Международные стандарты и российское законодательство о правах человека и гражданина
оложения ч. 1 ст. 6 Конституции РФ о том, что гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, находят воплощение в Законе «О гражданстве РФ», который определяет в главе II. Приобретение гражданства РФ и главе III. Прекращение гражданства РФ исчерпывающий список оснований приобретения и прекращения российского гражданства. В данном Федеральном законе также содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.Интересам многих соотечественников, проживающих на территории бывших союзных республик и стремящихся сохранить принадлежность к России, связи с ней, отвечает и допускаемое Конституцией (ч. 1 ст. 62), Законом о гражданстве (ст.6) двойное гражданство (российского и иностранного государства). Но для реализации такой возможности необходимо наличие соответствующего регулирования федеральным законом или международным договором между Российской Федерацией и тем или иным государством (государствами). Такие договоры - соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства - заключены, например, с Туркменистаном (1994 г.) ФЗ от 25 ноября 1994 г. № 41-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства"// СЗ РФ от 28 ноября 1994 г., № 31, ст. 3192 и Таджикистаном (1996 г.) ФЗ от 15 декабря 1996 г. № 152-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства"// СЗ РФ от 16 декабря 1996 г., № 51, ст. 5683. В то же время с целым рядом государств ближнего зарубежья заключены двусторонние договоры, касающиеся вопросов гражданства, защиты прав соотечественников. Так, с 1997 г. действуют Соглашение между РФ и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами России, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в РФ, подписанное в Москве еще 20 января 1995 года. ФЗ от 26 мая 1997 г. № 83-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию"// "Российская газета" от 29 мая 1997 г., В январе 2000 г. Россия ратифицировала Соглашение ФЗ от 2 января 2000 г. № 18-ФЗ "О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства"// Бюллетень международных договоров, март 2000 г., № 3 между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и РФ об упрощенном порядке приобретения гражданства. 1 мая 1999 г. был ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан ФЗ от 1 мая 1999 г. N 89-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан"// Бюллетень международных договоров, июль 1999 г., № 7, подписанный в городе Москве 25 декабря 1998 года. А Договор о создании Союзного государства 1999 г. (ст. 14-16) СЗ РФ 2000, №7, ст. 786. и Устав Союза Белоруссии и России 1997 г. (ст. 2, 18) СЗ РФ 1997, № 30, ст. 3596, устанавливая гражданство Союза (граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства), предусматривают, что граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами этих государств, договорами между ними. Непосредственно из обладания гражданством Союза вытекают права: на участие в управлении делами Союза; избирать и быть избранным в парламент Союзного государства; на создание союзных общественных объединений; на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории России и Белоруссии; на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства-участника на тех же условиях, что и граждане этого государства.Важно то, что обладание российским гражданством является юридической основой, предпосылкой распространения на личность в полном объеме прав и свобод и несения равных обязанностей, предусмотренных Конституцией, и гарантией государства обеспечивать и защищать права и свободы своих граждан, где бы они ни были. Российская Федерация в соответствии с законодательством гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом и «Соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации: в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека; в обеспечении своего права на равенство перед законом. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина осуществляется РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и законодательством РФ с учетом законодательства иностранных государств» ст. 15. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" // СЗ РФ от 31 мая 1999 г., № 22, ст. 2670.
Закон о гражданстве особо оговаривает, что проживание гражданина России за ее пределами не прекращает его гражданства, и что российские граждане за границей пользуются защитой и покровительством РФ (ст. 61 Конституции, ст. 6 Закона). Поэтому, органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами РФ, должностные лица представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы ч. 2 ст. 7. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ от 3 июня 2002 г., № 22, ст. 2031.
Таким образом, Конституция РФ и существующий на данный момент пакет правовых актов России, приведенных в соответствие с международными стандартами, и международные договоры РФ гарантируют соблюдение законных прав и свобод граждан, где бы они ни находились, и способствуют комплексному решению вопросов, связанных с гражданством Российской Федерации.
В заключение данного вопроса необходимо сказать, что нельзя ни отождествлять, ни разрывать и тем более противопоставлять права человека и права гражданина. Нельзя отождествлять не только потому, что, их происхождение и природа различны, но и потому, что не все проживающие или пребывающие в стране могут быть ее гражданами (например, иностранцы, лица без гражданства и др.). Они могут не обладать теми или иными правами гражданина (например, правом избирать или быть избранным), но должны обладать, и обладают в демократическом обществе и государстве всеми правами человека. Права человека в этом смысле носят первичный, исходный, базовый, более фундаментальный характер по отношению к правам гражданина. Недооценка, а то и пренебрежение правами человека, одностороннее выпячивание лишь прав гражданина, дарованных государством, характерно для конституции тоталитарных режимов с их гипертрофированием роли государства, подавлением личности, огосударствлением всей общественной жизни и ее полной подконтрольностью политической власти.
Глава 2. Законодательство Российской Федерации о правах, свободах человека и гражданина2.1. Общие основы и принципы
Вопросы прав, свобод человека и гражданина получили в Конституции РФ, особенно широкую, глубокую и новаторскую разработку, что имело исключительно важное значение, если учесть наше длительное историческое авторитарное и тоталитарное прошлое. Сегодня Конституция РФ вполне может служить примером действительно демократического и гуманистического решения важнейших проблем конституционного права на уровне международных стандартов.
Статья 2 Конституции РФ при определении основ конституционного строя России формулирует основополагающее, положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита этих прав и свобод - обязанность государства.
В конституционном законодательстве нашей страны впервые четко выражена его прямая ориентация на общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав и свобод человека и признание естественного, прирожденного характера основных прав и свобод человека, к числу которых относятся права на жизнь, свободу, достоинство и личную неприкосновенность, на частную собственность, свободу мысли, неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду.
Права человека и гражданина в РФ носят универсальный характер. Ни один из субъектов Федерации не может отказаться от обязанности признать и гарантировать права человека и гражданина на своей территории. И ни один закон или иной правовой акт не может противоречить правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ.
Часть 2 ст. 17 Конституции утверждает все права и свободы человека как основные. Тем самым подтверждается их равноценность. Здесь же определены два свойства основных прав. Одно из них состоит в их неотчуждаемости: ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания оснований ограничения. Права и свободы человека могут быть ограничены государством лишь в строго установленных случаях на основе Конституции и закона. Временные ограничения ряда прав и свобод возможны, например в случае введения чрезвычайного положения (ст. 56). Кроме того, в случаях государственной необходимости возможно принудительное отчуждение имущества лица, но лишь при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35). Неотчуждаемый характер прав и свобод состоит также в том, что гражданин не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав. Подобные обязательства юридически ничтожны.
Подчеркивая роль и значение конституционных прав и свобод человека и гражданина, ст. 18 Конституции РФ указывает, что они являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Положение о непосредственном действии указанных прав и свобод, означает, что они должны осуществляться с непосредственной опорой на конституцию и вне зависимости от наличия или отсутствия иного законодательства, а в случае нарушения этих прав каждый имеет возможность защищать их в суде, ссылаясь на принцип прямого действия Конституции РФ.
Конституция РФ четко реализует и важнейший демократический принцип - принцип гражданского равноправия - «все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ст. 19).
Президент РФ обязан уважать и охранять права и свободы человека и гражданина (ст. 82 Конституции). Управленческий аппарат согласно ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы" обязан в своей деятельности руководствоваться принципом соблюдения и уважения прав человека и гражданина. Весь правоохранительный механизм государства, который в настоящее время реорганизуется и совершенствуется, подчинен этой цели. Обязанность государственной защиты прав и свобод человека реализуется в деятельности такого органа, как Конституционный Суд РФ. Конституционное судопроизводство обеспечивает применение и толкование конституционных и иных правовых норм о правах и свободах человека и гражданина, обязательных для органов государственной власти (ст. 30, 125).
Конституция РФ в ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ и указывает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Гражданин может использовать все виды обжалования, обращаться в суд, к общественности, использовать средства массовой информации, создать комитет в свою защиту, провести пикетирование. Закон РФ "Об оружии", принятый 20 мая 1993 г., утвердил новое право гражданина на приобретение определенных видов оружия (охотничье оружие, газовый пистолет) ВВС. 1993. N 24. Ст. 860; РГ. 1994. 18 августа. На основании ст. 13 Закона газовое оружие самообороны (аэрозольные устройства и пневматическое оружие) граждане РФ, достигшие 18 лет, вправе приобретать без получения лицензии. Порядок приобретения гражданами иных видов оружия устанавливается ст. 5, 13 Закона. Согласно ст. 24 граждане РФ могут применять оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны или по крайней необходимости.
Уголовное право РФ признает за гражданином право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости. Наличие в законе нормы о необходимой обороне содействует предотвращению насильственных посягательств: лицо, намеревающееся совершить преступление, знает, что оно может встретить активное противодействие и что закон считает это противодействие, равно как и причинение вреда нападающему, правомерным. Необходимая оборона есть право гражданина на отражение общественно опасного посягательства. Другим новшеством является то, что обороняющийся не обязан обращаться к кому-либо за помощью, а сам вправе пресечь нападение. Основным условием правомерности необходимой обороны является требование о том, чтобы при защите не было допущено превышения ее пределов.
Каждый вправе защищать свои права и свободы и в состоянии крайней необходимости. В этом состоянии, как и при необходимой обороне, человек совершает деяние, внешне схожее с правонарушением, но признаваемое законом правомерным. Такие действия являются общественно полезными, так как направлены на защиту личности, ее прав и свобод, общественных или государственных интересов от угрожающей им опасности. Согласно ст. 39 УК РФ крайняя необходимость заключается в устранении опасности, угрожающей интересам личности и правам данного лица или иных лиц, государства и общества, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Конституция РФ признавая гарантию каждого человека на защиту себя и своих близких - никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст. 51), внесла поистине революционные изменения в правовой статус лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Данное содержание полностью согласуется с Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 14) и фактически заявляет об осуждении тех незаконных методов, которые применялись в нашей стране в годы массовых репрессий, когда органы следствия и суда вынуждали людей из страха или под угрозами оговаривать себя и доносить на своих близких. Данная правовая гарантия должна способствовать воспитанию в обществе новых высоких моральных правил.
Но процесс реализации данного права, особенно в уголовном судопроизводстве идет с большим трудом. Неединичные случаи, когда некоторые суды, а также следственно - прокурорские работники в нарушение требований закона продолжают расценивать отказ допрашиваемого от дачи показаний против себя как признание своей вины, желание уйти таким образом от уголовной ответственности, одно из оснований для избрания мерой пресечения ареста, обстоятельство, отягчающее наказание. При разъяснении положений ст. 51 Конституции РФ допускаются различные формы запугивания допрашиваемого относительно наступления для него неблагоприятных последствий в случае отказа от дачи показаний. Н. Гаспарян отмечает: «Встречаются факты, когда следователь, получив отказ в даче показаний от подозреваемого (обвиняемого), требует объяснения причин и мотивов такого отказа, надеясь, видимо, что допрашиваемый заявит примерно следующее: "Показания давать не желаю, так как хотя я данное преступление и совершил, но мне стыдно в этом сознаться". Подчеркну, что право не свидетельствовать против себя не требует и не предполагает необходимости в каких-либо объяснениях. Равным образом, согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, и перед реализацией этого права гражданин не обязан никому объяснять и мотивировать, зачем ему это право понадобилось» Гаспарян Н. Праву не свидетельствовать против себя, нужны дополнительные гарантии / / Российская юстиция. 2000. №. 12..
Хочется верить, что все-таки настанут те времена, когда в нашей стране будут созданы все условия для реализации гарантированных конституционных прав. А пока Конституция РФ в ч.1 и 3 ст. 46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и закрепляет его право в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Ст. 46 сформулирована в соответствии с международными договорами, в том числе в соответствии со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. Именно эти виды судопроизводства, через которые реализуется судебная власть в России, зафиксированы в ст. 118 Конституции.
2.2. Личные права и свободы граждан РФ
Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по их содержанию обычно включает в себя три их основные группы: а) личные, или гражданские права, свободы и обязанности; б) политические права, свободы и обязанности; в) экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.
Первые, характеризующие положение личности как таковой - это права на жизнь и достоинство личности, неприкосновенность личности и частной жизни, судебную защиту своих прав, свободы мысли, совести, передвижения и выбора места жительства, обязанность соблюдать законы и др. Вторые, связанные, с участием личности в общественно-политической жизни, - это права избирать и быть избранным, на участие в управлении делами государства, на объединение, свободы слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, обязанность защиты страны и др. Третьи, относящиеся к неполитическим сферам жизни и деятельности личности, - это право частной собственности, права на труд, выбор профессии и рода деятельности, забастовку, на образование, охрану здоровья и семьи, на отдых, свободу творчества, обязанности платить налоги и др.
Итак, в систему прав и свобод человека и гражданина входят, прежде всего личные, или гражданские, права и свободы, характеризующие положение личности как таковой. При всем исключительно важном значении и других прав и свобод, именно эти личные права и свободы составляют базисную основу конституционно-правового статуса личности, в то время как другие права и свободы выступают как бы производными, вторичными. Не случайно, что этим правам и свободам уделяется особенно пристальное внимание в конституционном законодательстве демократических стран. Большинство из этих прав являются неотъемлемыми и не подлежат ограничению, имеют повышенный, специализированный характер гарантий, высокую степень их охраны и обеспеченности. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России. - М.:Юристъ, 1996. С 198.
Как и многие другие демократические конституции, Конституция РФ начинает закрепление конкретных прав человека и гражданина с личных (гражданских) прав и, прежде всего с естественного и неотъемлемого права на жизнь как высшую социальную ценность. В ней говорится, что «каждый имеет право на жизнь». (ч. 1 ст. 20). Право на жизнь - наиболее общепризнанное, естественное и неотъемлемое право человека, суть которого состоит в том, что ни один человек не может быть произвольно лишен жизни.
Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В, отмечают, что в отличие от некоторых стран, российское законодательство и правовая практика исходит из того, что жизнь человека начинается с рождения. Поэтому искусственное прерывание беременности не может и не должно рассматриваться как лишение человеческой жизни, в то время как преднамеренное лишение жизни уже родившегося дитя является убийством. Право на жизнь сохраняется с момента рождения человека и до его биологической смерти Болезненные нарушения физиологических и психических функций человеческого организма не лишают его права на жизнь. Право на жизнь обеспечивается как конституционными гарантиями (ст. 21, 31, 39, 41, 42), так и уголовным и иным отраслевым законодательством. Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. указ соч. С.176. Стоит отметить, что разрешенная в некоторых европейских странах эвтаназия или удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами рассматривается у нас как нарушение права на жизнь и поэтому запрещена по закону. См. ст. 45 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318
Часть 2 ст. 20 Конституции РФ регламентирует такой законный способ лишения жизни человека, как смертная казнь, которая у нас применяется в исключительных случаях и только на основании приговора суда. В ней говорится, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей. В УК РФ, вступившем в силу с 1 января 1997 г. составы преступлений, по которым может применяться смертная казнь, были сокращены с 28 до 5. По ряду составов преступления смертная казнь была заменена пожизненным заключением.
Президент РФ, исходя из принципов демократии, в мае 1996 г издал Указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы», в соответствии с которым, смертные приговоры судов за последние годы не приводились в исполнение, приговоренные к смерти были помилованы Президентом РФ, а суды перестали выносить такие приговоры.
Конституция РФ (ст. 21) уделяет серьезное внимание обеспечению достоинства личности. В ней устанавливается, что достоинство личности охраняется государством; ничто не может быть основанием для его умаления; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Как отмечает В. П. Кошепов, охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности " Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации " /под ред. Л.А. Окунькова - Издательство БЕК, 1996. .
Согласно ст. 150 ГК РФ достоинство личности, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, как и иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданам от рождения или в силу закона, неотчуждаемы. Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан. Для обеспечения уважения достоинства личности должно быть исключено произвольное, без законных оснований вмешательство государственных органов и должностных лиц в частную жизнь граждан и нарушение порядка проведения процессуальных действий
Так, при производстве выемки и обыска следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при этом обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ст. 170 УПК РФ). Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст. 172 УПК). Освидетельствование в тех случаях, когда это следственное действие сопровождается обнажением освидетельствуемого лица, производится в присутствии понятых того же пола.
Реальная правовая защита достоинства граждан гарантированная Конституцией РФ осуществляется, нормами уголовного и гражданского права. Предусматривая в уголовном законодательстве составы преступлений против чести и достоинства граждан (ст. 129 и 130 УК), а в гражданском законодательстве - гражданские правонарушения (ст. 150 - 151 ГК), законодатель стремится оградить неимущественные интересы личности, ибо защита доброго имени человека - это, прежде всего восстановление его правильной общественной оценки.
Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого обращения и наказания, которые рассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение прав человека и основных свобод. Включение в Конституцию запрета пыток, другого унижающего достоинство человека обращения или наказания - новое установление российского конституционного права. Оно соответствует также ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Еще одно важное демократическое личное право, закрепленное в Конституции РФ, - это право на свободу и личную неприкосновенность. Статья 22 формулирует это право так: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.Право на свободу означает возможность для каждого совершать любые действия, не запрещенные законом или иным правовым актом, и в то же время ограничение свободы действия других людей, могущих противозаконно нарушить свободу данного лица. От этого неотделима личная неприкосновенность человека, распространяющаяся не только на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая неприкосновенность), но и на честь, достоинство и нравственную свободу (нравственная неприкосновенность), нормальное течение психических процессов (психическая неприкосновенность), на индивидуальную свободу человека, предполагающую возможность располагать собой, своим свободным временем, выбирать свое место расположения, не находится под наблюдением или охраной (личная безопасность).
С учетом рассмотренных международных демократических стандартов Конституция РФ впервые в нашем конституционном законодательстве ввела судебный порядок ареста, задержания, заключения под стражу и содержания под стражей, судебный контроль за законностью и обоснованностью ограничения свободы личности. Ранее у нас срок задержания до судебного решения составлял 72 часа, а теперь 48 часов.
Важное место в Конституции РФ занимает закрепление и обеспечение права на частную жизнь (ст. 23 и 24). Основные черты института неприкосновенности частной жизни граждан получили отражение в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств". Неприкосновенность частной жизни означает запрет государству, его органам и должностным лицам вмешиваться в личную жизнь граждан, право последних на свои личные и семейные тайны, наличие правовых механизмов и гарантий защиты чести и достоинства граждан от любых посягательств. От уровня гарантированности сохранения тайн личной жизни граждан зависят степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего в нем политического режима.
К личным тайнам относится тайна почтово-телеграфной корреспонденции (переписки, иных почтовых отправлений, телефонных переговоров и иных сообщений). И государство гарантирует тайну связи: «тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация об адресных данных пользователей услуг связи, о почтовых отправлениях, и переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, и сами эти отправления, и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям» Статья 15 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи"// Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г., N 29, ст. 3697. За нарушение тайны связи, в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность См.: ст. 138 Уголовного кодексп РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ// СЗ РФ, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2954.
Гарантии сохранения личных и профессиональных тайн так же предусмотрены законом. Так, обыск, выемка, осмотр помещения у граждан, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных уголовно - процессуальным законом (ст. 12 УПК). При этом следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лица, занимающего обыскиваемое помещение, или других лиц.
Одним из ограничений права на тайну телефонных переговоров является полномочие следственных органов вынести постановление об их прослушивании при наличии достаточных обоснованных данных о том, что обвиняемый или подозреваемый в особо опасном преступлении ведет телефонные переговоры, в ходе которых могут быть сообщены сведения, имеющие значение для уголовного дела. При наличии указанных оснований, а также фактов телефонного хулиганства проведение этого следственного действия допускается только по решению судьи.
В случаях, не терпящих отлагательства, допускается проведение оперативно - розыскных действий, ограничивающих конституционные права граждан, на основании мотивированного постановления одного из органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, с обязательным уведомлением судьи (суда) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно - розыскного мероприятия орган, осуществляющий его, обязан получить судебное решение о проведении такого мероприятия либо прекратить его проведение. Закон предусматривает основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно - розыскных мероприятий (ст. 9).
Теперь переходим к следующим правам - в Конституции РФ закреплены право на свободу передвижений и места жительства. В ст. 27 говорится, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; каждый может свободно выезжать за пределы РФ, а гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ. Важнейшую роль в плане регулирования указанного права играют нормы административного права, в которых подробно «расписаны» правила и порядок свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства. Данное право также закреплено в Законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» - «в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона» Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ от 12 августа 1993 г., N 32, ст.1227. В законе также указаны и основания ограничения данного права граждан РФ. Данный закон гарантирует и защиту, в соответствии с которой действия или бездействие государственных или иных органов, учреждений, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу либо непосредственно в суд.
Порядок осуществления права на выезд более конкретно изложен в Федеральном Законе «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд и въезд в РФ, являются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка. Отказ гражданину в праве на выезд из РФ может быть обжалован в суде.
Среди личных прав и свобод человека и гражданина РФ, в Конституции также закреплены свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28). Вопрос о свободе совести и вероисповедания подробно регламентируется ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. там конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, в частности запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии - «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом» п. 5, п.6 ст. 3 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"// СЗ РФ от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4465. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы, предметов религиозного назначения и т.д. законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, совершением противоправных действий. В целях воспрепятствования таким акциям, Федеральный закон устанавливает обязательную ежегодную перерегистрацию религиозных объединений в течение 15 лет после образования.
Свобода мысли и слова - это одна из самых демократических конституционных свобод, закрепленных в ст. 29 Конституции РФ, состоит из пяти частей. а) Каждому гарантируется свобода мысли и слова. б) Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. в) Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. г) Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. д) Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Каждая из перечисленных частей имеет свое специфическое назначение, значение и конкретное, относительно самостоятельное содержание, хотя все части взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга.
Особо следует сказать о том, как Конституция РФ по-новому, демократично регулирует вопрос об определении национальной принадлежности лица. В ст. 26 Конституции РФ гарантируется демократическое и цивилизованное право: каждый вправе указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Вряд ли надо специально доказывать, насколько все это важно для такого многонационального государства, как Россия, где проживают представители около 150 национальностей.
2.3. Политические права и свободы в Российской Федерации
Политика - это та сфера общественной жизни, которая связана с осуществлением публичной власти. В связи с этим политические права и свободы человека и гражданина - это те права и свободы, которые определяют политический статус личности, позволяющий ей участвовать в общественно-политической жизни, в осуществлении политической власти, управлении обществом и государством и т.д. Поскольку политическая правосубъективность наступает в полном объеме обычно лишь к моменту совершеннолетия (18 лет), а иностранцы и апатриды достаточно редко и весьма ограниченно пользуются такими правами и свободами, постольку эти права и свободы - это, по сути дела, права гражданина, неразрывно связанные с обладанием личностью гражданством данного государства. К числу важнейших политических прав и свобод гражданина следует отнести: а) право участвовать в управлении делами общества и государства, право избирать и быть избранным, право на равный доступ к государственной службе, право обращений и др.; б) свобода печати и информации; в) свободы объединения, собраний и манифестаций; г) право и обязанность защиты страны; д) право на сопротивление угнетению и др. Многие из этих прав и свобод закрепляются во Всеобщей декларации прав человека ООН и Международных пактах о правах человека 1966 г.
Профессор Енгибарян Р.В., анализируя политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ пишет, - «эти права и свободы, к сожалению, получили в Конституции РФ менее широкую и глубокую разработку, чем личные права и свободы. Это, в частности, нашло свое выражение и в том, что о ряде очень важных политических правах и свободах в ней говорится слишком лаконично и не прямо, а как бы косвенно и мимоходом, в отличие от большинства демократических конституций мира» Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник - М.: Юность, 2000 C.180.