Налоговые правонарушения как основание налоговой ответственности
p align="left">Данный вывод подтверждается также тем обстоятельством, что деяния, являющиеся основаниями применения налоговых санкций и пеней, имеют различные объекты. Так, родовым объектом всех налоговых правонарушений, т.е. деяний, за которые применяются налоговые санкции, является государственное управление в сфере налогообложения. В то время как объектом деяний, за которые применяются пени, являются бюджетные доходы Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
КоАП РФ предполагает за административные правонарушения в области налогов и сборов наложение только одной разновидности административного наказания - штрафа, во взыскании которого выражается карательная сущность административной ответственности в целом.
Рассматривая налоговое правонарушение как основание юридической ответственности, предусмотренной комментируемым Кодексом, необходимо остановиться на его составе. К сожалению, само понятие "состав налогового правонарушения" не используется российским законодателем. Однако оно имеет огромное теоретическое и практическое значение, позволяя определить ту совокупность признаков налогового правонарушения, которая необходима и достаточна для привлечения виновного лица к ответственности.
Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента:
- субъект (см. ст. 107 НК РФ и комментарий к ней);
- объект;
- объективная сторона (см. ст. 108 и комментарий к ней);
- субъективная сторона (см. ст. 110 и ст. 111 НК РФ и комментарии к ним).
Субъектами налоговых правонарушений называются лица, совершившие такие правонарушения и подлежащие вследствие этого взысканию, выраженному в налоговой санкции.
Объектом налоговых правонарушений являются те общественные отношения, которым причиняется вред. Основным объектом налогового правонарушения следует признать государственное управление в области налогообложения, а в качестве дополнительных могут выступать бюджетные доходы, налоговая отчетность, налоговый контроль и др.
Объективная сторона налогового правонарушения характеризуется совокупностью трех признаков:
- противоправное деяние;
- негативные последствия;
- причинно-следственная связь между противоправным деянием и негативными последствиями.
В комментируемом Кодексе нашел отражение традиционный подход к субъективной стороне, в основе которого лежит вина правонарушителя. При этом, как отмечалось выше, применительно к налоговой ответственности законодатель исходит из принципа презумпции невиновности.
Конкретным видам налоговых правонарушений посвящены главы 16 и 18 комментируемого Кодекса. Первая из них устанавливает ответственность налогоплательщиков, налоговых агентов, а также лиц, содействующих осуществлению налогового контроля (свидетели, эксперты и др.), вторая же посвящена кредитным организациям.
Предваряя рассмотрение отдельных составов налоговых правонарушений и административных правонарушений в области налогов и сборов, необходимо сделать общее замечание о том, что законодатель избежал дублирования налоговых правонарушений в КоАП РФ, что устраняет правовые коллизии между НК РФ и КоАП РФ. КоАП РФ удачно восполняет пробелы в законодательстве о налогах и сборах, устанавливая ответственность должностных лиц налогоплательщиков, налоговых агентов и кредитных организаций.
Признавая рациональность распределения правового материала между НК РФ и КоАП РФ, необходимо отметить, что существующая структура российского законодательства оставляет открытым вопрос о правовой природе налоговой ответственности. Было бы целесообразным окончательно, на законодательном уровне закрепить то, что налоговые правонарушения являются административными, налоговые санкции являются административным наказанием, а НК РФ в части установления ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах - это акт законодательства об административных правонарушениях.
Статья 107 НК РФ посвящена субъектам налоговых правонарушений, т.е. лицам, совершившим такие правонарушения и подлежащим вследствие этого взысканию, выраженному в налоговой санкции.
Согласно п. 1 статьи 107 НК к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть привлечены физические лица и организации.
Для целей законодательства о налогах и сборах физическими лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства.
Следует отметить, что применительно к налоговым правонарушениям физические лица делятся на две категории:
- физические лица, являющиеся налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами, а также способствующие осуществлению налогового контроля (свидетели, эксперты и др.);
- физические лица, являющиеся должностными лицами организаций-налогоплательщиков (плательщиков сборов), организаций - налоговых агентов.
Под должностным лицом организации следует понимать гражданина, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющего функции, связанные с руководством деятельностью работников организации либо распоряжением материальными ценностями. Должностные функции, в отличие от функций производственно-технического характера, как правило, связаны с совершением юридически значимых действий. При этом должностными лицами признаются не только те граждане, которые выполняют указанные функции в порядке трудовой деятельности, по найму, за вознаграждение, но также и физические лица, осуществляющие общественную деятельность по выбору, безвозмездно.
Субъектами правонарушений, предусмотренных Налоговым Кодексом, могут быть только физические лица, относящиеся к первой категории. Должностные лица субъектами налоговых правонарушений не являются, поскольку ответственность, установленную законодательством о налогах и сборах, за их действия несут непосредственно организации. Сами должностные лица могут привлекаться к ответственности только в соответствии с законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством. Именно из этого исходит Высший Арбитражный Суд РФ, рассматривая вопрос об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков.
В соответствии с п. 3 ст. 108 НК РФ предусмотренная Налоговым Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством.
Организациями для целей законодательства о налогах и сборах признаются юридические лица, а в случаях, предусмотренных законом, также их обособленные подразделения.
В главе 18 Налогового Кодекса устанавливается ответственность кредитных организаций. В соответствии с Законом о банках и банковской деятельности кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
В законодательстве о банках и банковской деятельности выделяется три категории кредитных организаций:
- банк, т.е. кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- небанковская кредитная организация, т.е. кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России;
- иностранный банк (его филиал), т.е. банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ (см. п. 4 ст. 108 НК РФ и комментарий к нему).
К ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах физические лица могут быть привлечены только при наличии следующих условий:
- достижение установленного законом возраста;
- вменяемость.
Согласно п. 2 статьи 107 НК РФ физическое лицо может быть привлечено к юридической ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах с 16 лет.
Установив возрастную границу юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в 16 лет, законодатель исходил из презумпции, что несовершеннолетний, достигший данного возраста, способен осознавать значение совершенных действий (бездействия) и руководить своим поведением. Однако данное вполне обоснованное предположение законодателя является верным в отношении не всех несовершеннолетних. Некоторые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, в силу своей умственной отсталости, не связанной с душевным заболеванием, не могут в полной мере отдавать отчет своим действиям (бездействию). В силу этого применительно к уголовной ответственности в ст. 392 УПК устанавливается, что при наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выявлено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Ситуация, когда несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, получила уголовно-правовое разрешение только в ч. 3 ст. 20 УК РФ, согласно которой подобное лицо не подлежит уголовной ответственности. Разъясняя это положение Закона, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" указал, что при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу ст. ст. 78 и 79 УПК назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. Указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психолога, при этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту. Было бы целесообразным схожие нормы предусмотреть и в отношении ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Способность человека отдавать отчет в своих действиях и руководить ими определяется не только его возрастом. Другим признаком является вменяемость, т.е. состояние психики, при котором человек может осознавать значение своих действий (бездействия) и руководить своим поведением. Невменяемый не может нести ответственности за правонарушение, поскольку в его совершении не участвовали его сознание или воля.
Существует мнение, что вменяемость характеризует не субъект правонарушения, а субъективную сторону, поскольку определяет психическое отношение лица к содеянному. Эта позиция нашла отражение в НК РФ. В соответствии со ст. 111 Налогового Кодекса способность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими характеризует субъективную сторону нарушения налогового законодательства. Вряд ли можно согласиться с таким подходом. Субъективная сторона предполагает самооценку. В данном же случае речь идет об определенных болезненных состояниях. Вменяемость характеризует самого человека как здорового или больного.
Из сказанного выше следует вывод, что субъектом ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
2.2 Виды налоговых правонарушенийК налоговым правонарушениям относятся те, которые касаются: налоговой системы непосредственно. Правонарушения, имеющие косвенное влияние на налоговые отношения, но охватываемые более широкими составами, налоговыми не считаются. Так, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, то действие такого лица должно рассматриваться как должностное, а, не налоговое правонарушение. Действия же налогоплательщика, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться как налоговое правонарушение, а не как уголовное (мошенничество и т.п.).Необходимо учитывать, что актом налогового законодательства может быть установлена ответственность и за налоговые правонарушения, и за правонарушения, так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах. Например, ст. 128 НК РФ установлена ответственность за неявку или уклонение от явки без уважительных причин лица, вызванного по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. Статьей 129 НК РФ установлена ответственность эксперта, переводчика и специалиста за отказ от проведения налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения, ложный перевод. Очевидно, что эти правонарушения препятствуют реализации норм налогового законодательства, однако являются правонарушениями против порядка управления, правосудия,Не всякое нарушение налогового законодательства может быть основанием для привлечения лица к юридической ответственности. Основанием юридической ответственности является такое поведение, которое имеет, во-первых, все предусмотренные законом признаки наказуемого деяния и, во-вторых - все предусмотренные законом элементы состава правонарушения Пепеляев С. Г. Комментарии к гл. 15 Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений /\ Ваш налоговый адвокат. 2000. № 1.. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Объект правонарушения - общественные отношения, связанные с постановкой на учет в налоговом органе. Объективная сторона - бездействие, которое выражается в неподаче заявления о постановке на учет в налоговом органе в срок, установленный законом.Налоговый кодекс предполагает, что налогоплательщик должен нести ответственность за сам факт непостановки на налоговый учет вне зависимости от того, повлекло ли данное обстоятельство негативные последствия для бюджета или нет. В то же время законодатель установил не только сроки, но и порядок, в соответствии с которым налогоплательщик обязан встать на учет не только по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя, но и по месту нахождения всех обособленных подразделений организаций и имущества, подлежащего налогообложению. Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, о постановке на учет, переучете и снятии с учета налогоплательщиков, об идентификационных номерах налогоплательщиков, об учете сведений о счетах налогоплательщиков, в кредитных организациях, о подготовке дел о правонарушениях, связанных с учетом налогоплательщиков, о составлении и ведении единого государственного реестра налогоплательщиков Фролов Е.С. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение: комментарий гл. 16 НК РФ// Гражданин н право № 4, апрель 2002. С. 6..Ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе предусмотрена ст. 117 ПК РФ.Субъектами данного налогового правонарушения признаются организации, а также индивидуальные предприниматели. Следует отметить, что термин уклонение подразумевает, в определенной степени, наличие умысла в действиях налогоплательщиков. Законодатель установил срок постановки на учет, и если организация или индивидуальный предприниматель по истечении этого срока не встал на учет, то норма ст. 117 НК РФ квалифицирует эти действия как правонарушение, за которое наступает ответственность. С другой стороны, установленный срок не имеет прямого отношения к форме вины. В то же время, как и в ст. 116 НК РФ, размер штрафа находится в прямой зависимости от срока уклонения от постановки на учет.Объект - общественные отношения в области постановки на учет в налоговом органе. Объективная сторона - действие в форме уклонения.Правила статьи 83 НК РФ, за несоблюдение которых установлена указанная выше ответственность, предусматривают обязанность налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя подать заявление о постановке на налоговый учет в каждом из оговоренных этой статьей мест: по месту нахождения (жительства) самого налогоплательщика, по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика-организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств.Принимая во внимание, что статья 83 Налогового Кодекса регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества, на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 Кодекса оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом, налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию. Субъекты - налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели. Статья 118 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.Объектом данного правонарушения является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений, непосредственным объектом - установленный порядок сообщения сведений в налоговый орган.Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение налогоплательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями - закрепленной в п.2 ст.23 НК РФ обязанности письменно сообщать в 10-дневный срок в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов. Деяния, образующие объективную сторону состава преступления, характеризуются либо бездействием (непринятие мер по сообщению информации об открытии или закрытии счетов), либо действиями (несвоевременное сообщение информации об открытии или закрытии счетов).Состав правонарушения по конструкции объективной стороны является формальным. Объективная сторона состава правонарушения включает в себя только деяния по непредставлению или несвоевременному представлению информации об открытии или закрытии счета в банке. Правонарушение является оконченным в момент наступления установленного НК РФ срока представления информации, об открытии или закрытии счета в банке.Субъектами правонарушения исходя из положений п. 2 ст.23 НК РФ являются только налогоплательщик - организация и налогоплательщик -индивидуальный предприниматель, открывшие или закрывшие счет в каком-либо банке.Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.МНС РФ в письме от 2 июля 2002 г. N ММ-6-09/922@ "О сообщении в налоговые органы об открытии (закрытий) счетов в банке в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснило, что налогоплательщик - организация обязана сообщать об открытии (закрытии) счетов в налоговый орган, в котором организация состоит на учете по месту своего нахождения, месту нахождения своих обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества, и транспортных средств, подлежащих налогообложению. В случае нарушения налогоплательщиком - организацией данной обязанности, к нему применяются налоговые санкции, предусмотренные ст. 118 НК НФ Борисов А. Н., Мохров И. Е. Комментарий к ст. 117 - 119 НК РФ // Право и экономика. 2003. № 4..Непредставление налоговой декларации является налоговым правонарушением согласно ст. 119 НК РФ. Объект - общественные отношения по подаче налоговой декларации. Объективная сторона - непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации.Законодательством о налогах , и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте настоящей статьи.Порядок представления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган определен в ст.80 НК РФ:декларация представляется по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно;декларация может быть представлена лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи;налоговый орган не вправе отказать в принятии деклараций и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии декларации о принятии и дату ее представления. Порядок представления налоговом декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи разработан МНС РФ на основании п.2 ст. 80 НК РФ и утвержден приказом МНС РФ от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169.В письме от 28 сентября 2001 г. N ШС-6- 14/734 МНС РФ дало следующие разъяснения по вопросам применения ст. 119 НК РФ:одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 и 2 ст. 119 НК РФ является неправомерным;в случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, по которой налог к доплате равен нулю, к налогоплательщику применяется штраф в размере 100 руб. и др.МНС РФ в письме от 22 января 2002 г. N СА-6-04/60 "О представлении налоговой декларации индивидуальными предпринимателями" разъяснило, что ст.227, 229 гл.23, а также подп.4 п.1 ст.23 НК РФ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей представлять в налоговый орган по месту своего учета (месту жительства) декларацию по налогу на доходы физических лиц независимо от наличия у них объекта налогообложения. Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок является основанием для к налоговой ответственности в соответствий со ст.19 НК РФ Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2002. - № 3.. Субъект - организации, индивидуальные предприниматели, физические лица. Данное правонарушение совершается как в форме умысла, так и по неосторожности. За грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения ответственность предусмотрена ст. 120 НК РФ:Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей статьи 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Объект - общественные отношения в сфере учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Объективная сторона нарушение правил учета доходов (расходов).Финансовое законодательство, а в данном случае бухгалтерское и налоговое, предусматривает обязанность организаций вести учет хозяйственных операций, осуществляемых в ходе их деятельности, учет имущества и обязательств. В ст.120 НК РФ законодатель предусмотрел ответственность налогоплательщика (организации) только за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения. При этом он четко определил признаки грубого нарушения в самой статье, что, в свою очередь, корреспондируется с законом о бухгалтерском учете. Все хозяйственные операции, проводимые той или иной организацией, должны быть фиксируемы и оформлены соответствующими документами.Следует также иметь в виду, что в случае привлечения к ответственности по ст. 120 НК РФ и неустранения грубых нарушений в течение налогового периода возможно привлечение к ответственности по п. 2 ст. НК РФ.Статья 122 НК РФ устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога, но одновременно эти действия должны носить неправомерный характер - занижение налоговой базы, неправильное исчисление налога, иные неправомерные действия (бездействие). В соответствии со ст. 52 НК налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять суммы налога, если эта обязанность не возложена на налоговые органы. Объект - общественные отношения в сфере полное сбора налоговых платежей. В форме умысла или неосторожности. Правонарушения, предусмотренные в п. 1 ст. 122 НК, являются наиболее распространенными, они могут быть вызваны ошибками в расчетах и не носить умышленного характера, т.е. совершаться по неосторожности. Бремя доказывания фактов противоправности и виновности, а также причинно-следственной связи между занижением налоговой базы или иным неправильным исчислением налога и неуплатой или неполной уплатой лежит на налоговом органе. Субъектами ответственности за данное налоговое правонарушение могут быть организации, индивидуальные предприниматели и физические лица. Налоговым периодом данное правонарушение не ограничивается.Только в случае совершения противоправных деяний, предусмотренных в указанных пункте 1 ст. 122 НК РФ, умышлено, что должно быть доказано соответствующим налоговым органом, ответственность усиливается. В данном случае субъективная сторона выражается в форме умысла.Далее согласно действующей редакции НК РФ следует налоговое правонарушение, связанное с невыполнением налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ). Объект - общественные отношения по перечислению сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.Статья 123 НК РФ устанавливает ответственность конкретного лица налогового агента за невыполнение им обязанностей, возложенных на него: законодательством о налогах и сборах по удержанию и перечислению в бюджет (внебюджетные фонды) сумм налогов (ст.24 НК РФ). В случае невозможности удержать и перечислить налог в бюджет, а также вести учет доходов и налогов налоговый агент обязан проинформировать об этом налоговый орган. Также НК РФ предусматривает ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ).Непосредственным объектом данного налогового правонарушения является установленный порядок владения, пользования и (или) распоряжения имуществом налогоплательщика, на которое наложен арест. Особенность данного деяния состоит в том, что оно не только влияет на нормальную деятельность налоговых органов, но также препятствует реальному исполнению как обязанности налогоплательщика по уплате налога, так и решения налогового органа о его взыскании.Арест имущества является одним из способов обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов, реализации решения налогового органа о взыскании налога. Он совершается с санкции прокурора и направлен на ограничение права собственности налогоплательщика в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.Объективная сторона налогового правонарушения заключается в том, что налогоплательщик нарушает упомянутые выше ограничения, т.е. совершает те или иные действия без разрешения налоговых органов.
К субъектам данного налогового правонарушения, как и в предыдущей статье, относятся налогоплательщики и налоговые агенты.
Субъективная сторона характеризуется наличием умышленной формы вины с прямым умыслом. Правонарушитель осознает, что нарушает порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, подвергнутым аресту, предвидит негативные последствия и желает их наступления.
Следующим видом налогового правонарушений является непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ).
Непосредственным объектом налогового правонарушения, предусмотренного в п.1 ст. 126, является установленный законодательством о налогах и сборах порядок представления налогоплательщиком (налоговым агентом) документов и иных сведений в налоговый орган, в частности сроки их представления.
Статья 126 НК РФ охватывает налоговые органы не только по месту учета организации или физического лица, но и любые иные, например вышестоящие,
Сведения о налогоплательщике - это любые сведения об организациях и физических лицах, на которые возложена обязанность по уплате налога (сведения: о документах, свидетельствующих о налогоплательщике; о наличии у него лицензии, свидетельства, сертификата, других установленных законом документов; о документах по постановке на налоговый учет; об учредительных документах организации; о государственной регистрации объектов налогообложения и др.).
Запрос налогового органа должен иметь, письменную форму с указанием места, даты составления, фамилии, имени, отчества должностного лица налогового органа. В запросе нужно четко указать, какие именно сведения и в какой срок необходимо представить.
Непредставление сведений может выражаться в отказе предоставить имеющиеся документы о налогоплательщике.
Правонарушитель прямо не заявляет об отказе, но и не предпринимает никаких мер, чтобы, исполнить запрос. Направление письменного ответа о том, что документы будут представлены, но перенос в дальнейшем срока их представления, представление лишь части запрошенных документов и другие действия также рассматриваются как налоговое правонарушение. К нему относится и предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями.
Правонарушение может быть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия.
В п. 2 ст. 126 непредставление сведений выражается в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями.
Субъектами налогового правонарушения, предусмотренного в п.1 ст.126, могут быть организации и физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели. При этом речь идет лишь о налогоплательщиках и налоговых агентах.
Субъектом деяния, предусмотренного в п. 2, могут быть только организации, а в п. 3 ст.126 - только физические лица.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием умысла (а при предоставлении документов с заведомо недостоверными сведениями - прямого умысла), так и неосторожной формой вины.
Статья 128 НК устанавливает ответственность свидетеля. Объект - общественные отношения в сфере разбирательства дела о налоговом правонарушении.
Налоговое правонарушение связано с осуществлением налогового контроля, и в частности налоговой проверки и производства по делу о налоговом правонарушении. Непосредственным объектом являются отношения, связанные с тем, что свидетель, привлеченный к участию в деле, не исполняет либо ненадлежащим образом исполняет возложенные на него законом обязанности.
Объективная сторона налогового правонарушения выражается как в действиях, так и в бездействии свидетеля. Неявка означает, что свидетель отказался явиться в налоговый, орган, несмотря на то, что был вызван в установленном законом порядке и заявил об этом прямо.
Уклонение от явки означает, что свидетель фактически не является в налоговый орган, хотя об отказе не заявляет. То и другое действия лишь тогда составляют признаки объективной стороны налогового правонарушения, когда они допущены без уважительных причин.
К уважительным причинам относятся: болезнь, препятствующая явке; необходимость ухода за больным членом семьи; призыв на краткосрочные военные сборы; торжественное (скорбное) событие в жизни свидетеля и т.д.
Бремя доказывания неуважительности причины неявки (уклонения от явки) лежит на налоговых органах.
Налоговое правонарушение характеризуется как совершением действий (например, дачей заведомо ложных показаний), так и бездействием (например, уклонением от явки для дачи показаний).
Субъектами правонарушения могут быть только физические лица. При этом следует учесть, что вызову в качестве свидетелей не подлежат малолетние, а также лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать и (или) воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для дела.
Субъективная сторона налогового правонарушения характеризуется лишь умышленной формой вины.
Следующим налоговым правонарушением является отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ).
Объектом налогового правонарушения, как и в ранее рассмотренном правонарушении, являются отношения по осуществлению налогового контроля.
Непосредственным объектом деяния является установленный порядок участия эксперта, переводчика, специалиста в проведении налогового контроля.
Под налоговой проверкой понимается камеральная налоговая проверка, а также выездная налоговая проверка.
Эксперт, специалист или переводчик могут быть привлечены к осуществлению не только вышеуказанных, но и иных форм налогового контроля. Статья 129 НК РФ охватывает лишь случаи отказа указанных лиц от участия именно в проведении налоговых проверок. Отказ от участия выражается в заявлении виновного о том, что он не намерен принимать участие в налоговой проверке. Следует иметь в виду, что уклонение (ситуация, когда лицо прямо не отказывается от участия в налоговой проверке, но на самом деле участия в ней не принимает, ссылаясь на наличие препятствия или просто не являясь к месту проведения проверки) отказом не считается. Поэтому за уклонение ответственность по данной статье не наступает.Объективная сторона деяния, предусмотренного в п. 2 ст. 129 НК РФ, характеризуемся тем, что эксперт дает заведомо ложное заключение. Обладая определенным уровнем специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле, эксперт смог установить объективную истину по делу, но в своем заключении (п.8 ст. 95 НК) излагает не те выводы, к которым он реально пришел в ходе экспертизы, а заведомо недостоверные, способные повлечь за собой необъективность результатов всей налоговой проверки.Осуществление переводчиком заведомо ложного перевода означает, что он, хотя и в состоянии был правильно перевести текст документа, речь с другого языка на русский (или наоборот), искажает их смысл, частично умалчивает о том, что нужно было бы сообщить должностному лицу налогового органа (либо добавляет от себя информацию, способную ввести налоговый орган в заблуждение).В то же время следует иметь в виду, что отказ эксперта от дачи заключения в случаях, предусмотренных в п. 5 и 9 ст. 95 НК РФ, из-за отсутствия достаточной информации или необходимых специальных познаний не влечет ответственности, по ст. 129 НЖ РФ,К субъектам данного налогового правонарушения относятся:- эксперты, т.е. организации или физические лица, обладающие необходимыми специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ);- специалист, т.е. лицо, обладающее специальными знаниями и навыками и не заинтересованное в исходе дела (п. 1 ст. 96 НК РФ), Он может быть субъектом только деяния, предусмотренного в п., 1 ст. 129 НК РФ;- переводчик, т.е. не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, либо понимающее знаки глухого или немого физического лица (п. 2 ст. 97 НК РФ).Ответственность, предусмотренная в статье 129 НК за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Привлечение организации к ответственности за совершение рассматриваемого налогового правонарушения, не освобождает лиц, осуществляющих в ней организационно-распорядительные управленческие функции, а также иных работников от предусмотренной законом административной, уголовной, иной ответственности (п. З и 4 ст. 108 НК РФ). Субъективная сторона налогового правонарушения характеризуется наличием прямого умысла, т.е. правонарушитель осознает, что совершает противоправное деяние, предвидит, что его отказ от участия в налоговой проверке, равно как и дача им заведомо ложного заключения и т.п., повлечет за собой негативные последствия и приведет к получению необъективных, ложных или искаженных результатов, и желает наступления таких вредных последствий.Следующим видом налогового правонарушения согласно ст. 129,1 НК РФ является неправомерное несообщение сведений налоговому органу. Статья 129.1 введена в НК РФ дополнительно и на первый взгляд по своей сути близка к ст. 126 НК РФ, но при тщательном анализе обнаруживаются серьезные различия между этими налоговыми правонарушениями: во-первых, в соответствии со ст. 129 НК РФ запроса налогового органа, осуществляющего контроль, не требуется; во-вторых, речь идет только о непредставлении (несвоевременном представлении) иных сведений (но не документов), предусмотренных в самом НК РФ; в-третьих, субъектами ответственности являются любые организации и физические лица; в-четвертых, предусмотрена более суровая ответственность за повторное совершение налогового правонарушения.Объектом комментируемого налогового правонарушения являются отношения, возникающие в сфере осуществления налогового контроля. К непосредственному объекту относится установленный порядок (а также сроки) сообщения в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления, возложенных на них функций.Объективная сторона налогового правонарушения характеризуется тем, что виновный допускает неправомерное, т.е. грубое, нарушение норм НК РФ.Заключение
Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений. К сожалению, в настоящее время не существует единого подхода к определению такой ответственности. Развернувшаяся в этой связи дискуссия имеет не только теоретический интерес, но и серьезную практическую значимость, поскольку позволяет ответить на вопрос о том, какие санкции и в каком сочетании могут применяться при нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В юридической литературе, в законодательстве и на практике в последнее время преобладал подход, согласно которому юридическую ответственность было принято подразделять на два вида: карательную (штрафную) и правовосстановительную.
В настоящее время бесспорным является то, что меры карательной и правовосстановительной ответственности применяются параллельно, применение одних не исключает возможности применения других. Более того, решение о применении тех и других мер юридической ответственности может и, на наш взгляд, должна приниматься одновременно одним и тем же органом.
Но на практике, если формально руководствоваться содержанием НК РФ и КоАП РФ, устанавливающих рассматриваемые понятия, мы должны исходить из того, что налоговая ответственность есть нечто вполне самостоятельное, и ее отождествление с административной ответственностью может стать причиной определенных затруднений в правоприменительной практике.
Субъект правонарушения - лицо, совершившее правонарушение и подлежащее наказанию.
Субъект правонарушения характеризуют свойства, позволяющие применить к нему меры ответственности. Для физических и юридических лиц эти свойства различны.
К ответственности за нарушения налогового законодательства физические лица, как обладающие статусом должностных лиц, так им и не обладающие могут быть привлечены только при наличии определенных условий - достижения установленного законом возраста и вменяемости.
Соотношение налоговой и административной ответственности урегулировано в НК РФ следующим образом.
В п.4 ст.10 НК РФ присутствует норма, согласно которой никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п.2 ст.108 НК РФ). Но если налоговая и административная ответственность - это разные виды ответственности, то ничто не препятствует привлечению физических лиц к ответственности и в соответствии с налоговым и административным законодательством. Именно по такому пути шла правоприменительная практика до принятия НК РФ и нового КоАП РФ.
Принятие же нового КоАП РФ положило конец данной практике по той причине, что во всех составах административных правонарушений в области налогов и сборов (ст.15.3-15.11 вышеуказанного Кодекса) предусмотрен специальный субъект - должностные лица организаций, то есть налогоплательщики и налоговые агенты - физические лица не несут ответственности в соответствии с новым КоАП РФ. Таким образом, КоАП РФ установил принцип однократности привлечения виновного лица к административной ответственности.
Согласно статье 106 Налогового кодекса РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента, их представителей или кредитной организации, за которое НК РФ установлена юридическая ответственность.
К налоговым правонарушениям относятся те, которые касаются: налоговой системы непосредственно. Правонарушения, имеющие косвенное влияние на налоговые отношения, но охватываемые более широкими составами, налоговыми не считаются. Так, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, то действие такого лица должно рассматриваться как должностное, а, не налоговое правонарушение. Действия же налогоплательщика, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться как налоговое правонарушение, а не как уголовное (мошенничество и т.п.).
Итак, на основе изученного можно сделать вывод, что на данном, этапе система ответственности,, применяемая в налоговом законодательстве Российской Федерации не достаточно совершенна.
Несовершенство налогового законодательства является одной из основных причин непоследовательности правоприменительной практики.
Вызывает определенный интерес ситуация, в которой может оказаться налогоплательщик, добросовестно подавший в установленный срок заявление о постановке на учет, если налоговый, орган не выполнил своих обязанностей и не поставил налогоплательщика на налоговый учет. Может ли в этом случае налогоплательщик осуществлять деятельность? Ответ, безусловно положительный. Право на занятие деятельностью возникает с момента государственной регистрации организации или получения свидетельства индивидуального предпринимателя, но в рассматриваемом случае занятие деятельностью без постановки на налоговый учет по вине налогового органа не может рассматриваться как правонарушение, предусмотренное статьей 106 НК РФ. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в НК не конкретизируется, о какой деятельности идет речь. Видимо, подразумевается любая деятельность, а не только коммерческая (благотворительная, организационная и др.), где обязательным условием является получение дохода. Бремя доказывания осуществления деятельности и получения дохода лежит на налоговых органах.
Проблема правомерности применения налоговыми органами ответственности в отношении юридических лиц, изменивших в результате реорганизации свою организационно-правовую форму, причем эта проблема далеко не теоретическая, а имеет практическую основу, поскольку возможность реорганизации предусмотрена законодательством и может быть использована юридическими лицами в целях, не совпадающих с интересами бюджета.
Проблематичен вопрос о двойном привлечении к налоговой и административной ответственности за одно н то же правонарушение, в настоящее время он решается следующим образом: в случае если налоговая и административная ответственность наступают в результате совершения одного и того же нарушения, нарушитель не может быть привлечен одновременно и к налоговой, и к административной ответственности.
Налоговое законодательство очень изменчиво, непостоянно, с одной стороны это вызывает определенные проблемы на практике при расчете и уплате налогов и сборов, с другой идет становление и совершенствование налогового законодательства, что является необходимостью в настоящее время.
Список использованной литературы1. Конституция РФ от 12.12.93г. Официальное издание М.; 1993г.2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 13. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3012
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1
5. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3824
6. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340
7. Уголовный кодекс РФ от 24.05.1996г. // Российская газета №113 18.06.96 (с учетом последующих изменений)
8. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" п. 39 // "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2001 г., N 7
9. Постановление пленума Верховного суда от 4 июля 1997 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" (п.14) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 1997 г., N 9
10. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 28 января 2004 года Дело N Ф03-А49/03-2/3485// Правовая система «Гарант»
11. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 11 ноября 2003 года Дело N Ф03-А37/03-2/2706 // Правовая система «Гарант»
12. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 марта 2003 г. N Ф03-А59/03-2/482 // Правовая система «Гарант»
13. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 февраля 2003 г. N Ф03-А73/03-2/217// Правовая система «Гарант»
14. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 марта 2003 г. N Ф03-А73/03-2/430// Правовая система «Гарант»
15. Ответственность банков за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах / М. Балакирева // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 42, октябрь 2000.-
16. Бобоев, М.Р., Наумчев, Д.В. Ответственность за налоговые правонарушения в странах Евразийского экономического сообщества М.Р. Бобоев, Д.В. Наумчев // "Аудиторские ведомости", N 2, февраль 2002 г.
17. Борисов, А.Н., Мохров И.Е Комментарий к ст. 117-119 НК РФ / А.Н. Борисов, И.Е Мохров // « Право и экономика» № 4 апрель 2003г.
18. Брызгалин, А.В., Берник, В.Р., Головкин, А.Н. Социальный налог. Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, Головкин А.Н.// "Налоги и финансовое право", 2002 г.
19. Брызгалин, А., Основания освобождения налогоплательщика от ответственности за нарушения налогового законодательства А. Брызгалин Хозяйство и право, 1997, N 12
20. Виговский, Е.В. Принципы презумпции невиновности при совершении налоговых правонарушений / Е.В. Виговский "Аудиторские ведомости", N 1, январь 2002 г.
21. Иванов, М.Д. Нарушение правил налогового контроля М.Д. Иванов // Бухгалтерский учет, N 22, ноябрь 2001 г.
22. Захаров, А. Налоговый кодекс: новая редакция судебных органов /А. Захаров // «Налоги и экономика» 2004, № 7-8 с. 167-169
23. Липинский, Д.А. Карательная и восстановительная функции налоговой ответственности / Д.А. Липинский // «Юрист» №8 2003.-
24. Ковалевская, Д.Е. Смягчающие налоговую ответственность обстоятельства / Д.Е. Ковалевская // "Аудиторские ведомости", N 1, январь 2003 г.
25. Ковалевская, Д.Е., Короткова, Л.А. Судебно-арбитражная практика: применение отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации / Д.Е. Ковалевская, Л.А. Короткова //"Аудиторские ведомости", N 1, январь 2002 г.
26. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный)/Составитель и автор комментария С.Д.Шаталов: Учебное пособие. - М.: МЦФЭР - 1999. -
27. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации // под ред. В.М.Лебедева М.; 1999г. ст. 317
28. Курс уголовного права. Том 4. Особенная часть / под ред. д.ю.н., профессора Г.Н. Борзенкова и д.ю.н., профессора В.С. Комиссарова - М.: ИКД "Зерцало-М", 2002. Глава III
29. Кучеров И.И., Орешкин И.А., Судаков О.Ю.. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах Книга - М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2001 - 256 с.
30. Малашин, Е.В., Позняков, Л.Н. Налоговый кодекс Российской Федерации: налоговые правонарушения и ответственность за их совершение Е.В. Малашин, Л.Н. Позняков // "Аудиторские ведомости", N 7, июль 1999 г.
31. Налоговое право. Учебник для вузов / по ред. Ю.А. Крохина. М.; 2003г. 589с.
32. Нафтаев, Е Требование об уплате налога и сбора / Е. Нафтаев // «Налоги и экономика» 2004, № 7-8 с. 111-115
33. Пепеляев, С.Г. Комментарии к главе 15. "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений" части первой НК РФ / С.Г. Пепеляев // "Ваш налоговый адвокат", N 1, I квартал 2000 г.
34. Постатейный комментарий к КоАП РФ / под ред. А.Б. Агапова изд. «Статут» 2002.-
35. Преступление и наказание в бухгалтерском и налоговом учете. Книга 1. под общей редакцией Касьяновой Г.Ю., - Информцентр ХХI века, 2001 г.
36. Сенякин И.Н. Специализация и унификация российского законодательства (проблемы теории и практики): Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 1993 г.
37. Судебная практика по налоговым спорам. Основные судебные прецеденты современного российского налогового права / под редакцией Брызгалина А.В. // "Налоги и финансовое право", 2002 г.
38. Налоговая проверка. Ответственность за совершение налоговых правонарушений. Обжалование актов налоговых органов. Учебное пособие. Издательство «Юрайт-М». 2002г.352с.
42. Шаров, А.С. Налоговые правонарушения / А.С. Шаров, Издательство «Дело и Сервис», 2002 года, 96с.
Примечание к работе
1. Хабаровские краевые законы об ответственности за нарушения налогового законодательства - не доступны в тексте их использовать не нужно, поэтому клиент может вставить их в список литературы сам.
2. Постановления ФОАСДВ включены в список но источник официального опубликования не доступен поэтому ссылка на правовую систему «Гарант»