Президенту на: издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программ-ных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Пар-ламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предо-ставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу. В силу особой необходимости Президент по своей инициати-ве либо по предложению Правительства может издавать времен-ные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в 3-днев-ный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохра-няют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены. Таким образом, декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Пре-зиденту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости. Если ранее акты, имеющие силу закона, могли издаваться только Верховным Советом, который по Конституции от 15 марта 1994г. являлся высшим представительным и единственным зако-нодательным органом государственной власти Республики Бела-русь, то сейчас и Президент Беларуси в случаях, предусмотрен-ных Конституцией, может издавать акты, имеющие силу закона. По мнению автора, необходимо определить, в каких случаях должна избираться та или иная форма акта Президента - декрета, указа, распоряжения.
Предоставление полномочия издания декретов в принципе вполне объяснимо. Оно позволяет действовать оперативно, когда Парламент по каким-то причинам не может столь же быстро реа-гировать на ситуацию.
У нас пока еще не было принято законов, где бы прямо делегировались те или иные права Президенту по изданию декретов. Было бы полезно практиковать издание декретов после запроса мнения Правительства, высших органов судебной власти.
Было бы полезно, чтобы необходимость в из-дании временных декретов обосновывалась Правительством, дру-гими органами государственной власти, чтобы для этого были представлены веские аргументы. В этом случае именно на эти органы возлагалась бы вина за возможные отрицательные по-следствия принятия таких актов. Нельзя забывать и о том, что передача Парламентом части своих полномочий Президенту является ограничением прав На-ционального собрания. Часто это может быть обусловлено и не-желанием Президента, чтобы Парламент занимался законодательной деятельностью в той или иной сфере. В то же время до-вод об оперативности принятия Президентом декретов может быть решающим.
Отличием Конституции Республики Беларусь от конституций других стран является то, что в ней предусмотрен своеобразный подход к оформлению и сохранению действия принятых Прези-дентом временных декретов, которые на основании ст. 101 Кон-ституции могут издаваться Президентом, как по его собственной инициативе, так и по предложению Правительства. В последнем случае декреты должны скрепляться подписью Премьер-министра. Таким образом, при этом действует принцип контрассигнирования со стороны Главы правительства. В остальных слу-чаях Конституция и законодательство не предусматривают сов-местных полномочий Президента и других органов, как это имеет место в деле с контрассигнированием временных декретов. Необходимо уяснить цель подписания Премьер-министром временных декретов, предложенных Президенту. Видимо, это сделано для того, чтобы подчеркнуть ответственность Правитель-ства. В то же время здесь нельзя говорить о совместных полно-мочиях, так как Президент может и самостоятельно издать вре-менный декрет Конституция Республики Беларусь. Научно-правовой комментарий. Под общей ред. В.Г. Тихини, Г.А. Василевича, М.И. Постухова. - Минск изд. «Беларусь», 1996.
.
Если декреты носят нормативный характер, то сложнее дело обстоит с указами. В некоторых случаях они включают положе-ния как нормативного, так и ненормативного характера. Если де-креты, по мнению автора, всегда имеют нормативный характер, то в отношении указов этого сказать нельзя. К сожалению, ни Конституция, ни закон не определяют четко, какие отношения регулируются указами, а какие могут регламентироваться распо-ряжениями Президента. Выяснение характера указа (является он нормативным или нет) имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Так, согласно ст. 116 Конституции Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов. Это, можно сказать, общее положение, предопределя-ющее статус Конституционного Суда. В то же время в данной статье среди перечня актов, которые могут быть проверены Конституционным Судом, названы указы Президента, причем не делается оговорки о том, какие это указы - нормативные или ненормативные. В свою очередь, постановления палат Парламента - акты по вопросам распорядительного характера - не могут быть предме-том рассмотрения в Конституционном Суде. Существуют различные точки зрения относительно места указов в иерархии нормативных актов Республики Беларусь. Некоторые специалисты рассматривают их в качестве подза-конных актов, тем самым, определяя их место вслед за законами. В принципе с этим можно было бы согласиться, если бы в Конституции прямо было записано, что указы должны соответство-вать Конституции и законам. Однако этого нет. Кроме того, у Президента есть самостоятельные полномочия, непосредственно определенные в Конституции. В принципе можно утверждать, что указы идут вслед за законами, хотя в некоторых случаях они мо-гут базироваться не на законах, а на Конституции.
В ст. 100 Конституции в редакции от 15 марта 1994 г. закреплялись основные права и обязанности Президента. Среди них важнейшей была запись в п. 1 ст. 100 о праве Президента прини-мать меры по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечению политической и экономической стабильности, соблюдению прав и свобод граждан.
Следует подчеркнуть, что ст. 100, как и в целом, Конституция, не содержала исчерпывающий перечень полномочий Президента. Так, в п. 26 ст. 100 было указано, что Президент осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и закона-ми. В отличие от этого в ст. 83 Конституции, где речь шла о ком-петенции Парламента, закреплялось, что он решает иные вопросы в соответствии с Конституцией. Таким образом, основой деятельности Парламента являлась только Конституция, а Президента - Конституция и законы. Парламент был не вправе, путем принятия закона расширять свою компетенцию.
К сожалению, на практике не совсем верно трактовалось со-держание ст. 146 Конституции. В ней закреплялось верховенство Конституции, предусматривалось, что законы и иные акты госу-дарственных органов издаются на основе и в соответствии с Кон-ституцией. В случае расхождения закона с Конституцией дейст-вует Конституция, а в случае расхождения иного нормативного акта с законом действует закон. Недостатком этой формулировки является неясность того, как в случае расхождения закона с Конституцией обеспечивается действие Конституции. Например, возможно ли издание Президен-том указа, если соответствующие полномочия в Конституции прямо отнесены к ведению Президента, но в то же время имеется закон, который явно противоречит Конституции. Ожесточенная "правовая война" между Парламентом и Пре-зидентом в 1995-1996 гг. проявилась в том, что в принятом 21 февраля 1995 г. Законе "О Президенте Республики Беларусь" было закреплено, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь и даже постановлениям Верховного Совета, не могут их дополнять и изменять.
Один только факт, что акты Президента, который являлся Главой государства, не должны противоречить постанов-лениям Верховного Совета - по существу, решениям правопри-менительного распорядительного характера - свидетельствовал о желании Парламента нарушить закрепленный в Конституции ба-ланс властей.
Конституция от 15 марта 1994г. позволяла разграничивать указы Президента:
1) указы, полномочия, на издание которых вытекают из Конституции;
2) указы, базирующиеся на законах. Новая редакция Конституции 1994г. предусматривает два вида указов:
указы, издание которых основывается на конституционной норме;
указы, полномочия, на издание которых предусмотрены за-коном.
В первом случае можно утверждать, что указы не имеют под-законного характера, так как основываются на конституционной норме. Вопрос лишь в том, кто должен сказать свое окончатель-ное слово в возможном споре. По мнению автора, в случае спора о компетенции (когда она уже реализуется через принятие актов). Конституционный Суд по предложению уполномоченных на то субъектов должен дать свое заключение.
3.3. Администрация Президента Республики Беларусь
В действующей редакции Конституции прямо закреплено, что Президент образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь. Ранее в Основном Законе такое право Президента не закреп-лялось, что давало повод оппонентам для упреков в адрес Прези-дента в связи с созданием им Администрации Президента Рес-публики Беларусь. Лишь в принятом 21 февраля 1995 г. Законе о Президенте Республики Беларусь впервые на законодательном уровне было закреплено, что для непосредственного обеспечения деятельности Президента создается Администрация Президента (ст. 32). Ее деятельность согласно закону должна осуществляться в соответствии с положением и штатным расписанием, утвержденными Президентом. Однако такие обвинения являлись безос-новательными. Глава государства, как и любой иной орган госу-дарственной власти, вправе иметь свой исполнительный аппарат, каковым с момента создания и была Администрация Президента Республики Беларусь. Опыт зарубежных стран также свидетель-ствует о том, что глава государства обычно имеет свой аппарат, включая и те случаи, когда при правительстве действует свой вспомогательный рабочий орган. После избрания первого Президента Республики Беларусь одним из первых был его указ от 5 августа 1994 г., которым он утвердил Положение об Администрации Президента Республики Беларусь. Положением предусматривалось, что Администрация является рабочим органом, созданным для обеспечения деятель-ности Президента Республики Беларусь, реализации его консти-туционных полномочий. Именно этим и предопределялись зада-чи, стоящие перед Администрацией Президента Республики Бе-ларусь, а также ее статус. В последующем Положение об Администрации Президента Республики Беларусь редакционно изменялось. После прошедшего 24 ноября 1996 года референдума Президентом Республики Беларусь 23 января 1997 г. издан указ № 97, которым утверждено новое Положение об Администрации Президента Республики Беларусь, а также ее структура. Следует обратить внимание на то, что Администрация Президен-та согласно действующей редакции Конституции отнесена к орга-нам государственного управления. В Положении предусмотрено, что Администрация Президен-та Республики Беларусь (в дальнейшем - Администрация) являет-ся органом государственного управления, обеспечивающим дея-тельность Президента Республики Беларусь в области государст-венной кадровой политики и идеологии и права, осуществляю-щим подготовку, выполнение и контроль за исполнением реше-ний Президента. Администрация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республи-ки Беларусь и со своим наименованием.
К главным задачам Администрации отнесено: обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии; координация деятельности подотчетных Президенту государ-ственных органов в области государственной кадровой поли-тики и идеологии и права; обеспечение взаимодействия Пре-зидента с органами законодательной, исполнительной и су-дебной власти; организационное, информационно-аналитиче-ское и правовое обеспечение деятельности Президента Рес-публики Беларусь. На Администрацию согласно Положению возлагается: - подготовка планов работы Президента Республики Бела-русь и обеспечение их реализации; формирование единой сис-темы учета руководящих работников государственных орга-нов, предприятий, организаций и учреждений, ведение кадро-вого реестра Главы государства Республики Беларусь; общее руководство деятельностью государственных органов и уч-реждений по подготовке, переподготовке, повышению квали-фикации управленческих кадров; - согласование в случаях, предусмотренных законодательст-вом, кандидатур при назначении их на должности; - создание и совершенствование системы аттестации руководящих работников государственных органов, их конкурсного отбора и вы-движения, формирования резерва управленческих кадров; - систематический анализ общественно-политической и соци-ально-экономической ситуации в республике; - участие в подготовке предложении по определению концеп-туальных основ государственной политики и механизма ее реали-зации; - обеспечение проведения государственной идеологии и ин-формационной политики; - обеспечение взаимодействия Президента Республики Бела-русь с Советом Министров Республики Беларусь, министерства-ми и другими республиканскими органами государственного уп-равления в решении вопросов социально-экономического разви-тия республики, осуществление контроля за разработкой и реали-зацией президентских программ; - координация деятельности государственных органов по под-готовке проектов правовых актов; - внесение предложений по реализации полномочий Президен-та Республики Беларусь в области контроля за актами Правительства; - подготовка материалов по вопросам соблюдения прав и сво-бод человека, гражданина, а также по вопросам гражданства, на-град и помилования, ведение соответствующего государственного учета; - обеспечение взаимодействия Президента Республики Бела-русь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти; - организация экспертизы проектов актов законодательства, вносимых на рассмотрение Президента Республики Беларусь; - координация деятельности государственных средств массо-вой информации, анализ и прогнозирование социально-политической ситуации в республике; - изучение общественного мнения и организация работы госу-дарственных органов по информированию населения о проводи-мой Президентом Республики Беларусь государственной внут-ренней и внешней политике и практических мерах по ее реализа-ции; - обеспечение взаимодействия Президента Республики Бела-русь с общественно-политическими институтами, другими обще-ственными объединениями; - регламентация процесса прохождения, учета и внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь входящей корре-спонденции, ведение делопроизводства, обеспечение сохранности и организация использования архивных документов; - обеспечение соблюдения установленного порядка подготовки и внесения Президенту Республики Беларусь проектов решений и других материалов, проверка их обоснованности; - оформление и доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента Республики Беларусь до государ-ственных органов, предприятий, организаций и учреждений; - контроль за выполнением решений и поручений Президента Рес-публики Беларусь и подготовка соответствующих предложений; - организация приема граждан и рассмотрение их обращений, разработка мероприятий по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы населения, контроль за своевременным и правильным решением поставленных в обращениях граждан во-просов, проверка состояния этой работы в министерствах, других республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах; - осуществление по поручению Президента Республики Бела-русь иных полномочий.
Таким образом, права и обязанности Администрации доста-точно широкие. При этом следует иметь в виду, что свою дея-тельность Администрация призвана осуществлять с учетом ком-петенции других органов государственной власти. Указом Президента от 23 января 1997г. установлен порядок формирования и организации деятельности Администрации Основы права: Учебное пособие / С. Г. Дробязко, Т. М. Шамба, Г. А. Василевич и др.; Под ред. В. А. Витушко, В. Г. Тихини, Г. Б. Шишко. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 754с.
.
Руководителем Администрации Президента Республики Бе-ларусь является Глава Администрации. Он назначается на долж-ность и освобождается от должности указом Президента Респуб-лики Беларусь. У Главы Администрации Президента Республики Беларусь имеются заместители, в том числе один первый заместитель. В отсутствие Главы Администрации Президента Республики Беларусь его обязанности выполняет первый заместитель (замес-титель). Глава Администрации Президента Республики Беларусь имеет право без специальных на то полномочий выступать в качестве представителя Президента Республики Беларусь в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, Конституционном Суде Рес-публики Беларусь. Структура и общая численность работников Администрации Президента Республики Беларусь утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Главы Администрации Президента Республики Беларусь.
В настоящее время структура Администрации Президента Ре-спублики Беларусь выглядит следующим образом: Глава Администрации Президента Республики Беларусь; Первый заместитель Главы Администрации Президента Рес-публики Беларусь; Два заместителя Главы Администрации Президента Респуб-лики Беларусь; Помощники Президента Республики Беларусь; Главное управление кадровой политики; Главное идеологическое управление; Главное государственно-правовое управление; Главное организационное управление; Главное управление по взаимоотношениям с органами зако-нодательной и судебной власти; Главное экономическое управление; Управление внешней политики; Управление по работе с обращениями граждан; Канцелярия Президента Республики Беларусь (осуществляет свою деятельность на правах управления); Приемная Президента Республики Беларусь; Пресс-служба Президента Республики Беларусь; Секретариат Главы Администрации Президента Республики Беларусь; Отдел подготовки выступлений; Отдел по вопросам гражданства и помилования.
Распределение обязанностей между Главой Администрации Президента Республики Беларусь и его заместителями, определение функций структурных подразделений Администрации Президента Республики Беларусь осуществляется Главой Администрации.
Согласно Положению заместители Главы Администрации Президента Республики Беларусь назначаются на должность и освобождаются от должности указами Президента Республики Беларусь по представлению Главы Администрации Президента Республики Беларусь. Помощники Президента Республики Беларусь, пресс-секретарь Президента Республики Беларусь, главные инспекторы по областям назначаются на должности и освобождаются от должностей распоряжениями Президента Республики Беларусь по представлению Главы Администрации Президента Республики Беларусь. Начальники главных управлений Администрации Президента Республики Беларусь назначаются на должность и освобождают-ся от должности распоряжениями Главы Администрации Прези-дента Республики Беларусь по представлениям заместителей Гла-вы Администрации. Иные работники Администрации Президента Республики Бе-ларусь назначаются на должности и освобождаются от должнос-тей Главой Администрации Президента Республики Беларусь по представлениям руководителей структурных подразделений, со-гласованным с заместителями Главы Администрации. Статус, условия оплаты труда, государственного страхования, материально-технического, медицинского, санаторно-курортного, социально-бытового, пенсионного и иного обеспечения работни-ков Администрации Президента Республики Беларусь определя-ются в порядке, установленном законодательством. Работой структурных подразделений Администрации Прези-дента Республики Беларусь руководит Глава Администрации Президента Республики Беларусь и его заместители.
Что же касается финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения деятельности Администрации Президента Республики Беларусь, то оно осуществляется Управ-лением делами Президента Республики Беларусь. Положением об Администрации определен статус Главы Ад-министрации, предусмотрена возможность создания Коллегии Администрации и ее компетенция. Глава Администрации Президента Республики Беларусь осу-ществляет общее руководство деятельностью Администрации. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Администрацию Президента Республики Беларусь задач и функций. Кроме того, Глава Администрации Президента Респуб-лики Беларусь: - обобщает предложения, делает заключения и в установлен-ном порядке вносит Президенту Республики Беларусь материалы о назначении (согласовании назначения) на должности и осво-бождении от должностей лиц, назначаемых Президентом Респуб-лики Беларусь или по согласованию с ним; - в установленном порядке назначает (согласовывает назначе-ние) на должности и освобождает от должностей руководителей (их заместителей) государственных органов, учреждений, органи-заций, образованных при Администрации Президента Республики Беларусь; - организует повышение квалификации работников Админист-рации Президента Республики Беларусь; - во исполнение решений Президента Республики Беларусь да-ет государственным органам, учреждениям и организациям, по-дотчетным Президенту Республики Беларусь, обязательные для выполнения указания и поручения по вопросам, входящим в ком-петенцию Администрации Президента Республики Беларусь; - издает распоряжения по вопросам организации и деятельнос-ти Администрации Президента Республики Беларусь; - запрашивает и получает от Совета Министров Республики Беларусь, иных государственных органов информацию о выпол-нении декретов, указов, распоряжений и поручений Президента Республики Беларусь; - обеспечивает подготовку предложений Президенту Республи-ки Беларусь по основополагающим вопросам внутренней и внеш-ней политики; - является по должности членом Совета Министров Республи-ки Беларусь и его Президиума; - в пределах утвержденных Президентом Республики Беларусь структуры и численности работников Администрации Президента Республики Беларусь утверждает штатное расписание Админист-рации Президента Республики Беларусь, принимает решения о необходимых изменениях и кадровых назначениях в структурных подразделениях Администрации Президента Республики Бела-русь; - направляет соответствующим органам и организациям на со-гласование внесенные Президенту Республики Беларусь проекты декретов, указов и распоряжений, если они не были согласованы в установленном порядке, возвращает при необходимости проек-ты решений на доработку; - организует проведение комплексной экспертизы поступаю-щих проектов декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь и докладывает о них в установленном порядке Президенту Республики Беларусь; - создает временные творческие коллективы и привлекает ру-ководителей и специалистов республиканских органов государст-венного управления, а также местных органов управления и са-моуправления для подготовки проектов законодательных актов, декретов, указов, распоряжений и других документов Президента Республики Беларусь, а также изучения отдельных вопросов и выработки соответствующих предложений; - в пределах утвержденной сметы расходов решает вопросы премирования, установления надбавок к должностным окладам, выдачи других денежных выплат работникам Администрации Президента Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством о труде; принимает решения о финансирова-нии деятельности создаваемых в Администрации Президента Республики Беларусь временных творческих коллективов для под-готовки проектов отдельных нормативно-правовых актов, а также о финансировании расходов по направлению работников Адми-нистрации Президента Республики Беларусь для участия в работе международных тематических конференций и семинаров, прово-димых в республике; - заключает контракты с работниками Администрации Прези-дента Республики Беларусь, относящимися к служащим государ-ственного аппарата; - налагает в установленном порядке на работников Админи-страции Президента Республики Беларусь дисциплинарные взыскания; - утверждает смету расходов Администрации Президента Рес-публики Беларусь в пределах средств на ее содержание, которые предусматриваются отдельной строкой в сводной смете расходов Управления делами Президента Республики Беларусь, и распоря-жается указанными средствами в пределах этой сметы; - по согласованию с Президентом Республики Беларусь создает целевые финансовые фонды за счет установленных источников; - осуществляет иные полномочия, предусмотренные законода-тельством. В состав коллегии Администрации входят Глава Админист-рации (председатель коллегии), его заместители, а также другие работники Администрации. Численный и персональный состав коллегии Администрации утверждается Президентом. Заседания коллегии проводятся по мере необходимости под председательством Главы Администрации Президента Республи-ки Беларусь, а в его отсутствие - под председательством его пер-вого заместителя (заместителя). Они считаются правомочными, если на них присутствует не менее 2/3 от общей численности членов коллегии. На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы деятель-ности государственных органов, предприятий, организаций, уч-реждений по выполнению решений Президента Республики Бела-русь, а также иные вопросы, входящие в компетенцию Админис-трации Президента Республики Беларусь. По обсуждаемым вопросам коллегия большинством голосов от общей численности членов коллегии принимает решения, ко-торые подписываются Главой Администрации Президента Рес-публики Беларусь и издаются от имени Администрации Прези-дента Республики Беларусь. В законодательстве закрепляются права и обязанности работников Администрации. Так, руководители структурных подразделений осуществляют руководство их деятельностью и несут персональ-ную ответственность за выполнение возложенных задач. В этих целях они, в частности, имеют право запрашивать необходимые документы от Аппарата Совета Министров, министерств, других органов государственного управления, привлекать их специалис-тов для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению Прези-дентом, участвовать в заседаниях и совещаниях некоторых госу-дарственных органов и выступать на них. Вправе знакомиться в пределах своей компетенции с материалами в Аппарате Совета Министров Республики Беларусь, министерствах и других рес-публиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах. Ответственные работники структурных подразделений Адми-нистрации выполняют возложенные на них обязанности в соот-ветствии с задачами и функциями структурного подразделения и должностными инструкциями. Они имеют право принимать учас-тие в работе коллегий министерств, других республиканских ор-ганов государственного управления, в заседаниях местных испол-нительных и распорядительных органов, в проводимых минис-терствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительны-ми органами совещаниях при обсуждении вопросов, входящих в круг их должностных обязанностей; знакомиться по вопросам, входящим в круг их должностных обязанностей, с материалами в Аппарате Совета Министров Республики Беларусь, министерст-вах, других республиканских органах государственного управле-ния, местных исполнительных и распорядительных органах, уч-реждениях и организациях, а также получать в установленном порядке от них материалы, необходимые для подготовки вопро-сов, рассматриваемых в Администрации Президента Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование на тему «Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь», сделаем выводы.
Республика Беларусь - молодая суверенная страна, которая делает первые шаги на пути построения правового демократического государства, основанного на базе развитого гражданского общества. Это очень сложный и продолжительный по времени процесс, предусматривающий ломку старой тоталитарной системы, пересмотр ранее действовавшей Конституции и создание новых структур власти. Последнее, по мнению французского ученого Г. Лордейре, является одной из наиболее сложных задач, которые встают перед государственными деятелями во время демократических преобразований, поскольку "дальнейшее развитие страны во многом будет определяться качеством созданных институтов власти" Не случайно после приобретения независимости первоочередной задачей Республики Беларусь, которая "осознала себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтвердила свою приверженность общечеловеческим ценностям", явилось принятие Конституции и создание новой структуры власти - института президентства.
Учреждение президентства в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусской государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран. Однако процесс заимствования политических институтов западных демократий не привел к осознанию назначения и функций президентства в политической системе общества.
Институт президентства был призван только легитимировать политико-правовой статус правящей номенклатуры, а не стать ведущим государственным органом. Концепция президентской власти была слабо разработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления. Ведущая роль по-прежнему принадлежала Верховному Совету, что свидетельствовало о приверженности принципам "социалистической" демократии и приводило к смещению баланса сил в пользу законодательного собрания. Положение усугублялось тем, что отсутствовал совершенный механизм разрешения противоречий между основными ветвями власти, что неминуемо привело к кризису всего государственного механизма Республики Беларусь. В сложившейся ситуации Президент А.Г. Лукашенко принял единственно правильное решение - вынес на суд белорусского народа, носителя верховной власти, разрешение конфликта. Белорусский народ на референдуме оказал доверие Президенту, поддержав его проект изменений и дополнений к Конституции Беларуси.
Новая редакция Конституции Республики Беларусь, принятая на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, закрепила иную модель государственного устройства, в которой институту президентства отводится ведущая роль, что отражает мировую тенденцию конца XX века.
Однако новые статус и объем полномочий главы белорусского государства получили неоднозначную оценку со стороны как западных, так и отечественных ученых и политических деятелей. Следует отметить, что критические отзывы делаются без проведения глубокого и всестороннего анализа политической системы Беларуси, учета мирового опыта функционирования института президентства, выявления основных тенденций развития президентства на современном этапе. Кроме того, в белорусской научной литературе недостаточно точно определена система правления Республики Беларусь, производными которой являются статус и объем полномочий главы государства.
Таким образом, анализ конституционно-правового положения Президента Беларуси с учетом фактических обстоятельств, складывающихся в процессе реального осуществления им государственного руководства обществом, приобретает не только теоретическое, но и важное практическое значение для становления белорусского государства и совершенствования механизма взаимодействия разделенных властей. Следует отметить, что исследование президентства в Беларуси невозможно проводить без учета мирового опыта функционирования этого государственного института. Только анализируя причины возникновения института президентства в мире, факторы, способствующие его эволюции, выявляя основные тенденции современного развития, можно понять и объяснить процесс усиления президентской власти в нашей стране. А проведение сравнительного анализа полномочий президентов Беларуси и стран с различной системой президентской власти позволит определить систему правления Республики Беларусь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Международное публичное право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. К. А. Бекяшева. / М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2001. - 640с.
2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970г. Действующее международное право. В 3-х томах. Составители: Ю.М. Колосов. Т.1. - М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996. - 858с.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. вступил в силу для БССР 3 января 1976г. Основы права: Учебное пособие / С. Г. Дробязко, Т. М. Шамба, Г. А. Васильевич и др.; Под ред. В. А. Витушко, В. Г. Тихини, Г. Б. Шишко. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 754с.
4. Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров, от 8 февраля 1991г. / Действующее международное право. В 3-х томах. Составители: Ю.М. Колосов. Т.1. - М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996. - 858с.
5. Устав Организации Объединенных Наций. / Действующее международное право. В 3-х томах. Составители: Ю.М. Колосов. Т.1. - М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1996. - 858с.
Нормативно-правовые акты
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
7. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000г. № 441-З Принят Палатой представителей 3 октября 2000 года. Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.11.2000, N 106, рег. № 2/219 от 31.10.2000) (с учетом изменений внесенных Законом РБ от 11.11.2002 № 148-З, рег. № 2/897 от 13.11.2002).
8. Избирательный кодекс Республики Беларусь. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 25, 2/145)с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 4 июля 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г., № 64, 2/181).
9. Кодекс Республики Беларусь «о судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. № 139-З. Принят Палатой представителей 31 мая 2006 года. Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 12.07.2006, № 107, рег. № 2/1236 от 05.07.2006) (с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 30.12.2006 № 198-З, рег. № 2/1292 от 03.01.2007). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
10. Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года - Мн.: Амалфея 1999. - 240 с.
11. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., N 13-14, ст.195) (с учетом изменений, внесенных Законами Республики Беларусь от 30.11.2002 № 153-З, рег. № 2/902 от 03.12.2002; 04.01.2003 № 183-З, рег. № 2/932 от 10.01.2003; 06.08.2004 № 314-З, рег. № 2/1064 от 13.08.2004; 22.12.2005 № 76-З, рег. № 2/1173 от 30.12.2005; 29.06.2006 № 137-З, рег. № 2/1235 от 05.07.2006).
12. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 220-з. Принят Палатой представителей 11 апреля 2007 года одобрен Советом Республики 20 апреля 2007 года (национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 21.05.2007, № 119, рег. № 2/1317 от 15.05.2007).
13. Закон Республики Беларусь от 4 ноября 1998г. № 196-З г. Минск «О статусе депутата Палаты Представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» Принят Палатой представителей 8 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 22 октября 1998 года. (Изменения и дополнения: Закон от 29 июня 2000г. № 405-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г., « 64, 2/180); Закон от 4 января 2003г. № 183-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/932).
14. Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 г. № 136-З. Принят Палатой представителей 18 июня 2002 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2002 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 08.08.2002, № 88, рег. № 2/885 от 05.08.2002) (с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 22.06.2006 № 129-З, рег. № 2/1231 от 05.07.2006).
15. Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» 17 июля 2007 г. № 263-З. Принят Палатой представителей 27 июня 2007 года. Одобрен Советом Республики 29 июня 2007 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.07.2007, № 173, рег. № 2/1360 от 18.07.2007).
16. Указ Президента Республики Беларусь «О создании службы судебных исполнителей хозяйственных судов в республике Беларусь» от 8 октября 1997г. № 507 (с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 23.05.2002 № 256) ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
Специальная литература
17. А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.
18. А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. М., «Приор», 2000.
19. Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации», Москва, 1997 год.
20. Борико С. В. Судоустройство: Учебник. - Мн.: Амалфея, 2000.
21. Бромхед П. Эволюция Британской Конституции. М.: Юридическая литература, 1978.
22. В.Е. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристъ, 1997.
23. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. - Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. - 882с.
24. Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Франции, М.: Прогресс, 1977.
25. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М., 1997.
26. Конституционное право зарубежных стран. Под общей ред. члена - корр. РАН, профессора, М.В. Баглая, доктора юридических наук, профессора Ю.И. Лейбо и доктора юридических наук, профессора Л.М. Энтина. М., «Норма», 2000.
27. Конституция Республики Беларусь. Научно-правовой комментарий. Под общей ред. В.Г. Тихини, Г.А. Василевича, М.И. Постухова. - Минск изд. «Беларусь», 1996.
28. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Ответственный редактор Б.А. Страшун. М., Бек, 2000.
29. Конституции государств европейского союза. М., «Норма», 1999.
30. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов / Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин; сост. Проф. Н.А. Михалеева. М., 1998.
31. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. Часть 1. Основы теории конституционного права. / Дмитриев Ю.А., Авдеенкова М.П. - Профессиональное образование, 2002.
32. Конституционное право РФ. Курс лекций. / Скворцова С.А., Угольникова Н.В. - Инфра-М, 2001.
33. Конституционное право современной России. Учебник для вузов. / Елисеев В.Н., Габричидзе В.Н. - ДИС, 2001.
36. Конституционное право. Учебник для вузов. Автор Елисеев Б.П., Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., 2001 - 416с.
37. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах Учебное пособие. Лапшина И.Е. Издательство: Проспект, ТК Велби 2004г. - 272с.
38. Конституционное право России (конспект лекций в схемах) / Авт.- сост. Якушев А. В. Издательство: ПРИОР 2001 - 160с.
39. Конституционное право России в вопросах и ответах Учебное пособие. Малиновская В.М. Издательство: Проспект, ТК Велби. 2004 - 265с.
40. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Б.Н. Топорнина. - М.: «Юридическая литература», 1994г.
41. Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учебное пособие. М., ТЕИС, 1996г.
42. К.Н. Кунцев «Конституционное право Республики Беларусь» Минск, Амалфея. - 2000г.
43. Лукьянова Е.А. Демократизация законодательного процесса. - В кн.: Государственно-правовые аспекты демократизации советского общества. М, 1990.
44. Международное публичное право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. К. А. Бекяшева. - М.: ПБОЮЛ Грачев С. М. , 2001. - 640с.
45. Мишин А.А. Центральные органы власти буржуазных государств. М., 1972.
46. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. члена - корреспондента РАН О. Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. - 447.
47. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 456
48. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 656.
49. Общая теория права / Отв. ред. А. С. Пиголкин изд. Юристъ. 1998.
50. Общая теория права. Учебник для юридических вузов под общ. ред. А. С. Пиголкина. М., Издательство МГТУ им. Баумана, 1996г.
51. Общая теория государства и права / Под. ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
52. Основы права: Учебное пособие / С. Г. Дробязко, Т. М. Шамба, Г. А. Василевич и др.; Под ред. В. А. Витушко, В. Г. Тихини, Г. Б. Шишко. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 754с.
53. Самощенко И.С. Планирование законодательства в СССР // Советское государство и право. 1968.
54. Рейснер М.А. Государство. Ч. II. Государство и общество. Ч. III. Государственные формы. М., 1912.
55. Судоустройство: Учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И. И. Мартинович, Е.К. Острога, А.В. Солтанович; Под ред. А. А. Данилевича, И. И. Мартинович. - Мн.: Амалфея, 2002. - 480с.
РЕФЕРАТ
Тема дипломного исследования: «Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь».
Объем дипломной работы 82 листа компьютерного текста. Количество использованных источников 55. Ключевые слова, использованные в дипломной работе: Конституция Республики Беларусь, Президент, конституционно-правовой статус президента, Конституционный Суд, выборы, кандидат.
Объектом исследования в дипломной работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь. Предметом исследования дипломной работы является конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность темы дипломного исследования.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы: - изложить возникновение института Президентства в Республике Беларусь; - охарактеризовать взаимоотношение Президента Республики Беларусь с иными органами власти; - проанализировать основные этапы подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь; - рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь.
При написании работы и для раскрытия темы дипломной работы использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения. Структура дипломной работы включает: титульный лист, содержание, введение, три главы с разделами к ним, заключение, список использованных источников. Дипломная работа выполнена на 59 листах компьютерного текста.
Стержневой основой характеристики правового статуса любого учреждаемого Конституцией Республики Беларусь государственного органа являются: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая его функциональное назначение, 2) место, которое ему отводится в системе органов государственной власти. Последний признак хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции Республики Беларусь концепция построения системы государственной власти. Исходя из этого, отправными правовыми установлениями применительно к анализу статуса Президента Республики Беларусь является Конституции Республики Беларусь и место главы, посвященной Президенту Республики Беларусь в тексте Конституции Республики Беларусь. В Республике Беларусь институт президентства появился с принятием 15 марта 1994г. Конституции Республики Беларусь.
При оценке взаимоотношений Президента и Правительства необходимо иметь в виду, что существенные полномочия в этой области даны Президенту не только Конституцией, но и законами. Президент Республики Беларусь обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов власти. Осуществляя это полномочие, глава государства принимает конкретные меры к обеспечению взаимодействия Правительства. Конечно, добиться согласованного функционирования этих органов сегодня весьма непросто, учитывая разные политические ориентиры парламентского большинства в Парламенте и Правительстве.
Президент имеет право не позднее чем в двухнедельный срок со дня получения закона, принятого Палатой представителей и одобренного Советом Республики либо принятого Палатой представителей в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, вернуть его со своими возражениями в Палату представителей для повторного голосования. Если Президент не возвращает какой-либо закон подписанным или со своими возражениями в течение двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент Республики Беларусь в связи с окончанием сессии. Если возражения Президента будут преодолены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания Республики Беларусь, закон подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.
В Республике Беларусь вновь избранный Президент начинает осуществлять предоставленные ему Конституцией полномочия и вступает в должность главы государства с момента принесения им присяги народу. С указанного момента прекращается исполнение обязанностей главы государства лицом, победившим на предыдущих выборах. Принесение присяги происходит на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссии результатов выборов Президента Республики Беларусь, осуществляемого не позднее чем через один месяц со дня выборов. Президент Республики Беларусь избирается на пять лет гражданами Республики Беларусь на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин Республики Беларусь, проживающий или находящийся в период проведения выборов за пределами Республики Беларусь, обладает всей полнотой избирательных прав при выборах Президента. При этом контроль за волеизъявлением избирателя запрещается. Законодательство о выборах Президента Республики Беларусь составляют: Конституция Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь и др.
Все кандидаты в Президенты Республики Беларусь, обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидат в Президенты Республики Беларусь, не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания. Под использованием преимуществ должностного положения понимаются: - привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, для осуществления в рабочее время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию; - использование помещений, занимаемых государственными органами, организациями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты в Президенты, обратившиеся по такому же вопросу, не могут использовать эти помещения на аналогичных условиях; - использование телефонной и иных видов связи, оргтехники, предназначенных для обеспечения функционирования государственных органов, организаций, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию; - бесплатное или на льготных условиях использование транспортных средств, находящихся в государственной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию; - проведение сбора подписей избирателей, предвыборной агитации в ходе служебных командировок.
Обеспечивая и направляя деятельность всех государственных органов Республики Беларусь и выполняя функцию по их координации, Президент действует только в пределах, установленных Конституцией, точно также как и все остальные органы государственной власти. Они самостоятельно осуществляют свои конституционные функции. Как глава государства Президент представляет Республику Беларусь внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция ставит институт президентства на первое место среди государственных органов. Президент Республики Беларусь наделен большими реальными полномочиями, которые он применят самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.
Анализ конституционно-правового положения Президента Беларуси с учетом фактических обстоятельств, складывающихся в процессе реального осуществления им государственного руководства обществом, приобретает не только теоретическое, но и важное практическое значение для становления белорусского государства и совершенствования механизма взаимодействия разделенных властей. Следует отметить, что исследование президентства в Беларуси невозможно проводить без учета мирового опыта функционирования этого государственного института. Только анализируя причины возникновения института президентства в мире, факторы, способствующие его эволюции, выявляя основные тенденции современного развития, можно понять и объяснить процесс усиления президентской власти в нашей стране. А проведение сравнительного анализа полномочий президентов Беларуси и стран с различной системой президентской власти позволит определить систему правления Республики Беларусь.