Рефераты

международное патентно-правовое сотрудничество

p align="left">Следовательно, все сказанное выше дает основание выделить среди изобретений по назначению их применения и использования, помимо отмеченных в литературе изобретений в области химии и медицины, изобретений биологического назначения, и изобретения военного назначения.

С учетом вышеизложенного можно сформулировать определение изобретения военного назначения. Под изобретением военного назначения следует понимать техническое решение задачи, видами которого могут являться устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений и животных, созданное как служебное, так и по инициативе автора, подлежащее применению в вооружении, военной технике и иных средствах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, понятие изобретения как технического решения задачи является родовым понятием. Изобретение можно подразделить на виды, каждый из которых имеет особенности правовой охраны, определенные законодательством. В системе видов изобретений российского законодательства можно назвать изобретения в зависимости от следующих классифицирующих критериев: в зависимости от объекта изобретения; в зависимости от обстоятельств, в силу которых изобретение создано, в зависимости от правового режима охраны изобретения.

Автор статьи предлагает дополнить данную систему классификации изобретений еще одним критерием: в зависимости от области назначения и применения изобретения. Объективно формирующееся законодательство позволяет выделить правовую охрану изобретений военного назначения[Черникина Г.Н. «Право в Вооруженных Силах», N 3, март 2005 г.].

Глава 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Межправительственные соглашения о патентно-правовом сотрудничестве

Правительство РФ заключает соглашения с другими странами для развития экономического, промышленного, научно-технического сотрудничества.

В области патентно-правового сотрудничества соглашения с другими странами играют немаловажную роль. Страны, заключившие соглашения с РФ осуществляют и развивают сотрудничество в области охраны и использования прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, а также на объекты авторского права и смежных прав на основе взаимной выгоды и равенства. Соглашения заключаются на основе и в соответствии с другими международными договорами участниками которых они являются или будут являться.

Сотрудничество РФ с другими странами в области интеллектуального права, направлено на гармонизацию национальных нормативных актов с международными договорами в области охраны интеллектуальной собственности, участниками которых являются или стремятся стать государства Сторон; обмен информацией по вопросам, касающимся охраны интеллектуальной собственности; организацию стажировок специалистов с целью изучения опыта в области охраны интеллектуальной собственности; другие формы сотрудничества, согласованные сторонами.

Ответственность за реализацию соглашений являются компетентные органы стран партнеров по соглашению и Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Стороны через свои компетентные органы обмениваются списками традиционно используемых на товарах обозначений, охраняемых в соответствии с законодательством государств-сторон и являющихся наименованием географических объектов, расположенных на территории государств-сторон, с целью предотвращения их незаконной регистрации в качестве или в составе товарных знаков согласно законодательству государств-сторон.

Компетентные органы Сторон оказывают содействие в проведении совместных семинаров и конференций в области охраны интеллектуальной собственности, в подготовке кадров и повышении их квалификации.

В случае возникновения разногласий по вопросам, вытекающим из соглашений РФ и другими странами или связанным с его выполнением, представители сторон проведут соответствующие консультации и приложат необходимые усилия к достижению урегулирования этих разногласий.

Одним из немаловажных документов в области патентно-правового сотрудничества является Евразийская патентная конвенция. Настоящая конвенция, бала создана руководствуясь желанием укрепить сотрудничество в области охраны изобретений. Целью конвенции являлось создать межгосударственную систему охраны изобретений на основе единого патента, действующего на территории государств участников конвенции. Государствами участниками Евразийской патентной конвенции являются страны бывшего СССР: Российская Федерация, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызская республика, Таджикистан, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Для Российской Федерации конвенция вступила в силу с 27 сентября 1995года.

Для выполнения административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей евразийских патентов, учреждается Евразийская патентная организация. Данная организация является межправительственной организаций и несет статус юридического лица и обладает в каждом договаривающемся государстве правоспособностью, которая признана за юридическими лицами данного государства[ Текст конвенции опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 мая 1996 г., N 20, ст. 2323, в Информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество», 1994 г., N 2, стр. 60, в Бюллетене международных договоров, август 1996 г., N 8].

Для распространения патентной информации каждое Договаривающееся Государство бесплатно получает Бюллетень Евразийского ведомства и описания евразийских заявок и патентов.

Борьба с правонарушениями в области интеллектуальной собственности имеет не маловажное значение для экономических, торговых и научных отношений между странами.

6 марта 1998 года было заключено соглашение между странами СНГ о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности.

Данное соглашение имеет большое значение в области благоприятного сотрудничества государств и развитии цивилизованных и эффективных мер борьбы с правонарушениями в этой области.

В его рамках были установлены согласованные формы и реализации методов взаимодействия в области охраны и защиты интеллектуальной собственности. Стороны договорились осуществлять сотрудничество в вопросах предупреждения, выявления, пресечении и расследования правонарушений в этой области на основе соблюдения принципов равноправия и взаимной выгоды и в соответствии с международными договорами и своим национальным законодательством. Каждая сторона имеет право предоставлять на основе взаимности физическим и юридическим лицам других сторон участников соглашения режим не менее благоприятный, чем своим физическим и юридическим лицам в отношении защиты прав на интеллектуальную собственность.

В рамках соглашения были оговорены пути осуществления сотрудничества такие как, обмен информацией о пресечении правонарушений в области интеллектуальной собственности, создание общей базы данных по вопросам пресечения правонарушений в данной области с перечислением субъектов имеющих доступ к ней, обмен опытом работы, обмен учебной методической и специальной литературой, организация совместных научных исследований[ Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности (Москва, 6 марта 1998 г.)

Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 12 ноября 2001 г.

Текст Соглашения опубликован в «Библиотечке Российской газеты», выпуск N 19, 1998 г., стр. 109, в Бюллетене международных договоров, март 2002 г., N 3].

Как постоянный консультативно-совещательный орган стран участниц соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности была создана совместная рабочая комиссия стран участниц соглашения. В своей деятельности комиссия руководствуется данным соглашением и взаимодействует с исполнительным комитетом СНГ, межгосударственным советом по вопросам охраны промышленной собственности, советом министров внутренних дел государств - участников СНГ, советом руководителей таможенных служб, стран- участников СНГ, межгосударственным советом по антимонопольной политике.

В совместной рабочей комиссии назначен полномочный представитель РФ для участия в принятии решений по всем вопросам отнесенным к компетенции комиссии, оказывает содействие и помощь полномочным органам в проведении мероприятий, связанных с выполнением соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности[ Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 552 «Об утверждении Положения о полномочном представителе Российской Федерации в Совместной рабочей комиссии государств - участников Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 сентября 2005 г. N 37 ст. 3748].

1 - 2 марта 2006 г. Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Б.П. Симонов принял участие в двенадцатом заседании Совместной рабочей комиссии государств-участников Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности.

В работе Комиссии также приняли участие полномочные представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан и Украины.

В ходе заседания Комиссии были рассмотрены вопросы в соответствии с утвержденной повесткой дня. Обсуждены кандидатуры полномочных представителей государств-участников Соглашения на пост Председателя и заместителя Председателя Комиссии. Председателем Комиссии избран полномочный представитель Российской Федерации Б.П. Симонов. Заместителем Председателя Комиссии избран полномочный представитель Украины Чеботарев В.П.

На заседании была заслушана и обсуждена информация полномочных представителей государств-участников Соглашения о деятельности полномочных органов государств, ответственных за выполнение Соглашения, касающаяся проведения анализа правонарушений в области интеллектуальной собственности, разработки методик их выявления, предупреждения и расследования, проведения семинаров, осуществления обмена информацией, создания в правоохранительных и других полномочных органах специализированных подразделений по защите прав интеллектуальной собственности при осуществлении внутри- и межгосударственных инновационных программ и проектов.

В процессе обсуждения были отмечены эффективность предпринимаемых мер, направленных на противодействие правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности и как следствие - увеличение количества выявленных правоохранительными органами правонарушений, объемов изъятой контрафактной продукции, сумм взысканных штрафов, улучшение координации работы компетентных органов по противодействию правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности посредством учреждения структур, координирующих деятельность органов государственной власти в государствах-участниках Соглашения, а также положительный опыт по организации семинаров, курсов обучения и повышения квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности.

Было признано целесообразным принять во внимание опыт работы полномочных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Украины и Российской Федерации.

В целях активизации деятельности по предупреждению и пресечению нарушений прав интеллектуальной собственности в процессе заседания работы Комиссии были выработаны рекомендации просить правительства государств-участников Соглашения акцентировать внимание своих полномочных органов, ответственных за выполнение Соглашения на следующих основных вопросах:

· использование положительного опыта Республики Казахстан по выявлению и пресечению правонарушений в сфере авторского права и смежных прав, опыта Республики Молдова и Украины по введению специальных требований к продаже аудио- видеопродукции с целью противодействия распространению контрафактной продукции;

· необходимость заключения двусторонних и многосторонних межведомственных соглашений о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности между полномочными органами государств-участников Соглашения;

· необходимость принятия гармонизированных адекватных мер воздействия в рамках административного и уголовного законодательства государств-участников Соглашения в сфере прав интеллектуальной собственности;

· организация курсов повышения квалификации для работников полномочных органов, создания в государствах-участниках Соглашения сети информационно-справочных центров по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности;

· необходимость создания эффективного механизма взаимодействия между полномочными органами государств-участников Соглашения по вопросам определения правообладателя объекта авторского права или смежных прав, в том числе посредством создания и функционирования национального реестра.

На заседании Комиссии было принято решение о подготовке и представлении информации полномочными представителями состояния вопроса создания эффективного правового механизма регулирования отношений, возникающих при создании и использовании результатов НИОКР, выполняемых с использованием бюджетных средств.

Работа Комиссии за период 2005-2006 гг. признана удовлетворительной[ http://www.fips.ru/ruptoru/press_rel26.htm (Информация о двенадцатом заседании Совместной рабочей комиссии государств-участников Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности).[.

2.2. Особенности правового регулирования военно-технического сотрудничества в отношении результатов интеллектуальной деятельности

Теоретико-правовые исследования последних лет, в первую очередь исследования В.В. Кудашкина[ Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Дисс.: д-ра юрид. наук. М.: Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, 2003. С. 42-45.[, показали необходимость изучения проблем военно-технического сотрудничества (ВТС) в рамках военно-правовой науки, где результаты их анализа образуют новое направление подотрасли «международное военное сотрудничество».

Использование результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в ходе военно-техническое сотрудничество происходит главным образом на следующих этапах:

в процессе производства вооружения и военной техники для последующей поставки на экспорт;

в процессе создания новых результатов интеллектуальной деятельности и передачи информации о них по заказу иностранного заказчика, как правило, при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР);

непосредственно при передаче результатов интеллектуальной деятельности и/или соответствующих прав иностранному заказчику.

Экспорт информации о результатах интеллектуальной деятельности и прав на них происходит в основном в ходе выполнения так называемых лицензионных соглашений на производство продукции военного назначения (ПВН). В годы «холодной войны» значительные объемы лицензий были предоставлены со стороны США и СССР (лицензиаров) своим партнерам по блокам НАТО и Варшавского Договора соответственно (лицензиатам). Общая сумма советского экспорта по этим лицензиям в третьи страны оценивается экспертами почти в 8 млрд. долл. С окончанием «холодной войны» и обострением конкуренции на рынке вооружений ведущие разработчики продукции военного назначения, в том числе из России, все чаще идут на организацию лицензионного производства на основе своих разработок в третьих странах.

В последние годы, в условиях сокращения ассигнований на оборону и роста наукоемкости продукции, все более важным направлением военно-технического сотрудничества становятся совместные проекты.

К законодательству, регулирующему использование результатов интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества, относятся:

источники гражданского права, включая Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Патентный и другие законы, посвященные регулированию использования исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

публично-правовые акты, ограничивающие гражданские права участников правоотношений в сфере военно-технического сотрудничества в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

правовые акты, регламентирующие деятельность органов государственной власти по защите прав и интересов Российской Федерации в отношении результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

К источникам внутреннего российского законодательства, регулирующего отношения по использованию результатов интеллектуальной деятельности в области военно-технического сотрудничества, относятся также нормы международных договоров Российской Федерации, которые в соответствии со ст. 15 Конституции являются частью ее правовой системы[ Кудашкин В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». М.: Междунар. отношения, 2002. С. 76.].

Несмотря на то, что при экспорте изделий права на использование результатов интеллектуальной деятельности, как правило, не передаются, этот процесс сопровождается утечкой содержащейся в изделиях информации. Защита интересов разработчиков и инвесторов с учетом возможностей обратного технического анализа остается одной из наиболее сложных проблем законодательства о промышленной собственности.

Патентование российских технологий затруднено рядом факторов, а именно: не все элементы технологий, которые используются и/или передаются в ходе военно-технического сотрудничества, патентоспособны, при этом критерии патентоспособности в разных государствах различны; многие российские предприятия не имеют достаточной мотивации в охране патентоспособных элементов своих технологий из-за значительных затрат на получение и поддержание в силе патентов, судебную защиту своих прав в случае их нарушения; патентное законодательство многих стран допускает изъятия в отношении объектов, имеющих существенное значение для безопасности страны, включая продукцию военного назначения.

Секретное патентование, введенное в Российской Федерации в 2003 г., нeспособно обеспечить защиту российских разработок за рубежом, но может породить серьезные конфликты при рассекречивании разработок или при несекретном патентовании их иностранными лицами в Российской Федерации[ Ливадный Е.А. Правовое регулирование использования результатов интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества//Вооружение. Политика. Конверсия. 2003. N 5. С. 13-15.].

Наиболее важным для российской стороны остается обеспечение охраны конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну. Однако в этом случае защита интересов правообладателя в значительной степени строится на основе договорного права и только в случае деликта обязательство о возмещении вреда может быть возложено на лицо, не являющееся стороной договора. Ответственность же лицензиата ограничена законодательством о банкротстве и зачастую несопоставима с наносимым ущербом. В этом заключается одна из основных причин сложности в претензионной работе со странами, получавшими лицензии от бывшего СССР. Поэтому особый интерес представляют возможности получения дополнительной охраны на уровне межправительственных соглашений о защите интеллектуальной собственности[ Ливадный Е.А. Интеллектуальная собственность в сфере военно-технического сотрудничества//ИС. Промышленная собственность. 2004. N 1. С. 35-47..

Интеллектуальная собственность, определяем]ая действующим законодательством как совокупность субъективных гражданских прав, - продукт в определенном смысле эфемерный, который может исчезнуть вместе с изменением законодательства. В этой связи особого внимания заслуживает принятый Государственной Думой 19.11.2003 и отклоненный Федеральным Собранием Российской Федерации Федеральный закон «О коммерческой тайне»[ Постановление ГД ФС РФ от 19.11.2003 N 4542-III ГД «О проекте Федерального закона N 310378-3 «О коммерческой тайне».]. В дополнение к замечаниям, высказанным Федеральным Собранием, следует отметить весьма жесткие требования законопроекта к составу информации, составляющей коммерческую тайну, и режиму ее охраны, что может поставить под сомнение наличие прав Российской Федерации на большой пласт оборонных технологий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2002 г. N 72 утверждено Положение о Межведомственной комиссии по восстановлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионного производства вооружений и военной техники, разработанных в бывшем СССР и в Российской Федерации.

Мероприятия Межведомственной комиссии в своей содержательной части пока ограничены сбором исходных данных и организацией переговорного процесса на межправительственном уровне. Между тем необходимо учитывать ограниченную эффективность таких соглашений и/или переговоров по ним вследствие государственного иммунитета, незаинтересованности в заключении межправительственных соглашений большинства государств, использующих российские (советские) разработки, сложности проверки выполнения соглашений.

В этих условиях представляется необходимой разработка концепции восстановления прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам в ходе военно-технического сотрудничества. Работа по ее созданию должна быть осуществлена под эгидой Межведомственной комиссии на основе изучения законодательства, как Российской Федерации, так и стран-лицензиатов, анализа политической и экономической целесообразности с привлечением ведущих государственных юридических и экономических институтов.

2.3. Перспективы развития Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества[ Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
(утвержденное постановлением Правительства РФ № 299 от 16 июня 2004 г., с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 247) http://www.fips.ru/ruptoru/pologenie.htm].

Требования XXI столетия предполагают построение передовой в мировом масштабе организации по интеллектуальной собственности, с высоко квалифицированным кадровым потенциалом и эффективной системой правовой охраны интеллектуальной собственности. Деятельность этой организации должна способствовать увеличению ВВП России к 2010 году вдвое и построению экономики страны, основанной на знаниях.

Построение экономики, рационально сочетающей государственное регулирование с рыночными механизмами, направленными на стимулирование научной и инновационной деятельности, повышение уровня образования, науки и культуры - задача, стоящая перед современной Россией, и Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, безусловно, принимает активное участие в решении этой задачи.

Основным препятствием на пути экономических реформ названа недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти. Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р утверждены Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, а также План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, разработанные Минэкономразвития России по поручению Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2003 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” Российское агентство по патентам и товарным знакам было преобразовано в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, находящуюся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, осуществляющего выработку государственной политики в сфере интеллектуальной собственности.

Правительство Российской Федерации постановлением от 16 июня 2004 г. № 299 возложило на Роспатент, наряду с традиционными функциями патентного ведомства, и новые функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов, товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот. Кроме того, Роспатент призван обеспечивать соблюдение интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества.

На протяжении определенного периода времени основным направлением деятельности Роспатента являлось совершенствование нормативной правовой базы в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности, что является традиционной функцией патентного ведомства. Так, несмотря на существенное обновление в течение 2002-2004 гг. нормативной правовой базы, Роспатент продолжает работу по подготовке предложений, направленных на совершенствование действующего законодательства в области интеллектуальной собственности. Подготовлены и направлены в Министерство образования и науки Российской Федерации предложения по изменению положений Патентного закона Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также предложения по внесению изменений в иные нормативные правовые акты в сфере ведения Роспатента.

Одновременно принципиально важным для Роспатента на данном этапе также становится разработка и принятие комплекса мер, направленного на реализацию новых функций по организации учёта и контроля за правовой охраной и использованием результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности, созданных за счёт средств федерального бюджета.

К настоящему времени уже разработаны концепция нормативно-методического обеспечения контрольных и надзорных функций, проект порядка проверки деятельности организаций по обеспечению правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, единые формы документов и методических рекомендаций, необходимые для осуществления государственного учёта и регистрации научных и научно-технических результатов, созданных на средства федерального бюджета.

Дополнительно планируется разработать меры, направленные на эффективное использование государством объектов интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности, совершенствование нормативной правовой базы коммерциализации исследований и разработок, созданных с привлечением средств федерального бюджета, создание системы экономических стимулов их коммерциализации. Осуществляются мероприятия по модернизации автоматизированных систем Роспатента. В 2005 году в Роспатенте внедрена в промышленную эксплуатацию уникальная автоматизированная система поиска по изображениям товарных знаков (единственная в мире), введен в действие удостоверяющий центр для сертификации и генерации электронных ключей, обеспечивающий работу с электронными документами, подписанными электронно-цифровой подписью, в сфере предоставления правовой охраны объектам промышленной собственности. Создана система безбумажного электронного взаимодействия между Роспатентом и ВОИС по заявкам и регистрациям Мадридской системы международных товарных знаков

В прошедшем году на сайте Роспатента представлены открытые электронные реестры по изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам, наименованиям мест происхождения товаров, общеизвестным товарным знакам.

С января 2005 года Роспатент предоставил для открытого доступа реестр заявок на товарные знаки с указанием актуального состояния делопроизводства по ним.

В 2006 году была разработана Стратегия развития системы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам до 2010 года, определяющая не только основные цели, направления и задачи развития, но и основные пути их решения. Реализация основных стратегических задач развития системы Роспатента будет способствовать построению передовой организации по интеллектуальной собственности, с высоко квалифицированным кадровым потенциалом и эффективной системой правовой охраны интеллектуальной собственности.

Таким образом, за прошедший период времени Роспатентом заложена основа для реализации мероприятий в рамках административной реформы: подготовлена стратегия развития всей системы на 2007год и последующие годы, проведены мероприятия, направленные на автоматизацию системы поиска, повышение уровня информированности заинтересованного круга лиц и открытости, «прозрачности» деятельности Роспатента, модернизацию системы информационного обеспечения.

Целями Роспатента на современном этапе является создание оперативной, высокоэффективной организации, готовой в условиях существенного увеличения объема работ обеспечивать правовую охрану объектов интеллектуальной собственности, осуществлять надзор и контроль в сфере использования результатов интеллектуальной деятельности.

В качестве целей административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах намечены:

· повышение качества и доступности государственных услуг;

· ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

· повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

В этой связи для достижения перечисленных целей предполагается решение следующих задач:

· внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

· разработка и внедрение административных регламентов в органах исполнительной власти;

· оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

· повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

· модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

· формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

Для решения поставленных задач у Роспатента есть: средства, квалифицированные кадры, готовность к выполнению этих задач.

В 2007 году предполагается:

· продолжение разработки проектов административных регламентов исполнения государственных функций, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан, а также оказывающих существенное влияние на деятельность юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

· внедрение одобренных Правительственной комиссией по проведению административной реформы и утвержденных в установленном порядке административных регламентов;

· продолжение работ по автоматизации и организационному совершенствованию процессов экспертизы и регистрации прав;

· обеспечение открытости ведомства, совершенствование механизмов взаимодействия Роспатента с общественностью, а также другими федеральными органами исполнительной власти;

· совершенствование системы управления качеством на основе независимого системного контроля и анализа предоставления правовой охраны, ликвидации двойных стандартов правоприменительной практики;

· продолжение реализация программы подготовки специалистов в сфере интеллектуальной собственности, непрерывного обучения всех категорий сотрудников Роспатента и подведомственных организаций, совершенствования порядка подбора и расстановки кадров с учетом их квалификации;

· разработка и внедрение механизмов противодействия коррупции в установленной сфере деятельности.

В 2008 году в рамках административной реформы будет осуществляться работа по следующим направлениям:

· внедрение административных регламентов исполнения Роспатентом государственных функций, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан, а также оказывающих существенное влияние на деятельность юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

· ликвидация избыточных функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· проведение мероприятий, направленных на оптимизацию деятельности по осуществлению функций контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

· корректировка нормативно-правовой базы с учетом анализа накопленного опыта проведения реформы, поскольку известно, чтобы достичь целей государственной политики, недостаточно их сформулировать, обеспечить правовую базу и разработать план действий, необходимо также организовать выполнение этих планов, постоянный контроль за их реализацией, а при необходимости - корректировку.

Реализация перечисленных направлений и мероприятий будет осуществляться в соответствии с утвержденным Планом мероприятий по проведению административной реформы в Роспатенте на 2006-2008 годы, а также ежегодными подробными планами.

Роспатентом утвержден План мероприятий по проведению административной реформы в Роспатенте в 2006-2008 годах. Ответственным за реализацию мероприятий по проведению административной реформы в Роспатенте назначен заместитель руководителя - Корчагин Александр Дмитриевич.

Кроме того, утвержден состав рабочих групп по подготовке проектов административных регламентов исполнения государственных функций, а также состав рабочей группы по организации разработки проектов административных регламентов исполнения государственных функций следующие полномочия:

· организация работ в Роспатенте по реализации мероприятий по проведению административной реформы;

· разработка структуры административных регламентов исполнения государственных функций;

· рассмотрение разрабатываемых рабочими группами проектов административных регламентов исполнения государственных функций.

Информирование широкого круга общественности о проводимых в рамках административной реформы в Роспатенте мероприятиях будет осуществляться посредством оперативного размещения всей информации на официальном сайте Роспатента в сети Интернет: www.rupto.ru . Кроме того, освещение всех проводимых мероприятий будет осуществляться в рамках деятельности Информационного Совета по пропагандистскому обеспечению деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и подведомственных ей организаций.

Среди основных мероприятий по информационному сопровождению административной реформы в Роспатенте предполагается:

· размещение на сайте проектов административных регламентов исполнения Роспатентом государственных функций, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан, а также оказывающих существенное влияние на деятельность юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

· организация открытого обсуждения проводимых мероприятий, включая проектов разрабатываемых административных регламентов, путем проведения конференций, доведение информации до средств массовой информации, проведение общественной экспертизы проектов.

Финансирование мероприятий административной реформы, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Роспатента, а также за счет средств, выделенных на стимулирование административной реформы[ http://www.fips.ru/ruptoru/ref.htm ( опубликовано на сайте Роспатента)].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в Российской Федерации проводилась и проводится активная работа в области международного патентно-правового сотрудничества с другими странами. Заключаются международные договора и соглашения, принимаются конвенции которые способствуют развитию и гармонизации национальных нормативных актов с международными договорами в области охраны интеллектуальной собственности.

Тематика интеллектуальной собственности имеет неразрывную связь с международными патентно-правовыми отношениями так как, данное понятие раскрывается и в нормах международного права - согласно ст. 2 Конвенции, утверждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности, «интеллектуальная собственность» определяется как совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности в различных областях деятельности человека, которым в свою очередь может быть необходима патентная защита.

Отношения, возникающие по поводу создания и использования интеллектуальной собственности, нельзя назвать урегулированными в достаточной мере несмотря на обширный перечень соответствующих нормативов. Законодательный массив, при отсутствии четко разработанной общей основы, препятствует системному подходу при разрешении вопросов, вытекающих из одной сферы. В ряде случаев возникают коллизии, выявляются пробелы законодательства, которые при разрешении конкретных споров восполняются судебной практикой. Надо отметить, что пока подобных споров в судебной практике не так много, но имеющиеся представляют несомненный интерес.

Тема международных патентно-правовых отношений не может быть исследована без раскрытия понятия патента. В данной работе автор постарался раскрыть, что такое патент и какую охрану он предоставляет. Необходимость получение патента заключается в стимуляции отдельных лиц, предоставляя им признание их творческого вклада и материальное вознаграждение за коммерческое использование их изобретений. Эти стимулы поощряют новаторство, что обеспечивает такое положение, при котором качество жизни людей постоянно повышается.

Немаловажна защита объектов интеллектуальной промышленной собственности, полезных моделей, промышленных образцов содержащих в себе новейшую информацию, составляющую коммерческую тайну. Для того чтобы информация по поводу созданного, используемого незапатентованного объекта интеллектуальной промышленной собственности стала объективно значимой для права интеллектуальной промышленной собственности, она должна соответствовать в российских правоотношениях (на примере американской юридической и судебной практики) следующим критериям:

- информация должна иметь экономическую ценность для ее обладателя и его конкурентов;

- экономическая ценность данной информации должна превышать сроки охраны объекта патентом;

- сумма затрат на получение необходимой информации не должна превышать суммы затрат на соблюдение режима коммерческой тайны.

Для этого необходимо принятие в РФ соответствующих нормативно-правовых актов, узаконивающих подобный методический подход и предоставляющий хозяйствующим субъектам экономическую свободу выбора в использовании режима коммерческой тайны или режима патентной защиты по поводу объектов интеллектуальной промышленной собственности. Поскольку в настоящее время подобные нормативные акты в российском праве отсутствуют, то предпочтительнее выбирать защиту объектов интеллектуальной промышленной собственности посредством их патентования с последующим их введением в гражданский оборот.

С понятием патента так же связано понятие авторского права, так как на результаты деятельности “автора” предоставляется патентная охрана. Конституция Российской Федерации и принятые на ее основании законодательные акты не только гарантируют свободу творчества, но и охраняют права на его результаты. Признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Интеллектуальная собственность фиксирует права на нематериальные объекты и непосредственно не связана с правом собственности на материальный объект, в котором они выражены.

В данной работе было так же раскрыто понятие товарного знака как, части патентно-правовых отношений. Для государственной регистрации товарного знака, необходимо подать заявку. В комментируемом пункте установлен орган, в который нужно обращаться с заявкой на регистрацию товарного знака. Таким органом является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Структурным подразделением Роспатента, которое принимает заявки на выдачу патента, является Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС).

В рамках рассмотрения патентно-правовых отношений необходимо так же отметить неотъемлемую их часть патентно-правовую экспертизу. Интеллектуальная собственность существует не только на технологии и технические устройства, но и на литературные и др. произведения, а в связи с этим экспертиза имеет вполне самостоятельное название «патентно-правовая» и проводится в комплексе с другой экспертизой в зависимости от отрасли специальных знаний, к которой относится интеллектуальная собственность.

Создание изобретений в области вооружения и военной техники, как правило, осуществляется по государственным заказам, и в этой связи ст. 9.1 Патентного закона регламентирует данную особенность правового регулирования. Например, указывается, что право на получение патента на изобретение, созданное при выполнении работ по государственному контракту для государственных нужд принадлежит Российской Федерации, если в государственном контракте это прямо установлено. От имени Российской Федерации в данных правоотношениях выступает государственный заказчик, который может подать заявку на получение патента. Под изобретением военного назначения следует понимать техническое решение задачи, видами которого могут являться устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений и животных, созданное как служебное, так и по инициативе автора, подлежащее применению в вооружении, военной технике и иных средствах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности имеет большое значение для благоприятного сотрудничества государств и развитии цивилизованных и эффективных мер борьбы с правонарушениями в этой сфере. На двенадцатом заседании комиссии стран участниц данного соглашения в 2006 году для увеличения эффективности деятельности по пресечению были выработаны рекомендации по гармонизации адекватных мер воздействия в рамках административного и уголовного законодательства государств-участников Соглашения в сфере прав интеллектуальной собственности; создание эффективного механизма взаимодействия между полномочными органами государств-участников Соглашения по вопросам определения правообладателя объекта авторского права или смежных прав, в том числе посредством создания и функционирования национального реестра.

Теоретико-правовые исследования последних лет, в первую очередь исследования В.В. Кудашкина, показали необходимость изучения проблем военно-технического сотрудничества (ВТС) в рамках военно-правовой науки, где результаты их анализа образуют новое направление подотрасли «международное военное сотрудничество». В рамках проведения исследования по данному вопросу представляется необходимой разработка концепции восстановления прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам в ходе военно-технического сотрудничества. Работа по ее созданию должна быть осуществлена под эгидой Межведомственной комиссии на основе изучения законодательства, как Российской Федерации, так и стран-лицензиатов, анализа политической и экономической целесообразности с привлечением ведущих государственных юридических и экономических институтов.

Изучение вопросов, связанных с международным патентно-правовым сотрудничеством, не может быть рассмотрено без освещения деятельности Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Требования XXI столетия предполагают построение передовой в мировом масштабе организации по интеллектуальной собственности, с высоко квалифицированным кадровым потенциалом и эффективной системой правовой охраны интеллектуальной собственности. Деятельность этой организации должна способствовать увеличению ВВП России к 2010 году вдвое и построению экономики страны, основанной на знаниях. В качестве целей административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах намечены: повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

В этой связи для достижения перечисленных целей предполагается решение следующих задач: внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; разработка и внедрение административных регламентов в органах исполнительной власти; оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти; модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления. Для этого у Роспатента есть: средства, квалифицированные кадры, готовность к выполнению этих задач.

Необходимо отметить, что в сфере международных патентно-правовых отношений постоянно проводится работа по улучшению и устранению недочетов связанных с этой отраслью права, что благоприятным образом отражается как на международном сотрудничестве Российской Федерации так и вопросах связанных с патентно-правовыми отношениями внутри страны.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237

2. Евразийская Патентная Конвенция 09.09.1994 // Бюллетень международных договоров, 1996 г., N 8

1. Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности 06.03.1998

2. Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности (Москва, 6 марта 1998 г.) // Бюллетень международных договоров, 2002, N 3

3. Гражданский кодекс Российской Федерации М., “Издательство ЭЛИТ” 2005.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации М., “Издательство ЭЛИТ” 2004.

5. Федеральный закон Российской Федерации “ О коммерческой тайне” 29.07.2004 N98-ФЗ

6. Федеральный закон Российской Федерации “ Об авторском праве и смежных правах” 20.07.2004 N72-ФЗ

7. Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации” 07.02.2003 N22-ФЗ

8. Федеральный закон Российской Федерации “ О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами” 19.07.1998 N114-ФЗ

9. Федеральный закон Российской Федерации “О государственной тайне” 21.07.1993 N5485-1

10. Указ Президента Российской Федерации “О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения” 14.05.1998 N 556

11. Указ Президента Российской Федерации “Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации” 21.04.2000 N706

12. Указ Президента Российской Федерации “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” 09.03.2003 N314

13. Постановление Правительства Российской Федерации “О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения” 29.09.1998 N1132

14. Постановление правительства Российской Федерации “Oб утверждении Положения о полномочном представителе Российской Федерации в Совместной рабочей комиссии государств - участников Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности” 03.09.2005 N552

15. Дроздовцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации // Сборник статей. Центр частного права. М. 2003.

16. Вайпан В.А., Погуляев В.В., Любимов А.П. Комментарий к закону РФ “Об авторском праве и смежных правах” (постатейный) “Юстицинформ”. 2006.

17. Корчагин А.Д. Научно-технический потенциал России и интеллектуальная собственность // Патенты и лицензии. 1998. N11.

18. Корчагин А.Д. Нужен ли России специальный государственный орган в области интеллектуальной собственности? // Патенты и лицензии. 1998. N5.

19. Корчагин А.Д. Патентная охрана интеллектуальной собственности гражданина и государства // Российское патентное право: Сборник. М. 2003. Вып. 9.

20. Кудашкин В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами. М. Международные отношения. 2002.

21. Ливадный Е.А. “Интеллектуальная собственность в сфере военно-технического сотрудничества” // ИС. Промышленная собственность. 2004. N1.

22. Ливадный Е.А. Правовое регулирование использования результатов интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества // Вооружение. Политика. Конверсия. 2003. N5.

23. Мещареков В.А. Комментарий к статье В.И.Смирнова “Зачем Родине секреты?” // Проблемы промышленной собственности Вып. 11.

24. Россинская Е.Р. “Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе” Российский федеральный центр судебной экспертизы при МЮ РФ. М. 2005

25. Смирнов В.А. Секретные изобретения - охрана необходима // Патенты и лицензии. 1998. N5.

26. Смирнов В.И. Зачем Родине секреты? // Проблемы промышленной собственности. 1998. Вып. 11.

27. www.fips.ru

28. www.svobodainfo.org

29. www.consultant.ru

30. www.rg.ru

31. www.ruspb.ru

32. СПС Консультант плюс

33. СПС Гарант

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты