Рефераты

Криминалистика и компьютерные технологии

p align="left">В настоящее время значение криминалистической регистрации определяется тем, что она:

1)позволяет быстро и достоверно устанавливать прежнюю судимость обвиняемого. При расследовании преступлений это всегда необходимо, поскольку имеет важное значение для характеристики личности обвиняемого и правильной квалификации содеянного;

2)способствует выявлению и задержанию разыскиваемых преступников. Лица, объявляемые в розыск, ставятся на пофамильный и дактилоскопический учет. Проверка по этим учетам всех подозреваемых и обвиняемых позволяет установить, не находится ли они в розыске, кем и когда объявлены, в чём обвиняются и в каком органе находятся документы с санкцией прокурора на арест;

3)облегчает раскрытие преступлений. Многие учеты, в том числе дактилоскопический, пулегильзотека, учет утерянного, изъятого, похищенного, добровольно сданного нарезного огнестрельного оружия и др. позволяют получить информацию, прямо указывающую на возможную причастности к преступлению конкретного лица, в отношении которого возникли подозрения;

4)содействует обнаружению и изъятию предмета преступного посягательства похищенного на кражах, грабежах, разбойных нападениях, убийствах и изнасилованиях, сопряженных с завладением ценностями. Именно в этих целях созданы криминалистические учеты похищенных, найденных и изъятых вещей, предметов старины и изобразительного искусства;

5)помогает устанавливать без вести пропавших и личность неопознанных трупов - по учетам неопознанных трупов и пропавших без вести;

6)ускоряет и облегчает проверку следственных и розыскных версий, например: версий, предусматривающих возможность совершения преступления.

Криминалистические учеты классифицируются по разным основаниям.

по объёму аккумулированной информации,

по групповой принадлежности учитываемых объектов,

форме и месту ведения.

По объему заложенной в учеты информации различают централизованные (федеральные) и местные (региональные). Централизованные учеты содержат информацию в масштабе всей стране, местные - в масштабе республики, края, области, округа.

По групповой принадлежности выделяют:

учеты людей и трупов,

учеты наиболее опасных преступлений,

учеты вещей и транспортных средств, похищенных при совершении преступлений,

4)учеты следов преступлений и иных вещественных доказательств.

По месту ведения учетов их подразделяют на ведущиеся в информационных центрах МВД, ГУВД, УВД и на те, которые хранятся в экспертно - криминалистических подразделениях. В информационных центрах занимаются общесправочными учетами: преступников, неопознанных трупов, без вести пропавших, похищенных вещей и др. При их ведении не требуются специальные приборы и экспертная подготовка. В экспертно криминалистических подразделениях ведутся в основном учеты различных следов и других вещественных доказательств, приобщаемых к уголовным делам. Для их реализации необходимы специальная экспертная аппаратура и познания специалиста - криминалиста.

По форме ведения учеты подразделяют на учеты, ведущиеся в форме: а) картотек (пофамильный, дактилоскопический, похищенных вещей и др.), б) коллекций (следов рук, орудия взлома, поддельных денег и документов и др.), в) альбомов (фотоснимков лиц, представляющих оперативный интерес, фотороботов разыскиваемых преступников).

Большинство учетов ведется на компьютерной основе, но некоторые ещё требуют ручной обработки (пофамильный, дактилоскопический).

Применяемые в практике борьбы с преступностью разновидности криминалистических учетов представлены на схеме.

§.2 Криминалистическая регистрация людей и трупов

Криминалистический учет живых лиц по сравнению с другими видами наиболее распространен. Учитываются арестованные и осужденные за совершенные преступления, неизвестные преступники, без вести пропавшие, подозреваемые в подделке медицинских рецептов на получение в аптеках наркотических веществ, владельцы и водители транспортных средств, неизвестные больные. Рассмотрим эти учеты и возможности их использования в расследовании.

Пофамильный и дактилоскопический учет. На федеральном учете (в ГИЦ МВД России) составляет:

а)осужденные на территории Российской Федерации к исключительной мере наказания - смертной казни и лишению свободы, независимо от состава преступления и срока наказания;

б)осужденные в иностранном государстве и переданные России для отбывания наказания в соответствии с договорами о правовой помощи по уголовным делам, независимо от вида наказания;

в)осужденные к ограничению свободы, в отношении которых судом вынесено определение о направлении в места лишения свободы;

г)осужденные к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, в отношении которых судом вынесено определение о направлении в места лишения свободы для отбывания наказания, назначенного приговором;

д)лица, объявленные в розыск органами безопасности и внутренних дел.

На местном учете (ИЦ МВД, ГУВД, УВД республик краев и областей, входящих в состав Российской Федерации) помимо указанных выше категорий значится также:

е)все осужденные, арестованные и привлеченные в качестве обвиняемых на территории республики, края, области независимо от состава преступления, срока и вида наказания, избранной меры пресечения;

ж)осужденные в других республиках, краях, областях к исключительной мере наказания, а также к лишению свободы, поступившие для исполнения приговора либо отбывания наказания в данную республику, край, область;

з) лица, совершившие преступления, материалы на которых без возбуждения уголовного дела направлены для применения мер общественного воздействия;

и) лица, совершившие общественно опасные деяния, помещенные по решению суда в психиатрические больницы для принудительного лечения, а также переданные на попечение родственникам или опекунам.

Основаниями для постановки на учет служат приговор суда, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, постановление органа следствия (дознания) или определение суда о заключении под стражу, постановление о заведении розыскного дела, постановление о передаче материала о преступлении без возбуждения уголовного дела для применения мер общественного воздействия.

Для формирования банка данных используются основные и корректирующие документы. К основным учетным документам относятся алфавитная карточка формы 1 на осужденного (арестованного), дактилоскопическая карта, розыскная карточка. Корректирующие документы включают извещение о движении осужденного (арестованного), уведомление о его помиловании, сообщение о внесении изменений в анкетные данные осужденного (арестованного), сообщение о смерти ранее судимого лица.

Учетные документы составляются на русском языке в течение 48 часов с момента поступления основания для постановки лица на учет. Заполнение учетных документов возглавляется на следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и тюрьмы, выполняющие функции СИЗО, исправительно-трудовые учреждения и спецкомендатуры, следователей органов внутренних дел, службы безопасности и прокуратуры, инспекции исправительных работ горрайорганов внутренних дел, паспортные отделы, суды.

Для проверки по пофамильному учёту применяется требование установленной формы, которое направляется в информационный центр по территориальности. Если имеются основания предполагать, что проверяемый привлекался к ответственности в другом регионе страны, то требование шлют также и в ГИЦ МВД РФ для проверки по федеральному учету.27 Результаты проверки отражаются на обороте указанных требований. Здесь приводятся сведения обо всех судимостях, изменениях приговоров, основаниях и времени освобождения по последней судимости, месте отбывания наказания с указанием почтового адреса. Запросы исполняются в течение трёх - пяти дней.

С пофамильным учётом тесно связан дактилоскопический. На него берут тех же лиц, что и на по фамильный. Постановка на дактилоскопический и по фамильный учет осуществляется одновременно. При этом на алфавитной карточке проставляется оттиск указательного пальца правой руки регистрируемого и дактилоскопическая формула. Поэтому при необходимости по алфавитной карточке можно легко найти дактилоскопическую карту проверяемого. Они в картотеке располагаются не по фамилиям, а по дактилоскопическим формулам - цифровому обозначению рисунков популярных узоров.

По одному экземпляру алфавитной карточки и дактилоскопической карты направляют в информационный центр местного МВД, УВД, а вторые -ГИЦ МВД РФ. Перед помещением в картотеку пальцевые узоры кодируются -выводится дактилоскопическая формула. Существенные изменения в дактилоскопический учет внесены Федеральным законом "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" от 3 июля 1998 г., введенным в действие с 1 января 1999 г. Согласно этому закону обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат граждане Российской Федерации:

а)призываемые на военную службу,

б)проходящие военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательство РФ предусмотрена такая служба,

в)проходящие службу в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности, органах внешней разведки, федеральных органах налоговой полиции, органах государственной налоговой службы, органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах и подразделениях судебных приставов органов юстиции, таможенных органов, органов государственной охраны, органов правительственной связи и информации,

г)спасатели профессиональных аварийно - спасательных служб и профессиональных аварийно - спасательных формирований Российской Федерации,

д)члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации РФ,

е)граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, неспособные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить эти данные иным способом невозможно,

ж)граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления либо осужденные за него, а также подвергнутые административному аресту, если установить их личность иным способом невозможно,

з)иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории страны, прибывшие в РФ в поисках убежища и подавшие ходатайство о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории РФ.

Обязательной дактилоскопической регистрации подлежат все неопознанные трупы.

Закон предусматривает добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию граждан страны. Она проводится по их письменному заявлению органами внутренних дел по месту жительства гражданина.

Государственная дактилоскопическая регистрация позволяет: - вести розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также содействовать подтверждению их личности;

- установить по неопознанному трупу личность погибшего;

-установить личности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, неспособных по состоянию здоровья или по возрасту сообщить о себе данные.

Она способствует раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, а также выявлению и предупреждению административных правонарушений.

Учет квалифицированных и особо опасных преступников осуществляется с помощью подсистемы "Досье". В ГИЦ МВД РФ она связана с централизированной фототекой лиц, поставленных на учет. На учет ставят подозреваемых, обвиняемых и осужденных, причем только тех лиц, которые входят в наиболее криминогенную группу правонарушителей:

а)бандиты, насильники, валютчики, контрабандисты, спекулянты, вымогатели, изготовители и сбытчики наркотиков, содержатели притонов, грабители, домушники, изготовители и сбытчики оружия, фальшивомонетчики, расхитители,фарцовщики, автоугонщики, убийцы, медвежатники, антиквариатчики, мошенники, взяточники, террористы, проститутки, рэкетиры и др.;

б)совершившие преступления, отличающиеся следующими признаками: межрегиональной направленностью, профессионализмом исполнения, серийностью, исключительной дерзостью, особой жестокостью, цинизмом в отношении детей, государственных деятелей, депутатов, сотрудников правоохранительных органов.

При постановке на учет особое внимание уделяется подозреваемым, обвиняемым или осужденным в связи с совершением насильственных преступлений, финансовых и валютных афер, контрабанды, коррупции, квалифицированных краж, хищений из металлических хранилищ, краж автотранспорта, хищений производственных ресурсов и грузов на транспорте, преступлений против общественной безопасности и правосудия, а также изготовлением, сбытом, хранением, транзитом наркотиков.

Основанием для постановки на учет служат постановления: о возбуждении, выделении, передаче уголовного дела, о соединении уголовных дел, о привлечении в качестве обвиняемого (подозреваемого), о заключении под стражу, о заведении розыскного дела, а также приговор суда. При постановке лица на учет заполняется информационная карта, где указываются анкетные и паспортные данные, образование, профессия, владение иностранными языками, когда и за что судим, преступные связи и другие сведения. Учет ведется на компьютерной основе.28

Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей. Учету подлежат:

а) лица, исчезнувшие без видимых к тому причин, место нахождения и судьба которых остаются неизвестными; б) несовершеннолетние, самовольно ушедшие из дома, бежавшие из школ-интернатов, детских домов и других учреждений, в которых они содержались; в) душевно больные, ушедшие из дома или медицинского учреждения; г) лица, покинувшие без ведома администрации дома инвалидов и престарелых; д) неопознанные трупы граждан; е) лица, находящиеся в психоневрологических и других лечебных стационарах, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, которые в силу состояния здоровья не могут сообщить о себе никаких данных.

Для формирования картотек (в ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ) и банка данных для автоматизированного учета (в ГИЦ МВД РФ) используется

формализованная опознавательная карта единого образца. Составляется она оперативным работником, в производстве которого находится розыскное дело.

На неопознанный труп и неизвестного больного заводится ещё и дактилокарта в двух экземплярах. Один экземпляр опознавательной карты и дактилокарты направляют в территориальный информационный центр, а второй - в ГИЦ МВД РФ.

В опознавательной карте отмечают фамилию, имя, отчество, дату рождения (для без вести пропавших), возраст, рост, расовый тип, давность смерти (для неопознанного трупа), приметы, татуировки, физические недостатки, размер обуви, окружность головы и размер головного убора, состояние зубного аппарата, описание внешности, одежды и другие сведения. При необходимости проверки по данному учёту заполняется опознавательная карта и направляется в соответствующий ИЦ.

Учёт лиц объявленный в розыск. На учёт берутся лица: 1) совершившие противоправные действия и скрывающиеся от следствия и суда; 2) бежавшие из под стражи; 3) условно осужденные и условно досрочно освобожденные; 4) уклоняющиеся от выплаты денежных сумм по искам предприятий и организаций либо граждан (неплательщики алиментов); 5) исчезнувшие без видимых к тому оснований (без вести пропавшие).

Для постановки на учет необходимо заведение розыскного дела. Его заводят не позднее 10 (на без вести пропавших - 5) суток с момента принятия решения следователем, прокурором, судом о розыске виновного лица или подачи заявления о розыске без вести пропавшего. Одновременно с этим заполняются учетно-регистрационные документы: розыскная карточка, сторожевой листок, статическая карточка на розыскное дело и лицо. На без вести пропавшего оформляются ещё и два экземпляра опознавательной карты (один - один для местного информационного центра, второй - для ГИЦ МВД РФ). Сторожевые листки помещают в картотеки адресных бюро, а розыскные, статические карточки - в соответствующие картотеки информационных центров.

В ГИЦ МВД РФ централизованный учет разыскиваемых лиц проводит автоматизированная система " ВР - оповещение". Она позволяет выпускать готовый к типографскому тиражированию розыскной циркуляр и розыскные карточки. Циркуляр и карточки тиражируются в централизованном порядке и рассылаются в информационные центры МВД, УВД России и стран СНГ, а также Балтии и Грузии. Письменные запросы на проверку по этим учетам исполняются в течение суток с момента поступления в ИЦ, а телефонные - сразу во время обращения.

§3. Криминалистический учет преступлений и похищенного имущества

При расследовании преступлений очень важно выявить те, которые совершены аналогичным способом. Для этого существует учет квалифицированных и особо опасных видов преступлений: насильственных, квалифицированных краж, угонов автотранспорта, организация преступной деятельности, фальшивомонетничество, подделка документов, хищение производственных ресурсов, сырья и др.

В качестве объектов учета квалифицированных и особо опасных преступлений выступают: умышленные убийства, половые преступления, угроза убийством, бандитизм, диверсия, разбой, захват заложников, террористические акты, тяжкие телесные повреждения, истязания, злостные хулиганства, вымогательства.29 В зависимости от практической потребности перечень учитываемых преступлений может изменяться. На учет ставятся как нераскрытые, так и раскрытые преступления.

Первичная информация о преступлении, подлежащем постановке на учет, содержится "в идентификационной карточке на насильственное преступление ". В ней отражаются сведения о событии преступления, его составе, обстоятельствах и мотивах совершения, способах насильственных действий, приметах подозреваемых. При заполнении карточки используются материалы уголовного дела, оперативные данные уголовного розыска, сведения следственных изоляторов и др. Если уголовное дело содержит несколько эпизодов или по нему выявлено несколько соучастников, то по каждому эпизоду (соучастнику) составляется отдельная информационная карта. Учет ведется с применением ЭВМ.

Учет похищенного, изъятого, утерянного, найденного и сданного оружия проводится в целях содействия раскрытию преступлений, совершаемых с использованием огнестрельного оружия. На учёте находится боевое, охотничье и спортивное нарезное оружие, гранатометы, огнемёты, портативные ствольные и реактивные артиллерийские снаряды, взрывные устройства дистанционного, электромеханического и ручного управления. На оружие заполняется идентификационная карточка, в которой отмечают название, вид, модель, серию, номер, калибр, год выпуска, изготовителя, особые приметы, причины постановки на учет, правоохранительный орган, на территории которого произошло событие, место и дату утраты или обнаружения, категорию лица, утратившего оружие (работник милиции, военнослужащий, ВОХР и др.), принадлежность оружия, фабулу дела. На каждую единицу оружия заполняют два экземпляра идентификационной карточки, один из которых направляется в территориальный ИЦ, второй - в ГИЦ МВД РФ.

При наличии на изъятом оружии следов спиливания, зачистки или забивания номера, серии, года выпуска, а также в тех случаях, когда эти обозначения выражены неясно, оружие отправляют в экспертно-криминалистическое подразделение для их восстановления. Оружие ставят на учет не позднее двух суток с момента поступления сведений об его изъятии или утрате либо после получения ответа из экспертно-криминалистического подразделения о восстановлении обозначений на оружии.

Учёт оружия в территориальных информационных центрах проводятся в ручную, а ГИЦ МВД РФ - на компьютерной основе (подсистема "Оружие "). При постановке оружия на учет информационные центры высылают заинтересованному органу справку, которая приобщается к уголовному делу или иному материалу. Проверки производятся как по письменным требованиям (в течение суток), так и по электронным каналам связи.

Учет похищенного и угнанного транспорта нужен для повышения эффективности оперативно-розыскных мероприятий по обнаружению похищенных или бесхозных автотранспортных средств. Он применяется также при регистрации автотранспорта в подразделениях ГИБДД. Учет автоматизирован (система "Автопоиск"). Этим учетом охвачен весь легковой и грузовой автотранспорт отечественного и импортного производства всех известных моделей и марок.

Для регистрации похищенного, угнанного, выявленного и обнаруженного автотранспорта заполняется идентификационная карточка, в которой отмечаются: вид транспорта, марка, модель, государственный номерной знак, номер двигателя, шасси, цвет, отличительные признаки, надписи, рекламные наклейки, повреждения, следы ремонта кузова, дата хищения (угона), место угона или обнаружения автотранспорта, его принадлежность (наименование учреждения, Ф.И.О. владельца, адрес), номер технического паспорта и водительское удостоверения, причина постановки на учёт, орган, на территории которого произошло похищение или угон.

Основанием для постановки на учёт служит заявление (сообщение) о хищении (угоне) либо обнаружении автотранспортного средства. Информация об этом через дежурную часть органа внутренних дел немедленно передаётся в ГИЦ МВД РФ и в ИЦ республики, края, области.30 Карточки направляются в информационные центры только в случае возбуждения уголовного дела. Один экземпляр карточки приобщается к его материалам, а второй передается в территориальный ИЦ, где и отражается в местном учёте. Обработанная карточка отправляется в ГИЦ МВД РФ для постановки на федеральный учет.

Разыскиваемый автотранспорт снимается с учёта после его обнаружения или прекращения уголовного дела. Если обнаружен бесхозный автотранспорт, он подлежит снятию с учета по истечении двух лет.

Учет похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей организован в целях содействия раскрытию преступлений, связанных с их хищениями. На учёте состоят похищенные и выявленные предметы, представляющие историческую, художественную или научную ценность: а) археологические находки, предметы древности; б) антропологические и этнографические предметы; в) исторические реликвии (геодезические карты, нагрудные знаки - ордена, медали, марки, рукописи, редкие печатные документы, редкие книги, религиозные фотографии, репродукции факсимильные); г) художественные произведения (живопись, графика, рисунки, скульптуры, миниатюры, иконы); д) предметы прикладного искусства (посуда, вазы, часы, столовые приборы, украшения, предметы женского и мужского туалета, ларцы, лари, шкатулки, табакерки, мебель, предметы культовых обрядов, оружие, музыкальные инструменты).

Чтобы охарактеризовать предмет антиквариата, заполняется идентификационная карточка, в которой отражаются следующие данные: 1) вид антиквариата, название предмета, автор, время изготовления (век, год), размер, вес, оценочная стоимость, принадлежность (музей, мечеть, гражданин России и т.д.), место или способ приобретения (антикварный магазин, наследство и т.п.), сюжет (например, батальная сцена), стиль, манера (реализм, абстракционизм, готика и т. д.), техника исполнения предмета, колорит, материал, оформление (оклад, чехол и т. д.), отделка (позолота, серебрение и т.д.), надписи, имеющиеся на предмете и его краткое описание (форма, композиция, характерные детали), дефекты, особые приметы, причина заполнения (хищение, пропажа и т.д.), дата, способ и место хищения или изъятия (район, городской отдел или управление внутренних дел).

Идентификационная карточка используется как для постановки на учёт похищенных или выявленных предметов, так и для коррекции первоначальной информации, снятия с учета и для исполнения запросов. На каждый предмет заполняется два экземпляра карточки (оригинал и копия). К оригиналу прилагается фотография либо эскизный рисунок предмета антиквариата. Карточки составляют следователь, сотрудник таможни, оперативный работник, проводивший изъятие. Копия карточки остается в деле (уголовном или оперативно - поисковом), а ее оригинал не позднее семи суток после возбуждения уголовного дела или получения сведений об утрате предмета должен быть отправлен в территориальный центр для обработки и затем в течение суток последовать в ГИЦ МВД РФ.

Картотеки ведутся и вручную, и с использованием ЭВМ. В ГИЦ МВД РФ учёт полностью автоматизирован ("Антиквариат"). Чтобы проверить правильность учёта, ГИЦ ежегодно делает распечатку списков состоящих на федеральном учёте предметов антиквариата и рассылает их в ИЦ МВД, ГУВД, УВД. Там проводится необходимая сверка, и в ГИЦ дается ответ с учетными документами на предметы антиквариата, которые нужно поставить на учёт или снять с него.

При обращении к учёту выдаются сведения об идентификационных признаках предметов антиквариата, инициаторе их розыска, месте и способе хищения, данные о владельце и др. Проверка производится по телетайпу, телефону и письменным запросам. Последние выполняются в течение суток.

Учёт похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей предусмотрен для облегчения розыска таких документов и вещей, имеющих индивидуальные номера или характерные признаки. На централизованный учёт в ГИЦ МВД РФ принимают бумаги общегосударственного обращения, поставленные на учет в территориальных ИЦ.

На каждый документ или вещь заполняют карточку, в которой указывается: номер уголовного дела, код органа, на территории которого произошло хищение, изъятие, конфискация, место утраты, наименование предмета (например, фотоаппарат " Зенит "), страна - изготовитель, серия, номер, владелец документа, принадлежность (музей, церковь, гражданин РФ и т.д.), надписи, имеющиеся на предмете, его краткое описание, дефекты, особые приметы, причины заполнения (хищение, пропажа).

Регистрационная карточка используется для постановки документа или вещи на учет, для коррекции первоначальной информации, снятия с учета и для ответа на запрос при проверке. Два экземпляра учетной карточки направляются в информационный центр по территориальности. Здесь производится проверка по уже имеющемуся учету, а затем один экземпляр помещается в свою картотеку, а второй подлежит отправке в ГИЦ МВД РФ. Копии учетных документов остаются в уголовном деле.

Запросы преследуют цель установления, не состоит ли проверяемый документ (вещь) на учете, кем и в чем был поставлен, кто владелец. При обнаружении, что выявленный предмет значится утраченным, немедленно нужно известить орган, поставивший его на учет, а также тот, который выявил предмет.

Номерные вещи с учета снимаются в случае определения их принадлежности, раскрытия преступления, прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления, по истечении срока давности либо двух лет с момента изъятия у преступника предмета, принадлежность которого не установлена.

§4 Автоматизация учетов

Специализированные программы, прежде всего, предназначены для автоматизации учетов, поскольку компьютеризация существенно повышает оперативность и эффективность криминалистических информационно-поисковых систем (ИПС), увеличивает их функциональные возможности.31 Накопление и обработка информации для оперативно-справочных учетов осуществляется в ГИЦ МВД РФ в Федеральном банке криминальной информации (ФБКИ) и в ИЦ МВД, ГУВД, УВД - в Региональных банках криминальной информации (РБКИ) с помощью поэтапно внедряемых специализированных ИПС, ФБКИ и РБКИ представляют собой единую информационную структуру, являющуюся одним из основных компонентов информационно-вычислительной сети общего пользования органов внутренних дел (ИВС ОВД).

В централизованном автоматизированном учете особо опасных (квалифицированных) преступников (рецидивисты, гастролеры, организаторы преступных групп, авторитеты уголовной среды) накопление и обработка информации осуществляются с помощью системы «Досье», которая информационно связана с централизованной фототекой (фотографии лиц, поставленных на учет) и видеотекой (видеозаписями лиц).

В настоящее время в России ведутся многочисленные разработки программно-технических комплексов автоматизированных дактилоскопических информационных систем (АДИС) на базе серийных ПЭВМ и устройств ввода изображения типа «сканер» или телекамер.32

Несколько систем выбрано для апробации в ОВД. Одна из них - «Папилон» испытывается в ГИЦ МВД РФ и позволяет производить проверку не только по дактилокартам, но и по следам, причем качество следов может быть улучшено путем обработки изображения. Опытное использование системы показало, что на каждые 1000 дактилокарт и 100 следов она дает около 20 раскрытых преступлений. Альтернативная система «Узор» установлена сейчас в ЭКУ ГУВД Москвы. В ее комплект входит бескрасковое устройство для дактилоскопирования. Эксплуатация системы в течение двух лет в одном из окружных управлений внутренних дел Москвы показала ее высокую эффективность и оперативность.

Подобные дактилоскопические системы в основном предназначены для местных органов, поскольку при обработке слишком больших массивов информации скорость этой обработке заметно снижается, и возникают ошибки.

В составе автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС) «Криминал-И», которая используется для ведения учета правонарушений и преступлений, совершенных иностранными гражданами, ЛБГ и гражданами России, постоянно проживающими за границей, функционируют пять подсистем: «Административная практика» несет информацию о фактах административных правонарушений, допущенных иностранцами и ЛБГ на территории России; «Преступление» - о тех же лицах, совершивших преступления; «Дорожно-транспортное нарушение» («ДТП-И») позволяет собирать, обрабатывать, хранить и выдавать оперативно-справочную и аналитическую информацию об иностранцах и ЛБГ - участниках дорожно-транспортных происшествий (ДТП); «Розыск» - о находящихся в розыске и разысканных; «Наказание» - о находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории России.
33

Учет похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей осуществляется с помощью системы «Антиквариат».

Учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта ведется в рамках АИПС «Автопоиск» и АИПС «Розыск» (ГИБДД МВД России).

Параллельно продолжается эксплуатация универсальной системы автоматизированных банков данных, которая функционирует в двух уровнях: общесоюзном (АБД «Центр» в ГИЦ МВД РФ) и региональном (АБД «Республика-Область» в ИЦ МВД-УВД). АБД включает сведения: об особо опасных рецидивистах, лицах, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления; нераскрытых преступлениях; номерных вещах; предметах антиквариата; похищенном и угнанном автотранспорте; огнестрельном оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах; наркотических веществах.

Все эти сведения размещаются на четырех типах информационно-поисковых карт: ИПК ПЭ - на подучетное лицо; ИПК НП - на нераскрытое преступление; ИПК-В - на вещь; ИПК-Р - на оружие. Система АБД дает возможность комплексной обработки данных на основе современной информационной технологии, но, к сожалению, в ней из-за универсальности весьма ограничено и фрагментарно представлена собственно криминалистически значимая информация.

Этот недостаток отсутствует в криминалистических информационных системах (КАИС), нацеленных на решение сравнительно узкого круга задач, а, следовательно, на более детальное их информационное обеспечение. К ним относятся системы, обслуживающие ряд криминалистических учетов, в частности, для учета гильз - «Гильза», поддельных денежных билетов -«Девиза-М», или поддельных рецептов на наркотические средства - «Рецепт». К этому же типу относится КАИС, предназначенные для раскрытия многоэпизодных уголовных дел, например, «Сейф», служащая для информационного обеспечения расследования и раскрытия преступлений, связанных с хищениями из металлических хранилищ. Порядок заполнения информационных карт в этом учете максимально приближен к последовательности осмотра места происшествия или изучения вещественных доказательств.

В качестве примера рассмотрим функционирование КАИС «Сейф». Сведения, полученные в ходе первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также экспертиз и исследований, заносятся в информационную карту №1 и затем вводятся в базу данных ПК, после чего автоматически происходит выделение серии схожих между собой преступлений. Далее внимательно изучаются выбранные уголовные дела и собранная информация заносится в информационную карту №2 уже на серию преступлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на указанное в настоящей дипломной работе применение компьютерных технологий, при раскрытии расследования преступлений имеется ряд существенных проблем в данной сфере:

1.Необходимо развивать и совершенствовать правоприменительную практику и исследовательскую работу в применении компьютерных технологий при раскрытии и расследовании преступлений.

2.Создать целостную систему обучения. Обеспечить подготовку высококвалифицированного кадрового состава правоохранительных органов, суда и прокуратуры в связи с применением компьютерной техники при расследовании различных преступлений.

Увеличить бюджетное финансирование работ по созданию правовой организационной и технической базы информационных технологий.

Внести изменения и дополнения в связи с несовершенством отдельных норм действующего УПК - ликвидировать разночтения терминов и категорий в законодательных актах и закрепить законодательно определения терминов в сфере высоких технологий.

Вести единый учет правонарушений совершенных с использованием средств информации. Обеспечить жесткое взаимодействие соответствующих органов, а не эпизодический обмен информацией о ситуации в сфере компьютерных преступлений и эффективное взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных стран.

Кроме того, необходима радикальная реконструкция высшего юридического образования. Считаю необходимым, сформировать на заочном отделении отдельные академические группы из лиц с высшим техническим образованием, уже знакомых с элементами программирования и владеющих компьютерной техникой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Уголовный кодекс РФ, принят 26 мая 1996, одобрен 5 июня 1996, введен в действие 1 января 1997, С. 143-145.

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации, и защите информации». Комментарий М., 1996.

Информационное письмо Экспертно - криминалистического центра МВД РФ № 37/3-3168 от 6 июня 1997 «О результатах деятельности экспертно - криминалистических подразделений органов внутренних дел в 1996 По обеспечению технической оснащённости и автоматизации экспертной деятельности, аналитического оборудования, расходных материалов и программных продуктов, рекомендованных для приобретения за счёт средств МВД, УВД и местных бюджетов».

Приказ МВД РФ от 31 августа 1993 № 400 «О формировании и введении централизованных оперативно - справочных, розыскных, криминалистических учётов, экспертно - криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел РФ».

Приказ МВД РФ от 1 июня 1993 № 261 «О повышении экспертно - криминалистического обеспечения и расследования преступлений».

Приказ МВД РФ от 30 ноября 1989 № 300 «О повышении эффективности деятельности экспертно - криминалистических подразделений органов внутренних дел».

А.И. Винберг. Общая характеристика методов экспертного исследования. М.1997.

Габитоскопические системы в розыске и опознании лиц по признакам внешности Ижевск М.,2000 .

Г.Л. Грановский Основы трасологии М., 1974.

Деятельность ЭКП по применению экспертно-криминалистических методов и средств в расследовании преступлений. М., 1996. С. 80-92.

11. Доказательства в судебных делах по компьютерным преступлениям/ В.Е. Горбатов., О.Ю. Полянская Управление защитой информации., 1997 т. 1 р. 2

12.Доказательственное значение фотографических значений В.М. Тертышник, М.А. Слинько М.,2000.

13.Защита компьютерной информации / Б.Ю. Анин - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 2000. С.384 .

14. Закатов А.А., Ю.Н. Оропай Использование научно - технических средств и специальных знаний в расследовании преступлений РИО МВД УССР.Киев.1980.

15.Использование компьютерной информации при расследовании преступлений в сфере экономики. С.П. Сереброва // Российский следователь 4 2000.

16.Информационные процессы и структуры в криминалистике / В.Я. Колдин, Н.С. Полевой М., 1985 С. 35. (НОРМА-ИНФРА).

17.Квалификация информационных преступлений / А.Л. Савенюк Управление защитой информации. - 1999 т. 3 р 4.

18.В.Е. Колдин Информационные процессы и структуры кримина-листики М., 1998.

19.Компьютерная преступность и информационная безопасность, г. 4 / Под общ. ред. А.П. Леонова - Минск: АРИЛ, 2000.

20.Компыотерное право: практическое руководство / В.М. Машуков Львов: 1998. С. 256.

21. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность / Ю.М. Батурин, А.М, Жодзинский М.: Юрид. лит., 1991.

22.Компьютерные преступления: способы совершения, методики расследования / В.Б. Верхов М.: Право и закон. 1996.

23 .Компьютерные преступления и обеспечение безопасности ЭВМ / Проблемы преступности в капиталистических странах. М.,ВИНИТИ, 1983, 6. С. 3-6.

24.Криминалистика учебник / Под ред. Р.С Белкина М. Изд. группа НОРМА-ИНФРА 2001.

25.Криминалистика учебник / Под ред. Н.П. Яблокова М., 2000.С. 95. 26.Криминалистика учебник /Под ред. А.Г. Филиппова М., 1999. С. 87. 27.Криминалистика учебник / Под ред. Е.Р. Российской М.,1999. С. 63.

28.Криминалистика учебник / Под ред. Е.П. Ищенко М., 2000. С. 58.

29.Криминалистика учебник / Под ред. А.И. Волынского М., 2000. С. 78.

30.Криминалистика учебник / Под ред. И.О. Герасимова и Л.Я. Дранкина М., 2000. С.82

31 .Криминалистика учебник / Под ред. В.А. Образцова М., 2000. С.79.

32.Криминалистика XXI век т. 2 р. 4 ГУ ЭКЦ МВД России. М., 2001.

33.Криминалистика XXI век т 2 р. 4 Проблемы информатизации экспертиз и учетов М., 2001.

34.Осмотр компьютерных средств на месте происшествия / М.В. Салтевский, М.Г. Щербаковский, В.А. Губанов Методическое пособие. Харьков, 1999.

35.Расследование преступлений в сфере информации / В.В. Крылов / М., 1998.

36.Специальная техника контроля и защиты информации / В.И. Кащеев Системы безопасности. М., 1995, 1. С. 51-73.

37.Становление российской криминалистики и ее выдающийся представитель Е.Р. Буринский Н.П. Яблоков // Вестник МГУ Серия 11, право - 5, 1998.

38.Судебная экспертиза / А.М. Зинин, Н.П. Майлис

39.Теория и практика борьбы с компьютерной преступностью / В.Е. Козлов М., 2002. С. 336.

40.Толковый словарь современной компьютерной лексики СПб БХВ,1999.

41.А.Р. Шляхов Правовые и методические проблемы судебной экспертизы 1974.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты