Рефераты

Направления совершенствования деятельности по утверждению патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования

p align="left">Совместно с Военным комиссариатом и Управлением образования проведена военно-патриотическая игра «Зарница». Команда средней школы №31 приняла участие в зональном этапе Республиканской военно-патриотической игры «Зарница» в г. Наб. Челны, где заняла 2 место.

При планировании мероприятий по военно-патриотическому воспитанию предусмотрена работа с детьми в детских оздоровительных лагерях. Традиционным стало проведение межлагерной военно-спортивной игры «Орленок».

В целях повышения престижа военной службы у молодежи в городе и районе проводятся торжественные проводы в армию - «День призывника». За отчетный период призвано в армию 522 призывника (2004 год - 714 чел.).

Подростковыми клубами по месту жительства велась разносторонняя работа по патриотическому воспитанию детей и подростков, проведено:

- 65 бесед с общим охватом 573 человека;

- 44 встречи с ветеранами войны и тыла с общим охватом 1 258 человек;

- 109 вечеров отдыха с приглашением ветеранов ВОВ. Охват - 721 человек;

- 72 тематических вечера, посвященных творчеству М. Джалиля и 1000-летию Казани с охватом 906 человек;

- 42 конкурса рисунков, посвященных 60-летию Победы в ВОВ, «Дню народного единства»;

- 10 конкурсов чтецов;

- 51 экскурсия в музеи города: в музей им. Н.Ф. Кайманова (9 школа), УВД и в городской музей с охватом 430 человек.

- 36 акций «Ветеран живет рядом», «Милосердие», «Забота». Совместно с СМС организовано более 300 посещений на дому. Одиноким ветеранам оказывалась посильная помощь в приобретении лекарств и продуктов питания, уборке квартир.

Ко «Дню защитников Отечества» выпускались стенгазеты на военную тематику, проводились конкурсы между ребятами на звание «Настоящего мужчины». Воспитанники подростковых клубов «Мечта», «Алые паруса», «Юность» выступили с концертной программой в Доме Ветерана.

Во исполнение Приказа Министерства по делам молодежи и спорту РТ «О проведении республиканских соревнований» (согласно Положению «О проведении военно-спортивных мероприятий в Республике Татарстан на 2005 год») команда города Нижнекамска, занявшая первое место в зональных соревнованиях, приняла участие в финале Республиканских соревнований по военно-прикладным видам спорта.

Совместно с Военным комиссариатом и Управлением образования проведена военно-патриотическая игра «Зарница». Сборная команда приняла участие в зональном этапе Республиканской военно-патриотической игры «Зарница» в г. Менделеевск, где заняла 3 место.

При планировании мероприятий по военно-патриотическому воспитанию предусмотрена работа с детьми в детских оздоровительных лагерях. Традиционным стало проведение Межлагерной военно-спортивной игры «Орленок», в которой приняли участие 7 команд. По итогам соревнований 1 место завоевала команда ДОЛ «Юность».

За отчетный период в МЦ «Алан» (р.п. Камские Поляны) проведено 12 мероприятий патриотической направленности: встречи с ветеранами ВОВ, тематические дискотеки, беседы, посвященные 60-летию Победы, конкурсы рисунков, торжественные проводы в армию. Охват составил 2 320 человек.

Продолжает работу Нижнекамский центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка «Форпост». В настоящее время в структуру центра входят отряды: 6 вузов, 2 колледжа, ПЛ-124, отряд работающей молодежи ОАО «НКНХ», общее число сотрудников 130 чел.

Сотрудники «Форпост» обеспечивают охрану порядка на городских мероприятиях, участвуют в рейдах по городу совместно с УВД. Активно участвуют в работе по профилактике правонарушений в учебных заведениях.

Сотрудниками НЦ М (С)ФООП «Форпост» было:

- раскрыто 9 преступлений, в том числе 4 совершенных студентами, 2 несовершеннолетними, по 3 возбуждены уголовные дела;

- задержано по подозрению в совершении правонарушений - 473 человека;

- проведено 805 рейдов по общежитиям, учебным заведениям и общественным местам;

-доставлено за административные правонарушения - 390 человек, из них - 93 несовершеннолетних.

Работа по патриотическому воспитанию подростков и молодежи в 2006 году осуществлялась в рамках Республиканской программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи в РТ на 2002-2006 г.г.» и городской программы по патриотическому воспитанию, которая проводится в тесном взаимодействии с различными городскими службами, ведомствами, предприятиями и организациями. Под руководством городской межведомственной комиссии совместно с Советом ветеранов Великой Отечественной войны формируются научные и методические основы патриотического воспитания молодежи. Проводится комплекс тематических, культурно-досуговых, спортивно-технических мероприятий, циклы бесед, политинформаций.

Проведено 3 заседания межведомственной комиссии по нравственному, военно-патриотическому воспитанию молодых граждан, увековечению памяти жертв войн и репрессий.

Ведется активная работа по развитию шефских связей с воинскими частями. Примером сотрудничества стала первая поездка в войсковую часть 21208 (п.г.т. Рощинский Самарская обл. Волжский район), организованная совместно с Нижнекамским Союзом ветеранов локальных войн и военных конфликтов.

Проведены запланированные мероприятия, посвященные памятным датам:

2 торжественных мероприятия, посвященных «Дню защитников Отечества» и 100-летию образования подводных сил Российской Федерации;

месячник оборонно-массовой работы;

8 митингов.

В целях повышения престижа военной службы у молодежи традиционными в городе и районе стали торжественные проводы в армию - «День призывника». За отчетный период ушло в армию 628 призывников (2005 год - 522 чел.).

Рисунок 1 - Динамика призывников, ушедших в армию за 2003-2006 гг.

Подростковыми клубами по месту жительства велась разносторонняя работа по патриотическому воспитанию детей и подростков, проведено 338 мероприятий, охват составил 5 801 человек, из них:

- 72 тематических вечера с охватом 1 453 чел.;

- 36 бесед с общим охватом 554 чел.;

- 66 встреч с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, общий охват составил 1 211 чел.;

- 26 экскурсий в музеи города, охват - 286 чел.;

- 10 конкурсов и выставок рисунков и поделок, охват - 130 чел.;

- 1 викторина, охват - 35 чел.;

- 14 развлекательных и конкурсных программ, посвященных «Дню защитников Отечества», охват - 277 чел.;

- 14 мероприятий, приуроченных ко «Дню родного языка», охват - 425 чел.

Совместно с СМС проводятся акции «Милосердие», организовано более 300 посещений на дому. Одиноким ветеранам оказывалась посильная помощь в приобретении лекарств и продуктов питания, уборке квартир.

Впервые был проведен спортивно-развлекательный праздник «Богатыри земли родной», посвященный «Дню защитников Отечества», среди всех подростковых клубов. Мероприятие проходило в 2 этапа. В финале приняло участие 18 воспитанников. Общий охват составил 130 человек.

Огромное внимание педагогами подростковых клубов уделялось проведению мероприятий, посвященных 40-летию города. К этой знаменательной дате было проведено 98 мероприятий с общим охватом 1 300 человек.

За отчетный период в МЦ «Алан» (р.п. Камские Поляны) проведено 9 мероприятий патриотической направленности: встречи с ветеранами ВОВ, конкурс рисунков. Охват составил 720 человек.

Продолжает работу Нижнекамский центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка «Форпост». В настоящее время в структуру центра входят отряды: 3 вузов, 2 колледжа, Педагогического училища, ПЛ-44, лицея №14, общее число сотрудников 99.

Сотрудники «Форпост» участвуют в обеспечении охраны порядка на городских мероприятиях, в рейдах по городу совместно с УВД. Активно участвуют в работе по профилактике правонарушений в учебных заведениях.

Сотрудниками НЦ М (С)ФООП «Форпост» было:

- раскрыто 16 преступлений, в том числе совершенных 1 студентом, 1 несовершеннолетним, по 20 возбуждены уголовные дела;

- задержано по подозрению в совершении правонарушений - 149 человек;

-проведено 461 рейд по общежитиям, учебным заведениям и общественным местам;

-доставлено за административные правонарушения - 530 человек, из них - 173 несовершеннолетних.

Сотрудники Центра в течение года участвовали в различных Республиканских мероприятиях молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка «Форпост»:

II Республиканском военно-спортивном слете,

в V зональном, профильном лагере школьных, молодежных и студенческих формирований по охране общественного порядка «Форпост»;

в VI Республиканской Спартакиаде, где заняли 2 командное место.

Таким образом, республиканская комплексная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи в РТ на 2002-2006 г.г.» явилась основой для организации работы и взаимодействия между управлением, военным комиссариатом города, управлениями образования города и района, советами ветеранов войны и воинов-интернационалистов. Для координации деятельности и контроля за реализацией Программы создана городская межведомственная комиссия по нравственному, военно-патриотическому воспитанию граждан и увековечению памяти жертв войн и репрессий. Проведено три заседания межведомственной комиссии, где на повестке дня были рассмотрены актуальные вопросы и проблемы патриотического воспитания детей и молодежи Нижнекамского района и г. Нижнекамска, проведено выездное заседание комиссии по проверке состояния военно-патриотической работы в Нижнекамском районе.

В Нижнекамске созданы и функционируют поисковые отряды «Поиск» и «Кама», новый отряд на ОАО «НКНХ» «Нефтехимик», которые выезжают в поисковые экспедиции в Ленинградскую, Псковскую.

Кроме указанных мероприятий в городе проводится и множество других, способствующих развитию гражданственности и патриотизма молодежи.

Однако результаты исследования автора показали, что в рейтинге жизненных приоритетов патриотизм занимает четвертое место - выше него только семья, дети, дом (их важность для себя отметили 95% опрошенных россиян), душевный комфорт (92%), материальное благополучие (88%). Практически наравне - друзья (81%). Гораздо менее важны для людей вера и религия (55%), политика и общественная жизнь (42%).

Рисунок 2 - Распределение ценностей в социальных группах г. Нижнекамска

Проведя корреляционный анализ мы выявили, что ценность патриотизма у мужчин более актуализировалась, чем у женщин и показывает достаточно сильную (0,7) связь с другими ценностями. То есть, патриотизм входит в систему ценностных ориентаций мужского населения г. Нижнекамска. У женщин, напротив, патриотизм не коррелирует с остальными ценностями, кроме высоких запросов (0,7), отдыха - досуга (0,5). Ценность «высокие запросы» у мужчин показывает примерно одинаково положительную связь со всеми ценностями, предложенными для ранжирования. У женщин данная ценность положительно связана только с патриотизмом (0,7), независимостью (0,7), смелостью (0,8), отдыхом (0,8), работой (0,6) и терпимостью (0,6). Таким образом, был выявлен гендерный аспект в отношении ценностей патриотизм и высокие запросы. Причем, если для мужчин данные ценности являются интегрирующими, формирующиеся на основе их неприятия, то для женщин они являются дифференцирующими, то есть вносящими дисбаланс в систему ценностных ориентаций. Кроме того, проанализировав зависимости в разных возрастных группах, было выявлено, что в возрастной группе до 20 лет патриотизм положительно связан только с терпимостью и высокими запросами (0,4-0,5), с другими ценностями связь отсутствует. А в возрастной группе от 20 до 29 лет патриотизм со всеми ценностями показывает обратную зависимость (-0,2). Это говорит о том, что в данной возрастной группе, чем большее значение будет придаваться другим ценностям, тем менее значимой будет ценность патриотизма. В связи с полученными результатами можно сделать вывод, что в городе не созданы условия для актуализации молодым поколением данной ценности.

Уровень образования респондентов выделил в городском сообществе социальную группу с неполным высшим образованием, у которой ценность патриотизма не сочетается ни с какой другой ценностью, а с ценностью карьера, работа показывает обратную связь (Приложение А). К этой социальной группе относятся студенты последних курсов обучения.

Таким образом, патриотизм оказывается вплетен в круг ценностей преимущественно приватного, частного, индивидуального характера и являет собой единственное исключение из этого частного порядка. Индивидуализация и приватизация - главный вектор изменений в сфере жизненных ценностей, фиксируемый социологами в последние пятнадцать лет. И это не могло не повлиять на современное понимание патриотизма.

3. Направления совершенствования деятельности по утверждению патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования

3.1 Опыт совершенствования деятельности по утверждению патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования на примере Урмарского района

Патриотическое воспитание, является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Для дальнейшего совершенствования работы в данном направлении разработана государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», она является продолжением ранее действующей, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания. В настоящее время в Урмарском районе такая система в своей основе сложилась. Определены муниципальные структуры, осуществляющие координацию деятельности всех субъектов реализующих процесс патриотического воспитания населения Урмарского района. В районе формируется комплекс нормативно - правового и организационно - методического обеспечения патриотического воспитания, а также активно задействованы в решении задач патриотического воспитания районные общественные организации.

Вместе с тем для эффективного функционирования сложившейся в районе системы патриотического воспитания сделано еще не все. Не достаточно активно ведут свою работу районные координирующие структуры. Главы сельских и городского поселения не достаточно уделяют внимания этой проблеме, спихивают работу на учреждения образования. В свою очередь образовательные учреждения имеют слабую материально - техническую и методическую базу патриотического воспитания, испытывают недостаток в кадрах. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.

Сегодня сельская местность испытывает огромный дефицит в молодых, перспективных кадрах обладающих лидерскими качествами, умеющими грамотно формулировать стратегию патриотического воспитания и эффективно внедрять ее в широкие слои населения. В общеобразовательных учреждениях Урмарского района патриотическое направление работы возложено на заместителей директоров школ по воспитательной работе, реализаторами мероприятий являются педагоги - организаторы, старшие вожатые, преподаватели ОБЖ - их в районе 4- с полной нагрузкой, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Координацию деятельности образовательных учреждений в патриотическом воспитании осуществляет отдел образования и молодежной политики администрации Урмарского района. Базой для проведения районных мероприятий в данном направлении является МУ ДОД «Дом творчества детей и юношества Урмарского района».

Отдел образования и молодежной политики ежегодно организует проведение семинаров, семинаров - практикумов, конференций по проблемам патриотического воспитания, а также участвует в республиканских мероприятиях по повышению профессионального уровня. В районе работает методическое объединение преподавателей ОБЖ, проводится аттестация педагогов работающих в сфере воспитания. Во всех общеобразовательных учреждениях в учебно - воспитательные планы внесен раздел патриотического воспитания. Специалистами отдела образования и молодежной политики формируется методическая база в помощь организаторам работы в сфере патриотического воспитания.

Традиционно в районе проводится месячник оборонно - массовой и спортивной работы. В рамках этого месячника были организованы и проведены: школьные зимние юнармейские игры, а также «Зарничка» для учащихся 1 - 4 классов, соревнования в память воина - интернационалиста Г.Александрова, районные соревнования по лыжным гонкам в честь воина - интернационалиста Р.Петрова, конкурс патриотической и солдатской песни, конкурс боевых листков посвященных Дню защитников Отечества и т.д. Проведение данного месячника широко освещалось в районных средствах массовой информации.

В районе неплохо организована работа по развитию юнармейского движению. С 16 по 18 мая 2006 года прошли районные юнармейские игры «Орленок» и «Зарница». Данные игры проводятся на базе районного детского оздоровительного лагеря «Романтика». В играх приняло участие 21 юнармейское отделение, охват учащихся составил - 264 юнармейца Победители районных игр юнармейское отделение «Орленок» МОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г.Е. Егорова» достойно представляли Урмарский район на республиканском финале. Сумма затрат на проведение юнармейской работы в 2006 году составила 20 тыс. руб. К сожалению, для достижения высоких результатов в соревнованиях такого уровня в районе нет достаточно оснащенной материально - технической базы, над улучшением которой в данное время ведется активная работа.

Традиционно в дни празднования Великой Победы над фашистскими захватчиками отделом образования и молодежной политики были организованы и проведены районные акции «С добрым утром ветеран», «Обелиск» - силами учащихся были приведены в порядок памятники, обелиски войнам, павшим в годы войны, уроки Мужества - с приглашением ветеранов ВОВ и ВС. В день празднования Победы в ВОВ 1941 - 1945 г.г . проводится парад юнармейских отделений, организуются почетные караулы у монументов славы из числа лучших юнармейцев и возлагается гирлянда славы.

Хочется отметить особый вклад в развитие юнармейского движения района ВПК «Алекс» (рук. Ильин В.В.), МОУ «Шоркистринская СОШ» (Яковлев А.Ю.) и ВПК «Дорогой героев - дорогой отцов» (рук. Криков И.В.), МОУ «Чубаевская ООШ», МОУ «УСОШ № 1 им. Г.Е. Егорова» (Антонова В.П.).

В мае 2006 года на базе МОУ «Бишевская основная общеобразовательная школа» были проведены военизированные трехдневные сборы для юношей 10 классов по программе ОБЖ. В сборах принимали участие - 173 юношей, 17 освобождены от сборов по болезни. Сумма затрат на проведение данных сборов составила 43 тыс.542 рублей.

Активное участие в реализации патриотического воспитания подрастающего поколения принимают детские общественные объединения, работающие на базе общеобразовательных школ. Традиционно проводятся в течение учебного года: Слет поисковых отрядов, конкурсы исследовательских работ посвященных героической истории России для учащихся 9 - 11 классов, конкурсы рефератов «Герои ВОВ наши земляки» 6 - 8 классов, конкурсы рисунков «Наша армия сильна, охраняет мир она» для 1- 4 классов. Активисты организаций проводят встречи с воинами - интернационалистами, воинами проходивших службу в горячих точках, ветеранами ВС, курсантами военных училищ. В последнее время в районе активизировалась тимуровская (шефская) работа. В мае 2006 года районным детским объединением была проведена «Вахта памяти», в проведении акции принимали участие все общеобразовательные учреждения района.

Большую роль в работе в сфере героико - патриотического воспитания играют школьные музеи. На базе общеобразовательных школ работает 8 школьных музеев, в том числе музей «Боевой славы» МОУ «Шоркистринская СОШ» носит звание «Отличный школьный музей» свидетельство № 7 от 31.05.05 г.. Во всех общеобразовательных школах имеются уголки боевой славы.

Отдельно хочется выделить совместную работу отдела образования и молодежной политики администрации Урмарского района и РВК по организации и проведению Дня призывника Урмарского района, который проводится 2 раза в год в апреле и октябре.

В ходе проведения праздника каждый призывник получает набор призывника и напутственную открытку Главы Урмарского района. Сумма затрат на проведение данных мероприятий за 2006 год составила 10 тыс.руб [17].

Анализируя проделанную работу, в сфере патриотического воспитания хочется отметить, что в последнее время в районе выстраивается система предполагающая консолидацию деятельности всех органов исполнительной власти, образовательных учреждений, общественных организаций и объединений в соответствии с программой патриотического воспитания.

3.2 Предложения по совершенствованию формирования патриотического и гражданского сознания

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.

Что же включает в себя понятие патриотическое и гражданское воспитание? В каких направлениях необходимо организовать эту работу в образовательном учреждении?

Это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического и гражданского сознания, чувства верности своему Отечеству и Малой Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей гражданина.

Направления деятельности:

-краеведческое и поисковое. Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т.д.

-литературно-музыкальное. Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.

-экскурсионно-туристическое. Воспитание потребности в изучении истории родного края, села, района, области, изучение шедевров народной и мировой культуры в общении со сверстниками других городов, регионов, воспитание грамотного зрителя и т.д.

-физкультурно- оздоровительное. Возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами, реализация гармоничного сочетания спорта и искусства в жизни человека. Воспитание здорового образа жизни.

-экологическое. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий - загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родного края.

-трудовое. Привитие трудовых навыков каждому ребенку, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в классе, в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм.

-семейное. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и классного руководителя, изучение родословной, истории семьи.

-предметное. Воспитание патриотических и гражданских чувств через изучаемые предметы (на уроке и во внеурочных мероприятиях).

Предлагаемая литература поможет воспитателю детских садов, руководителю дополнительного образования, классному руководителю, педагогу-предметнику, заместителю директора по воспитательной работе по-новому организовать деятельность по формированию гражданственности и патриотизма в образовательном учреждении.

3.3 Программа мероприятий по формированию гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде г. Нижнекамска

В целях реализации молодежной политики города Нижнекамска в отношении молодых граждан, создания правовых, экономических и организационных условий формирования гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде, обеспечения участия молодых граждан в системе общественных отношений Совет муниципального образования Нижнекамского муниципального района должно:

1. Поддержать предложения общественных молодежных и студенческих объединений города Нижнекамска по формированию гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде.

2. Утвердить Концепцию формирования гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде города Нижнекамска.

3. Создать Совет при Главе муниципального образования Нижнекамска по координации мероприятий городского факультатива "Гражданская смена" (далее - Совет).

4. Утвердить:

4.1. Положение о Совете по координации мероприятий городского факультатива "Гражданская смена".

4.2. Состав Совета по координации мероприятий городского факультатива "Гражданская смена".

5. Создать Государственное учреждение культуры города Нижнекамска "Молодежный образовательно-досуговый клуб "Гражданская смена" (далее - ГУК "Гражданская смена").

6. Комитету по культуре города Нижнекамска:

6.1. Выступить учредителем Государственного учреждения культуры города Нижнекамска "Гражданская смена" как учреждение культуры клубного типа и утвердить в установленном порядке устав учреждения по согласованию с Департаментом имущества города Нижнекамска.

6.2. Назначить руководителя ГУК "Гражданская смена" и заключить с ним трудовой договор по согласованию с Департаментом имущества города Нижнекамска.

6.3. Совместно с Комитетом по делам семьи и молодежи города Нижнекамска в недельный срок подготовить и представить Главе Совета Нижнекамского муниципального района предложения по обеспечению деятельности Дом народного творчества для реализации мероприятий городского факультатива "Гражданская смена" в 2007 году.

7. Финансово-хозяйственному управлению Совета Нижнекамска:

7.1. Выступить заказчиком по проведению текущих ремонтных работ помещения и представить до 1 августа 2007 г. в Департамент финансов города Нижнекамска заявку на объем финансирования указанных работ для включения этих расходов в проект бюджета города Нижнекамска на 2008 год.

8. Департаменту финансов города Нижнекамска:

8.1. Учитывая непредвиденность расходов, выделить в III квартале 2007 года Комитету по культуре города Нижнекамска 300000 рублей на реализацию мероприятий городского факультатива "Гражданская смена" за счет резервного фонда, предусмотренного в бюджете города Нижнекамска на 2007 год.

8.2. При формировании проектов бюджета города Нижнекамска на 2008 и последующие годы предусматривать выделение по заявке Комитета по культуре города Нижнекамска ассигнований из бюджета города Нижнекамска на обеспечение деятельности и проведение мероприятий городского факультатива "Гражданская смена".

В Нижнекамске действует свыше 18 высших учебных заведений, в которых обучается более 80 тысяч студентов по всем формам обучения, из них более 35 тысяч - на дневных отделениях. Молодые граждане сегодня не объединены в какие-либо значимые союзы или организации. Гражданские и политические ориентиры в основной массе молодежной среды размыты, что приводит к пассивной гражданской позиции по отношению к проблемам развития России, отсутствию интереса к действиям органов государственной власти всех уровней и иных институтов демократического государства.

Ситуация среди студенческой молодежи в городе Нижнекамске характеризуется большей стабильностью (по сравнению с другими субъектами Российской Федерации).

В то же время в молодежной среде нарастает тенденция необходимости понимания своей гражданской роли и желания принимать деятельное участие в системе общественных отношений.

Сегодня количество таких молодых граждан не достаточно велико и они нуждаются в поддержке по формированию их гражданского самосознания. Такая поддержка со стороны государства является очевидной, а осуществление мер по созданию государственно-общественной системы работы по формированию гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде становится объективной потребностью.

Обеспечение постоянных регулярных контактов с молодежной и студенческой аудиторией представителей государственной власти, политиков, деятелей науки и культуры, представителей бизнеса и средств массовой информации, их участие в мероприятиях, проводимых среди молодежи, является необходимым фактором формирования гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде города Нижнекамска, создания широкого, позитивно ориентированного на созидание молодежного актива и кадрового резерва для учреждений, общественных и иных организаций города Нижнекамска, органов государственной власти, иных государственных органов.

С целью воспитания гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде предлагается организовать проведение городского факультатива "Гражданская смена" в ВУЗах Нижнекамска, который будет представлять систему постоянно действующих мероприятий, в том числе:

- публичных лекций в ВУЗах;

- циклов углубленных трехдневных семинаров;

-постоянно действующего молодежного образовательно-досугового городского клуба.

Городской факультатив "Гражданская смена" - это добровольное мероприятие, посещение или непосещение которого не влияет на успеваемость студентов.

Координацию и организацию мероприятий, связанных с проведением городского факультатива "Гражданская смена", осуществляет Совет при Главе Нижнекамска.

Цели факультатива:

- политическое ориентирование молодежи, в том числе через личный контакт представителей власти со студенческой молодежью;

- налаживание через диалог взаимопонимания власти и молодежи;

- разъяснение необходимости сохранения политической стабильности в интересах поступательного развития страны.

Образовательную тематику городского факультатива "Гражданская смена" предполагается направить на освещение пяти обязательных тем:

1. Исторический опыт России - объективная историческая оценка развития страны, связь времен как фактор развития общества и укрепления единства России.

2. Рыночная экономика современного уровня - фактор успешного экономического развития общества, основа благосостояния населения и социальной защищенности граждан.

3. Политический строй, модель суверенной демократии России. Роль гражданского общества в общественно-политических процессах становления и совершенствования демократии России.

4. Эволюция вместо революции - актуальный выбор молодых граждан, гарантия стабильного поступательного развития России.

5. Россия в мире, ее возможности и перспективы.

Задачей городского факультатива "Гражданская смена" является воспитание и формирование у молодых граждан чувства ответственности за судьбу страны и обеспечение их активного участия в развитии демократического, общественного и экономического потенциалов России, вовлечение молодежи в систему общественных отношений.

Общий смысл городского факультатива "Гражданская смена" заключается в приверженности молодых граждан к сохранению политической стабильности как необходимому условию развития суверенной демократии в России, поступательному экономическому развитию, росту благосостояния граждан.

Проведение городского факультатива "Гражданская смена" сопровождается широкой кампанией по продвижению в СМИ, в ВУЗах, популярных у молодежи местах времяпрепровождения, а также организацией культурно-массовых, развлекательных и досуговых мероприятий в клубе, выездном семинаре или в городе с целью привлечения молодежной аудитории к тематике городского факультатива "Гражданская смена".

Для осуществления задачи формирования гражданского самосознания и патриотизма коммуникационная система в рамках городского факультатива "Гражданская смена" представляет собой совокупность мероприятий, включающих:

- публичную лекцию (для максимально широкой аудитории);

- выездной семинар (для проявивших наибольшую заинтересованность и активность);

- работа клуба.

Публичная лекция - это открытое публичное выступление, проводимое специально подготовленным лектором, на котором студенты получают возможность коллективной или индивидуальной реакции на слова выступающего. Способ подачи материала предполагается максимально адаптировать к присутствующей аудитории, он должен учитывать индивидуальные и коллективные устремления молодежи. Каждая лекция посвящена отдельной теме и является законченной по форме, лекции проводятся с определенной периодичностью. В каждом ВУЗе предлагается прочитать весь цикл лекций. Посещение всего цикла для каждого студента не является обязательным. Молодые граждане самостоятельно выбирают количество и тематику лекций, которые им представляются наиболее интересными.

Темы лекций могут варьироваться в зависимости от специализации ВУЗа, лектора, последовательности лекций, происходящих актуальных событий и т.п.

Цели:

- вовлечение как можно большего количества студентов в лекторий городского факультатива "Гражданская смена";

- придание публичности городского факультатива "Гражданская смена". Задачи организаторов:

- обеспечение проведения постановочных лекций на регулярной основе с неизменно высоким качеством выступлений;

- привлечение заинтересованных студентов и провоцирование интереса у колеблющихся;

- формирование отношения среди молодых граждан к городскому факультативу "Гражданская смена" как к "модному", вместе с тем серьезному и перспективному для самого участника мероприятию;

- обеспечение постоянной информационной поддержки факультатива среди молодежи в городе Нижнекамске. К участию в лекциях предполагается привлекать:

- студентов второго и третьего курсов ВУЗов;

- приглашенных студентов из других ВУЗов (где не проводится факультатив);

- представителей органов государственной власти;

- специально подготовленных лекторов;

- группу психологического мониторинга.

Выездной семинар - это постоянно действующее мероприятие, проводимое для студентов (потенциальных лидеров и активистов молодежного клуба), посетивших публичные лекции и отобранных психологической группой. Семинар проводится в течение двух-трех дней. На семинарах перед студентами предполагается выступление лидеров общественных объединений и лиц, принимающих решения на городском или федеральном уровнях.

Общение с политиками, представителями науки, культуры, бизнеса, лидерами политических партий, общественных организаций, органов государственной власти может служить дополнительным мотивом распространения информации о факультативе и вовлечения в него новых участников. Общение на этих семинарах носит менее формальный характер.

Цели:

- приближение власти к молодежи;

- формирование у участников ответственной гражданской позиции.

Задачи организаторов:

- обеспечение тематического наполнения семинаров;

- методологическое и психоаналитическое обеспечение;

- проведение отбора лидеров и актива для приглашения принять участие в работе клуба.

Молодежный клуб - это сообщество, состоящее из студентов-лидеров, проявивших интерес к тематике публичных лекций и семинаров, в котором предполагается постепенно формировать гражданскую корпоративность, гражданскую идею в целях ее распространения в молодежной среде.

Клуб, помимо интереса к тематике публичных лекций и семинаров, должен основываться на возможностях, которые предоставляются его членам бесплатно. Этими возможностями могут стать: бесплатный доступ в Интернет, просмотр фильмов, возможность бесплатно (либо за небольшую плату) распечатывать документы, работа (или обучение работе) на компьютере, библиотечный зал с последними новинками, залы для проведения встреч и заседаний рабочих групп, кафе, возможно, мини-спортивный зал, телефоны и т.п. Клуб должен обладать клубной системой и атрибутикой.

Клуб открыт как для членов клуба, так и для тех, кого приглашают члены клуба. Тем не менее, у членов клуба и приглашенных разный статус. Право первоочередности (например, в использовании возможностей клуба) принадлежит его членам. Приглашенные принять участие в работе клуба получают статус постоянных членов.

Клуб - это не только мероприятия, это и возможность работать, отдохнуть с друзьями.

В клубе регулярно предполагается проводить встречи с руководителями, известными представителями культуры и искусства, мастер-классы, диспуты и дискуссии, презентации, заседания рабочих групп с проведением практических занятий в реальной жизни, чтение лекции и т.п. Формат лекций будет носить характер более специализированного. Посещение этих мероприятий может стать одним из условий членства в клубе при полной свободе выбора тематики. Отчасти эта работа может проводиться постоянными членами клуба.

Цель - формирование у участников клуба основ гражданского самосознания.

Задача организаторов - методологическое и организационное обеспечение постоянной деятельности клуба.

Рассмотрим общие положения о Совета по координации мероприятий городского факультатива "Гражданская смена".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты