Недвижимое имущество как объект гражданского права
p align="left">Гражданский кодекс не исключает возможности распространения режима недвижимости и на иное имущество, помимо указанного в абзаце 2 п.1 ст.130 ГК, но только на основании прямого указания закона». (2.7, с.277).
2.2. Правовой режим недвижимости.
2.2.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правовой режим недвижимого имущества основан на необходимости обеспечить особую устойчивость прав на это имущество, установить специальный порядок распоряжения им. В этой связи ст.131 ГК регулируется порядок государственной регистрации недвижимости и предусмотрена необходимость применения Федерального Закона Российской Федерации от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
По мнению А.В. Кузнецова, «настоящий Закон является одним из основополагающих нормативно-правовых актов, направленных на создание цивилизованного рынка недвижимого имущества в Российской Федерации. Его положения совместно с рядом соответствующих норм ГК РФ закладывают основы правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». (2.10, с.59).
Следует сказать, что эта проблема уже была рассмотрена д.ю.н. профессором А.А. Коневым и студентом Р.Ю. Ветховым: «По существу названная регистрация призвана служить обеспечением стабильности оборота недвижимости, поскольку последняя имеет не только имущественную, но и социальную значимость. Обеспечение стабильности достигается посредством выделения сделок и иных актов с недвижимостью за рамки частных интересов сторон и создания особой информационной системы, позволяющей всем субъектам права получать исключительно и единственно достоверные данные о правовом статусе того или иного объекта». (2.8, с.4).
Конев А.А. и Ветхов Р.Ю. делают вывод, что основное значение государственной регистрации заключается в следующем:
«- в легализации для гражданского оборота сделок и порождаемых ими прав и обязанностей, а также иных оснований возникновения прав и обязанностей, предусмотренных п.1 ст.8 ГК РФ;
- в обеспечении «юридической чистоты» сделок с недвижимостью в целях стабильности рынка недвижимости и исключения возможности совершения массовых оспоримых и ничтожных сделок;
- в создании Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним как базы данных, имеющей информационно-статистическое значение». (2.8, с.4).
Итак, раскроем понятие государственной регистрации прав в соответствии с п.1 ст.2 Закона:
«Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права». (2.8, с.3)
Гражданский кодекс РФ, в частности ст.131, обязывает участников гражданского оборота регистрировать все права на недвижимость и совершенные с ней сделки. Государственной регистрации в едином государственном реестре подлежат возникновение, ограничение, прекращение и переход; права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения постоянного пользования, ипотеки, сервитута и иных прав, предусмотренных законом.
В соответствии с п.1. ст.4 Закона установлена необходимость регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимость, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. По мнению А. Кузнецова», следует приветствовать решение законодателя не приводить в Законе исчерпывающего перечня подлежащих регистрации вещно-правовых ограничений (обременений), имеющихся в отношении конкретного объекта. Помимо перечисленных в Законе обременений, регистрации в качестве таковых, право ренты, право пожизненного содержания с иждивением.
Спорным представляется решение законодателя о непременной регистрации обязательственных прав, к примеру, права аренды (п.2 ст.609 ГК РФ и п.1 ст.4 Закона «О государственной регистрации прав»). Право аренды не попадает под определение ограничений (обременений), которое приводится в ст.1 настоящего Закона и ошибочно отнесено к перечисляемым в данной статье вещным правам». (2.10, с.59-60). А. Кузнецов считает, что «целесообразно было бы закрепить в Законе необходимость обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав только вещно-правовых ограничений. Такое положение дел полностью соответствовало бы п.1 ст.131 ГК РФ. Собственник может сдавать имущество в аренду довольно часто. При этом аренда может носить краткосрочный характер. В связи с этим обязательная регистрация права аренды может существенно затруднить осуществление соответствующих сделок. В любом случае следует допустить регистрацию обязательных прав в реестре по желанию правообладателей. Для этого необходимо внести поправки в ГК РФ и Закон «О государственной регистрации прав» (2.10, с.60).
«Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, право устанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона» (п.2 ст.4 Закона).
«Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права». (2.8, с.7). Как утверждает А. Конев, государственная регистрация есть «признание государством чистоты и законности перехода права или сделки. Именно за это государство дает гарантию, и именно с момента признания право (переход права) становится легальным». (2.8, с.8).
В соответствии с Законом, «государственная регистрация прав проводится на всей территории России по установленной настоящим Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; датой государственной регистрации является день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав; осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение от нее могут быть обжалованы в суд». (ст.2 Закона).
«Здесь показателен следующий пример. Облпотребсоюз обратился в арбитражный суд с иском о понуждении акционерного общества зарегистрировать сделку купли-продажи жилого дома.
Судом первой инстанции в иске отказано по тому мотиву, что облпотребсоюз не обращался в регистрирующий орган с требованием о регистрации договора купли-продажи.
Апелляционная инстанция отменила решение суда и приняла постановление о регистрации сделки купли-продажи недвижимости.
При этом апелляционная инстанция правомерно исходила из следующих обстоятельств. Между облпотребсоюзом (продавцом) а акционерным обществом (покупателем) была заключена двухсторонняя сделка купли-продажи жилого дома. Сделка сторонами исполнена. Стоимость дома уплачена покупателем продавцу, а передача осуществлена по акту приема-передачи. Правомерность заключения этого договора не оспаривалась.
Покупатель не обращался с требованием зарегистрировать эту сделку в регистрирующий орган, поскольку утратил к ней интерес из-за ее убыточности.
Пунктом 3 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено: если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки.
Договор продажи жилого дома согласно статье 558 Кодекса подлежит обязательной государственной регистрации.
Поскольку сделка исполнена, а правообладатель ее не зарегистрировал, облпотребсоюз правомерно обратился за защитой своих интересов в суд.
Апелляционная инстанция бездействие акционерное общества обосновано квалифицировала как уклонение от государственной регистрации сделки.
Данное решение суда является основанием для возникновения у соответствующего органа обязанности осуществить государственную регистрацию сделки». (3.1, с.81).
Таким образом, мы видим, как применяется действие п.5 ст.2 Закона на практике, регулирующего взаимодействие участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав.
Здесь возникает вопрос, кто же является участниками таких отношений? В соответствии со ст.5 Закона «участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой».
Для обеспечения наибольшей достоверности сведений о правах на объект недвижимости и установлено, что по желанию обладателей прав на недвижимое имущество в силу настоящего закона, проводится государственная регистрация таких прав, хотя они и признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
«В Законе «О государственной регистрации прав», по мнению А. Кузнецова, недостаточно основательно проработан вопрос о получении сведений из Единого государственного реестра прав. Согласно ст.7 Закона и п.4 ст.131 ГК РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя). Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав.
Действительно, такая практика характерна для некоторых западноевропейских стран, в которых существует подземельная книга, например, для Австрии. Однако А. Кузнецов утверждает, что в данном случае зарубежный опыт был использован в законотворческой работе без надлежащего осмысления и учета нынешней ситуации в России. Предусмотренная в Законе степень открытости данных о государственной регистрации может привести к злоупотреблениям криминального характера и к использованию информации в целях недобросовестной конкуренции. Ссылку в Законе об ответственности за использование сведений такими способами и в форме, которые наносят ущерб правам и интересам правообладателей (п.5 ст.7), едва ли можно признать действенным средством для предотвращения подобных правонарушений». (2.10, с.63-64).
В Российском Законе «О государственной регистрации прав» также предусмотрено, что в соответствии с п.3 ст.7 «сведения о содержании право устанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, а также выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости, представляются в установленном порядке только:
самим правообладателем;
физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя;
руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;
судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладатели;
лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону».
«По запросу правообладателя орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на которые он имеет права». (п.4 ст.7 Закона).
«Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен в течение пяти дней предоставить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ, который может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд». (п.2 ст.7 Закона).
В Законе «О государственной регистрации прав» также предусмотрено, что «информация из реестра в полном объеме должна предоставляться организации, ответственной за учет указанного объекта, а также по запросам правоохранительных органов, судов по находящимся в производстве делам, налоговых органов, государственных органов по контролю за использованием и охраной земель и других природных ресурсов, органов государственной статистики бесплатно в срок не более чем десять дней.
Другим лицам информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества предоставляется за плату, если иное не установлено законом». (ст.8 Закона).
Из вышеизложенного мы видим, что государственная регистрация прав носит открытый характер, но этот вопрос еще недостаточно основательно проработан законодателем.
Несмотря ни на что «Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» знаменует принципиально важную веху в развертывании российской правовой реформы. Почему? Обстоятельный ответ был дан на состоявшемся 27-29 января 1998 года в Москве общероссийском совещании - семинаре по вопросам этой регистрации, проведенном Министерством юстиции РФ, Московской областной регистрационной палатой и еженедельником «Экономика и жизнь». Констатировав, что названный законодательный акт ощутимо затрагивает интересы влиятельных государственных ведомств и практически всех субъектов гражданского оборота, ведущие правоведы страны разъяснили суть возникших коллизий.
Как известно, совсем недавно наше государство являлось исключительным собственником подавляющего большинства объектов недвижимости - земли, ее недр, жилых и нежилых строений и т.п. Сделки с недвижимостью представляли собой перемещение таких объектов «из кармана в карман» названного собственника, причем без особого труда совершались на основе расположений правительственных структур и их подразделений. Вот почему главное внимание регистров уделялось не правам на недвижимость (собственник - то не менялся), а физическим ее параметрам. Сформировалась достаточно эффективная система соответствующего учета недвижимости: органы БТИ, Госстроя, Госкомзема.
Развитие рыночных начал экономики поставило принципиально новую задачу - учитывать не только и не столько физические параметры недвижимых объектов, сколько права на них, иными словами, недвижимость стала превращаться из физической категории в юридическую.
В процессе подготовки законопроекта развернулась напряженная дискуссия по вопросу, возложить ли функции регистрации прав на органы, учитывающие недвижимость в физическом отношении, или создать принципиально новую регистрационную систему. Законодатели пошли по второму пути, поручив решение задачи Минюсту России». (2.15, с.58). В этой связи на упомянутом совещании - семинаре выступил министр юстиции РФ Сергей Владимирович Степашин.
«В соответствии с Законом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - учреждение юстиции по регистрации прав) на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок создания, структура и принципы размещения определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации». (2.15, с.58-59).
Как утверждает С. Степашин, «практика показала, что в субъекте Федерации целесообразно открывать одно учреждение юстиции с филиалами в городах и районах». Это способствует укреплению единства правоприменительной практики в регионах, налаживанию строгой системы контроля и ответственности должностных лиц. В конечном счете будет развернута целостная система учреждений юстиции России - на основе единообразного применения Конституции и Гражданского кодекса РФ, специальных федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, а также выработанной Минюстом РФ федеральной методики государственной регистрации и сделок с ним», - считает С. Степашин». (2.15, с.59).
Законом «О государственной регистрации прав» утвержден круг полномочий, относящихся к компетенции учреждений юстиции по регистрации прав:
проверка действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав и подготовившего документ лица или органа власти;
проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
выдача информации о зарегистрированных правах. (ст.9).
В соответствии со ст.9 Закона, учреждение юстиции по регистрации прав - государственный орган, который является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного герба Российской Федерации и наименованием своего учреждения, - вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную Федеральным законом.
«Предстоит создать, - констатировал С. Степашин, - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а пока образована Межведомственная комиссия (во главе с вице-премьером Правительства РФ, министром госимущества России) по разработке мероприятий, связанных с деятельностью учреждений юстиции по регистрации прав и органов по учету объектов недвижимого имущества в системе государственной регистрации. Для реализации задуманного надлежит провести большую подготовительную работу, в том числе сформировать необходимую правовую базу». (2.15, с.58-59).
В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав» (ст.10). «Министерство юстиции Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и осуществляет следующие функции:
- координация работ по созданию учреждений юстиции по регистрации прав;
Согласно Закону система учреждения юстиции должна быть сформирована поэтапно и охватить все регионы к 2000 г.:
- правовой контроль за деятельностью учреждений юстиции по регистрации прав;
- разработка методических материалов по вопросам практики ведения государственной регистрации прав;
«Уже сейчас Министерством юстиции подготовлены и внесены в Правительство РФ проекты правительственных постановлений «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по разработке мероприятий, связанных с деятельностью учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об установлении максимального размера платежей за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление о зарегистрированных правах». (2.15, с.59).
- назначение и освобождение от должности регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- обеспечение соблюдения Правил ведения Единого государственного реестра прав;
- обучение и повышение квалификации работников в системе государственной регистрации прав;
«В этой связи Министерством юстиции РФ учрежден Российский институт государственных регистраторов. Задачи этого федерального учебного заведения таковы: подготовка и повышение квалификации государственных регистраторов и иных работников системы госрегистрации, осуществление научных исследований и разработок в области этой регистрации и ее научно-методическое обеспечение». (2.15, с.60).
- контроль за реализацией федеральной программы создания системы государственной регистрации прав в субъектах Российской Федерации;
«Формируемые учреждения, юстиции призваны реализовывать сбалансированную государственную политику создания и развития единой системы регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Эта политика, выработанная Министерством юстиции РФ, будет способствовать надежной защите прав и законных интересов физических и юридических лиц», - считает С. Степашин. (2.15, с.60).
- иные установленные законодательством полномочия в системе государственной регистрации прав.
Статьей 11 Закона раскрыты источники средств для создания и развития системы государственной регистрации и предоставления информации о зарегистрированных правах, бюджетные средства и иные источники, не запрещенные законом.
Максимальный размер платежей на территории российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Следующим весьма важным вопросом мы считаем раскрытие порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотренного главой III Закона.
«Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат госрегистрации в Едином государственном реестре прав, который содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об этих объектах, сведения о правообладателя, а также деле, включающие в себя право устанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.
На каждый объект недвижимого имущества открывается дело, в которое помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.
Книги учета документов содержат данные о принятых на регистрацию документах об объектах недвижимости, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях; выданных свидетельствах о госрегистрации прав; выписках и справках из Единого государственного реестра прав; об иных документах.
Разделы Единого государственного реестра прав идентифицируются в нем кадастровым номером объекта недвижимости. Дело правоустанавливающих документов идентифицируются тем же номером, что и соответствующий раздел Единого государственного реестра прав.
Единый государственный реестр прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов являются вечными. Их уничтожение, изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускается». (ст.12 Закона).
Структура Единого государственного реестра прав разработана в п.6 ст.12 Закона.
«Реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества и открывающихся при начале регистрации прав на объект недвижимости. Раздел идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.
Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещенных и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению.
Каждый раздел состоит из трех подразделов.
В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимости: адрес (местонахождение), вид (название) объекта, его площадь (фактическая по кадровому плану или по документам), назначение и иная необходимая информация.
В подраздел II вносятся записи о праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимости, имя (наименование) правообладателя, данные удостоверения личности физического лица и реквизиты юридического лица, адрес, указанный правообладателем, вид права, размер доли в праве, наименования и реквизиты правоустанавливающих документов, дата внесения записи, имя регистратора и его подпись.
В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуте, ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте имущества, заявлении о праве требования в отношении объекта недвижимости и других), дата внесения записи, имя регистратора и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) права указывается содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении недвижимого имущества, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок по таким исполнениям, стороны по таким сделкам, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок.
При заявлении о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимости в графу «Особые отметки» Единого государственного реестра прав вносится запись о данном заявлении, которая указывает на существование правопритязаниях в отношении данного объекта».
Каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации, который возникает при приеме документов на государственную регистрацию прав и соответствует входящему номеру принятых на регистрацию документов.
В соответствии с п.8 ст.12 Закона Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ведется на бумажных носителях информации, а в тех районах (городах), где имеются возможности, и на магнитных носителях. При несоответствии записей на бумажном и магнитном носителях приоритет имеем запись на бумажном носителе. При несоответствие записей в Едином государственном реестре прав и правоустанавливающего документа приоритет имеет правоустанавливающий документ». (ст.12 закона).
По мнению А. Кузнецова, «важно также, чтобы Единый государственный реестр прав велся на снабженных специальной защитой бланках, формат которых соответствовал бы формату обычного листа (формат А4), с тем чтобы не возникало сложностей при дальнейшем автоматизации обработки данных. Более чем столетний опыт Германии показал, что такая структура реестра чрезвычайно удобна в практической работе. Подобная организация поземельной книги позволяет легко трансформировать ее в электронную форму, что с 1993 г. практикуется в Австрии и ФРГ». (2.10, с.64).
Закон «О государственной регистрации прав» детально регламентирует процесс регистрации недвижимого имущества.
Так, ст.13 устанавливает порядок регистрации, последовательно определяя ее стадии в следующем виде:
- прием документов, необходимых для государственной регистрации и отвечающих требованиям этого закона;
- регистрация представленных документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации;
- правовая экспертиза представленных документов и проверка законности сделки с недвижимостью;
- сопоставление заявленных прав на объект недвижимости с уже зарегистрированными на него правами с целью установить отсутствие возможных противоречий;
- при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа в регистрации либо ее приостановления - внесение записи в Единый государственный реестр прав на недвижимость;
- совершение регистрационных надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной регистрации, каковыми согласно ст.14 Закона являются особого вида свидетельства о государственной регистрации прав.
Проведенная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется свидетельством, а регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав».
Порядок государственной регистрации ограничений (обременений) прав определен п.2 ст.13 Закона «Регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится при обязательном уведомлении правообладателя о зарегистрированном ограничении (обременении). Регистрация ограничений (обременений) права возможна только при наличии госрегистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав».
«Госрегистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов необходимых для госрегистрации». (п.3 ст.13).
«И еще одна очень важная проблема, фундамент разрешения которой заложен в Законе, - кадровая. Понятно, что на должность регистраторов прав следует подбирать достойнейших из достойных. В соответствии со ст.15 Закона на должность регистратора назначаются лица: 1) имеющие высшее юридическое образование или опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее двух лет; 2) прошедшие специальные курсы; 3) сдавшие квалификационный экзамен в соответствии с установленными требованиями. Регистратор прав является госслужащим, замещающим ведущую государственную должность». (2.15, с.60).
Статьей 16 закона определен круг лиц, правомоченных обращаться с требованиями о регистрации прав и сделок в учреждения юстиции, на которые возлагается функция регистрирующего органа.
«Регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. Если право возникает на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого принят такой акт. в случае, если права возникают на основании договоров, не требующих нотариального удостоверения, заявление о регистрации должно исходить от всех участников сделки. При уклонении одной из сторон от прохождения процедуры регистрации права на недвижимость оно регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны». Заметим также, что ст.16 закона соотносится с установлениями п.3 ст.165 ГК, которые аналогично регулируют порядок регистрации сделки в случае уклонения одного из контрагентов от прохождения регистрационной процедуры. «Регистрация же по заявлению одной из сторон сделки возможна только в том случае, если права возникли на основании сделки, не требующей нотариального удостоверения, но нотариально удостоверенной по желанию участников.
Вопрос о том, кто вправе обратиться за регистрацией, если сделка, подлежащая регистрационному оформлению, удостоверена нотариально в силу требования закона, законодательно не урегулирован.
Следует, однако, оговориться, что со вступлением в действие Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» круг сделок, требующих соблюдения квалифицированной письменной (нотариальной) формы, сведен к минимуму. Утратили силу положения ст.7 Закона о введении в действие части второй ГК, сохранявшие требование о нотариальном удостоверении договоров, предусмотренных ст.550, 560, 574 ГК (договоры продажи (а в силу ст.567 - и мены недвижимого имущества) вообще и предприятия как его разновидности в частности, а также договор дарения недвижимости). Требование о нотариальном удостоверении и одновременно о государственной регистрации сделки Гражданским кодексом установлено только для связанного с отчуждением недвижимого имущества договора ренты (ст.584), а также для договора залога недвижимого имущества (ст.339). При этом Закон о государственной регистрации прав применительно к ипотеке содержит изъятие из общего правила о порядке регистрации, устанавливая, что процедура регистрации залога недвижимости начинается только по заявлению, залогодателя после государственной регистрации прав залогодателя на вещь, являющуюся предметом залога.
Вместе с тем по смыслу п.2 ст.163 ГК не исключается возможность того, что в других законодательных актах могут содержаться требования о нотариальном оформлении определенных видов сделок с недвижимостью, требующих в то же время государственной регистрации». (2.12, с.46047).
Как считает О. Романов, адвокат специализированной юридической консультации №3 Рязанской областной коллегии адвокатов, «в данных случаях пори отсутствии в законе прямых указаний на этот счет следует руководствоваться аналогией в законе прямых указаний на этот счет следует руководствоваться аналогией ст.16 Закона о госрегистрации прав, то есть по требованию любой из сторон такой сделки проводить регистрацию нотариально оформленной сделки и возникшего на ее основании права на недвижимость». (2.12, с.47).
Статьей 16 закона установлено, что к заявлению о госрегистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения: документы о правах на недвижимое имущество; документ об оплате регистрации; документ, удостоверяющий личность для физического лица, а для представителя юридического лица - удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица, а также документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица.
Лицо учреждения юстиции по регистрации прав при получении необходимых документов вносит соответствующую запись в книгу учета документов, а также выдает заявителю расписку в получении документов с их перечнем и указанием даты их представления. Расписка подтверждает принятие документов на госрегистрацию прав.
Регистрационные действия начинаются с момента приема документов на регистрацию. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.
Документы, представленные на государственную регистрацию прав, должны соответствовать установленным законом требованиям и отражать информацию, необходимую для госрегистрации прав: описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права.
В установленных законодательством случаях эти документы должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон. Тексты документов, представляемых на госрегистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью. Документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковывать их содержание, не подлежат приему.
План земельного участка должен быть удостоверен органом, ответственным за проведение кадровых работ, а планы другого недвижимого имущества - соответствующим органом учета объектов недвижимого имущества.
В случае, если отсутствуют или не закончены работы по кадровому учету земельного участка, госрегистрация прав осуществляется при наличии плана участка, составленного на основании данных, имеющихся на момент госрегистрации прав в органе кадастрового учета. Уточненные границы и площадь земельного участка могут быть внесены в реестр без повторной регистрации при наличии согласия в письменной форме правообладателя (правообладателей) участка.
Все документы должны быть представлены не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после госрегистрации прав должен быть возвращен правообладателю 9ст.18).
Истребования у заявителя дополнительных документов, если представленные документы отвечают таким требованиям, не допускается». (ст.16 Закона).
Таковы основные положения предусмотренные Законом, в области порядка проведения государственной регистрации прав, а также требований к документам, необходимых для регистрации.
«Как известно, Государственной регистрации подлежат право собственности хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения постоянного пользования, ипотеки, сервитута и иных прав, предусмотренных законом.
Естественно, наиболее значимым, по мнению А.А. Конева и Р.Ю. Ветхова, является право собственности, ибо все остальные суть производные от него. Поэтому, говоря о проблемах государственной регистрации, связанных с конкретной сделкой или иным основанием возникновения, следует начать именно с оснований приобретения, прекращения или перехода права собственности, - утверждают они.
«Итак, способы приобретения права собственности принято делить на первоначальные и производные. Первоначальные способы - это способы, приобретение прав которых не связано с правом другого лица на этот объект, и объем прав и обязанностей собственника определяется законом. Основной первоначальный способ - это правомерная («…на законном основании…» хозяйственная деятельность субъекта права:
«Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям предусмотренным статьей 136 Гражданского кодекса».
Кроме хозяйственной деятельности речь может идти о первоначальном способе приобретения прав на объект недвижимости тогда, когда прежний собственник утратил право на этот объект.
Это происходит в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ. Из него следует, что лицо, во-первых, может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника. Во-вторых, на имущество, собственник которого неизвестен. В-третьих, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Производные способы - это способы не столько приобретения права, сколько перехода права от одного правообладателя к другому. Иначе, способы, имеющие место быть в тех случаях, когда субъект права, желающий приобрести объект недвижимости, должен учитывать кроме требований действующего законодательства наличие уже имеющегося правообладателя, его волю передать свои права и обязанности в том или ином объеме. Переход права на объект недвижимости может иметь место в результате сделки на отчуждение этой недвижимости либо в результате универсального или сингулярного правопреемства: