Рефераты

Краткий словарь терминов по международному праву

p align="left">ИНТЕРВЕНЦИЯ- насильственное вмешательство одного государства или нескольких государств во внутренние дела другого государства, направленное против его территориальной целостности или политической независимости или каким-либо иным образом, несовместимым с целями и принципами Устава ООН.

ИНТЕРНИРОВАНИЕ- принудительное выдворение иностранных граждан в особые места поселения воюющей или нейтральной стороной в связи с вооруженным конфликтом.

ИНТЕРПОЛ- сокращенное название Международной организации уголовной полиции. Решение о создании Интерпола было принято на конгрессе в Монако в 1914 г. Фактически Интерпол был создан только в 1923 г; когда был принят его первый устав (новая редакция устава принята в 1956 г.). С 1972 г. местом пребывания штаб-квартиры Интерпола определена Франция (г. Лион). Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея, в качестве постоянных специальных органов действуют Генеральный секретариат и национальные центральные бюро. Интерпол выступает в качестве международного центра регистрации преступников, а также осуществляет координацию международного розыска преступников (подозреваемых; лиц, пропавших без вести; похищенных ценностей). К настоящему времени членами Интерпола являются более 150 государств. Россия является членом Интерпола как правопреемник СССР, вступившего в Интерпол в 1990 г.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОДЫ- как в доктрине международного права, так и в практике государств признается, что при определенных обстоятельствах государства могут по историческим основаниям иметь право на некоторые воды, примыкающие к их побережью. На исторические воды распространяется режим внутренних вод государства. Основаниями для объявления вод историческими являются осуществление власти государства над этими водами, осуществление такой власти в течение длительного времени, международное признание, географическое положение вод и их конфигурация, экономическое и оборонное значение этих вод для государства. Историческими водами могут быть воды заливов, бухт, губ, лиманов, проливов и даже морей.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАЛИВЫ- заливы между берегами одного государства, имеющие ширину входа свыше 24 морских миль, которые в силу исторически сложившихся условий с давних времен находились и находятся под контролем одного государства и рассматриваются им как внутренние воды.

ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- формы закрепления (внешнего выражения) норм международного права, созданных согласованным волеизъявлением его субъектов. Основные источники международного права- международный договор и международный обычай. К вспомогательным источникам международного права могут относиться определенные резолюции международных организаций, решения международных и арбитражных судов, доктрины ученых-международников.

КАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ- искусственные морские пути, связывающие между собой отдельные моря и океаны и используемые для международного судоходства. Каналы международные находятся под суверенитетом того государства, на территории которого расположены.

КАПЕРСТВО ( от гол.-kaper- морской разбойник)- нападение в открытом море вооруженных частных торговых судов (но под военным флагом) воюющего государства с его разрешения (каперского свидетельства установленного образца) на неприятельские торговые суда или суда нейтральных стран, перевозящие грузы для неприятельского государства. Каперство запрещено Декларацией о морской войне 1856 г.

КАПИТУЛЯЦИЯ- способ прекращения военных действий в виде полного и окончательного прекращения сопротивления вооруженных сил одной из воюющих сторон целиком или сдача отдельных гарнизонов, окруженных группировок вследствие утраты равенства с победителем. Капитуляция формально не прекращает состояние войны между воюющими сторонами.

КЛАУЗУЛА- особое положение в международном договоре или соглашении. применяется для обозначения разнообразных особых положений и условий: о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле, о всеобщем участии в договоре, о коренном изменении обстоятельств, об обязательной юрисдикции международного судебного органа и др.

КОДИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- ( лат. codificatio)- упорядочение действующих норм международного права, проводимое на основе изучения и учета различных источников международного права, согласования норм права друг с другом, устранения имеющихся между ними противоречий и отмены устаревших положений. Кодификация международного права осуществляется в комплексе с прогрессивным развитием современного международного права. Кодификация международного права бывает официальной, проводимой государствами, и неофициапьной, проводимой национальными или международными научными учреждениями (Институт международного права, Ассоциация международного права) или отдельными учеными.

КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ- система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопасности, установленная Уставом ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и соглашений по коллективной самообороне.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕРЫ- действия невооруженного или вооруженного характера, совершаемые двумя или более государствами или региональными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безопасности.

КОЛЛИЗИОННАЯ НОРМА- норма, которая указывает, право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому отношению международного характера, т. е. отношению, участником которого является иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо, или объектом отношений является вещь, находящаяся за границей, или юридические факты, с которыми связаны возникновение, изменение или прекращение отношений, имеют место за границей.

КОМБАТАНТЫ- лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.

КОММЮНИКЕ- официальное сообщение о событиях международного характера.

КОМИССИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН. Состоит из 34 юристов- международников, “пользующихся признанным авторитетом в области международного права”. Члены Комиссии международного права избираются Генеральной Ассамблеей на 5- летний срок и выступают в личном качестве. В задачу Комиссии международного права входит поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации.

КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА- договорный орган, образованный в соответствии с ч. IY Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. для наблюдения за выполнением государствами-участниками положений Пакта. Был создан на совещании государств-участников Международного пакта о гражданских и политических правах 20 сентября 1976 г. Состоит из 18 членов- граждан государств-участников Пакта, которые выступают в личном качестве. Срок полномочий 4 года. Для выполнения своих функций Комитет по правам человека устанавливает собственные правила процедуры.

КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ- одно из распространенных названий многосторонних международных договоров.

КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ 1982 г. - принята 3-ей Конференцией ООН по морскому праву 30 апреля 1982 г. Вступила в силу 16 ноября 1994 г. Конвенция состоит из 320 статей, 9 приложений и содержит почти все вопросы, касающиеся морского пространства и его использования, включая мореплавание и пролет, разведку и освоение ресурсов, защиту морской среды от загрязнения, рыболовство и судоходство. В частности, Конвенция определяет внешние границы и режим территориальных вод и континентального шельфа, устанавливает право бесприпятственного прохода судов через проливы, используемые для международного судоходства, предусматривает режим и порядок мореплавания в архипелажных водах, содержит определение и устанавливает режим 200- мильной экономической зоны. Кроме того, Конвенция устанавливает режим Международного района морского дна, предусматривает создание международной организации нового типа с широкими политическими и хозяйственными полномочиями в области освоения ресурсов морского дна, объявленных Генеральной Ассамблеей ООН общим наследием человечества. Конвенция предусматривает также систему мирного урегулирования споров, касающихся ее толкования и применения, и, в частности, создание Международного трибунала по морскому праву.

КОНГРЕСС ООН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ И ОБРАЩЕНИЮ С ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ- учрежден резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 415/ Y от 1 декабря 1950 г . и проводится раз в пять лет. К его компетенции относятся: определение главных направлений развития сотрудничества государств в области предупреждения преступности, утверждение соответствующих программ международного сотрудничества, разработка рекомендаций в области обращения с правонарушителями, содействие обмену опытом и координации сотрудничества в этой области в рамках ООН. О своей работе предоставляет доклады Генеральной Ассамблее ООН.

КОНСЕНСУС- (лат. consensus- согласие, общее мнение)- принятие решения или текста договора на международных конференциях, совещаниях и в международных организациях на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против него не выступает ни один из участников данного форума.

КОНСУЛ- должностное лицо государства, назначенное в какой-либо район (округ) другого государства с определенно выраженного согласия последнего для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, научных, культурных и прочих связей между представляемым и принимающим государствами, наблюдения и информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания. Деятельность консула контролитруется посольством представляемого государства и, если таковой имеется, генеральным консулом.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСУЛ- возглавляет отдельное генеральное консульство. Его правовое положение и характер работы аналогичны тому, что присуще вообще консулу. Отличие между ними формальное, отражающее уровень установленных консульских отношений между представляемым государством и государством пребывания. Консулу генеральному в отдельных случаях поручаются функции политического или представительского характера, особенно при международных организациях.

КОНСУЛ НЕШТАТНЫЙ (почетный)- лицо, не состоящее на государственной, консульской или дипломатической службе, но выполняющее консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания. Консул нештатный помимо отправления консульских функций может заниматься предпринимательской деятельностью, получать или не получать вознаграждение от представляемого государства за отправление консульских функций. Особых требований к гражданству консула нештатного нет, но представляемое государство на практике всегда стремиться использовать в этом качестве своих граждан. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. предоставляет консулу нештатному почти тот же объем привилегий и иммунитетов, что и консулам штатным. На практике, однако, государство пребывания ограничивает привилегии и иммунитеты консула нештатного, связывая их только с актами исполнения консульских функций.

КОНСУЛ ШТАТНЫЙ- должностное лицо, состоящее на государственной службе представляемого государства и, как правило, является его гражданином. Он получает регулярное жалованье и не должен заниматься никакой приносящей доходы деятельностью, кроме отправления консульских функций. Он и члены его семьи пользуются полными привилегиями и иммунитетами, присущими положению консула.

КОНСУЛЬСКАЯ ЭКЗЕКВАТУРА- разрешение государства пребывания, обычно выдаваемое через ведомство внешних сношений, на допуск консульского учреждения к выполнению его функций в пределах консульского округа, какую бы форму такое разрешение не имело.

КОНСУЛЬСКИЕ КОНВЕНЦИИ- соглашения, заключаемые между государствами, содержащие нормы консульского права, определяющие порядок учреждения консульских представительств, назначения и отзыва, круг деятельности, права, привилегии и иммунитет консульских должностных лиц и сотрудников консульства.

КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ- особые преимущества, предоставляемые в государстве пребывания консульским представительствам, консульским должностным лицам и членам их семей на основании правовых норм или правил международной вежливости. К таковым относятся: обязанность принимать меры для защиты от посягательств и оскорблений; право пользоваться государственным флагом, консульским щитом, эмблемой; право на использование различных средств связи (курьеров, шифров); освобождение от таможенных досмотров, право свободного доступа к самолетам и судам своей страны и др. Консульские привилегии предоставляются, как правило, на основе взаимности для эффективного отправления консульским учреждением возложенных на него функций.

КОНСУЛЬСКИЙ ИММУНИТЕТ- изъятия из правопорядка государства пребывания, распространяемые на консульских должностных лиц, членов их семей и имущество в отношении принудительных судебных, административных и фискальных мер органов государства пребывания, таких, в частности, как арест, обыск, допрос, иски, налоги, реквизиция, эмбарго, постой. Консульский иммунитет носит, как правило, функциональный характер, т. е. связан с отправлением консульских функций. Он начинается с момента вступления консульского сотрудника на территорию государства пребывания и кончается по завершении им консульской миссии.

КОНСУЛЬСКИЙ ОКРУГ- определенная территория государства пребывания, на которой в соответствии с соглашением между договаривающимися государствами консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности.

КОНСУЛЬСКИЙ ПАТЕНТ- документ, подтверждающий, что данное лицо назначается на должность главы консульского учреждения.

КОНСУЛЬСКИЙ УСТАВ- свод правил, регулирующих организацию и работу консульских учреждений, а также определяющих функции и порядок их отправления консульскими должностными лицами. В Российской Федерации действует Консульский устав СССР 1976 г.

КОНСУЛЬСКОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО- любое лицо консульского учреждения, включая его главу, которому поручено выполнение консульских функций и которое признано в этом качестве государством пребывания.

КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО- совокупность принципов и норм, регулирующих правовое положение консульского учреждения, а также определяющих порядок назначения (отзыва), функции, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц. Источниками консульского права являются международный договор, обычай и законодательство государств.

КОНСУЛЬСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО- один из органов внешних сношений государств, организуется в результате установления консульских отношений между двумя государствами. Его местонахождение, а в отдельных случаях и численность персонала согласуются между представляемым правительством и правительством государства пребывания. Согласованию подлежит и округ, в котором консульские представительство оправляет свои функции, а также режим пребывания и передвижения в нем консульских должностных лиц.

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ- прилегающий к территориальным водам район морского дна, включая его недра, определенной ширины, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права. Внешняя граница континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. проходит по внешней границе подводной окраины континентального материка или на расстоянии 200 морских миль от берега, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от берега во всех случаях или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты.

КОНТРАБАНДА- международное правонарушение в сфере таможенного дела.

КОНТРАБАНДА ВОЕННАЯ- совокупность материалов и предметов, перевозимых нейтральными странами в нарушение их нейтрального статуса для одной из воюющих сторон. Контрабандой военной не могут быть предметы ухода за ранеными и больными. Контрабанда военная подлежит конфискации вместе со средствами ее доставки.

КОНТРИБУЦИЯ- денежные суммы, выплачиваемые побежденным государством победителю после окончания войны. В основу контрибуции положено “право победителя”, независимо от того, справедливую или несправедливую войну вело победившее государство. Размер, условия, формы выплаты контрибуции определялись исключительно по усмотрению победителя. Исторически контрибуция возникла как средство, с помощью которого население побежденного города или государства откупалось от разграбления. Нормами современного международного права контрибуция запрещена. На смену контрибуции пришли репарации, реституции и другие формы материальной ответственности государств.

КОНФЕРЕНЦИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ- временный коллективный орган государств- ее участников. Состоит из официальных представителей по крайне мере трех государств, каждое из которых обладает правом одного голоса и нередко- из не обладающих правом голоса наблюдателей от третьих государств, национально-освободительных движений, межправительственных организаций. В настоящее время конференции международные все чаще созываются в рамках или под эгидой межправительственных организаций (например: кодификационные конференции). Однако, это не изменяет характера такой конференции как самостоятельного международного органа. Конференции международные могут быть мирные, политические, экономические, дипломатические и смешанные. Решения на конференциях принимаются, как правило, большинством голосов или консенсусом.

КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ- место массового заключения гражданского населения либо военнопленных, обычно во внесудебном порядке. Заключение в концентрационный лагерь не носит характера уголовного наказания и не имеет целью перевоспитание заключенных. Целями содержания в концентрационном лагере могут быть также массовое уничтожение политических противников и геноцид иностранного населения.

КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО - пространство за пределами воздушной сферы Земли, правовой режим которого определяется международным космическим правом. Общепризнанного международно-правового определения космического пространства в настоящее время нет. Режим космического пространства определен действующими международными соглашениями, в соответствии с которыми космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства без какой-либо дискриминации. Оно не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на него суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни другими средствами.

КУРЬЕР ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ- официальное лицо, которому поручается доставка дипломатической почты. Он снабжается официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту. Курьер дипломатический в соответствии с общепризнанными нормами международного права пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания. Он обладает неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Аккредитирующее государство или дипломатическое представительство могут назначить курьера дипломатического ad hoc. В таких случаях его привилегии и иммунитеты прекращаются в момент доставки им порученной дипломатической почты по назначению.

ЛАЗУТЧИКИ- (военные шпионы)- лица, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают или стараются собрать сведения в районе действия одной из воюющих сторон с намерением сообщить таковые противной стороне. Ст. 46 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. уточняет статус военного шпиона:"Лицо из состава вооруженных сил, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом". Согласно ст. 30 IY Гаагской конвенции “лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда”. Лазутчик, возвратившийся в свою армию и впоследствии взятый в плен, не подлежит никакой ответственности за свои прежние действия в качестве лазутчика.

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ- подтверждение подлинности имеющихся на документах подписи. Легализации, как правило, подлежат документы, составленные за границей или предназначенные для действия в зарубежном государстве. Производится в форме удостоверительной надписи консула ("Консульская легализация").

МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ (Ammestu International)- одна из наиболее активных неправительственных международных организаций, действующих в области неофициальной защиты прав человека. Создана в Лондоне в 1961 г., где и находится ее штаб. Ее уставная цель состоит в том, чтобы "обеспечить во всем мире соблюдение положений Всеобщей декларации прав человека"(ст. 1).

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО- отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в целях осуществления международных воздушных сообщений. Международное воздушное право регулирует межгосударственные отношения, возникающие в ходе установления, осуществления и развития воздушных сообщений. Предмет международного воздушного права составляют отношения между государствами, которые касаются правового режима воздушного пространства и международных воздушных сообщений.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО- обычно гражданин какого-либо государства, находящийся на службе секретариата международных организаций, член персонала секретариата таких организаций.

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО- совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования космического пространства и небесных тел и определяющих их правовой режим.

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО- совокупность правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, а также международными организациями, возникающие в связи с их деятельностью по использованию морей и океанов и их ресурсов, а в ряде случаев- воздушного пространства над отдельными морскими районами (например, проливами, открытым морем).

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (международное публичное право)- особая правовая система, состоящая из договорных и обычных норм и принципов, регулирующих отношения между его субъектами, выражающих их относительно согласованную волю. Международное право регулирует отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения (государственноподобными образованиями, национально-освободительными движениями). Источниками международного права являются международные договоры и международно-правовые обычаи, вспомогательные источники- акты международных организаций, решения международных судебных и арбитражных органов, международно-правовая доктрина.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА- отрасль международного права, представляющая собой систему норм и принципов международного права, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и выступающих в качестве международных стандартов для национального права.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ- тягчайшее международно-противоправное деяние, посягающее на основы существования государств и наций, подрывающее важнейшие принципы международного права, угрожающее международному миру и безопасности. В подготовленном Комиссией международного права проекте статей об ответственности государств подчеркивается, что "международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества в целом, составляет международное преступление".

МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО- система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в предупреждении, расследовании и наказании в особом порядке за совершение преступлений, предусмотренных в международных договорах.

МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВОСУДИЕ- международный судебный механизм и процедура, создаваемые мировым сообществом государств для рассмотрения уголовных деликтов и преступлений физических и юридических лиц, имеющих международный характер.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО- комплекс правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер. Международный характер этих правоотношений проявляется, в частности, в том, что в них участвуют иностранные граждане, иностранные юридические лица и иностранные государства; они связаны с территорией двух или нескольких государств; объектом таких правоотношений является вещь, находящаяся за границей. Источниками международного частного права являются как акты внутреннего законодательства государств, так и международные договоры.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТ- ВЕННЫЕ -постоянные объединения государств, созданные на основе международного соглашения в целях содействия решению международных проблем, предусмотренных соответствующим учредительным документом, и развития всестороннего сотрудничества государств.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКИ- реки, которые протекают по территории двух и более государств и использование которых является предметом международно-правовых отношений между прибрежными государствами. Каждая часть международной реки находится под суверенитетом того государства, в пределах границ которого протекает.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЛУЖАЩИЕ- штатные сотрудники международных организаций. При исполнении своих служебных полномочий они независимы от государства своего гражданства и государства размещения штаб-квартиры международной организации. Статус международных служащих определяется уставными документами соответствующей организации и международными договорами.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР- соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных отношениях. Международный договор является основным источником международном права. Международный договор- родовое понятие, охватывающее все международные соглашения, которые могут иметь самые различные наименования: договор, соглашение, конвенция, пакт, хартия, коммюнике, протокол и др. Независимо от своего конкретного наименования все договоры имеют одинаковую юридическую силу.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ (МКК)- организация, объединяющая национальные общества Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца, Международный комитет Красного Креста (МККК), образованный в 1863 г., а также Лигу обществ Красного Креста (ЛОКК), учрежденную в 1919 г. для координации деятельности национальных обществ Красного креста в мирное время. Деятельность всех организаций Красного Креста направлена на оказание помощи раненым и больным, военнопленным- во время вооруженных конфликтов и жертвам стихийных бедствий- в мирное время. МКК- организация особого рода, он не обладает признаками подлинной международной организации: не имеет штаб-квартиры, постоянного исполнительного органа и собственных финансовых источников, т.к. деятельность его Постоянной комиссии финансируется за счет МККК и ЛОК.

МККК образован в 1863 г. по инициативе ряда общественных деятелей и функционирует на основе Гражданского кодекса Швейцарии; состоит из 25 швейцарских граждан. МККК именуется международным, поскольку, согласно своему уставу, осуществляет гуманитарную деятельность на международном уровне во время вооруженных конфликтов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ- правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами, но не закрепленное в международном договоре. Является источником международного права в тех случаях, когда отношения не урегулированы международным договором. Необходимое условие признания международного обычая источником права или, как его называют, обычной нормой международного права,- признание его всеми или некоторыми государствами, выраженное либо в виде определенных действий, либо путем воздержания от действий.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН- один из 6 главных органов ООН и главный судебный орган этой организации. Статут Международного Суда, подписанный 26 июня 1945 г. и вступивший в силу 24 октября 1945 г., составляет неотъемлемую часть Устава ООН. Суд состоит из 15 судей, выступающих, согласно его Статута, в личном качестве. Члены Суда избираются на 9 лет из числа лиц "высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права".

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ- орган межпарламентского сотрудничества Содружества Независимых Государств, созданный в 1992 г. в интересах сближения законодательств государств-участников СНГ. Важная часть работы Ассамблеи- подготовка рекомендательных (модельных) законодательных актов, на основе которых должны разрабатываться и внутригосударственные законы стран СНГ. Ассамблея принимает также и заявления политического характера.

МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ДОВЕРИЯ (меры доверия)- коллективные и односторонние акции государств, предпринимаемые в целях содействия уменьшению военного противостояния и напряженности, а также предотвращения возникновения вооруженных конфликтов вследствие неправильной оценки военной деятельности друг друга (военные учения, передвижения войск).

МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ- лица, находящиеся на территории воюющего государства и не принадлежащие к его комбатантам.

МИРНЫЕ СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ- средства, применяемые субъектами международного права в целях урегулирования международных споров в соответствии с принципом мирного решения международных споров. Ст. 33 Устава ООН в качестве таких средств перечисляет переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Этот перечень не является исчерпывающим. Международному праву известны и другие средства- добрые услуги, консультации, комиссии по разрешению споров.

МИРНЫЙ ДОГОВОР- вид международного договора, которым юридически закрепляется прекращение состояния войны и восстановление мирных отношений между воюющими государствами. Как правило, мирный договор содержит положения о прекращении военных действий и состояния войны, урегулирования территориальных вопросов, возмещении ущерба, причиненного войной, возвращении военнопленных, ответственности военных преступников, судьбе заключенных до войны договоров и соглашений. Мирный договор может быть прелиминарным (предварительным) или окончательным, общим (когда его участниками являются все воевавшие государства) или сепаратным (когда договор заключен между некоторыми из участвовавших в войне государств).

МИРНЫЙ ПРОХОД СУДОВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОДАХ-- плавание судов через территориальные воды прибрежных государств с целью пересечения их без захода во внутренние воды или с целью прохода во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море. Проход считается мирным, если он не нарушает мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Подводные лодки должны осуществлять мирный проход, следуя на поверхности. Он должен быть непрерывным и быстрым. Остановка на якорь допустима, если это связано с обычным плаванием или необходимо вследствие непреодолимой силы либо для оказания помощи терпящим бедствие. Право мирного прохода закреплено в Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

МИССИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ- миссия, имеющая представительный и временный характер, посылаемая одним государством в другое с согласия последнего для рассмотрения определенных вопросов или выполнения в этом государстве определенной задачи.

МНОГОСТОРОННИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ- договоры, в которых участвуют более двух субъектов международного права в качестве самостоятельных сторон договора. Различают многосторонние международные договоры с ограниченным числом участников и общие, или универсальные. Многосторонние международные договоры играют важную роль в развитии международного сотрудничества государств, упрочении мира и безопасности, кодификации международного права.

МОРАТОРИЙ ( от лат. moratorium- замедляющий, отсрочивающий)- отсрочка исполнения государством своих международных обязательств, в частности, по договорам, как правило, на определенный срок или до окончания войны, стихийных бедствий или других чрезвычайных событий. Распространяется на все обязательства или на некоторые из них.

МОРСКИЕ КОРИДОРЫ- устанавливаются с целью регулирования прохода иностранных судов в территориальных водах прибрежных государств, проливах, используемых для международного судоходства и архипелажных водах государств-архипелагов.

НАБЛЮДАТЕЛЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ- представитель государства или международной организации, направляемый для участия в работе международных конференций, организаций и органов. Порядок допуска и их права определяются правилами процедуры. Как правило, наблюдатель дипломатический не имеет право голоса, подписания документов. Посылка наблюдателя дипломатического практикуется в тех случаях, когда государство или международная организация заинтересованы в работе международного органа или конференции, но не являются их участниками или не хотят быть связанными их решениями или разделять за них ответственность.

НАЕМНИКИ- в международном праве лица (обычно граждане других государств), добровольно вступающие в вооруженную борьбу на стороне одного из участников вооруженного конфликта. Наемник не имеет статус комбатанта или военнопленного. Согласно ст. 47 Дополнительного протокола 1 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. , это лицо, которое: 1. специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; 2. фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; 3. принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; 4. не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; 5. не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; 6. не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

НАРУШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- противоправное виновное действие или бездействие стороны международного договора, вызвавшее нарушение вытекающих из договора обязательств и причинение ущерба потерпевшей или потерпевшим сторонам и влекущее международно-правовую ответственность.

НАРУШЕНИЕ МИРА- определяемая Советом Безопасности ООН конкретная ситуация применения силы, которая наряду с угрозой миру является основанием для принятия этим органом на основе гл. YII Устава ООН мер по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ВОЗДУШНОГО СУДНА- определяется исходя из регистрации суда в том или ином государстве. Каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет на борту наряду с другими документами свидетельство о его регистрации, подтверждающей национальную принадлежность воздушного судна.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ МОРСКОГО СУДНА- определяется флагом государства, под которым оно плавает. Процедура получения права плавания под флагом соответствующего государства регламентируется законодательством этого государства.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ- принцип, применяемый в международных договорах, в силу которого юридическим и физическим лицам одного договаривающего государства предоставляются на территории другого договаривающегося государства такие же права, льготы и привилегии, какие предоставляются его собственным юридическим и физическим лицам. Национальный режим может быть установлен в законодательстве отдельных государств.

НЕВОЮЮЩЕЕ ГОСУДАРСТВО- страна, которая формально не объявила себя в состоянии войны, однако, в отличие от нейтрального государства, она не связывает себя равным отношением к воюющим сторонам.

НЕДРУЖЕСТВЕННЫЙ АКТ- действия одного государства против другого государства или его юридических или физических лиц, не обязательно носящие противоправный характер, но являющиеся по сути недружелюбными.

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ- запрещение использования какой-либо территории в военных целях, в том числе для ведения военных действий на определенной территории и для ее использования в качестве базы для их ведения.

НЕЙТРАЛИТЕТ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ- правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Воюющие государства не вправе превращать территорию соблюдающего нейтралитет в военное время государства в театр военных действий, проводить через него свои войска, действовать против такого государства вооруженными силами.

НЕЙТРАЛИТЕТ ВООРУЖЕННЫЙ- выдвинутое Россией в 1780 г. понятие, означающее право нейтральных стран защищать силой оружия свободу морской торговли с воюющими государствами во время войны.

НЕЙТРАЛИТЕТ ПОСТОЯННЫЙ- международно-правовой статус государства, в соответствии с которым оно обязуется в случае войны не вступать в нее на стороне какого-либо воюющего государства, не оказывать воюющим непосредственную военную помощь. В мирное время постоянно нейтральное государство не должно вступать в военные союзы и блоки. Нейтралитет постоянный может быть договорным и декларативным.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты