Несостоятельность (банкротство) отдельных юридических лиц в современных условиях
p align="left">Финансовое оздоровление вводится сроком до двух лет.
Определение финансового оздоровления суд выносит по решению собрания кредиторов при наличии ходатайства лиц, указанных в Законе о банкротстве (это общее правило), либо по собственной инициативе
Ходатайство о введении финансового оздоровления могут подать следующие субъекты:
· должник (посредством действий руководителя, которые должны быть основаны на решении вышестоящего органа юридического лица - корпорации либо органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия);
· учредители (участники) юридического лица - должника (принимая решение на собрании участников);
· любой из учредителей (участников) юридического лица - должника (выступая как третье лицо);
· орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия (по сути, это будет решение должника, поскольку речь может идти только о полномочиях действовать от имени должника);
· третьи лица (то есть любые субъекты: как любой из кредиторов, так и субъекты, кредиторами не являющиеся, а имеющие определенную заинтересованность в судьбе должника) Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие - М. Волтерс Клувер. 2006. - С. 126..
Названные субъекты по общему правилу обращаются с ходатайством к первому собранию кредиторов, для чего оно должно быть направлено временному управляющему и в арбитражный суд как минимум за 15 дней до даты проведения первого собрания кредиторов.
Для рассмотрения вопроса о целесообразности введения финансового оздоровления созывается общее собрание учредителей (участников) корпорации, на котором осуществляется голосование большинством голосов лиц, участвовавших в собрании Федеральный закон РФ № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 18.07.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190..
На собрании могут быть рассмотрены, в частности, следующие вопросы:
· о выполнении руководством должника своих обязанностей (если участники придут к выводу о том, что руководитель действовал недобросовестно либо недостаточно квалифицированно, его полномочия могут быть досрочно прекращены; соответственно собрание изберет нового руководителя);
· о конкретных сроках, в течение которых требования кредиторов могут быть удовлетворены, и порядке их удовлетворения (график погашения задолженности);
· о мероприятиях, которые планируется провести в рамках финансового оздоровления (план финансового оздоровления).Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). - М. Дело. 2003. - С. 57.
Вопрос о введении финансового оздоровления всегда решается арбитражным судом - либо на основании решения собрания кредиторов, либо без такового решения.
Решая вопрос о введении финансового оздоровления, арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления, которое может быть обжаловано, но подлежит немедленному исполнению. В этом определении должен быть указан срок финансового оздоровления, не превышающий 2 лет, и содержаться график погашения задолженности. Кроме того, в определении должна содержаться информация об обеспечении исполнения обязательств, если оно было: о виде обеспечения; лицах, предоставивших обеспечение; его размерах и способах реализации. На практике неизбежно возникает вопрос о последствиях отсутствия в определении суда указанной информации. На наш взгляд, это может являться основанием для отмены определения, однако целесообразным представляется толкование, в соответствии с которым при неуказании срока финансового оздоровления оно считается введенным на 2 года Рогожин Н. Банкротство: практика правоприменения// ЭЖ-Юрист. - 2004. - № 11. - С. 6..
При введении финансового оздоровления арбитражный суд выносит еще одно определение - о назначении административного управляющего Административный управляющий является арбитражным управляющим, действующим в течение финансового оздоровления. Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура // Адвокат. - 2003. - № 12. - С. 20.
Не более чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления. Телюкина М. Оздоровление по графику // ЭЖ-Юрист.- 2003. - № 30. - С. 7.
На основании рассмотрения отчета административный управляющий в течение 10 дней с момента получения отчета должника составляет свое заключение. В этом заключении делается вывод о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов.
Если должник не предоставил отчет, либо из документов следует, что не все реестровые требования удовлетворены (удовлетворить требования можно и после направления отчета - на момент его рассмотрения управляющим), административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое решает либо ввести внешнее управление, либо признать должника банкротом. Шатохина К.А. Банкротство предприятий // Безопасность бизнеса. - 2006. - № 1. - С. 11.
Внешнее управление представляет собой процедуру банкротства, которую также применяют к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Она не претерпела принципиальных изменений, из которых заслуживает быть отмеченным прежде всего расширение круга способов восстановления платежеспособности должника. Внешнее управление вводится сроком на 18 месяцев, может быть продлено собранием кредиторов на срок до 6 месяцев. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Мозолина В.П., Малеиной М.Н. - М. Норма. 2004. - С. 159. Определение о введении внешнего управления - выносится арбитражным судом, если платежеспособность должника может быть восстановлена путем активных мероприятий, предполагающих изменение в структуре производства и управления компанией. Отличительной особенностью данной процедуры является передача полномочий по управлению юридическим лицом - должником собранию (комитету) кредиторов и внешнему управляющему. Руководитель организации-должника отстраняется от выполнения своих обязанностей. Внешний управляющий может предложить для восстановления платежеспособности осуществить ряд мероприятий - перепрофилировать производство, произвести сокращение численности или штата работников, продать часть имущества организации-должника.
Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Данные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, а включение их в реестр требований кредиторов осуществляется на основании определения арбитражного суда. Впоследствии внешний управляющий, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и кредиторы, требования которых включены в реестр, могут предъявить свои возражения относительно требований кредиторов. Арбитражный суд обязан проверить их обоснованность и вынести определение о включении или об отказе включения указанных требований в реестр требований кредиторов. Прудникова Т.П. Внешнее управление: Финансово-экономические аспекты // Вестник ВАС РФ. - 2001. - № 3. - С. 24.
Помимо этого, внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договора должника, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора. Внешнему управляющему предоставляется три месяца с момента введения внешнего управления, с тем, чтобы отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.
Одной из основных обязанностей внешнего управляющего во внешнем управлении является разработка плана внешнего управления и осуществление мероприятий по его реализации. В течение одного месяца с момента своего утверждения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который затем представляется на утверждение собранию кредиторов. Сараев Д.В. Об отдельных полномочиях арбитражных управляющих при несостоятельности (банкротстве) юридических лиц // Законодательство и экономика. - 2005. - № 2. - С. 20.
Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления вместе с протоколом собрания представляется внешним управляющим в арбитражный суд. Однако в случае если в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не будет представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Горбунова Л.В., Кузнецов С.А. Некоторые вопросы продажи имущества должника в ходе конкурсного производства // Право и экономика. - 2003. - № 10. - С. 21.
Конкурсное производство вводится на срок до 1 года, однако указанный срок может быть продлен судом не более чем на шесть месяцев. При необходимости в исключительных случаях, например при возврате имущества и денежных средств должника, находящихся за границей, представляется логичным, что арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства сверх 18 месяцев.
Как показывает судебно-арбитражная практика, чаще всего основанием продления срока конкурсного производства является принятие мер к поиску и возврату имущества должника. Показателен следующий пример.
Решением Арбитражного суда г. Москвы ООО "Спартак" было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Позже срок конкурсного производства был продлен еще на шесть месяцев. Впоследствии в кассационной жалобе конкурсный управляющий ООО "Спартак" просил отменить судебные акты в части продления срока конкурсного производства, поскольку считал их необоснованными. Судебная коллегия не нашла оснований к их отмене.
Как видно из материалов дела, основаниями для продления срока конкурсного производства послужили два обстоятельства: арбитражным судом не был рассмотрен иск о признании сделки недействительной, кроме того, были проведены не все мероприятия, направленные на поиск и возврат недвижимого имущества. С этим выводом был согласен и суд кассационной инстанции. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2005. - № 7. - С. 22.
Основной задачей конкурсного производства является формирование конкурсной массы. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное имущество.
При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.
Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.
В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества.
Дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее - социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса.
Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления Матвеева Е.Н. Социально значимые объекты в конкурсном производстве // Законодательство и экономика. - 2006. - № 6. - С. 67..
Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.
После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.
В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.
В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.
Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Передача в собственность муниципального образования осуществляется с учетом фактического состояния без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной. Источниками финансирования содержания указанных объектов являются соответствующие бюджеты.
Средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу.
В Законе о банкротстве акцентируется внимание на необходимости проведения оценки имущества предприятия с целью определения его реальной рыночной стоимости и подсчета конкурсной массы. Акт оценки в некоторых случаях может оказать поддержку конкурсному управляющему при заключении сделки о продаже по соответствующей цене Дорохина Е.Г. Государственное регулирование в сфере банкротства // Право и экономика. - 2006. - № 2. - С. 11..
Оценке может быть подвергнут как весь бизнес должника, так и имущественный комплекс или имущество по категориям, что зависит от задач конкурсного производства. В общем случае оценка имущества должника проводится независимым оценщиком. Однако, если балансовая стоимость движимого имущества составляет менее чем сто тысяч рублей, на основании решения собрания или комитета кредиторов оценка может быть проведена без привлечения независимого оценщика.
При проведении оценки имущества должника - унитарного предприятия или должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, требуется также представление заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.
Следующий шаг конкурсного управляющего - продажа предприятия или имущества должника. Под предприятием в данном случае понимается единый имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Продажа предприятия (бизнеса) - наиболее сложная задача, которую приходится решать управляющему. Она требует привлечения высококвалифицированных специалистов - аудиторов, оценщиков, юристов и т.д. и является весьма трудоемкой по оформлению пакета документов для государственной регистрации сделки Телюкина М.В. Продажа предприятия в рамках внешнего управления. Проблемы нового правового регулирования // Законодательство. - 2003. - № 4. - С. 33..
Вместе с тем - это и наиболее благодарная задача, ведь при продаже бизнеса сохраняется предприятие, как хозяйствующий субъект, не возникает социального конфликта, потому что трудовой коллектив продолжает работать; как правило, сохраняется и предмет деятельности предприятия.
Нужно отметить, что продажа бизнеса приносит и ощутимые экономические выгоды кредиторам должника, так как действующее предприятие, «живое дело», как правило, стоит дороже, нежели сумма составляющих его имущественного комплекса, зачастую весьма изношенного.
Денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав предприятия, за исключением обязательств, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и могут быть переданы покупателю.
При продаже предприятия как имущественного комплекса все трудовые договоры сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.
Аналогичным образом происходит продажа имущества организации-должника. Однако, при этом необходимо учитывать следующее обстоятельство. В Законе о банкротстве сказано, что имущество должника продается по отдельности в том же порядке, который установлен для продажи предприятия должника как целого. Вместе с тем, для продажи предприятия как целого необходимо ходатайство собственника его имущества, а продажная цена в любом случае не может быть ниже цены, установленной собственником. Уже сейчас суды и управляющие активно сталкиваются с проблемой завышения собственником начальной стоимости, в результате чего продажа предприятия оказывается не осуществимой. Если же требование о минимальной цене продажи сохранить и для остального имущества должника, банкротство может застопориться притом, что эффективных путей преодоления данной коллизии практика пока не выработала. Встречается также проблема нежелания собственника имущества принимать какое-либо решение.
Важным вопросом, решаемым при ликвидации организации в процессе конкурсного производства, является увольнение работников предприятия-должника. При этом необходимо учитывать требования Трудового кодекса РФ о гарантиях увольняемым работникам. В частности о том, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.
Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина. Данная процедура в деле о признании должника банкротом не является новой для российского законодательства о несостоятельности. Еще Закон о банкротстве 1992 г. содержал положения, которые регулировали порядок принудительной ликвидации предприятия-должника по решению арбитражного суда. По мнению О.А. Никитиной, "конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга". Никитина О.А. О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований кредиторов при ликвидации должника // Хозяйство и право. - 1996. - № 6. - С. 42. Стоит заметить, что подобная позиция отражена и в Законе о банкротстве 2002 г.
Закон о банкротстве 2002 г. четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного производства, которые в значительной степени изменяют правовое положение должника.
Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, даже если срок исполнения указанных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие - М. Волтерс Клувер. 2006. - С. 72.
Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника.
В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Федеральный закон № 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3283.
В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам.
В-пятых, при открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Например, меры по обеспечению требований кредиторов действуют до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. В данной ситуации арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе налагать новые аресты на имущество должника, а также вводить иные ограничения по распоряжению его имуществом.
В-шестых, с момента открытия конкурсного производства могут быть предъявлены все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований:
· о признании права собственности;
· о взыскании морального вреда;
· об истребовании имущества из чужого незаконного владения;
· о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. - М. Юристъ. 2002. - С. 319-325.
В-седьмых, открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к ведению руководителя, если на стадии наблюдения и финансового оздоровления и в период внешнего управления отстранения руководителя должника от занимаемой должности произведено не было.
Наконец, введение процедуры конкурсного производства влечет утверждение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
По мнению И. Сныткова, одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Утверждение конкурсного управляющего происходит одновременно с принятием решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Снытков И. Применение законодательства о несостоятельности (банкротстве) // ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 29. - С. 6.
Собрание кредиторов принимает решение о введении конкурсного производства и об утверждении СРО (Саморегулируемая организация арбитражных управляющих - некоммерческая организация, которая удовлетворяет следующим признакам: основана на членстве; создана гражданами РФ; включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций; цели деятельности - регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих), из числа членов которой будет утвержден конкурсный управляющий большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Плешанова О. Хорошо контролируемое банкротство // ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 36. - С. 8.
Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны. В целях наиболее эффективного решения задач конкурсного производства законодатель наделяет конкурсного управляющего рядом правомочий, которые можно разделить на четыре группы:
· правомочия конкурсного управляющего по распоряжению имуществом предприятия-должника;
· правомочия конкурсного управляющего по формированию конкурсной массы;
· правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы;
· иные правомочия конкурсного управляющего при проведении конкурсного производства. Гражданское право. Часть первая. Учебник / Отв. ред. Мозолин В.П., Масляев А.И. - М. Юристъ. 2005. - С. 111.
Конкурсное производство завершается после окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим.
При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение должно быть в пятидневный срок представлено в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации должника - юридического лица. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие - М. Волтерс Клувер. 2006. - С. 67.
Так по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Самары к Товариществу с ограниченной ответственностью "Финансово-залоговая фирма "Юкон", г. Самара, возбуждено производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
Как следует из материалов дела, Товарищество с ограниченной ответственностью "Финансово-залоговая фирма "Юкон" признано несостоятельным на основании заявления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Самары по упрощенной процедуре в рамках банкротства отсутствующего должника.
Определение о завершении конкурсного производства в отношении должника вынесено по результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего о своей деятельности в порядке ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 119 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещены о судебном заседании в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении судом ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.
Замечания по отчету конкурсного управляющего арбитражному суду своевременно не были представлены.
При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд в соответствии со ст. 119 указанного Закона выносит определение о завершении конкурсного производства. Данное определение не подлежит обжалованию Извлечение из постановления ФАС Поволжского округа от 27 мая 2004 года по делу № А55-12155/02-22//Вестник ВАС РФ.- 2005.- № 6.- С.11..
Конкурсное производство считается завершенным с момента внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании имущественного спора на определенных ими условиях.
Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательств, уступку прав требования должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п., является, безусловно, наиболее желательным для должника способом окончания дела о банкротстве Рожкова М.А. Мировое соглашение в процедуре банкротства// Законодательство. - 2004. - № 2. - С. 17..
Анализ зарубежного законодательства позволяет утверждать, что процедуру мирового соглашения можно разделить на два основных типа: первое предусматривает договоренность между должником, кредиторами, а иногда и заинтересованными сторонами, направленную на восстановление платежеспособности должника. Второе предусматривает процедуру распределения средств от продажи имущества должника, отличную от применимой в конкурсном производстве.
Сторонами мирового соглашения являются должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
Закон о банкротстве 2002 г., так же как и Закон о банкротстве 1998 г., допускает участие в мировом соглашении третьих лиц. Речь идет о лицах, принимающих на себя часть обязательств должника либо обеспечивающих исполнение этих обязательств. После вступления мирового соглашения в силу такие лица становятся стороной мирового соглашения как гражданско-правового договора. Моисеев С.В. Мировое соглашение в арбитражном судопроизводстве // Российская юстиция. - 2003. - № 10. - С. 12.
Мировое соглашение заключается в письменной форме. Со стороны должника оно подписывается лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения. От имени кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или лицом, уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия.
Решение о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, что за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Основным обязательным условием, при соблюдении которого арбитражный суд утверждает мировое соглашение, является погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей, т.е. по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, и вознаграждений по авторским договорам. Никитина О.А. Мировое соглашение // Вестник ВАС РФ. - 2001. - № 3. - С. 39.
Мировое соглашение вступает в силу немедленно после его утверждения; с этого момента начинается и его реализация, т.е. погашение задолженности в соответствии с условиями мирового соглашения. В литературе по поводу этого положения существует мнение о его неточности. Так, по словам М.В. Телюкиной, "неточность состоит в том, что далеко не всегда есть необходимость в немедленном погашении задолженности перед кредиторами. Точнее была бы формулировка, в соответствии с которой после утверждения мирового соглашения указанные субъекты должны приступить к его исполнению (которое может предусматривать начало погашения задолженности по истечении определенного времени)".
Закон о банкротстве употребляет термин "процедуры банкротства" условно, так как процедурой банкротства в точном смысле слова является лишь конкурсное производство, которое применяется к должнику, признанному арбитражным судом банкротом. Остальные процедуры не являются в точном смысле слова процедурами банкротства, так как применяются к должнику, еще не признанному банкротом (например, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление), либо реализуются за пределами производства по делу о банкротстве (например, мировое соглашение) Степанищев В.Ф., Гусев А.Г. Особенности применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Российская юстиция. - 2006. - № 2. - С. 22..
Каждая из процедур банкротства имеет свою цель, содержание и сроки реализации. Независимо от вида процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику (за исключением мирового соглашения), их целью является анализ финансового состояния должника, формирование реестра требований кредиторов и подготовка отчета арбитражного управляющего для собрания кредиторов и арбитражного суда.
2.2 Банкротство отсутствующего должника
Нельзя оставить без внимания такую проблему как отсутствующие должники. Через уполномоченный орган и арбитражный суд проходит огромное количество отсутствующих должников. На каждое из этих предприятий должен быть назначен арбитражный управляющий, который получает зарплату, а также требуется оплатить судебные издержки и т.д. Финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению федерального органа исполнительной власти Правительством Российской Федерации. Представлять в делах о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам осуществляется в соответствии со сметой расходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета. Постановление Правительства РФ № 573 от 21 октября 2004 г. «О порядке финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 44. - Ст. 4347.
Уполномоченный орган в 2-недельный срок с даты представления конкурсным управляющим документов, подтверждающих его право на компенсацию расходов в связи с проведением процедуры банкротства отсутствующего должника, но не ранее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации отсутствующего должника, осуществляет компенсацию фактических расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства в соответствии с перечнем расходов, подлежащих компенсации. Уполномоченный орган осуществляет компенсацию только фактических расходов конкурсного управляющего. Приказ ФНС, Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10 марта 2005 г. № САЭ-3-19/80@/53/34н «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. № 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 17. - С. 21.
Основная масса дел о несостоятельности (банкротстве) отсутствующих должников, возбуждалась ранее по инициативе налоговых органов. По состоянию на 01.01.2003г. в процедуре банкротства находилось 4369 отсутствующих должников, признанных арбитражным судом банкротами, на 01.01.2004г. - 1801, в настоящее время - около 1500 отсутствующих должников находятся в завершающей стадии ликвидации в рамках конкурсного производства. С начала 2003 года процедуры банкротства отсутствующих должников не инициировались, в связи с тем, заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Егоров А.В. Некоторые проблемы опубликования сведений, связанных с банкротством (на примере отсутствующего должника) // Вестник ВАС РФ. - 2003. - № 8. - С. 100.
Одной из важнейших проблем, решаемых законодательством о банкротстве, является выведение из государственного реестра юридических лиц так называемых «отсутствующих должников» - компаний, прекративших свою деятельность, не имеющих персонала и не взаимодействующих с фискальными органами.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности.
К отсутствующим должникам Закон о банкротстве относит юридические лица, которые фактически прекратили свою деятельность, в том числе не проводят текущие платежи в течение длительного времени, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.
Так, Инспекция Министерства по налогам и сборам России по г. Жигулевску Самарской области (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "Старт" (далее - должник), поскольку последнее в нарушение ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 76 Положения о бухгалтерском учете не представляет отчетность о финансово-хозяйственной деятельности, другие документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов, что является основанием для ликвидации ответчика в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, должник является юридическим лицом, учрежденным тремя физическими лицами.
Представленные истцом доказательства о финансово-хозяйственной деятельности ответчика, неоднократное направление в адрес ответчика судебных актов по настоящему делу, которые возвращались органами почтовой связи с отметками об отсутствии ответчика по указанным адресам, позволили охарактеризовать Общество с ограниченной ответственностью "Старт" как отсутствующего должника.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления им деятельности с неоднократным или грубыми нарушениями закона.
Таким образом, вывод суда о том, что в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо, имеющее органы управления и учредителей, а не отсутствующий должник, соответствует материалам дела Извлечение из постановления ФАС поволжского округа от 18 января 2005 года по делу №А55-3904/04-51// Вестник ВАС РФ.- 2006.- № 1.-С.61..
Если имущество должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, арбитражный суд может установить отсутствие или недостаточность имущества для покрытия указанных расходов из баланса должника, представленного по запросу суда государственной налоговой службой. Химичев В.А. Защита прав кредиторов при банкротстве - М. Волтерс Клувер. 2005. - С. 76.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд конкурсного кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором.
Как правило, арбитражный суд в трехмесячный срок с момента принятия к производству заявления о признании должника банкротом его рассматривает и принимает решение по делу. В отношении отсутствующего должника Закон предусматривает сокращенный срок рассмотрения дела - двухнедельный, так как в отношении отсутствующего должника не вводится процедура наблюдения и внешнего управления. Особенности рассмотрения дел в арбитражном процессе: практическое пособие / Отв. ред. Арифулин А.А., Решетникова И.В. - М. Норма. 2005. - С. 78.
Государственный орган по банкротству и финансовому оздоровлению обязан в недельный срок после поучения решения арбитражного суда о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства представить кандидатуру конкурсного управляющего. Вместе с тем, арбитражный суд, в случае отсутствия такой кандидатуры, вправе назначить конкурсным управляющим сотрудника государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.