p align="left">В качестве срока, в течение которого военнослужащий может быть привлечён к материальной ответственности, Федеральным Законом «О материальной ответственности военнослужащих» установлены три года со дня обнаружения ущерба. Этот временной интервал аналогичен сроку исковой давности, установленному Гражданским Кодексом Российской Федерации.
2.3 Виды материальной ответственности военнослужащих
Федеральным Законом предусмотрено два вида такой ответственности - ограниченная и полная. Различие между этими видами материальной ответственности состоит в максимальном размере денежного взыскания, налагаемого на военнослужащего за один случай причинения им материального ущерба воинской части.
«Деление материальной ответственности на виды направлено на решение задачи ее индивидуализации. Непосредственно решение данной задачи осуществляется путем установления за ряд правонарушений повышенного предела причитающегося с военнослужащего возмещения причиненного ущерба (ограниченная материальная ответственность) или устранения каких-либо ограничений возмещения, за исключением размера самого ущерба (полная материальная ответственность)» Белов В.К., Воронов А.Ф., Голенко Е.Н. и др. Военное право:Учебник - «За права военнослужащих»,2004 г..
Ограниченность ответственности заключается в том, что за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы, виновные военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, отвечают в размере такого ущерба, но не более пределов, установленных Федеральным Законом «О материальной ответственности военнослужащих».
Базовой ставкой для исчисления пределов материальной ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, является оклад их месячного денежного содержания и месячная надбавка за выслугу лет (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - только оклад месячного денежного содержания). Оклад месячного денежного содержания военнослужащих состоит «из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию)» ФЗ РФ от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», статья 12, пункт 1. «Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания в следующих размерах при выслуге:
от полугода до 1 года - 5 процентов;
от 1 до 2 лет - 10 процентов;
от 2 до 5 лет - 25 процентов;
от 5 до 10 лет - 40 процентов;
от 10 до 15 лет - 45 процентов;
от 15 до 20 лет - 50 процентов;
от 20 до 22 лет - 55 процентов;
от 22 до 25 лет - 65 процентов;
25 лет и более - 70 процентов.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения указанной процентной надбавки определяется Правительством Российской Федерации» ФЗ РФ от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», статья 12, пункт 6.
Применительно к конкретным случаям предел возмещения материального ущерба военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы) устанавливается кратно по отношению к базовой ставке (предусмотрен одно-, двух- или трехкратный размер такой ставки).
К ограниченной материальной ответственности привлекаются:
· военнослужащие за ущерб, причиненный ими по неосторожности, в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и граждан, призванных на военные сборы) либо не более двух окладов месячного денежного содержания (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.
· «военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей» ФЗ РФ от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статья 4, пункт 2 (в размере не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет);
· «командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба» ФЗ РФ от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статья 4, пункт 3 (в размере не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет);
· «командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, что повлекло за собой причинение материального ущерба воинской части» Там же, статья 4, пункт 4 (в размере не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет).
Полная материальная ответственность военнослужащих предусматривается, прежде всего, тогда, когда меры, предпринимаемые командованием по сохранению военного имущества, оказываются нейтрализованными противоправным поведением самого военнослужащего (умышленным причинением реального ущерба имуществу воинской части, преступной небрежностью или легкомыслием, а также в условиях частичной утраты контроля за своим поведением под действием алкоголя, наркотических или токсических веществ либо умышленными действиями военнослужащего, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения пострадавших военнослужащих). Кроме того, полная материальная ответственность наступает в том случае, когда ущерб причинен военнослужащим имуществу воинской части, переданному ему в особом порядке (под отчет).
2.4 Определение размера причинённого ущерба
При определении размера взыскания с военнослужащего «размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба» ФЗ РФ от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статья 6, пункт 1. Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.
Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.
«При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности». Там же, статья 6, пункт 3
Размер ущерба, причинённого умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения пострадавших военнослужащих, определяется фактическими затратами на лечение.
При определении размера возмещаемого ущерба, причинённого несколькими военнослужащими, применяется принцип солидарной ответственности, то есть для каждого отдельного с учётом степени вины и вида материальной ответственности.
«При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба». ФЗ РФ от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статья 6, пункт 6
2.5 Возмещение ущерба
При обнаружении ущерба командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование, к вопросам которого более подробно хотелось бы обратится позже.
Полномочия по вынесению решения о привлечении военнослужащих к материальной ответственности, а также назначение конкретного размера возмещения возлагаются на командира воинской части либо суд.
Законом предусмотрено три варианта возмещения ущерба:
1) возмещение ущерба военнослужащими;
2) возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы;
3) возмещение ущерба, причинённого военнослужащими третьим лицам.
Рассмотрим каждый из вариантов.
Если военнослужащие продолжают свою службу в соответствующей воинской части, то статья 8 Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащего» устанавливает следующие положения:
1. Если размер причиненного ущерба не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, то право вынести решение о возмещении ущерба предоставляет командиру воинской части путём издания приказа по воинской части и производства удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.
2. Командиру воинской части для издания подобного приказа предоставляется двухнедельный срок со дня окончания административного расследования либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия. Изданный приказ о привлечении военнослужащего должен быть «объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после его объявления». ФЗ РФ от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статья 8, пункт 2
В случае если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.
3. Если военнослужащие проходят военную службу за пределами Российской Федерации, то они производят возмещение ущерба в валюте страны пребывания либо в рублях по официальному курсу валюты, установленному ЦБ РФ на день обнаружения ущерба.
4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.
При обращении в суд по вопросу неправомерного привлечения к материальной ответственности военнослужащий должен обязательно соблюсти требования Гражданско-Процессуального Кодекса Российской Федерации о обязательности совершения действий по досудебному разрешению вопроса. Таким образом, обращение военнослужащего к вышестоящему командиру (начальнику) перед обращением в суд определяется уже не просто желанием самого военнослужащего, а обязательными нормами законодательства.
5. Решение о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, вправе вынести военный суд по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.
6. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.
7. Военнослужащий вправе добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.
Вопрос соответствия Конституции РФ возлагаемого на командира права на привлечение военнослужащих к материальной ответственности своим приказом рассматривался в 2001 году Конституционным Судом РФ. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Находкинского гарнизонного военного суда о проверке конституционности ч. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 июля 1999 г. №161_ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»:
«1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб».
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли содержащееся в ней положение Конституции Российской Федерации. Рассмотрим суть дела.
В производстве Находкинского гарнизонного военного суда находились дела по жалобам военнослужащих К. и П. на действия командиров воинских частей, по приказам которых они были привлечены к материальной ответственности за ущерб, причиненный при исполнении обязанностей военной службы имуществу воинской части.
Придя к выводу о том, что подлежащая применению в этих делах ч. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, суд, приостановив производство по данным делам, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности содержащегося в ней положения, устанавливающего, что возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.
Конституционный Суд Российской Федерации признал указанное положение Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих» «не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно не препятствует реализации конституционных гарантий государственной, в том числе судебной, защиты имущественных прав военнослужащего, возникающих в связи с получением им денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу» Белов В.К., Фатеев К.В. Судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе, статусе военнослужащих и об участии военных организаций в гражданских правоотношениях. Серия «Право в Вооружённых Силах - консультант». - «За права военнослужащих», 2004 г., исходя из следующих оснований:
1. Согласно Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации, исполняя свою обязанность по защите Отечества, несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Право на труд реализуется военнослужащим посредством прохождения им военной службы и, следовательно, предполагает справедливое вознаграждение за нее.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» Конституция Российской Федерации, статья 35, части 2 и 3; «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» Там же, статья 8, часть 2; «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» Там же, статья 45, часть 1; «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» Там же , статья 46, части 1 и 2.
По смыслу названных конституционных норм в их системной связи право военнослужащего на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы (денежное довольствие), закрепленное ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76_ФЗ «О статусе военнослужащих», - как относящееся по своей природе к имущественным правам и одновременно являющееся специфической формой вознаграждения за труд в особой сфере государственной службы - подлежит признанию и защите, включая судебную защиту, со стороны государства без какой-либо дискриминации. В то же время подлежит признанию и защите и государственная собственность (в данном случае - имущество, находящееся в федеральной собственности и закрепленное за воинскими частями).
«Исходя из этого законодатель вправе предусмотреть условия и размеры материальной ответственности военнослужащего за ущерб, причиненный им при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определить порядок возмещения такого ущерба. Однако меры материальной ответственности военнослужащего, связанные с возмещением причиненного ущерба за счет его денежного довольствия, должны устанавливаться на основе положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих гарантии права собственности и иных имущественных прав, в том числе связанных с получением вознаграждения за труд» Белов В.К., Фатеев К.В. Судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе, статусе военнослужащих и об участии военных организаций в гражданских правоотношениях. Серия «Право в Вооружённых Силах - консультант». - «За права военнослужащих», 2004 г..
«Указанным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют соответствующие положения международно-правовых актов, являющихся, в силу Конституции Российской Федерации, составной частью правовой системы России. Так, согласно статьи 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права, что ни в коей мере не ущемляет право государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами; согласно статьи 8 Конвенции МОТ от 8 июня 1949 г. №95 вычеты из заработной платы разрешаются только при соблюдении условий и в размерах, определяемых национальным законодательством, о которых трудящиеся должны быть уведомлены, что не может рассматриваться как дискриминационное ограничение права на вознаграждение за труд». Там же
2. Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность части 1 пункта 1 статьи 8 Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих», оценивает смысл содержащегося в ней положения, исходя из его нормативной взаимосвязи с другими положениями названного Федерального закона и его места в системе правовых актов.
По смыслу рассматриваемое положение во взаимосвязи с другими названными положениями Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих» удержание из денежного довольствия военнослужащего по приказу командира не может быть обращено на уже полученные денежные средства, а также на иное имущество (в том числе имущественные права), которым военнослужащий владеет, пользуется и распоряжается на правах собственника или на других законных основаниях.
Право военнослужащего на получение денежного довольствия подлежит защите и на основании норм гражданского процессуального законодательства, которыми регулируется порядок рассмотрения жалоб на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан. В соответствии с законодательством жалоба военнослужащего на приказ командира (начальника) воинской части рассматривается военным судом; при этом суд, приняв жалобу к рассмотрению, вправе приостановить исполнение обжалуемого действия как по просьбе самого военнослужащего, так и по собственной инициативе. В соответствии с ГПК РСФСР такая жалоба рассматривается судом в десятидневный срок; суд, признав жалобу обоснованной, выносит решение об обязанности командира (начальника) воинской части устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод; решение суда направляется командиру (начальнику) воинской части и военнослужащему не позднее десяти дней после вступления в законную силу.
Все названные законоположения в их единстве направлены на обеспечение государственной защиты, включая судебную защиту, права военнослужащего на получение ежемесячного денежного довольствия от возможного нарушения в случае издания командиром (начальником) воинской части необоснованного приказа в порядке применения части 1 пункта 1 статьи 8 Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих».
3. По смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 37 и 71 (пункт «м»), «военная служба, посредством прохождения которой военнослужащие реализуют право на труд, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, обеспечением обороны и безопасности». Этим обусловливается правовой статус военнослужащих, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений прав и свобод, устанавливаемых федеральным законодательством в отношении военнослужащих.
В соответствии с Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни; в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации. Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество; строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров; совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и боевую технику, беречь военное имущество.
Из указанных положений Конституции Российской Федерации и конкретизирующего ее законодательства следует, что военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины выполнять обязанности, обусловленные характером военной службы, в том числе не допускать утраты имущества, закрепленного за воинскими частями, нести особую материальную ответственность, возмещая ущерб, причиненный им этому имуществу умышленно или по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы.
«Командир воинской части как единоначальник отвечает за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание» Федеральный Закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», статья 27, пункт 2. Наделение командира правом в определенных частью 1 пункта 1 статьи 8 Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих» случаях решать вопрос о привлечении военнослужащих к материальной ответственности с гарантией последующего судебного контроля направлено на защиту находящегося в федеральной собственности имущества и на надлежащее исполнение гражданами, несущими военную службу, обязанностей военной службы, что согласуется с целями обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Таким образом, с учетом специфики военной службы, характера воинской дисциплины и обусловленных этим особого рода публично-правовых по своему существу обязанностей военнослужащего, скрепленных Военной присягой (в данном случае - обязанности сохранять закрепленное за воинскими частями имущество, находящееся в федеральной собственности, т.е. обязанности, которая непосредственно связана с необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства), рассматриваемое положение Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих» не нарушает справедливый баланс между правами военнослужащего и правомерными интересами общества и государства, основанный на конституционно значимых целях и ценностях, защищаемых Конституцией Российской Федерации, и потому, как не препятствующее реализации конституционных гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав военнослужащего, возникающих в связи с получением денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу, не противоречит Конституции Российской Федерации.
Для случая увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы установлено, что:
1. Если привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащий, переведённый к новому месту службы и не возместивший причинённый ущерб, производит дальнейшее возмещение ущерба по новому месту службы на основании записи в денежном аттестате.
2. Если «причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов)». ФЗ РФ от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статья 9, пункт 2
Если к моменту перевода военнослужащего к новому месту службы вопрос о его привлечении к материальной ответственности не был решён, то командир в пятидневный срок со дня окончания расследования (ревизии, дознания, поступления решения суда и т.п.) направляет необходимые материалы к новому месту службы, где и производится возмещение ущерба по правилам, установленным законом.
Последними редакциями рассматриваемого закона введены положения по возмещению ущерба третьим лицам. Войсковая часть, возместившая ущерб третьим лицам, пострадавшим в результате действия (бездействия) военнослужащих, теперь вправе привлечь виновных военнослужащих к материальной ответственности «в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным Законом». ФЗ РФ от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статья 10
Законом предусмотрена возможность снижения командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего размера денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, за исключением случаев умышленного причинения ущерба.
Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20% месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного умышленно, - в размере 50% месячного денежного довольствия военнослужащего.
Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.
2.6 Административное расследование
Установление наличия условий применения к военнослужащему материальной ответственности осуществляется в особом процессуальном порядке - в ходе административного расследования. Административное расследование назначается командиром (начальником) сразу после обнаружения ущерба. Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» установлен месячный срок для проведения такого расследования. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.
«Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия». ФЗ РФ от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статья 7, пункт 2
В Космических войсках административные расследования проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке проведения административных расследований, введённой в действие Приказом Командующего Космическими Войсками от 23.092002 года №194 во исполнение требований приказов Министра обороны Российской Федерации 2001 года №10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации», 1998 года №100 «О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации».
Административное (служебное) расследование - это деятельность командиров (начальников) и назначаемых ими лиц по установлению фактических обстоятельств проступков военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также иных событий и фактов, которые нуждаются в выяснении в целях принятия на основе собранных доказательств законных и обоснованных решений.
Все случаи причинения военнослужащими материального ущерба, согласно Инструкции, отнесены к случаям обязательного назначения и проведения административного расследования.
Рассмотрим подробнее алгоритм действий расследующего, то есть офицера, назначенного для проведения административного расследования (приложение 3, схема 3):
1. Уяснение первоначальных данных по делу.
В этих целях расследующий должен прежде всего внимательно ознакомиться с содержанием имеющегося документа: рапорта, сообщения, акта ревизии - или получить информацию от командира (начальника).
2. Изучение положений российского законодательства, относящихся к делу.
Особое внимание хотелось бы обратить на то, что желательно строить такое изучение по принципу «от большого к малому». Очень часто в современном российском законодательстве прослеживается тенденция сужения правовых возможностей по движения к конкретному отраслевому законодательному акту. В первую очередь, на мой взгляд, необходимо проработать федеральное законодательство по рассматриваемому вопросу. Эти положения, конечно, более общие, но они, зачастую, дают больше прав и возможностей, налагают более строгие ограничения и обязанности, чем принимаемые в их исполнение акты более низкого ранга. Такие казусы в законодательной базе нередко приводят к обращению в суд заинтересованных граждан и приостановлению или иногда и отмене отраслевого законодательного акта.
Ярким примером подобного развития процесса является приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. №200 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации». Практически с момента начала его применения в военные суды начались массовые обращения военнослужащих, особенно находящихся в распоряжении командиров (начальников) воинских частей, на его несоответствие Федеральному Закону «О статусе военнослужащих», Постановлениям Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих денежным довольствием. И лишь после решения Верховного Суда Российской Федерации в сентябре 2007 года в этот приказ были внесены соответствующие изменения, которые устранили противоречия другим законодательным актам.
3. Составление плана проведения расследования (действий расследования).
«В любом административном расследовании обязательному доказыванию подлежат:
событие проступка или происшествия;
время, место, способ и иные обстоятельства их совершения;
круг лиц, совершивших проступок или происшествие, степень вины каждого из них в совершении расследуемого деяния;
обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности правонарушителя;
наступившие вредные последствия проступка или происшествия, их характер и размер;
причины и условия, способствовавшие совершению проступка или происшествия». Инструкция о порядке проведения административных расследований (приложение к приказу Командующего КВ от 23.09.2002 г. № 194), пункт 16
4. Проведение действий расследования.
К таким действиям, по мере необходимости, относятся:
· осмотр помещений (зданий, сооружений, мест происшествий и т.п.);
· сбор доказательной базы документов.
При опросах со всех лиц расследующий берёт подробные письменные объяснения, в которых отражены ответы на поставленные перед опрашиваемым вопросы. Такой перечень вопросов расследующий составляет сам для каждого конкретного опрашиваемого лица для детального восстановления картины происшедшего.
При осмотрах возможно составление планов и схем, которые будут необходимы для полноты расследования.
В процессе сбора доказательной базы документов расследующий приобщает к материалам расследования выписки из приказов командира (начальника) части о закреплении различных материальных средств и объектов за военнослужащими, о назначении их на соответствующие должности, должностные инструкции и другие необходимые документы.
5. Анализ собранных материалов.
На основе собранных материалов расследующий проводит анализ происшедшего для:
· установления всех достоверных фактов происшедшего;
· установления причин и способствующих факторов;
· определения степени вины военнослужащих;
· определения вида и размера материальной ответственности военнослужащих;
· разработки предлагаемых командиру (начальнику) мер и мероприятий для предотвращения и недопущения подобных фактов.
6. Оформление материалов административного расследования.
На основе собранных материалов расследующий составляет заключение по административному расследованию. На мой взгляд, структура такого документа должна быть следующей:
1) определение основания для назначения расследования;
2) подробное достоверное описание произошедшего на основании собранных материалов;
3) приведение положений законодательных актов по делу;
4) разбор произошедшего с точки зрения соответствия положениям законодательных актов и с указанием конкретных неправомерных действий военнослужащих;
5) указание причин и способствующих произошедшему факторов;
6) предложения командиру (начальнику) по степени и размеру привлечения военнослужащих к материальной ответственности и принятию мер по профилактике и недопущению подобных фактов.
При необходимости в заключении указывается предложение по подготовке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Материалы административного расследования для представления командиру (начальнику) представляются в следующей последовательности:
1) титульный лист;
2) основание назначения и проведения административного расследования;
3) объяснительные;
4) доклады;
5) заключение.
Образцы материалов расследования приведены в приложении 4.
7. Представление командиру (начальнику) материалов административного расследования.
В случае, если в заключении будет предложено подготовить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, командир (начальник) передает материалы административного расследования одному из дознавателей воинской части.
На основании представленных материалов административного расследования командир (начальник) принимает решение, в котором «определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного порядка, защиты прав и интересов государства, воинской части (учреждения), военнослужащих и других граждан и предотвращения подобных случаев в будущем, а также меры воздействия в отношении виновных лиц». Инструкция о порядке проведения административных расследований (приложение к приказу Командующего КВ от 23.09.2002 г. № 194), пункт 28
Материалы всех административных расследований подшиваются в дело «Административные расследования» воинской части.
3. Применение законодательных актов по материальной ответственности военнослужащих в повседневной деятельности воинских частей
Рассмотренные выше положения законодательных актов по материальной ответственности военнослужащих широко используются командирами (начальниками) воинских частей в повседневной деятельности для возмещения реального материального ущерба, причинённого действиями (бездействием) военнослужащих имуществу воинской части. Рассмотрим некоторые примеры.
3.1 Солидарная ограниченная материальная ответственность
В феврале 2007 года командиру войсковой части 00000 из отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Байконур пришло извещение о наличии задолженности в виде пени по состоянию на 16 июня 2006 года за период с 1 января по 16 июня 2006 года и обращении последнего о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Арбитражный суд Московской области. Командир назначил административное расследование.
Для установления истинной картины произошедшего и определения виновного расследующий провёл опрос помощника командира войсковой части 00000 по финансово-экономической работе старшего лейтенанта Т., майора К., который исполнял эти обязанности в период с 1 января по 14 марта 2006 года, истребовал со строевой части выписки из приказов о назначении на должность помощника командира войсковой части 00000 по финансово-экономической работе за период с 1 января по 16 июня 2006 года, получил официальные ответы из отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Байконур на отправленные запросы.
В ходе расследования было установлено:
1. На основании положений Федерального Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ войсковая часть является страхователем по отношению к гражданскому персоналу, работающему по трудовому договору с войсковой частью. Страхователь (то есть войсковая часть) обязан своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
2. Из ответов отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Байконур от февраля 2007 года следовало, что войсковая часть 00000 в период с 01. 01. по 16. 06. 2006 года на страховую часть производила перечисления не в полном объёме и с опозданием, что привело к начислению пени в соответствии с законодательством РФ. Кроме этого, отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Байконур в адрес войсковой части 00000, как страхователя, в июне 2006 года направило требование.
3. Из-за того, что требование отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Байконур от июня 2006 года не было выполнено, последнее направило в Арбитражный суд Московской области исковое заявление к войсковой части 00000 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которое принято к рассмотрению в декабре 2006 года.
4. Майор К. исполнял обязанности начальника объединённого финансового органа войсковой части 00000 в период с 1 января по 14 марта 2006 года. В период с 14 марта по июль месяц обязанности начальника объединённого финансового органа войсковой части 00000 временно исполнял старший лейтенант П. Официально сдача дел и должности начальника объединённого финансового органа войсковой части 00000 майором К. старшему лейтенанту П. была произведена в июле 2006 года. Однако документальное подтверждение подобного распределения сроков исполнения обязанностей начальника объединённого финансового органа войсковой части 00000 не нашло. В книге регистрации приказов командира войсковой части 00000 за 2006 год отсутствовал какой-либо приказ об отстранении майора К. от исполнения обязанностей в марте 2006 года и возложения их на старшего лейтенанта П.
5. В период с 01. 01. 2006 г. по 16. 06. 2006 г. в объединённом финансовом органе войсковой части отсутствовал(и) конкретный(ые) работник(и), который(ые) отвечал(и) бы за персонифицированный учёт обязательного пенсионного страхования. Это приводило к просрочкам и неполноценности платежей по единому социальному налогу и, как следствие, начислению пени.
На основании собранных документов расследователь пришёл к следующим выводам:
1. Из-за отсутствия документального подтверждения временного исполнения обязанностей начальника объединённого финансового органа войсковой части 00000 старшим лейтенантом П. сроком окончания исполнения соответствующих обязанностей майором К. необходимо считать июль месяц 2006 года - месяц передачи дел и должности. Точную дату установить не представляется возможным из-за отсутствия акта приёма-передачи как по регистрации, так и в наличии в строевой и финансовой частях войсковой части 00000. Таким образом, сумма искового заявления отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Байконур по периодам исполнения обязанностей начальника объединённого финансового органа войсковой части 00000 полностью лежит на майоре К.
2. Майором К. в период исполнения обязанностей нарушались требования Приказа Министра Обороны РФ от 28 марта 2001 г. №135, Приказа Министра Обороны СССР от 30 марта 1973 г. №80, статьи 113 Устава Внутренней Службы ВС РФ в плане обязанностей начальника финансового органа строго соблюдать финансовую, налоговую дисциплины, руководить работниками финансового органа и определять их должностные обязанности. Это явилось причиной начисления пени.
3. Вина за несвоевременное исполнение требования отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Байконур от июня 2006 года полностью лежит на старшем лейтенанте П. Сверки с отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) по г. Байконур и ИФНС России по городу и космодрому Байконуру проводились нерегулярно, а по их результатам мер не принималось. Требования отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Байконур об уплате недоимок выполнялись несвоевременно и не в полном объёме. Это привело к обращению отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Байконур в Арбитражный суд Московской области.
4. При приёме дел и должности начальника объединённого финансового органа войсковой части 00000 между майором К. и старшим лейтенантом П. и дел и должности помощника командира войсковой части 00000 по финансово-экономической работе между старшим лейтенантом П. и старшим лейтенантом Т. нарушались требования Приказа Министра Обороны СССР от 30 марта 1973 г. №80 в плане состояния расчётов по налогам.
На основании предложений, изложенных в заключении административного расследования, и положений Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года №161-ФЗ командир части принял решение привлечь майора К. и старшего лейтенанта П. к солидарной ограниченной материальной ответственности в размере 16254 рублей 90 копеек, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет для каждого из них. К моменту окончания административного расследования старший лейтенант П. был переведён в другую воинскую часть. Поэтому командир войсковой части 00000 своим приказом привлёк к ответственности только майора К., а в отношении старшего лейтенанта П. материалы были направлены к новому месту службы, где он и был привлечён к материальной ответственности. Старший лейтенант Т., который на момент проведения расследования исполнял обязанности помощника командира войсковой части 00000 по финансово-экономической работе, был привлечён только к дисциплинарной ответственности за упущения по службе.
Майор К., не согласившись с результатами административного расследования и решением командира части, воспользовался правом обжалования данного решения вышестоящему командиру, но получил отказ в удовлетворении жалобы. Гарнизонный Военный Суд после обращения туда с жалобой майора К. своим решением подтвердил правомерность действий командира войсковой части 00000.
Если проанализировать данное административное расследование с точки зрения применения положений Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года №161-ФЗ, то можно сделать следующие выводы:
1. Реальный ущерб в данном случае выразился в уплате воинской частью пени за «несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей». ФЗ РФ от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статья 4, пункт 2
2. Реальный ущерб был нанесён действиями только майора К. и старшего лейтенанта П., которые и были привлечены к материальной ответственности. Причинная связь между действиями старшего лейтенанта Т. и причинённым ущербом не нашла своего подтверждения, поэтому он был привлечён только к дисциплинарной ответственности.
3. Размер ущерба был определён как сумма начисленных пени и затрат воинской части по ведению дела в Арбитражном Суде.
4. Никто не ограничивает военнослужащих в праве обжаловать принятое командиром воинской части решение.
5. Перевод старшего лейтенанта П. к новому месту службы не стал преградой для привлечения его к ответственности.
6. Учитывая то, что ущерб был причинён действиями двух военнослужащих, к ответственности были привлечены оба с учётом произошедших фактов (солидарная ответственность).
3.2 Полная материальная ответственность военнослужащих по решению суда
На складах службы вооружения войсковой части 00000 военнослужащими по призыву, заступающими в наряд по их охране, неоднократно совершались хищения составляющих элементов оборудования, содержащих драгоценные металлы, с целью дальнейшей продажи. Начальник отделения хранения службы вооружения старший прапорщик А., который согласно приказа командира части являлся материально ответственным лицом за находящееся на складе оборудование, данные факты выявил, но по команде не доложил с целью дальнейшего сокрытия. Данное правонарушение было раскрыто сотрудниками МВД и ФСБ России. По данному факту было возбуждено уголовное дело в отношении военнослужащих по призыву и старшего прапорщика А.
Реальный ущерб в данном случае заключается в утрате составляющих элементов и выводе из определённого эксплутационной документацией состояния хранения оборудования в целом.
Так как по данному делу было возбуждено уголовное дело, командир воинской части административное расследование не назначал, а обратился в суд с иском к указанным военнослужащим о привлечении их к полной материальной ответственности за причинённый ущерб. В данном случае материальная ответственность была применена в полном виде по следующим причинам:
а) военнослужащие по призыву совершили хищение составляющих элементов, содержащих драгоценные металлы, вызвав этим повреждение оборудования в целом. Кроме этого, их действия содержали «признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации» ФЗ РФ от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статья 5;
б) бездействие старшего прапорщика А. также содержало признаки уголовно наказуемого правонарушения. К тому же повреждённое оборудование было передано ему по отчёт для хранения.
Согласно положений Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года №161-ФЗ сумма иска командира части к указанным военнослужащим была определена как сумма:
1) фактических потерь по данным учёта имущества воинской части с учётом степени износа оборудования. При этом цены на оборудование определялись службой вооружения космодрома;
2) денежных сумм, выплаченных воинской частью предприятиям промышленности, за закупку и поставку утраченных составляющих элементов;
3) денежных сумм, выплаченных воинской частью ремонтным организациям, за производство ремонта повреждённого оборудования.
Сумма иска была распределена между военнослужащими с учётом степени их вины.
По приговору суда военнослужащие по призыву были направлены в дисциплинарные батальоны. Иск командира войсковой части 00000 был удовлетворён полностью с учётом принятых судом условий уменьшения размера ущерба. Со старшим прапорщиком А. со стороны командира части был расторгнут контракт на прохождение военной службы по причине несоблюдения им условий контракта. Исходя из этих условий возмещение ущерба производилось на основании выданного судом исполнительного листа в следующем порядке:
· при убытии военнослужащих по призыву в дисциплинарный батальон в денежных аттестатах были сделаны отметки о суммах невозмещённого ущерба и переданы материалы судебного решения;
· в период прохождения старшим прапорщиком А. военной службы из его денежного довольствия производились ежемесячные удержания в размере 20%. После его увольнения дальнейшее возмещение производилось по «по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации». ФЗ РФ от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статья 9, пункт 1
3.3 Полная материальная ответственность военнослужащих по приказу командира части
Сержант контрактной службы В., находясь за рулём служебного автотранспорта, совершил столкновение с автомобилем гражданского лица. Из результатов медицинского освидетельствования сержанта В. следовало, что он при управлении транспортным средством находился в лёгкой степени опьянения.
По данному факту командиром части было назначено разбирательство, в ходе которого были установлены причины и размер причинённого ущерба, доказана вина сержанта В. с привлечением материалов, полученных из ГИБДД. Таким образом, в данном случае административное расследованием было заменено разбирательством.
Причинённый ущерб составил сумму стоимости повреждённого имущества и расходов, которые воинская часть понесла при восстановлении служебного автомобиля. Восстановление автомобиля гражданского лица производилась военнослужащим исходя из норм гражданско-правовой ответственности.
Так как сержант В. добровольно привёл себя в состояние алкогольного опьянения согласно приказа командира войсковой части он был привлечён к полной материальной ответственности. Кроме этого он был привлечён командиром части к дисциплинарной ответственности за совершение грубого дисциплинарного проступка, а за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения по решению суда и к административной ответственности.
Возмещение ущерба сержантом В. производилось путём удержания финансовым органом войсковой части денежных сумм из его денежного довольствия в размере 50%, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 12 Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года №161-ФЗ.
Заключение
Нормы о материальной ответственности обеспечивают соблюдение дисциплины труда, профилактику неправомерного поведения. При возмещении ущерба устраняются последствия нарушения имущественных прав сторон, чем достигается и восстановительный эффект правового регулирования.
В своей работе я рассмотрел законодательную базу вопросов привлечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к материальной ответственности через призму аналогичных вопросов, касающихся государственных служащих в общем. Если обобщить рассмотренный материал, то в качестве основных особенностей для военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, можно выделить следующие моменты:
1. Привлечение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к материальной ответственности регламентировано специальным законом, относящимся к области военного права - Федеральным Законом от 12 июля 1999 года №161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».
2. Указанный Федеральный Закон применяется только в случаях причинения военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы) ущерба при исполнении обязанностей военной службы. В остальных случаях они несут ответственность согласно общегражданского законодательства.
3. В рассмотренном законе чётко определены случаи, когда не допускается привлечение военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) к материальной ответственности даже при исполнении обязанностей военной службы.
4. Военнослужащие (граждане, призванные на военные сборы) несут ответственность только за причинённый по их вине реальный ущерб.
5. Федеральным Законом военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, полностью приравнены по своим обязанностям возмещения причинённого ущерба.
6. Размер возмещения в случае привлечения к ограниченной материальной ответственности определяется для военнослужащих по контракту и граждан, призванных на военные сборы, кратно сумме оклада месячного денежного содержания и месячной надбавки за выслугу лет, а для военнослужащих по призыву - кратно окладу месячного денежного содержания.
6. Законодательством за командиром (начальником) воинской части закреплено право привлечения к ограниченной материальной ответственности путём издания приказа по воинской части по окончанию административного расследования.
7. В качестве срока, в течение которого возможно привлечение к материальной ответственности со дня обнаружения ущерба, определены три года.
8. Привлечение к материальной ответственности производится независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности.
9. Если гражданин прекратил прохождение военной службы и не был привлечён к материальной ответственности за причинённый по его вине ущерб, то такое привлечение и возмещение ущерба производится командиром (начальником) воинской части согласно положений общегражданского законодательства и исполнительного производства.
10. В случае перевода виновного военнослужащего к новому месту службы его привлечение к ответственности производится путём направления материалов административного расследования командиром (начальником) воинской части к новому месту службы.
11. Федеральным Законом «О материальной ответственности военнослужащих» предусмотрена возможность снижения размера денежных средств, подлежащих взысканию.
12. Ежемесячные денежные удержания производятся в процентном отношении от месячного денежного довольствия.
Проанализировав рассмотренный материал, я пришёл к следующим выводам:
1. В Российской Федерации существует достаточно полная и мощная законодательная база по вопросам привлечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к материальной ответственности за причинённый по их вине ущерб.
2. Рассмотренное законодательство постоянно совершенствуется исходя из реалий настоящего времени. Но на сегодняшний момент полностью отсутствуют упоминания о информационных базах, компьютерных технологиях, вредоносных продуктах. Отсутствие конкретизации данных моментов в применении к вопросам ущерба несколько сужает понятие «имущество воинской части».
3. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в целях соблюдения их конституционных прав предоставлено право на обжалование решений командира (начальника) воинской части.
4. При определении вины за причинённый ущерб учитываются все факты, причины, сторонние воздействия и наступившие последствия.
5. В Федеральном Законе «О материальной ответственности военнослужащих» достаточно чётко определены случаи, когда привлечение к такой ответственности не допускается.
6. Административное расследование, при условии грамотного, добросовестного и неформализированного подхода к его проведению, является наиболее часто применяющимся средством при определении виновности в причинении ущерба. На мой взгляд, при использовании разработанного алгоритма с методическими указаниями к нему расследование принесёт наилучший результат.
Однако, на мой взгляд, в рассмотренных вопросах материальной ответственности есть ряд недоработок и условностей, которые нередко вызывают сомнения и необходимость разъяснений. Поэтому в качестве практических рекомендаций по разрешению возникающих вопросов применения положений законодательства я могу предложить следующее:
1. Необходимо расширить понятие «имущество воинской части», введя туда такие понятия как «программное компьютерное обеспечение», «документы, отражающие деятельность воинской части».
2. Применяя термин «повреждение имущества воинской части» необходимо учитывать такую тонкость как «разукомплектование вооружения и военной техники». Часто повреждение рассматривается только как нанесение ущерба, приведшее к невозможности использованию имущества по назначению. Но разукомплектование может и не вызвать таких серьёзных последствий. Однако вооружение и военная техника уже не будут полностью соответствовать эксплутационной документации в части комплектности, то есть фактически любое разукомплектование есть повреждение. Возможны лишь разные последствия этих действий.
3. Командирам (начальникам) воинских частей в процессе боевой подготовки необходимо больше уделять внимание на изучение подчинёнными так называемого «правового минимума» для изучения законодательной базы. Желательно регулярно проводить зачёты по знанию руководящих документов не только по вопросам эксплуатации вооружения и военной техники, но и по вопросам ответственности военнослужащих.
4. Считаю, что для повышения качества проведения административных расследований в войсковой части должен быть чётко определён круг военнослужащих, которым будет поручаться их проведение. С такими военнослужащими необходимо проводить дополнительные занятия в часы самостоятельной подготовки по изучению новых положений в законодательстве, по порядку проведения расследований, по разбору уже проведённых расследований с указанием характерных ошибок.
Рассмотренный вид ответственности затрагивает материальную (денежную) форму взаимоотношений военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, с государством в лице воинской части. Поэтому при рассмотрении этих вопросов необходимо проявлять тщательность, конкретность и точность. В процессе повседневной деятельности командирам очень важно сформировать у подчинённых осознанное понимание того, что причинение любого ущерба вызовет неминуемое привлечение к материальной ответственности. Это правило должно быть для всех без исключений.
Список литературы
Законодательные акты:
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // «Российская газета» от 25.12.1993, №237, «Собрание законодательства РФ» от 17.10.2005, №42, ст. 4212.
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации (в ред. от 30.12.2006) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, №25, ст. 2954, «Российская газета», №113, 18.06.1996, №114, 19.06.1996, №115, 20.06.1996, №118, 25.06.1996.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 30.12.2006) // «Российская газета», №256, 31.12.2001, «Парламентская газета», №2-5, 05.01.2002, «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный Закон Российской Федерации от 28.03.1998 г. №53_ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.12.2007 г.) // «Собрание законодательства РФ», 30.03.1998, №13, ст. 1475, «Российская газета», №63-64, 02.04.1998.
5. Федеральный Закон Российской Федерации от 27.05.1998 г. №76_ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 04.12.2007 г.) // «Российская газета», №104, 02.06.1998, «Собрание законодательства РФ», №22, 01.06.1998, ст. 2331.
6. Федеральный Закон Российской Федерации от 12.07.1999 г. №161_ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (в ред. от 04.12.2006 г.) // «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, №29, ст. 3682, «Российская газета», №139, 21.07.1999.
7. Федеральный Закон Российской Федерации от 27.05.2003 г. №58_ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007 г.) // «Парламентская газета», №98, 31.05.2003, «Российская газета», №104, 31.05.2003, «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, №22, ст. 2063.
8. Федеральный Закон Российской Федерации от 27.07.2004 г. №79_ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007 г.) // «Парламентская газета», №140-141, 31.07.2004, «Российская газета», №162, 31.07.2004, «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, №31, ст. 3215.
9. Устав Внутренней Службы Вооружённых Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 г. №1495).
10. Инструкция о порядке проведения административного расследования. - Приложение к приказу Командующего Космическими Войсками от 23.09.2002 г. №194
Книги одного, двух, трёх и более авторов:
11. Самощенко И.С., Фарукшин М.К. Ответственность по советскому законодательству. - М., 1971.
12. Белов В.К., Воронов А.Ф., Голенко Е.Н. и др. Военное право: Учебник - М., «За права военнослужащих», 2004.
13. Белов В.К., Фатеев К.В. Судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе, статусе военнослужащих и об участии воинских организаций в гражданских правоотношениях. Серия «Право в Вооружённых Силах - консультант». - М., «За права военнослужащих», 2004.
Сборник одного автора:
14. Советское уголовное право. Воинские преступления: Учебник / Под ред. А.Г. Горного. - М., 1978.
Автореферат диссертации:
15. Тер-Акопов А.А. Правовые основы ответственности за воинские преступления: Дисс.: докт. юрид. наук. - М., 1982.
Статья из газеты и журнала:
16. Белый И.Ю. Что относится к предметам военной техники в ст. 346-348 УК РФ // БВС. - М., 1999 №1 (173).
17. Ноздринов А.И. Вопросы квалификации уничтожения и повреждения военного имущества // Право в Вооружённых Силах. - М., 2003 №12.
Обзоры:
18. Обзор судебной практики по делам о преступлениях против военной службы и некоторых должностных преступлениях, совершенных военнослужащими // Обзоры судебной практики военных судов Российской Федерации по уголовным делам (1996-2001 гг.). - М., 2002.
Словари, энциклопедии:
19. Словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова. - М., 1981.
20. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4: Т. 3: П-Р. - М., 1994.
21. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, CD. - М., 1999.
Интернет-ресурсы:
22. Министерство Обороны Российской Федерации - http://www.mil.ru
23. Справочная правовая система «Гарант» - http://www.garant.ru
24. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru