1. Вопросы материальной ответственности в общих законодательных документах.
1.1 Виды ответственности государственных служащих
1.2 Материальная ответственность государственных служащих
2. Материальная ответственность военнослужащих
2.1 Общие положения Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих»
2.2 Условия привлечения военнослужащего к материальной ответственности
2.3 Виды материальной ответственности военнослужащих
2.4 Определение размера причинённого ущерба
2.5 Возмещение ущерба
2.6 Административное расследование
3. Применение законодательных актов по материальной ответственности военнослужащих в повседневной деятельности воинских частей
3.1 Солидарная ограниченная материальная ответственность
3.2 Полная материальная ответственность военнослужащих по решению суда
3.3 Полная материальная ответственность военнослужащих по приказу командира части
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
«Понятие ответственности тесно связано с жизнью общества, так как является одним из основных в определении взаимоотношений между его индивидами. Именно ответственность придает общественным отношениям присущую им упорядоченность и предсказуемость. Суть ответственности состоит в том, что принятые в обществе правила поведения человека или групп людей должны восприниматься ими как необходимое условие существования, как залог осуществления естественных прав и свобод. В данном контексте ответственность обычно называют социальной. Социальная ответственность рассматривается, с одной стороны, как осознанная необходимость действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами, а с другой - как возможность негативной реакции общества на поведение лица, нарушающего эти нормы». Белов В.К., Воронов А.Ф., Голенко Е.Н. и др. Военное право:Учебник - «За права военнослужащих»,2004 г.
«Ответственность играет важную роль в регулировании поведения участников общественных отношений. Она применяется в связи с нарушениями установленных правил поведения и заключается в наступлении для нарушителей этих правил неблагоприятных последствий, в претерпевании ими ограничений личного, морального или материального характера». Самощенко И.С., Фарукшин М.К. Ответственность по советскому законодательству. - М., 1971. - С. 8.
Военная служба является одним из видов государственной службы. Это закреплено в Федеральном Законе Российской Федерации от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»:
«Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства». ФЗ РФ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации», статья 6
Военнослужащие, как индивиды общества, несут юридическую ответственность за совершённые ими проступки и правонарушения. В своей работе я рассмотрю особенности материальной ответственности военнослужащих, как одного из видов юридической ответственности.
1. Вопросы материальной ответственности в общих законодательных документах
1.1 Виды ответственности государственных служащих
Законодательство РФ предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую (приложение 1, схема 1). Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения. Т.е. за такие действия (бездействия), которые законодательством признаны запрещенными и вредными. Правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).
Дисциплинарная ответственность - это применениемер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.
Законом о государственной гражданской службе РФ предусмотрено, что «за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы» ФЗ РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», статья 57, пункт 1 по основаниям, установленным названным Законом.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применение только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать
объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка, что является важным условием принятия объективного решения представителем нанимателя и, в то же время, гарантией защиты прав гражданского служащего.
Дисциплинарное взыскание налагается представителем нанимателя, т.е. должностным лицом, имеющим право назначать гражданского служащего на соответствующую должность.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых был совершен дисциплинарный проступок, предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию по служебным спорам государственного органа или в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Административная ответственность - это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим или юридическим лицам за совершение административных нарушений.
Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, т.е. совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие правонарушения от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера.
Государственные служащие за совершение административных правонарушений несут ответственность на общих основаниях наравне с остальными гражданами. Однако имеются некоторые особенности, касающиеся государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. Существенными особенностям характеризуются должностные лица как субъекты административных правонарушений. Статьей 2.4 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что «должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей». К должностным лицам применяются такие виды административного наказания, как дисквалификация, административное приостановление деятельности, и предусмотрены более высокие размеры административного штрафа за совершение определенных правонарушений.
Уголовная ответственность государственных служащих наступает при совершении ими неправомерных действий, преследуемых согласно Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Под гражданско-правовой ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица возместить убытки, возникшие вследствие нарушения условий договора, причинения вреда другим лицам либо неосновательного обогащения.
Данный вид юридической ответственности регулируется ГК РФ и направлен на охрану имущественных и некоторых видов неимущественных правоотношений (физическое здоровье и психическая неприкосновенность, авторство и некоторые др.). Белов В.К., Воронов А.Ф., Голенко Е.Н. и др. Военное право:Учебник - «За права военнослужащих»,2004 г.
1.2 Материальная ответственность государственных служащих
Материальная ответственность государственного служащего наступает за неправомерные действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которым причинен ущерб нанимателю.
Материальная ответственность наступает при наличии прямого действительного ущерба; непосредственной причинной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении им должностных (служебных) обязанностей.
Этот вид юридической ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду.
Материальная ответственность не возникает в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности создать надлежащие условия для хранения имущества, вверенного государственному служащему.
Порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы.
2. Материальная ответственность военнослужащих
Военнослужащие, как и другие государственные служащие, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной и материальной ответственности. Это закреплено в пункте 1 статьи 28 Федерального Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в статье 26 Устава Внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации.
Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.
Данный вид юридической ответственности военнослужащих предусмотрен п. 4 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и подробно регламентирован Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих». Материальная ответственность военнослужащих согласно нормам указанных правовых актов распространяется и на граждан, призванных на военные сборы.
2.1 Общие положения Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих»
Федеральный Закон «О материальной ответственности военнослужащих» «устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба» (п. 1, статья 1).
В законе применяются следующие основные понятия:
«воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;
командиры (начальники) - командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;
имущество воинской части (далее - имущество) - все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;
реальный ущерб (далее также - ущерб) - утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью». ФЗ РФ от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статья 2
Наиболее интересным понятием, на мой взгляд, в приведённом перечне является понятие «реальный ущерб». Очень часто при определении вины военнослужащего возникают трудности с определением «реальности» причинённого ущерба. Особенно это касается вопросов ущерба в финансовой деятельности воинской части. Раскроем подробнее понятие «реального ущерба».
Первой в определении упоминается утрата имущества, под которой понимается его выбывание из владения пользователя или собственника помимо их воли и желания, вследствие непринятия действенных мер по сохранности этого имущества. Утрата налицо, например, при похищении имущества, его потере.
Повреждение имущества означает такое причинение вреда, при котором оно утратило, полностью или частично, свои полезные свойства. От утраты оно отличается тем, что всегда осуществляется самим виновным путем прямого воздействия на предмет (например, разрушением, поджиганием и т.п.).
А является ли повреждением разукомплектование военного имущества? И что понимается под «предметами военного имущества» в уголовном законодательстве? На эти вопросы даёт ответы статья Ноздринова А.И. «Вопросы квалификации уничтожения и повреждения военного имущества» («Право в Вооружённых Силах», №12, декабрь 2003 г.).
Практика применения ст. ст. 346, 347 УК РФ выявила ряд проблем в установлении содержания некоторых признаков составов уничтожения и повреждения военного имущества. Наиболее актуальными в теоретическом и практическом отношении являются вопросы о предмете данных преступлений и способах повреждения военного имущества. В частности, что относится к предметам военной техники и является ли повреждением изъятие отдельных комплектующих деталей из технических систем (оружия, боеприпасов или военной техники) без их разрушения. Что относится к предметам военной техники в согласно УК РФ?
Как известно, в действующем УК РФ дан исчерпывающий перечень материальных объектов, относящихся к предметам преступлений против порядка сбережения военного имущества: оружие, боеприпасы, предметы военной техники. Применительно к данным составам указанный признак играет важную роль, так как именно предмет посягательства позволяет определить сущность и содержание непосредственных объектов преступления. Следует помнить, что порядок сбережения военного имущества охраняется и общеуголовными нормами, такими как умышленное и неосторожное уничтожение или повреждение имущества. В диспозициях ст. ст. 346, 347 УК РФ перечисляются «наиболее важные для обеспечения боеготовности войск виды военного имущества» Советское уголовное право. Воинские преступления: Учебник / Под ред. А.Г. Горного. - М., 1978. - С.225.. Только при посягательстве на три вида военного имущества - оружие, боеприпасы, предметы военной техники родовым объектом выступает порядок прохождения военной службы, а непосредственным объектом - порядок сбережения военного имущества.
По своей сути термины, используемые законодателем для описания предмета преступления в УК РФ, относятся к категории бланкетных признаков и их содержание следует раскрывать с привлечением других правовых актов.
Что касается оружия и боеприпасов, то легальное толкование данных терминов представлено в Федеральном Законе «Об оружии». Это не означает, что данный закон полностью снимает все вопросы, касающиеся оружия и боеприпасов как предметов преступлений, но, он по крайней мере, позволяет определить признаки, характеризующие некоторые их виды. Понятие «предметы военной техники», к сожалению, не имеет легального определения. Содержание термина «военная техника» в некоторых нормативных актах сформулировано для целей этих актов и использовать его применительно к нормам уголовного права не всегда представляется возможным.
Понятийный аппарат военных терминов разрабатывается военной наукой, но применяется в военно-уголовном законодательстве с учетом признаков уголовно-правового характера. Поэтому необходимо провести анализ выработанного военной наукой устоявшегося понятия «предметы военной техники» и адаптировать его применительно к составам преступлений против порядка сбережения военного имущества.
«Данное понятие является составным и каждый входящий в него элемент несет определенную смысловую нагрузку. Распределена такая нагрузка неравномерно, основная ее часть приходится на термин «техника». Его наличие в обобщающем понятии «предметы военной техники» позволяет провести «водораздел» между массивом всего военного имущества и машинами, механизмами, агрегатами, которые и представляют собой собственно технику в узком смысле этого слова как техническое изделие» Ноздринов А. И. «Вопросы квалификации уничтожения и повреждения военного имущества». - «Право в Вооружённых Силах», №12, декабрь 2003 г... В широком смысле слова «техника - это совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества» Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. CD. - М., 1999.. Использовать в таком объеме термин «техника» применительно к ст. ст. 346, 347 УК РФ не представляется возможным, так как практически всякое имущество, в том числе вещевое и продовольственное, также является средством человеческой деятельности и в соответствии с указанным определением может относиться к технике. Видимо, употребляя термин «техника» в обозначении предмета преступления, законодатель стремился акцентировать внимание именно на технической природе имущества (машины, механические орудия, приборы, аппараты, устройства и т.д.), обязательным функциональным элементом конструкции которого выступают узлы, агрегаты, детали. Только такое узкое толкование термина «техника» позволяет вычленить из всего массива имущества то, которое является техническим изделием, и исключить возможность отнесения к предмету преступлений, предусмотренных ст.cт. 346, 347 УК РФ, иные виды имущества.
Другие варианты толкования рассматриваемого термина делают нелогичным его включение в конструкцию статей, т.е. правильнее было бы оставить терминологию, используемую в прежнем УК - «военное имущество» (ст. 251 УК РСФСР).
К сожалению, в военной науке нет единого подхода к определению критерия, позволяющего выделить военную технику из всей совокупности техники. Плюрализм позиций, имеющий место в военной науке при определении понятия «военная техника», нашел свое логическое продолжение в теории военно-уголовного законодательства. Так, по мнению А.А. Тер-Акопова, «под предметами военной техники следует понимать различные технические средства, находящиеся на вооружении войск и относящиеся к средствам ведения либо обеспечения военных действий (например, военно-транспортные средства, приборы ночного видения, инженерные машины и т.п.). Медицинскую технику, технические устройства полевых кухонь и другие виды аналогичной техники, предлагается исключить из перечня военной техники, так как они не имеют прямого отношения к ведению или обеспечению военных действий» Тер-Акопов А.А. Правовые основания ответственности за воинские преступления: Дисс. : докт. юрид. наук. - М., 1982. - С.145., т.е. наиболее важные для предназначения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск виды военного имущества, являющиеся по своей сути техническими изделиями, выступают в качестве предметов военной техники в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 346, 347 УК РФ. Противоположного мнения придерживается И.Ю. Белый, считая, что к «предметам военной техники относится любая техника, стоящая на балансе в воинской части и числящаяся в ней по штату» Белый И.Ю. Что относится к предметам военной техники в статьях 346-348 УК РФ // БВС. - М., 1999. - N 1(173). - С.16.. Исходя из последней позиции относимость техники к военной определяется двумя критериями: нахождение ее на балансе воинской части и штатность. Если руководствоваться только этими двумя критериями, значит придать равное с оружием и боеприпасами уголовно-правовое значение бытовой, культурно-досуговой и другой технике, которая хотя и состоит на балансе, числится по штату воинской части, но прямого отношения к ведению или обеспечению военных действий не имеет.
Позиция А.А. Тер-Акопова, видимо, является более правильной. Суть ее заключается в том, что нельзя в вопросе относимости техники к военной применительно к ст. ст. 346, 347 УК РФ руководствоваться только такими критериями, как ее штатность и нахождение на балансе воинской части. Необходимо определять предназначение техники. Диапазон техники, состоящей на балансе в воинских частях, весьма широкий: от самолетов, танков, радиостанций (средства ведения и обеспечения боя) до посудомоечных машин, утюгов, кинопроекторов (средства тылового обеспечения и досуга). Значимость техники не одинакова в реализации целевого предназначения Вооруженных Сил Российской Федерации - вооруженной защите государства. Законодатель, устанавливая в диспозиции ст. ст. 346, 347 УК РФ равную ценность оружия, боеприпасов и военной техники, под техникой подразумевал только ту, которая непосредственно предназначена для ведения либо обеспечения военных действий.
Третья составляющая данного термина обозначена выражением «предмет». В словаре русского языка под предметом понимается «всякое материальное явление, вещь» Словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова. - М., 1981. - С.514.. Видимо, законодатель посредством включения в конструкцию норм данного термина, стремился обеспечить уголовно-правовую защиту не только военной техники в целом, но и ее составных частей. Уничтожение, повреждение, утрата далеко не любой составляющей может отразиться на качестве функционирования комплекса в целом. Поэтому только функционально значимые составляющие военной техники необходимо рассматривать в качестве предмета преступления.
Таким образом, можно предположить, что к предметам военной техники в ст. ст. 346, 347 УК РФ относятся только те виды военной техники, которые являются средствами ведения либо обеспечения военных действий, а также их составные части. Другая техника, состоящая на балансе и числящаяся по штату воинской части, должна пользоваться такой же уголовно-правовой защитой, как иные виды военного имущества.
Является ли повреждением изъятие отдельных комплектующих деталей из технических систем (оружия, боеприпасов или военной техники) без их разрушения?
Решение данного вопроса предполагает прежде всего анализ содержания понятия «повреждение». В толковом словаре В. Даля термин «повреждение» раскрывается следующим образом: «Повредить, повреждать что, вредить или изъянить, портить - кому, чему, «помешать, попрепятствовать» или вообще нанести вред, убыток, порчу» Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4: Т.3: П-Р. - М., 1994. - С.374.. Исходя из этимологического значения термина «повреждение» следует признать, что помешать, попрепятствовать использованию имущества можно любым способом, в том числе и посредством изъятия комплектующих деталей.
Среди всего многообразия юридических определений понятия «повреждение» можно выделить наиболее значимые группы признаков, характеризующие его суть:
1. Противоправное воздействие на имущество.
2. Невозможность временно или частично использовать имущество по своему целевому назначению.
Составы уничтожения или повреждения военного имущества являются материальными. Применительно к повреждению «деяние» характеризуется признаками первой группы, а «последствие» - признаками второй группы. Иными словами, повреждение выступает в качестве «деяния-последствия». «Деяние-повреждение» характеризуется противоправным воздействием на военное имущество. В ст. ст. 346, 347 УК РФ способы воздействия при повреждении военного имущества не указываются. Воздействие на военное имущество может быть любым - физическим, химическим, механическим, в том числе и посредством изъятия комплектующих. По своему характеру воздействие на имущество может быть реализовано как разрушающими (удар, подрыв, поджог и т.д.), так и неразрушающими (разукомплектование, обесточивание, сбой программного обеспечения и т.д.) способами. Используемая терминология в обозначении способов воздействия достаточно условна.
В теории и практике уголовного права общеизвестным считается положение, согласно которому разрушающее воздействие относится к способам повреждения имущества. Среди неразрушающих способов повреждения военного имущества наиболее распространенным, как показывает судебная практика, является разукомплектование. Вопрос повреждения имущества посредством его разукомплектования на доктринальном уровне решается неоднозначно.
Теоретические разногласия находят свое отражение и в противоречивой судебной практике.
Анализ признака «последствие-повреждение» еще в большой мере подтверждает возможность совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 346, 347 УК РФ, неразрушающими способами.
«Состояние временной или частичной непригодности имущества к использованию по целевому назначению означает, что данное имущество хотя и не отвечает требованиям, определяющим его предназначение, но при этом восстановление (доукомплектование) или исправление его экономически, организационно целесообразно. Предметом преступлений, предусмотренных ст. ст. 346, 347 УК РФ являются оружие, боеприпасы и предметы военной техники. У всех видов военного имущества есть свое целевое назначение, определенное в законах, подзаконных и ведомственных актах. Существенным является наступление последствия - невозможность использования военного имущества по своему целевому предназначению» Ноздринов А. И. «Вопросы квалификации уничтожения и повреждения военного имущества». - «Право в Вооружённых Силах», №12, декабрь 2003 г...
Временная непригодность предусматривает полное отсутствие возможности использовать имущество по назначению до его восстановления или исправления. Частичная непригодность предполагает сохранение некоторых свойств, обеспечивающих целевое использование имущества, но при этом эффективность его использования очень низка. Состояние временной или частичной непригодности оружия, боеприпасов, предметов военной техники для их целевого использования определяется на основе тех характеристик данных видов военного имущества, которые определяют их предназначение. Временная непригодность военной техники чаще всего имеет ярко выраженные проявления и, как правило, не требует оценки специалистов. Частичная же непригодность может быть определена только специалистом.
Таким образом, воздействие на военное имущество при повреждении может быть реализовано любыми способами (разрушающими или неразрушающими), однако главным признаком, определяющим характер общественной опасности преступлений, предусмотренных ст. ст. 346, 347 УК РФ, являются последствия. Общественная опасность преступлений против порядка сбережения военного имущества обусловлена прежде всего причинением организационного вреда - потерей боеготовности военной техники, боеспособности войск в отличие от общеуголовного преступления (ст. 167 УК РФ), где экономический ущерб обусловливает общественную опасность. Аккуратное изъятие функционального блока или его «варварское» выдергивание с разрушением других элементов технической системы, в равной мере приводящие к невозможности использовать военную технику по своему назначению (организационный вред), должны квалифицироваться по ст. ст. 346, 347 УК РФ. Способ изъятия детали зависит от ряда обстоятельств (конструкции военной техники, навыков виновного и т.д.) и влияет на порядок восстановления военного имущества, но для квалификации не имеет значения.
«Изложенное позволяет сделать вывод, что ныне действующая редакция ст. ст. 346, 347 УК РФ не является препятствием, для того чтобы разукомплектование оружия, боеприпасов и предметов военной техники квалифицировать по данной статьям. Однако судебная практика устойчиво идет по пути ограничительного толкования термина «повреждения», исключая из способов воздействия неразрушающие формы. При таком подходе правоприменителя деяния, обладающие общественной опасностью, остаются без адекватного уголовно-правового воздействия. В складывающейся ситуации, видимо, целесообразно внести изменения в ст. ст. 346, 347 УК РФ. Для этого необходимо указать в диспозиции статей, помимо уничтожения и повреждения, на иные способы приведения в негодное для использования состояние оружия, боеприпасов и предметов военной техники. Использованием в законе термина «иным способом» с определением последствия в виде приведения в негодное состояние военного имущества позволяет привлекать к уголовной ответственности не только за разукомплектование, но и за иные неразрушающие способы воздействия на военное имущество» Ноздринов А. И. «Вопросы квалификации уничтожения и повреждения военного имущества». - «Право в Вооружённых Силах», №12, декабрь 2003 г...
Таким образом, для правильного применения понятия «повреждение военного имущества» в уголовном законодательстве необходимо провести конкретизацию соответствующих положений.
Помимо стоимости утраченного или поврежденного имущества, реальный ущерб включает в себя также расходы, которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества. К таким расходам, например, следует отнести расходы по ремонту поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск (сил).
К излишним денежным выплатам относятся штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба по гражданско-правовым договорам, в случае причинения вреда другим лицам и их имуществу.
2.2Условия привлечения военнослужащего к материальной ответственности
Основанием для привлечения военнослужащего к материальной ответственности является правонарушение, которое характеризуется следующими признаками (приложение 2, схема 2):
- противоправное поведение (действие или бездействие) военнослужащего;
- причинение имуществу воинской части реального материального ущерба;
- наличие причинной связи между реальным ущербом и противоправным поведением военнослужащего;
- наличие вины военнослужащего;
- причинение ущерба при исполнении обязанностей военной службы.
Перечисленные признаки можно также назвать и условиями привлечения к материальной ответственности. Рассмотрим каждое условие подробнее.
Противоправными признаются такие действия, которые выражаются в нарушении конкретных правил, требований и норм, регулирующих порядок получения, выдачи, хранения и использования военного имущества. Общим правилом, сформулированным УВС ВС РФ, является обязанность всех военнослужащих «беречь военное имущество» Устав Внутренней Службы Вооружённых Сил Российской Федерации, статья 16. Помимо этой нормы, действует широкий круг нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение сохранности военного имущества в отдельных случаях получения, выдачи, хранения и эксплуатации, в ведении хозяйственной и финансовой деятельности воинской части.
Условие причинения реального материального ущерба имуществу воинской части был рассмотрен при раскрытии понятия «реальный ущерб».
Причинная связь означает, что реальный ущерб явился непосредственным следствием конкретного действия (бездействия) данного военнослужащего, а не воздействия внешних сил (природных явлений или действий иных лиц).
Зачастую именно отсутствие причинной связи является основанием для отмены судебных решений. «В. после окончания военного училища, не желая проходить военную службу, к месту назначения не выехал, а остался проживать у родителей, где устроился на работу. Судом В. признан виновным в отказе от несения обязанностей военной службы, и на основании Уголовного Кодекса РФ осужден к трем годам лишения свободы. Одновременно суд взыскал с В. денежные средства как ущерб, связанный с затратами на его содержание за период обучения в училище.
Военная коллегия, рассмотрев дело по протесту председателя, признала решение по гражданскому иску необоснованным. Вывод суда о виновности В. в причинении ущерба, указывается в определении Военной коллегии, является бездоказательным, а само решение не основано на законе, поскольку В. не совершал каких-либо виновных действий, направленных на причинение материального ущерба училищу. На его содержание в период учебы в училище государство в соответствии с действующим законодательством выделяло необходимые денежные средства. Поэтому приговор в части решения по гражданскому иску Военной коллегией отменен и производство по иску прекращено.» Белов В.К., Фатеев К.В. Судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе, статусе военнослужащих и об участии военных организаций в гражданских правоотношениях. Серия «Право в Вооружённых Силах - консультант». - «За права военнослужащих», 2004 г.
Вина военнослужащего в причинении реального ущерба имуществу воинской части может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности, что не влияет на вопрос о привлечении его к материальной ответственности, но имеет значение при определении размера взыскания.
Принято считать, что военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту, находятся при исполнении служебных обязанностей в период их служебного времени, предусмотренного распорядком дня или регламентом, устанавливаемыми в каждой воинской части их командирами. Однако действующим законодательством определено, что «военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:
а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.
Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
б) исполнения должностных обязанностей;
в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;
г) участия в учениях или походах кораблей;
д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);
е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
ж) нахождения в служебной командировке;
з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;
и) следования к месту военной службы и обратно;
к) прохождения военных сборов;
л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства» ФЗ РФ от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», статья 37, пункт 1 .
Таким образом, исполнением служебных обязанностей военнослужащими по контракту признается фактическое выполнение ими должностных, специальных полномочий или заданий командования, независимо от времени и места их осуществления.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, признаются находящимися при исполнении обязанностей военной службы во всех случаях их нахождения в расположении своей воинской части либо вне ее, если они находятся в командировке или исполняют служебные задания.
Однако законодательством чётко предусмотрены и те случаи, когда привлечение военнослужащих к материальной ответственности за причинённый ущерб не допускается (приложение 2, схема 2):
· если ущерб причинён вследствие исполнения приказа командира (начальника);
· если ущерб причинён в результате правомерных действий военнослужащего;
· если ущерб причинён в результате оправданного служебного риска;
· если ущерб причинён в результате действия непреодолимой силы.
В случаях, когда военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) причинил ущерб имуществу воинской части не при исполнении обязанностей военной службы, он подлежит привлечению к гражданско-правовой, а не материальной ответственности.