Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений
для обеспечения быстрого и эффективного внедрения новых технико-криминалистических и иных технических средств в практику расследования преступлений необходимо прежде всего оснащать новыми техническими средствами учебные заведения, чтобы, приходя в практические органы, выпускники уже умели пользоваться новыми техническими средствами грамотно и эффективно;- технико-криминалистические и иные технические средства, предназначенные для использования при расследовании преступлений, будут применяться широко и эффективно только тогда, когда система организации их использования будет выгодна и удобна для следователей и оперативных работников, а результаты применения технико-криминалистических и иных технических средств будут иметь доказательственное значение, оцениваться судами при рассмотрении уголовных дел и отражаться в приговорах;
- функционирование системы криминалистического обеспечения расследования преступлений будет эффективным лишь при условии качественного функционирования каждой из его подсистем.
Таким образом система криминалистического обеспечения состоит из трех подсистем:
криминалистических знаний;
криминалистического образования;
криминалистической техники.
Криминалистические знания составляют содержание криминалистической науки. Они представляют собой результат познания ею закономерностей, составляющих предмет криминалистики, и материализации этого результата в виде предлагаемых практике средств, методов и рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений. Воплощены эти знания в двух формах: фундаментальных и прикладных знаний.
Фундаментальные криминалистические знания составляют содержание общей теории криминалистики и частных криминалистических теорий и учений. Прикладные криминалистические знания выступают в форме научных рекомендаций практике, криминалистических приемов, тактических комбинаций, технико-криминалистических операций и процедур, частных криминалистических методик расследования преступлений, технико-криминалистических средств и технологий.
Структура прикладных криминалистических знаний содержит в себе:
их характеристику и цели использования;
указания на типичные ситуации их применения;
алгоритм (программу) действий применительно к цели и ситуации;
примерный расчет сил, средств и времени;
характеристику типичных ошибок, допускаемых при их использовании;
меры по минимизации возможного тактического риска;
ожидаемый эффект осуществления.
Научные криминалистические знания становятся доступными для восприятия, когда они приобретают определенную информационную форму: монографии, диссертаций, статей, докладов и т.п. Средством их внедрения в практику служат технико-криминалистические средства - овеществленное криминалистическое знание, различные практические руководства, наставления, инструкции, методические указания, учебники, информационно-справочные системы и т. п. Совокупность научной, научно-практической и учебной криминалистической литературы в сочетании с системами и комплексами технико-криминалистических средств составляет материализованный банк научных знаний, который криминалистическая наука предоставляет правоохранительным органам для использования в различных сферах их практической деятельности по охране общественного порядка и борьбы с преступностью.
Для того чтобы криминалистические знания стали орудием практики, они должны пройти стадию криминалистического образования, в результате чего криминалистические знания трансформируются в элемент профессиональных знаний и умений сотрудников органов внутренних дел.
Криминалистическое образование - это интегрированная в соответствии с социальными функциями и структурированная адекватно параметрам моделей подготавливаемых специалистов система обучения использованию методов и средств криминалистики в практической деятельности и привития обучающимся необходимых для такого использования умений и навыков. Криминалистическое образование представляет собой тот канал, по которому криминалистические знания внедряются в практику органов внутренних дел. Роль такого канала выполняет учебная дисциплина «криминалистика», являющаяся необходимым и обязательным компонентом всех уровней профессиональной подготовки сотрудников криминальной милиции - от учебного центра до Академии МВД. Курс этой дисциплины строится в зависимости от уровня и профилизации обучаемых. Сущность современной концепции криминалистического образования состоит в комплексировании первоначального (базового) криминалистического обучения с последующим систематическим повышением уровня квалификации на основе сочетания, чередования стационарного обучения с самообразованием. Криминалистическое образование должно быть настолько фундаментальным, чтобы выработать способность к самообучению, и в то же время настолько прикладным, чтобы усвоенные знания и умения позволяли решить практические задачи раскрытия и расследования преступлений. При этом необходимо учитывать, что в условиях НТР содержание науки полностью обновляется за 7-10 лет, что обусловливает динамичность и непрерывность криминалистического образования.
Чем определяется необходимость криминалистического образования для руководителей органов и подразделений криминальной милиции?
Во-первых, тем, что для руководства деятельностью подчиненных оперативных и следственных аппаратов руководитель должен знать разрабатываемые криминалистикой принципы организации и осуществления раскрытия и расследования преступлений, основные этапы и содержание этой деятельности, формы и методы координации и взаимодействия следственных и оперативных действий, применяемых технико-криминалистических средств и методов, различных видов криминалистических и иных судебных экспертиз.
Во-вторых, тем, что для осуществления контроля над деятельностью этих аппаратов руководитель обязан знать критерии, предъявляемые криминалистикой к этой деятельности, типичные следственные и экспертные ошибки, допускаемые в процессе раскрытия и расследования преступлений, использования при этом специальных познаний, пути их своевременного предотвращения и выявления.
В-третьих, тем, что при определенных обстоятельствах руководитель, «принимая командование на себя», должен уметь на высоком профессиональном уровне выполнить работу своего подчиненного - следователя или оперативного работника, заменяя его в сложившейся ситуации или показывая личный пример выполнения его процессуальных или иных профессиональных обязанностей. Иными словами, руководитель должен знать и уметь все то, что знают и умеют его подчиненные.
Особенность криминалистических знаний заключается в том, что их значительная часть реализуется в практике только с применением определенных технических средств. Именно поэтому третьим компонентом криминалистического обеспечения деятельности криминальной милиции служит криминалистическая техника, технико-криминалистическое обеспечение этой деятельности.
В данном контексте мы рассматриваем криминалистическую технику не как категорию криминалистической науки и не как раздел учебной дисциплины «криминалистика», а как совокупность технических средств, необходимых для реализации криминалистических знаний и полученных в процессе криминалистического образования умений и навыков по обнаружению, собиранию, исследованию и использованию доказательственной информации для раскрыта и расследования преступлений. При таком подходе представляется правомерным включать в эту совокупность не только специфические технико-криминалистические средства - поисковые и исследовательские приборы, их мобильные и стационарные комплексы, материалы и технологии работы с ними, но и фотографическую, звуко- и видеозаписывающую аппаратуру, средства связи, компьютерную технику - словом, все средства техники, которые сегодня и завтра могут быть использованы следователями, оперативными работниками, специалистами, экспертами и другими сотрудниками криминальной милиции. При этом важное значение приобретает организационный аспект использования всей этой техники.
Опыт организации технико-криминалистического обеспечения расследования преступлений полицией развитых стран свидетельствует, что доминирующим его направлением является организация высококвалифицированного, мобильного технико-криминалистического сервиса, осуществляемого криминалистической службой полиции во взаимодействии с фирмами-производителями технических средств. Однако в условиях нашей страны на данном этапе более предпочтительной представляется структура технико-криминалистического сервиса по самым серьезным преступлениям и наиболее сложным и дорогостоящим исследованиям с криминалистическим самообслуживанием в отдаленных от административных центров местностях со слаборазвитой инфраструктурой.
Эффективность практического функционирования системы криминалистического обеспечения деятельности криминальной милиции, т. е. эффективность практического применения методов и средств криминалистики, определяется соблюдением следующих условий:
1) система криминалистического обеспечения деятельности криминальной милиции в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений в рамках общей системы обеспечения деятельности ОВД должна быть приоритетным направлением совершенствования работы МВД, поскольку она представляет собой один из главных каналов внедрения достижений научно-технического прогресса в борьбу с преступностью;
2) для повышения эффективности действия системы криминалистического обеспечения опережающими темпами должна развиваться криминалистическая наука;
3) криминалистическое образование в системе органов внутренних дел должно быть ориентировано на актуальные и перспективные результаты научных исследований, а его организация должна обеспечивать постоянное, систематическое повышение криминалистической квалификации каждого сотрудника криминальной милиции в течение всего срока службы в органах внутренних дел;
4) технико-криминалистические и иные технические средства, предназначенные для использования при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, будут применяться широко и эффективно тогда, когда система организации их использования будет выгодна и удобна для следователей и оперативных работников, а результаты применения этих средств будут иметь доказательственное значение, учитываться судами и отражаться в приговорах;
5) функционирование системы криминалистического обеспечения в целом будет эффективным лишь при условии эффективного функционирования каждой из ее подсистем.
§3. Структура криминалистического обеспечения процесса раскрытия и расследования противоправной экономической деятельности
Категория «система» отражает такие всеобщие моменты объективной реальности, как наличие у каждого материального образования, с одной стороны, поведения (деятельности), с другой - материального носителя поведения (т.е. структуры); с третьей стороны, существование объективной связи поведения со структурой. Поэтому всестороннее исследование системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений предполагает необходимость изучения его структуры - «материального носителя», оптимальность организации элементов которого напрямую влияет на эффективность реализации системой своей социальной функции. Недостаток работ, посвященных анализу структуры КОРРП, объясняется не только новизной указанной проблемы, но и широким распространением в криминалистических исследованиях деятельностного подхода, использование которого зачастую оставляло в тени вопрос о структуре системы. Так, при исследовании технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений внимание уделялось его рассмотрению как совокупности организационных, правовых, научно-технических, учебно-методических и иных мер, направленных на решение задач уголовного судопроизводства.
В этой связи особый интерес представляют называемые А.Ф. Волынским элементы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, охватывающие сферу организационных и правовых отношений, характерных для разработки, освоения и практического применения средств криминалистической техники:
собственно криминалистическая техника и деятельность, связанная с ее совершенствованием, с разработкой рекомендаций и методик по ее применению;
правовое регулирование применения криминалистической техники;
технико-криминалистическая подготовка субъектов применения криминалистической техники (специалистов-криминалистов, следователей, оперативных работников и др.);
организация применения криминалистической техники в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Как мы выяснили ранее, технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений, как и тактико-криминалистическое обеспечение, являются функциональными подсистемами системы криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений. Поэтому их организационная структура определяется структурой этой системы.
Структура любой системы характеризуется теми взаимосвязанными компонентами, из которых она образована. Такими компонентами являются, как правило, подсистемы или элементы системы в зависимости от того, какие единицы принимаются за основу деления. Подсистемы представляют собой наибольшие части системы, которые обладают определенной автономностью, и в то же время подчинены и управляются системой, взаимосвязаны с другими подсистемами. Элементами называют наименьшие относительно самостоятельные единицы системы.
Структура системы криминалистического обеспечения, предложенная Р.С. Белкиным, на наш взгляд, нуждается в дальнейшей детализации посредством рассмотрения ее элементов. К числу основных элементов, составляющих КОРРП, на наш взгляд, относятся:
криминалистические знания, прежде всего криминалистические методы, приемы и средства борьбы с преступностью;
криминалистические навыки и умения;
криминалистическая техника;
криминалистическое образование (включая и самообразование);
организация криминалистических учреждений, в том числе служб криминалистического сервиса;
правовое регулирование криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений.
Криминалистические знания, являющиеся результатами развития криминалистики как науки, представляют собой знания, добытые благодаря раскрытию закономерностей ее предмета, а также ее собственные и разработанные ею на базе данных других наук криминалистические методы, приемы и средства борьбы с преступностью. Как отмечается в криминалистической литературе, практические работники зачастую склонны подходить к криминалистическим знаниям с прагматических позиций, нередко проявляя негативное отношение к теоретическим знаниям, позволяющим глубже понять сущность практических рекомендаций. Любой прием, рекомендуемый теорией как оригинальная находка, на практике может стать штампом. Необходимо знание закономерностей развития явлений, на основе которых возможен последующий переход от этих закономерностей к анализу частных случаев, позволяющий увидеть связи одного приема со многими другими в конкретных ситуациях.
Повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений неразрывно связано с активным внедрением в деятельность правоохранительных органов технико-криминалистических средств. В данном случае под криминалистической техникой понимается совокупность технических средств криминалистики, т.е. приборы, аппаратура, оборудование, инструменты, приспособления, принадлежности, материалы, используемые для собирания, исследования и использования криминалистически значимой информации в интересах установления истины.
Для того, чтобы криминалистические знания стали орудием практики они должны трансформироваться в элемент профессиональных знаний и умений сотрудников правоохранительных органов. Процесс формирования знаний, навыков и умений работников правоохранительных органов должен в максимальной степени исходить из потребностей практической деятельности. Соответственно, требуется криминалистическое обучение как процесс и результат подготовки высококвалифицированных кадров, вооруженных знаниями, умениями и навыками применения криминалистических рекомендаций, в которых отражены новейшие достижения в различных отраслях науки и техники, изучен и обобщен передовой опыт раскрытия и расследования преступлений.
Формирование готовности кадров правоохранительных органов к использованию криминалистического арсенала средств борьбы с преступностью предполагает не только то, чтобы кадры правоохранительных органов овладели определенной суммой криминалистических знаний, навыками и умениями их использования, но и «пропустили их через себя», признали их значимость для своей деятельности. Криминалистическое воспитание как самостоятельный элемент системы КОРРП направлен на формирование таких установок, ценностных ориентации, которые приводят к осознанию практическими работниками социальной ценности криминалистических знаний, навыков и умений, их важности и необходимости использования в своей практической деятельности.
«Образование» является категорией, синтезирующей понятия «обучение» и «воспитание». Функцией образования является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития. Нередко содержание криминалистического образования ограничивается только обучением. В частности, Р.С. Белкин отмечает, что «криминалистическое образование - это интегрированная в соответствии с социальными функциями и структурированная адекватно параметрам моделей подготавливаемых специалистов система обучения использованию методов и средств криминалистики в практической деятельности и привития обучающимся необходимых для такого использования умений и навыков».
Жизнь опровергла представления о сути образования как системы передачи определенного объема стандартных данных. Образование должно не только вооружать человека знаниями, но и развивать и совершенствовать его как личность. Уместно вспомнить высказывание В.Ф. Шаталова, что «образование без воспитания - это меч в руках сумасшедшего».
Криминалистическое воспитание представляет собой процесс, заключающийся в целеустремленном и систематическом воздействии на кадры правоохранительных органов с целью привития им определенных качеств, обладание которыми способствует использованию практическими работниками криминалистических знаний в повседневной деятельности. Эмпирические обобщения опыта практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, социологические опросы и анкетирование позволяют сделать выводы о тех признаках, которыми должен обладать высокоэффективный работник с высокой степенью криминалистической готовности.
Система образования представляет собой сложный, многомерный объект, уровень развития которого таков, что в рамках какой -либо одной научной дисциплины его нельзя описать достаточно полно, чтобы им можно было эффективно управлять как целым. Учебно-воспитательный процесс, его механизмы и закономерности представляют относительно самостоятельную сферу общественной жизни, функционирование которой происходит по специфическим законам педагогики. Криминалистика же должна определить характер и содержание конкретных задач, которые должны решаться в ходе учебно-воспитательного процесса, в частности, фактический объем теоретических криминалистических знаний, которые должны быть усвоены кадрами правоохранительных органов, набор определенных умений, навыков, способностей, качеств, которыми они должны обладать в результате их криминалистического образования.
Криминалистическое образование может быть определено как относительно самостоятельная подсистема, представляющая собой систематическое обучение и воспитание сотрудников правоохранительных органов, направленная на овладение ими криминалистическими знаниями, умениями, навыками, идейно-нравственными ценностями и качествами, обеспечивающими применение на практике разработанных криминалистикой рекомендаций борьбы с преступностью. Понимание криминалистического образования не исчерпывается отражением основ криминалистики, включая в свое содержание наряду с ним развитие способностей творчески подходить к работе, формирование инновационного потенциала каждого практического работника.
Наряду с названными выше элементами системы криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений необходимо выделить такой ее элемент, который выражается в организации криминалистических учреждений и, прежде всего, служб криминалистического сервиса. Практические потребности правоохранительных органов должны оказывать непосредственное влияние на формирование сети криминалистических организаций экспертно-исследовательского, научно-практического и учебно-научного типа.
Другим элементом системы КОРРП является её правовое регулирование. С помощью правовых норм закрепляются полномочия соответствующих субъектов, их юридические обязанности. Так, уголовно-процессуальное законодательство устанавливает оптимальный порядок и основные правила производства следственных действий, нарушение которых недопустимо ни при каких обстоятельствах. Тем самым правовое регулирование указанных отношений в области раскрытия и расследования преступлений воздействует на волевое поведение участников этих отношений, определяя вид и меру должного либо возможного поведения участников общественных отношений, правовые рамки его криминалистической активности. Правовое регулирование поведения (деятельности) практических работников в ходе раскрытия и расследования преступлений способно оказывать влияние на мотивацию их поведения, процесс принятия решений и т.д..
Названные выше элементы системы КОРРП имеют основополагающее значение, поскольку их взаимодействующее функционирование способно формировать постоянную готовность кадров правоохранительных органов к использованию на практике разрабатываемых криминалистикой методов, приемов и средств решения возникающих криминалистических задач. Только комплексное изучение элементов системы и их взаимосвязей (взаимодействий) позволит познать закономерности механизма функционирования системы криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений и формирования криминалистической готовности кадров правоохранительных органов к систематическому использования в практической деятельности разрабатываемого криминалистикой арсенала средств борьбы с преступностью. Причем, каждый из элементов этой системы, в свою очередь, обладает сложной структурой и своими закономерностями функционирования. Раздельное рассмотрение указанных элементов не позволит познать те целостные свойства, которые присущи только системе и отсутствуют у отдельных ее элементов, поскольку целостные свойства системы возникают вследствие взаимодействия составляющих ее элементов.
На основе изложенного, представляется возможным определить основные элементы системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений:
тактико-криминалистические знания,
тактические навыки и умения;
тактико-криминалистическое образование;
организация криминалистических подразделений, осуществляющих тактико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений;
правовое регулирование тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений.
Между названными элементами системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений также существуют взаимные связи, характеризующие ее целостность. Взаимодействующие функционирование указанных элементов направлено на формирование у практических работников необходимых компонентов их тактической готовности к использованию тактико-криминалистического арсенала средств борьбы с преступностью. Основная задача исследования структуры системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений заключается в изучении специфики составляющих ее элементов и особенностей взаимодействия между ними под углом зрения совершенствования их организации и управления в интересах оптимального решения этой системой своей социальной функции - формирования тактической готовности сотрудников правоохранительных органов.
Представляется необходимым высказать предложения по поводу совершенствования функционирования элементов системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений экономической направленности.
Развитие криминалистического знания должно осуществляться с учетом предложенного нами нового аспекта соотношения фундаментального и прикладного знания в интересах эффективной реализации криминалистикой социальной функции. Особое значение приобретает получение таких криминалистических знаний, которые связаны с разработкой и совершенствованием тактико-криминалистических методов, приемов и средств раскрытия и расследования преступлений. Именно эти знания требуют приоритетного внедрения в практическую деятельность, поскольку напрямую способны оказать влияние на повышение её эффективности.
В системе криминалистического обучения приоритетное направление должно заключаться в направленности на приобретение практическими работниками умений и навыков использования тактико-криминалистического арсенала. В литературе отмечается недостаточная ориентация учебного процесса на приобретение работниками практических навыков и умений, необходимых им в будущей работе. А.Ф. Волынский, в частности, указывает на необходимость четкой ориентации на профессиональную милицейскую систему подготовки кадров, где бы учили бороться с преступностью, раскрывать и расследовать преступления, а не готовили юристов широкого профиля. Становится понятной важность и необходимость детальной проработки учебного плана и программы, предусматривающих оптимизацию стремительно нарастающего объема научной криминалистической информации, отбираемой для её усвоения в рамках учебно-образовательного процесса.
Нередко при интерпретации основных положений учебной программы криминалистики ее идеи переносятся в литературу механически, с недостатками, обусловленными спорными, иногда просто ошибочными точками зрения авторов. Указанная ситуация имеет объективный характер и является отражением проблем информатизации общества на современном этапе развития. Отмечается, что до 30 % информации в современных научных и околонаучных публикациях оказывается ошибочной, что актуализирует проблему отбора информации, повышения внимания к методологии.
Необходимо отметить диалектическое противоречие между содержанием науки (научными знаниями) и содержанием образования, в частности, содержанием соответствующего предмета обучения. Такие элементы науки как научные факты, научные понятия, законы науки и научные теории находят своеобразное, а не зеркальное, отражение в содержании обучения. Проблема заключается в охвате этого «отражения», чтобы оно носило непротиворечивый характер и исключало опасность для обучающихся принять научные гипотезы за апробированные утверждения. Как отмечается в литературе по дидактике, « в ходе преподавания все искусство сводится прежде всего к подбору содержания и способу его передачи, причем от характера содержания и его «подачи» зависит уровень усвоения знаний учащимися и прочность их запоминания». К числу факторов, влияющих на усвоение знаний, относится их структурированность, определенная иерархия, при которой каждый элемент знаний имеет собственное место и связан с другими. Исследование спорных и малоизученных вопросов, избавление от ненаучного балласта, создает тем самым условия для эффективности образования кадров правоохранительных органов, обеспечивающего получение достоверных научных знаний обучающимися, их преобразование в умения и навыки, способности ставить и оригинально решать стандартные и нестандартные тактические задачи.
Рассмотрение системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступления будет неполным без определения субъектов ее реализации, к которым относятся: а) сотрудники управленческих структур правоохранительных органов, их научно - исследовательских институтов, учебных заведений, занимающиеся разработкой тактико-криминалистического арсенала средств борьбы с преступностью, их внедрением, криминалистической подготовкой и воспитанием кадров; б) практические работники (прокуроры-криминалисты, следователи, оперработники, эксперты-криминалисты), деятельность которых направлена на формирование и поддержание на определенном уровне тактико-криминалистической готовности других практических работников. В связи с этим представляется, что следует вести речь о необходимости решения такой организационной задачи как создание органа, деятельность которого была бы направлена на координацию субъектов системы криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений в интересах оптимизации деятельности по формированию и подержанию на определенном уровне, отвечающем потребностям практике, готовности сотрудников правоохранительных органов (в рамках всей системы правоохранительных органов государства или отдельных ее звеньев - органов МВД, ФСБ, таможни и т.д.) к использованию на практике криминалистического арсенала средств борьбы с преступностью. Основными задачами такого органа являлись бы: определение и руководство приоритетными научными криминалистическими исследованиями; формирование криминалистической инновационной политики и инновационной деятельности; выработка стандарта криминалистического образования работника правоохранительных органов, направлений учебно-воспитательной работы и т.д.
Таким образом, структура и функционирование системы тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений должны способствовать оптимальному формированию постоянной готовности практических работников к использованию на практике тактического арсенала средств борьбы с преступностью (макроуровень). Это достигается интеграцией научно-исследовательской и учебно-воспитательной (дидактической) деятельности, соединением в единый процесс планирования и получения соответствующего запросам практики нового тактико-криминалистического знания, его распространения, подготовки и воспитания работников, способных практически применять и развивать это знание. На микроуровне система тактико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования конкретного преступления должна создавать необходимые условия для практической реализации указанной тактической готовности, актуализации приобретенных ранее установок, знаний, умений, навыков, опыта для решения возникающих тактических задач с учетом конкретно складывающихся ситуаций.
§4. Информационное сопровождение криминалистического обеспечения процесса раскрытия и расследования противоправной экономической деятельности
На протяжении последних 10 лет в России ведутся глобальные социально-экономические и политические реформы, характеризующиеся коренными изменениями во всех сферах жизни нашего общества. Однако глубокие социально-экономические преобразования в России и ее интеграция с мировым сообществом привели не только к позитивным достижениям общественного развития, но и к увеличению числа совершенных преступлений. Происходит дальнейшее выделение из общеуголовной преступности ее организованных форм, связанных с наиболее опасными явлениями - терроризмом, коррупцией, экономической преступностью, незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и т.д. Все это требует принятия действенных мер по обузданию преступности, значительному повышению эффективности деятельности по выявлению, расследованию и предупреждению преступлений.
Эта деятельность весьма многогранна. В ее составе выделяют материально-правовой, процессуальный, организационный, технический, информационный, познавательный, морально-этический и другие аспекты. С криминалистических позиций в структуре деятельности по расследованию преступлений выделяют информационно-познавательный аспект, в основе которого лежит задача познания преступления, как некой предметной деятельности человека. С информационной точки зрения в фундаменте познания события преступления, а следовательно и деятельности по его расследованию, лежат информационные процессы, реализуемые путем осуществления совокупности действий, направленных на выявление, анализ и оценку собираемой в процессе расследования преступления информации.
В современных условиях деятельность по расследованию преступлений носит ярко выраженный информационный характер. При этом информация перестала быть только предметом и целью такой деятельности, но и превратилась в грозное оружие, которое преступное сообщество, используя новейшие коммуникационные технологии, нередко применяет для противодействия правоохранительным органам, оказания на них давления.
«Цель и средство любого эффективного ответа на угрозу организованной преступности - информация», - это мнение американских криминологов Д. Герберта и X. Тритта как нельзя лучше характеризует ту роль, которую играет информация как в деле борьбы с преступностью в целом, так и в деятельности по информационному обеспечению расследования преступлений, как одной из форм противостояния преступным вызовам личности, государству, обществу.
Все это обуславливает актуальность рассмотрения проблемы информационного обеспечения в современных условиях.
Несмотря на значительное число работ, посвященных рассмотрению вопросов, как назначения и сущности информации, так и отдельных вопросов, связанных с информационным обеспечением правоохранительной деятельности (здесь можно выделить работы таких ученых, как В.Д. Арсеньева, А.А. Эйсмана, В.З. Лукашевич, В.Я. Дорохова, Р.С. Белкина, А.Р. Ратинова, И.М. Лузгана, Н.С. Полевого, Л.М. Карнеевой, ВЛ. Колдина, М.В. Салтевского), специальных разработок, в которых бы комплексно исследовались проблемы информационного обеспечения деятельности по расследованию преступлений, природы и сущности информации, ее источников и каналов получения, фиксации использования, а также негативного воздействия в информационном плане на процесс расследования фактов объективного и субъективного характера и необходимых мер противодействия до настоящего времени нет. Проблема становится актуальной и с принятием нового уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Систематическое накопление достоверной, характеризующей процесс расследования информации, ее своевременный и качественный анализ являются одними из важнейших условий организации деятельности органов предварительного следствия по раскрытию и расследованию преступлений. Информация стала стратегическим продуктом, а использование средств ее обработки, важнейшим из которых является компьютерная техника, сделалось жизненно важной потребностью при решении задач связанных расследованием преступлений. Общество, которое не сумеет решить задачи интенсификации информационного обеспечения органов предварительного следствия, рискует безнадежно проиграть борьбу с преступностью в современных условиях, которая становится организованной и интернациональной.
Рис.1. Основные направления использования ПК в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.
Наряду с определенными достижениями в области информационного обеспечения правоохранительной деятельности остается много нерешенных вопросов. Одними из главных являются внедрение современных информационных технологий в практическую деятельность органов предварительного следствия. Существенное отставание в этом процессе объясняется недостаточной материально-технической базой. Требует внимание и подготовка следователей в плане обучения работе с современными программно-техническими комплексами и привития им навыков информационной культуры.
В настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка путем анализа правовой литературы, законодательных, нормативно-правовых актов, достижений науки, а также на основе материалов практической деятельности органов внутренних дел, комплексно рассмотреть теоретические аспекты информационного обеспечения расследования экономических преступлений в современных условиях, выработать теоретические и практические предложения и рекомендации по ее совершенствованию и обеспечению противодействия негативным проявлениям на процесс расследования различных факторов объективного и субъективного характера в информационном плане. В настоящем параграфе диссертационного исследования рассмотрены в основном теоретические вопросы, связанные с информационным обеспечением органов предварительного следствия при расследовании экономических преступлений.
Практика борьбы с экономической преступностью убедительно свидетельствует о том, что эффективность этого вида деятельности наряду с другими факторами находится в прямой зависимости от используемых в ней средств и методов. Чем совершеннее эти средства и методы, т.е. чем больше они основаны на новейших достижениях научно-технической революции, тем точнее и быстрее решаются задачи, сопряженные с раскрытием и расследованием преступлений.
Всемерное использование результатов и средств научно-технической революции является необходимым условием дальнейшего совершенствования теории и практики борьбы с экономической преступностью. Среди них можно назвать и использование современных информационных технологий в деятельности органов предварительного следствия. Информационные технологии в современных условиях составляют ядро информационного обеспечения и являются неотъемлемой частью деятельности следователя по решению одной из главных задач: раскрытию и расследованию преступлений.
Исследованию проблем информационного обеспечения деятельности по раскрытию и расследованию преступлений посвящены работы видных ученых: Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкина, Волчецкой Т.С., А.И. Гаврилова, И.Ф. Герасимова, В.Я. Колдина, В.В. Крылова, А.В. Лапина, A.M. Ларина, В.П. Лаврова, И.М. Лузгина, В.М. Мешкова, В.А. Образцова, Н.С. Полевого, В.Л. Попова, М.В. Салтевского, М.Н. Хлынова, Н.П. Яблокова и других авторов.
Информационное обеспечение правоохранительных органов в борьбе с преступностью в целом, а органов внутренних дел в частности и в особенности, является необходимым условием их успешной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.
Для уяснения категории «информационное обеспечение уголовного процесса» имеет смысл рассмотреть такие категории, как: «обеспечение», «информационное обеспечение», которые в последние годы активно используются в различных областях науки.