Рефераты

Квалификация бандитизма по уголовному кодексу 1996 г.

p align="left">Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, которому до совершения преступления исполнилось 16 лет (ст. 20 УК РФ). Если среди лиц, участвовав-ших в вооруженных нападениях банды, окажутся несовершенно-летние в возрасте от 14 до 16 лет, виновные в тех пли иных насильственных действиях или хищениях государственного, об-щественного и личного имущества граждан, то уголовная ответст-венность этих лиц должна наступать по соответствующим статьям об умышленном убийство или умышленном телесном поврежде-нии, или за кражу, грабеж и разбой.

Поскольку закон, конструируя состав бандитизма, говорит об организации банд и участии в них и в организуемых ими напа-дениях, постольку уголовная ответственность для организаторов банды, для лиц, входивших в банду, а также и для тех, кто хотя и не входил в банду, но принимал участие в организованных ею нападениях, должна наступать непосредственно по ст. 209 УК.

Бандитизм имеет ряд сходных признаков с вооруженным раз-боем Разбой может заключаться в на-падении вооруженной группы лиц на граждан. В силу этого в судебной практике возникает вопрос о разграничении банди-тизма и вооруженного группового разбоя. Разграничение это сле-дует проводить по двум основным признакам. Первый из них - наличие банды, которой нет даже при rpyпповом вооруженном разбое: нападение здесь хотя и совершается группой лиц, но они не образуют устой-чивой, созданной специально для нападения банды. Второй при-знак относится к мотивам нападения. Если при вооруженном групповом разбое нападение совершается лишь с корыстной целью, т. е. с целью завладеть государственным, общественным или личным имуществом граждан, то при бандитизме, как пока-зано выше, такая цель не обязательна.

С субъективной стороны состав бандитизма характеризуется прямым умыслом, а также наличием специальной цели, что не так часто встречается в описании диспозиций статей Особенной части У К РФ.

Уголовная ответственность за совершение бандитизма наступает с 16 лет. Однако, как указывает А. Кладков, новый УК не решил вопрос, как квалифицировать действия исполнителя преступления, если в группе только он один отвечал признакам субъекта преступления, а остальные члены такими признаками не обладали (были невменяемы или не достигли указанного в законе возраста), отмечая, что "только по трем видам преступлений - грабеж, разбой и изнасилование - даны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ признавать их в подобных случаях совершенных группой, несмотря на то, что к уголовной ответственности привлекается только один человек". Кладков А., Квалификация преступлений, совершенных в соучастии || "Законность", №8, 1998 - С.27 Эту же ситуацию, когда "банду" составляют два человека: взрослый и подросток до 16 лет, Л. Андреева и Г. Овчинникова предлагают рассматривать с позиции определения банды как сознательного объединения преступников с осознанием общественной опасности самой их организованности и сплоченности, т.е. исключить состав бандитизма ввиду отсутствия субъективной стороны и квалифицировать действия этих лиц лишь как групповые конкретные преступления. Андреева Л., Овчинникова Г. Указ. соч. - С. 17 Но в предлагаемом варианте решения не дана оценка выполнению взрослым субъектом всех действий, направленных на создание банды, но банда не признана окончательно созданной из-за возраста соучастников Такие действия вменяемого субъекта с 16 лет, полагаем, должны рассматриваться как покушение на создание банды.

Но не все авторы придерживаются изложенного понимания бандитизма. Так, М. Вощинский предлагает исключить из диспозиции статьи 209 УК РФ слова " и в совершаемых ею нападениях" и признак цели, чтобы толковать этот состав как устанавливающий ответственность за создание банды, руководство ею или участие в ней, что позволит, по его мнению, исключить двойную ответственность при совершении тяжких преступлений путем нападения. Вощинский М. Шайка, банда, группа. Научимся ли их различать? ||"Юридический вестник", № 23( 151), 1996 - С.8 Однако это существенное ограничение приведет к исключению бандитизма, как преступной деятельности банды, из числа уголовно-наказуемых деяний, поскольку тем бандитизм и опасен, что создается специальная вооруженная устойчивая группа, которая намерена совершать и совершает нападения.Первая и вторая части ст.209 УК РФ являются основными составами бандитизма, третья часть ст.209 УК РФ представляет собой квалифицированный состав, которым вводится и специальный субъект, -совершение бандитизма во всех его формах лицом с использованием своего служебного положения. Указанный квалифицирующий признак введен законодателем впервые, что было вызвано высокой степенью коррумпированности чиновников, тем более, что речь идет не о должностном лице, а о лице, использующем свое служебное положение. Примерный перечень действий такого лица изложен в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № I от 17 января 1997 года, который включает в себя "использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п.". Использование служебного положения позволяет лицу и банде замаскировать свои преступные действия, обеспечивает длительность и безопасность функционирования, а также позволяет избежать полного "разгрома" в случае пресечения ее деятельности.

Глава 2 Уголовная ответственность за бандитизм

2.1 Отграничение бандитизма от смежных составов преступлений

В силу некоторой внешней схожести действий, составляющих объективную сторону бандитизма, сопряженного с вооруженным нападением и применением насилия или угрозой его применения, возникает необходимость отграничить бандитизм от некоторых смежных составов, которые также посягают на неприкосновенность личности, её жизнь, здоровье и имущественные права.

Бандитизм следует отграничивать от создания преступного сообщества для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

Преступное сообщество

Бандитизм

Объективная сторона

1. Сплоченная организованная группа.

1. Организованная группа

2. Может не иметь оружия

2. Всегда вооруженная группа

3. Объединение нескольких организованных групп

3. Объединение группы лиц

4. Круг общественно опасных последствий шире

4. Круг общественно опасных последствий более ограниченный

Субъективная сторона

1. Цель -- заранее создается с целью совершения убийств, разбоев и т.п. тяжких и особо тяжких преступлений

1. Цель -- нападение, может быть и не сопряжено с убийством

2. Умысел -- прямой, заранее обдуманный и определенный

2. Умысел -- прямой (завладение имуществом), но может быть внезапно возникший и не конкретизированный.

3. Объединяет в себе не только организованные группы, но и организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп

3. Состоит всегда из рядовых членов и руководителя (организаторов).

Преступное сообщество характеризуется более высокой степенью организованности и сплоченности по сравнению с организованной группой, каковой является банда, определяемая в соответствии с ч.3 ст.35 УК РФ как устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на организации и граждан.

Одной из основных характеристик преступного сообщества является прямо указанные в ч.4 ст.35 УК РФ -- сплоченность. Под сплоченностью следует понимать такую тесную связь между всеми участниками, при которой наиболее тщательным образом распределены все связи и обязанности не только между всеми членами, но и отдельными группами, составляющими такое сообщество. Сообщество имеет структурные подразделения, в качестве которых выступают конкретные организованные группы, руководители которых подчиняются общему руководителю сообщества в целом. Поскольку преступное сообщество предполагает объединение нескольких организованных групп, то естественно, общее количество его участников намного превосходит тот количественный показатель в два или три человека, который необходим для признания наличия организованной группы.

Банда -- это всегда вооруженная устойчивая группа, в то время как преступное сообщество может не иметь ни одной единицы оружия, так как может создаваться для совершения таких преступлений, которые не требуют для их совершения применения оружия, например, при совершении экономических преступлений.

Банда всегда организуется для совершения нападений, целью которых. Как показывает судебно-следственная практика, является совершение общественно опасных деяний, преследующих цель завладения чужим имуществом или даже совершения в связи с этим убийств, то есть общественно опасные последствия бандитских нападений вписываются в понятие тяжкого или особо тяжкого преступления. Но круг таких общественно опасных последствий более ограниченный, чем при объединении организованных групп в преступное сообщество для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

Различия имеются и в субъективной стороне. Если преступное сообщество заранее создается именно с целью совершения убийств, разбоев и т.п. тяжких и особо тяжких преступлений, то при организации банды умысел её участников может быть и не направлен на совершение убийств или представляющих собой внешне разбойных нападений. Имея при себе оружие, члены банды могут как раз и не планировать его применение, и только конкретные обстоятельства совершения каждого конкретного нападения заставляют их это сделать. В момент подготовки бандитского нападения умысел виновных, направленный на завладение в результате совершенного нападения имуществом, может и не включать в себя совершение убийства. Оно происходит внезапно, при столкновении с сопротивлением потерпевшего, которого не устрашила, к примеру, угроза причинить какое-либо повреждение или демонстрация оружия. В этих случаях умысел внезапно возникший и не конкретизированный. Участники преступного сообщества заранее планируют в деталях предстоящие преступления. Их психическое отношение к желаемым последствиям выступает в форме заранее обдуманного и определенного умысла, хотя, конечно, могут возникнуть изменения в общей схеме задуманного преступления и у преступного сообщества в момент непосредственного исполнения преступления. Но изменения касаются внешних проявлений, их последовательности и прочих конкретных проявлений действий, составляющих объективную сторону преступления нежели субъективную.

Преступное сообщество может объединять в себе не только отдельные организованные группы, но и организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп. Бандитское образование состоит всегда из рядовых членов и руководителя (организаторов).

Судебная практика показывает, что иногда возникают ситуации, в которых следует проводить разграничение между бандитизмом и вымогательством.

Вымогательство

Бандитизм

1. Состав вымогательства признака вооруженности не имеет

1. Признак вооруженности присущ только бандитизму

2. Передача имущества или иных ценностей происходит после выдвижения соответствующего требования, при этом имеется разрыв во времени между этими двумя актами.

2. Завладение имуществом происходит сразу же после осуществления нападения и применения насилия, если имело место.

3. Угроза применения насилия переносится на будущее

3. Угроза применения насилия носит реальный и определенный характер, что означает, что она будет исполнена в данный момент

Такие случаи имеют место тогда, когда совершается вымогательство организованной группой, имеющей оружие, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья. Анализ понятия «организованная группа» применительно к вымогательству свидетельствует о том, что таким группам, так же как и при бандитизме, присущи признаки устойчивости, распределения ролей при совершении преступлений, неоднократность совершения преступных действий. Представляется, что разграничение должно проходить по следующим направлениям. Признак вооруженности присущ только бандитизму. Состав вымогательства такого признака не имеет. При бандитских нападениях завладение имуществом происходит сразу же после осуществления нападения и применения насилия, если последнее имело место. При вымогательстве передача имущества или иных ценностей происходит после выдвижения соответствующего требования, при этом имеется разрыв между двумя этими актами. Насилие со стороны требующего предполагается осуществить в случае, если потерпевший откажется выполнить выдвигаемые преступником требования имущественного характера. Угроза насилия переносится на будущее, и она может быть иметь место не только в отношении лица, к которому предъявляются незаконные требования передачи имущества, но и в отношении его близких, или оглашения о них позорящих сведений, или о самом потерпевшем. При бандитизме, даже если преступники требуют выдать материальные ценности, хранящиеся или имеющиеся у потерпевшего, угроза применения насилия носит вполне реальный и определенный характер, что означает, что она будет исполнена в данный момент, и выдача имущества требуется незамедлительно. Нападение при бандитизме носит внезапный и насильственный характер. Для вымогательства этот признак не характерен, для него характерно обещание в будущем исполнить конкретную угрозу, если не последует передача имущества.

Некоторые общие признаки имеются у бандитизма с преступлением, предусмотренным ст.208 УК РФ, в которой установлена уголовная ответственность за создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом и за участие в таком формировании.

Как видно из формулировки закона, и в случае бандитизма, и в случае совершения преступления, предусмотренного ст.208 УК, речь идет о совместном участии нескольких лиц, имеющих в своем распоряжении оружие, в некоторой организации.

В ст.208 УК РФ говорится о таком вооруженном формировании, которое не предусмотрено федеральным законом. В ст.1 Федерального закона от 21 мая 1996 г. «Об обороне» сказано, что запрещается и преследуется по закону создание и существование формирований, имеющих военную организацию и военную технику, либо в которых предусматривается прохождение военной службы, положения которых не урегулировано федеральными законами. Таким образом, отличительным признаком незаконного вооруженного формирования является прежде всего то, что оно представляет собой разновидность военного формирования и совершается с целью осуществления задач военного характера. Эти цели могут быть и общественно полезны в представлении какой-то определенной группы лиц, они могут создаваться с целью защиты населения от возможных боевых или иных провокационных проявлений экстремистки настроенных групп, но главная их противозаконность заключается в том, что они создаются вопреки положениям Закона «Об обороне».

Вооруженная банда всегда создается только с противоправной, для совершения нападений на организации и граждан. В основу разграничения двух анализируемых преступлений должна быть положена прежде всего цель их создания.

Неоднозначна проблема создания вооруженных формирований, не предусмотренных федеральными законами, в районах, граничащих с Чечней. Так, в результате вооруженных столкновений федеральных войск в августе 1999 года с незаконными вооруженными формированиями «ваххабитов», проникшими с территории Чечни в Дагестан, в ряды ополченцев по всей Республике Дагестан вступило, по некоторым оценкам, около 3 тыс. человек. Госсовет Дагестана разрешил ношение оружия, которое должно было быть зарегистрировано в МВД Республики. Проблему поддержания общественного порядка на административной границе Ставрополя с Чечней летом-осенью 1999 года министр внутренних дел В.Рушайло предлагал решить и путем привлечения казачества, их вооружения в определенной законом форме, а именно через вступление в охотничьи общества. Рушайло за вооружение казачества», // Независимая газета. 15.07.99г. Необходимость создания и функционирования таких вооруженных частей и отрядов в отсутствии надлежащей правовой базы (хотя фактически и в условиях крайней необходимости, необходимой обороны) вызывает большие сомнения и опасения. Думается, следует исходить из аксиомы, что вопросы обеспечения обороны и безопасности, в том числе и в регионах с острой социальной и межэтнической напряженностью, путем создания там негосударственных вооруженных формирований (военизированных организаций различной организационной формы: отрядов самообороны, ополчения, дружин и т.д.) могут быть положительно разрешены только в рамках Конституции РФ и только на уровне федерального законодательства. «Чем незаконное вооруженное формирование отличается от банды». А.Павлинов, // Российская юстиция. --№4, 2000г.

Участники незаконного вооруженного формирования, не предусмотренного федеральными законами, могут содержать отдельные насильственные действия в отношении граждан, выражающиеся в убийствах, поджогах, хищениях и прочих преступлениях против личности и её прав, но они являются как бы побочными последствиями деятельности отдельных членов такого незаконного формирования и не вытекают из тех задач, которые ставит перед собой вооруженное формирование. В таких случаях действия виновных должны квалифицироваться по ст.208 УК и соответствующим статьям о преступлениях против личности.

Если преступные нападения на граждан с целью завладения их имуществом или совершения в отношении них преступных действий носят систематический характер, то правомерно ставить вопрос о совокупности ст.208 УК и бандитизма.

2.2 Проблемы соотношения бандитизма и организации преступного сообщества

При принятии УК РФ 1996 г. законода-тель учел позиции научных и практи-ческих работников, установив в ст. 210 УК ответственность за организацию преступ-ного сообщества (преступной организа-ции). При этом была сохранена ставшая уже "традиционной" норма об ответствен-ности за бандитизм.

По смыслу закона бандитизм от органи-зации преступного сообщества (преступ-ной организации) отличают три признака.

Первый - это вооруженность, характер-ная для бандитизма и предполагающая наличие у участников банды огнестрель-ного или холодного, в том числе мета-тельного оружия, как заводского изготов-ления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 января 1997 г. "О прак-тике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм". - Бюллетень Верховного Суда РФ, 1997, № 3 В составе орга-низации преступного сообщества (пре-ступной организации) данный признак не обязателен. Во-вторых, разграничение проводится по субъективным признакам. Цель бандитизма - нападение на граждан или организации, которое может быть не только тяжким, особо тяжким, но и иным по степени тяжести посягательством. Состав же организации преступного сообщества (преступной организации) предполагает цель совершения тяжких или особо тяжких преступлений, планиро-вания их совершения, выражающуюся не только в нападениях, но и в других дейст-виях. Наконец, с точки зрения форм соуча-стия в ст. 209 УК идет речь об организо-ванной группе, определение которой дается в ч. 3 ст. 35 УК, а в ст. 210 УК - о преступном сообществе (преступной организации) (ч. 4 ст. 35 УК).

Однако, как справедливо указывают многие исследователи, банда зачастую представляет собой именно преступное сообщество (преступную организацию), а не организованную группу (участники формирования занимаются рэкетом, заказными убийствами, похищениями людей и т. п.).

Возьмем, к примеру, рязанскую "слоновскую группировку",приговор по делу о ко-торой относительно недавно был вынесен Рязанским областным судом. Преступное сообщество, созданное В. Ермоловым, постоянно пополнявшееся новыми члена-ми, но на протяжении длительного време-ни сохранявшее стабильный состав, име-ло четко выраженную структуру и высокую степень организованности. Оно состояло из отдельных блоков (звеньев) во главе с лидерами, к ним примыкали наиболее активные члены группы. Рядовые участни-ки общались только с членами и лидера-ми своего звена, не зная всех участников группировки. Четко были распределены роли. При совершении преступлений каж-дый согласовывал свое поведение с дру-гими участниками формирования. Вклад каждого был неравнозначен по объему выполненных действий, но в совокупнос-ти, в конечном итоге, приводил к совершению группами (звеньями) пре-ступлений: убийств, вымогательств и т. д. Судебная коллегия признала двадцать два участника "слоновской группировки" виновными в бандитизме (деяния квали-фицировались по УК РСФСР 1960 г.).

В правоприменительной практике неизбежно возникает вопрос о возможной квалификации преступлений, предусмот-ренных ст. ст. 209 и 210 УК, по совокупно-сти. Думается, совокупность возможна только реальная, когда, например, воору-женная организованная преступная груп-па вначале создается для совершения нападений, но затем трансформируется в более совершенное формирование, име-ющее сложную структуру (преступное сообщество), одновременно расширяя сферу преступной деятельности.

Возможна и другая ситуация. Довольно часто организатор (руководитель) какой-либо организации для достижения кон-кретных целей (коммерческих, политичес-ких) создает специальные подразделения ("службы безопасности"). В их функции может входить и ликвидация неугодных лиц, конкурентов, уничтожение (поврежде-ние) чужого имущества, похищение людей и т. п. В этом случае говорить о совокуп-ности ст. ст. 209 и 210 УК РФ можно лишь тогда, когда будет доказано, что органи-зация (коммерческая, политическая) пре-следует в качестве основной цели своей деятельности совершение преступлений (согласно УК РФ - тяжких или особо тяж-ких). В противном случае совокупности не будет, поскольку содеянное полностью охватывается составом бандитизма.

Очевидно, что использование законода-телем в ч.ч. 3 и 4 ст. 35 УК при описании организованной группы и преступного сообщества (преступной организации) в качестве разграничительных оценочных признаков "устойчивость" и "сплочен-ность", по существу являющихся синони-мами, неудачно. Представляются искусст-венными и попытки выделения различных критериев "устойчивости" и "сплоченнос-ти", предпринятые высшими судебными органами России. В постановлении Пле-нума Верховного Суда РФ № 9 от 21 декабря 1993 г. "О судебной практике по делам о бандитизме" сплоченность чле-нов указывалась лишь как элемент устойчивости банды. А в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 янва-ря 1997 г. "О практике применения суда-ми законодательства об ответственности за бандитизм" критериями, свидетельст-вующими об устойчивости банды, указы-ваются "стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между ее членами, согласо-ванность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования и количество совершенных преступлений". В определе-нии по делу Ермаковой и др. судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указала в качестве критериев сплоченности "наличие устоявшихся связей, организационно-управленческих структур, финансовой базы, единой кассы из взносов от преступной деятельности, конспирации, иерархии подчинения, еди-ных и жестких правил взаимоотношений и поведения с санкциями за нарушение не-писаного устава сообщества" Бюллетень Верховного Суда РФ, 2001, № 9, с. 9 - 10.. Как видно, большинство из указанных критериев являются по своему содержанию взаимо-пересекающимися и, следовательно, не вносят достаточной ясности в различие понятий "устойчивость" и "сплоченность". Как считает П. Агапов, преподаватель Самарского филиала СИЮ МВД РФ было бы целесообразно изложить ч. 4 ст. 35 УК в следующей редакции: "Преступление признается совершенным преступным сообществом, если оно совершено состоящим из не-скольких организованных групп формиро-ванием, созданным для систематического совершения преступлений". Тем самым преступное сообщество (объединение двух или более организованных групп) бу-дет отличать от организованной группы только более совершенная организацион-ная структура, что устранит проблемы, стоящие перед правоприменителем, свя-занные с разграничением указанных форм соучастия. Как видно из предлагае-мой редакции нормы, цель совершения тяжких или особо тяжких преступлений предлагается заменить на "систематичес-кое совершение преступлений", поскольку значительная часть деяний, для соверше-ния которых создается преступное сооб-щество (например, преступления в сфере экономической деятельности), не относят-ся к категории тяжких и особо тяжких. По-нятие преступной организации следует вообще исключить из уголовного законо-дательства, так как установить какие-либо различия между ней и организованной группой практически невозможно. Не слу-чайно при принятии Уголовного кодекса РФ законодатель отказался от специаль-ного выделения преступной организации в качестве самостоятельной формы со-участия, указав ее в ч. 4 ст. 35 УК в каче-стве синонима преступного сообщества.

2.3 Отличие банды от незаконного вооруженного формирования

В практике следственных и судебных органов воз-никает немало вопросов, связанных с отграничением деяния, предусмотренного ст. 208 УК РФ "Организа-ции незаконного вооруженного формирования или участие в нем" от смежных составов преступлений. В этой связи обращает на себя внимание, прежде всего, терроризм (ст. 205 УК), являющийся многообъектным посягательством на общественную безопасность, нор-мальное функционирование органов власти, а также жизнь и здоровье граждан. Своим устрашающим воз-действием терроризм обращен либо к широкому, как правило, неопределенному кругу граждан, порой на-селению целых городов и административных районов, либо к конкретным должностным лицам и органам власти, наделенным правом принимать организацион-но-управленческие решения. Представляется, что терроризм как международное явление посягает на международный правопорядок. В соответствии с определением, данным в Федеральном законе "О бо-рьбе с терроризмом" от 25 июня 1998 г., террористи-ческая деятельность может осуществляться как на территории Российской Федерации, так и за ее пре-делами. Иными словами, террористическая деятель-ность рассматривается как родовое понятие, объеди-няющее в себе международную и внутригосударст-венную террористическую деятельность.

Организация незаконного вооруженного формиро-вания или участие в нем является однообъектным преступлением, посягающим на общественную безо-пасность субъекта Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что для осуществления организацион-ных начал руководители указанных формирований обращаются к зарубежной помощи с целью поиска внешних покровителей, использования наемников, перемещения через границу, минуя запреты, оружия, боеприпасов, людей, наркотиков, валюты. В итоге не-редко незаконно вооруженные формирования "вы-рождаются" в уголовно-политические банды, а затем и в группировки террористов международного харак-тера.

Признаки объекта терроризма как материаль-но-формального состава преступления законодатель представил значительно полнее, чем в составе орга-низация незаконного вооруженного формирования или участие в нем. При квалификации последнего установление объекта обеспечивается путем опреде-ления противоправности совершенного деяния, т.е. данное преступление является оконченным с момента создания незаконного вооруженного формирования, когда оно приступает к выполнению своих основных задач. Терроризм считается оконченным при условии, если совершены взрывы (35% актов терроризма со-вершаются взрывом), поджоги или иные действия либо возникла угроза их совершения, и они создали реальную опасность гибели людей, причинения зна-чительного имущественного ущерба, наступления иных общественно опасных последствий. В то же время УК РФ не требует для признания терроризма оконченным преступлением реального наступления указанных последствий. Даже если в случае соверше-ния взрыва или поджога благодаря предпринятым мерам реальной опасности гибели людей, серьезного вреда имуществу и тому подобных последствий в действительности не возникло, терроризм как пре-ступление с материально-формальным составом дол-жен признаваться оконченным. Если участие в неза-конном вооруженном формировании выражается в совершении актов взрывов, поджогов или иных дей-ствий, создающих опасность гибели людей, причине-ния значительного имущественного ущерба, деяния виновных следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 205, 208 УК.

Специфическим признаком состава организации незаконного вооруженного формирования или учас-тия в нем, отличающего его от терроризма, можно считать количественный состав формирования. Акт терроризма возможен в исполнении одного лица. В количественном отношении организация незаконного вооруженного формирования может завершиться со-зданием формирований, насчитывающих от несколь-ких до десятков тысяч человек.

В законе не определяются количественные крите-рии группировки для признания ее формированием. Представляется, что именно с учетом данного обстоя-тельства законодатель и употребляет различные по объему понятия - объединение, отряд, дружина, иная группа. Сам процесс создания рассматриваемых формирований может протекать скрытно, но дейст-вуют они в целом открыто -- от своего имени, от имени организации или лидера.

Отличительным признаком организации незакон-ного вооруженного формирования от терроризма яв-ляется его вооруженность. Какое конкретно количе-ство единиц оружия и какие его виды находятся на вооружении у формирования, для квалификации зна-чения не имеет. Для терроризма лишь применение огнестрельного оружия выступает в качестве консти-тутивного признака квалифицированного состава преступления (п. "в" ч. 2 ст. 205 УК).

Разграничение между рассматриваемыми деяниями следует проводить также и по субъективному при-знаку -- содержанию цели. Для субъективной сторо-ны терроризма характерным является специальная цель, заключающаяся в одном из трех вариантов либо в их сочетании -- нарушение общественной безопас-ности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решения органами власти. Относительно целей, с которыми создается вооруженное формиро-вание, в законе не содержится каких-либо указаний и, следовательно, они не являются конститутивными признаками преступления.

Другим преступлением, разграничение с которым состава, предусмотренного ст. 208 УК, необходимо провести по ряду объективных и субъективных при-знаков, является бандитизм (ст. 209 УК). В постанов-лении Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. "О практике применения судами законодате-льства об ответственности за бандитизм" указано, что "под бандой следует понимать организованную устойчивую вооруженную группу из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения напа-дений на граждан или организации". Из анализа уго-ловно-правовых норм явствует, что банда по своей сути является организованной группой, закрепленной в ч. 3 ст. 35 УК, располагающей такими дополнительными признаками, как вооруженность и специальная цель. Полагаю, раскрыть понятие бандитизма следует посредством исследования "организованности" и од-ного из наиболее важных ее составляющих -- оце-ночного признака "устойчивость". По моему мнению, о его наличии могут свидетельствовать: нацеленность на неоднократное совершение преступлений; тщате-льное распределение ролей при совершении преступ-лений; формирование ситуации "затягивающей во-ронки", т.е. структуры, в которую можно войти, но нельзя выйти; наличие "общака" -- специального де-нежного фонда для нужд такой группы; поддержание круговой поруки. Эти признаки и относят банду к особому виду организованной преступной группы.

Именно устойчивая совместная деятельность уча-стников вооруженной группы служит основанием для признания ее бандой. Для организации незаконного вооруженного формирования устойчивость не явля-ется конститутивным признаком. Считаю, рассматри-ваемые составы преступлений следует отличать по характеру вооруженности. В соответствии с назван-ным постановлением Пленума Верховного Суда РФ "банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды". В незаконном вооружен-ном формировании признак вооруженности присущ всему формированию (объединению, отряду, дружине или иной группе) в соответствии со штатным распи-санием и установленными для него нормами. При от-сутствии оружия у формирования последнее теряет свое предназначение.

Важным признаком банды, отличающим ее от пре-ступления "организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", является цель ее создания -- нападение на граждан или организации. Организация незаконного вооруженного формирова-ния преследует иные цели: политические, социаль-но-бытовые (например, "защитить" город или насе-ленный пункт от криминальных посягательств), наци-оналистические и т.д.

Неоднозначна проблема создания вооруженных формирований, не предусмотренных федеральными законами, в районах, граничащих с Чечней. Так, в результате вооруженных столкновений федеральных войск в августе 1999 г. с незаконными вооруженными формированиями "ваххабитов", проникшими с тер-ритории Чечни в Дагестан, в ряды ополченцев по всей Республике Дагестан вступило, по некоторым оценкам, около 3 тыс. человек. Госсовет Дагестана разрешил ношение оружия, которое должно было быть зарегистрировано в МВД Республики. Полагаю, необходимость создания и функционирования таких вооруженных частей и от-рядов в отсутствии надлежащей правовой базы (хотя фактически и в условиях крайней необходимости, необходимой обороны) вызывает большие сомнения и опасения. Думается, следует исходить из аксиомы, что вопросы обеспечения обороны и безопасности, в том числе и в регионах с острой социальной и межэтни-ческой напряженностью, путем создания там негосу-дарственных вооруженных формирований (военизированных организаций различной организационной формы: отрядов самообороны, ополчения, дружин и проч.) могут быть положительно разрешены только в рамках Конституции РФ и только на уровне федера-льного законодательства.

В тех случаях, когда члены незаконного вооружен-ного формирования принимают непосредственное участие в нападении на военные арсеналы, дежурные части органов внутренних дел с целью захвата ору-жия, их действия должны квалифицироваться как бандитизм по ст. 209 УК, поскольку названные дейст-вия не охватываются составом организации незакон-ного вооруженного формирования. Преступление, предусмотренное ст. 208 УК, здесь перерастает в бан-дитизм, и, на мой взгляд, дополнительной квалифика-ции по этой статье УК уже не требуется. Необходимо отграничивать вооруженный мятеж (ст. 279 УК) от преступления, предусмотренного ст. 208 УК. В общеупотребимом смысле мятеж -- это стихийное восстание, вооруженное выступление про-тив власти. Организация вооруженного мятежа озна-чает создание условий для массового вооруженного выступления против власти в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения ее террито-риальной целостности.

Организация незаконного вооруженного формиро-вания или участие в нем посягает на общественную безопасность путем самовольного создания и функ-ционирования вопреки требованиям федерального закона вооруженных объединений, отрядов, дружин или иных групп. Объектом вооруженного мятежа яв-ляются основы конституционного строя, а также тер-риториальная целостность России. Насильственные действия в ходе вооруженного мятежа ставят под уг-розу также жизнь и здоровье граждан.

Состав преступления, предусмотренного ст. 208 УК, не предусматривает совершения активных действий, связанных с вооруженным выступлением против вла-сти. Активное участие в вооруженном мятеже пред-полагает действия по осуществлению вооруженного насилия, а также совершение действий, необходимых для обеспечения вооруженного выступления (напри-мер, ведение агитации и пропаганды, осуществление связи, ведение разведки, подвоз боеприпасов, продо-вольствия и т.п.).

Обязательным признаком вооруженного мятежа является наличие хотя бы одной из следующих целей: свержение конституционного строя, насильственное изменение конституционного строя, нарушение тер-риториальной целостности Российской Федерации. Состав преступления, сформулированный в ст. 208 УК, подобных целей не устанавливает. Однако в тех случаях, когда вооруженному мятежу предшествовало создание незаконного вооруженного формирования, члены которого затем влились в ряды мятежников, действия виновных следует рассматривать как реаль-ную совокупность преступлений и квалифицировать их по ст.ст. 208 и 279 УК. Что касается участников незаконного вооруженного формирования, не влив-шихся в ряды мятежников, но содействовавших им путем предоставления каких-либо средств соверше-ния мятежа (оружия, транспорта, продуктов и т.п.), устранения препятствий, либо советами или содейст-вовавших таким образом руководителям мятежа, они должны привлекаться к ответственности за пособни-чество в вооруженном мятеже и участие в незакон-ном вооруженном формировании.

2.4 Индивидуализация наказания за бандитизм

Наказание, назначаемое лицам, виновным в совершении общественно опасных деяний, предусмотренных ст. 209 УК, должно соответствовать тяжести преступлений и личности осужденного. Каждому участнику банды в соответствии с его ролью и вкладом в общую преступную деятельность должно быть назначено строго дифференцированное наказание.

Дифференциация ответственности лиц, принимавших участие в банде, осуществляется на основе соблюдения принципа индивидуализации ответственности с учетом всех обстоятельств дела. Индивидуализация уголовной ответственности и наказания тесно связаны между собой, ибо наказание воплощает в себе меру последней.

Принцип индивидуализации наказания связан с целями восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предотвращения совершения новых преступлений (ч.2 ст. 43 УК). Эти цели могут быть достигнуты только при назначении целесообразного наказания с учетом принципа “экономии репрессии”. Это означает, что каждому преступнику должно быть назначено наказание, которое оптимально необходимо для его исправления и которое в то же время будет содействовать предотвращению преступлений не только с его стороны, но и со стороны других граждан.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты