p align="left">При определении структуры преступности вся преступ-ность (П) берется за 100%, а интересующий нас вид (группа) преступлений (В п) принимается за икс (X). Отсюда искомый показатель выводится по такой формуле:
Он выражается в процентах и характеризует преступ-ность с качественной стороны.
Структура преступности может быть построена по со-циально-демографическим, уголовно-правовым и крими-нологическим группировочным основаниям. Сколько и какие такие основания надо учитывать, решает исследова-тель. Важно, чтобы они были объективными и способство-вали реальной действительности, а также максимально способствовали решению стоящей перед исследователем задачи.
Структура преступности возможна и по следующим кри-минологическим группировочным признакам: по разным сферам хозяйственной деятельности, где совершены пре-ступления; по характеру межличностных отношений (в сфере служебных, семейных, бытовых отношений); по от-дельным регионам страны (таким путем мы определяем так называемую «географию» преступности); по доминирующей антисоциальной мотивационной направленности личности преступников (насильственные, корыстные преступления); по месту и времени совершения преступлений; по характе-ру взаимоотношений виновных и потерпевших и т.д.
Динамика преступности -- показатель, отражающий ее движение во времени. Поскольку преступность подвер-гается непрерывным изменениям, постольку исследовате-лям (практикам и ученым) необходимо знать не только уровень и структуру преступности на конкретную дату, но и движение названных показателей в течение определен-ного времени. Достигается это путем установления отноше-ния уровня и структуры преступности настоящего либо иного периода времени к ее уровням и структуре за пред-шествующие периоды. Поэтому данный показатель явля-ется комплексным. Он характеризует преступность с коли-чественной и качественной стороны.
На динамику преступности оказывает влияние ряд со-циальных и правовых факторов, а именно:
изменение социально-экономических условий жизни общества;
состояние и характер тех социальных явлений и про-цессов, которые детерминируют преступность;
-- складывающаяся демографическая ситуация в стране и отдельных ее регионах (рост рождаемости и смертности населения, изменение его возрастной структуры, активизация миграции граждан из других мест, например, под влиянием интенсивного промышленного освоения региона и т.д.);
- изменения уголовного законодательства (кримина-лизация -- введение в УК новых составов преступлений или декриминализация -- отмена уже имеющих-ся составов либо частичное изменение их конструк-ций);
-- состояние и меры эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности (повыше-ние и снижение активности органов уголовной юстиции в широком смысле слова, несовершенство реги-страции преступлений и т.д.).
40. Поняття латентної злочинності. Латентність злочинності: природна і штучна.
Латентність злочинності -- ознака, яка відображає існування в країні тієї реальної ситуації, коли певна частина злочинності зали-шається неврахованою. В усіх державах фактична злочинність пе-ревищує ту кількість злочинів, які зареєстровані їх органами. За межами обліку залишається латентна (прихована) злочинність, так звана «темна цифра» злочинності.
більш пра-вильно розглядати латентну злочинність як сукупність фактично вчинених злочинів, які, однак, не були виявлені або внаслідок інших обставин не стали відомими правоохоронним і судовим органам, відомості про які в зв'язку з цим не знаходять відображення в офіційній кримінально-правовій статистиці. Латентна злочинність у кримінологічному аспекті (в нашому розумінні, означеному вище) -- це сукупність не виявлених і не включених в статистичну звітність злочинів. Під латентною зло-чинністю в криміналістичному значенні розуміються не виявлені і не розкриті злочини. Латентну злочинність у кримінально-процесуаль-ному значенні становлять ті злочини, вчинення яких не потягло за собою виникнення юридичних наслідків -- порушення і вирішення кримінальної справи в порядку кримінального судочинства.
В структуре латентной преступности по механизму ее образования можно выделить четыре разновидности.
Первая охватывает собой совокупность преступлений, о факте совершения которых ни правоохранительным орга-нам, ни представителям администрации предприятий, организаций и учреждений, ни отдельным гражданам ни-чего не известно. О преступном событии знает только винов-ный и его сообщники, не заинтересованные в разглашении сведений о нем.
Вторую разновидность латентной преступности состав-ляет большой массив преступлений, которые, хотя и из-вестны должностным лицам -- руководителям соответству-ющих подразделений или учреждений, отдельным граж-данам, -- но ни те, ни другие не сообщают о них в соответ-ствующие органы. Третью разновидность латентной преступности обозна-чают иногда термином «пограничные ситуации». Она пред-ставляет собой группу тех преступлений, информация о которых стала известна правоохранительным органам, но конкретный работник которого ошибочно, добросовестно заблуждаясь, либо не имея достаточной профессиональной подготовки, дал неправильную юридическую оценку дея-нию, не усмотрел в нем признаков состава преступления, в связи с чем оно оказалось вне статистического учета.
И последнюю разновидность латентной преступности составляют те преступления, которые стали известны пра-воохранительным органам, но их представитель по различ-ным соображениям не регистрирует их.
41. Характеристика сучасної злочинності в Україні та її особливості.
II. 1978-1983гг.- значительный рост преступности, 237 тыс преступлений, прирост +9
III. 1984- 1988 гг. относительная стабилизация, 237 тыс преступлений, прирост +0,6
IV. 1989-1995 гг.- стремительный рост преступности, преступность возросла в 2,6 раза по сравнению с предыдущим периодом, прирост +15, 1
V. 1996-1999 гг.- стабилизация и уменьшение преступности, колличество преступлений 559 тыс, коэфициэнт прироста -3,4.
42. Поняття причин і умов злочинності як соціального явища.
43. Кримінологічна характеристика профілактичної діяльності.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ или иначе называемая - ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ. Эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими.
По своей сути предупреждение преступности - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.
Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.
Все рассмотренные основные элементы предмета криминологии:
1. органично взаимосвязаны;
2. изучаются не только этой наукой.
Например, преступность может привлекать внимание социологов при исследовании ими социальных отклонений; проблема личности преступника имеет наряду с криминологическим криминалистический, оперативно-розыскной и другие аспекты; вопросы, связанные с предупреждением преступности путем назначения и исполнения наказания, изучаются в уголовном и исправительно-трудовом праве.
В общем виде такая специфика проявляется в следующем:
1. Криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность.
2. Специфика криминологического познания состоит и в том, что в нем делается выраженный акцент на причинном объяснении изучаемых этой наукой социально-правовых явлений и процессов.
3. Во главу криминологических исследований ставится задача предупреждения преступности.
4. Криминология принимает участие в разработке не только правовых, но и иных по содержанию средств борьбы с преступностью, ее предупреждения (социально-экономических, культурно-воспитательных и т.д.).
Некоторыми отечественными учеными предмет криминологии дополняется историей криминологической науки, организацией и методикой изучения преступности, криминологическим прогнозированием и т.п. В настоящее время этот вопрос остается открытым и мы позволим себе лишь наблюдать за его решением, определив устоявшееся и апробированное представление о криминологии как социально-правовой науке, которая изучает сущность, закономерности и формы проявления преступности, ее причины и иные детерминанты, личность преступника и других категорий правонарушителей, могущих встать на преступный путь, а также систему предупреждения преступности и на этой основе разрабатывает общую теорию предупредительного воздействия на преступность и меры криминологической профилактики.
Криминология - самостоятельная социально-правовая (социолого-правовая) наука. В ее предмете выделяются по содержанию четыре основные составные части, четыре группы изучаемых социальных явлений:
· преступность;
· личность преступника;
· причины и условия преступности (детерминанты);
· предупреждение (профилактика) преступности.
44. Класифікація профілактичних заходів.
По уровню, различаются меры:
общесоциальные, специально-криминологические и индивидуальные.
По масштабу применения меры преду-преждения преступности делятся на общегосударственные, региональные, локальные и индивидуальные.
По содержа-нию: экономические (например, снижение безработицы); политические (защита конституционных прав граждан); социальные (повышение заработной платы, защита инте-ресов малообеспеченных слоев населения); организационно-управленческие (совершенствование деятельности право-охранительных органов); культурно-воспитательные (ува-жение к праву, к закону); правовые и иные меры (демогра-фические, медицинские, технические, технологические и т.д.).
По моменту применения: меры криминологической профилактики с ее подвидами; меры предотвращения и меры пресечения.
По субъектам деятельности: меры, при-меняемые специализированными государственными орга-нами и их подразделениями (органы внутренних дел, орга-ны прокуратуры, органы службы безопасности, таможен-ного контроля, органы налоговой милиции и др.); обще-ственными организациями и гражданами.
По механизму действия: меры, упреждающие, ограничивающие, устра-няющие негативные явления и процессы; меры защиты; меры переубеждения; принуждения; предосторожности; меры помощи и др.
Как интегративная система организованного противо-действия преступности, объединяющая различные преду-предительные меры, предупреждение преступности осу-ществляется на трех уровнях: общесоциальном, специаль-но-криминологическом и индивидуальном.
Общесоциальное предупреждение преступности -- это такие всесторонне обоснованные экономические, социаль-ные, политические, идеологические, культурно-воспита-тельные, организационно-управленческие, правовые и иные по характеру меры, которые разрабатываются и осу-ществляются в государстве с целью ослабления и устране-ния деструктивных явлений и процессов, обусловливающих преступность. Меры общесоциального предупреждения внедряются через государственные и региональные планы социально-экономического развития. Предупредительный потенциал этих мер состоит в том, что их реализация умень-шает социальные противоречия, криминогенное противо-стояние различных слоев населения, снижает уровень безработицы, повышает стандарт жизни людей, создает необходимые условия для легализованного получения до-статочных доходов граждан, содействует построению креп-кого фундамента нормального функционирования всех социальных сфер, воспитанию и контролю над несовершен-нолетними и молодежью, оздоровлению морального кли-мата в обществе, закреплению приоритетности общечело-веческих ценностей и благ, соблюдению демократических основ и т.п.
Специально-криминологическое предупреждение пре-ступности -- это совокупность мер, направленных на упреждение, выявление, ограничение и устранение нега-тивных явлений и процессов, порождающих преступность, и недопущение совершения преступлений на различных стадиях преступного поведения, т.е. на стадиях возникно-вения умысла и принятия преступного решения, приготов-ления и покушения. Преступное поведение имеет свое начало, развитие и за-вершение. Важно не допустить как формирование умысла, преступного намерения, так и совершение самого преступ-ления.
Индивидуальное предупреждение преступлений -- раз-новидность предупреждения преступности путем осущест-вления предупредительной работы с конкретными лицами. В основе таковой лежат обоснованное предположение, про-гноз и правовые основания, что поведение тех или иных лиц свидетельствует о реальной возможности перехода их на пре-ступный путь. Устранение опасности вероятности соверше-ния ими преступлений -- главная задача индивидуального предупреждения. На практике оно сводится к выявлению лиц, склонных к совершению преступлений, оценке вероят-ности такового, оказанию на них позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступлений.
45. Профілактична діяльність, яка здійснюєтъся правоохоронними органами.
К числу субъектов, для которых предупреждение пре-ступности является одной из главных функций в сфере правоохранительной деятельности, относятся правоохра-нительные и правоприменительные органы, их службы и специализированные подразделения: органы прокуратуры, внутренних дел, юстиции, службы безопасности Украины, таможенные органы, органы охраны государственной гра-ницы, органы государственной налоговой администрации и ее службы, органы государственной системы исполнения наказаний Украины, государственная контрольно ревизи-онная служба, органы рыбоохраны, государственная лесная охрана, иные органы и службы, которые осуществляют также и функции предупреждения преступности.
Органы прокуратуры. Можно вы-делить такие направления такой деятельности: 1) Крими-нологический анализ преступности и участие на этой осно-ве в разработке мер по предупреждению преступности. 2) Надзорная функция прокуратуры, служащая целям предупреждения преступ-ности. Криминологический аспект в обще надзорной работе прокуратуры состоит в контроле за тем, чтобы претворялись законы, программы, постановления именно о предупреж-дении преступности. 3) Участие в комплексном планирова-нии и разработке мероприятий по предупреждению пре-ступности, в содействии при составлении планов преду-преждения преступлений и иных негативных явлений и процессов, их порождающих. 4) Активизация деятельности общественности по предупреждению преступности. 5) Ор-ганизация криминологической осведомленности населения о преступности и правовой пропаганды и участие в таких мероприятиях. 6) Координация предупредительной дея-тельности правоохранительных органов, что позволяет придать ей необходимую целенаправленность и наступательность, умело сочетать их возможности и ресурсы.
Органы внутренних дел. . Как орган, имеющий довольно сложную их струк-туру, обладающий оперативностью, мобильностью, инфор-мацией, средствами, техникой и специалистами, органы внутренних дел проводят самую различную работу по укре-плению правопорядка и законности, профилактике, предот-вращению и пресечению преступлений, индивидуальному предупреждению.
Служба безопасности Украины. на эти органы возлагается: защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потен-циала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности ино-странных спецслужб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.
Органы охраны государственной границы. Вместе с иными правоохра-нительными органами они осуществляют оперативно-ро-зыскную деятельность, используют меры по недопущению перехода, переезда правонарушителями государственной границы, в необходимых случаях их административного задержания, личного осмотра, а также транспортных средств, предотвращение и пресечение незаконного перехода границы с различной целью (миграция, торговля людьми, профессиональное бродяжничество и попрошай-ничество, контрабанда и др.).
Таможенные органы Украины. эти органы осуществляют широкомасштабную деятельность по специально-криминологическому преду-преждению таможенной преступности, т.е. совокупности преступлений, связанных с нарушением порядка переме-щения товаров и ценностей через таможенную границу (контрабанда, наркобизнес, незаконный экспорт и импорт товаров, транспортных средств и др.) Основными направ-лениями предупреждения таможенной преступности явля-ются: совершенствование процедуры таможенного оформ-ления товаров и механизма функционирования пунктов пропуска через государственную границу;
Государственная налоговая служба Украины. осуществление кон-троля за соблюдением налогового законодательства; вы-явление, исследование и устранение причин и условий его несоблюдения; выявление лиц, склонных к совершению налоговых преступлений и профилактическую работу с ними; целенаправленную предупредительную работу с на-логоплательщиками; предотвращение и пресечение нало-говых преступлений; возмещение причиненного государ-ству ущерба и пр.
Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказания. Органы и учреждения исполне-ния наказаний могут применять такие меры, как: осуществление постоянного оперативного контроля за осужденны-ми, проведение комплексных профилактических операций в местах лишения свободы; противодействие профессиона-лизации и консолидации преступников; усовершенствова-ние постпенитенциарной практики, контроля; использова-ние специальных средств для переориентации антиобще-ственной установки личности, борьба с криминальной субкультурой; предотвращение и пресечение новых пре-ступлений; помощь общественных организаций, религиоз-ных учреждений в работе с осужденными и др.
Судебные органы. Основными направлениями предупре-дительной работы судебной системы являются: выявление и устранение причин и условий, способствовавших совер-шению преступления; правовое воспитание граждан; уси-ление профилактической активности общественности.
Органы юстиции. Развивая правовую пропаганду, участвуя в формировании у граждан правового мировоззрения, инициируя проведе-ние в стране криминологических исследований, органы юстиции таким образом вносят свой вклад в предупрежде-ние преступности.
46. Планування попередження злочинності.
47. Кримінологічне прогнозування.
Криминологическое прогнозирование -- это деятельность, направленная на обработку и анализ криминологи ческой информации с целью получения знания о будущем состоянии преступности, отдельных ее видов и групп иль вероятности совершения преступления отдельным лицом.
Криминологическое прогнозирование является одной из важнейших задач криминологии. Оно позволяет: 1) преду-предить общество о возможных вариантах развития крими-ногенной ситуации в Украине; 2) осуществить надлежащее планирование борьбы с преступностью и разработать мероприятия, направленные на ее предупреждение; 3) оказывать содействие разработке специальных программ для решения социально-экономических проблем общества; 4) решить во-прос о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, которое регламентирует разнообразные сферы общественных отношений; 5) провести обоснованную криминологическую экспертизу любого законопроекта перед его обсуждением и принятием в законодательном органе; 6) прогнозировать возможные последствия мероприятий по предупреждению преступности и отдельных ее видов.
В зависимости от текущих задач криминологического прогнозирования прогнозы могут разрабатываться на раз-ные промежутки времени. На практике и в теории установ-лены такие сроки криминологического прогнозирования: текущее; краткосрочное; среднесрочное; перспективное.
Текущее прогнозирование -- это прогнозирование осу-ществляется правоохранительными органами в связи с определенными событиями, которые происходят в регионе.
которое вытекает из анализа оперативной криминогенной обстанов-ки в регионе. Краткосрочное прогнозирование имеет целью прогнозирование развития криминогенной ситуации на близкую перспективу (1-2 года) в условиях стабильного со-циально-экономического развития региона. Среднесрочное прогнозирование используется для анализа развития кри-миногенных факторов и решения вопросов материально-технического обеспечения правоохранительных органов (до 5 лет). Перспективное прогнозирование осуществляется на-учными учреждениями, практическими ведомствами, от-дельными учеными: оно направлено на установление зако-номерностей и тенденций развития преступности и ее детер-минант на продолжительную перспективу (5-10 лет).
48. Заходи індивідуального попередження злочинності.
Индивидуальное предупреждение преступлений -- раз-новидность предупреждения преступности путем осущест-вления предупредительной работы с конкретными лицами. В основе таковой лежат обоснованное предположение, про-гноз и правовые основания, что поведение тех или иных лиц свидетельствует о реальной возможности перехода их на пре-ступный путь. Устранение опасности вероятности соверше-ния ими преступлений -- главная задача индивидуального предупреждения. На практике оно сводится к выявлению лиц, склонных к совершению преступлений, оценке вероят-ности такового, оказанию на них позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступлений.
Объектом индивидуального предупреждения являются: поведение и способ жизни лиц с высокой степенью вероят-ности совершения преступлений; социальные стороны их личности, которые отображают антиобщественную направ-ленность; социально значащие при формировании и реа-лизации последней некоторые психофизические особен-ности индивидов; неблагоприятные условия окружающей такую личность среды и жизненного уклада; иные продол-жительно действующие обстоятельства, которые опреде-ляют криминогенную ситуацию и облегчают совершение преступления.
Для выявления круга лиц, которые требуют индивиду-ального предупреждения, необходимо иметь фактические, правовые и криминологические основания. Фактические основания такого предупреждения -- реальное поведение лица, в котором заложено потенциальное преступление. Антиобщественное поведение является реальным проявле-нием личности, ее главной направленностью и доминиру-ющим внутренним содержанием. Правовые основания -- это урегулированность индивидуального предупреждения нормами права. Под криминологическими основаниями необходимо понимать наличие определенного уровня коли-чественно-качественных показателей криминогенности лица, что позволяет выделить из массы соответствующих лиц именно тех, от кого с высокой степенью вероятности следует ожидать совершения преступлений.
Основными направлениями индивидуального преду-преждения являются переубеждение с целью отказа лица от криминогенного поведения; оказание социальной по-мощи лицам, которые нуждаются в ней, для изменения способа жизни (трудоустройство, улучшение условий быта, лечение и т.д.); принуждение (профилактический учет, административный надзор, прекращение бродяжничества, попрошайничества и др.).
49. Поняття та види суб'єктів профілактичної діяльності.
Субъекты предупреждения преступности -- это государ-ственные органы, общественные организации, социальные группы, должностные лица и граждане, которые целена-правленно осуществляют разработку и реализацию мер по предупреждению преступности, в связи с чем имеют права, обязанности и ответственность за выполнение возложенных на них задач.
По форме предупредительной деятельности различают-ся такие субъекты, которые: 1)определяют ее основные направления, задачи, формы, планируют, направляют и контролируют ее, обеспечивают ее правовое регулирование; 2) осуществляют непосредственное управление и коорди-нацию борьбы с преступностью; 3) выявляют и познают объекты предупредительного воздействия и информируют об этом иных субъектов; 4) исполняют предупредительные меры, направленные на упреждение возникновения, огра-ничение, устранение криминогенных явлений, защиту прав и законных интересов граждан, прав и социальных цен-ностей; 5) реализуют меры по предотвращению и пресече-нию преступности и ее проявлений.
1. Президент Украины. Прези-дент Украины на основании и во исполнение Конституции и законов Украины утверждает своими указами комплексные программы предупреждения преступности.
2. Субъектами предупреждения преступности являют-ся прежде всего органы законодательной власти, начиная с органов местного самоуправления и до Верховной Рады. Верховная Рада определяет внутрен-нюю, внешнюю политику, утверждает общегосударствен-ные нормативно-правовые акты и программы экономиче-ского, научно-технического, национально-культурного развития, охраны окружающей среды, создает правовые основы осуществления общесоциального и специально- криминологического предупреждения преступности.
Кабинет Министров Украины, государственные адми-нистрации различных уровней, иные органы исполнитель-
ной власти осуществляют многочисленные меры по обес-печению правопорядка и борьбы с преступностью, отдель-ными ее проявлениями, в соответствии с Конституцией Украины контролируют и координируют выполнение ком-плексных программ предупреждения преступности, орга-низуют их научное сопровождение, ресурсное обеспечение и пр.
Органы прокуратуры. Можно вы-делить такие направления такой деятельности: 1) Крими-нологический анализ преступности и участие на этой осно-ве в разработке мер по предупреждению преступности.
Органы внутренних дел. . Как орган, имеющий довольно сложную их струк-туру, обладающий оперативностью, мобильностью, инфор-мацией, средствами, техникой и специалистами, органы внутренних дел проводят самую различную работу по укре-плению правопорядка и законности, профилактике, предот-вращению и пресечению преступлений, индивидуальному предупреждению.
Органы охраны государственной границы. Вместе с иными правоохра-нительными органами они осуществляют оперативно-ро-зыскную деятельность, используют меры по недопущению перехода, переезда правонарушителями государственной границы, в необходимых случаях их административного задержания, личного осмотра, а также транспортных средств, предотвращение и пресечение незаконного перехода границы с различной целью (миграция, торговля людьми, профессиональное бродяжничество и попрошай-ничество, контрабанда и др.).
Таможенные органы Украины. Эти органы осуществляют широкомасштабную деятельность по специально-криминологическому преду-преждению таможенной преступности.
Государственная налоговая служба Украины.
Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказания
Судебные органы. Основными направлениями предупре-дительной работы судебной системы являются: выявление и устранение причин и условий, способствовавших совер-шению преступления; правовое воспитание граждан; уси-ление профилактической активности общественности.
Органы юстиции.
Органы государственного контроля. Согласно своим полномочиям по контролю за выпол-нением законов в различных сферах народного хозяйства и природопользования они проводят целенаправленные меры по недопущению совершения правонарушений и пре-ступлений; устранения и ограничения действия тех крими-ногенных явлений и процессов, которые их порождают.
Адвокатура.
Юрисконсульты. Они следят за соблюдением законности в хозяй-ственной и управленческой сферах; принимают участие в нормативном, методическом, информационном, консуль-тативном обеспечении предупреждения преступлений в Различных отраслях народного хозяйства, предпринимательской деятельности; ведут правовую пропаганду; спо-собствуют предупредительной деятельности общественных организаций по месту работы; участвуют в разработке мер предупреждения преступлений и др.
Средства массовой информации.
50. Загальна характеристика об'єктів профілактичного впливу.
Объект предупредительного воздействия -- это все то, на что направлена система предупреждения преступности и включает: а) поражен-ные недостатками общественные отношения в процессе формирования личности; б) совокупность материальных, духовных, психологических негативных явлений и про-цессов в различных сферах социальной жизни, которые детерминируют преступное поведение, совершение кон-кретных преступлений или способствуют достижению пре-ступного результата; в) негативные традиции, стереотипы поведения, наиболее распространенные отрицательные привычки людей; г) отдельные личности, социальные груп-пы, слои и контингенты населения с антиобщественной направленностью, проявляющие ее в противоправном, де-структивном поведении; д) отдельные негативные черты и особенности поведения личности, которые провоцируют преступность или способствуют ей.
Для объекта характерны такие свойства: криминогенность, динамичность, потенциальность, латентность.
Криминогенность-- это такое свойство объекта, которое спо-собно формировать антисоциальную направленность лич-ности, находящуюся в непосредственном с ним контакте или опосредственно через иные явления и процессы, а также про-воцировать совершение ею преступлений.
Динамичность объекта обусловливает изменчивость его структуры, количественно-качественных показателей. По-тенциальность объекта поясняет, что отдельные явления и процессы могут быстро достигать высокой степени криминогенности (например, ранняя алкоголизация). Латентность -- криминогенность объекта, которая скрыта, доста-точно не исследована наукой. Криминогенные объекты целесообразно сгруппировать таким образом, чтобы они были бы «поражаемы» для тех или иных -- тоже соответствующим образом сгруппирован-ных -- методов и мер предупредительного воздействия. Естественным основанием классификации криминогенных объектов являются их природа, характер проявления, сфера нахождения. По этому основанию различаются объекты со-циального, правового и психогенного характера. В группу криминогенных объектов социального характера входят негативные явления и процессы в основном социального происхождения, связанные с различными сферами жизни людей (безработица, низкий уровень материального обеспе-чения значительных слоев населения, пьянство, наркома-ния, виктимность, упадок морали, безнадзорность и беспри-зорность детей и т.д.).
Группа криминогенных объектов правового характера состоит из явлений, генезис которых обусловлен несовер-шенством правовых норм и грубыми ошибками их приме-нения.
51. Кримінологічна характеристика насильницької некорисливої злочинності та хуліганства.
Хуліганство та його попередження
§ і. Поняття і кримінологічна характеристика хуліганства
Юридичне поняття хуліганства розкривається в ч. 1 ст. 296 Кри-мінального кодексу України. В диспозиції даної кримінально-пра-вової норми воно визначається як грубе порушення громадського порядку і мотивів явної неповаги до суспільства, що супровод-жує! ься особливою зухвалістю чи винятковим цинізмом.
Певний теоретичний і практичний інтерес викликає питання про безпосередній об'єкт цього злочину. Воно має дискусійний характер. На нашу думку, хуліганству притаманні основний і додатковий (факультативний) об'єкти. Як основний постійний об'єкт виступає громадський порядок внаслідок того, що проти нього в першу чергу спрямоване хуліганське посягання і він переважно охороняється
кримінальним законом. За своїм змістом громадський порядок - це відносини, що забезпечують обстановку громадського спокою, належну поведінку громадян в громадських місцях, додержання норм суспільної моральності, повагу до результатів людської праці, фізичну і моральну недоторканність людей. Додатковими (факультативними) об'єктами складу хуліганства можуть бути такі блага, як особистість або власність.
Найчастіше таким додатковим об'єктом є особистість. Хуліганські посягання проявляються в насильницьких діях щодо потерпілих ( у заподіянні тілесних ушкоджень, побоїв, у вчиненні психі-чною насильства). За вибірковими даними, за ряд років понад 90% хуліганських дій були спрямовані проти особи. Враховуючи цю
обставину, багато авторів розглядають кримінологічні проблеми хуліганства у розділі насильницьких злочинів. Однак специфічність хуліганства, вважаємо, обумовлює необхідність розглядати названі проблеми окремо.
Із смислу закону випливає, що хуліганство завжди проявляється в суспільно небезпечних діях, тобто у діяльній поведінці, активно-му прояві зовні ставлення суб'єкта до суспільства і порядку, встанов-леного в ньому. В поняття хуліганської дії включається уся сукупність конкретних актів суспільно небезпечної поведінки. Причому хулі-ганськими можуть бути визнані не будь-які довільні дії, а такі, що об'єктивно здатні завдати істотної шкоди громадському порядку. Хуліганство шляхом бездіяльності не може бути вчинено. Це пояс-нюється характером даного суспільно небезпечного вчинку. При утриманні від вчинення конкретної дії неможливо завдати значної шкоди громадському порядку.
Хуліганським діям з об'єктивної сторони притаманні, таким чином, дві обов'язкові ознаки: по-перше, вони грубо порушують громадський порядок; по-друге, в них міститься явна неповага до суспільства.
Під грубим порушенням громадського порядку слід розуміти вчи-нення таких небезпечних антигромадських дій, що завдають або можуть завдати значної, серйозної, істотної шкоди правопорядку, правам і інтересам громадян. Ці дії є водночас зухвалими, цинічни-ми, такими, що глибоко ображають суспільну мораль, різко супере-чать суспільним інтересам, правилам людського співіснування, що викликає справедливе обурення морального почуття громадян.
Прояв явної неповаги до суспільства має місце тоді, коли вин-ний відкрито висловлює неповажне ставлення до суспільства, вста-новленого в ньому порядку і суспільної моральності. Говорячи про явну неповагу до суспільства, закон має на увазі, що вона вира-жається при хуліганстві в найбільш відкритій і безпосередній формі, із явною очевидністю, яка безсумнівна для всіх, в тому числі й для самого винного.
Хуліганство супроводжується особливою зухвалістю або винят-ковим цинізмом. Особлива зухвалість має місце тоді, коли хулі-ганські дії поєднуються із насильством, заподіянням тілесних уш-коджень, або вперто не припинялися, або продовжувались трива-лий час, або були пов'язані із знищенням чи пошкодженням майна, зривом масових заходів і т.под. Винятковий цинізм -- це демонстративна зневага до загальноприйнятих норм моралі, прояви безсо-ромності, зневажливого ставлення до осіб, які перебувають в без-порадному стані, та ін.
Хуліганство може бути вчинене не тільки в громадському місці у вузькому значенні слова (вулиця, парк, стадіон, метро і т.ін.), а й у будь-якому іншому, де повинен підтримуватися громадський по-рядок. Вирішальне значення для даного складу злочину має не місце, а люди, суспільство, яким хуліган кидає виклик своєю пове-дінкою. Хуліганські дії, залежно від їх характеру, можуть бути вчи-нені як публічно, тобто у присутності громадян (хоча б однієї лю-дини), так і непублічно -- у їх відсутності (наприклад, вночі у без-людному парку осквернення скульптур або знищення зелених насаджень, лавок тощо).
Хуліганство щодо дій, які порушують громадський порядок, характеризується умисною виною. Висловити явну неповагу до суспільства, грубо порушуючи громадський порядок, необережно практично неможливо. Вина відносно до шкідливих наслідків при вчиненні хуліганських дій, що посягають на особу або майно (по-ряд з посяганням на громадський порядок), може бути різною -- умисною (непрямий умисел) і необережною.
Для хуліганства характерна наявність специфічного мотиву. Це обов'язкова ознака суб'єктивної сторони даного складу злочину. Причому внутрішня спонукаюча сила, яка штовхає до вчинення хуліганських дій, зводиться не до одного якого-небудь мотиву, а до безлічі їх, що прийнято називати хуліганськими спонуканнями. Такими спонуканнями, на наш погляд, є: прагнення відкрито пока-зати свою зневагу до оточуючих, суспільства; явно протиставити свою поведінку громадському порядку; показати зневагу до особи-стої гідності людини, результатів її праці, а також до правил людсь-кого співіснування; прагнення виявити кримінальне каране бешке-тування, хвастовство, п'яну хвацькість, свою «сміливість» і таким чином познущатися над беззахисним, задовольнитися неспромож-ністю слабкого і хоча б на короткий час виявити свою «перевагу» над іншими законослухняними громадянами , а також інші негідні прояви. Усі перелічені спонукання можуть діяти окремо, але знач-ною мірою в певному поєднанні.