Рефераты

международное патентно-правовое сотрудничество

p align="left">Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае разглашения работником коммерческой тайны по поводу незапатентованного объекта интеллектуальной промышленной собственности и ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну по поводу незапатентованного изобретения, полезной модели, промышленного образца, предполагает возложение на работника материальной ответственности в полном размере причиненного ущерба (ч. 7 ст. 243 ТК РФ).

Работодатель имеет право требовать возмещения причиненных убытков лицом, которое прекратило с ним трудовые отношения, только в том случае, если оно виновно в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну по поводу незапатентованного изобретения, полезной модели, промышленного образца и доступ к которой это лицо получило в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если такое разглашение последовало в течение срока действия трудового договора или в течение трех лет после прекращения действия трудового договора, если указанное соглашение не заключалось (ч. 3 ст. 11 Закона «О коммерческой тайне»).

Причиненные ущерб, убытки не возмещаются работником или лицом, прекратившим трудовые правоотношения, в том случае, если разглашение информации составляющей коммерческую тайну, было следствием непреодолимой силы, крайней необходимостью или неисполнением работодателем обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны (ч. 5 ст. 11 Закона «О коммерческой тайне»).

Обратиться в суд и обжаловать незаконно установленный режим коммерческой тайны по поводу незапатентованного изобретения, полезной модели, промышленного образца имеет право каждый работник, получивший доступ к этой информации в связи с исполнением им трудовых обязанностей (ч. 8 ст. 11 Закона «О коммерческой тайне»).

Руководитель организации на основании трудового договора с работодателем должен предусмотреть исполнение обязательств, обеспечивающих конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну по поводу объекта интеллектуальной промышленной собственности, обладателем которой является данная организация и ее контрагенты. Кроме этого, руководитель организации возмещает убытки, определяемые в соответствии с гражданским правом, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства о коммерческой тайне (ч.ч. 6, 7 ст. 11 Закона «О коммерческой тайне»).

Анализируя положения законодательства о коммерческой тайне, целесообразно привести здесь выдержки двух постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Постановление от 24.12.1996 N 3225/96[ http://www.svobodainfo.org/info/page?tid=633200024&nd=9027690&nh=1]: «В отношении коммерческой информации необходимы доказательства содержания в ней признаков интеллектуальной собственности, предусмотренных (ст. 139 ГК РФ). Нематериальные объекты должны использоваться в хозяйственной деятельности - участвовать в процессе производства продукции (работ, услуг), что подтверждается технологическими документами, сметами, другими учетными документами, фиксирующими факт совершения хозяйственной операции с нематериальными объектами. Использование таких объектов приносит доход»;

Постановление от 24.11.1998 N 3900/98[ http://ld.ludidela.ru/0102/0102-36-12.html]: «Согласно ст. 128 ГК РФ информация является объектом гражданских прав, которая в соответствии со ст. 139 ГК РФ может охраняться как служебная или коммерческая тайна, либо в режиме промышленной собственности. При этих условиях действует запрет на использование информации без согласия ее правообладателя. Для режима служебной или коммерческой тайны главным требованием является неизвестность информации третьим лицам, отсутствие свободного доступа к охраняемой информации, то есть обеспечение ее владельцем условий конфиденциальности»

Учитывая эти постановления, можно, на мой взгляд, утверждать следующее.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну незапатентованного изобретения, полезной модели, промышленного образца не может иметь каких либо исключительных имущественных и личных неимущественных прав на информацию. У него есть только право на неразглашение конфиденциальной информации, что предполагает определение информации объектом обязательственных прав. Исключительные имущественные права интеллектуальной промышленной собственности также имеют общие требования исполнения обязательственных прав, что предполагает возможным отнести информацию, составляющую коммерческую тайну по поводу созданного, используемого незапатентованного изобретения, полезной модели, промышленного образца, в перечень объектов правового регулирования интеллектуальной промышленной собственности.

Для того чтобы информация по поводу созданного, используемого незапатентованного объекта интеллектуальной промышленной собственности стала объективно значимой для права интеллектуальной промышленной собственности, она должна соответствовать в российских правоотношениях (на примере американской юридической и судебной практики) следующим критериям:

- Информации должна иметь экономическую ценность для ее обладателя и его конкурентов;

- экономическая ценность данной информации должна превышать сроки охраны объекта патентом;

- сумма затрат на получение необходимой информации не должна превышать суммы затрат на соблюдение режима коммерческой тайны.

Для этого необходимо принятие в РФ соответствующих нормативно-правовых актов, узаконивающих подобный методический подход и предоставляющий хозяйствующим субъектам экономическую свободу выбора в использовании режима коммерческой тайны или режима патентной защиты по поводу объектов интеллектуальной промышленной собственности. Поскольку в настоящее время подобные нормативные акты в российском праве отсутствуют, то предпочтительнее выбирать защиту объектов интеллектуальной промышленной собственности посредством их патентования с последующим их введением в гражданский оборот.

1.4. Понятия «авторское право» и «товарный знак»

С понятием патента так же связано понятие авторского права, так как на результаты деятельности “автора” предоставляется патентная охрана.

Конституция Российской Федерации признает право на свободу во всех сферах творческой деятельности как неотъемлемое право человека, гарантированное общепризнанными нормами международного права. При этом Конституция Российской Федерации и принятые на ее основании законодательные акты не только гарантируют свободу творчества, но и охраняют права на его результаты. Признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Интеллектуальная собственность фиксирует права на нематериальные объекты и непосредственно не связана с правом собственности на материальный объект, в котором они выражены.

Для раскрытия авторских прав необходимо сначала знать, кто же такой автор и уже потом разговаривать о его правах.

Автором является физическое лицо, трудом которого создано какое либо произведение. Произведения автора это объекты авторского права, которыми являются произведения науки, литературы, и искусства которые являются результатами творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения и способа его выражения[ Закон об авторском праве и смежных правах. (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ,от 20.07.2004 N 72-ФЗ)].

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и не обнародованные существующие в письменной, звуковой или видео записи, в объемно-пространственном виде или в виде изображений. Но авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты.

Так же авторское право распространяется и на отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Смежные с авторскими права распространяются на права исполнителей - на исполнения и постановки (исполнительские права), права производителей фонограмм - на фонограммы (фонограммные права), права организаций эфирного вещания - на их передачи в эфир, права организаций кабельного вещания - на их передачи для всеобщего сведения.

За нарушение авторских и смежных прав может наступать гражданская, уголовная и административная ответственность. Обладатели исключительных авторских и смежных прав (авторы, исполнители и т.п.) вправе требовать от нарушителя: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков, включая упущенную выгоду; взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; выплаты компенсации.

Но использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя[ В.В. Погуляев, В.А. Вайпан, А.П. Любимов «Комментарий к закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ПОСТАТЕЙНЫЙ)» «Юстицинформ», 2006].

Товарный знак также является неотъемлемой частью международных патентно-правовых отношений.

Товарный знак это условное символическое обозначение размещенное, как на самих товарах, так и на их упаковке и сопроводительной документации. В качестве товарного знака регистрируются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации. Право на товарный знак охраняется законом[ в ред. Федерального закона от 11.12.2002 N 166-ФЗ]. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо.

Правовой формой охраны зарегистрированных товарных знаков является документ, получивший название «свидетельство». Форма свидетельства и состав указываемых в нем сведений устанавливаются Роспатентом.

В России, как и в других странах континентальной Европы, основополагающим является принцип «регистрации», тогда как в некоторых странах (США, Англия, Швейцария) действует принцип первого использования (право на товарный знак получает тот, кто первым его использовал).

Для признания того или иного обозначения товарным знаком и возникновения соответствующих правовых последствий необходима его государственная регистрация в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Именно с этого момента товарный знак становится объектом правовой охраны (исключение составляют, как было отмечено выше, общеизвестные товарные знаки).

Для того чтобы осуществить государственную регистрацию товарного знака, необходимо подать заявку. В комментируемом пункте установлен орган, в который нужно обращаться с заявкой на регистрацию товарного знака. Таким органом является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Структурным подразделением Роспатента, которое принимает заявки на выдачу патента, является Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС).

1.5. Понятие «изобретение военного назначения» в российском законодательстве

Объективность развития общественных отношений влечет за собой их законодательное оформление. В настоящее время можно наблюдать формирование законодательства, регламентирующего правовую охрану изобретений, предназначенных для использования их в вооружении, военной технике, в целом имеющих значение для безопасности Российской Федерации. Но этому предшествовал период, когда изобретения в области вооружения, военной техники были изъяты из правовой охраны.

Первоначально, Закон СССР «Об изобретениях в СССР» от 31 мая 1991 г. N 2213-1, а в последующем и Патентный закон Российской Федерации от 1992 г. N 3517-1 ввели в России патентную форму охраны изобретений, однако действие этих законов не распространялось на изобретения в области вооружения и военной техники. Согласно п. 4 ст. 1 Закона об изобретениях в СССР изобретения, содержащие сведения, разглашение которых может нанести ущерб безопасности СССР, должны быть засекречены в установленном порядке. Пункт 5 ст. 3 Патентного закона Российской Федерации предусматривал особый порядок обращения с секретными изобретениями, который должен регулироваться специальным законом. Отсутствие этого специального законодательства привело к тому, что изобретения в области вооружения и военной техники были изъяты из правовой охраны.

Негативные последствия изъятия из правовой охраны изобретений имели место не только для обороны государства, но и для непосредственных разработчиков таких изобретений. В литературе отмечалось, что в результате исключения секретных изобретений из правовой охраны авторы секретных изобретений начиная с 1991 г. перестали получать авторское вознаграждение, а также компенсацию за засекречивание изобретения[ Смирнов В.А. Секретные изобретения - охрана необходима // Патенты и лицензии. 1998. N 5. С. 8.]. Кроме того, отрицательным моментом введения патентной формы охраны изобретений в этой области явилось исключение государства из «субъектов прав на объекты промышленной собственности, созданные за счет бюджета[ Смирнов В., Курдюмов Ю., Антипин В. О распределении прав на объекты промышленной собственности, созданные при выполнении работ за счет государства // Интеллектуальная собственность. 1995. N 11-12. С. 4.].

Исключение из патентной правовой охраны изобретений, составляющих сведения, отнесенные к государственной тайне, имело место до 1998 г., когда под влиянием объективных обстоятельств начала формироваться современная система законодательства правовой охраны изобретений военного назначения.

Прежде всего, издание Указа Президента РФ «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» от 14 мая 1998 г. N 556 способствовало формированию четкой позиции государства в вопросах охраны и использования изобретений в области вооружения, военной техники.

Принятое во исполнение данного указа постановление Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения», (с изменениями и дополнениями) от 29 сентября 1998 г. N 1132 установило закрепление за Российской Федерацией прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, полученные за счет бюджета СССР при условии, если такие результаты не являются объектами исключительных прав физических и юридических лиц, которые в процессе приватизации могли приобрести на них право, либо авторы разработок могли приобрести патенты в обмен на авторские свидетельства.

Далее, в Патентный закон был внесен ряд изменений и дополнений. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации» от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ ввел, помимо других изменений, правовую охрану изобретений, относящихся к средствам вооружения и военной техники, методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, обозначив такие изобретения как «секретные изобретения» (разд. VI.1).

В качестве изобретения согласно ст. 4 Патентного закона охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальными объектами с помощью материальных средств). При этом правовая охрана предоставляется такому техническому решению, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Анализ положений Патентного закона позволяет заключить, что понятие изобретения неоднородно и объединяет систему видов. Можно предположить, что такая неоднородность отразится и на особенностях их правовой охраны.

Прежде всего, Патентный закон разграничивает изобретения по видам объектов, в отношении которых изобретение как техническое решение может быть охраняемо. Как уже было сказано, Закон различает устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуру клеток растений или животных.

Такое разграничение влечет правовые последствия, связанные с тем, что тот или иной объект может быть охарактеризован признаками, указанными Патентным законом, только в отношении данного конкретного объекта.

Например, в п. 2.1.1 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение (утверждены приказом Роспатента от 6 июня 2003 г. N 82, в редакции приказа от 11 декабря 2003г. N 161) (далее - Правила) приведены определения видов решений, в частности:

- к устройствам относят конструкции и изделия;

- к веществам относят химические соединения, в том числе нуклеиновые кислоты и белки; композиции (составы, смеси); продукты ядерного превращения.

Далее приведены определения других видов изобретений: штаммов микроорганизмов, культуры (линии) клеток растений или животных, генетических конструкций.

Способом как объектом изобретения является процесс осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств.

Далее Правила указывают признаки, которыми следует характеризовать вид изобретения в зависимости от его объекта. В п. 3.2.4.3 (2) Правил указывается, что для характеристики устройства следует применять признаки: наличие конструктивного (конструктивных) элемента (элементов); наличие связи между элементами; взаимное расположение элементов и другие признаки.

В п. 3.2.4.3 (3-7) Правил перечислены признаки, используемые для характеристики веществ, штаммов микроорганизмов, линий клеток растений или животных, генетических конструкций. Например, для характеристики композиций используют признаки: качественный и количественный состав (ингредиенты и их содержание); структура композиции и структура ингредиентов.

Для характеристики способа используют признаки, указанные в п. 3.2.4.3 (8) Правил: наличие действий или совокупность действий; порядок выполнения действий во времени (последовательно, одновременно, в различных сочетаниях и т.п.); условия осуществления действий; режим и т.д.

Таким образом, патентное законодательство однозначно указывает, что вид изобретения в зависимости от объекта решения (устройство, способ, вещество и т.д.) должен быть охарактеризован только теми признаками, которые указаны в законодательстве. Такое требование объясняется необходимостью идентификации вида изобретения для его патентной экспертизы.

Кроме того, правовые последствия «налагаются» на структуру описания, которое представляют для проведения патентной экспертизы. Так, п. 3.2.4.5 Правил, регламентирующий структуру описания, для одной из частей описания изобретения - «осуществление изобретения» формулирует дополнительные требования к изложению описания в зависимости от того, относится ли изобретение к устройству, способу, веществу и т.д.

Пункты 3.3.3-3.3.7 Правил регламентируют особенности формулы изобретения также в зависимости от того, к какому из объектов относится изобретение. Дальнейший анализ законодательства показывает, что на этом различия не заканчиваются.

Так, ст. 8 Патентного закона разграничивает все изобретения на две группы в зависимости от обстоятельств, в силу которых изобретение создано. Патентный закон различает обычные изобретения, созданные по инициативе автора (назовем их инициативными), изобретения, созданные работником в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей (согласно п. 2 ст. 8 Патентного закона такое изобретение называют «служебное изобретение»). Правовая охрана изобретений этих групп существенно различается. Различие, прежде всего, касается определения управомоченного субъекта, которому может принадлежать право на получение патента на изобретение, а также содержания прав и обязанностей лиц в отношении служебного изобретения.

В свою очередь, среди служебных изобретений, ст. 9.1 Патентного закона особо выделяет изобретения, созданные при выполнении работ по государственному контракту. Особенность правовой охраны этих изобретений связана с решением вопроса о распределении прав на изобретение между исполнителем государственного контракта и государственным заказчиком.

Далее, независимо от особенностей правовой охраны вышеназванных изобретений Патентный закон устанавливает для изобретений два правовых режима охраны в зависимости от отнесения изобретения к сведениям, составляющим государственную тайну. В соответствии с разд. VI.1 Патентного закона «Особенности правовой охраны секретных изобретений» можно говорить, что Патентный закон установил режим правовой охраны «секретных изобретений» и режим правовой охраны всех остальных изобретений (назовем их «открытые изобретения»). Различия в правовой охране изобретений, предоставляемой этими правовыми режимами, касаются порядка оформления заявки на изобретение, порядка проведения экспертизы заявок, содержания прав на изобретения. Более того, правовой режим охраны определяет особенности в реализации прав, например, использование в гражданском обороте как самих прав на изобретение, так и изделия, в котором воплощено изобретение.

Следует отметить, что в литературе наблюдается терминологическое разграничение видов изобретений в зависимости от режима их правовой охраны на «секретные изобретения», так как они указаны в законе, и на «открытые изобретения» в качестве их противопоставления. Например, В.И. Смирнов говорит об «открытых изобретениях» и «категории секретных изобретений»[ Смирнов В.И. Зачем Родине секреты? // Проблемы промышленной собственности. 1998. Вып. 11. С. 90.[. Понятие «открытое изобретение» использует В.А. Мещеряков[ Мещеряков В.А. Комментарии к статье В.И. Смирнова «Зачем Родине секреты?» // Проблемы промышленной собственности. 1998. Вып. 11. С. 96.]. А.Д. Корчагин упоминает об «открытых объектах интеллектуальной собственности”[ Корчагин А.Д. Патентная охрана интеллектуальной собственности гражданина и государства. // Российское патентное право: Сборник. М., 2003. Вып. 9. С. 5.]. Есть все основания предположить возникновение в правовой патентной литературе нового понятия применительно к правовой охране изобретений - «открытое изобретение» как изобретение, не содержащее сведений, составляющих государственную тайну.

Указывают в литературе на неоднородность изобретений и особенность их правовой охраны в зависимости от назначения изобретения и области его конечного применения. Так, в научной литературе говорится об исследовании особенностей правовой охраны изобретений в области химии, биологии, медицины.

Ряд авторов обратили внимание на то, что правовая охрана изобретений в области химии имеет свои особенности, сказывающиеся на проведении патентной экспертизы, которая зависит также и от особенностей структуры описания изобретения, сложившейся из 50-летней практики оформления заявок на полимерные, мономерные и олигомерные вещества.

Исследуя тенденции патентной охраны объектов биотехнологии, пищевых трансгенных продуктов, лекарственных веществ, другие авторы отмечали, что особенность их правовой охраны связана не только с особенностями формулирования признаков изобретения в формуле в целях определения объема правовой охраны, но и с введением этих изобретений в торговый оборот, который без специальных испытаний и разрешений не допускается законодательством, а это, в свою очередь, отражается на сроке правовой охраны.

Особо отмечалось в литературе, что такая область применения изобретений, как медицина, накладывает особенности на правовую охрану изобретений в части введения таких изобретений в хозяйственный оборот. Предлагалось ввести в законодательство особое условие применимости изобретения в области медицины: «отсутствие угрозы жизни и здоровью людей»[ Коваленко Т.Н. Патентно-правовая охрана изобретений в области медицины (травматология и ортопедия) в России: Автореф. дисс. М. 2003.].

Патентный закон в п. 3 ст. 4 выделяет из общих правил правовой охраны изобретений правила правовой охраны изобретений, относящихся к лекарственным средствам, пестицидам или агрохимикатам, устанавливая для них возможность продления действия патента не более чем на пять лет, поскольку для их применения требуется получение в установленном законом порядке разрешения на их использование

Таким образом, можно заключить, что область назначения и применения изобретения влияет на его правовую охрану. При этом под охраной следует понимать регулирование всего комплекса правоотношений, связанных с изобретением, в их нормальном, ненарушенном состоянии.

Так, в науке традиционно под «охраной прав» понимают «всю совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав». М.Б. Ковалев, исследовавший охрану интеллектуальной собственности в международных отношениях, отмечает, что необходимо разграничивать защиту и охрану: «защита осуществляется лишь в отношении нарушенных прав, а охрана носит непрерывный характер»[ Ковалев М.Б. Международная правовая охрана интеллектуальной собственности: Автореф. дисс. : канд. юрид. наук. Саратов, 2004.]. Т.Л. Калачева, исследуя государственно-правовой механизм обеспечения охраны интеллектуальной (промышленной) собственности, отмечает, что «охрана есть установление общего правового режима, а защита - это те меры, которые предпринимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены[ Калачева Т.Л. Государственно-правовой механизм обеспечения охраны интеллектуальной (промышленной) собственности в Российской Федерации: Дисс. : канд. юрид. наук. Хабаровск, 2000.]«.

В то же время в литературе высказывается точка зрения, что правовая охрана изобретений - это только установление прав на изобретение. А.Д. Корчагин разграничивает отношения создания изобретений, их правовую охрану и использование. По его мнению, «правовая охрана объектам промышленной собственности: предоставляется путем оформления и подачи заявок в государственное патентное ведомство»[ Корчагин А.Д. Нужен ли России специальный государственный орган в области интеллектуальной собственности? // Патенты и лицензии. 1998. N 5. С. 4.]. «Никакой интеллектуальной собственности нет, пока нет правовой охраны”[ Корчагин А.Д. Научно-технический потенциал России и интеллектуальная собственность // Патенты и лицензии. 1998. N 11. С. 4.].

По мнению автора, понятие «правовая охрана изобретений» охватывает ряд правоотношений, в число которых входит и правоотношение по установлению прав на изобретение - патентование изобретений.

Применительно к понятию правовой охраны изобретений военного назначения под «правовой охраной» следует понимать нормальный, в ненарушенном состоянии, ход реализации управомоченным субъектом прав в целом ряде правоотношений, связанных с созданием изобретения, с признанием изобретения патентоспособным, и в отношениях по использованию как непосредственно прав на изобретение, так и изделий, в которых изобретение воплощено.

Таким образом, с учетом того, что с областью назначения изобретения связаны особенности его правовой охраны, можно предположить, что особенностями могут отличаться все виды правоотношений с изобретением в данной области. Это правоотношения, связанные с созданием изобретения, с приобретением прав на изобретение (патентованием), а также определяющие порядок и характер использования изобретения (введение изобретения в хозяйственный и гражданско-правовой оборот).

В литературе встречается упоминание об изобретениях в области обороны. Так, В.А. Дозорцев для изобретений, созданных за счет средств казны и связанных с обороной страны, применяет понятие «военные изобретения»[ Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации // Сборник статей. Центр частного права. М. 2003. С. 325.]. Он отмечает, что правовой режим «военных изобретений» имеет свою специфику «как разновидность от общего режима» всех казенных изобретений».

«К изобретениям военного назначения», по его мнению, «относятся охраняемые решения, отвечающие признакам продукции военного назначения, определенные ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”. На военные изобретения, продолжает В.А. Дозорцев, «распространяются все ограничения, установленные для продукции военного назначения законодательством о военно-техническом сотрудничестве». По существу, В.А. Дозорцев связывает «военные изобретения» с продукцией военного назначения.

Аналогичной точки зрения придерживается А.В. Калмыкова. По ее мнению, к «объектам интеллектуальной собственности военного назначения относятся объекты, созданные как в качестве вооружения и военной техники, так и для обеспечения нужд военно-промышленного комплекса». Однако такое определение, как считает А.В. Калмыкова, «не дает четкого представления о сущности данных объектов»[ Калмыкова А.В. Права государства на результаты интеллектуальной деятельности // Законодательство о науке: Современное состояние и перспективы развития / Отв. ред. В.В. Лапаева. М. 2004. С. 139 - 140.].

Таким образом, в литературе имеет место указание на обособление изобретений и в области обороны. Однако прежде чем рассматривать, что представляют собой изобретения военного назначения, определимся с областью использования изобретений, так как своеобразие области применения и будет предопределять особенности правоотношений по поводу изобретений.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации рассматривает обеспечение военной безопасности Российской Федерации как одно из направлений деятельности государства по обеспечению национальных интересов России.

Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» от 21 апреля 2000 г. N 706, сформулировала совокупность официальных взглядов на основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. В качестве одной из основ военной безопасности указывается военно-экономическая составляющая ее обеспечения, одним из элементов которой, в свою очередь, является удовлетворение потребностей военной организации государства в продукции военного назначения, иными словами, обеспечение новыми видами вооружения и военной техники.

Понятие продукции военного назначения раскрывает в ст. 1 Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ (далее - Закон). Продукция военного назначения - это вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области. Далее в той же статье конкретно перечисляется, что относится к составляющим понятия продукции военного назначения: к вооружению и военной технике, работам и услугам, интеллектуальной собственности.

В частности, в ст. 1 Закона указывается, что к «продукции военного назначения» относятся «также изобретения, полезные модели, промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения».

В целом согласно Военной доктрине Российской Федерации продукция военного назначения предназначена для обеспечения военной, а значит, и национальной безопасности России. При этом в ее состав входят и изобретения военного, военно-технического назначения предназначенные для применения в области обеспечения военной безопасности России.

Вопросы военной и национальной безопасности Российской Федерации предопределяют самое непосредственное участие государства во всех правоотношениях, связанных с этой областью. Следовательно, можно предположить, что в любом правоотношении по поводу изобретения, которое может быть применено в целях военной и национальной безопасности России, возможно либо соблюдение интересов государства, либо его непосредственное в них участие для осуществления его функций в сфере обеспечения национальных интересов.

Соблюдение интересов государства, иными словами, участие государства в правоотношениях, связанных с военными изобретениями, предопределено, согласно ст. 5 Федерального закона «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-1 тем, что такие изобретения содержат сведения в военной области, составляющие государственную тайну. Анализ Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203) (далее - Перечень сведений), позволяет обобщенно отнести к государственной тайне, например, и технические решения, если они относятся к сведениям:

- о направлении развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

- о разработке, конструкции, изотопном составе, технологии производства ядерных боеприпасов, их составных частей, ядерных энергетических установок, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

- о применении в военных целях средств и технологий двойного назначения;

- о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

- об использовании космической инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения ее обороны и безопасности, о развитии гидронавтики в интересах обороны и безопасности государства и др.

При этом согласно п. 2 Перечня сведений под «вооружением» понимают средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия. Понятие «военная техника» обозначает технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратуру для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия.

Рассматривая понятие изобретения военного назначения, можно предположить, что к изобретению военного назначения могут относиться все виды объектов изобретения. Изобретением военного назначения может быть устройство (например, конструкция оружия); это может быть вещество, биологические объекты (такие объекты изобретения, как штамм микроорганизма, культуры (линии) клеток растений или животных, также могут быть отнесены к изобретениям военного назначения, имеющим значение для военной и национальной безопасности). Использование биологических агентов, например возбудителя чумы, в военных целях известно с давних времен. В настоящее время потенциальную угрозу безопасности представляет преднамеренное использование искусственно созданных трансгенных биологических агентов (бактерий, вирусов, токсинов бактериального и растительного происхождения) для поражения людей, животных и растений, вывода из строя воинских подразделений, провоцирования паники в обществе[ Онищенко В. Террор под микроскопом // Российская газета. 2004. 29 января.].

Способ как объект изобретения военного назначения может представлять собой технологию по изготовлению вышеназванных объектов, устройств и веществ.

Секретность сведений в военной области и предопределяет особый правовой режим охраны таких изобретений, установленный Патентным законом. Это режим «секретных изобретений».

Согласно разд. VI.1 Патентного закона «Особенности правовой охраны секретных изобретений» особые правила предусмотрены для подачи и рассмотрения заявок, для патентной экспертизы, а также по регистрации и выдаче патента на секретные изобретения.

Так, например, согласно п. 1 ст. 30.2 Патентного закона, рассмотрение заявок на секретные изобретения осуществляют уполномоченные Правительством Российской Федерации органы исполнительной власти (уполномоченные органы) в зависимости от тематической принадлежности изобретения. Одним из таких уполномоченных органов является Министерство обороны Российской Федерации, в полномочии которого согласно п. 51 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа РФ 2004 г. N 1082) (далее - Положение) входит «организация рассмотрения заявок и выдача патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники». Иными словами, патентная экспертиза изобретений носит децентрализованный характер, в связи с чем экспертизу отдельных видов изобретений проводят уполномоченные органы.

Кроме того, создание изобретений в области вооружения и военной техники, как правило, осуществляется по государственным заказам, и в этой связи ст. 9.1 Патентного закона регламентирует данную особенность правового регулирования. Например, указывается, что право на получение патента на изобретение, созданное при выполнении работ по государственному контракту для государственных нужд принадлежит Российской Федерации, если в государственном контракте это прямо установлено. От имени Российской Федерации в данных правоотношениях выступает государственный заказчик, который может подать заявку на получение патента. В качестве государственных заказчиков, правомочных осуществлять права на изобретения военного назначения, законодательство указывает Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное агентство по промышленности.

Например, согласно п. 51 Положения Министерство обороны Российской Федерации организует в установленном порядке патентно-лицензионную, изобретательскую, рационализаторскую работу и учет результатов интеллектуальной деятельности, осуществляет распоряжение от имени Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности, полученными при выполнении государственного оборонного заказа, в том числе исключительными правами на них.

Федеральное агентство по промышленности согласно законодательству в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа[ См. п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 190 «Вопросы Федерального агентства по промышленности».], а также осуществляет закрепление за Российской Федерацией прав на объекты интеллектуальной собственности, распоряжается закрепленными за Российской Федерацией правами на результаты интеллектуальной собственности[ См. п. 5.6.1 Положения о Федеральном агентстве по промышленности. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 285.].

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты