Международные стандарты и российское законодательство о правах человека и гражданина
Международные стандарты и российское законодательство о правах человека и гражданина
11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Исторический факультет
Кафедра современной отечественной истории и правоведения
Курсовая работа
«Международные стандарты и российское законодательство о правах человека и гражданина»
Выполнила студентка гр. Ю-31
Исторический факультет
Научный руководитель:
К.п.н., доцент кафедры современной
отечественной истории и правоведения
Чернышев Б.А.
Омск - 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1.1. ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
1.2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ВСЕОБЩИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
1.3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПРАВА ГРАЖДАНИНА. ГРАЖДАНСТВО
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРАВАХ, СВОБОДАХ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
2.1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
2.2. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН РФ
2.3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Сегодня ни одна страна не может именоваться демократической, если её Конституция не содержит хотя бы минимума международно-признанных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, провозглашение прав и свобод личности, их закрепление в законодательстве является важнейшей предпосылкой, прелюдией к созданию подлинно открытого, свободного общества, поскольку господство права, плюрализм и права человека являются нерасторжимыми слагаемыми демократии.
С принятием Конституции РФ завершился определенный период, начавшийся в 1991 г., в рамках которого осуществлялся поворот правовой системы РФ от тоталитарного правления к признанию и гарантированности прав человека и гражданина. 22 ноября 1991 г. в Российской Федерации была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина в полном соответствии со Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. Таким образом, была воспринята общая концепция прав человека, развитая во многих международных актах.
В принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституции РФ права и свободы человека и гражданина уже закреплены в числе основ конституционного строя. Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только в соответствии с Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В связи с присоединением Российской Федерации к Уставу Совета Европы, 28 марта 1998 г. в Кремле был подписан ФЗ «О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Протоколов к ней», Федеральный закон от 28 марта 1998 г № 44-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Протоколов к ней"// СЗ РФ от 30 марта 1998 г., N 13, ст. 1466 а 30 марта 1998 г. был принят Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года с изменениями, внесенными Протоколами к ней», подписанные от имени РФ в городе Страсбурге 28 февраля 1996 года. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // СЗ РФ от 6 апреля 1998 г., N 14, ст. 1514 Это обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страны в сообщество цивилизованных государств, а с другой - стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на предупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей, на улучшение благосостояния народа.
В отличие от идеологизированных конституций бывшего Союза ССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию РСФСР, положения действующей Конституции России (ст. 2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. В Конституции РФ имеется отдельная глава (гл. 2), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. Содержание данной главы соответствует в основном общепризнанному демократическим сообществом перечню прав и свобод. В совокупности они составляют систему гражданских (личных), политических, социальных, экономических, культурных, экологических прав.
Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.
Весьма важным государственным институтом в механизме обеспечения прав и свобод человека является должность Уполномоченного по правам человека, которая введена в феврале 1997 г. Федеральным законом РФ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В ст. 1 Закона говорится, что должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается «…. в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.»
Как видим права человека и гражданина не только закреплены в международных документах, признанных большинством государств, но для их реализации и обеспечения действует отлаженный годами механизм защиты. И тем не менее, мы сталкиваемся с тем, что права человека и гражданина, которые в соответствии со ст. 18 Конституции являются непосредственно действующими, пока не все подкреплены гарантиями реальной государственной защиты, ответственностью за их нарушения, что приводит порой к их грубому нарушению.
Современная концепция прав и свобод - не застывшая правовая догма, а постоянно находящаяся в динамике развития деятельность всего человечества в области защиты закономерно возникающих новых категорий прав человека, которая требует к себе пристальное внимание и изучение. Права граждан, процесс их обеспечения и реализации, в виду их исключительной важности и актуальности во все времена привлекали к себе пристальное внимание многочисленных авторов, юристов, правоприменителей, правозащитников, законодателей и всей мировой общественности. Поэтому их деятельность постоянно получает свое закрепление, как в теоретических работах, так и в международно-правовых актах и внутреннем законодательстве отдельно взятой страны. Процесс формирования прав не прекращается ни на минуту, поэтому в работе «Международные стандарты и российское законодательство о правах человека и гражданина», на основе теоретического материала, а также международных стандартов и законодательства Российской Федерации, будет проведено исследование этапов формирования основных прав и свобод гражданина и человека.
Актуальность темы исследования определяется несколькими обстоятельствами: во-первых, как известно нельзя смело смотреть в будущее, не зная своего прошлого. Поэтому изучение эволюции становления прав и свобод человека, позволит понять, что достигнутые категории прав это не окончательный результат, а промежуточный. И вполне закономерно ожидать возникновение новых категорий прав и свобод и новых гарантий их защиты. Во-вторых: уже достигнутые результаты в области прав человека получили закрепление в международных стандартах, являющихся не только ориентиром для государств стремящихся к демократии, но одним из обязательных условий их интеграции в международное демократическое сообщество. Поэтому приведение внутригосударственного законодательства в соответствие с международными стандартами в области прав и свобод человека, является гарантией соблюдения этих прав. Изучение международных стандартов, и Конституции РФ, ориентированной на эти стандарты, позволит увидеть как много сделано и как много еще предстоит сделать, для того чтобы в России эффективно действовал механизм реализации прав человека. В-третьих, как известно, одним из проявлений непосредственного действия конституционных прав и свобод является уведомительный принцип, согласно которому лицу, реализующему свои права человека и гражданина, достаточно лишь уведомить исполнительную власть о намерении осуществить эту реализацию, но для этого необходимо прежде всего знать свои права. Но сложившаяся практика в области реализации прав человека, показывает о низкой осведомленности большинства граждан и чиновников, эти права попирающие. Поэтому возникает необходимость изучения прав и свобод, закрепленных в основном законе, и знание механизма их защиты, закрепленного соответствующим законодательством.
Таким образом, исходя из всего выше изложенного, закономерно вытекают цели курсовойработы: исследование исторических этапов формирования основных прав и свобод человека и гражданина, ознакомление с международными стандартами, Конституцией и законодательством РФ, закрепившими основные права и свободы человека.
Задачи, которые необходимо решить в ходе работы - проследить эволюцию становления основных прав и свобод, получившую закрепление в международных документах; раскрыть содержание гражданства; изучить систему прав и конституционного статуса личности, закрепленную в Конституции РФ, конституционных законах и иных нормативно-правовых актах, регламентирующих реализацию и защиту основных прав граждан.
Объектом исследования являются международные документы и российское законодательство, регулирующие взаимоотношения человека и государства, в области защиты прав и свобод человека.
Предметом исследования являются система конституционных прав и обязанностей человека и гражданина.
Глава 1. Международные стандарты о правах человека и
гражданина
1.1. Эволюция становления основных прав и свобод человекаСовременные стандарты в области прав и свобод человека, закрепленные в международно-правовых документах и во внутригосударственном законодательстве, являются плодом длительной борьбы личности и власти. Ведь, тысячелетиями отношения каждого отдельного человека и государства носили поистине драматический характер. Власть редко останавливалась перед какими-либо интересами личности, включая право на жизнь. Нельзя категорически утверждать, что система прав и свобод человека стала реальностью в последнее время. Теоретическая мысль в работах знаменитых голландских мыслителей Г. Гроция и Б.Спинозы, а затем в трудах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескьё, Дж. Локка, А.Н. Радищева и др. пыталась найти компромисс в обществе и оградить личность от необоснованных посягательств власти, поставив ей в качестве барьера неотъемлемые, природорожденные, естественные права человека. Без сомнения, система прав и свобод человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. И в этом развитии Баглай М.В. выделяет три основных этапа Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. / Под общей редакцией профессора Баглая М.В. - М. Издательство НОРМА 2001 С. 81- 83.«Первым поколением» прав человека принято считать гражданские и политические права. Они были завоеваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также в результате борьбы США за свою независимость. Политические права был направлены в первую очередь на обуздание произвола государственной власти. В качестве программного требования, была выдвинута идея об обязанности государственной власти не вмешиваться в сферу, задевающую свободу и автономию человека. Это стало возможным только после свершившегося факта разделения властей и утверждения принципа формального равенства всех граждан перед законом независимо от их социального положения. На этом этапе конституции закрепили неприкосновенность личности, свободу слова, право избирать и быть избранными и др. Концепция прав и свобод была разработана в трудах великих философов Д.Локка, Т. Пэйна, Ф.М. Вольтера, Д. Дидро, Ж.Ж Руссо и др. Главным в учениях этих философов было обоснование высшего приоритета свободы и необходимости её закрепления в конституционно-правовом порядке. Проблема прав и свобод человека и гражданина заняла видное место уже в актах раннего конституционализма - в британском Билле о правах 1689 г., заложившем основы конституционной монархии Великобритании; в провозгласившей создание США Декларации независимости 1776 г., которая послужила основой для разработки и принятия Конституции США 1787 г.; в политическом манифесте Великой французской революции - знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В Декларации независимости США, например, говорилось «Мы считаем очевидным следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых».Авторы французской Декларации прав и свобод человека и гражданина полагали, что первопричиной общественных бедствий и испорченности правительства является невежество и забвение прав человека или пренебрежение ими. Французская Декларация прав человека и гражданиназакрепила естественные, неотъемлемые и священные права человека, в ней указывалось, что: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах; цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека; свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому; осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те определенные законом границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами; закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества, а все, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом». В действующей и сейчас Декларации были также закреплены свободы личности, мыслей, печати, совести, равенства граждан перед законом, неприкосновенность священной частной собственности и др.История показывает, что в этих документах были сформулированы смысл и цель демократического правового государства, и в тех странах, где утвердилось свободное гражданское общество, были достигнуты большие успехи в развитии демократии и прав человека, а также экономики, культуры, науки и техники.Однако первоначальная концепция прав и свобод страдала известной ограниченностью. Исходя из индивидуалистического понимания свободы, политическая философия того времени подчеркивала, что общество свободных людей не нуждается в организующей роли государства, не требует создания каких-либо социальных институтов, ибо в состоянии обеспечить прогресс и жизнеобеспечение для всех на основе индивидуально-свободной деятельности членов общества. Такое антисоциальное понимание свободы придало ей формальный характер, безразличный к судьбам простых людей и в течение XIX века в странах Запада нарастала классовая борьба, в ходе которой трудящиеся массы требовали признания социально-экономических прав и утверждения социальных функций государства. В результате этого к концу века развитие капитализма внесло существенные коррективы в откровенно антисоциальное понимание свободы, и начался второй этап развития прав и свобод человека.Профессор Лазарев В.В. считает, что «второе поколение» прав человека формировалось под действием ряда факторов объективного и субъективного свойства. В конце XIX начале XX столетия демократизация капитала, сопровождающаяся быстрым ростом акционерных предприятий, концентрацией производства и возрастанием роли профсоюзного движения стали главными причинами, в силу которых государственно-правовое закрепление получили социально-экономические права. Прежде всего, к ним относят право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: пособия по случаю полной, частичной или временной утраты трудоспособности, право на пенсию, пособие по безработице и т.п. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева .- М.: Юристъ, 2002 C.444.Профессор Баглай М.В. считает, что второй этап был связан с появлением в ХХ в. тоталитарного государства, которое, отвергнув индивидуальную свободу, политические и экономические права, провозгласило социалистические ценности, а с ними широкий спектр социальных прав и свобод (право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, охрану здоровья и др.). Возникшая в мире обстановка борьбы двух систем, особенно после второй мировой войны, заставила страны Запада также конституционно закрепить эти права и свободы Баглай М.В Указ соч.. C.82.В то же время с 60-х гг. в Советском Союзе и ряде других стран Восточной Европы стало складываться демократическое общественное мнение, формироваться диссидентское движение, требовавшее реальных личных и политических прав, отказа от методов тоталитаризма. Этому способствовала и развернувшаяся в мире борьба за права человека, приведшая к принятию Генеральной Ассамблеей ООН международных пактов о гражданских, политических, культурных, социально-экономических правах человека. Движение за свободу и права человека подточило тоталитарные устои социализма и в итоге привело к его краху в большинстве стран.Поэтому третий этап становления прав человека характеризуется крахом тоталитарной системы в Советском Союзе и странах Восточной Европы и возрождением в этих странах демократической государственности. Права и свободы в их полном объеме признаются высшей ценностью, а их защита объявляется обязанностью государства. Почти все государства мира признают международно-правовую защиту прав человека, что ведет к унификации национальных правовых институтов. Под давлением мирового общественного мнения из практики многих стран постепенно исчезают апартеид, расовая дискриминация, избирательные цензы, ограничения свободы печати. Каталог прав и свобод расширяется за счет включения в него прав национальных меньшинств, права на информацию, права на благоприятную окружающую среду и др. Но вместе с тем получают распространение новые формы угрозы правам и свободам - терроризм, организованная преступность и т.п., что требует расширения правоохранительной деятельности государства и ее международной координации. В ходе длительной борьбы человека за свободу, его права и интересы постепенно материализовались в нормативно-правовых документах, ставших, по сути общечеловеческими. К ним можно отнести такие, как Великая хартия вольностей (1215 г.); Петиция о праве (1628 г.); Habeas Corpus Akt (1679 г.), Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.); Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и др.
Таким образом, пройдя последовательные этапы своего развития, современные стандарты в области прав и свобод человека, закрепленные в международно-правовых документах и во внутригосударственном законодательстве составляют систему гражданских (личных), политических, социальных, экономических, культурных прав.
Политические права - это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности и т.п.
Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
Социальные права затрагивают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице) и связаны с "вложениями в человека" со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.
Культурные права - это свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность реального приобщения к ним.
Во второй половине XX в. появилась новая группа прав - экологических, вызванная к жизни противоречиями научно - технической революции и проблемой выживания человечества как биологического вида (использование атомной энергии, развитие химической промышленности, разработка природных ресурсов новой техникой и т.д.).
1.2. Международно-правовые акты о всеобщих правах человекаПервоначально приверженность мирового сообщества основным правам человека была выражена еще в Уставе ООН в 1945 году, но наиболее полным, общепризнанным и авторитетным воплощением современной доктрины прав и свобод человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г Генеральной Ассамблеей ООН. Она представляет собой важнейший социально-политический и юридический документ современности, закрепивший в мировом масштабе основополагающие принципы и нормы, определяющие с позиций подлинного гуманизма и демократизма общий современный политический, социально-экономический и духовно-культурный статус личности. В ее преамбуле говорится, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, в то время как небрежение и презрение к правам человека привели к варварским атакам, которые возмущают совесть человечества».
Эта Декларация исходит из того, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (ст. 1) и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия (ст. 2). В ней также определяются конкретные личные (гражданские) и политические права и свободы, в том числе права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и безопасность, на равенство всех перед законом, на свободу передвижения по стране, выезд из нее и въезд в нее, на гражданство и его изменение, на свободу мысли, совести и религии, мирных собраний и ассоциаций, на участие в управлении своей страной и др. Декларация закрепляет и многие конкретные экономические, социальные и культурные (духовные) права и свободы, среди которых права на собственность и предпринимательство, труд и свободный выбор работы, социальное обеспечение и отдых, образование и участие в культурной жизни, достойный уровень жизни и др. Вместе с тем она напоминает, что каждый человек имеет и обязанности перед обществом.
Подавляющее большинство стран - членов ООН признало Всеобщую декларацию прав человека, и ее идеи и принципы получили развитие и конкретизацию в ряде других международно-правовых актах. Например, в 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973г.). Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.
Во второй половине ХХ в. было принято значительное число международных конвенций по отдельным группам прав человека и гражданина, среди которых - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г), Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1984 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950). Согласно этим пактам и конвенции были созданы международный Комитет по правам человека и Европейский Суд по правам человека, призванные следить за соблюдением этих прав.
Одним из основополагающих международных документов в области защиты прав и свобод человека и гражданина, является - Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - европейская Конвенция), подписанная в Риме 5 ноября 1950 г. государствами - членами Совета Европы (ратифицирована и вступила в силу в 1954 г.) Первоначально европейская Конвенция была подписана четырнадцатью государствами - членами Совета Европы 4 ноября 1950 г. и вступила в силу 3 сентября 1953 г. после ратификации первыми десятью государствами Западной Европы. Россия подписала европейскую Конвенцию 28 февраля 1996 г. и ратифицировала ее два года спустя Федеральным законом от 30 марта 1998 г. В течение этого срока законодательство и правоприменительная практика проверялись на предмет их соответствия европейской Конвенции и стандартам Совета Европы и корректировались. Ясно, что все недостатки и несоответствия устранить не удалось. Часть оговорок, сформулированных в Федеральном законе о ее ратификации, вызваны тем, что некоторые положения европейской Конвенции пока не могут быть реализованы по причинам материального характера.
Принципиальным отличием европейской Конвенции от иных международно-правовых актов о правах человека является то, что на основе ее положений создан механизм контроля за соблюдением закрепленных в ней прав и свобод. До 1998 года он был двухступенчатым и состоял из Европейской Комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд). В настоящее время действует единый суд в соответствии с порядком, введенным Протоколом № 11 к европейской Конвенции. Европейский Суд вправе принимать заявления от физических и юридических лиц, конвенционные права которых нарушены государством, под юрисдикцией которого они находятся. Одним из условий приемлемости индивидуальных жалоб является исчерпание внутренних средств защиты. Иными словами, чтобы индивидуальная жалоба была принята к рассмотрению, заявитель должен исчерпать все средства защиты, закрепленные в национальном праве. Лишь после этого может быть задействован ее контрольный механизм. Кроме того, она предусматривает, что государство - участник может передать на рассмотрение Европейского Суда вопрос о любом предполагаемом нарушении положений европейской Конвенции и Протоколов к ней другим государством - участником (так называемый "межгосударственный" иск). Решение Европейского Суда будет окончательным и обязательным для обоих государств.
В этой связи можно утверждать, что европейская Конвенция с ее контрольным механизмом носит не межгосударственный, а надгосударственный характер. Контроль за соблюдением прав человека перестал быть чисто национальным, внутренним делом европейских государств, которые добровольно подчинили себя юрисдикции независимого наднационального судебного органа, имеющего право принимать юридически обязательные для них решения. Более того, для национальных судов и правоохранительных органов является обязательным и толкование Конвенции, даваемое Европейским Судом.
Какие же права защищает европейская Конвенция? В первую очередь - право на жизнь. В соответствии с Протоколом № 6, принятым в 1985 году, смертная казнь в мирное время запрещена. Там, где смертная казнь еще существует, смертные приговоры должны выноситься лишь за самые тяжкие преступления и в соответствии с законом. Россия не ратифицировала Протокол № 6, принятый в 1985 году, однако в настоящее время наказание в виде смертной казни согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. не назначается, а с 1996 года в России не приводятся в исполнение смертные приговоры.
Статья 3 европейской Конвенции гласит, что никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. Конвенция запрещает рабство и принудительный труд (ст. 4), дискриминацию (ст. 14), устанавливает, что наказание возможно исключительно на основании закона (ст. 7), закрепляет право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8), свободу мысли, совести и религии (ст. 9), свободу выражения (ст. 10), свободу собраний и ассоциаций (ст. 11), право на вступление в брак (ст. 12).
Одно из основополагающих прав закреплено в ст. 1 Протокола № 1 - право на беспрепятственное пользование своим имуществом. Соблюдение этого права имеет особенно большое значение в России, где институт частной собственности по-прежнему нуждается в усиленной защите по причине его относительной новизны.
Следует обратить особое внимание на то, что Европейский Суд при рассмотрении жалобы на нарушение конвенционных прав решает только один вопрос: была ли нарушена установленная европейской Конвенцией норма в результате действий (бездействия) государства. Европейский Суд не разрешает по существу возникающие споры. Он не имеет права приказать государству, например, освободить незаконно содержащегося под стражей гражданина или же присудить имущество тому или иному лицу в споре. Европейский Суд вправе лишь принять решение о том, соответствует ли положение, создавшееся внутри государства, конвенционным нормам. Однако если он признает нарушение европейской Конвенции, то государство, допустившее его, обязано привести внутреннее законодательство и / или правоприменительную практику в соответствие с ее нормами. Это следует из ст. 1, в которой говорится, что государства - участники обязуются соблюдать закрепленные в ней права.
Помимо этой конвенции, И.И. Лукашук выделяет - особый комплекс образуют многочисленные конвенции Международной организации труда (МОТ). Значительное число конвенций по правам человека заключено также и на региональном уровне. В рамках Организации африканского единства (ОАЕ), Организации американских государств (ОАГ), Совета Европы Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. - М. Издательство БЕК, 2001,С. 4 -5.
Важным каналом утверждения прав и свобод человека и гражданина, как отмечает М.В.Баглай, является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Конституционное право зарубежных стран. Баглай Указ соч. С. 90-92 В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 г., один из разделов был посвящен правам и свободам человека и содержал обязательство государств-участников (в число которых входит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы. Любое государство - участник этой организации вправе привлекать внимание других государств-участников по дипломатическим каналам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющемся ее участником. Сотрудничество в области прав и свобод человека является содержанием понятия «человеческое измерение ОБСЕ». По этой проблеме были проведены крупные конференции в Мадриде, Париже, Копенгагене, Вене, Москве.
Но стоит отметить, что Международные акты, устанавливающие права и свободы человека и гражданина, обладают различной юридической обязательностью для участвующих в них государств. Так, Всеобщая декларация является резолюцией ООН; ее положения юридически необязательны для государств и являются рекомендациями. Вместе с тем существует большая степень вероятности того, что благодаря практике государств, деятельности международных организаций в сфере защиты прав человека, национальной конституционной, законодательной и национальной судебной практике положения Декларации трансформировались в нормы обычного международного права. Юридическая обязательность пактов для Российской Федерации вытекает не из факта внесения закрепленных ими прав и свобод в текст Конституции РФ, а в силу того, что Россия является правопреемницей СССР. В этой связи также необходимо упомянуть Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., которые хотя и не могут быть отнесены к числу договоров, являющихся источниками общепризнанных принципов и норм, но имеют важное значение для развития регионального сотрудничества в области защиты прав человека.
Россия, предприняла значительные шаги для реального обеспечения многообразных прав и свобод человека, хотя здесь еще имеется огромная масса неразрешенных проблем. Впервые Конституция РФ 1993 года закрепила тезис о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2). Но кроме Конституции права и свободы человека получают конкретизацию и развитие в федеральных конституционных и федеральных законах, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Стоит учитывать, что процесс правовой интернационализации прав человека развивается быстро и в весьма эффективных формах, способствуя превращению в недалеком будущем гражданина любого государства в гражданина планеты. Уже сейчас в силу признания тем или иным государством общепризнанных принципов и норм международного права частью своего внутреннего права такое государство не вправе отказывать человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не зафиксировано в конституции данного государства. Это свидетельствует о неуклонном сближении международно-правового и конституционно-правового института прав и свобод.
1.3. Права человека и права гражданина. Гражданство Нетрудно заметить, что уже более двух столетий всеобщие права и свободы личности разграничиваются на права человека и права гражданина. На чем основано такое разграничение? На этот вопрос есть убедительный ответ Р.В. Енгибарян: «Прежде всего, оно базируется на различении таких двух разных субъектов этих прав и свобод, как человека и гражданина. Совершенно очевидно, что человеком рождаются, а гражданином становятся. Соответственно права и свободы человека возникают в результате самого естественного факта рождения человека и вне всякой связи его с государством эти права берут свое начало в естественном праве. Гражданином же той или иной страны человек становится только в результате установления между ними и данным государством определенной политико-правовой связи в виде получения гражданства данного государства. Гражданин - это лицо, наделенное данным государством определенными политическими и иными правами, свободами и обязанностями. В отличие от прав человека, права гражданина берут свое начало в позитивном праве.» Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник - М.: Юность, 2000 C.141 Эти права и свободы, как и естественные права и свободы человека, с точки зрения современного мирового сообщества и международного права носят всеобщий и неотъемлемый характер и должны быть признаны и соблюдаться всеми странами мира. Доцент Л.В. Лазарев справедливо указывает, что основные права и свободы принадлежат каждому от рождения. Это принципиальное положение касается происхождения основных прав. Человек имеет основные права от рождения, а не от государства, которое, если следовать централистско-бюрократическим теориям, может "даровать" права по своей "милости" или отнимать их по своему произволу. Этот примитивный подход, ставящий в центр всей правовой и политической системы не личность человека и гражданина, а государство, имеет за собой известные исторические традиции абсолютизма, фашизма, милитаризма, великодержавности и т.д. Но такой подход принципиально чужд духу Конституции См: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М. :Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002..К числу естественных, прирожденных, неотчуждаемых, неприкосновенных прав человека обычно относят такие права, как права на жизнь, свободу, безопасность, личную неприкосновенность, личное достоинство и честь, собственность, достаточный и достойный уровень жизни, личную и семейную тайну, чистую окружающую природную среду, и др. Права же гражданина, опираются на факт принадлежности лица к данному государству, на его правовые установления и к ним относятся - право избирать и быть избранным, право на участие в управлении делами государства, право на труд, право на социальное обеспечение, право на объединение в политические партии и другие организации, права на обучение и медицинское обслуживание за счет государства и т.д.Стоит отметить, что важнейшим условием и предпосылкой признания и соблюдения прав и свобод гражданина и соответствующих обязанностей государства по защите и обеспечению этих прав и свобод является получение гражданства данного государства. Статья 15 Всеобщей Декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Основы гражданства чаще всего закрепляются в конституциях; другие, более частные вопросы гражданства регулируются специальными законами о гражданстве, а процессуальные вопросы признания, приобретения, изменения и утраты гражданства и другие - соответствующими подзаконными актами.В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" //СЗ РФ от 3 июня 2002 г., № 22, ст. 2031, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормы о гражданстве содержатся и в ряде других актов, например конституциях республик, Семейном кодексе, а также в международных договорах России.Провозглашая приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя, Конституция РФ устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве РФ (ст. 6). Это обусловлено тем, что гражданство - первичный элемент конституционно-правового статуса личности, определяющего ее взаимоотношения с государством. Конституционные нормы о гражданстве действуют в единстве с конкретизирующими их законодательными положениями. Согласно п. "в" ст. 71 Конституции, гражданство в РФ относится к ведению Федерации, а пункт "а" ст. 89 возлагает решение вопросов гражданства России на Президента РФ.Конституция РФ закрепляет два основополагающих принципа российского гражданства - оно является единым и равным независимо от оснований приобретения. В контексте Конституции принцип единого гражданства означает, что граждане РФ обладают единым, общим для всех, единственным гражданством и вытекающими из принадлежности к нему едиными федеральными гарантиями прав и свобод и государственной защиты независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают и от оснований приобретения российского гражданства. С этим принципом гражданства неразрывно связан другой - равного гражданства. Как отмечает Лазарев Л.В. - «Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является таковым для всех российских граждан независимо от оснований приобретения. Не устанавливаются никакие ограничения, различия в правовом статусе граждан, категории граждан в зависимости от того, как и когда они приобрели гражданство РФ. Конкретным проявлением этого принципа является полное равноправие женщин и мужчин при решении вопросов о российском гражданстве. Заключение или расторжение брака гражданина России с иностранцем, не влечет за собой изменения гражданства. Это полностью соответствует международной Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. (ст. 4).» См: комментарий к ст. 6. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича .- М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002..