Рефераты

Несостоятельность (банкротство) отдельных юридических лиц в современных условиях

p align="left">Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника. Указанные кредиторы в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования.

Конкурсный управляющий, помимо указанного уведомления, должен публиковать сведения о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного.

Если в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий обнаружит имущество (как минимум имущество должника - юридического лица должно позволить покрыть судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения конкурсному управляющему) должника, то он вправе ходатайствовать о прекращении упрощенной процедуры и переходе к общим процедурам банкротства. При наличии такого ходатайства арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства. Особенности рассмотрения дел в арбитражном процессе: практическое пособие / Отв. ред. Арифулин А.А., Решетникова И.В. - М. Норма. 2005. - С. 79.

При наличии имущества у отсутствующего должника, конкурсный управляющий осуществляет расчеты с кредиторами. Практика показывает, что имущество у такого должника, как правило, отсутствует.

При обнаружении конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника и после его продажи, прежде всего вырученная сумма идет на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему. После чего, требования кредиторов в отношении отсутствующих должников - юридических лиц удовлетворяются.

Кредиторы вправе оспорить в арбитражном суде полное или частичное отклонение конкурсным управляющим заявленных ими требований, либо очередность их удовлетворения, но до момента утверждения ликвидационного баланса Кузнецов Н.В. Очередность удовлетворения требований кредиторов // Право и экономика. - 2003. - № 6. - С. 43..

Возникает вопрос о том, кто будет утверждать составленный конкурсным управляющим ликвидационный баланс. Ответа нет, так как собрание (комитет) кредиторов при банкротстве отсутствующего должника не созывается, а на арбитражный суд такой обязанности не возложено Законом.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его в арбитражный суд вместе с отчетом о своей деятельности.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий представляет определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение десяти дней с момента вынесения указанного определения.

Полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а отсутствующий должник - юридическое лицо ликвидированным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие - М. Волтерс Клувер. 2006. - 89 с.

2.3 Банкротство ликвидируемого должника

По общему правилу юридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии с положениями, закрепленными в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. (в ред. от 27.07.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301. Каковы же особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника. Конкурсным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора. Особенностью назначения конкурсного управляющего при банкротстве ликвидируемого должника является то, что обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены арбитражным судом на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего.

Анализ Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что при банкротстве ликвидируемого должника конкурсным управляющим может быть назначено лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Ведь председатель ликвидационной комиссии нередко будет являться физическим лицом, не занимающимся предпринимательской деятельностью.

Хотелось бы обратить внимание на иной срок предъявления требований кредиторов к ликвидируемому должнику.

В течение месячного срока, после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства, кредитор вправе предъявить к нему свои требования. Петрова Д.А. Банкротство ликвидируемого должника // Юрист. - 2003. - № 3. - С. 11.

Банкротству ликвидируемого должника присуща упрощенная процедура. Если у юридического лица отсутствует задолженность перед кредиторами или по обязательным платежам, то суд по заявлению конкурсного управляющего вправе завершить досрочно процедуру банкротства Жане А.А. Ликвидация или банкротство // Право и экономика. - 2005. - № 12. - С. 11..

ГЛАВА 3. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ОТДЕЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1 Несостоятельность (банкротство) градообразующих организаций

Среди субъектов предпринимательской деятельности особое место занимают организации, относящиеся к числу градообразующих и крупных (социально значимых).

Под градообразующими в Законе о банкротстве 2002 г. понимаются такие юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности населения соответствующего населенного пункта. При этом под населенным пунктом, в котором расположена градообразующая организация, понимается населенный пункт, обладающий правами отдельной административной единицы. Если должник имеет филиалы, представительства, расположенные вне места его нахождения, учету подлежат все работники данной организации, постоянно проживающие в городе, поселке, а также все работающие в этой организации независимо от места их проживания П. 32 информационного письма ВАС РФ от 6 августа 1999 г. № 43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в судебной практике». // Вестник ВАС РФ. - 1999. - № 10. - С. 22.. Законодатель относит также к числу градообразующих организации, численность работников которых превышает 5 тыс. человек (п. 2 ст. 169 Закона о банкротстве 2002 г.).

Следует заметить, что доказательства, подтверждающие статус градообразующей организации или наличие у организации соответствующей численности работников, представляются арбитражному суду самим должником.

Интересен тот факт, что в законодательстве зарубежных стран, регулирующем отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятий, отмечается различный подход к вопросу о необходимости выработки специальных правил в отношении отдельных категорий должников. Так, Закон для урегулирования порядка производства по делам о несостоятельности от 5 октября 1994 г., действующий в Германии, не содержит каких-либо особенностей применительно к отдельным категориям юридических лиц. Напротив, в Кодексе о банкротстве США (1978 г.) содержатся указания на особенности процедур ликвидации отдельных категорий должников - юридических лиц, а именно: кредитных организаций, биржевых брокеров, брокеров по продаже и т.д. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. Витрянского В.В. - М. Статут. 2003. - С. 87.

Несостоятельность (банкротство) градообразующей организации может повлечь серьезные социальные последствия. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве, соответствующего органа местного самоуправления. Кроме этого, арбитражным судом к процессу о несостоятельности могут быть привлечены федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъекта РФ.

При условии представления поручительства указанных органов по обязательствам должника арбитражный суд может ввести внешнее управление в отношении градообразующей организации даже в том случае, если собранием кредиторов не принято решение о его введении.

Помимо этого, по ходатайству названных органов финансовое оздоровление и внешнее управление могут быть продлены арбитражным судом на срок не более одного года (ст. 172 Закона о банкротстве 2002 г.). Поручительство представляет собой одностороннюю обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Законодатель закрепляет достаточно детальные требования к поручительству, выдаваемому Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Во-первых, поручительство должно быть представлено арбитражному суду в письменной форме. Во-вторых, в заявлении о поручительстве должны быть указаны сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности. В-третьих, к поручительству прилагаются документы, подтверждающие факт включения обязательств по поручительству в соответствующий бюджет. Кроме того, расчеты с кредиторами должны производиться в соответствии с графиком погашения задолженности. Обращает на себя внимание тот факт, что если по общему правилу график погашения задолженности предусматривается в рамках финансового оздоровления, то применение его при осуществлении внешнего управления в отношении градообразующей организации отражает специфику правового регулирования отношений с участием данного объекта Ткачев В.Н. Правовое регулирование несостоятельности градообразующих организаций // Законодательство и экономика. - 2005. - № 6. - С. 11..

Наличие поручительства является дополнительной гарантией защиты прав как лиц, предоставивших его, так и кредиторов, а также уполномоченных органов. Так, орган местного самоуправления, соответствующий федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, представившие поручительство по обязательствам должника, вправе определять требования к кандидатуре внешнего управляющего и направлять их в СРО арбитражных управляющих (п. 2 ст. 171 Закона о банкротстве 2002 г.). Вместе с тем нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих 1/3 всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения дела по признанию должника банкротом и открытия конкурсного производства.

В процессе внешнего управления может быть осуществлена продажа предприятия как единого имущественного комплекса, для того чтобы удовлетворить требования кредиторов. Причем при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ продажа предприятия-должника производится исключительно путем проведения конкурса, обязательными условиями которого являются:

а) сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников, занятых на предприятии на момент его продажи;

б) сохранение этой обязанности в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.

Приоритет при реализации имущества градообразующей организации, отдаваемый продаже предприятия как единого имущественного комплекса, прослеживается и в том случае, если градообразующая организация признана банкротом (п. 1 ст. 176 Закона о банкротстве 2002 г.): на первых торгах конкурсный управляющий должен предложить к продаже предприятие как единый имущественный комплекс. И только в том случае, если имущество не будет продано, оно подлежит продаже на открытых торгах Ермолова Г. Реализация имущества должника // ЭЖ-Юрист. - 2006. - № 1. -С. 5..

Следует заметить, что законодатель в отношении градообразующей организации до окончания внешнего управления предусматривает и иные способы (помимо денежных средств, вырученных от продажи предприятия) удовлетворения требований кредиторов. В частности, речь идет о заключении соглашения об отступном, о новации обязательства и т.д. (ст. ст. 409, 414 ГК РФ) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный)/Под ред. Садикова О.Н. издание третье, исправленное, дополненное и переработанное. - М. Инфра-М. 2005. - С. 564..

В случае удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника - градообразующей организации подлежит прекращению.

3.2 Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций

Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве характеризуется особенностями, которые в обязательном порядке должны учитываться законодателем при решении многих вопросов, включая налогообложение и процедуры банкротства Калинина Л. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций // Хозяйство и право. - 1998. - № 7. - С.13..

Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций имеет особенности, касающиеся, во-первых, характера их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земли, во-вторых, сезонного характера аграрного производства и, в-третьих, зависимости результатов деятельности от природных факторов.

Согласно Закону о банкротстве под сельскохозяйственной организацией следует понимать юридическое лицо, основным видом деятельности которого являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции Беляева З. Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России. Правовые вопросы. - М. Бек. 1996. - С. 48.. Это один из критериев признания сельскохозяйственной организации в качестве таковой. Другой критерий касается стоимостного выражения общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции в данной организации, который не может быть менее 50% общей суммы выручки (ст. 177 Закона о банкротстве). Только наличие двух этих критериев позволяет сделать вывод о том, что речь идет о сельскохозяйственной организации и, следовательно, в этом случае применимы положения Закона о банкротстве 2002 г., касающиеся особенностей процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций.

Особенности процедур банкротства применяются также к рыболовецким артелям, но лишь к тем, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки.

Следует заметить, что Закон о банкротстве содержит прямое указание на то, что при анализе финансового состояния должника в период наблюдения должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены должником по окончании периода сельскохозяйственных работ (п. 1 ст. 178).

Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции (п. 2 ст. 178 Закона о банкротстве).

Общество с ограниченной ответственностью "Агропроминвест" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании Колхоза "Коммунар" несостоятельным.

Заявление обусловлено наличием внешних признаков несостоятельности.

В процессе рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику от Колхоза "Коммунар" и Общества "Агропроминвест" поступили заявления об утверждении судом мирового соглашения в редакции, представленной сторонами.

Согласно п. 2 ст. 150 Федерального закона "О несостоятельности" решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов.

Положения названной нормы должны толковаться системно с учетом иных положений законодательства о несостоятельности.

Следовательно, для проведения собрания кредиторов необходимо соблюдать предусмотренный порядок оповещения кредиторов должника.

Таким образом, решение о заключении мирового соглашения может быть принято кредиторами не ранее чем в процедуре наблюдения на первом собрании кредиторов, относительно которого ст. ст. 71 - 74 Закона о банкротстве установлен специальный порядок.

С учетом этого судебная инстанция обоснованно ввела процедуру наблюдения, не рассматривая заявление должника и одного из конкурсных кредиторов об утверждении мирового соглашения до проведения первого собрания кредиторов Извлечение из постановления ФАС Поволжского округа от 16 февраля 2006 года по делу № А55-5602/05-38//Вестник ВАС РФ.- 2006.- № 5.- С.44..

В зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ поставлена и продолжительность внешнего управления: внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Однако указанный срок не должен превышать максимально допустимого законом срока для реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности, более чем на три месяца.

При определенных обстоятельствах (если в период финансового оздоровления или внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями) срок внешнего управления может быть продлен еще на один год.

Следует заметить, что законодатель закрепляет положения, устанавливающие особенности продажи имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации (ст. 179 Закона о банкротстве).

Прежде всего арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника как единый имущественный комплекс.

Преимущественным правом приобретения имущества должника по оценочной стоимости законодатель наделяет лиц, занимающихся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, владеющих земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника; Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № 1081 "Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций" предписывается учитывать данные балансов сельскохозяйственных организаций за последние 3 - 5 лет для реальной оценки их финансового состояния Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 45. - Ст. 4336.. Это касается хозяйствующих субъектов агропромышленной сферы, расположенных в зонах влияния неблагоприятных природных и эпидемиологических факторов, финансовое состояние которых в связи с этим ухудшилось.

Дополнительно законодатель предусматривает, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся сельскохозяйственной организации преимущественное право на их приобретение имеют сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности.

3.3 Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

Закон о банкротстве 2002 г. относит кредитные организации наряду со страховыми организациями, а также с профессиональными участниками рынка ценных бумаг к числу финансовых организаций (§ 4 гл. IX).

При этом п. 1 ст. 180 определяет, что к отношениям, связанным с банкротством указанных субъектов, Закон о банкротстве 2002 г. применяется в части, не урегулированной законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие от большинства других коммерческих организаций кредитные организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять банковские операции и совершать определенные сделки.

Поэтому в случае банкротства кредитной организации возникающие в связи с этим отношения регулируются Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 9. - Ст. 1097. (далее - Закон о банкротстве кредитных организаций) и лишь в части, им не урегулированной, подлежит применению Закон о банкротстве 2002 г.

Необходимо отметить, что под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций). Важной новеллой Закона о банкротстве кредитных организаций является расширение понятия обязательных платежей. Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты Панкратов С.С. О взаимодействии государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» с правоохранительными органами в процессе конкурсного производства и ликвидации кредитных организаций // Банковское право. - 2006. - № 1. - С. 14..

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения или если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей.

Кроме того, требования к кредитной организации в совокупности должны составлять не менее тысячекратного минимального размера оплаты труда.

Особенностью возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности кредитной организации является тот факт, что заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято лишь после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций (п. 2 ст. 181 Закона о банкротстве).

Отзыв лицензии производится Банком России либо по своей инициативе, либо по заявлению должника, кредиторов (в том числе граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада или договору банковского счета) и уполномоченных органов.

Основаниями для отзыва лицензии у кредитной организации могут служить, в частности, установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия, задержка начала банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи, установление фактов недостоверности отчетных данных, осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных лицензией, и т.д. Перечень оснований, закрепляемых в ст. 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492., является закрытым.

Соответствующие лица вправе направить в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при наступлении признаков ее банкротства, приложив к заявлению документы, доказывающие наличие неисполненных денежных обязательств у кредитной организации и обязанностей по уплате обязательных платежей. В случае непоступления в течение двух месяцев ответа от Банка России указанные лица могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.

Однако даже при наличии надлежаще оформленного заявления судья до отзыва лицензии не вправе возбуждать дело о банкротстве. На основании поступившего заявления он сообщает об этом Банку России и предлагает представить заключение о целесообразности отзыва лицензии.

При наличии определенных обстоятельств Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

К числу данных обстоятельств могут быть отнесены следующие:

- достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2% Конищева Т. Банки укрепят балансы // Российская газета. - 2005. - 22 февр.. Интересен тот факт, что в ряде стран норматив достаточности капитала банков по сравнению с РФ является более высоким. Так, в Индии и Южной Корее он составляет 10%, в Бразилии - 11%, в Польше и на Украине - 15%;

- размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации Письмо ЦБ РФ от 23 октября 2002 г. № 141-Т «О минимальном значении размера уставного капитала, определяемого в целях применения пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» // Вестник Банка России. - 2003. - № 1. - С. 22.;

- кредитная организация не исполняет в срок требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

- кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, составляющие в совокупности не менее тысячекратного МРОТ.

В настоящее время в законодательстве четко прослеживается тенденция к повышению роли Банка России при осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. Так, законом на кредитные организации налагается ряд ранее не предусмотренных обязанностей. В частности, кредитные организации должны со дня возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства предварительно уведомить Банк России о собраниях (заседаниях) их органов управления, с тем чтобы Банк России своим решением мог направить наблюдателя для участия в заседании. Наблюдатель участвует в собраниях (заседаниях) органов управления кредитной организации без права голоса, однако ему предоставлено право знакомиться с материалами и документами, рассматриваемыми в заседании. Кроме того, кредитная организация обязана сообщать Банку России о ряде сделок в пятидневный срок со дня их совершения. Речь идет о сделках с заинтересованными или аффилированными лицами; сделках по распоряжению имуществом свыше 1% балансовой стоимости имущества кредитной организации; сделках, связанных с созданием юридических лиц или приобретением прав участия в действующих юридических лицах Анохин В. Предупреждение банкротства и восстановление платежеспособности несостоятельного должника // Хозяйство и право. - 2006. - № 1. - С. 17..

Следует заметить, что законодатель устанавливает особенности применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принять необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению ее банкротства П. 1.1 Инструкции ЦБ РФ от 12 июля 1999 г. № 84-И «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» // Вестник Банка России. - 1999. - № 42-43. - С. 25..

В законодательстве перечислены случаи, при наступлении которых кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принимать соответствующие меры по предупреждению банкротства кредитной организации, а именно:

- неоднократное неудовлетворение банком на протяжении последних шести месяцев требований кредиторов по денежным обязательствам или неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счете банка; допущение кредитной организацией абсолютного снижения величины собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

- нарушение норматива текущей ликвидности кредитной организации в течение последнего месяца более чем на 10% и т.д.

Согласно действующему российскому законодательству до дня отзыва лицензии могут быть реализованы следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

- финансовое оздоровление;

- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

- реорганизация кредитной организации.

В ранее действовавшем законодательстве РФ существовала такая процедура, как реструктуризация кредитной организации, под которой понимался комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций. В Постановлении КС РФ от 3 июля 2001 г. № 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в связи с жалобами ряда граждан" было указано, что реструктуризация кредитных организаций не является процедурой банкротства, - это специальная внесудебная процедура, направленная на восстановление платежеспособности кредитной организации: причем решение о ликвидации кредитной организации принимается только в случае, если будет установлена невозможность финансового оздоровления Попов А.В. Финансовое оздоровление как новая процедура банкротства// Законодательство. - 2003. - № 4. - С. 12..

Финансовое оздоровление. При определении основных целей мероприятий по финансовому оздоровлению законодательство исходит, во-первых, из необходимости восстановления собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, во-вторых, из установления факта возврата кредитной организации к нормальной и устойчивой работе Письмо ЦБ РФ от 30 апреля 1997 г. № 443 «О методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями» // Вестник Банка России. - 1997. - № 28. - С. 18..

В этих целях могут осуществляться разнообразные меры, к примеру оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, изменение структуры активов и пассивов кредитной организации, изменение организационной структуры кредитной организации и т.д. Так, финансовая помощь кредитной организации может быть оказана в форме размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов в размере ставки рефинансирования Банка России, путем предоставления поручительств, банковских гарантий по кредитам для кредитной организации либо отсрочки или рассрочки платежа и т.д. Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться путем либо изменения состава и численности сотрудников кредитной организации, либо изменения структуры, сокращения и ликвидации обособленных и иных структурных подразделений банка.

Если на основании данных отчетности кредитной организации или по результатам проверки, проведенной Банком России, выявлено, что величина собственных средств (капитала) кредитной организации оказалась меньше размера ее уставного капитала, Банк России обязан направить требование о приведении в соответствие размера уставного капитала и величины ее собственных средств (капитала). В случае если у кредитной организации нет возможности увеличить размер собственных средств (капитала), то она обязана уменьшить размер уставного капитала до величины, не превышающей величины ее собственных средств (капитала) П. 3 Указания ЦБ РФ от 24 марта 2003 г. № 1260-У «О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций» // Вестник Банка России. - 2001. - № 55. - С. 19..

Временная администрация. В определенных случаях Банк России вправе назначить специальный орган управления кредитной организацией - временную администрацию Гл. 2 Положения ЦБ РФ от 26 ноября 2003 г. № 241-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией» // Вестник Банка России. - 2004. - № 1. - С. 26., которая полностью либо частично будет осуществлять полномочия исполнительных органов банка. Так, временная администрация может быть назначена:

- если кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения или исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на счетах;

- если кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;

- если имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций и т.д.

В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. Временная администрация вправе выполнять различные функции: обследование кредитной организации, установление наличия оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, участие в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контроль за их реализацией, контроль за распоряжением имуществом и принятием мер по его сохранению.

Временная администрация назначается на срок не более шести месяцев. Если к моменту окончания срока действия временной администрации по-прежнему имеются основания для ее назначения, то временная администрация направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление ею банковских операций.

Вместе с тем возможен и иной результат деятельности временной администрации: устранение причин, послуживших основанием для ее назначения. Эта ситуация является основанием для восстановления полномочий исполнительных органов кредитной организации.

Реорганизация кредитной организации. Еще одной мерой по предупреждению банкротства, осуществления которой Банк России вправе требовать от кредитной организации, является реорганизация. Данная мера может вводиться:

- если кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из нормативов, установленных Банком России;

- если кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20% и т.д.

Определенную специфику имеют и процедуры банкротства, применяемые к кредитной организации-должнику. Действующее законодательство не предусматривает возможности применения к кредитным организациям процедур наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения, а реабилитационные мероприятия осуществляются в рамках мер по предупреждению несостоятельности (банкротства).

Наличие признаков несостоятельности кредитной организации является основанием для признания ее банкротом и открытия конкурсного производства.

Важной новеллой действующего законодательства в этой сфере является введение новой системы конкурсного управления. Ранее существовавшая система показала ограниченность возможностей арбитражных управляющих - индивидуальных предпринимателей при банкротстве кредитных организаций. В настоящее время конкурсным управляющим может быть либо специализированный орган - Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство), либо аккредитованное Банком России физическое лицо. Законодатель признает необходимость государственного участия в контроле за процессом осуществления процедуры конкурсного производства в отношении кредитной организации. Агентство обеспечивает такое государственное участие путем решения задач двоякого рода: во-первых, задач конкурсного производства (специальных задач), во-вторых, задач общего характера, направленных на выявление причин и условий, вызвавших банкротство кредитной организации, разработку предложений по предупреждению банкротства в банковской системе.

Интересен тот факт, что в зарубежном законодательстве важную роль в организации процесса воздействия на банки играют системы депозитарного страхования. Так, к числу основных задач Фонда страхования вкладов частных банков в Германии относится оказание необходимой помощи в интересах вкладчиков и недопущение снижения доверия к частным кредитным учреждениям.

Согласно действующему российскому законодательству в случае виновного причинения убытков кредитной организации в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Агентством возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего оно возмещает убытки за счет собственных средств.

Наряду с Агентством в роли конкурсного управляющего может выступать аккредитованное Банком России физическое лицо. Оно осуществляет свои функции в отношении кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Порядок и основания аккредитации таких лиц, продление срока действия или аннулирование аккредитации, переоформление и др. регулируются Положением ЦБ РФ от 14 декабря 2004 г. № 265-П "Об аккредитации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций" Вестник Банка России. - 2005. - № 7. - С. 28..

Убытки, причиненные таким конкурсным управляющим в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, возмещаются за счет его имущества и обязательного страхования его ответственности на случай причинения таких убытков.

Особенностями в рамках конкурсного производства обладает порядок установления требований конкурсных кредиторов: кредиторы вправе предъявлять требования к кредитной организации в любой момент в период действия временной администрации, а также в ходе конкурсного производства. Порядок подготовки и проведения первого собрания кредиторов также отличается определенной спецификой: в отличие от общего порядка, в рамках которого проведение первого собрания кредиторов осуществляется на стадии наблюдения, в отношении кредитной организации оно осуществляется при проведении конкурсного производства. В соответствии с этим цели и задачи первого собрания кредиторов становятся практически иными.

Кроме того, имеется определенная специфика и в порядке удовлетворения требований кредиторов. Так, требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", относятся к первой очереди Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник ВАС РФ. - 2005. - № 3. - С. 33.. Следует заметить, что удовлетворение требований кредиторов первой очереди осуществляется в два этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат. При этом на осуществление предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации Сокол П. Выплаты по вкладам в банках, признанных банкротами // Право и экономика. - 2004. - № 12. - С. 39..

После начала расчетов с кредиторами первой очереди в порядке предварительных выплат конкурсный управляющий не реже одного раза в три месяца публикует информацию о ходе конкурсного производства.

После составления и закрытия реестра конкурсный управляющий не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства должен составить промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества кредитной организации, отражающий все изменения активов и пассивов, перечень предъявленных кредиторами требований и т.д. В настоящее время действует Положение Банка России о порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса Положение ЦБ РФ от 4 октября 2000 г. № 125-П «О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка России» // Вестник Банка России. - 2000. - № 55. - С. 33..

3.4 Несостоятельность (банкротство) страховых организаций

Страховой организацией (страховщиком) признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданное для осуществления деятельности, связанной с формированием специальных денежных фондов страховых резервов, которые необходимы для предстоящих страховых выплат (ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 56.).

Страховые организации могут быть созданы в форме как коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Так, в качестве некоммерческих организаций создаются общества взаимного страхования, а также различные внебюджетные фонды в целях осуществления обязательного государственного страхования (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования).

По общему правилу специфика страхового общества заключается в страховании имущества и иных имущественных интересов членов этого общества. Законодатель устанавливает исключение, касающееся деятельности обществ взаимного страхования: им разрешается осуществлять страхование имущественных интересов лиц, не являющихся членами общества (п. 5 ст. 968 ГК РФ).

Основанием для возбуждения дела о банкротстве страховой организации является заявление, поданное в порядке, установленном Законом о банкротстве и АПК РФ. Заявление о признании страховой организации банкротом может быть подано самой организацией, конкурсным кредитором, уполномоченным органом.

Особенностью субъектного состава отношений, возникающих при несостоятельности (банкротстве) страховой организации, является то, что при рассмотрении в арбитражном суде дела о банкротстве участвует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью.

Должник или конкурсный кредитор обязаны уведомить данный орган о введении наблюдения или конкурсного производства в отношении должника - страховой организации в течение 10 дней с даты их введения.

В качестве одной из мер, направленных на восстановление платежеспособности должника - страховой организации, законодатель предусматривает продажу имущественного комплекса (предприятия) данной организации в ходе внешнего управления по правилам, предусмотренным ст. 110 Закона о банкротстве 2002 г. Вместе с тем дополнительно закрепляются специальные положения, касающиеся условий продажи имущественного комплекса страховой организации.

Во-первых, покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

Во-вторых, к покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил.

Представляется, что продажа страховой организации как имущественного комплекса должна производиться на закрытых торгах, поскольку покупателем должника (как это было отмечено выше) является исключительно страховая организация Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. Витрянского В.В. - М. Статут. 2003. - С. 97.. Вместе с тем, как отмечается в правовой литературе рядом авторов, планом внешнего управления могут быть предусмотрены и открытые торги, так как форма торгов устанавливается именно этим планом (ст. ст. 86, 145 Закона о банкротстве) Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Указ. соч. - С. 219..

Следует заметить, что продажа имущественного комплекса страховой организации возможна и на стадии конкурсного производства.

В этом случае требуется согласие покупателя принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом, так как именно покупатель будет нести все обязательства по таким договорам перед страхователями. Во всех иных случаях страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, которые заключены страховой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил до даты принятия решения о признании страховой организации банкротом, имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования (п. 2 ст. 185 Закона о банкротстве).

Страхователи (выгодоприобретатели) по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать осуществления страховой выплаты (п. 3 ст. 185 Закона о банкротстве).

В целях защиты прав кредиторов страховой организации законодателем устанавливается специальный порядок удовлетворения их требований, отнесенных к четырем очередям. Закон о банкротстве 2002 г. закрепляет приоритет требований граждан-кредиторов по договорам обязательного личного страхования (их требования подлежат удовлетворению в первую очередь) перед требованиями кредиторов по иным договорам обязательного страхования (требования данных кредиторов удовлетворяются во вторую очередь). В третью очередь объединены требования кредиторов-страхователей (выгодоприобретателей), в том числе тех, которые имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора страхования и сроком, в течение которого действовал договор страхования. И, наконец, в четвертую очередь удовлетворяются требования всех иных кредиторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воздействие на должника на различных этапах процесса о несостоятельности осуществляется с помощью различных мер, прямо предусмотренных законом. Первоначально, на этапе возбуждения производства по делу, это обеспечительные меры (наложение арестов на имущество должника, отстранение его от управления, анализ и установление финансового положения должника и др.); при наличии возможности восстановления платежеспособности должника - это восстановительные меры (меры по перепрофилированию производства, продаже предприятия должника, меры, осуществляемые в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов, меры по признанию ряда сделок должника недействительными и т.д.) и, наконец, ликвидационные меры, применяемые на основании решения о признании должника несостоятельным (банкротом), направленные на выявление дебиторской задолженности должника, формирование конкурсной массы, ее реализации, а также меры по удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством.

Таким образом, процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

1. В российском законодательстве термины "несостоятельность" и "банкротство" употребляются как синонимы. Это положение отражает российскую специфику и не полностью отвечает мировой практике, поскольку в законодательстве ряда других стран термин "банкротство" имеет более узкое значение, подразумевающее совершение должником уголовно наказуемого деяния, наносящего ущерб кредиторам. Термин же "несостоятельность" имеет более широкое значение и обозначает удостоверенную решением соответствующего судебного органа неспособность лица погасить свои долговые обязательства.

2. На фоне оживленных дискуссий возникла проблема определения наиболее разумного, отвечающего интересам как должника, так и кредиторов размера минимальной суммы требований к должнику.

Думается, закрепление в действующем законодательстве минимального размера задолженности в качестве необходимого условия инициирования дела о банкротстве является вполне обоснованным. Однако при этом следовало бы использовать так называемый дифференцированный подход, в соответствии с которым для субъектов предпринимательской деятельности в зависимости от их правового статуса и вида деятельности применялся бы разный размер задолженности.

Законодательное закрепление данного подхода было бы актуальным и для крупных предприятий, для которых неисполнение небольшого по размеру обязательства является скорее случайностью, нежели стабильной закономерностью, и для субъектов малого предпринимательства, для которых соответствующий размер задолженности выступал бы в качестве льготного условия осуществления предпринимательской деятельности.

3. Необходимо отметить, что Закон о банкротстве 2002 г. связывает несостоятельность с невозможностью удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Такой признак банкротства, как неисполнение обязательства в полном объеме, значительно снижает возможность инициировать процедуры банкротства. Как отмечается, если должник уже в малой доле исполнил, то возбуждение процедур банкротства - при наличии всех иных условий возбуждения дела - невозможно. Следует признать , если должник удовлетворил (или способен удовлетворить) требования кредиторов частично, это не свидетельствует о его способности удовлетворить их в полном объеме. Иначе говоря, словосочетание "в полном объеме" означает неспособность должника погасить весь объем долгов перед кредиторами.

4. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что по смыслу ст. 3 Закона о банкротстве 2002 г. неплатежеспособность должника является единственным и достаточным признаком банкротства. Однако нередки случаи, когда должник не может расплатиться с кредиторами при наличии значительной дебиторской задолженности, которая упоминается законодателем лишь в качестве меры по восстановлению платежеспособности должника при осуществлении внешнего управления (ст. 109 Закона о банкротстве 2002 г.) и при регулировании уступки прав требования должника (ст. 140 Закона о банкротстве 2002 г.) при проведении конкурсного производства. В связи с этим необходимо на законодательном уровне предусмотреть создание такого правового механизма, который позволил бы эффективнее использовать дебиторскую задолженность в целях восстановления платежеспособности должника.

5. Необходимо обратить внимание на тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г. придерживается исключительно денежного характера обязательств, неисполнение которых может быть положено в основу объявления субъекта банкротом. При этом неденежные обязательства, по замыслу законодателя, во внимание не принимаются. На практике возникает вопрос: как быть с достаточно широким кругом обязательств, связанных с поставкой товаров, передачей вещей, выполнением работ, оказанием услуг. И как следствие, существует проблема трансформации неденежного обязательства в денежное.

Таким образом, данные положения свидетельствуют о том, что при определенных условиях кредиторы в неденежных обязательствах также имеют возможность инициировать процесс о несостоятельности (банкротстве) должника.

6. Закон о банкротстве кредитных организаций относит к первой очереди кредиторов требования Агентства по договорам банковского вклада и банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Иными словами, к Агентству, выплатившему возмещение по вкладам, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое вкладчик имел к банку. В результате происходит совмещение в лице Агентства и конкурсного управляющего и кредитора первой очереди. Данное положение на практике может создать серьезные проблемы, поскольку, преследуя свои собственные интересы кредитора первой очереди, Агентство обязано заботиться о защите прав иных кредиторов и государства в целом.

С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти разумный баланс между созданием максимальных условий для сохранения действующих предприятий и гарантированностью прав кредиторов. На это должны быть направлены и законодательство о несостоятельности, и правоприменительная практика.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. (в ред. от 27.07.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 14-ФЗ от 26.01.1996 г. (в ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) № 146-ФЗ от 26.11.2001 (в ред. от 03.06.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации № 95-ФЗ от 24.07.2002 г. (с изм. от 02.03.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

6. Федеральный закон РФ № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 18.07.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.

7. Федеральный закон РФ № 40-ФЗ от 25.02.1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. от 20.08.2004) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 9. - Ст. 1097.

8. Федеральный закон РФ № 395-1 от 0212.1990 г. «О банках и банковской деятельности» (ред. от 27.07.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492.

9. Федеральный закон РФ № 98-ФЗ от 29.07.2004 г. «О коммерческой тайне» (в ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3283.

10. Закон РФ № 4015-1 от 27.11.1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2005) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 56.

11. Постановление Правительства РФ № 1081 от 02.11.1995 г. «Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 45. - Ст. 4336.

12. Постановление Правительства РФ № 573 от 21.10.2004 г. «О порядке финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 44. - Ст. 4347.

13. Приказ ФНС, Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10 марта 2005 г. № САЭ-3-19/80@/53/34н «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. № 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 17. - С. 21.

14. Инструкция ЦБ РФ № 84-И от 12.07.1999 г. «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» // Вестник Банка России. - 1999. - № 42-43. - С. 25.

15. Положение ЦБ РФ № 265-П от 14.12.2004 г. «Об аккредитации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций» // Вестник Банка России. - 2005. - № 7. - С. 28.

16. Положение ЦБ РФ № 125-П от 04.10.2000 г. «О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка России» // Вестник Банка России. - 2000. - № 55. - С. 33.

17. Письмо ЦБ РФ № 141-Т от 23.10.2002 г. «О минимальном значении размера уставного капитала, определяемого в целях применения пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» // Вестник Банка России. - 2003. - № 1. - С. 22.

18. Федеральный закон РФ № 6-ФЗ от 08.01.1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. от 01.10.2002) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 222.

19. Закон РФ № 3929-1 от 19.11.1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 1. - Ст. 6.

20. Постановление Правительства РФ № 498 от 20.05.1994 г. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» (в ред. от 03.10.2002) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 5. - Ст. 490.

21. Постановлением Правительства РФ № 926 от 20.09.1993 г. «О федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом» (в ред. от 12.02.1994) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 39. - Ст. 39.

22. Распоряжение ФСДН РФ от 12.09.1994 г. «Временные методические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности» // Вестник ФСДН РФ. - 1995. - № 2. - Ст. 222.

23. Указание ЦБ РФ № 1260-У от 24.03.2003 г. «О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций» // Вестник Банка России. - 2001. - № 55. - С. 19.

24. Положение ЦБ РФ № 241-П от 26.11.2003 г. «О временной администрации по управлению кредитной организацией» // Вестник Банка России. - 2004. - № 1. - С. 26.

25. Письмо ЦБ РФ № 443 от 30.04.1997 г. «О методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями» // Вестник Банка России. - 1997. - № 28. - С. 18.

Научная и специальная литература

26. Анохин В. Предупреждение банкротства и восстановление платежеспособности несостоятельного должника // Хозяйство и право. - 2006. - № 1. - С. 17.

27. Баренбойм П. Правовые основы банкротства. - М. Белые альвы. 1995. - 342 с.

28. Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). - М. Дело. 2003. - 312 с.

29. Беляева З. Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России. Правовые вопросы. - М. Бек. 1996. - 246 с.

30. Беркович Н.В. Реформа законодательства о банкротстве: итоги, проблемы, решения // Безопасность бизнеса. - 2005. - № 1. - С. 19.

31. Борисенкова Т.В. Три российских закона о банкротстве: баланс частных и публичных интересов // Арбитражный и гражданский процесс. - 2005. - № 9. - С. 11.

32. Витрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве). // Хозяйство и право. - 1998. - № 3. - С. 54.

33. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). // Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. - 1998. - № 2. - С. 81.

34. Горбунова Л.В., Кузнецов С.А. Некоторые вопросы продажи имущества должника в ходе конкурсного производства // Право и экономика. - 2003. - № 10. - С. 21.

35. Дорохина Е.Г. Государственное регулирование в сфере банкротства // Право и экономика. - 2006. - № 2. - С. 11.

36. Егоров А.В. Некоторые проблемы опубликования сведений, связанных с банкротством (на примере отсутствующего должника) // Вестник ВАС РФ. - 2003. - № 8. - С. 100.

37. Егоров А.А. Последние изменения российского законодательства о банкротстве банков // Хозяйство и право. - 2005. - № 1. - С. 39.

38. Ермолова Г. Реализация имущества должника // ЭЖ-Юрист. - 2006. - № 1. -С. 5.

39. Жане А.А. Ликвидация или банкротство // Право и экономика. - 2005. - № 12. - С. 11.

40. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. - М. Норма-Инфра. 1998. - 456 с.

41. Зыкова И.В. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) // Законодательство и экономика. - 2003. - № 3. - С. 13.

42. Калинина Л. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций // Хозяйство и право. - 1998. - № 7. - С.13.

43. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие - М. Волтерс Клувер. 2006. - 218 с.

44. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный)/Под ред. Садикова О.Н. издание третье, исправленное, дополненное и переработанное. - М. Инфра-М. 2005. - 628 с.

45. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. Витрянского В.В. - М. Статут. 2003. - 146 с.

46. Конищева Т. Банки укрепят балансы // Российская газета. - 2005. - 22 февр.

47. Крутиков Р.Н. К вопросу о понятии и признаках несостоятельности // Юрист. - 2005. - № 6. - С. 17.

48. Кузнецов Н.В. Очередность удовлетворения требований кредиторов // Право и экономика. - 2003. - № 6. - С. 43.

49. Лесива О.В. Введение процедуры финансового оздоровления // Вестник ФАС Западно-Сибирского округа. - 2005. - № 2. - С. 44.

50. Малышев К.И. Исторический очерк конкурсного процесса. - СПб. Типография товарищества "Общественная польза" 1871. - 342 с.

51. Матвеева Е.Н. Социально значимые объекты в конкурсном производстве // Законодательство и экономика. - 2006. - № 6. - С. 67.

52. Моисеев С.В. Мировое соглашение в арбитражном судопроизводстве // Российская юстиция. - 2003. - № 10. - С. 12.

53. Научно-практический комментарий к Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / Под ред. Телюкиной М.В. - М. Инфра-М. 2003. - 224 с.

54. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Мозолина В.П., Малеиной М.Н. - М. Норма. 2004. - 542 с.

55. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. Витрянского В.В. - М. Статут. 2003. - 118 с.

56. Никитина О. Банкротство под наблюдением // Бизнес-адвокат. - 1998. - № 14. - С. 4.

57. Никитина О.А. Как правильно применить Закон о банкротстве // ЭЖ-Юрист. - 2003. - № 29. - С. 24.

58. Никитина О.А. Мировое соглашение // Вестник ВАС РФ. - 2001. - № 3. - С. 39.

59. Никитина О.А. О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований кредиторов при ликвидации должника // Хозяйство и право. - 1996. - № 6. - С. 42.

60. Об итогах работы арбитражных судов РФ в 2005 г. // Вестник ВАС РФ. - 2006. - № 4. - С. 7.

61. Особенности рассмотрения дел в арбитражном процессе: практическое пособие / Отв. ред. Арифулин А.А., Решетникова И.В. - М. Норма. 2005. - 234 с.

62. Панкратов С.С. О взаимодействии государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» с правоохранительными органами в процессе конкурсного производства и ликвидации кредитных организаций // Банковское право. - 2006. - № 1. - С. 14.

63. Петрова Д.А. Банкротство ликвидируемого должника // Юрист. - 2003. - № 3. - С. 11.

64. Попов А.В. Финансовое оздоровление как новая процедура банкротства// Законодательство. - 2003. - № 4. - С. 12.

65. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. - М. Юристъ. 2002. - 468 с.

66. Прудникова Т.П. Внешнее управление: Финансово-экономические аспекты // Вестник ВАС РФ. - 2001. - № 3. - С. 24.

67. Пустовалова Е.Ю. Судьба требований кредиторов при банкротстве должника. - М. Статут. 2003. - 162 с.

68. Рогожин Н. Банкротство: практика правоприменения// ЭЖ-Юрист. - 2004. - № 11. - С. 6.

69. Рожкова М.А. Мировое соглашение в процедуре банкротства// Законодательство. - 2004. - № 2. - С. 17.

70. Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т.1 Законодательство Древней Руси. / Под ред. Чистякова О.И. - М. Юридическая литература. 1984. - 442 с.

71. Сараев Д.В. Об отдельных полномочиях арбитражных управляющих при несостоятельности (банкротстве) юридических лиц // Законодательство и экономика. - 2005. - № 2. - С. 20.

72. Свит Ю. Восстановительные процедуры - способ предотвращения банкротства // Российская юстиция. - 1998. - № 3. - С. 16.

73. Свириденко О.М. Назначение и цели института банкротства в хозяйственном обороте / /Право и экономика. - 2003. - № 3. - С. 15.

74. Семина Н.А. Банкротство. Вопросы правоспособности должника - юридического лица. - М. Юридическая литература. 2003. - 348 с.

75. Сокол П. Выплаты по вкладам в банках, признанных банкротами // Право и экономика. - 2004. - № 12. - С. 39.

76. Степанищев В.Ф., Гусев А.Г. Особенности применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Российская юстиция. - 2006. - № 2. - С. 22.

77. Телюкина М.В. Развитие законодательства о несостоятельности и банкротстве // Юрист. - 1997. - № 11. - С. 47-50.

78. Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура // Адвокат. - 2003. - № 12. - С. 20.

79. Телюкина М. Оздоровление по графику // ЭЖ-Юрист.- 2003. - № 30. - С. 7.

80. Телюкина М. Соотношение понятий «несостоятельности» и «банкротства» // Юрист. - 1997. - № 12. - С. 24.

81. Ткачев В.Н. Правовое регулирование несостоятельности градообразующих организаций // Законодательство и экономика. - 2005. - № 6. - С. 11.

82. Телюкина М.В. Продажа предприятия в рамках внешнего управления. Проблемы нового правового регулирования // Законодательство. - 2003. - № 4. - С. 33.

83. Торкановский Е.Г. Антикризисное управление // Хозяйство и право. - 2000. - № 1. - С. 14.

84. Химичев В.А. Защита прав кредиторов при банкротстве - М. Волтерс Клувер. 2005. - 216 с.

Материалы юридической практики

85. Постановление Пленума ВАС РФ № 29 от 15.12.2004 г. «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник ВАС РФ. - 2005. - № 3. - С. 33.

86. Информационное письмо ВАС РФ № 43 от 06.08.1999 г. «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в судебной практике». // Вестник ВАС РФ. - 1999. - № 10. - С. 22.

87. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2005. - № 7. - С. 22.

88. Извлечение из постановления ФАС Поволжского округа от 16 февраля 2006 года по делу № А55-5602/05-38//Вестник ВАС РФ.- 2006.- № 5.- С.44.

89. Извлечение из постановления ФАС Поволжского округа от 18 января 2005 года по делу №А55-3904/04-51// Вестник ВАС РФ.- 2006.- № 1.-С.61.

90. Извлечение из постановления ФАС Поволжского округа от 27 мая 2004 года по делу № А55-12155/02-22//Вестник ВАС РФ.- 2005.- № 6.- С.11.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты