Рефераты

Криминалистическая характеристика и особенности методики расследования преступлений, совершенных группой несовершеннолетних

стественно, что при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не признающего свою вину, может быть использован прием изобличения во лжи. С этой целью сначала, например, следователь говорит о второстепенных обстоятельствах, установленных с полной достоверностью. Демонстрация такой осведомленности способна повлиять на подростка и заставить его говорить правду. Равным образом может быть применен и психологический эффект внезапности, в особенности если подросток убеждал следователя, что он говорит правду и раскаивается в содеянном. Умелое опровержение даваемых при этом ложных показаний способно лишить его уверенности в том, что ему безоговорочно верят, что он может и далее давать ложные показания.

В процессе допроса не рекомендуется показания несовершеннолетнего сразу же заносить в протокол. Это отвлекает его, настораживает, мешает сосредоточиться следователю, нарушает психологический контакт между ними. Целесообразнее делать черновые записи так, чтобы это не мешало допросу, а по его окончании заполнить протокол. В протоколе необходимо по возможности сохранять обороты речи, использованные обвиняемым. Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого может быть применена фонозапись. Прибегать к фонозаписи можно по различным, но в каждом случае достаточно веским основаниям:

а) необходимость фиксации обстановки допроса (была ли она спокойной, в каком тоне велся допрос, какие и в какой последовательности задавались вопросы, насколько быстро и охотно отвечал обвиняемый, какие использовал обороты речи и т. д.);

б) если подросток меняет или способен изменить свои показания, отказаться от данных ранее;

в) при даче показаний против взрослых или иных лиц, в присутствии которых или под влиянием которых он может изменить свои показания;

г) если следователь, опасаясь проведения очной ставки со взрослым соучастником, намерен огласить фонозапись его допроса этому лицу.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего. Учитывая опасность воздействия на свидетелей и потерпевших, а также прямого внушения подростку заданных показаний, их допрос проводится как можно быстрее и носит исчерпывающий характер.

Вопрос о месте решается в зависимости от того, будет ли вызываться свидетель через родителей или иным путем, будет ли допрос проводиться по месту следствия или по месту проживания (учебы, работы) подростка. Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.

Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.

Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля зависит от его возраста, индивидуальных особенностей и отношения к расследуемому событию. По последнему критерию могут быть выделены три категории свидетелей: 1) очевидцы преступления или иных связанных с ним событий; 2) подростки из числа соучастников, дело в отношении которых прекращено или они освобождены от уголовного наказания с назначением принудительных мер воспитательного воздействия; 3) подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого Коновалова В. Е. Психология в расследовании преступлений. Х.:ЮНІТІ, 1998 - 200с..

Независимо от того, к какой из указанных категорий относится свидетель, при подготовке к его допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.

Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Но для того чтобы они их не изменили в силу забывчивости или внушения с чьей-либо стороны, их надо допрашивать как можно раньше. При оценке их показаний необходимо учитывать как объективные факторы восприятия события (удаленность от места, освещенность, длительность наблюдения и др.), так и субъективные (состояние органов чувств, эмоциональное состояние). Специфические сложности проявляются и при воспроизведении подростком воспринятого. Это может быть связано как с особенностями его психики, так и со слабым развитием, недостаточным словарным запасом. Тактическими приемами преодоления этих трудностей являются: а) активизация ассоциативных связей; б) "оживление" памяти путем предъявления доказательств; в) допрос пли проверка показаний на месте происшествия.

Данная категория свидетелей обычно доверяет следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.

При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общественно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.

Такие свидетели, как правило, не отрицают своего участия в совершенном преступлении, однако показания о других лицах дают неохотно, в особенности, если ими являлись взрослые или подростки, старшие по возрасту. Преодолевать подобное нежелание следует путем разъяснения необходимости раскаяться и активно помогать следствию, что имеет важное значение для судьбы свидетеля в дальнейшем, а также для перевоспитания его товарищей. В ходе допроса могут быть продемонстрированы некоторые доказательства, свидетельствующие об осведомленности следователя о происшедшем событии. Рекомендуется также постановка детализирующих вопросов для уточнения фактов, упомянутых, но не изложенных детально другими несовершеннолетними, проходящими по делу.

При подготовке и проведении допроса свидетелей, не достигших возраста уголовной ответственности, необходимо дифференцировать их на две группы. Первая - это те подростки, которые совершили преступление впервые, обычно под чьим-то влиянием. Обычно они дают правдивые показания, и задача следователя состоит в том, чтобы расположить к себе этого "трудного" подростка, правильно определить круг обстоятельств, подлежащих выяснению, сформулировать должным образом вопросы, детализировать показания.

Вторую группу представляют подростки, неоднократно совершавшие правонарушения. Они менее откровенны, реже раскаиваются в содеянном, бравируют "славой" отчаянных, трудных, не поддающихся воспитанию. Для их изобличения должны быть использованы тактические приемы допроса несовершеннолетнего обвиняемого. Большую помощь может оказать педагог, пользующийся у них авторитетом (возможно, тренер детской спортивной школы, где они занимаются).

При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

В категории этих свидетелей немало лиц, утративших нормальные связи с семьей, школой, трудовым коллективом. Они вышли из-под социального контроля и по своим устремлениям являются единомышленниками обвиняемого. При их допросе можно получить много ценной информации о совершенных ими или другими подростками правонарушениях, которые не выявлены следствием к данному моменту. Немало может быть выявлено обстоятельств и из жизни и поступков обвиняемого, в частности, влияние со стороны взрослых лиц. Однако получить такую информацию далеко не просто. Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их ''дружба'', возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.

Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.

Если в любой из приведенных выше групп имеются малолетние свидетели, то необходимо учитывать следующее. Дети до 14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблюдательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, которых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обращая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для последующей проверки.

Допрашивать малолетних свидетелей необходимо в привычной для них обстановке в присутствии педагога (воспитателя детского сада) и родителей, если последние не заинтересованы в исходе дела. Допрос ведется в форме беседы самим следователем или по его поручению педагогом (воспитателем). В процессе беседы на темы, близкие и понятные малолетнему, должны быть выяснены вопросы, интересующие следователя Коновалова В. О. Проблеми логіки і психології у слідчій практиці. - X.:Ельга 1995 - 148с..

После допроса малолетнего составляется протокол с соблюдением требований ст.84 УПК Украины.

При вызове и допросе несовершеннолетнего потерпевшего соблюдаются те же процессуальные требования, что и для свидетеля.

Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред. К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее. К тому же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

Если было совершено половое преступление, то потерпевшая(ший) может умалчивать о некоторых обстоятельствах или даже отрицать их.

Нельзя не учитывать также и то, что на потерпевшего оказывают влияние (угрожают, стараются подкупить) родные, близкие, друзья обвиняемого. Все это определяет формулировки задаваемых ему вопросов и помогает наметить пути последующей проверки его показаний.

Допрос лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних. В соответствии со ст. 433 УПК Украины должны быть выяснены причины и условия, способствовавшие совершению подростком преступления. В этой связи одним из обязательных действий является допрос родителей, законных представителей, педагогов, воспитателей, лиц, подозреваемых в вовлечении подростка в асоциальную и аморальную деятельность.

Допросами указанной категории лиц выясняются условия жизни и воспитания подростка, определяются черты его личности. В ходе допросов могут быть установлены обстоятельства/ способствовавшие совершению преступления, определившие мотивацию преступного поведения, внушившие подростку представления о его безнаказанности.

Допрос лиц, ответственных за воспитание подростка, должен охватывать вопросы его физического и психического развития, условий быта, учебы, труда; сведения о его ближайшем окружении, увлечениях, интересах, времяпрепровождении.

По результатам допросов и иных следственных действий может быть поставлен вопрос об ответственности родителей, педагогов за ненадлежащее воспитание несовершеннолетнего, в отношении родителей за укрывательство, в отношении взрослых лиц -- за вовлечение в преступную деятельность, в антиобщественную деятельность, пьянство, в занятие проституцией, склонение к употреблению наркотиков.

В первую очередь из числа указанных лиц следователь вступает в контакт с родителями, в особенности если подозреваемый несовершеннолетний задержан и заключен под стражу. Если нет возможности допросить родителей по всем вопросам в полном объеме, необходимо хотя бы побеседовать с ними, объяснить, за совершение каких действий задержан подросток, заверить их в объективности проводимого следствия и разъяснить, как важны их правдивые показания, в частности, чтобы установить причины совершенного преступления и определить меры дальнейшего воспитания.

Допрашивать следует обоих родителей, так как они могут по-разному относиться к проблеме воспитания их ребенка, быть неодинаково информированы о его жизни.

Для обеспечения полноты допроса лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетнего, целесообразно последовательно касаться вопросов, связанных со сведениями: о составе семьи, условиях для учебы и отдыха подростка, его успеваемости; круге товарищей, как и с кем он проводит свободное время; как родители контролируют свободное время подростка; как он учится и ведет себя в учебном заведении, по месту работы, по месту жительства; выпивает ли, как давно, кем приучен к спиртному; другие потребности и интересы, проступки, совершенные ранее и принимаемые меры в школе, другом учебном заведении, дома; убегал ли из дома, уходили ли на ночь, как реагировали родители; отношения подростка с коллективом (школы, работы); отношения родителей друг к другу и к подростку; какой информацией они располагают о совершенном преступлении; содержание разговоров с подростком по этому поводу; времяпрепровождение в день, когда было совершено преступление, поведение подростка после этого (если он не был задержан).

Практика расследования преступлений свидетельствует о том, что большинство родителей несмотря на явную заинтересованность в судьбе их ребенка дают на следствии объективные показания. Даже если они пытаются преуменьшить значимость отрицательных моментов в поведении подростка и свою ответственность за это, все же существенного искажения фактов они, как правило, не допускают, по-видимому, понимая, что эти факты могут быть установлены и из других источников. Отсюда следует, что огульный скепсис к доказательственной силе показаний родителей не имеет достаточных оснований.

Допрос педагогов, воспитателей (школ, профтехучилищ) позволяет получить данные об особенностях психофизического развития подростка, его характере, потребностях, интересах, связях, проявлениях возрастных особенностей. Эти лица могут быть осведомлены о моральной атмосфере в семье, взаимоотношениях родителей, условиях жизни и воспитания подростка, причине появления антиобщественных взглядов, привычек, наклонностей.

Показания учителей и воспитателей обычно более объективны, чем родителей.

Назначение экспертиз. В зависимости от характера совершенного преступления могут назначаться самые различные экспертизы: судебно-баллистические, трасологические и т. д. Однако специфическими для данной категории дел являются экспертизы судебно-медицинская, судебно-психиатрические, судебно-психологические и комплексные психолого-психиатрические Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.: ЮРЛИТ, 1996 - 270с..

Назначение судебно-медицинской экспертизы обязательно в тех случаях, когда отсутствуют документы, подтверждающие возраст подростка, когда возраст скрывается умышленно и когда имеющиеся документы вызывают сомнение. Судебно-медицинская экспертиза основывается на научных данных о возрастных изменениях организма: общее анатомо-физиологическое развитие, степень окостенения скелета, развитие зубного аппарата и др. Возраст устанавливается с некоторым приближением. В подобных случаях за день и месяц рождения принимается 31 декабря установленного экспертами года.

Судебно-психиатрическая экспертиза назначается для исследования психического состояния несовершеннолетнего. Дефекты в психике подростка могут быть следствием хронической болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Среди подобных аномалий у подростков часто встречаются психопатии, проявляющиеся в дисгармоничности эмоционально-волевых свойств личности: повышенная раздражительность, агрессивность, драчливость, внушаемость, упрямство. Может иметь место и психопатическое расстройство влечений: стремление к бродяжничеству (дромомания), к поджогам (пиромания), к воровству (клептомания) и др.

Нередко среди несовершеннолетних правонарушителей встречаются лица, страдающие одной из форм олигофрении -- дебильностью Такие подростки характеризуются умственным недоразвитием и нарушением эмоционально-волевой сферы.

Для выяснения умственной отсталости назначается судебно-психологическая экспертиза. Учитывая, что умственная отсталость может быть следствием душевного заболевания, целесообразно сразу назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

На разрешение судебно-психологической экспертизы и комплексной психолого-психиатрической обычно ставят следующие вопросы, какова степень умственного развития несовершеннолетнего; имеются ли в умственном развитии подростка отклонения от нормального уровня, характерного для данного возраста; чем вызваны эти отклонения, не являются ли они результатом психического заболевания; мог ли несовершеннолетний (малолетний) с учетом его физического и психического состояния правильно воспринимать обстоятельства (указать какие) и дать о них адекватные показания; мог ли несовершеннолетний полностью осознать значение своих действий или действий, совершаемых до отношению к нему; мог ли подросток руководить своими действиями и в какой степени.

При назначении любой экспертизы необходимо обеспечить помощь несовершеннолетнему (обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему) со стороны защитника (законного представителя) по осуществлению им прав, связанных с производством экспертизы и предъявлением ее материалов.

2.3.Особенности производства следственных действий на последующем этапе расследования (очная ставка, опознание, воспроизведение, повторные следственные действия)

К очной ставке при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо относиться с большой осмотрительностью, проводя ее в исключительных случаях. На участие в очной ставке подростки идут крайне неохотно. Основные мотивы при этом: прослыть предателем и боязнь возмездия. Проведение очной ставки обычно полностью нарушает психологический контакт, установившийся между следователем и подростком. Главное же заключается в опасности того, что он изменит свои показания под влиянием другого участника, в особенности если этот другой -- взрослый соучастник преступления. Подростку порой трудно разобраться в сложной ситуации, и когда взрослый даже после очной ставки продолжает отрицать свою вину, это может серьезно поколебать позицию подростка, привести к смене им своих показаний, даже без каких-либо видимых угроз со стороны взрослого Коновалова В. О. Проблеми логіки і психології у слідчій практиці. - X.:Ельга 1995 - 148с..

Не менее сложны очные ставки и между самими несовершеннолетними. Изобличающие показания подростка другой участник обычно объясняет плохими взаимоотношениями, которые существуют между ними.

Если есть возможность устранить противоречия в показаниях несовершеннолетнего обвиняемого и других допрошенных лиц иным путем, не прибегая к очной ставке, следователь должен воспользоваться этой возможностью. Противоречия могут быть устранены анализом собранных доказательств, истребованием необходимых документов, проведением следственных действий (следственным экспериментом, проверкой показаний на месте и др.).

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого, свидетеля, как указывалось, может быть зафиксирован на фонограмме и продемонстрированному лицу, показания которого находятся с ним в противоречии.

Предъявления для опознания - это следственное действие, которое состоит в предъявлении, демонстрировании свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиненному предмета или лица с целью установления тождественности или групповой принадлежности (ст. ст. 174-176 УПК Украины).

Предъявление для опознавания - это метод (способ) идентификации объектов по памяти - идеальным отображениям, по следам памяти. Объектами опознавания являются: люди, материальные предметы (вещи), трупы и т.д. В некоторых учебниках к объектам для опознавания относят отдельные строения и участки местности. Однако, последнее не входит в соответствие с процессуальными требованиями проведения опознавания.

Научной основой опознавания служит философское учение относительно индивидуальности объектов материального мира и принципиальной возможности познать его.

Психологическую основу опознавания составляют БіленчукП. Д., Головач В. В., Салтевський М. В. Криміналістика. - Київ, 1997- 94с.:

а) адекватность отображения органами чувств человека объективной реальности;

б) возможность запоминания и сохранение в памяти воспринятого (признаков и свойств предметов);

в) возможность адекватного воспроизведения воспринятого, т.е мысленного образа (следа памяти).

Предъявления для опознавания - это процессуальная деятельность, которая порождает доказательства. В основе этой деятельности лежит психологический процесс узнавания, суть которого в сравнении мысленного образа, который сохраняется в памяти, с объектом, человеком, которые наблюдаются (воспринимаются) сейчас - в условиях, которые их предоставил следователь. В процессе сравнения лицо делает вывод: ли есть объект, который наблюдается, тем самым (тождественным), что она наблюдалось раньше в связи с событием, которое расследуется.

В зависимости от объекта предъявления для опознавания различают его виды:

1) предъявление для опознавания объекта в натуре - человека, предмета, животного;

2) предъявление для опознавания трупов;

3) предъявление для опознавания свойств и признаков предметов;

4) предъявления для опознавания фотографических изображений объектов.

Пересчитанные виды предопределяют проведение подготовки к этому следственному действию.

Вместе с тем существуют общие положения подготовки к предъявлению для опознавания Криміналістика. Криміналістична тактика і методика розслідування злочинів / За ред. В. Ю. Шепітька. - Харків, 1998 - 400с.:

1) определение цели опознавания;

2) планирование опознавания;

3) выбор места и времени опознавания;

4) приглашение участников опознания (понятые; лицо, которое узнают; опознающий; лица и предметы, среди которых будет проводиться опознание; помощник следователя; специалист; оперативные работники);

5) подготовка технических средств (связь, транспорт, фиксация);

6) предыдущий допрос опознающего;

7) выявление инидвидуальных признаком опознаваемого;

8) создания условий для проведения опознания с соблюдением требований закона.

Наиболее распространенным видом опознания является предъявление живых людей (предметов). Подготовка к такому опознаванию включает, кроме соблюдения общих условий, такие отдельные: а) подобрать лиц (не меньше трех), среди которых будет лицо, которое узнают. Эти лица должны быть одного пола, похожие по возрасту, национально-этническими признаками, иметь похожую одежду, одинаковое телосложение, носить похожую прическу.

Во время подбирания предметов и вещей необходимо, чтобы они были одинакового наименования, вида, марки, модели, цвета и состояния. Вещь может быть такая же, но изношенная, и предъявлять ее среди новых нельзя.

Особая ситуация возникает во время предъявления для опознавания уникальных предметов, например, произведений искусства, антикварных вещей, драгоценных вещей, которые существуют в одном экземпляре. Практически в таких случаях невозможно обеспечивать схожесть объектов. Поэтому лучше процессуального опознавания не проводить, а использовать тактический прием - узнавания объекта во время допроса. Предъявляется сам объект или его фотографическое изображение.

Тактические приемы предъявления для опознавания живых людей (ст. 174 УПК Украины) и предметов (ст. 175 УПК Украины) достаточно полно определенны в законе. Вместе с тем существуют тактические особенности, которые разработанные в криминалистике, а именно

а) пригласить всех участников (кроме опознающего), объяснить им цель и суть опознания, ознакомить с нормами УПК Украины;

б) предложить лицу, которое опознается, занять любое место среди других лиц, вместе с которыми он будет предъявлен. Относительно предмета опознавания, то операцию с их размещением делают понятые;

в) размещенные предметы опознавания занумеровать бирками (кроме лиц), зафиксировать общую картину людей или предметов;

г) позднее пригласить опознающего, которого предупредить об уголовной ответственности за неправдивые свидетельства, после чего предложить осмотреть объекты и дать ответ на вопрос: «Узнаете ли Вы среди предъявленных тот предмет (лицо), которые наблюдали раньше в связи с событием преступления?». Опознающий может брать предъявленные предметы руками, осматривать, а лицам предложить встать, возвратиться, поднять руки и т.п.;

д) после опознавания объекта последний фотографируют (предметы - масштабным, а лица - познавательным способом).

Тактика опознавания участков местности, отдельных зданий в криминалистической литературе не освещенная, хотя эти предметы называют в числе предметов узнавания. Здания и участка местности предъявляются в одном экземпляре, поскольку невозможно подобрать похожие объекты. Авторы этого вида опознавания размышляют, что соседние здания и участки местности могут быть объектами, среди которых предъявляется объект узнавания. Подобные выводы спорные, а тактика проведения противоречит процессуальным требованиям ст. 174 УПК Украины. В этих случаях опознание не происходит, а проводится обычная проверка события на месте.

За логикой, когда познающий - свидетель провозглашает, что может узнать какое-то здание или показать место, то необходимо проводить проверку свидетельств на месте и соответственно оформлять ее.

Тактика предъявления для опознавания трупов отличается от узнавания других объектов такими особенностями:

а) труп предъявляется один;

б) если на труппе есть повреждения, то проводится его «туалет», предоставляется вид, который лицо имело при жизни;

в) сначала труп предъявляется лицам, которые заявили, что человек пропал безвестно, а позднее - другим лицам, которых предварительно надо подвергнуть допросу;

г) во время узнавания открытым, как правило, остается только лицо трупа, другие части закрываются покрывалом. Опознающий во время опознания может осмотреть другие части тела трупа, на которых могут находиться индивидуальные признаки (родинки, шрамы и т.п.).

Животные предъявляются среди других одного рода, возраста, масти. Местом опознания может быть скотный двор, поле, выгон, где находится стадо животных. Опознающий осматривает всех животных и проводит опознание того животного, которое он запомнил во время восприятия его в связи с событием преступления. Допускается звать животного, называя его по прозвищу.

Предъявление предметов для опознания в некоторых ситуациях невозможное, а иногда и нецелесообразное. Поэтому проводится опознание по отображениям (фотоснимкам), с соблюдением таких требований:

а) фотография предъявляется среди не меньше трех других изображений похожих объектов, выполненных в похожем ракурсе, приблизительно одинаковом масштабе, в одном цвете (черно-белый снимок нельзя предъявлять среди цветных). Снимки для опознавания нумеруются, дальнейший порядок предъявления для опознания такой самый, как и при предъявлении предметов.

Если опознание проводится не по месту проведения следствия, то следователь составляет отдельное поручение, к которого прибавляет таблицу, на которой наклеивает снимки объектов и обозначает цифрами, под которым номером значится объект, который опознается. Отдельное поручение направляется в прокуратуру по месту проживания опознающего (свидетеля, потерпевшего), который изменил место проживания.

Предъявлять можно не только объекты, но и их признаки и свойства, главным образом, функциональные. В связи с этим существует опознавание по походке, двигательными навыкам, речью. Опознание можно проводить, предъявляя свойства и признаки объектов в натуре или в виде видео- и киносъемки, звукозаписи. Кроме соблюдения общих тактических положений необходимо учитывать:

а) свойство предъявляемое среди подобных, например, для опознания по походке подбирать лиц, которые могли бы демонстрировать аналогичные свойства, например хромать, уметь выполнять какие-то действия;

б) лицу, навыки которого опознаются, надо последовательно продемонстрировать один и тот же навык, присущий для всех лиц;

в) создать надлежащие условия восприятия, возможность повторить прием.

Если опознание проводится по видео- и киносъемке, то это требует специальной подготовки. Например, зафиксированная походка, жестикуляция лица, которую надо узнать, оперативными средствами. Предъявлять видеозапись надо среди других, а для этого необходимо записать свойства, похожие за телосложением и другими признаками, лиц, среди которых будет проводиться опознание. Сложность подготовки очевидна, поэтому в практике видеозапись используют для предъявления другим лицам, зафиксировав один раз натуральное предъявление.

Во время предъявления фонограмм звукозаписи проводятся аналогичные подготовительные действия - изготовляются фонограммы записи языка лиц, среди которых будет предъявляться фонограмма записи языка лица, которое опознается. Остальные требования аналогичны предыдущим Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.: ЮРЛИТ, 1996 - 270с..

Технические средства фиксации процесса предъявления для опознавания и его результаты должны отвечать виду опознания и свойствам объектов, по которым осуществляется опознание.

Основными приемами фиксации являются:

а) протоколирование;

б) фотографирование;

в) видеозапись, киносъемка и звукозапись;

г) составление планов, схем и чертежей.

Средства фиксации: фото-, видео-, кино-, звукотехника, средства измерения, которые находятся в следственных комплектах.

Фиксация начинается с момента постановки цели и задачи опознания и заканчивается фиксацией результатов опознания. Если проводится только фотофиксация, то она составляет серию снимков, на которых отображены отдельные фазы опознавания.

Воспроизведение обстановки и обстоятельств события как следственное действие по своему смыслу охватывает проверку показаний на месте (ст. 194,195 УПК Украины) Криміналістика. Криміналістична тактика і методика розслідування злочинів / За ред. В. Ю. Шепітька. - Харків, 1998 - 400с..

Для получения наиболее правдоподобных результатов это следственное действие должно быть проведено в условиях, максимально приближенных к тем, в которых происходило воспроизводимое событие, и в нескольких вариантах.

Наиболее часто воспроизведение обстановки и обстоятельств события проводится, чтобы проверить:

а) мог ли конкретный человек в определенных условиях воспринять то или другое событие, объект (например, мог ли свидетель в описанных ним условиях и с указанного расстояния увидеть, как происходило событие);

б) возможность проведения лицом определенных действий (например, нарисовать денежный билет), с помощью определенного предмета, за определенное время и т.п.;

в) объективную возможность событий или действия (например, может ли состояться самовозгорания определенного вещества при соответствующих условиях, могут ли образоваться определенные следы);

г) как именно происходило определенное событие (например, уточнить путь следования обвиненного к месту совершения преступления).

Таким образом, такое следственное действие, как воспроизведение обстановки и обстоятельств события соответственно ст. 194,195 УПК Украины структурно и гармонично объединяет в себе два следственного действия, два направления исследований: следственный эксперимент и проверку показаний на месте. Рассмотрим эти два направления подробнее.

Следственный эксперимент необходимо отличать от эксперимента как общенаучного исследовательского приема, который используется (входит) как познавательный прием в разные следственные действия.

Эксперимент - это целенаправленная деятельность, основу которой составляет исследовательское воспроизведение в специально созданных условиях явления, события, вещи, которые познаются. Эксперимент широко используется в разных областях знаний.

Следственный эксперимент - это следственное действие (ст. 194,195 УПК Украины), которое выполняется с целью проверки и получения доказательств путем целенаправленного влияния на отдельные (такие, которые проверяются) объекты или их копии во время проведения специальных опытов. Таким образом, следственный эксперимент - это познавательное действие, суть которого состоит в проведении исследований, связанных с проверкой или установлением любого факта, явления, вещи Криміналістика. Криміналістична тактика і методика розслідування злочинів / За ред. В. Ю. Шепітька. - Харків, 1998 - 400с..

Научную основу следственного эксперимента составляют общий экспериментальный исследовательский прием и общие положения его проверки. В науке и на практике, с целью познания любого явления, события, их воссоздают в натуральную величину или моделируют, создают материальную или абстрактную (мысленную) модель. Такую модель с соблюдением определенных воспроизведенных условий наблюдают, как она изменяется. Таким образом, проверяют факты, действия, свойства реальных объектов, устанавливают новые факты, признака и свойства реальных вещей.

Эффективное проведение экспериментального метода обусловленное соблюдением общих положений:

1) в опытах (эксперименте) необходимо использовать реальный объект или его модель (материальную, мысленную);

2) объекту исследования необходимо воссоздать такие внешние условия, которые существовали на момент факта, вещи, события, которые проверяются;

3) изменять внешние условия разрешается в зависимости от цели исследования;

4) исследовательские действия необходимо повторять несколько раз. Экспериментальный исследовательский прием нельзя путать с методами моделирования и реконструкции.

Моделирования - это общий метод познания теории и практики, которые используют для решения научных и практических задач в разных областях знаний. К основе метода положена теория сходства, которое разрешает обнаружить связи количественных и качественных сторон в явлениях или объектах одинаковой физической природы. Для таких целей конструируют модель явления или объекта, который познается, и исследуют его при определенных условиях, а полученные результаты интерпретируют на реальный объект Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.: ЮРЛИТ, 1996 - 270с..

Модели бывают реальными, материальными и мысленными (субъективные, абстрактные). Моделирования может быть полным, приблизительным, натуральными, физическими и математическим. Вид модели и степень сходства определяются задачами исследования. Чаще всего используют уменьшенные модели (в масштабе 1:50,1:100,1:1000), что изготовленные из аналогичного материала.

Реконструкция - это воспроизведения, восстановления материальной обстановки или предметов, условий по известной информации. Источниками сведений служат потерпевшие, обвиненные, свидетели, а также протоколы следственных действий, специально усвоенные документы научного исследования.

Суть реконструкции как деятельности состоит в восстановлении объекта, обстановки, условий, которые существовали раньше, для целей научного и практического познания.

Следственный эксперимент как следственное действие (ст. 194, 195 УПК Украины) направленное на решение таких задач Методика расследования отдельных видов преступ-лений. / Под ред. В. К. Лисиченка. Киев, 2002 - 300с.:

а) получить возможность воспринимать любые явления в определенных условиях;

б) установить механизм или отдельные элементы события преступления;

в) проверить следственные версии и реальное существование конкретных фактов, явлений.

Отсюда в криминалистике выделяют три вида следственного эксперимента:

1) следственный эксперимент, который дает возможность установить факт чувственного восприятия любых явлений, то есть направленный на проверку состояния органов чувств человека (обвиненного, подозреваемого, пострадавшего, свидетеля). Например, проверка возможности чуять, видеть при определенных условиях;

2) следственный эксперимент, который дает возможность определить, может ли конкретное лицо выполнить определенные действия. Например, преодолеть конкретное препятствие, проникнуть через отверстие; ли умеет пользоваться орудиями, инструментами для выполнения работы, допустимо, отпереть замок отмычкой, сломать дверь домкратом. Иногда такой эксперимент называют проверкой профессиональных навыков, в том числе преступных (например, сможет ли лицо изготовить подделанную монету);

3) следственный эксперимент, который разрешает установить возможность существования определенного факта или механизма его возникновения (например, невольный выстрел с оружия без нажима на спусковой крючок).

Следственный эксперимент как следственное действие проводится с соблюдением уголовно-процессуального законодательства. В УПК Украины непосредственно следственный эксперимент не регламентирован. Ст. 194 УПК Украины регламентирует, собственно, два следственного действия: следственный эксперимент и проверку показаний на месте. Такое объединение действий называется «Воспроизведения обстановки и обстоятельств события».

Участники воспроизведения обстановки и обстоятельств события следственного эксперимента: следственный, работники органов дознания, прокурор; обвиненный, подозреваемый, свидетель, потерпевший; специалист; общественные помощники, исполнители исследовательских действий.

В проведении следственного эксперимента по поводу проверки функции органов ощущения участие лица, которое проверяется, а также для проведения эксперимента с целью определения владения определенными профессиональными навыками, обязательная. В других экспериментах исследовательские действия могут выполнять приглашенные лица-исполнители.

Роль специалиста в следственном эксперименте ограничивается консультативной помощью во время подготовки, непосредственного проведения и фиксации следственного эксперимента.

Проверка показаний на месте регламентированная в ст. 194 УПК Украины как воспроизведения обстановки и обстоятельств события - это самостоятельное следственное действие, которое имеет собственную познавательную функцию. Она похожа на обзор места события и допрос на месте события. Однако, это - не обзор и не допрос на месте события. С целью проверки или уточнения свидетельств подозреваемого, обвиненного, пострадавшего или свидетеля, связанных с конкретным местом, следственный в присутствия понятых, а в необходимых случаях - с участием специалиста прибывает с лицом, которое допрашивается, на указанное место и предлагает ей показать обстановку, обстоятельства и предметы. При этом лицо, чьи свидетельства проверяются ли уточняются, указывает путь следования к тому места, а также обстановку, обстоятельства и предметы, относительно которых она раньше давала свидетельство, а также отвечает на вопрос следственного, связанные с проверкой и уточнением показаний Олейник П.А., Сорока О.В. Руководство для следователей. М.:Юр.лит, 1998 - 446с..

Проверка показаний на месте - специфическое следственное действие, суть которого состоит в раскрытии субъективного образа, воспринятого лицом на месте совершения преступления. Лицо показом обстановки и предметов демонстрирует обстановку, которая раньше воспринимала, а следователь и понятые сравнивают ее с раньше полученными свидетельствами и убеждаются в том, что лицо ориентируется на месте и подтверждает свои показания.

Отсюда проверку показаний проводят только при добровольном согласии лица на месте, которое оно определит.

Познавательная функция проверки показаний на месте состоит в том, что участники действия убеждаются в достоверности прежде данных свидетельств, что лицо действительно наблюдало факт, явление, предмет, знает путь к месту события и ориентируется в его обстановке. С психологической стороны механизм проверки показаний сводится к мысленному сравнению действительной обстановки на местности с мысленным подобием лица, чьи свидетельства проверяются. Поэтому положительные результаты проверки свидетельствуют лишь о том, что определенное лицо действительно знает соответствующее место, но когда она его воспринимала: во время совершения преступления или к тому по другой причине - неизвестно, что разрешает только высказывать допущение. Если лицо не может самостоятельно найти путь к месту, показывает не те предметы и предполагает другие ошибки - результат проверки отрицательный. Значит, что свидетельства лица, которое проверяется, недостаточные и на месте события ее не было.

Подготовка и тактика проведения воспроизведения обстановки и обстоятельств события может быть всесторонне рассмотрена под углом анализа двух приоритетных тактических направлений Тертішник В.М. Уголовный процесс. - Х.: РИФ, - 1997 -528с.:

1) тактики проведения следственного эксперимента и

2) тактики проведения проверки показаний на месте. Рассмотрим их более детально.

Подготовка и тактика проведения следственного эксперимента. Для подготовки к проведению следственного эксперимента следует соблюдать такой порядок действий:

1) цели эксперимента;

2) времени, места и условий его проведения;

3) конкретных участников и функций каждый из них;

4) содержания и последовательности проведения опытов;

5)необходимых технических средств и способов процессуальной фиксации хода и результатов эксперимента.

Важно подчеркнуть: проведения следственного эксперимента требует соблюдения общих положений, сформулированных в ст. 194,195 УПК Украины, а также разработанных в криминалистике организационных и тактических положений (отдельных принципов), среди которых особое значение имеют уголовно-процессуальные и морально-этические, а именно Яблоков Н.П. Криминалистика. Краткий ученый курс - М.:НОРМА, 2001 - 384с.:

1) исследовательские действия должны выполняться строго соответственно принципу законности;

2) исследовательские действия не должны оказывать физических страданий, унижать честь и достоинство лица, которое добровольно согласная на опыт, без насилия и угроз;

3) проведения опытов в ходе следственных действий (кроме экспертизы) не должны приводить к изменению или уничтожению вещевых доказательств;

4) технические средства, которые используются, должны быть законными и отвечать морально-этическим требованиям.

Во время организации и проведения следственного эксперимента важно придерживаться таких тактических положений (отдельных принципов) Ткаченко С., Тихая Э., Панфилова Р., Вопросы правовой коррекции преступности в подростковом и раннем юношеском воздасте - К.: Наукова думка, 1999 - 121с..

1. Проведения опытов осуществлять при таких самых или максимально приближенных условиях, обстановкой, местом и временами, что и событие. Такие самые условия требуют перед исследовательскими действиями воссоздавать обстановку, в которой происходил факт, который устанавливается. Место и время учитывают при подготовке только в случае, если они влияют на чувственное восприятие и реальность выполнения опыта (например, проверяя наличие у лица профессиональных навыков эксперимент не обязательно проводить в одно и то же время и на одном и том же месте).

2. В исследовательских действиях использовать те или такие самые объекты, то есть, одинаковой внешней формы и размеров. Другие физические признаки предоставляют объектовые только в зависимости от цели эксперимента. Нельзя использовать в исследовательских действиях оригиналы холодного, огнестрельного оружия, взрывоопасные предметы, ядовитые вещества. В таких случаях пользуются моделями, например, пистолета, ножа из резины, пенопласта, а вместо трупа - манекеном.

3. Исследовательские действия следует повторять неоднократно.

4. При повторении опытов важно изменять условия их проведения. В частности, для установления возможности проникновения человека через отверстие следует привлекать к участию в эксперименте лиц разного возраста и физической комплекции. Если проверяются слуховые возможности лица, то необходимо звуки воссоздавать не меньше трех раз - тихим, средним и громким тоном. Внешние условия меняют при определении вероятности восприятия и оценки событий, фактов.

Следственный эксперимент на установление механизма образования следов, фактов, явлений близкий к судебной экспертизе чаще всего проводится для определения расположения объектов в момент взаимодействия, например, преступника и потерпевшего.

Следственный эксперимент - исследовательское действие, поэтому он обуславливает не только занесения в протокол описания динамических приемов, но и дополнительных средств динамической фиксации - видеозаписи и звукозаписи, киносъемки. Складываются схемы, на которые определяют, например, путь движения лица, действия которой проверяются, точки фиксации. Съемка осуществляется за маршрутом. Обязательно фиксируется подготовка к следственному эксперименту перед началом и после воспроизведения обстановки. Все это отмечается в протоколе. Фотофиксация выполняется поэтапно, а прибавление в протокол содержит серию снимков, которые отображают стадии проведения подготовки, проведения следственного эксперимента и его результатов.

Оценка результатов следственного эксперимента имеет практическое значение и отличается своими особенностями. Если установленная возможность осуществления определенного действия, то это не означает, что она обязательно имела место (существовала) в прошлом. Свидетель мог почувствовать вскрик человека через стену, однако это не означает, что он действительно чуял жертву преступления, ведь возможность - это еще не действительность. Таким образом, положительные результаты эксперимента разрешают строить только вероятную версию относительно события.

Отрицательный результат эксперимента свидетельствует, что событие, которое проверяли, при данных условиях не существовала. Предположим, человек не может изъять через отверстие неделимую вещь больших габаритов, значит, во время кражи ее нельзя было вытянуть через это отверстие.

Подготовка и тактика проведения проверки показаний на месте.

В общем виде тактика проведения проверки показаний на месте детально регламентированная в ст. 194,195 УПК Украины. Вместе с тем следует отметить некоторые приемы, разработанные в криминалистике Методика расследования отдельных видов преступ-лений. / Под ред. В. К. Лисиченка. Киев, 2002 - 300с.:

1. Проверка показаний проводится только в случае, когда лицо, чьи свидетельства следует проверить, изъявит желание взять в ней участие.

2. Во время допроса лица, чьи свидетельства планируется проверить, необходимо детально установить все обстоятельства и объекты, которые она видела на месте события; составить описание пути следования к месту, если это обвиненный; целесообразно, чтобы он начертил план (схему) расположения предметов на месте события, обозначив на ней все действия, которые осуществлял.

3. Во время движения и демонстрации обстановки лицо, чьи свидетельства проверяются, должна находиться впереди следователя и понятых. Показ объектов, местности рукой необязательный.

4. Если во время проверки показаний следователь обнаружит вещевые источники, которые относятся к делу, то проводит обзор этого участка местности соответственно ст. 190 УПК Украины и составляет протокол. Проводить описание, обзор и выявления объектов в границах проверки показаний на месте неправильно.

Проверка показаний на месте - динамическое действие, поэтому фиксацию ее целесообразно осуществлять киносъемкой, видеозаписью и звукозаписью, соответствующими приемами использования этих средств. Начинается фиксация с подготовки, когда группа собрана и находится в исходной точке,- фиксируется время. Позднее отображается путь следования к месту события. В связи с этим нужно выбирать точки съемки таким образом, чтобы можно было на экране (фотоснимка) узнать местность. Если проверяются показания нескольких лиц на одном месте, то обязательная съемка с одних и тех же точек. Последние замечаются на плане места события. В случае использования фотосъемки фиксируются последовательно отдельные стадии (фазы движения) проверочных действий. В протокол прибавляется серия фотоснимков, видеофильм или кинофильм.

Как было указано выше, вместо следственного эксперимента и проверки показаний на месте определенная и законодательное закрепленная в украинском законодательстве одно следственное действие - «Воспроизведение обстановки и обстоятельств события» (ст. 194 УПК Украины). Воспроизведение обстановки и обстоятельств события - это самостоятельное следственное действие, суть которого - одновременное проведение исследовательских и проверочных действий в одной следственной. Поэтому тактические приемы воспроизведения обстановки и обстоятельств события такие самые, что и при следственном эксперименте и проверке показаний на месте.

2.4.Профилактика преступлений, совершенных группой несовершеннолетних

Главная цель профилактической работы следователя по делам несовершеннолетних -- устранить причины и условия, способствующие совершению конкретного преступления или рецидивов в будущем.

Наиболее типичными условиями, способствующими формированию и проявлению у подростков антиобщественного и преступного поведения, являются Кінаш О.В. Організація розслідування та тактика слідчих дій у справах неповнолітніх. // Право України. №11, 2002 с.65-70:

а) безответственное отношение семьи (опекуна, попечителя, воспитательного учреждения) к воспитанию несовершеннолетнего, отсутствие должной воспитательной работы в школе, на производстве;

б) отрицательное влияние среды, в которой находится подросток (в семье, школе, на производстве, в интернате и т. д.);

в) прямое подстрекательство к совершению преступления со стороны взрослых или старших по возрасту подростков;

г) недостатки в работе органов, осуществляющих профилактическую работу среди несовершеннолетних.

Для разработки профилактических рекомендаций следователь должен выявить круг лиц, виновных в ненадлежащем воспитании или оказывавших вредное воздействие на подростка и установить обстоятельства, помешавшие удержать его от совершения преступления.

Данная работа должна проводиться с учетом системы законодательных актов, устанавливающих, на кого и какие возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего и охране его от вредных влияний.

В качестве профилактических действий подростка трудоустраивают, возвращают в общеобразовательное или направляют в специальное учебное заведение.

Важной профилактической мерой может стать лишение родительских прав лиц, отрицательно влияющих на несовершеннолетнего сына (дочь), принятие мер по их выселению, назначение попечителя (опекуна) и т. д.

Если причиной являлось воздействие на подростка окружающей среды, то меры должны быть направлены на ее нейтрализацию или изменение. В настоящее время такие возможности существенно ограничены, однако не исключены и могут быть реализованы коллективами педагогов, общественными объединениями по месту жительства, спортивными и спортивно-оздоровительными коллективами, участковыми инспекторами милиции.

С этой целью следователь направляет представление в официальные организации, может выступить перед собранием коллектива жильцов, предприятия и т.п. В таком выступлении, проводимом обычно после расследования, он должен особо подчеркнуть обстоятельства, способствующие совершению преступления, продемонстрировать, какие правовые акты по воспитанию подростков были нарушены, обосновать ответственность лиц, допустивших эти нарушения, указать пути ликвидации подобных нарушений.

В целях правового воспитания и профилактики преступлений несовершеннолетних могут быть использованы и средства массовой информации.

Профилактическая работа должна проводиться и в тех случаях, когда уголовное дело в отношении несовершеннолетнего прекращено с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 97 УК Украины).

Если дело прекращено в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, то следователь также должен принять меры к разъяснению всем заинтересованным лицам, что освобождение от уголовной ответственности не означает безнаказанность. Особое внимание уделяется воздействию на группы подростков, в среде которых находился такой несовершеннолетний.

ВЫВОДЫ

Расследование каждого вида преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет определенную специфику. Однако, несмотря на это, в методике расследования всех преступлений, совершаемых указанными лицами, есть много общего, обусловленного прежде всего возрастными, специальными, психическими, функциональными и другими особенностями личностей их субъектов, а также иными криминалистическими, уголовно-правовыми и процессуальными особенностями указанных уголовных дел. Вышеназванное позволило выделить общие черты криминалистической характеристики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и соответственно разработать общие положения методики их расследования.

Криминалистическое изучение преступлений, совершаемых несовершеннолетними, показало, что, несмотря на разнообразие указанных деяний, структура их криминалистической характеристики однотипна и соответствует той структуре, которая раскрыта в данной работе.

Предметом имущественных преступлений несовершеннолетних -- краж, грабежей и разбоев, как правило, являются объекты, составляющие типично "подростково-юношеский" ассортимент ценностей: деньги; любые малогабаритные и легко транспортируемые вещи и т.п.

Потерпевшими от указанных преступлений чаще всего становятся их сверстники, малолетние; женщины, девушки, распивающие спиртные напитки с будущими насильниками; лица обоего пола, находящихся в состоянии опьянения, и др.

Для способа совершения имущественных преступлений (чаще всего в групповом исполнении) прежде всего характерен непрофессионализм действий несовершеннолетних преступников, проявляющийся в отсутствии: тщательной подготовки к их совершению (хотя и это бывает) и сокрытия следов преступления; сложных ухищрений и инсценировок (например, избрание сложного пути проникновения на объект, попытки использования разных способов проникновения при игнорировании наиболее реального пути и др.). Часто указанные действия носят поспешный характер. Присуща и "серийность" преступлений, если предыдущее преступление не было раскрыто. При совершении имущественных преступлений часто на местах их совершения бессмысленно портятся и уничтожаются товары, оборудование, повреждаются помещения, оставляются нецензурные надписи и т. д.

Для обстановки совершения названных преступлений свойственно следующее: местами их совершения чаще всего являются различные помещения (магазины, киоски, дачи, квартиры, садовые домики, подъезды, подвалы, дискотеки и др.), а также дворы, улицы, автомашины. Совершаются они чаще всего в свободное от занятий или работы время, не контролируемое родными. Время может быть вечерним и реже дневным.

Главным же элементом криминалистической характеристики анализируемых преступлений являются типологические черты личности таких правонарушителей. Несовершеннолетними по действующему уголовному закону (ст. 22 УК Ураины) признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет. Для лиц этой возрастной группы характерно следующее: стремление к самоутверждению, что при незавершенном психическом и физическом развитии и отсутствии жизненного опыта ведет к некритической оценке жизненных ситуаций, собственного поведения и подпаданию под влияние рецидивистов или "сильных личностей"; повышенная эмоциональность и неуравновешенность характера; частое проявление грубости, доходящей до цинизма и безразличия к нравственным и правовым нормам, общественному порядку.

Если же преступление совершается организованной преступной группой несовершеннолетних, то указанная группа становится самостоятельным объектом криминалистического изучения.

Все перечисленные элементы криминалистической характеристики теснейшим образом связаны между собой, и знание характера этих связей позволяет правильнее определить основное направление расследования и выявить источники получения необходимой информации по делу.

План расследования анализируемых преступлений разрабатывается с учетом особенностей первоначальных следственных ситуаций, их информационной насыщенности, а также исходя из того, задержан преступник или нет. При этом в плане должно быть предусмотрено выяснение всей совокупности необходимых обстоятельств.

План расследования на первоначальном этапе должен предусматривать проверку не только обычных версий, свойственных расследованию преступлений определенного вида, но и таких версий: является ли подозреваемый несовершеннолетним; совершил ли он преступления один или в группе; нет ли в этой группе взрослых организаторов, подстрекателей; не было ли совершено подозреваемым несовершеннолетним аналогичных нераскрытых или еще не выявленных преступлений.

Весьма специфичным при расследовании дел о преступлениях несовершеннолетних является круг подразделений органов внутренних дел, с которыми взаимодействует следователь. Так, следователь по этим делам взаимодействует не только с оперативными работниками уголовного розыска и работниками инспекций по делам несовершеннолетних, но и с участковыми инспекторами, работниками дежурных частей, постовой и патрульной службы, следственных изоляторов и воспитательно-трудовых колоний.

По результатам установленных причин таких преступлений и способствующих им условий необходимо осуществлять соответствующие профилактические мероприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно-правовые акты

1) Конституция Украины № 254к/96-ВР от 28.06.96

2) Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г. Ратифицирована Украиной 27 февраля 1991г.

3) Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.

4) Кодекс України Кримінальний кодекс України ( від статті 1 до статті 146 ) Верховна Рада УРСР 2001-V

5) Кодекс України Кримінальний кодекс України ( від статті 147 до статті 263 ) Верховна Рада УРСР 2002-V

6) Кодекс України Кримінально-процесуальний Кодекс України ( від статті 1 до статті 93-1 ) Верховна Рада УРСР 1001-V

7) Кодекс України Кримінально-процесуальний Кодекс України ( від статті 237 до статті 449) Верховна Рада УРСР 1003-V

8) Кодекс України Кримінально-процесуальний Кодекс України ( від статті 94 до статті 236-6 Верховна Рада УРСР 1002-V

9) Кодекс України Кримінальний кодекс України Верховна Рада України2341-III

10) Закон України „Про органи і служби у справах неповнолітніх та спеціальні установи для неповнолітніх” Верховна Рада України 20/95-ВР

11) Положение об общеобразовательной школе социальной реабилитации. Утверждено постановлением КМ № 859 от 13 октября 1993 г.

12) Положение о профессиональном училище социальной реабилитации. Утверждено постановлением КМ № 859 от 13 октября 1993 г.

13) Положение о судебных воспитателях. Утверждено приказом Председателя Верховного Суда Украины, МЮ, Министерства образования № 478/63/7/5 от 15 ноября 1996г.

II.Учебно-справочные пособия

14) Андреев И. С., Грамович Г. И., Порубов Н. И. Криминалистика. - Минск, 1997.

15) Биленчук П. Д., Ермаков А. С., Ломако З. М., Назаров В. С. Справочное пособие для следователей. -Киев:Атика, 1991- 215с.

16) БіленчукП. Д., Головач В. В., Салтевський М. В. Криміналістика. - Київ, 1997.

17) Гик С. Криміналістика. - Регенсбург, 1998 - 140с.

18) Колесниченко А. Н., Коновалова В. Е. Криминалистическая характеристика преступлений. - X.:РИФ, 1995 - 230с.

19) Коновалова В. Е. Правовая психология. - X.:Ельга, 1997 - 280с.

20) Коновалова В. Е. Психология в расследовании преступлений. Х.:ЮНІТІ, 1998 - 200с.

21) Коновалова В. О. Проблеми логіки і психології у слідчій практиці. - X.:Ельга 1995 - 148с.

22) Криміналістика. Криміналістична тактика і методика розслідування злочинів / За ред. В. Ю. Шепітька. - Харків, 1998 - 400с.

23) Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.: ЮРЛИТ, 1996 - 270с.

24) Мельник Н.И., Хавронюк Н.И. Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Украині. - К.Каннон, 2002 - 1216с.

25) Миньковский Г.М. Социально-психологический портрет личности несовершеннолетних правонарушителей. - М.: БНК, 2004 - 131с.

26) Олейник П.А., Сорока О.В. Руководство для следователей. М.:Юр.лит, 1998 - 446с.

27) Тертішник В.М. Уголовный процесс. - Х.: РИФ, - 1997 -528с.

28) Яблоков Н.П. Криминалистика. Краткий ученый курс - М.:НОРМА, 2001 - 384с.

29) Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник. - М.:БНК, 1996 - 708с.

III.Монографические издания

30) Апенин Ю. П. Выявление и расследование очагов преступлений: теория и практика. - Одесса: ОГУ, 1996 - 300с.

31) Біленчук П. Д., Ягодинський В. М. та ін. Організація розслідування кримінальних справ про злочини, вчинені неповнолітніми та за їх участю. - Київ: Право, 1996 - 180с.

32) Кановенко И.П., Свєтлов А.Я., Рощин А.И. Борьба с группой несовершеннолетних правонарушителей. - К.: Накова думка, 2001 - 201с.

33) Лукьянчиков Е.Д. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. - К.:Освіта, 1990 - 51с.

34) Методика расследования отдельных видов преступлений. / Под ред. В. К. Лисиченка. Киев, 2002 - 300с.

35) Прозументов А.М., Елисеева С.А. Группа несовершеннолетних правонарушителей. - Томск: ТГУ, 2000 - 142с.

36) Самонов А.П. Психология преступных групп. - Пермь: ЛСТ, 1991 - 228с.

37) Ткаченко С., Тихая Э., Панфилова Р., Вопросы правовой коррекции преступности в подростковом и раннем юношеском воздасте - К.: Наукова думка, 1999 - 121с.

IУ.Периодические издания

38) Старушкевич А. Проблемы общих и отдельных методов расследования преступлений в криминалистике.// Право Украины. №5, 2004,с.74

39) Косенко С. Захист неповнолітніх потерпілих від злочинів.// Право України. №5, 2003, с.61

40) Кубрак П., Мікулін В., Павлючук О., Садченко О. Пізнавальна сутність версії та принципи планування розслідування злочинів. // Право України. №8, 2001, с.100

41) Кінаш О.В. Організація розслідування та тактика слідчих дій у справах неповнолітніх. // Право України. №11, 2002 с.65-70

42) Архив Измаильского горрайсуда. Уголовное дело № 1- 47.2005.

43) Архив Аппеляционного суда Одесской области. Уголовное дело № 1-105.2002.

44) Архив Аппеляционного суда Одесской области. Уголовное дело № 1-207.2004.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты