Рефераты

Криминалистическая характеристика и особенности методики расследования преступлений, совершенных группой несовершеннолетних

жесткое воспитание, когда за малейшую провинность ребенка наказывают и он растет в постоянном страхе перед наказаниями;

­ воспитание в условиях повышенной моральной ответственности - с малых лет ребенку внушают мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или на него возлагаются недетские, непосильные заботы.

Для ранней, или первичной, социализации огромное значение имеет формирование личности в семье. В этот период ребенок усваивает образцы и манеру поведения (часто неосознанно), типичные реакции взрослых на те или иные проблемы. Дефекты ранней социализации в родительской семье могут приобретать криминогенное значение. Наблюдения и исследования показывают, что в семьях, где господствуют эмоциональные, теплые контакты, уважительное отношение к детям, у них чаще всего формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликты не силовым путем и т.д. Наоборот, психологическое отчуждение родителями ребенка, отсутствие заботы о нем, ласки, тепла в отношениях могут стать причиной криминального поведения. К числу других причин можно отнести пренебрежительное отношение родителей к нравственным и правовым запретам, дурной пример их противоправного поведения (хулиганство, хищения, алкоголизм и т.д.). Криминогенные последствия может иметь доминирование в семейном воспитании удовлетворения материальных потребностей ребенка в ущерб его духовному развитию.

Негативные результаты в воспитании и формировании отклоняющегося поведения подростка связаны с отсутствием в семье отца. В исследованиях Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова группы подростков, совершивших корыстные преступления, показано, что причиной их включения в антиобщественные группы послужило либо отсутствие отца, либо отсутствие доверительных отношений с ним Коновалова В. Е. Правовая психология. - X.:Ельга, 1997 - 280с.. Образовавшийся эмоциональный вакуум в семье заполнялся отношениями не просто в неформальной группе сверстников, а в группе, где лидировали лица старших возрастов, демонстрировавшие свою физическую силу, уверенность, умение разрешать конфликты силовым путем. Можно сказать, что в такой группе подросток пытается получить то, что недополучил от отца.

Потребности общения и самоутверждения подростка должны быть реализованы в благоприятных условиях семьи и групп сверстников в учебном учреждении. Если это по каким-либо причинам не происходит, то самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах (уличных, дворовых и т.д.) в форме асоциальных проявлений (выпивка, наркомания, курение, хулиганство и т.п.). Об этих группах говорят как о группах риска, формирующих антиобщественные установки подростка и асоциальную мотивацию поведения. Несовершеннолетние преступники по сравнению с подростками, правонарушений не совершивших, имеют социально отягощенные дефекты психофизиологического и интеллектуального развития, в том числе Кановенко И.П., Свєтлов А.Я., Рощин А.И. Борьба с группой несовершеннолетних правонарушителей. - К.: Накова думка, 2001 - 201с.:

­ различные нарушения в деятельности организма, происходящие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний);

­ ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи и др.);

­ заболевание алкоголизмом;

­ явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;

­ пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ГРУППОЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.1.Предварительный этап расследования и особенности возбуждения уголовного дела

Качество и эффективность расследования по делам несовершеннолетних во многом определяется своевременностью возбуждения уголовного дела. Даже незначительное промедление при решении этого вопроса может привести к совершению подростками новых, нередко еще более тяжких преступлений, а также к утрате доказательств, что существенно затруднит дальнейшее расследование.

Вместе с тем своевременное возбуждение уголовного дела не дает возникнуть и укрепиться представлению о безнаказанности как в среде несовершеннолетних преступников, так и у их окружения; прекращает воздействие на подростка со стороны взрослых организаторов и подстрекателей с целью сокрытия следов преступления.

В первичных материалах могут быть следующие данные, свидетельствующие о том, что преступление совершено подростками. Во-первых, сам факт их задержания на месте преступления или сразу после его совершения (возможно, явился с повинной). Во-вторых, потерпевшие или свидетели знают возраст преступников или по их внешнему виду считают, что это были несовершеннолетние. И, наконец, третий вариант -- на подростковый возраст преступников указывает обстановка места происшествия, следы, предмет преступного посягательства и иные вещественные доказательства Біленчук П. Д., Ягодинський В. М. та ін. Організація розслідування кримінальних справ про злочини, вчинені неповнолітніми та за їх участю. - Київ: Право, 1996 - 180с..

Если сигнал (заявление) о преступлении несовершеннолетних поступил в органы внутренних дел, то орган дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия. Чаще всего они сводятся к следующим Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.: ЮРЛИТ, 1996 - 270с.: а) принятие мер к пресечению и предотвращению преступлений; б) задержание подозреваемого в порядке ст.ст.106, 115 УПК Украины; в) осмотр места преступления; г) установление свидетелей, потерпевших.

Особое внимание при этом должно быть уделено соблюдению установленных ст. 1652 УПК Украины сроков проверки первичных материалов (трое суток и в исключительных случаях ввиду сложности и значительного объема проверки -- до 10 суток). В ходе проверочных действий могут быть получены объяснения, истребованы необходимые материалы и т. п. Если при проверке первичных материалов точный возраст подростка установить не удалось, то этот вопрос решается после возбуждения уголовного дела, в процессе расследования. При отсутствии паспорта или свидетельства о рождении возраст определяют путем выемки соответствующих документов (медицинские карты, делопроизводство в учебных заведениях, личное дело в отделе кадров и т. п.). С этой же целью могут быть допрошены свидетели (родители, опекуны, родственники и т. д.). При отсутствии иных возможностей проводится судебно-медицинская экспертиза.

Проведя проверочные и неотложные следственные действия, орган дознания направляет дело следователю. Следственный комитет МВД может принять дело несовершеннолетнего к своему производству, не дожидаясь истечения 10-дневного срока, а также возбудить его по собственной инициативе.

При планировании расследования преступлений несовершеннолетних учитывается как общий предмет доказывания, так и его детализация (см. Приложение 3) Лукьянчиков Е.Д. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. - К.:Освіта, 1990 - 51с.. Даже в случаях достаточно простой фабулы такие дела характеризуются большим объемом и трудоемкостью следственных действий. Это связано с групповым, как правило, характером большинства дел, с более широким, кругом процессуальных гарантий, привлечением обязательных участников (родителей, педагогов и др.), необходимостью исследовать условия жизни подростка и его воспитания.

Установление обстоятельств отражается в плане по любому делу несовершеннолетнего Методика расследования отдельных видов преступ-лений. / Под ред. В. К. Лисиченка. Киев, 2002 - 300с.:

1. Выявление точного возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год). Если возраст не установлен, то кроме действий, упоминавшихся ранее, могут быть направлены запросы в архивы по месту рождения, проживания или учебы подростка.

2. Исследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Для реализации этой установки закона планируется сбор данных, характеризующих его семью. При этом необходимо установить: имеет ли подросток обоих родителей, если нет, то, как давно и по какой причине; кто воспитывает подростка; как характеризуются его родители (воспитатели, опекуны), его семья в целом (братья, сестры, иные лица, проживающие совместно); каковы взаимоотношения в семье, нет ли источника аморального воздействия (пьянство, скандалы, развратные действия); каковы материально-бытовые условия.

При выявлении безнадзорности подростка следует установить ее причины (занятость родителей, длительные командировки, болезнь, безразличное отношение к детям и т. п.). Если подросток воспитывался в детском доме, интернате, специальном учебном заведении, то выясняют, в связи с чем он туда поступил, какие там были условия жизни и какое воспитание, как характеризуют его педагоги и воспитатели.

Существенное значение имеет не только бытовое, но и иное ближайшее окружение подростка: круг его знакомых, друзей; наличие среди них лиц с уголовным прошлым; лиц, не занимающихся общественно полезным трудом, ведущих аморальный образ жизни. Не вовлекали ли подростка в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков. Установление этих и подобных им обстоятельств выявляет лиц, чье воздействие на подростка отрицательно, а также возможных соучастников преступления.

Необходимо выяснить, учится ли несовершеннолетний или работает, где именно, в качестве кого, каково его отношение к учебе (работе), к старшим, его повседневное поведение, взаимоотношения с товарищами по учебе (работе). Если несовершеннолетний и не учится, и не работает, то устанавливают, по какой причине и как давно он оставил учебу (работу), какие меры, когда и кем предпринимались для ее возобновления, в чем причина длительной незанятости и т. д.

Данные о семье, бытовом, школьном, производственном окружении устанавливают путем допросов родителей, родных, близких, знакомых, педагогов, воспитателей, бригадиров, лиц, проживающих по соседству. С этой же целью истребуют материалы по приостановленным уголовным делам и т. п.

В процессе сбора вышеуказанных данных следователь должен постоянно иметь в виду необходимость получить сведения об основных чертах характера подростка, его наклонностях, привычках, круге его интересов, характере времяпрепровождения, проявленности возрастных особенностей (фантазирование, внушаемость, скрытность).

3. Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления.

4. Наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.

Для реализации указанных требований закона необходимо установить причины появления у несовершеннолетнего антиобщественных привычек и взглядов, выявить обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла, способствовали подготовке преступления, его совершению, сокрытию следов.

По каждому делу должны быть выдвинуты и проверены следующие версии Олейник П.А., Сорока О.В. Руководство для следователей. М.:Юр.лит, 1998 - 446с.:

а)наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников;

б)существование группы подростков (возможно и взрослых), совершившей несколько преступлений;

в)наличие фактов недоносительства или заранее не обещанного укрывательства со стороны взрослых (родителей, лиц, у которых подросток оставлял на хранение похищенные вещи, которым дарил такие вещи и др.);

г)приобретение взрослыми похищенного подростком имущества и сбыт его;

д)вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, пьянство, азартные игры, употребление наркотиков, склонение к бродяжничеству и т. п.

Работая по данным версиям, следует учитывать необходимость выяснения различных вариантов. Например, подростка принудили совершить преступление или он присутствовал при этом, но активно не участвовал.

Особого внимания требует анализ позиции, занятой подростком на следствии: отрицание вины или, наоборот, желание все содеянное приписать себе. За всем этим может стоять влияние родителей, уговоры взрослых соучастников, убедивших подростка в том, что ему по молодости лет не грозит суровое наказание. Мотивами поведения может быть и ложно понимаемое чувство товарищества. Установление подобных обстоятельств должно сопровождать проверку каждой из версий.

При расследовании преступлений, совершенных группой подростков, необходимо установить, когда и как возникла эта группа, является ли это случайным (спонтанным) объединением нескольких лиц или это структура, заранее сформированная для реализации преступных замыслов. Трудным, но насущно необходимым является решение задачи об индивидуализации роли каждого из участников группы. Это важно как для установления степени их вины, так и для планирования отдельных следственных действий. Например, при расследовании деятельности преступных структур допросы начинаются с рядовых участников группы. Организаторы, руководители, их помощники допрашиваются позже, когда будут собраны данные об их главенствующей роли.

В отношении группы должно быть выяснено время, обстоятельства ее формирования, инициатор, действия по подготовке к совершению преступления (приобретение оружия, угон транспортного средства, разведывательные действия и т. п.).

Если в составе группы имеются подростки, ранее судимые, исследуют причины рецидива, истребуют из архивов уголовные дела, характеристики из исправительных учреждений, специальных учебно-исправительных заведений.

При планировании следует учитывать, что для выяснения обстоятельств, предусмотренных ст. 433 УПК Украины, должны быть проведены и предусмотренные ею обязательные следственные действия: допрос родителей несовершеннолетнего, его учителей и воспитателей, других лиц, могущих дать нужные сведения, а также истребование необходимых документов. К числу необходимых могут быть отнесены документы, содержащие сведения о возрасте несовершеннолетнего, характеристики на него (с места учебы, работы, из исправительно-трудового учреждения и др.); на родителей подростка и иных лиц, способных оказывать на него влияние, вовлекать в преступную деятельность Тертішник В.М. Уголовный процесс. - Х.: РИФ, - 1997 -528с..

Действия следователя, связанные с истребованием большого количества документов (характеристик, запросов, справок и т. п.), их изучением и приобщением к уголовному делу, должны быть органической частью расследования, осуществляться творчески, а не механически, так как нередко от информации, содержащейся в этих документах, зависит планирование дальнейших следственных действий и тактика их проведения.

Включение в план конкретных следственных действий и определение их сроков и очередности зависит от характера преступления и от тех исходных данных, которые были собраны к моменту возбуждения уголовного дела или наличествуют на данный момент следственной ситуации. Однако при планировании следственных действий рекомендуется учитывать возрастные особенности подростков: избегать больших перерывов в расследовании, определять очередность и тактику допросов, исключающие влияние взрослых или старших товарищей, не забывать и о быстрой утомляемости несовершеннолетних и т. п.

2.2.Особенности производства следственных действий на первоначальном этапе расследования (осмотр места происшествия, допрос, назначение экспертиз)

Осмотр места происшествия. Преступления несовершеннолетних относятся к категории, по которой осмотр места происшествия -- первоначальное следственное действие. Квалифицированный осмотр позволяет выявить и зафиксировать обстоятельства, свидетельствующие о том, что преступление совершено подростками.

Способ совершения преступления. О совершении преступления подростками могут свидетельствовать такие элементы способа, как Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник. - М.:БНК, 1996 - 708с.:

а) отсутствие целенаправленных, заранее продуманных и реализованных до конца действий. Например: имеются следы, свидетельствующие о попытке проникнуть в помещение (транспортное средство) сначала одним, затем другим путем,

б) примитивные, неухищренные способы проникновения, например через разбитое окно; взлом, не требующий значительной физической силы; использование простейших способов взлома запирающих устройств; малые размеры пролома (окна, отверстия);

в) непринятие мер к сокрытию следов преступления;

г) совершение на месте преступления циничных, озорных действий (порча товаров, беспричинная поломка вещей, учинение нецензурных надписей и рисунков).

Выбор места и времени преступления также могут указывать на факт совершения его подростками, например кража из школьного буфета, учебного кабинета, ларька около школы или интерната и т. п.

Характерны предметы преступного посягательства при кражах, осуществляемых подростками Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник. - М.:БНК, 1996 - 708с.:

а) проигрыватели, музыкальные центры, магнитофоны, видео- и фототехника, спортивные товары, часы;

б) модная одежда, обувь, куртки, сумки, яркие журналы;

в) деньги, ценности;

г) сладости, напитки, спиртное, продукты питания.

При этом могут остаться нетронутыми вещи, неизмеримо более ценные, чем похищенное (меховые манто, антиквариат, картины и т. п.).

О факте совершения преступления подростками или о наличии подростков в составе преступной группы могут свидетельствовать материальные следы, несущие информацию о личности субъекта Яблоков Н.П. Криминалистика. Краткий ученый курс - М.:НОРМА, 2001 - 384с.:

а) небольшие по размерам следы ног, рук;

б) отпечатки подошв обуви, которую обычно носят подростки (кроссовки, кеды, модная подростковая обувь);

в) личные вещи, оставленные, брошенные, утерянные, по которым можно определить возрастную группу (например, окружность головы по бейсбольной шапочке);

г) предметы, которые нередко носят подростки (самодельное холодное оружие, цепочки, металлические украшения и т. п.);

д) следы и надписи на вертикальных поверхностях;

е) следы зубов на продуктах питания, на выплюнутой жевательной резинке и т. д.

В ходе осмотра места происшествия может быть получена информация о личностных качествах несовершеннолетнего преступника. О привычках (пристрастие к курению, употреблению спиртных напитков, наркотиков, токсичных веществ) судят по оставленным на месте происшествия соответствующим объектам, упаковкам, окуркам, бутылкам и т. п. или по характеру похищенных предметов. О навыках несовершеннолетнего, его умениях и пристрастиях можно судить по следам таких действий, как умение обращаться с радиотехникой, электроникой, компьютером, выбор марок или монет из коллекции, выбор ценных книг, древних рукописей и т. п.

В следах изнасилования, убийства, вандализма, хулиганства проявляются такие личностные качества несовершеннолетних, как жестокость, цинизм, дерзость, садизм.

При осмотре угнанного и затем брошенного транспортного средства можно получить представление о том, в какой мере несовершеннолетний владеет способами открывания замков в автомобиле, знаком с электросхемой данной марки, умеет нейтрализовать сигнализацию.

В остальном осмотр места происшествия осуществляется в соответствии с тактическими рекомендациями, отражающими специфику совершенного преступления.

Задержание несовершеннолетнего и заключение его под стражу должно применяться лишь в исключительных случаях (ст. 434 УПК Украины), при наличии оснований, предусмотренных ст. 22 УК Украины, 106 и115 УПК Украины. Правильное решение этого вопроса требует оценки тяжести содеянного и особенностей личности подростка. При этом учитываются его действия после совершенного преступления, опасность рецидива, возможность и намерение скрыться от следствия. Принимаются в расчет и дерзость преступных действий, направленность умысла и продуманность содеянного, повторность совершения преступления, наличие прочных связей с криминальной средой и др.

Задержание несовершеннолетних должно быть подготовлено и проведено так, чтобы не привлекать к нему излишнего внимания: не задерживать подростка в школе, по месту работы, когда он находится в компании и т. п. Следует учитывать возможность сопротивления, использования при этом огнестрельного или холодного оружия, спецсредств и т. п.

Далее подростку объясняют, почему он задержан и будет содержаться под стражей, разъясняют его права и обязанности. Нелишне при этом ознакомить его с соответствующими статьями Уголовно-процессуального кодекса. О задержании и месте нахождения задержанного информируют его родителей (законных представителей). В протоколе задержания указывается на необходимость содержать подростка отдельно от взрослых и от осужденных несовершеннолетних.

О задержании уведомляется прокурор, который проверяет обоснованность этого действия и необходимость дальнейшего содержания под стражей.

Кроме заключения под стражу и других мер пресечения, к несовершеннолетним может применяться и такая специфическая мера, как отдача его под присмотр законных представителей (опекунов, попечителей, родителей). Если несовершеннолетний воспитывается в закрытом детском учреждении, он может быть отдан под надзор администрации этого учреждения.

Одной из процессуальных гарантий, обеспечивающих охрану прав и интересов несовершеннолетних правонарушителей на предварительном следствии, являются нормы ст. 432-434 УПК Украины. Только в исключительных случаях мера пресечения может быть применена к подозреваемому до того, как предъявлено обвинение. Данное ограничение связано с тем, что только к моменту предъявления обвинения собрано достаточно материалов, позволяющих всесторонне проанализировать обстоятельства совершенного преступления, личность подростка, его вину и целесообразность избрания меры пресечения.

Обыск по делам несовершеннолетних является средством решения трех важных задач Тертішник В.М. Уголовный процесс. - Х.: РИФ, - 1997 -528с.:

а) обнаружение похищенного, орудий и средств преступления, одежды и обуви, в которых подросток его совершал, следов преступной деятельности;

б) переписки, записных книжек, дневников, позволяющих выявить ближайшее окружение подростка, круг его интересов;

в) сбор информации об условиях жизни (учебы, работы) и воспитания подростка.

При обыске, как правило, должен присутствовать законный представитель обвиняемого (подозреваемого). Если его присутствие невозможно, то приглашается представитель жилищного управления или местного органа управления. При обыске в общежитии или по месту работы присутствует воспитатель или представитель администрации. Перед началом обыска подростку и проживающим (работающим) с ним лицам предлагается добровольно выдать искомые объекты. Учитывая, что довольно часто подростки совершают мелкие кражи (в том числе в своей среде), целесообразно выяснить, нет ли у них вещей, им не принадлежащих. Выдача таких вещей позволяет вскрыть другие преступления.

Обычно подростки прячут похищенное на чердаках, в подвалах, сараях, заброшенных зданиях. Однако безразличное отношение со стороны родителей, отсутствие контроля делают возможным хранение похищенного дома. Поэтому при подготовке к обыску необходимо располагать сведениями о родителях и взаимоотношениях в семье. Разумеется, при подготовке к обыску осуществляются и действия общего характера: ознакомление с местом обыска, определение состава следственно-оперативной группы, привлечение специалистов, обеспечение присутствия понятых и т. д.

При совершении грабежей, разбойных нападений подростки нередко завладевают мелкими предметами, представляющими для них особый интерес: брелки, цепочки, браслеты, ножи, часы и т. п. Эти вещи могут открыто находиться в комнате подростка, быть на нем. Поэтому обыск в помещении должен сочетаться с личным обыском, осуществляемым по общим процессуальным правилам.

Если предметом обыска является одежда и обувь подростка или похищенная им, необходимо допросить родителей в соседнем помещении, какая одежда и обувь принадлежат ему, какая его братьям (сестрам), взрослым лицам.

При обнаружении объектов подозрительного происхождения нецелесообразно здесь же выяснять, как они оказались в доме. Это следует сделать позже, после обыска, допросив по отдельности подростка и его родителей. В случае противоречия в показаниях допустима очная ставка.

В процессе обыска могут быть обнаружены предметы, свидетельствующие об участии в преступной акции наряду с подростком и взрослых лиц: профессионально изготовленные отмычки, орудия преступления, вещи, которые подростки обычно не похищают.

Как отмечалось ранее, одна из задач обыска -- получить информацию о личности подростка, его интересах, условиях жизни, воспитания. В ходе обыска могут быть выявлены обстоятельства, свидетельствующие об употреблении подростком спиртных напитков, наркотиков, предметы порнографии (книги, видеозаписи и т. п.), записи и произведения нецензурного характера. Все эти факты необходимо отразить в протоколе обыска для последующей проверки версии о вовлечении подростка в пьянство, потребление наркотиков, в иные формы антиобщественной деятельности.

В общежитии обыскивается кровать подростка, его тумбочка (полка), личные вещи, в том числе находящиеся в камере хранения. При необходимости обыскиваются места общего пользования. Если требуется расширить зону обыска, то это следует отразить в постановлении и обеспечить присутствие лиц, чьи вещи будут обыскиваться.

Обыск на рабочем месте проводят при наличии данных о том, что подросток хранит там похищенное или орудия преступления либо заготовки холодного или огнестрельного оружия, взрывных устройств и т. п.

Не исключены ситуации, когда подобные предметы хранятся в шкафах и тумбочках других лиц. Данное обстоятельство, если о нем известно, отмечается в постановлении. Если оно будет установлено в процессе обыска, то это особо отмечается в протоколе обыска.

В ходе обыска важно наблюдать за подростком. В силу таких возрастных черт, как повышенная возбудимость, недостаточное умение владеть собой, он более явно, чем опытный взрослый, реагирует на действия и слова следователя. Так, положительный эффект может дать "словесная разведка", когда следователь объявляет о своих намерениях, проверяя реакцию подростка. Естественно, наблюдать надо и за остальными членами семьи, присутствующими при обыске.

Если в результате преступления нанесен материальный ущерб, то одновременно с производством обыска налагается арест на имущество как подростка, так и его родителей или лиц, их заменяющих.

Допрос несовершеннолетних. При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

В соответствии с законом (ст. 168 УПК Украины) несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Указанное положение распространяется и на допрос несовершеннолетних потерпевших. При допросе обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника. Если обвиняемый признан умственно отсталым, то участие педагога возможно и в случае, если несовершеннолетний старше 16 лет (ст. 438 УПК Украины) Колесниченко А. Н., Коновалова В. Е. Криминалистическая характеристика пре-ступлений. - X.:РИФ, 1995 - 230с..

При необходимости в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) участвуют его законные представители или близкие родственники (ст. 168, 171 УПК Украины). Вопрос о целесообразности их присутствия решается в каждом случае с учетом сложившейся к данному моменту следственной ситуации.

С момента предъявления обвинения в допросе вправе участвовать защитник. Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей. Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это может его травмировать и затруднит установление психологического контакта.

Находящиеся под стражей несовершеннолетние вызываются на допрос через администрацию места их содержания.

При общей схожести ряда процессуальных и тактических требований (изучение личности, установление психологического контакта, корректная форма допроса и т. д.) многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего. В этой связи целесообразно остановиться на особенностях допроса подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего.

Допрос подозреваемого несовершеннолетнего. В соответствии со ст. 437 УПК Украины допрос несовершеннолетнего подозреваемого является неотложным следственным действием. Он производится после задержания подростка (ст. 115 УПК Украины) или при избрании меры пресечения до предъявления обвинения. При любом варианте ему должно быть разъяснено его положение подозреваемого (ст. 431 УПК Украины) и процессуальные права, предусмотренные ст. 44, 45, 46, 47, 73, 84, 85 УПК Украины.

Специфика подготовки к допросу несовершеннолетнего подозреваемого заключается в том, что следователь на данном этапе не располагает еще достаточными доказательствами о степени его участия в совершении преступления (мотивы, роль, действия и т. д.), не имеет должного представления о личности подростка, ограничен во времени для подготовки к допросу Колесниченко А. Н., Коновалова В. Е. Криминалистическая характеристика пре-ступлений. - X.:РИФ, 1995 - 230с.. И тем не менее даже в этих условиях необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений. При невозможности немедленного допроса он должен быть проведен не позднее 24 часов с момента задержания. Безотлагательность допроса позволит, помимо выполнения требований закона, избежать контактов подростка со взрослыми, способными внушить ему определенную манеру поведения.

При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это -- эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается. В соответствии со ст. 73 УПК Украины ему должна быть предоставлена возможность дать показания по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания, заключения под стражу или избрания иной меры пресечения.

Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость. Подозреваемый несовершеннолетний в силу внушаемости и неразвитого логического мышления способен оговорить себя, признать виновным, используя информацию, почерпнутую из вопросов следователя.

Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников. Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.

При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

При допросе подозреваемого (14--16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого. В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого подозреваемому, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы (училища). Что касается родителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается. К тому же не все родители способны правильно вести себя при подобном допросе.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого. К моменту предъявления обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к допросу, следователь располагает его нравственно-психологической и социально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологической характеристикой подростка, чтобы они могли учитывать ее, участвуя в этом действии. Что касается допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.

Особое внимание лиц, присутствующих при допросе, следователь должен обратить на порядок постановки ими вопросов, недопустимость пререкания, реплик, высказываний, снижающих эффективность перевоспитания подростка.

Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

В соответствии со ст. 74, 438 УПК Украины следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием доказательств.

Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников. Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором, как первоначально распределялись роли, какие подготовительные действия были совершены и т. д. При этом необходимо обратить внимание, не сопровождалась ли стадия подготовки вовлечением подростка в преступную деятельность, пьянство, занятия проституцией, вовлечением в азартные игры и т. п.

Сопоставляя мотивы и цели планируемого и наступившие результаты, необходимо выяснить, стремился ли обвиняемый к этим результатам, допускал ли он возможность их наступления Біленчук П. Д., Ягодинський В. М. та ін. Організація розслідування кримінальних справ про злочини, вчинені неповнолітніми та за їх участю. - Київ: Право, 1996 - 180с..

Допрашивая обвиняемого об обстоятельствах механизма преступления, также необходимо стремиться к детализации показаний, касающихся места, времени, способа его совершения, действий каждого из участников, последовательности этих действий. Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников. В первом случае могут быть использованы приемы активизации памяти, во втором -- изобличения во лжи.

Важно при допросе установить, как вел себя подросток и его сообщники после преступного акта, какие действия совершали, с кем из взрослых входили в контакт, с какой целью (сбыт похищенного, укрывательство и т. п.).

О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимодействия с подростком.

Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

Второй тактический прием -- порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять. Предъявлять целесообразно только те из них, которые изобличают непосредственно подростка. Следует остерегаться сообщать фактические данные, которые, непосредственно не уличая подростка, способны раскрыть механизм совершения преступления. В силу внушаемости или из желания взять вину на себя, отвести обвинение от взрослых или иных участников он может начать сознаваться в том, чего не совершал Колесниченко А. Н., Коновалова В. Е. Криминалистическая характеристика пре-ступлений. - X.:РИФ, 1995 - 230с..

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты