Направления совершенствования деятельности по утверждению патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования
p align="left">В современных условиях для управления системой патриотического воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединения усилий министерств и ведомств, общественных и религиозных организаций и движений, необходимо создание межведомственных структур. Их состав и полномочия определяются соответствующими правовыми актами.
На федеральном уровне такой структурой является Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в министерствах и ведомствах - Координационные советы по патриотическому воспитанию, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления - региональные межведомственные координационные советы по патриотическому воспитанию. Координационные советы и региональные межведомственные советы по патриотическому воспитанию создаются решением руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правительственная комиссия объединяет усилия и обеспечивает постоянную координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций и объединений по реализации задач государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на определенный период. Организует разработку очередных государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, определяет головных исполнителей программы. Она рассматривает представленные в Правительство Российской Федерации предложения по повышению эффективности патриотического воспитания, выполнению программ патриотического воспитания, обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств. Решением Правительственной комиссии создается рабочий орган, функции и полномочия которого определяются этой комиссией.
Координационные советы по патриотическому воспитанию федеральных министерств и ведомств разрабатывают ведомственные программы (планы) патриотического воспитания и организуют их исполнение.
Региональные межведомственные координационные советы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают региональные программы патриотического воспитания граждан с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий государственной программы и осуществляют их реализацию. Они осуществляют координацию деятельности органов исполнительной и законодательной власти, общественных объединений и религиозных организаций по поддержке и выполнению мероприятий патриотической направленности, обеспечивают финансирование мероприятий региональных программ за счет средств субъектов Российской Федерации.
Для осуществления функций рабочего органа комиссий и советов решением глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться соответствующие штатные центры патриотического воспитания.
Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания. Основным критерием результативности является уровень патриотизма, как одной из основных характеристик отдельной личности, так и граждан Российской Федерации в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно-значимом поведении и деятельности.
Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России.
Основным инструментом реализации Концепции является выполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» и разработка Государственной программы патриотического воспитания граждан на последующие периоды, соответствующих программ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организация их выполнения.
Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, является основой для решения важнейших задач патриотического воспитания, повышения активности граждан Российской Федерации к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества.
Концепция ориентирована на переоценку ряда традиционных представлений в области патриотического воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности соответствующих государственных институтов по формированию патриотического сознания граждан Российской Федерации.
Концепция имеет открытый характер, опирается на демократические принципы. Предполагается участие в ее совершенствовании и развитии всех органов государственной власти, регионов страны, общественных объединений, научных союзов и организаций на основе их собственных инициатив.
По мере поступательного развития России и практической реализации системы патриотического воспитания граждан отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и ежегодными посланиями Президента Российской Федерации.
Концепция призвана способствовать значительной активизации важнейшего для общества и государства направления внутренней политики - воспитания граждан Российской Федерации, как сознательных и достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций в единстве национально-самобытных и обще-цивилизованных начал, а также повышению социальной активности в этом процессе граждан России [15].Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее - патриотическое воспитание) и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.
Программа имеет государственный статус, и для ее реализации требуется объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Программа является продолжением государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы", предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.
Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив [16].
Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.
В настоящее время такая система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.
Проводимая органами исполнительной власти и общественными организациями (объединениями) работа позволила добиться некоторого изменения тональности ряда электронных и печатных средств массовой информации в освещении проблем патриотического воспитания. Органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию.
Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствует материальному и духовному прогрессу общества.
2. Анализ уровня патриотического и гражданского сознания россиян
2.1 Основы патриотического и гражданского воспитания граждан Российской Федерации
Патриотизм и любовь к Родине сегодня занимают одну из ведущих позиций в списке жизненных ценностей россиян. Патриотами считают себя большинство представителей практически всех групп и слоев общества. 83% россиян, как показал опрос ВЦИОМ, считают себя патриотами своей страны. Не быть патриотом сейчас - непрестижно и немодно.
Во многом уже забыты и отброшены массовым сознанием военные, ультрагосударственнические и "парадные", фасадные формы патриотизма. Современный патриотизм, на взгляд людей, проявляется не столько в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей. Патриотизм - в укреплении семьи и воспитании детей (50%), уважении традиций (47%), работе с полной отдачей по своей специальности (30%). Гораздо менее значимы публичные и политические формы патриотизма - голосование на выборах за патриотические партии и политиков патриотических взглядов (17%), празднование исторических событий и юбилеев (14%), участие в работе патриотических организаций (13%), критика недостатков в собственной стране (12%). И уж совсем непопулярны и не пользуются уважением разговоры и беседы со знакомыми на патриотические темы - проявлением настоящего патриотизма считают их лишь 7% опрошенных.
Различия во мнениях на этот счет между представителями разных социально-демографических групп невелики. Наиболее важным разделителем выступает образовательный уровень: россияне с высшим и незаконченным высшим образованием чаще называют патриотизмом работу с полной отдачей, голосование за патриотические партии и политиков, конструктивную критику имеющихся недостатков. Люди с образованием ниже среднего, напротив, называют в качестве проявлений истинного патриотизма празднование исторических событий и беседы на патриотические темы.
У "новых российских патриотов" постепенно вырабатывается и своего рода нравственный кодекс, предписывающий, что хорошо, допустимо, а что плохо, недопустимо, заслуживает осуждения. Россияне не видят ничего предосудительного в таких ситуациях, как работа в иностранной фирме (нормальным или допустимым ее назвали 63% респондентов), переезд в другую страну (62%), брак с иностранцем (52%). Напротив, недопустимым 52% опрошенных назвали уклонение от уплаты налогов, 48% полагают, что каждый гражданин страны должен знать государственную символику.
Поровну разделились мнения в отношении такой практики, как уклонение от службы в армии: 39% считает это недопустимым, примерно столько же (40%) - допустимым с теми или иными оговорками. Тяжелая и часто недостойная практика службы призывников в армии зачастую уничтожает высокое нравственное значение службы родине с оружием в руках, традиционно культивировавшееся в России. Большинство опрошенных считают, что школам и вузам следует возобновить военно-патриотическое воспитание молодежи.
Важный и все более актуальный аспект патриотической темы - национальная основа, "субстрат" патриотизма. Если в советское время культивировался патриотизм социалистический, то сегодня вновь встал вопрос об исходной точке патриотизма, его родовой характеристике. Стала ли ею новая российская государственная идентичность - или этнический, племенной, кровнородственный замес?
"Этнонациональная" трактовка патриотизма, как показывают исследования ВЦИОМ, действительно становится все более востребованной - и прежде всего молодежью, не получившей прививки советской школой и воспитанием. Но говорить о смене самоидентификации россиян с "державной" на "этническую" пока преждевременно. Более того, последние трагические события - Кондопога, убийства на национальной почве в Москве, Петербурге, Воронеже - здорово испугали людей, актуализировали опасность национализма в его пещерном понимании. Как результат мы все больше предпочитаем идентифицировать себя именно как граждане России, сегодня такими считают себя 57% опрошенных (по сравнению с 44% год назад). Вторая по влиянию самоидентификация - "русский", ее выбрали в качестве главной для себя 34% опрошенных (41% в 2005 г.).
Итак, государственный аспект в современном российском патриотизме явно превалирует над этническим. Это ярко проявляется в содержательной расшифровке патриотической политики: 60% опрошенных понимают под ней "возрождение России как великой державы" и только 35% - "защиту прав и интересов русских как в самой России, так и за ее пределами".
Между тем патриотическая политика в России пользуется все большим спросом: уже 62% опрошенных готовы оказать поддержку тем российским политикам, которые называют себя русскими патриотами, защитниками русских в России и за рубежом. Наибольшей поддержкой такие фигуры пользуются среди малообеспеченных слоев населения, за них высказываются 68% россиян, чей месячный доход на одного члена семьи не достигает 1500 рублей. Но и среди высокодоходных групп населения их поддерживают больше половины.
Налицо диссонанс между значительным электоральным потенциалом патриотических политиков и убогими практическим результатами голосования за них. Этот разрыв, вероятно, объясняется тем, что патриотизм в политике - элемент важный и необходимый, но для успеха на выборах совершенно недостаточный. Ведь, как мы уже видели, разговоры о патриотизме - занятие, с точки зрения большинства граждан, малопочтенное. Патриотизм - такой ингредиент политического имиджа, который должен быть правильно дополнен и перемешан с другими составляющими.
Опасаясь роста межнациональной напряженности в стране, россияне в большинстве своем не одобряют проявления национальной нетерпимости. Одновременно почти две трети респондентов готовы оказать поддержку политикам, выдвигающим патриотические лозунги. В пространстве, образованном этими двумя пересекающимися линиями, вероятно, и предстоит найти себя такой политической силе, которая не просто назовет себя патриотической, но и получит в этом качестве признание и поддержку российского общества.
Также всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, что для россиян является предметом гордости за страну, и о том, хорошо ли наши соотечественники знают государственную символику России. Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 3-4 июня 2006 г. Опрошено 1594 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Среди ассоциаций, которые возникают у россиян при мысли о нашей стране и народе, лидирующие позиции занимают история страны и ее народа (57%), а также территория, на которой мы живем, место, где человек родился и вырос, родная природа (35%, 33% и 28%). Ассоциации «второго ряда», которые отмечаются 16-23% опрошенных, связаны с языком, литературой и искусством, душевными качествами народа, его великими представителями. За прошедший год заметно возросла значимость таких «идентификационных якорей», как прошлое, история страны (с 43 до 57%), родная природа (с 19 до 28%), великие люди своей национальности (с 11 до 23%). Государственные символы России - флаг, герб и гимн - как предмет гордости за свою страну отмечают реже (7%).
Информированность россиян о государственной символике нынешней России - её гербе, флаге и гимне - неодинакова. Лучше всего из этих символов знают герб - 86% опрошенных смогли правильно назвать, что именно на нём изображено; и только 8% дали ошибочный ответ.
Государственный флаг знаком населению не так хорошо, как гимн - верно указать его цвета и их расположение на флаге смогли немногим более половины опрошенных (58%). Треть респондентов (34%) точно знают цвета флага, но неверно указывают их расположение.
Наименее информированы россияне в отношении гимна. Верно назвать его первые слова смогла только треть опрошенных (34%). Неверных ответов оказалось примерно столько же (36%), и ещё 30% опрошенных затрудняются ответить на вопрос о словах гимна.
При этом, если уровень информированности о гербе и флаге за последние два года практически не менялся, то о гимне - заметно возрос: за это время доля россиян, знающих его слова, увеличилась с 19 до 34%.
Информированность о государственной символике среди молодёжи заметно выше, чем среди людей старшего возраста. Точно знают, что изображено на российском гербе, 90% молодёжи и 73% респондентов 60 лет и старше. Доля правильных ответов о государственном флаге среди молодежи вдвое выше, чем среди пожилых опрошенных (64 и 31%). Первые слова гимна страны известны каждому второму молодому респонденту (47% в группе 18-24 лет) и каждому четвёртому в возрасте «60+» (27%).
По отношению к государственным символам респонденты испытывают преимущественно положительные эмоции. Такие чувства, как гордость и восхищение (53%), симпатия (24%), в наибольшей степени связаны у россиян с гимном. Несколько слабее эти эмоции выражены по отношению к государственному флагу (49 и 26%, соответственно) и гербу (47 и 26%). Негативные чувства и эмоции связаны с государственной символикой в редких случаях (1-3%). Ещё 17-21% опрошенных отмечают, что не испытывают в отношении этих символов никаких эмоций и относятся к ним безразлично.
О государственной программе по патриотическому воспитанию граждан информирована треть россиян (34%), в том числе 6% хорошо знают об этом и 28% что-то слышали. Не знает о программе большинство - 62%. Уровень информированности о госпрограмме, как правило, тем выше, чем выше уровень образования опрошенных. Доля тех, кто ничего не слышал о программе, сокращается с 83% в группе с образованием ниже среднего до 55% в группе с высшим и незаконченным высшим образованием.
Большинство опрошенных, 86%, указывают, что в течение последнего года ни они сами, ни члены их семей не участвовали в мероприятиях, проводимых в рамках госпрограммы по патриотическому воспитанию. 4% респондентов отмечают, что им или их родным приходилось посещать историко-патриотические музеи, школьные музеи или музеи предприятий и учреждений. По 2% опрошенных говорят о своём участии в деятельности патриотических клубов, в фестивалях и конкурсах, о посещении выставок по патриотической тематике.
На формирование патриотических ценностей у подрастающего поколения значительно влияют: деятельность патриотических клубов, центров (считают 30% респондентов); фестивали, конкурсы патриотической направленности; военно-патриотические игры (по 27-28%). Реже опрошенные указывают на сильное влияние выставок и литературы патриотической направленности (по 22-24%).
Чтобы воспитать патриотические ценности у детей и молодёжи, государству следует заниматься воспитанием в детском саду, школе, институте, семье (отмечают 12% респондентов), создавать патриотические кружки, клубы, проводить зарницы, военно-патриотические игры (6%); улучшать условия жизни населения - создавать рабочие места, повышать зарплату, предоставлять жильё (6%); патриотическая тематика должна быть больше представлена в СМИ, нужна цензура (4%). Свыше половины опрошенных (57%) затрудняются что-либо посоветовать государству в этом направлении.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 23-24 декабря 2006 г. Опрошено 1596 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4% [18].
Таким образом, для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все. В некоторых регионах не созданы координационные советы и центры патриотического воспитания. Образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами, и об актуальности этой работы
2.2 Система патриотического и гражданского сознания граждан в Республике Татарстан
В Республике Татарстан воспитание гражданственности и патриотизма осуществлялось в рамках республиканской комплексной программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Татарстана на 2002-2006 гг.».
Республиканская комплексная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Татарстана на 2002-2006 гг.» (далее - Программа) разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», с учетом предложений заинтересованных министерств и ведомств, общественных объединений ветеранов и молодежи Республики Татарстан. Программа имеет государственный статус.
Реализация Программы предполагает многоплановую, систематическую, целенаправленную работу государственных органов, общественных объединений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание- это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,
На современном этапе развития общества необходимость возрождения, развития патриотизма и гражданственности как важной социальной ценности, основы духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности становится очевидной. Необходимо значительно активизировать ослабленное за последние годы, но имеющее жизненно важное значение для общества, направление государственной политики - воспитание молодого человека сознательным и достойным гражданином своего Отечества, бережно и с уважением относящимся к традициям, истории и культуре своего народа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от16.02.2001 г. № 122 утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Программа, ориентированная на все возрастные группы граждан России, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству. Данным постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ разработать региональные программы патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание детей и молодежи в нашей республике ведется в соответствии с данной государственной программой, а также постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.09.1999 г. № 608 «Об организации работы по нравственному, военно-патриотическому воспитанию молодых граждан Республики Татарстан и увековечению памяти жертв войн и репрессий». Во исполнение этих программных документов ведется работа по сохранению и развитию сети подростковых клубов патриотической направленности. В настоящее время в городах и районах республики действуют 23 подростковых клуба, основным направлением деятельности которых является патриотическое воспитание, физическая подготовка подростков и молодежи. С конца 60-х годов действует поисковое движение, идет активная работа по информатизации процесса увековечения памяти жертв войн и репрессий, установлены и развиваются шефские связи с воинскими частями. Заключено трехстороннее соглашение о совместной деятельности по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи между Государственным комитетом Республики Татарстан по делам детей и молодежи, Военным комиссариатом Республики Татарстан и общественными организациями ветеранов Республики Татарстан.
Но необходимо отметить, что вопросам патриотического воспитания на местном уровне уделяется недостаточное внимание. Затянулся процесс создания новой системы патриотического воспитания, отвечающей современным требованиям, разлажен механизм координации и организации этой деятельности. Проблемы возрождения патриотизма в современном обществе не привлекают должного внимания общественности, представителей литературы и искусства, падает престиж службы молодежи в Вооруженных Силах страны, 30% призывной молодежи признаны по состоянию здоровья негодными либо ограниченно-годными к военной службе. Отрицательно сказывается на решении данной проблемы отсутствие реальной помощи предприятий, предпринимательских структур в материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности по патриотическому воспитанию. Не ведется работа по поиску внебюджетных форм его финансирования, поддержке движения попечительства и меценатства.
Таким образом, в настоящее время, когда в обществе еще не созданы условия для привлечения и эффективного использования необходимых сил и средств, с помощью которых можно было бы значительно поднять уровень патриотического воспитания детей и молодежи, государство выступает в качестве главного организатора патриотического воспитания. Принятие и реализация республиканской комплексной программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Татарстан на 2002-2006гг.» является неотъемлемой частью деятельности государства по консолидации общества для комплексного и последовательного решения названной проблемы.
Целью представленной Программы является развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к активному проявлению их в различных сферах жизни, верности конституционному и воинскому долгу.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
- проводить научно обоснованную управленческую и организаторскую деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания детей и молодежи;
- развивать систему гражданственного и патриотического воспитания детей и молодежи Республики Татарстан;
- формировать в сознании молодежи патриотические ценности, взгляды и убеждения, уважение к культурному и историческому прошлому и традициям Республики Татарстан, Российской Федерации;
- создать механизм, обеспечивающий эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания детей и молодежи;
- формировать комплекс нормативной, правовой и организационно-методической базы обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Механизм реализации программы определяется её государственным статусом и учитывает сложившиеся к настоящему времени политические, социальные и экономические условия.
Координацию деятельности и контроль за реализацией Программы осуществляет Республиканская межведомственная комиссия по нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодых граждан Республики Татарстан (далее - межведомственная комиссия).
Межведомственная комиссия решает следующие задачи: на своих заседаниях регулярно рассматривает ход и итоги реализации Программы, уточняет план реализации мероприятий Программы и состав исполнителей с учетом выделяемых финансовых средств; координирует взаимодействие всех субъектов исполнителей Программы, организует обмен опытом работы; разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и повышению эффективности ее реализации.
Координацию деятельности Программы в городах и районах Республики Татарстан осуществляют местные межведомственные комиссии по нравственному, военно-патриотическому воспитанию молодых граждан Республики Татарстан.
Головными исполнителями Программы являются: Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Министерство образования Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство связи Республики Татарстан, администрации городов и районов Республики Татарстан, Военный комиссариат Республики Татарстан при участии творческих союзов, спортивных федераций, общественных организаций Республики Татарстан.
Общий объём финансирования Программы составляет 63 155 тысяч рублей, в том числе из республиканского бюджета - 46 405,0 тыс.рублей., местного бюджета - 13 750,0 тыс.рублей, внебюджетных источников - 3 000,0 тыс. рублей.
2.3 Исследование тенденций утверждения патриотического и гражданского сознания граждан на примере города Нижнекамска
Республиканская комплексная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи в РТ на 2002-2006 г.г.» явилась основой для организации работы и взаимодействия между управлением, военным комиссариатом города, управлениями образования города и района, советами ветеранов войны и воинов-интернационалистов. В преддверии празднования 60-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне принята городская программа «К 60-летию Победы - 60 добрых дел».
Для координации деятельности и контроля за реализацией Программы создана городская межведомственная комиссия по нравственному, военно-патриотическому воспитанию граждан и увековечению памяти жертв войн и репрессий. Проведено три заседания межведомственной комиссии, где на повестке дня были рассмотрены актуальные вопросы и проблемы патриотического воспитания детей и молодежи Нижнекамского района и г. Нижнекамска, проведено выездное заседание комиссии по проверке состояния военно-патриотической работы в Нижнекамском районе.
В нашем городе созданы и функционируют поисковые отряды «Поиск» и «Кама», новый отряд на ОАО «НКНХ» «Нефтехимик», которые выезжают в поисковые экспедиции в Ленинградскую, Псковскую, Волгоградскую области. За время деятельности отрядов подняты и захоронены более 2,5 тысяч останков воинов, установлено более 600 имен, найдены родные 4-х бойцов, создано 3 документальных фильма о деятельности поисковиков, 2 из них были признаны лучшими в номинации «Военно-патриотический фильм». Подростковый клуб «Авир» перепрофилирован по патриотическому направлению, создана агитбригада. Активизирована работа по созданию музея в подростковом клубе «Ялкын». Начата работа по созданию музея «Молодежное движение в городе и районе».
Впервые в этом году проведен Республиканский зимний молодежный поход «Марш памяти», в котором приняли участие поисковые отряды Республики, представитель Департамента по молодежной политике РФ, представители ОМО «Отечество», ветераны Великой Отечественной войны, студенты и учащиеся учебных заведений города.
Таблица 1 - Направления работы по патриотическому воспитанию детей и подростков
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Беседы
125
138
145
Экскурсии в музеи города
34
37
41
Встречи с ветеранами
62
73
71
Вечера отдыха с приглашением ветеранов ВОВ
45
56
65
Акции
63
71
76
В целях повышения престижа военной службы у молодежи традиционными в городе и районе стали торжественные проводы в армию - «День призывника». За отчетный период призвано в ряды вооруженных сил 714 призывников (2003 г. - 686 чел.). Традицией также стало проведение митингов с участием ветеранов ВОВ, СНГ: «День Победы», «День памяти и скорби», «День защитников Отечества», «День памяти воинов-интернационалистов».
Подростковыми клубами по месту жительства велась разносторонняя работа по патриотическому воспитанию детей и подростков.
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Молодежь России» (на 2006-2010г.) педагог дополнительного образования ПК «Ялкын» Закирова С.С. приняла участие в конкурсе программ (проектов) «Я и мой дом» с авторской программой «Я люблю свой Татарстан», направленной на возрождение татарской национальной культуры.
Патриотическое воспитание молодежи занимает одно из первых мест в воспитательной работе МЦ «Алан» (р.п.Камские Поляны). За отчетный период проведено 9 мероприятий патриотической направленности: встречи с ветеранами ВОВ, тематические дискотеки, беседы, посвященные 60-летию снятия блокады Ленинграда, акция «Мы против террора», конкурс рисунков. Охват составил 324 человека. Впервые, в МЦ «Алан», с целью повышения престижа военной службы, 16 ноября прошли торжественные проводы в армию.
На проведение мероприятий военно-патриотической направленности за отчетный период освоено 128 500 рублей.
В городе создан центр молодежных формирований по охране общественного порядка «Форпост». В его структуру входят 7 отрядов численностью 150 учащихся юридического лицея, студентов ВУЗов и колледжей, предприятий «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина» и «Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод».
Республиканская комплексная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи в РТ на 2002-2006 г.г.» явилась основой для разработки в 2005 году городской программы, организации работы и взаимодействия между управлением, военным комиссариатом города, управлениями образования города и района, советами ветеранов войны и воинов-интернационалистов. Под руководством городской межведомственной комиссии совместно с Советом ветеранов Великой Отечественной войны формируются научные и методические основы патриотического воспитания. Проводится комплекс тематических, культурно-досуговых, спортивно-технических мероприятий, циклы бесед, политинформаций.
Подготовлено 4 заседания межведомственной комиссии по нравственному, военно-патриотическому воспитанию молодых граждан, увековечению памяти жертв войн и репрессий. Цель проведения: подведение итогов работы районных и городских ведомств по патриотическому воспитанию за 2004 год, утверждение плана мероприятий по реализации комплексной программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи по Нижнекамскому району и г. Нижнекамску на 2005 год», обсуждение вопросов проведения торжественных мероприятий, посвященных 60-летию Победы в ВОВ, военно-полевых сборов учащихся призывного возраста.
Одним из важных аспектов патриотического воспитания является деятельность по увековечению памяти погибших защитников Отечества.
На развитие поискового движения и работы отрядов «Поиск», «Кама» выделено финансирование в объеме 275 800 рублей.
Продолжена работа поисковых отрядов «Поиск», «Кама» и «Нефтехимик», которые занимаются поиском и захоронением останков погибших солдат во время Великой Отечественной войны. Поисковые отряды приняли участие в 4 экспедициях, в ходе которых были подняты из земли и захоронены останки более 4000 человек, найдено 12 именных вещей, 57 медальонов смерти, установлены имена 610 солдат, найдены родственники 6 бойцов.
Находки с мест раскопок выставляются в музее Боевой Славы при подростковом клубе «Ялкын», проводятся экскурсии с детьми и подростками в музей, организуются выставки на различных молодежных мероприятиях.
В сентябре отряд «Нефтехимик» принял участие в V Республиканском фестивале поисковых отрядов, который проходил в г. Казани.
Два раза в год группа поисковиков проводит работы в Центральном архиве Министерства обороны (г. Подольск, Московская область); в марте поисковики приняли участие во Всероссийской конференции поисковых отрядов в г. Санкт-Петербург.
Поисковые отряды «Поиск» и «Кама» приняли участие во Всероссийской межрегиональной Вахте Памяти-2005.
Традиционным стало проведение митингов. За отчетный период проведено 6 митингов.
Во исполнение Приказа Министерства по делам молодежи и спорту РТ «О проведении республиканских соревнований» (согласно Положению «О проведении военно-спортивных мероприятий в Республике Татарстан на 2005 год») в марте организован и проведен зональный этап Республиканских соревнований по военно-прикладным видам спорта среди юношей, подлежащих призыву на военную службу. В соревнованиях приняло участие 5 команд из городов и районов РТ. Команда г. Нижнекамска заняла I место.