p align="left">НЕКОМБАТАНТЫ- входящие в состав вооруженных сил лица, функции которых сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооруженных сил и которые имеют право применять оружие только в целях самообороны (медицинский, интендантский персонал, военные юристы, корреспонденты, репортеры, духовные лица).
НОВАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- обновление обязательств по международному договору путем полной или частичной замены старых обязательств новыми, чтобы привести их в соответствие с целями договора применительно к новым условиям. Новация международного договора осуществляется по соглашению сторон договора на период его действия или с установлением нового срока его действия. Новация международного договора может касаться всего договора или какой-либо его части.
НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- юридически обязательное правило поведения государств и других субъектов международного права в их международных отношениях.
НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ЛОКАЛЬНАЯ- юридически обязательное правило поведения, регулирующее определенные области международных отношений между ограниченным кругом (двумя или несколькими) субъектов международного права.
НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОБЩАЯ- норма, признаваемая всеми или подавляющим большинством государств в качестве юридически обязательного правила поведения в связи с определенным видом правоотношений.
НОТА- документ дипломатической переписки.
НУНЦИЙ- дипломатический представитель Ватикана. По Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. нунций приравнивается по рангу к послу. Нунций аккредитируется при главе государства.
ОБРАТНАЯ СИЛА МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- условие, по которому стороны договора по соглашению между собой, выраженному в самом договоре, могут распространить действие его положений на события и факты, имевшие место до вступления договора в силу.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА- принципы международного права, применяемые к любой сфере деятельности, к любой области правоотношений.
ОБЩЕЕ НАСЛЕДИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА- понятие, определяющее режим некоторых территорий, пространств и их ресурсов; делает упор на их общее использование человечеством, а не отдельными государствами.
ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий, не относящиеся исключительно к внутренней компетенции государств, по поводу которых субъекты международного права могут вступать в правоотношения.
ОБЫКНОВЕНИЕ- общая практика государств, за которой не признается юридически обязательный характер. Этим обыкновение отличается от обычая международно- правового. К обыкновению относятся и нормы международной вежливости.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ- определенная международным договором совокупность правомочий международного судебного органа рассматривать и разрешать правовые споры, переданные ему на основании заранее взятого спорящими государствами обязательства.
ОГОВОРКА К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДОГОВОРУ- одностороннее официальное заявление одной из сторон международного договора относительно намерения исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данной стороне.
ОДНОСТОРОННИЙ АКТ- действие субъекта международного права, предпринятое им в одностороннем порядке и имеющее международно-правовое значение.
ОПЕРАЦИИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА- меры и действия с использованием вооруженных сил или военных наблюдателей, государств- членов Организации Объединенных Наций, принимаемые Советом Безопасности ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
ОПИНИО ЮРИС- убеждение субъектов международного права в юридической полноценности (действительности) правовой нормы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АГРЕССИИ- дано в резолюции 3314 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН как "применение государством вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным образом, не совместимым с Уставом ООН".
ОПТАЦИЯ (от лат.opto- выбирать)- один из способов приобретения и прекращения гражданства, заключающийся в выборе гражданства при изменении государственной территории.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)- универсальная международная организация по обеспечению мира, безопасности и международного сотрудничества. Создана в 1945 г. по инициативе ведущих стран антигитлеровской коалиции (СССР, США, Китая, Англии и Франции).Членами ООН являются к 1999 г. 185 государств.
Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный Совет ООН, Совет по Опеке, Международный Суд ООН и Секретариат ООН.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО)- была создана на основе подписанного в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. соглашения. Договор бессрочный, однако предусматривается возможность выхода из него любого участника по истечении 20-летнего срока и спустя год после его заявления о денонсации договора. Высший орган НАТО- Североатлантический совет, который состоит из представителей всех государств-членов в ранге послов и проводит свои заседания не реже одного раза в неделю под председательством Генерального секретаря НАТО. Штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни на определенном историческом этапе. В современном международном праве основные принципы международного права имеют большое значение для обеспечения мира и организации сотрудничества между государствами. Основные принципы международного права содержатся в Уставе ООН; Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН; в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Всего в настоящее время в указанных международных документах закреплено десять основных принципов международного права. В процессе развития международных отношений происходит дальнейшее становление и формирование новых основных принципов международного права.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ- обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность). Нормы ответственности международно-правовой носят в основном характер обычая международно-правового, хотя некоторые из них подтверждены в договорных нормах.
ОТКРЫТОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО- международное пространство, находящееся за пределами действия государственного суверенитета над открытом морем и Антарктикой. Правовой режим открытого воздушного пространства основывается на принципе свободы открытого воздушного пространства.
ОТКРЫТОЕ МОРЕ- части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.
ОТКРЫТЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ- затрагивающие общие нормы международного права договоры, к которым имеют право присоединиться любые другие заинтересованные государства.
ОТКРЫТЫЙ ГОРОД- город, который объявляется неукрепленным и незащищенным во время войны и изымается из театра военных действий.
ОТКРЫТЫЙ ЛИСТ- документ, выдаваемый государством иностранным лицам для оказания им содействия таможенным и пограничными властями страны, в которую или из которой следуют эти лица. Открытый лист выдается лицам, пользующимся дипломатическими привилегиями, или гостям страны.
ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между субъектами международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права и связана со специфической группой объектов международного права.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ И РАБОЧИЕ ЯЗЫКИ- языки, на которых ведется работа в международных организациях или на международных конференциях, а также в ходе международных переговоров. Официальными являются языки, на которых ведется дискуссия в главных органах конференции или организации, составляются и публикуются официальные документы (протоколы, решения, заключительные акты и т. п.). Рабочие языки- это языки, используемые для обсуждения вопросов в рабочем вспомогательном органе конференции или организации либо при разработке текстов документов в них. В ООН английский, испанский, китайский, русский и французский языки являются как официальными , так и рабочими языками Генеральной Ассамблеи ООН, ее комитетов и подкомитетов. Арабский язык- официальный и рабочий язык Генеральной Ассамблеи, но только ее главных комитетов.
ПАКТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА- одобренные 16 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН два международных Пакта (договора): о гражданских и политических правах человека и об экономических, социальных и культурных правах. Оба Пакта открыты для подписания и ратификации.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ- институт международного уголовного права, согласно которому национальные и международные суды вправе осуществлять уголовное преследование лиц, совершивших международные преступления против международного гуманитарного права и военные преступления. В Уставе международного трибунала по Югославии 1993 г. и Уставе международного уголовного трибунала по Руанде 1995 г. установлено, что юрисдикция Международного трибунала имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов. На любой стадии предварительного расследования преступлений или судебного процесса Международный трибунал вправе официально просить эти суды передать производство по делу Международному трибуналу.
ПАРАФИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- предварительное подписание договора в целом или его отдельных частей инициалами уполномоченных. Оно свидетельствует о том, что текст договора окончательно согласован и принят сторонами в качестве варианта для подписания. Парафирование обычно применяется, когда: а) текст договора нуждается в одобрении правительства; б) подписание официального текста временно откладывается по каким-либо причинам. Парафирование может относиться как ко всему тексту договора, так и к отдельным его статьям.
ПАРЛАМЕНТЕР- лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с неприятелем.
ПАРТИЗАНЫ- лица, добровольно сражающиеся в составе вооруженных организованных партизанских сил на территории, занятой противником (контролируемой реакционным режимом), за свободу и независимость своей родины. Партизаны являются комбатантами, если они удовлетворяют следующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, должным образом организованы, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в боевых действиях нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов.
ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ- способ решения самых различных вопросов международной жизни, разработки международно-правовых норм, мирного разрешения споров, основанный на непосредственном контакте должным образом уполномоченных лиц соответствующих заинтересованных субъектов международного права. Современное международное право не содержит правил ведения переговоров международных. Состав участников, уровень, цели формы определяются самими заинтересованными государствами, но обычно с учетом уже существующей сложившейся международной практики.
ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ЛИЦА- лица, насильственно выселенные в другую страну с целью использования там на принудительных работах.
ПЕРЕМИРИЕ- приостановка или прекращение военных действий по соглашению между воюющими сторонами или по требованию Совета Безопасности ООН.
ПЕРСОНА НОН ГРАТА (лат.- persona non grata)- нежелательное лицо. Объявление персоной нон грата- заявление государства в той или иной форме о том, что дальнейшее пребывание данного дипломата, члена его семьи или какого-либо другого сотрудника дипломатического представительства на его территории нежелательно. Важнейшим правовым последствием такого заявления является возникновение у представляемого государства обязанности отозвать соответствующее лицо в срок, указанный в заявлении, или, если определенный срок не установлен, в течение разумного срока. Если лицо тем не менее не покинет страны, то местные власти могут прибегнуть к дисмислу.
ПИРАТСТВО -(морской разбой)- неправомерный акт насилия, задержания или грабежа в открытом море или в месте , находящемся вне юрисдикции какого-либо государства, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна или летательного аппарата и направленный против лиц или имущества, находящихся на их борту. Пиратство является преступлением международного характера (ст. 100-103 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).
ПОДДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ- деятельность государств и международных организаций, преследующая цель недопущения нарушения мира и возникновения угрозы международной безопасности.
ПОДПИСАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- одна из стадий заключения международного договора, завершающая переговоры и означающая согласие сторон на обязательность для них договора, если по условиям он вступает в силу с момента подписания, или согласие сторон с выработанным текстом договора, если стороны предусмотрели в нем выполнение внутренних процедур, обеспечивающих такое их согласие (утверждение, принятие, ратификацию, обмен документами, подтверждающими выполнение необходимых формальностей).
ПОПРАВКИ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДОГОВОРУ- внесение изменений в договор или дополнений к нему после его принятия. Допустимость поправок может быть предусмотрена в самом договоре. В ином случае предложение о поправках доводится до всех стран- участниц договора для решения вопроса о данном предложении или для переговоров о заключении соглашения о внесении поправок к договору.
ПОСРЕДНИЧЕСТВО- одно из мирных средств разрешения международных споров. Представляет собой ведение переговоров не состоящим в споре государством (группой государств, отдельным лицом) или международной организацией со спорящими сторонами с целью нахождения компромиссных путей мирного урегулирования спора.
ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ - совокупность международных конвенционных и обычных норм, составляющих так называемые правила ведения войны, или законы и обычаи войны, регулирующих отношения между воюющими государствами, а также между ними, с одной стороны, и нейтральными- с другой, и имеющих своим назначением гуманизацию средств и методов ведения войны.
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ- отрасль международного права, нормы которой определяют условия действительности, порядок заключения, действия, изменения и прекращения международных договоров. Объектом этой отрасли является сам международный договор в широком смысле слова, давно уже ставший ведущим источником международного права. Основные источники права международных договоров- международно-правовые обычаи и Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.
ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ- отрасль международного права, объединяющая принципы и нормы, регулирующие вопросы создания, правового статуса, объема полномочий и деятельности международных организаций. В составе права международных организаций различают внешнее и внутреннее право. К внешнему праву относятся нормы, регулирующие взаимоотношения международной организации с внешним миром- ее государствами-членами и нечленами и другими международными организациями. К внутреннему праву относятся нормы, которые регулируют внутренние правовые отношения: правила процедуры, финансовые правила, правила для персонала. Право международных организаций носит в основном договорный характер. В то же время в процессе своей деятельности международные организации могут создавать обычные нормы права. Устав ООН- основной источник права международных организаций. В нем закреплены общие принципы и нормы, относящиеся не только к ООН, но и к другим международным организациям.
ПРАВО УБЕЖИЩА- предоставление конкретным государством какому-либо лицу возможности укрыться от преследований, которым он подвергается в стране своего гражданства или постоянного местожительства по политическим, религиозным и иным мотивам. Право убежища не распространяется на военных преступников и лиц, виновных в совершении преступлений против человечества. Различают убежище территориальное и убежище дипломатическое. Предоставление политического убежища не влечет автоматического предоставления гражданства. Актом предоставления убежища государство принимает на себя обязательство не выдавать данное лицо государству, в котором оно подверглось преследованиям.
ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ (по международному договору)- оказывается на основании специальных договоров, заключаемых государствами, по вопросам сотрудничества учреждений юстиции (судов, органов нотариата, прокуратуры) при производстве по гражданским, семейным и уголовным делам.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ- международно-противоправное деяние, представляющее собой нарушение государством или иным субъектом международного права своих международных обязательств.
ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ- переход прав и обязанностей одного государства к другому. Вопрос о правопреемстве возникает: 1) при социальной революции, в результате которой происходит смена общественного строя; 2) при возникновении новых независимых государств в результате национально-освободительной борьбы; 3) при образовании нескольких государств на территории их предшественника и при образовании нового государства в результате объединения двух или более государств; 4) при территориальных изменениях.
ПРАВОПРЕЕМСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВ- правопреемство прав и обязанностей при внутренних изменениях в государстве. Так, при смене правительства неконституционным путем встает вопрос об отношении нового правительства к договорам и соглашениям, заключенным с иностранными государствами прежним правительством.
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ- подчиняемость непосредственному действию норм международного права, качество быть субъектом международного права. Проявляется, как правило, в наличии прав и обязанностей, устанавливаемых нормами международного права, договорными и обычными. Правосубъектностью международной обладают лишь участники межгосударственных отношений. Только они могут быть субъектами международного права. Участники межгосударственных отношений создают нормы, регулирующие их отношения друг с другом, т. е. нормы международного права, в результате действия которых у этих участников возникают определенные права и обязанности, что и свидетельствует прежде всего о том, что данные участники приобрели качество правосубъектности международной, стали субъектами международного права.
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - правосубъектность международная, имеющая специфический характер, так как международные организации- вторичные, производные субъекты международного права. Правосубъектность международных организаций и ее объем обусловлены волеизъявлениями государств-членов этих организаций и закреплены в их учредительных актах (уставах). Права международных организаций производны от прав государств-учредителей, делегированы им этими государствами и их объем всегда ограничен целями и задачами организации.
ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ- коллективные меры, применяемые сообществом государств на основе Устава ООН и направленные на предупреждение угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.
ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- международные отношения, регулируемые принципами и нормами международного права, т. е. правоотношения субъектов международного права, которые могут складываться в процессе реализации ими своих прав и обязанностей.
ПРЕКРАЩЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- утрата международным договором своей обязательной силы.
ПРЕЛИМИНАРНЫЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР- предварительное соглашение, в котором воюющие стороны устанавливают основные условия будущего мирного договора.
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ В ОТКРЫТОМ МОРЕ- право на такое преследование ("по горячим следам") возникает в случае, если прибрежное государство имеет достаточные основания считать, что иностранное судно, не обладающее полным иммунитетом от юрисдикции другого государства, нарушило законы или правила данного прибрежного государства. Это право возникает также в случае нарушений в экономической зоне или на континентальном шельфе. Преследование должно начинаться, когда судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних, территориальных или архипелажных водах или в прилежащей зоне преследующего государства, а также соответственно в его экономической зоне или над его континентальном шельфе. Преследование может продолжаться в открытом море при условии его непрерывности и должно прекращаться, как только преследуемое судно входит в территориальные воды своего или третьего государства.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ВОЕННЫЕ- исключительно серьезные нарушения законов и обычаев войны: убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение населенных пунктов; разорение, неоправданное военной необходимостью; принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы; взятие заложников; нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население и гражданские объекты; нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы (атомные электростанции, плотины, гидроузлы); нападение на лиц, прекративших участие в военных действиях и др. К преступлениям военным согласно Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., срок давности не применяется.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА- предусмотренные международными договорами общественно опасные деяния, не относящиеся к международным преступлениям, посягающие на нормальные отношения между государствами и наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях. В отличие от международных преступлений ответственность за преступления международного характера несет не государство, а индивиды. Ответственность наступает на основе международного договора, но по национальному праву.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА- тягчайшие международные преступления, включающие в соответствии с квалификацией Устава Международного военного трибунала планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений либо участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из указанных действий. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 ноября 1947 г., к преступлениям против мира относится также пропаганда войны.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА- тягчайшие международные преступления, угрожающие основам существования наций и государств, их прогрессивному развитию и мирному международному общению. К преступлениям против человечества относятся: колониализм, геноцид, апартеид, массовое загрязнение атмосферы или морей (экоцид).
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ- тягчайшие преступления международные, включающие в соответствии с квалификацией Устава Международного военного трибунала убийства, истребление, порабощение, ссылку и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым либо религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
ПРИЗНАНИЕ ДЕ-ФАКТО- одна из традиционных форм официального признания существующими государствами и правительствами вновь возникающего государства или правительства в той или иной стране. Указание мотивов такого признания не требуется. Признание де-факто обычно применяется в случаях, когда признающее государство недостаточно уверено в жизнеспособности нового правительства или самого государства либо не намерено до какого-то времени или наступления определенных условий вполне официально и окончательно признать нового субъекта права или его правительства.
ПРИЗНАНИЕ ДЕ-ЮРЕ- одна из традиционных форм официального признания существующими государствами и правительствами нового государства или правительства, возникающего в стране. В международной практике оно имеет место обычно в случаях, когда признающее государство не сомневается в законности происхождения признаваемого или вынуждено в силу обстоятельств согласиться с необходимостью вступить в нормальные дипломатические отношения и сотрудничать с тем, кого оно признает.
ПРИЗНАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО - ПРАВОВОЕ- признание в соответствии с международным правом существующими государствами новых государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения. Различают признание международно-правовое государств, правительств, восставшей стороны, органов национального освобождения, органов сопротивления и др.
ПРИЗНАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА- признание государствами нового правительства, какой-либо страны, пришедшего к власти неконституционным путем.
ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА- морская полоса, непосредственно примыкающая к территориальному морю (территориальным водам) прибрежного государства, в которой последнее может осуществлять контроль, необходимый для: а) предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря (территориальных вод); б) наказания за нарушение упомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря (территориальных вод); в) наказания за нарушение упомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря (территориальных вод).
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ- коллективные меры, применяемые сообществом государств на основе Устава ООН в целях устранения угрозы миру, нарушения мира или ликвидации акта агрессии. К ним прибегают в крайних случаях, чтобы силой положить конец противоправному поведению сторон в конфликте, создающему угрозу миру либо являющемуся нарушением мира или актом агрессии. Устав ООН предусматривает два вида коллективных принудительных мер: не связанных с использованием вооруженных сил и с использованием вооруженных сил. Совет Безопасности ООН- единственный орган в системе ООН, уполномоченный принимать решения на основе принципа единогласия о проведении принудительных мер от имени этой организации.
ПРИНЦИП МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- юридически обобщенное правило поведения субъектов международного права в определенной области правоотношений.
ПРИНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- одна из форм выражения согласия государства на обязательность для него международного договора.
ПРИОРИТЕТА И ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯМЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ПРИНЦИП - принцип конституционного права ряда государств, согласно которому принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы соответствующей страны и действуют непосредственно, не требуя трансформации.
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГОДОГОВОРА- временное прекращение применения международного договора, возникающее в силу различных обстоятельств: договоренности участников, заключения последующего договора, нарушения договора одним из участников, последующей невозможности выполнения договора и др.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДОГОВОРУ- одна из форм (помимо подписания, обмена документами, образующими договор, ратификации, принятия, утверждения) выражения согласия государства на обязательность для него международного договора (ст. 11 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).
ПРОЛИВЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ- естественные морские пути, соединяющие отдельные моря и океаны и регулярно используемые для международного судоходства. В силу международных соглашений, международных обычаев и практики государств для таких проливов был исторически установлен принцип свободы прохода судов и пролета самолетов всех стран.
ПРОЛОНГАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- продление договора, осуществляемое до момента истечения срока его действия с целью обеспечения его непрерывности. Пролонгация международного договора проводится 2 способами: путем заключения специального соглашения (протокола) л продлении договора на определенный срок и путем включения условия о таком продлении в сам текст договора.
ПРОМУЛЬГАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА ( от лат. promulgatio - объявление, обнародование)- официальное опубликование международного договора. После этого международный договор приобретает юридическую силу в соответствующем государстве, если к этому моменту он уже вступил в силу или если иное не предусмотрено в нем самом.
ПРОТЕКТОРАТ (покровительство)- существовавшая ранее полуколониальная форма зависимости, при которой формально сохранялась видимость государственности, но за протектором признавались широкие права и полномочия на вмешательство во внутренние дела протежируемого государства. Протектор, как правило, присваивал себе такие сферы государственной деятельности, как внешние сношения, верховное командование, правосудие, взимание некоторых налогов.
ПРОТОКОЛ (договорный)- официальный документ (нередко приложение к основному договору), с помощью которого международный договор дополняется, уточняется. Протоколом может называться и отдельное международное соглашение, как правило, по вопросам менее важным, чем разрешаемые в договорах и конвенциях. Однако иногда протоколом называется и важное политическое соглашение.
ПРОТОКОЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ - совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами и официальными лицами в международном общении. Общепринятые положения протокола дипломатического закреплены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. В то же время протокол дипломатический каждого государства имеет свои сообенности, обусловленные национальными традициями и обычаями.
РАБСТВО- согласно Конвенции о рабстве 1926 г., рабство, это "положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности".
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ- установление границ экономической зоны между государствами с противооежащими или смежными берегами. Осуществляется, согласнос Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., путем соглашения между заинтересованными государствами на основе международного права, как это определено в ст. 38 Статута Международного Суда ООН, в целях достижения справедливого решения.
РАЗРЫВ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ- прекращение дипломатических отношений между государствами на основании официального заявления компетентных властей одного из них, сделанное от его имени. Разрыв дипломатических отношений не обязательно влечет за собой прекращение консульских отношений.
РАНЕНЫЕ И БОЛЬНЫЕ- военнослужащие и гражданские лица, которые нуждаются в медицинской помощи и уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Это понятие охватывает также раненых и больных лиц, потерпевших кораблекрушение, обессиленных беременных женщин, кормящих матерей, новорожденных младенцев и др. (Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II к ним).
РАСИЗМ И РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ- одно из правонарушений международных. Расизм- теория, приписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым или этническим группам, обосновывающая право людей господствовать над другими или отвергать других , якобы низших по отношению к ним.
РАТИФИКАЦИОННАЯ ГРАМОТА- документ, подтверждающий ратификацию международного договора соответствующим органом государства. Обычно ратификационная грамота подписывается главой государства (правительства) и скрепляется подписью министра иностранных дел. Ратификационная грамота может сдаваться на хранение (депонироваться) депозитарию многостороннего договора. При заключении двустороннего договора производится обмен ратификационными грамотами между его участниками.
РЕВИЗИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- внесение поправок к международному договору или его изменение. Может производиться только с согласия всех участников договора. Ревизия международного договора возможна как в рамках прежнего, так и с установлением нового срока действия договора.
РЕГИСТРАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- внесение в специальный реестр международной организации вступившего в силу международного договора, что позволяет сторонам договора ссылаться на него в органах такой организации при обосновании своих прав.
РЕДЕМАРКАЦИЯ ГРАНИЦ- проверка и восстановление линии государственной границы на местности и обозначение ее пограничными знаками на основе ранее составленных документов, как правило, двустороннего характера (протокола-описания, карт и протоколов пограничных знаков). В практике РФ такие документы составляются смешанными комиссиями по демаркации и редемаркации границы.
РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ(РЕЖИМ НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТСТВУЕМОЙ НАЦИИ)- принцип международных экономических отношений, в соответствии с которым договаривающиеся государства на взаимной основе предоставляют друг другу преимущества и льготы в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых при ввозе или вывозе товаров, и иных правил проведения внешторговых операций.
РЕЗОЛЮЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИИ ООН- принимаются в письменном виде и имеют, как это предусмотрено ст. 10 Устава ООН, силу рекомендаций. Для обеспечения соблюдения положений, содержащихся в таких резолюциях, не могут применяться какие-либо принудительные меры. В этом смысле они сами по себе не создают норм международного права и не являются его источниками.
РЕКВИЗИЦИЯ ( от лат. reguisitio - требование)- принудительное возмездное изъятие различных видов имущества для использования их армией вражеского государства.
РЕКТИФИКАЦИЯ ГРАНИЦЫ- незначительные изменения или уточнения в положении границы на местности относительно линии государственной границы, ранее установленной международным договором. Ректификация границы применяется в случаях строительства тоннелей, гидростанций, аэродромов, мостов и других сооружений, а также с целью удовлетворения хозяйственных интересов государств на линии границы или вблизи от нее. Она осуществляется на основе международных договоров между заинтерсованными сторонами. Эти договоры наряду с договорами об установлении государственных границ нередко подлежат ратификации.
РЕПАРАЦИИ (от лат. reparatio- восстановление)- одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекты международного права. Выплата репарации может производиться в натуре, в виде денежной или другой материальной компенсации или одновременно реституции и компенсации убытков.
РЕПАТРИАЦИЯ- возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения тех лиц, которые оказались в силу различных обстоятельств на территории другого государства.
РЕПРЕССАЛИИ- правомерные принудительные действия государства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных другим государством, при помощи действий, иных, чем применение силы или угроза ее применения. Меры, используемые в качестве репрессалий, должны быть пропорциональны вызвавшему их правонарушению и прекращаются с момента восстановления положения, ему предшествовавшего.
РЕСТИТУЦИЯ- в международном праве возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного одним из воюющих государств в территории другого государства, являвшегося его военным противником.
РЕТОРСИЯ- правомерные принудительные действия государства, совершенные в ответ на недружественный акт другого государства. Реторсия преследует цель восстановления принципа взаимности в отношениях соответствующих государств. Меры, используемые в качестве реторсии, должны быть пропорциональны вызвавшему их акту и прекращаются с момента восстановления прежнего положения. Как и репрессалии, реторсия не предусматривает применения вооруженной силы или угрозы ее применения.
РЕШЕНИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ- резолюции этого органа, обладающие, в отличие от рекомендаций, обязательным характером для государств-членов ООН (ст. 25 Устава ООН).
РЕЦЕПЦИЯ ( от лат.- receptio)- в теории права- заимствование. В международном праве этот термин обычно применяется для обозначения точного воспроизведения во внутригосударственных нормативных актах формулировок международно-правовых актов. Иногда под рецепцией понимается обеспечение государством с помощью своего законодательства выполнения своих международных обязательств.
САЛЮТ в международной практике- ( от лат. salus- приветствие)- торжественная форма приветствия или отдания почестей (артиллерийскими и ружейными залпами, флагами). “Салют наций” (21 артиллерийский залп) может производиться по случаю официального визита главы государства, посещения с официальным визитом иностранным кораблем (соединением кораблей) порта или военно-морской базы, а также в других случаях.
САНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ- термин, используемый в доктрине и практике в одном из следующих значений: 1) структурный элемент нормы международного права, указывающий на неблагоприятные последствия для государства-нарушителя; 2) принудительные меры, осуществляемые международными организациями, прежде всего ООН; 3) особая политическая форма ответственности международно-правовой как следствие преступления международного ; 4) индивидуальные и коллективные принудительные меры, являющиеся ответом на правонарушение международное; 5) меры принуждения, применяемые государствами и международными организациями против государства, уклоняющегося от ответственности за совершенное им международное правонарушение.
САТИСФАКЦИЯ- форма ответственности международно-правовой, выражающаяся в том, что государство-нарушитель предоставляет удовлетворение пострадавшему государству.
СВОБОДА ОТКРЫТОГО МОРЯ- один из основополагающих принципов современного международного права, предусматривающий право для всех государств (прибрежных и не имеющих выхода к морю) свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, сооружать искусственные острова и другие установки, на свободу рыболовства и на проведение научных исследований.
СЕГРЕГАЦИЯ (от лат. segregacio- отделение)- отделение или изоляция расы или этнической группы путем насильственного или добровольного поселения на ограниченной территории, или путем установления преград для социального общения, или раздельного обучения и воспитания, или иных дискриминационных мер. Сегрегация- особый вид дискриминации.
СЕКРЕТАРИАТ ООН- один из главных органов ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Персонал Секретариата ООН назначается Генеральным секретарем, согласно правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей.
СЕПАРАТНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ- переговоры, которые ведутся во время военных действий или после них с противником одним из государств, входящих в союз или коалицию, тайно от других государств-союзников или без согласия с последними.
СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- совокупность взаимосвязанных отраслей международного права, имеющих свои принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли, состоящие из действующих норм международного права.
СИТУАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ- разновидность международных разногласий, характеризуемая состоянием напряженности между двумя или несколькими государствами.
СЛЕДСТВЕННЫЕ КОМИССИИ- органы, образуемые спорящими сторонами или компетентными организациями по осуществлению расследования (установления фактической стороны) обстоятельств спора. Следственные комиссии учреждаются на основании особого соглашения между спорящими сторонами, определяющего круг подлежащих расследованию фактов, порядок и сроки образования комиссии и объем ее полномочий.
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН- главный постоянно действующий политический орган ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов: 5 постоянных членов Совета (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных членов, избираемых в Совет на 2-летний срок в соответствии с процедурой, предусмотренной в Уставе.
СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА- один из главных органов Европейского Союза (Европейских Сообществ); состоит из министров государств-членов, обеспечивает участие государств-членов в процессе принятия решений.
СОВЕТ ЕВРОПЫ- первая европейская межправительственная организация, созданная после второй мировой войны. Его Устав был подписан и ратифицирован в 1949 г. Целями Совета Европы являются обеспечение все более тесных связей между государствами-членами для защиты и реализации их идеалов и принципов, содействие превращению Европы в демократическое и безопасное пространство, защита и укрепление плюралистической демократии и прав человека, развитие и укрепление европейского самосознания для формирования европейской культурной идентичности. Условием приема в Совета Европы являются гарантия свободы выражения мнения, особенно свобода средств массовой информации, защита национальных меньшинств, соблюдение основ международного права, а также обязательство подписать Европейскую конвенцию по правам человека и признать всю совокупность ее контрольных механизмов.
Структуру Совета Европы образуют: 1.Комитет министров; 2. Парламентская ассамблея; 3.Совещания отраслевых министров; 4. Секретариат. Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов, является высшим органом Совета Европы. Штаб-квартира Совета Европы находится в Страсбурге (Франция). Официальными языками совета Европы являются английский и французский; немецкий и итальянский- рабочие языки Парламентской ассамблеии.
СОВЕТ ПО ОПЕКЕ- один из главных органов ООН. Согласно Уставу ООН состоит из: 1) государств-членов ООН, которые управляют территориями под опекой; 2) постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые не управляют территориями под опекой; 3)такого числа других членов ООН, избранных Генеральной Ассамблеей ООН на 3 годичный срок, какое может оказаться необходимым для обеспечения того, чтобы общее число членов Совета распределялось поровну между членами ООН, управляющими и не управляющими территориями под опекой.
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)- межгосударственное объединение, созданное на основе Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех республик бывшего СССР- Республики Беларусь, РСФСР и Украины. Соглашение ратифицировано 12 декабря 1991 г. постановлением ВС РСФСР. Устав СНГ принят в Минске 22 января 1993 г., ратифицирован ВС РСФСР 12 апреля 1993 г. В соответствии с указанным соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются: развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств. Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств-членов бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.
В настоящее время в СНГ входят 12 бывших республик СССРРоссийская Федерация, Украина, Республика Беларусь, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Азербайджанская Республика, Республика Грузия, Республика Таджикистан, Республика Армения, республика Молдова, Туркменистан, Киргизская Республика (однако Украина так и не ратифицировала Соглашения и формально не стала участником Устава СНГ). Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является г.Минск. основными институтами (консультативными и координирующими органами) СНГ являются: Совет глав государств Содружества, Совет глав правительств, исполнительный секретариат СНГ, Межгосударственный экономический комитет, Экономический Суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ, Совета министров обороны, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный совет по космосу, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения, Совет по культурному сотрудничеству, Совета руководителей государственных информационных агенств СНГ, Межгосударственный Совет по вопросам охраны промышленной собственности, Правовой консультативный совет, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения, Статистический комитет СНГ, Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и др.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ООН- международные межправительственные организации, осуществляющие деятельность в экономической, социальной, культурной и др. областях.
СПОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ- формально признанное разногласие между субъектами международного права, возникающее по вопросу факта или права. Может быть двусторонним или многосторонним, возникать в различных сферах деятельности государств в отношении толкования или применения того или иного международного договора, ответственности конкретного государства.
СРОК ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- период времени, в течение которого действует договор. Нередко он определяется в самом договоре.
СРОКА ДАВНОСТИ НЕПРИМЕНЕНИЕ- отказ государств распространять срок давности на преступления военные и преступления против человечества.
СТАТУС- установленное нормами международного права положение субъектов международного права, различных международных и государственных органов, отдельных категорий лиц и имущества. В международном праве нет четкого юридически оговоренного разграничения между понятиями "статус" и "режим".
СТАТУС-КВО- применительно к международному праву: положение в какой-то области международных отношений или во взаимоотношениях государств, существующее в данный момент или существовавшее в какое-либо время в прошлом.
СТАТУТ- в международном праве чаще всего положение об основах деятельности какого-либо международного органа (его устав) в форме многостороннего международного соглашения.
СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- стороны, участвующие в заключении международного договора, его участники. Субъектами международного договора могут быть все субъекты международного права, то есть государства, народы (нации), борющиеся за свою независимость и международные организации.
СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями и осуществляющие и имеющие их в рамках и на основе международного права. Основными (первичными) субъектами международного права являются государства, народы и нации, в том числе ведущие борьбу за независимость и создание собственного национального государства, а производными (вторичными) - международные организации, правосубъектность международная которых определяется учреждающим эти организации актом- уставом или соглашением и является производной от правосубъектности государств-участников такого акта. Отдельными элементами международной правосубъектности могут обладать и государственноподобные образования.
Согласно преобладающей пока в современной отечественной доктрине международного права точке зрения физические лица (индивиды) и внутригосударственные организации ( в том числе межнациональные, торговые и промышленные компании, корпорации) не являются субъектами международного права. Они находятся под исключительной юрисдикцией государств, внутренним законодательством которых определяется их статус на международной арене.
СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА (фр. souverainete- верховная власть)- вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также подчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета.
СУДЕБНАЯ ПРОЦЕДУРА МЕЖДУНАРОДНАЯ- средство мирного урегулирования споров, заключающееся в рассмотрении спора международным судом и вынесении по нему решения, как правило, обязательного для сторон. Судебная процедура международная осуществляется международным судом, который создается на основе межгосударственного соглашения. В соглашении определяются порядок формирования, компетенция, структура международного суда, а также устанавливаются основные правила судопроизводства.
ТЕАТР ВОЙНЫ- сухопутная, воздушная и морская территория государств, а также открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых происходит вооруженный конфликт.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ (территориальное море)- полоса прибрежных морских вод определенной ширины, отсчитываемой от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах. Территориальные воды государства-архипелага начинаются за пределами его архипелажных вод. Ширина территориальных вод определяется прибрежным (или архипелажным) государством самостоятельно, но с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Прибрежное государство (государство-архипелаг) осуществляет полный суверенитет над территориальными водами, а также над воздушным пространством над ними и над морским дном и его недрами под ними. По Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Каждое государство имеет право устанавливать ширину своих территориальных вод до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, устанавливаемых в соответствии с Конвенцией.
ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ- часть поверхности земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства.
ТЕРРИТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ- лежащие за пределами государственной территории географические пространства, которые не принадлежат исключительно какому-либо государству в отдельности, а находятся в общем пользовании всего человечества, всех государств и правовой статус и режим которых определяются международным правом. К ней относятся открытое море, воздушное пространство над ним, морское дно за пределами континентального шельфа, Антарктика, космическое пространство, Луна и другие небесные тела.
ТЕРРОРИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ (от лат.trror- страх, ужас)- преступление международного характера, действия отдельных лиц и организаций, направленные на достижение каких-либо целей (обычно политических) путем применения акций насилия, террористических актов.
ТОЛКОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА - уяснение подлинного намерения сторон договора и действительного смысла его положений. Цель толкования- по возможности наиболее полная реализация условий международного договора, что тем самым обеспечивает проведение в жизнь одно из основных принципов международного права pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться).
ТРАНСФЕРТ- обмен населением между государствами на основе международного соглашения, автоматическое изменение гражданства.
ТРАНСФОРМАЦИЯ- один из способов превращения, преобразования норм международного права в нормы внутригосударственного права.
ТРЕТЕЙСКАЯ ЗАПИСЬ- международное соглашение о разрешении спора с помощью третейского разбирательства, часто- третейского суда (арбитража).
ТРЕТЬИ ГОСУДАРСТВА- государства, которые не являются участниками данного международного договора.
ТРИБУНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ- международные органы, создаваемые для суда над преступниками и государствами по обвинению в совершении международных преступлений.
УБЕЖИЩЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ- предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле.
УЛЬТИМАТУМ - категорическое и не допускающее никаких дальнейших споров и возражений требование правительства одного государства, предъявляемое правительству другого государства, под угрозой, что в случае невыполнения этого требования к определенному сроку выдвинувшее ультиматум правительство примет определенные меры.
УНИЯ- разновидность сложного государства. Личной унией называется объединение двух или нескольких государств под властью единого главы государства. Субъектом международного права выступает не Уния, а каждое из входящих в ее состав государств.
УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХДОГОВОРОВ- требования международного права, соблюдение которых придает договору правомерность, в силу чего он является обязательным для выполнения его участниками и уважения другими государствами.
УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ- международное многостороннее соглашение или иной учредительный акт, определяющий характер, содержание деятельности, основные задачи и цели международной организации. В таких документах обычно указываются главные органы организации и определяется круг полномочий каждого из этих органов, а также порядок их образования и представительства в них членов организации.
УСТАВ ООН- многостороннее международное соглашение, разработанное ведущими державами антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобританией, Францией и Китаем) в годы второй мировой войны и окончательно согласованное на конференции в Сан-Франциско в 1945 г. Подписан 51 государством- первоначальным членом 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. (отмечается ежегодно как День ООН). Является конституционным документом, учредившим и регулирующим жизнедеятельность крупнейшей универсальной международной организации- Организации Объединенных Наций, основной целью которой является, как говорится в его преамбуле, "избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе". Устав определяет функции и полномочия главных органов ООН- Генеральной Ассамблеии ООН, Экономического и Социального Совета ООН, Совета Безопасности ООН, Совета по Опеке, Международного Суда ООН, Секретариата ООН. Неотъемлемой составной частью Устава является Статут Международного Суда ООН.
УТВЕРЖДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА- одна из форм последней стадии заключения международного договора, состоящая в рассмотрении и одобрении договора компетентным государственным органом, от имени которого он был подписан, в целях введения его в силу.
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ ПРОТОКОЛ- разновидность многостороннего международного договора, подписываемого в форме самостоятельного документа, обычно в связи с заключением основного договора и в качестве приложения к нему (но не являющегося его неотъемлемой частью). В факультативном протоколе закрепляется договоренность ряда участников такого договора относительно вопросов, по которым не достигнуто общего согласия всех сторон основного договора, если не удалось предусмотреть в договоре факультативные положения или возможность заявления оговорок.
ФИЛИАЦИЯ- приобретение гражданства по рождению.
ФОРС-МАЖОР- непреодолимая сила,чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие в виде наводнений, землетрясений, ураганов и других стихийных бедствий, а также военные действия. В международном праве форс-мажор означает обстоятельство, освобождающее государство от международно-правовой ответственности.
ЦЕНТР ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА- координирующее звено ООН в области прав человека, основное подразделение Секретариата ООН по выполнению программ работы в этой области. Штаб-квартира находится в Женеве. Руководит Центром Верховный комиссар ООН по правам человека.
ЦЕССИЯ- передача территории одного государства по соглашению между ними. Предполагает соответствующую компенсацию, которая может быть выражена в различной форме. Осуществляется на основе международного договора между соответствующими государствами, который должен отвечать всем основным принципам современного международного права.
ЭКЗЕКВАТУРА- 1) приведение в исполнение в данной стране судебного решения, вынесенного в другой стране; 2) официальный документ, удостоверяющий признание консула правительством принимающего государства.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА- прилегающий к территориальным водам морской район шириной до 200 морских миль от побережья, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., прибрежное государство в Экономической зоне имеет суверенные права в целях Разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра; создание и использование искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды. При осуществлении своих прав прибрежное государство должно учитывать права других государств. Все государства при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции пользуются в Экономической зоне свободами судоходства и полетов, включая военное мореплавание, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам и совместимыми с другими положениями конвенции.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ ООН (ЭКОСОС)- один из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеии ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. ЭКОСОС состоит из 54 членов. Ежегодно Генеральная Ассамблея ООН избирает 18 его членов сроком на 3 года. Решения Совета принимаются большинством голосов.
ЭКОЦИД- нанесение окружающей среде такого вреда, который создает непосредственно угрозу для жизни и здоровья отдельных человеческих общностей или человечества в целом. Признается в настоящее время международным преступлением.
ЭМИГРАНТЫ- лица, выезжающие на постоянное жительство в другое государство, покинувшие страну своего гражданства или постоянного проживания.
ЭМИССАР- специальный представитель государства или политической организации, направляемый в другую страну для выполнения различных поручений (преимущественно секретных). Как правило его миссия не носит официального характера.
ЭСТОППЕЛЬ- правовой принцип, согласно которому лицо утрачивает право ссылаться на каике-либо факты в обоснование своих притязаний. В международном праве эстоппель означает утрату государством права ссылаться на какие-либо факты или обстоятельства в обоснование своих международных притязаний.
ЭФФЕКТИВНОГО ГРАЖДАНСТВА ПРИНЦИП- правило, позволяющее определить, какому гражданству лица с двойным гражданством отдать предпочтение. Чаще всего этот вопрос может возникнуть при нахождении лица с двойным гражданством на территории третьего государства, особенно в тех случаях, когда государства, гражданство которых оно имеет, стремятся оказать ему дипломатическую защиту.
ЮРИСДИКЦИЯ ГОСУДАРСТВА- права судебных и административных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с их компетенцией. В международном праве различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию. Под территориальной понимается такая юрисдикция государства, которая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию, за исключением тех случаев, когда соответствующими международными соглашениями предусматривается иное. Ограниченная целевая юрисдикция осуществляется государством в пределах его континентального шельфа и экономической зоны. Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории.
При подготовке словаря использована литература
1. Большой юридический словарь / В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, М.А. Крылова. М., 1998.
2. Дипломатический словарь. В 3- томах / Под ред. А.А. Громыко, А.Г. Ковалева, П.П. Севостьянова, С.Л. Тихвинского.
3. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.
4. Курс международного права. В 7 томах. Под ред. В.Н.Кудрявцева. М., 1989.
5. Левин Л. Права человека: Вопросы и ответы. Юнеско. Париж, 1993.
6. Международное уголовное право. Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1995.
7. Международное право. Учебник для вузов. Под ред. Г.И. Тункина. М., 1994.
8. Международное право. Учебник для вузов. Под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова.М., 1995.
9. Международное право. Учебник для вузов. Под ред. Г.В.Игнатенко. М., 1995.