Рефераты

Наказания, не связанные с лишением свободы

еждународными нормативными правовыми актами обращается особое внимание на необходимость привлечения общественности к исправлению осужденного при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Так, в п.2.5 Токийских правил говорится, что следует изучать возможности принятия мер к правонарушителям силами общественности и избегать, насколько это возможно, проведения формального разбирательства или суда в соответствии с правовыми гарантиями. Европейские правила также ориентируют на "максимально широкое использование участия организаций и частных лиц, представляющих общество" (п.45). В п.48 определено, что объем участия общественности определяется законом или устанавливается органом, отвечающим за исполнение наказаний и мер.

Следует отметить, что в настоящее время в России практически отсутствуют механизмы воздействия на правонарушителя силами общественности. К мерам общественного воздействия на преступника можно было бы отнести систему "товарищеских судов" с "передачей на поруки", существовавшую в советское время. Однако можно утверждать, что они были утрачены в переходный период, хотя, по нашему мнению, преемственность могла бы быть сохранена и общественные меры воздействия на преступника успешно могли бы применяться и на современном этапе. Кроме того, передача на поруки и применение мер общественного воздействия к некоторым лицам, совершившим преступления небольшой тяжести, может помочь снизить нагрузку на уголовно-исполнительные инспекции. Несмотря на то что подобные механизмы могут оказать эффективное воздействие на преступника, они требуют достаточно высокого уровня нравственных ценностей и правовых представлений лиц, осуществляющих процедуру товарищеского суда, а также лиц, выступающих поручителями правонарушителя, с тем чтобы они могли оказывать действенную помощь в исправлении осужденного и служить для него примером правопослушного поведения.

Международными правовыми актами запрещен принудительный или обязательный труд. Однако в Международном пакте о гражданских и политических правах в п.3 ст.8 содержится разъяснение этого понятия применительно к уголовным наказаниям. Так, не охватывается терминами "принудительный и обязательный труд" какая бы то ни была работа или служба, которую выполняет лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения. В отношении лиц, отбывающих наказание, не связанное с изоляцией от общества, согласно международным стандартам при осуждении к наказаниям, связанным с обязательной трудовой деятельностью осужденного, требуется их согласие. Это указано в п.3.4 Токийских правил, который гласит: "Не связанные с тюремным заключением меры, которые накладывают какое-либо обязательство на правонарушителя и которые применяются до формального разбирательства или суда или вместо них, требуют согласия правонарушителя". Следует отметить, что в зарубежной практике назначения наказаний нет мер, аналогичных отечественным обязательным работам, суду необходимо согласие осужденного на выполнение этих работ. В противном случае эти наказания связываются с понятием принудительного труда, к тому же при отсутствии согласия значительно повышается вероятность уклонения от отбывания этих наказаний. Действующий порядок назначения обязательных работ в Российской Федерации не предусматривает получение согласия осужденного для исполнения назначенных ему обязательных работ. Однако представляется, что введение этого законодательного положения поможет свести к минимуму случаи уклонения от отбывания этого наказания Лядов Э. В. К вопросу об исполнении наказания в виде обязательных работ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 3. С. 19. .

В первоначальной редакции УК РФ 1996 г. обязательные работы предусматривались в 66 санкциях статей Особенной части, что составляло 12,4% от всех санкций Дементьев С. И., Дьяченко Р. А., Трахов А. И. Уголовное наказание: содержание, виды, назначение и исполнение. Краснодар. 2000. С. 49-52. . В настоящее время наказание в виде обязательных работ упоминается в 85 санкциях статей Особенной части УК РФ (13,6% всех санкций УК), предусматривающих ответственность за преступления небольшой и средней тяжести. Лидируют по числу санкций, содержащих обязательные работы, гл. 19 УК РФ "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" (14 санкций) и глава 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" (12 санкций).

Обязательные работы, по нашему мнению, как вид наказания имеют ряд положительных моментов: во-первых, осужденный не изолируется от общества и не лишается свободы, он сохраняет основное место работы или может продолжить учебу, в наказании отсутствуют жесткие карательные элементы. Представляется, что оно должно быть весьма действенным при борьбе с так называемой "беловоротничковой" преступностью, так как это наказание, исполняемое в отношении бывшего чиновника, к тому же приобретает элементы и позорящего наказания, так как состоит в выполнении непрестижной и считающейся малопривлекательной работы.

Обязательные работы представляются наказанием, имеющим большие перспективы в отечественной уголовной юстиции. Однако, для того чтобы это наказание эффективно воздействовало на осужденного, требуется ряд мер, связанных с увеличением штата уголовно-исполнительных инспекций, с механизмом взаимодействия данных подразделений УИС с органами местного самоуправления по определению осужденным конкретного вида работ, а также контролю за их выполнением Колосов А. С. Указ. соч. С. 85-86. .

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" сущность и содержание наказания в виде исправительных работ подверглись серьезным изменениям. Ранее осужденный отбывал исправительные работы по месту его основной работы, в настоящее время в соответствии с ч.1 ст.50 УК РФ исправительные работы могут быть назначены только осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в районе места жительства осужденного. Таким образом, эти изменения существеннейшим образом сузили круг лиц, которым может быть назначено данное наказание. Теперь исправительные работы назначаются только безработным, и сущность этого наказания заключается в принудительном трудоустройстве с последующим удержанием в доход государства части заработной платы. Представляется, что данное решение крайне негативно сказывается на практике назначения и исполнения данного наказания. Так, если в 2003 г. к исправительным работам было осуждено 43,1 тыс. человек (что составляло 5% всех осужденных), то в 2004 г. их число сократилось на 30% и составило 30,1 тыс. человек (4% всех осужденных). Представляется, что изменения, касающиеся исправительных работ, могут привести к увеличению числа лиц, осуждаемых к лишению свободы Бриллиантов А. Изменения законодательства о наказании // Российская юстиция. 2007. № 5. С. 36. .

Особенная часть УК РФ содержит 115 санкций, предусматривающих исправительные работы (19,3% всех санкций). Но это наказание, так же как и обязательные работы, имеет ряд положительных моментов. Во-первых, материальное положение осужденного не только не ухудшается, а напротив, улучшается, при этом он получает постоянный источник дохода при добросовестном отношении к труду. Во-вторых, осужденные привыкают работать днем и отдыхать в вечернее и ночное время, то есть учатся жить обычной жизнью, которая свойственна большей части правопослушных граждан.

Международные правовые акты, а в частности Токийские и Европейские правила, особое внимание уделяют последствиям уклонения осужденного от отбывания наказания. Так, в данных документах отмечается, что осужденный должен быть детально информирован относительно оснований замены первоначально назначенного ему наказания и иметь полный доступ ко всем связанным с этим документам. Решение о замене лицу наказания может быть принято только органом, вынесшим первоначальное решение, но не исполняющим приговор. Правила особо подчеркивают, что замена первоначально назначенного наказания на связанное с лишением свободы может быть осуществлена только при отсутствии других подходящих альтернативных мер. С учетом этого следует признать недостатком отечественной системы видов уголовных наказаний отсутствие действующих наказаний в виде ограничения свободы и ареста, так как при уклонении от отбывания наказаний, альтернативных лишению свободы, практически отсутствует возможность назначения иных мер, не связанных с лишением свободы Сергеева В. В. Международно-правовая основа наказаний в виде обязательных работ // Российский следователь. 2007. № 1. С. 19. .

Выводы по 1 главе

1. Связь между различными этапами в развитии права и государства, состоит в сохранении их определенных элементов, к которым относится и преемственность в системе уголовных наказаний.

2. Положительная практика применения наказаний, не связанных с лишением свободы, в ряде зарубежных стран, свидетельствует о необходимости применения "альтернативных" видов наказаний в Российской Федерации.

3. В течение последних лет практика назначения наказаний в Российской Федерации характеризуется все более частым применением наказаний, связанных с лишением свободы. Более частое назначение наказаний, не связанных с лишением свободы, будет способствовать гуманизации всего процесса применения уголовных наказаний в России.

4. Необходимость отмены некоторых видов наказаний (конфискации имущества и лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) диктуется экономическими условиями, сложившимися на сегодняшний день в нашей стране.

5. Практика применения уголовных наказаний, как связанных с лишением свободы, так и не связанных с изоляцией от общества, свидетельствует о необходимости внесения изменений в действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство.

Глава 2. Применения наказаний, не связанных с лишением свободы

2.1 Наказания, связанные с возложением трудовых обязанностей

Обязательные работы - это основной вид наказания, который назначается трудоспособным лицам и заключается в неоплачиваемом выполнении в свободное от оплачиваемой работы или учебы время общественно-полезных, необходимых в районе жительства осужденного физических работ, предоставляемых органами местного самоуправления, и исполняется уголовно-исполнительными инспекциями в течение определенного судом времени Бакулина Л., Тарханов И. Наказания в виде обязательных работ: проблемы введения в действие // Законность. 2005. № 6. С. 31. .

Обязательные работы - наказание, не связанное с изоляцией осужденного от общества, поэтому элементы кары не достигают в них той остроты проявления, как при осуждении, например, к лишению свободы или аресту Стеничкин Г. Обязательные работы // Законность. 2007. № 9. С. 26. .

Во-первых, обязательные работы сами по себе не влекут никакого ограничения осужденного в его личной свободе, в том числе и свободе передвижения по стране, чем существенно отличаются от таких видов наказания, как лишение свободы, арест или ограничение свободы.

Обязательные работы могут быть назначены судом на срок от 60 до 240 часов и должны отбываться не более 4 часов в день для взрослых осужденных. Для несовершеннолетних их срок устанавливается от 40 до 180 часов и может отбываться лицами до 15 лет не более 2 часов в день, лицами от 15 до 16 лет - 3 часа, после 16 не свыше 4 часов в день. В соответствии со статьей 27 Уголовно-исполнительного кодекса РФ время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

Третий элемент кары при осуждении к обязательным работам состоит в некоторых изменениях в правовом положении осужденных, содержащихся в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.

Труд, выполняемый осужденными при отбывании наказания, носит принудительный характер. Это означает, что:

а) осужденный обязан отработать на пользу общества указанное в приговоре количество часов;

б) трудоустройство осуществляется в принудительном порядке. Осужденный обязан выполнять те виды работ, которые будут ему определены органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Пожелания осужденного при определении ему конкретного вида работ, по нашему мнению, могут учитываться (при наличии альтернативы, например), но только по усмотрению инспекции;

в) трудовая деятельность при отбытии обязательных работ будет осуществляться по приговору суда в течение определенного времени с целью трудового воспитания в духе уважения к закону и общественным интересам;

г) злостное уклонение от работы влечет за собой применение санкции.

В уголовном законодательстве не урегулирован вопрос о включении времени отбывания обязательных работ в трудовой стаж осужденного. В юридической литературе встречается мнение о том, что это время в стаж включать не следует. Так, например, В.А. Уткин пишет: "Трудовая книжка на осужденных не заводится, время обязательных работ не включается в общий, непрерывный, специальный трудовой стаж" Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. Зубкова А. Н. М. Юристъ. 2007. С. 64. . Справедливость данного утверждения не вызывает сомнений, когда речь идет о лицах, имеющих постоянное место работы или учебы.

В связи с этим возникает вопрос о зачете этой категории осужденных времени отбывания обязательных работ в трудовой стаж. Как нам представляется, добросовестный общественно полезный труд во время отбывания данного вида наказания осужденным, не имеющим в это время другой работы, необходимо засчитывать в трудовой стаж. Иное приведет, очевидно, к необоснованному увеличению карательных элементов обязательных работ и не будет способствовать исправлению преступника. Кроме того, если время отбывания осужденным других видов наказания (лишения свободы, исправительных работ и т.д.) засчитываются в его трудовой стаж, то не засчитывать в него отбывание обязательных работ было бы не логично.

Четвертый карательный элемент в обязательных работах состоит в том, что данные работы выполняются бесплатно. Нельзя не согласиться с В.Д. Филимоновым, который подчеркивает, что бесплатность труда осужденного является определяющей особенностью обязательных работ Новый Уголовный кодекс России. Общая Часть: Учебное пособие. / Под ред. Филимонова В. Д. М. Изд-во Зерцало ТЕИС. 1995. С. 98. . В отличие от исправительных работ, исполнение которых предусматривает удержание части заработка лица, подвергающегося наказанию, обязательные работы осуществляются без начисления осужденному заработной платы.

Бесплатность труда при исполнении обязательных работ направлена на формирование у осужденного уважения к обществу, общественным интересам. Поэтому в ст.49 УК РФ говорится о бесплатном труде не в пользу конкретных лиц или организаций, пострадавших от преступления, а "в пользу общества".

Пятый элемент кары в обязательных работах выражается в том, что это наказание отбывается не на том предприятии, где осужденный работает или учится, а на предприятиях, определяемых органами местного самоуправления. Это означает, что осужденному придется приспосабливаться к новому коллективу, налаживать отношения с незнакомыми ему ранее людьми, добиваться их уважения, что совсем не просто сделать со статусом преступника Таким образом, у осужденного появляется, по существу, два места работы, два коллектива (или несколько, если осужденный работает по совместительству, совмещает работу с учебой и т.д.).

Шестой элемент кары в обязательных работах состоит в наличии судимости. Судимость и вытекающие отсюда правоограничения создают определенные неудобства для лица, отбывающего наказание, ущемляют в ряде случаев его интересы. Судимость отрицательно влияет на осуществление лицом некоторых прав, например, при трудоустройстве, обучении. Судимость лица может явиться препятствием для занятия им некоторых должностей, например, прокуроров, следователей, судей, руководящих должностей и т.д. Лица, осужденные за корыстные преступления, не допускаются к занятию должностей, связанных с распоряжением материальными ценностями. Лица, имеющие судимость, не имеют права быть избранными депутатами в Государственную Думу, а также в Законодательное Собрание любого уровня. При заполнении официальных документов необходимо указать на факт наличия судимости. При этом, как справедливо отмечал И.А. Бушуев, надо иметь в виду не только юридические свойства судимости, но и ее морально-общественную сторону. Наличие судимости выражает моральное осуждение преступления и личности преступника со стороны общества и государства, она является свидетельством необходимости осуществления за таким лицом специального (особого) социального контроля. В соответствии со статьей 86 УК РФ лица, осужденные к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, в том числе и к обязательным работам, признаются не имеющими судимость по истечении одного года со дня отбытия наказания Бушуев И. А. Исправительные работы. М. Юридическая литература. 1968. С. 7. .

Охарактеризовав карательные свойства обязательных работ, хотелось бы подчеркнуть, что главным в этом наказании являются не столько карательные элементы, сколько его воспитательная сторона. Воспитательную функцию обязательных работ выполняет, прежде всего, сам труд, а точнее характер труда осужденного.

Нельзя согласиться с мнением, высказанным в литературе, что в условиях наличия безработицы в стране будет невозможно применять обязательные работы из-за отсутствия свободных рабочих мест. Так, например, К.Р. Самвелян пишет: "Если это наказание в России будет осуществляться, то неизбежно встанет проблема, где и к какому труду (работам) привлекать таких осужденных. В рыночных условиях, в условиях безработицы, найти постоянные виды работы, которые могли бы выполнять осужденные к обязательным работам, весьма и весьма сомнительно. А поэтому, по нашему мнению, этот вид наказания не имеет перспективы Самведян К. Р. Уголовно-правовые санкции: проблемы конструирования и применения: Дис. . . . канд. юрид. наук. Волгоград. 1997. С. 163. . Аналогичного мнения придерживается и В.А. Сергиенко Сергиенко В. А. Некоторые вопросы применения новых наказании по УК РФ 1996 г. // Материмы межвузовской научно-практической конференции. Краснодар. 1997. С. 77. . Однако ни в одной стране, в том числе и в России, наличие безработицы не означает полное отсутствие свободных рабочих мест. Нельзя забывать, что в данном случае речь не идет о высокооплачиваемых, престижных работах, требующих специальной подготовки, квалификации, определенного уровня знаний, мастерства. Напротив, обязательные работы должны быть тяжелыми и неквалифицированными, а такой труд является зачастую непрестижным и мало оплачиваемым, поэтому потребность в работниках, которые будут его выполнять, будет существовать всегда. Так, например, анализ периодической печати, проведенный авторами, в частности, объявлений, приглашающих на работу, свидетельствует, что на предприятиях г. Самара постоянно имеются вакансии грузчиков, в том числе грузчиков-транспортировщиков и грузчиков-сдатчиков, кухонных рабочих в кадровых агентствах, детских садах, предприятиях общепита и т.д., санитаров в больницах, военном госпитале, туберкулезном диспансере, дворников в детских садах, парках, санаториях, ЖЭУ и т.д., уборщиков территорий и помещений, уборщиц служебных помещений, разнорабочих, подсобных рабочих, кочегаров, дорожных рабочих, лиц для выполнения земельных работ и т.д. Работа для вас. 2008. 30 января; Работа для вас. 2008. 25 февраля; Работа точка RU. 2008. 30 марта; Работа и учеба для всех. 2008. 19 апреля.

Уголовный кодекс РФ содержит 59 статей Особенной части (66 санкций), в которых в качестве возможного наказания за преступления указаны обязательные работы, что составляет 16,3% от общего числа составов преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ.

Приговором Нефтегорского районного суда от 02.07.2004 Ц., ранее судимый за кражи, осужден за совершение 23.12.2003 двух краж по п. п. "а, б" ч.2 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы за каждую кражу. В соответствии с ч.2 ст.69 по совокупности преступлений путем частичного сложения - к 2 годам 3 месяцам лишения свободы, на основании ст.73 УК РФ назначенное наказание определено считать условным с испытательным сроком 2 года.

На Ц. возложены обязанности периодически проходить регистрацию и не менять постоянного места жительства без уведомления органа, ведающего исполнением приговора; выполнить бесплатные общественные работы в объеме 40 часов.

Постановлением судьи Нефтегорского районного суда от 09.03.2005 удовлетворено представление уголовно-исполнительной инспекции ГУИН МЮ по Республике Башкортостан - из приговора исключено указание на возложение обязанностей в виде выполнения бесплатных общественных работ.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

Президиум областного суда приговор изменил, указав следующее.

Суд неправильно применил уголовный закон при назначении осужденному наказания.

Обязав Ц. выполнить бесплатные общественные работы в объеме 40 часов, суд фактически назначил осужденному два наказания, поскольку в соответствии с ч.1 ст.45 УК РФ обязательные работы применяются только в качестве основного наказания.

Удовлетворяя представление уголовно-исполнительной инспекции, судья в постановлении указал, что неправомерно возложил на осужденного дополнительную обязанность по исполнению бесплатных общественных работ при условном осуждении и исключил обязательные работы из приговора, сославшись на п.15 ст.397 УПК РФ, предусматривающий разъяснение сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора.

Однако неправильное применение уголовного закона при назначении Ц. наказания по приговору суда не относится к вопросам, подлежащим рассмотрению судом при исполнении приговора, и в соответствии со ст.409 УПК РФ является основанием отмены или изменения судебного решения, вступившего в законную силу, судом надзорной инстанции.

В связи с чем постановление судьи Нефтегорского районного суда от 09.03.2005 в отношении Ц. подлежит отмене, а производство по представлению уголовно-исполнительной инспекции прекращению.

Из приговора Нефтегорского районного суда от 02.07.2004 в отношении Ц. исключено указание о возложении на осужденного обязанностей по выполнению бесплатных общественных работ в объеме 40 часов Извлечение из постановления Президиума Самарского областного суда № 0703-405-2005 от 29. 09. 2005г. // Судебная практика. Самара. 2006. №6. С. 11. .

Обязательные работы предусмотрены в основном за преступления небольшой и реже средней тяжести.

Обязательные работы служат альтернативой, прежде всего, наказанию в виде штрафа. Таких санкций, как мы уже отмечали, в ныне действующем Уголовном кодексе РФ большинство. Конструируя составы с альтернативными санкциями, где обязательные работы соотносятся со штрафом и исправительными работами, законодатель, очевидно, исходил из того, что такие преступления объективно не представляют большой общественной опасности, и цели наказания при их исполнении могут быть достигнуты с максимальной экономией уголовной репрессии.

Однако в законодательстве не урегулирован вопрос о порядке исчисления срока наказания по совокупности, если за одно из преступлений назначен штраф, а за другое обязательные работы. Между тем теоретически такая ситуация вполне возможна.

Неоспоримым достоинством Уголовного кодекса РФ 1996 года является включение в статью 49 перечня категорий лиц, к которым не могут применяться обязательные работы. Это инвалиды первой и второй групп, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет, женщины, достигшие пятидесяти пяти лет, мужчины, достигшие шестидесяти лет. военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. Таким образом, закон особо выделяет категорию граждан, которым не может быть назначено наказание в виде обязательных работ по признаку трудоспособности.

Исполнение обязательных работ обеспечено уголовным законом, который предусматривает ответственность за уклонение от рассматриваемого наказания. В ст.49 УК РФ установлена ответственность только за злостное уклонение от отбывания обязательных работ. В этом случае они могут быть заменены ограничением свободы или арестом. Толкование "злостного уклонения" от отбывания обязательных работ дано в статье 30 УИК, в соответствии с которой злостное уклонение составляет такие действия осужденного, как:

а) невыход более двух раз в течение месяца на обязательные работы без уважительных причин;

б) нарушение трудовой дисциплины более двух раз в течение месяца:

в) скрытие в целях уклонения от отбывания наказания.

В случае невыхода осужденного на обязательные работы без уважительных причин, месячный срок исчисляется со дня первого нарушения трудовой дисциплины.

Разновидностями нарушения трудовой дисциплины могут являться опоздания на работы, самовольный досрочный уход с них, появление на работе в нетрезвом виде, отказ без уведомления непосредственного руководителя или представителя администрации от выполнения задания и др. Уважительные причины подобных фактов должны быть подтверждены необходимыми документами. При наличии таких оправдательных документов нарушение трудовой дисциплины отсутствует.

Под скрытием осужденного от обязательных работ специалисты предлагают понимать оставление им места жительства без уважительных причин и уведомления о своем убытии уголовно - исполнительной инспекции и прекращения им выхода на обязательные работы; выезд за пределы административно-территориального района для постоянного или временного проживания с целью уклонения от отбывания наказания; длительное уклонение осужденного от участия в обязательных работах и от контактов с сотрудниками инспекций, игнорирование их предложений посетить инспекцию и дать пояснения о причинах уклонения от отбывания наказания Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под ред. Зубков А. И. М. Юристъ. 2007. С. 67; Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под ред. Мищенкова П. Г. М. Экспертное бюро. 2007. С. 133. .

Администрация предприятия по месту отбывания рассматриваемого наказания законодательством о труде наделена правом отбирать объяснения у осужденных, уклоняющихся от работы, нарушающих трудовую дисциплину, а уголовно-исполнительные инспекции таким правом не обладают.

Действующий уголовный закон в ч.3 ст.49 УК РФ предусматривает, что при злостном уклонении от отбывания обязательных работ последние могут быть заменены ограничением свободы или арестом.

Сущность исправительных работ, на наш взгляд, составляет совокупность материальных, трудовых и иных ограничений прав и свобод осужденных, реализуемых в процессе участия их в общественно полезном труде и без изоляции от общества.

Говоря об исправительных работах, необходимо подчеркнуть прежде всего их отличие от обязательных работ. Мы согласны с А.И. Бойко, который справедливо указывает: "Заметно значительное сходство обязательных и исправительных работ - обязательность труда в период наказания, материальные потери, исполнение одним и тем же органом, назначение только как основного наказания" Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российском Федерации / Под ред. Мищенкова П. Г. М Экспертное бюро. 2007. С. 124. .

Оба рассматриваемых вида наказания являются продуктом исторического развития принудительных работ. Даже названия их схожи, их объединяет слово "работы", которое подчеркивает роль общественно полезного труда как материальной основы отбывания наказания и как мощного воспитательного фактора. Общими чертами этих наказаний можно назвать следующие:

Они назначаются только в качестве основного наказания.

Они относятся к наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием. Без труда как обязательные работы, так и исправительные немыслимы. Следовательно, они не могут назначаться нетрудоспособным гражданам.

Исполнение как обязательных, так и исправительных работ отнесено к ведению одного органа - уголовно-исполнительных инспекций по месту жительства осужденного.

Еще в 1988 году некоторые ученые начали высказывать мысль о необходимости введения работ на публичные цели, которые будут заключаться в выполнении осужденным под надзором бесплатных работ на общественные цели в свободное от работы время, в выходные и праздничные дни. Общественные работы предлагалось закрепить в законодательстве как разновидность исправительных работ Тимершин Х. А. Исправительные работы без лишения свободы по советскому уголовному праву: Афтореф. Дис… канд. юрид. наук. М. Академия МВД СССР. 1988. С. 18. . Однако законодатель не пошел по этому пути, обоснованно закрепив обязательные работы как самостоятельный вид наказания.

Существенные различия между обязательными и исправительными работами позволяют говорить о самостоятельности этих видов наказаний, а не о различных вариантах одного и того же наказания.

Во-первых, исправительные работы исполняются по месту основной работы осужденного. УК РФ сохранил лишь один вид этого наказания, упразднив исправительные работы в местах, определяемых органами, ведающими исполнением этого вида наказания. Законодатель допускает возможность назначения исправительных работ и безработным гражданам.

Во-вторых, работы, выполняемые осужденными к обязательным работам, должны обладать определенными качествами: быть общественно полезными, непрестижными, тяжелыми и т.д.

В-третьих, исправительные работы являются имущественным наказанием. В соответствии с ч.2 ст.50 УК, из заработка осужденных к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 процентов. С утратой работами, выполняемыми осужденными к этому виду наказания, исправительного характера имущественные ограничения становятся основным карательным элементом исправительных работ, превращая их в "штраф в рассрочку".

В-четвертых, сроки отбывания рассматриваемых наказаний, а также порядок их исчисления существенно разнятся. Сроки исправительных работ более продолжительны, то есть этот карательный элемент в исправительных работах более суров, чем в обязательных работах. В соответствии с ч. I ст.50 УК РФ исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются но месту работы осужденного. Таким образом, осужденный к исправительным работам будет дольше отбывать наказание, но у него останется больше времени на ежедневный отдых, поскольку обязательные работы должны отбываться в свободное от основной работы время.

В-пятых, различна правовая регламентация права на отпуск осужденных к исправительным работам и осужденных к обязательным работам. В соответствии с ч.6 ст.40 УИК в период отбывания исправительных работ осужденному администрацией организации, в которой он работает, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней.

В-шестых, рассматриваемые наказания отличаются уголовно-правовыми последствиями уклонения от отбывания этих мер. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания как обязательных, так и исправительных работ, закон предусматривает возможность их замены судом на ограничение свободы или арест. Исправительные работы могут быть заменены лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ; замена же обязательных работ лишением свободы не допускается.

В-седьмых, если при назначении наказания в виде исправительных работ суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным (ст.73 УК). Обязательные работы условно не могут быть назначены.

В-восьмых, рассматриваемые наказания различаются комплексом стимулов интенсивного исправления. К лицам, осужденным к исправительным работам, в соответствии со ст.79 УК может быть применено условно-досрочное освобождение, если судом будет признано, что для своего исправления лицо не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. К обязательным работам условно-досрочное освобождение неприменимо, хотя, как мы уже говорили, необходимо предусмотреть эту меру и к этому виду наказания.

Таким образом, поскольку обязательные работы и исправительные работы имеют различную социально-экономическую и уголовно-правовую характеристику, очень важно будет с введением в действие обязательных работ в целях наиболее их эффективного применения в каждом конкретном случае правильно выбирать вид наказания с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного.

Уголовный кодекс РФ, так же как и прежний УК, не отражает все правоограничения, входящие в содержание исправительных работ. Уголовно-исполнительный кодекс РФ не только содержит ряд новых правоограничений. усиливающих карательную сторону исправительных работ, но и сужает объем правоограничений, закрепленных в УК РФ.

Так постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Самары в отношении Ж. объявлен розыск, отменено условное осуждение и заменено на реальное лишение свободы, назначены исправительные работы по ранее вынесенному приговору.

Президиум областного суда постановление отменил, указав следующее.

Из материалов личного дела видно, что Ж. зарегистрирован по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская, д.90, кв.5.27.03.06 он встал на учет в УИИ Железнодорожного района г. Самары и тогда же сообщил, что вышеуказанный дом снесен и он проживает по адресу: г. Самара, ул. Крейсерная, д.1/134, кв.21.

В соответствии с ч.4 ст.396 и ч.7 ст.397 УПК РФ вопрос об отмене условного осуждения рассматривается судом по месту жительства осужденного.

Как видно из материалов дела, суд фактически не установил место жительства Ж., а следовательно, нельзя сделать вывод о подсудности дела.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.396 и п. "в" ч.2 ст.397, ст.399 УПК РФ замена исправительных работ на лишение свободы разрешается судом, постановившим приговор, по представлению органа, исполняющего наказание.

Между тем суд необоснованно с нарушением подсудности и по своей инициативе заменил Ж. исправительные работы на лишение свободы, хотя в представлении органа, исполняющего наказание, об этом вопрос не ставился.

Постановление суда отменено, дело направлено на новое судебное рассмотрение Извлечение из постановления Президиума Самарского областного суда № 0703/83 от 22. 04. 2007 г. // Судебная практика. Самара. 2007. № 7. С. 12. .

Содержание исправительных работ заключается в выраженной отрицательной опенке поведения лица со стороны государства; в продолжительности наказания, установленном приговором суда, в пределах от двух месяцев до двух лет; в удержании части заработной платы в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов; в запрете увольнения осужденного с работы по собственному желанию, без разрешения в письменной форме уголовно - исполнительной инспекции; в обязанности осужденного трудоустроиться самостоятельно, либо встать на учет в органах службы занятости; в удержании части пособия по безработице осужденных, состоящих на учете в органах службы занятости; в удержании части ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в исчислении пособия по временной нетрудоспособности из заработной платы осужденного за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда; в установлении обязанностей и запретов, предусмотренных ст.41 Уголовно-исполнительного кодекса РФ; в наличии состояния судимости в течение 1 года после отбытия наказания.

Исправительные работы в соответствии с ч.1 ст.50 УК РФ устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются осужденным не имеющим основного места работы в месте жительства осужденного, исправительные работы могут быть назначены лицу в пределах, указанных в данной норме и в отличие от прежнего УК РСФСР 1960 г., который в ст.27 устанавливал, что исправительные работы отбываются по месту работы осужденного и в иных местах, определяемых органами, ведающими применением исправительных работ, но в районе жительства осужденного исправительные работы отбываются только по месту работы.

Думается, исправительные работы, рассчитанные на применение в обществе социалистического типа, в настоящее время нецелесообразно применять широко. По нашему мнению, этот вид наказания в будущем целесообразнее всего было бы сохранить в качестве разновидности штрафа. В отличие от штрафа, предусмотренного ст.46 УК РФ, который является одноактным наказанием, исправительные работы уже сейчас но своей сути являются штрафом в "рассрочку". В качестве такового его и надо было бы закрепить в УК РФ, а назначать лицам, которые не в состоянии заплатить указанную в приговоре сумму сразу, либо для достижения целей наказания на них необходимо, по мнению суда, будет оказывать длительное карательное воздействие.

2.2 Наказания, не связанные с возложением трудовых обязанностей

В отдельных государствах наиболее часто применяемым наказанием является штраф. Например, в ФРГ в течение 1970 - 1998 гг. денежный штраф назначался в отношении более чем 80% всех осужденных Жалинский А. Э. Современное немецкое уголовное право. М. Юрайт. 2006. С. 313. , а в Японии данный показатель превышал 95% осужденных Морозов Н. А. Преступность и борьба с ней в Японии. СПб. Питер. 2007. С. 150. . Н.А. Морозов объясняет распространенность этой санкции в Японии несколькими причинами. Во-первых, в целях быстрейшей ресоциализации лучше прибегнуть к штрафу и избежать применения лишения свободы на непродолжительные сроки, ибо последнее в таких случаях приносит скорее отрицательный эффект. Во-вторых, чтобы взыскать штраф, не нужно больших усилий и расходов. В-третьих, таким путем можно пополнять государственный бюджет. В-четвертых, этой санкции может быть подвергнуто не только физическое, но и юридическое лицо Морозов Н. А. Указ. соч. С. 150. .

Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, штраф занимает третье место среди мер, назначаемых осужденным судами общей юрисдикции. Например, в 2005 г. штраф как основная мера наказания был назначен 90,4 тыс. лиц (10,3% от общего числа осужденных), в 2004 г. - 86,8 тыс. лиц (9,9%). Как дополнительная мера наказания штраф назначался 3,1 тыс. лиц по сравнению с 2,9 тыс. осужденных в 2004 г. Статистические данные приводятся на официальном веб-сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ: // www. cdep. ru.

Сегодня не вызывает сомнения, что правильное применение штрафа способно оказывать достаточно серьезное психологическое воздействие на правонарушителей, а его материальные последствия - делать невыгодным совершение многих видов экономических и иных преступлений Уголовное право: Общая часть: Учебник / Под ред. Гаухмана Л. Д. Максимова С. В. М. Юристъ. 2007. С. 261; Уголовное право Российской Федерации: Общая часть: Учебник / Под ред. Ведерниковой О. Н., Никулина С. И. СПб. Питер. 2006. С. 241. . Однако существующие пробелы и коллизии отечественного уголовного закона снижают эффективность применения штрафа за преступления, не представляющие большой общественной опасности.

По Уголовному кодексу Российской Федерации (далее - УК) штраф может быть назначен в размере от 2500 до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Анализ уголовно-правовых норм показывает, что формулировки "от..." и "до..." законодателем используются при определении минимальных и максимальных размеров большинства видов наказания. Они означают включение пороговых значений, используемых в законодательных формулах "от..." и "до... ", в числовое множество денежного эквивалента штрафа. Иными словами, выражение "от 2500 рублей" означает, что осужденному штраф может быть назначен в сумме 2500 рублей и выше, а формулировка "до 1 миллиона рублей" - в размере, не превышающем либо равном 1 млн. рублей.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты