Нормативно-правовая и методическая база современного делопроизводства
p align="left">Однако, к сожалению, у нас нет четких общепризнанных критериев для определения уровня зрелости предлагаемых решений и соответствия их функциональным требованиям предметной области. Пресса и Интернет изобилуют разнообразными "рейтингами" и "сравнениями" систем электронного документооборота, которые на поверку оказываются рекламными публикациями. Справедливости ради следует отметить, что в России действительно нет никакого ориентира, никакой точки отсчета, относительно которой можно было бы оценивать различные системы. Все существующие ГОСТы и другие нормативные документы уделяют внимание только собственно документообороту, но никак не самим автоматизированным системам, которые должны его обеспечить.
MoReq впервые дает возможность всем заинтересованным сторонам - пользователям и разработчикам систем ознакомиться с детально проработанной и апробированной на практике моделью функциональных требований к автоматизированным системам электронного документооборота.
Спецификация MoReq имеет универсальный характер и не несет в себе какой-либо национальной специфики. Она определяет не то, как в организации должны выполняться процессы регистрации, согласования и исполнения документов, а то, каким функциональным требованиям должна соответствовать автоматизированная система, чтобы поддержать любые регламенты работы с документами.
Все комментарии и замечания переводчика выделены явно, либо непосредственно в тексте, либо в сносках. Автор стремился сделать свой перевод максимально точным и адекватным. Если это не всегда удалось, конструктивная критика приветствуется и поможет сделать следующую редакцию перевода лучше.
Там, где термины в переводе допускают двоякое толкование, например, files = папки или дела, приводятся оба допустимых значения. Как известно, в делопроизводстве могут использоваться различные накопительные папки по вопросу, которые, строго говоря, не являются делами, и их существование не отражено в номенклатуре дел. Не всем терминам удалось найти адекватный перевод вследствие того, что существуют определенные различия в практике документооборота. Так, например, широко используемый термин "capture" подразумевает весь комплекс действий по обработке документа при поступлении его в систему, включая его регистрацию, классификацию и размещение в системе (что для бумажных документов означает и сканирование).
Автоматизированная система электронного документооборота должна поддерживать весь жизненный цикл документа, от его поступления в организацию или создания до уничтожения или передачи на государственное хранение, т.е. обеспечивать делопроизводство, документооборот и архивное хранение. В российской практике исторически сложилось, что системы документооборота и архива воспринимаются как разные системы, хотя с функциональной стороны они чрезвычайно близки. Вместе с тем, нельзя не признать, что общая тенденция в автоматизации складывается скорее в пользу сквозных интегрированных систем, поэтому подобная практика будет меняться. Даже при беглом знакомстве со спецификацией MoReq бросается в глаза, что сравнительно мало внимания уделено вопросам контроля исполнения и маршрутизации документов - всего одна глава. Дело в том, что с точки зрения MoReq АСЭД должна обеспечить надлежащее документирование деятельности организации, а не управление ею. Автоматизацией управления занимаются другие системы, например, ERP - Enterprise Resource Planning или BPM - Business Process Management. Такой подход позволяет исключить отраслевую специфику и делает АСЭД более универсальной. (В противном случае пришлось бы разрабатывать серию спецификаций - системы документооборота для государственных органов, для банков и т.д.)
В целом же нельзя не признать, что данная спецификация носит чрезвычайно практический характер и может быть адаптирована для любой конкретной задачи как путем ее сокращения за счет требований, которые не являются актуальными, так и за счет ее дополнения и уточнения.
3.2 Инструкции и правила
Приказ Росархива от 23 декабря 2009 г. №76 "Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти", регулирующий нормативно - правовую и методическую базу современного делопроизводства" (Приложение 17).
Уже говорилось о том, что Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. Росархиву предписывалось: подготовить Методические рекомендации по разработке Инструкций для ведомств, министерств, учреждений и т.д.
23 декабря 2009 г. был издан Приказ Росархива №76 "Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти".
Данные рекомендации более объемны, чем Правила и бывшая Типовая Инструкция (2005 г.). Основной текст рекомендаций изложен почти на 40 страницах. К основному тексту имеется 30 Приложений.
Текст содержит 3 раздела:
Первый раздел - это "Общие положения".
Второй раздел - посвящен вопросам разработки, утверждения, внесения изменений в инструкцию по делопроизводству.
Третий раздел - самый объемный. В нем дается толкование основным делопроизводственным понятиям; определяется порядок создания документов; организации документооборота; характеристика документального фонда; особенности работы с электронными документами; регламентируется работа с документами исполнителей; устанавливается порядок изготовления, учета, использования, хранения печатей, штампов, бланков.
В 30 приложениях представлены образцы разработки, оформления основных видов организационно - распорядительных, информационных документов.
В "Общих положениях" указаны нормативные акты, принятые ранее, но не выведенные из действия: "О государственной тайне", "О персональных данных" и другие.
Эти Рекомендации, в отличие от всяких прежних, полностью основываются на обязательных Правилах, утвержденных Правительством.
Необходимо сказать об "Основных правилах работы архивов организаций", которые можно по содержанию условно разделить на две части:
-первая описывает вопросы делопроизводственного характера, начиная с вопросов текущего хранения документов и до передачи их в ведомственный архив;
-вторая организует хранение документов в ведомственном архиве.
В Основных правилах работы архивов организаций подробно рассмотрены такие вопросы, как составление номенклатуры дел, порядок формирования и оформления дел в организации, организация и порядок проведения экспертизы ценности документов, порядок передачи документов в архив организации.
3.3 Перечни
При составлении номенклатуры дел и проведения экспертизы ценности документов абсолютно необходимым справочником являются перечни документов с указанием сроков хранения - систематизированные списки видов и категорий документов, содержащие нормативные указания о сроках их хранения (ГОСТ Р 51141 - 98).
Различают типовые перечни, содержащие наиболее распространенные категории документов, и ведомственные, содержащие специфические документы, характерные для определенной сферы деятельности.
К основным Перечням относятся:
-Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден Руководителем Федеральной архивной службы России 6 октября 2000 г.);
-Примерный перечень типовых видов управленческих документов негосударственных организаций, которые могут подлежать отбору на постоянное хранение в государственные архивы;
-Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно - технической и производственной деятельности организаций с указанием сроков хранения (утвержден приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2997 г. №1182)
3.4 Нормы времени и квалификационные характеристики
При организации службы ДОУ для определения необходимой численности персонала и при распределении обязанностей между работниками необходимо обращаться к разработанным Центральным бюро нормативов по труду и утверждаемым постановлениями Минтруда РФ нормативами времени.
Нужно отметить следующие нормативы, которые могут быть использованы при нормировании труда управленческого персонала:
-единые нормы времени на машинописные работы (утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1984 г. №189/11 - 64;
-укрупненные нормативы времени на работу по делопроизводственному обслуживанию (утверждены Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20 мая 1987 г. №327/17 - 42;
-межотраслевые укрупненные нормативы времени на работу по комплектованию и учету кадров (утверждены постановлением Министерства труда и социальных вопросов СССР от 14 ноября 1991 г. №78);
-укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в объединенных архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций, предприятий (утверждены постановлением Минтруда России 18 декабря 1992 г. №57);
-нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления (утверждены постановлением Министерства труда РФ от 10 сентября 1993 №152);
-межотраслевые укрупненные нормативы времени на работу по документационному обеспечению управления (утверждены постановлением Министерства труда РФ от 25 ноября 1994 г. №72);
-нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур в федеральных органах исполнительной власти (утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ 26 марта 2002 г. №23).
В них не только определены трудозатраты на различные виды работ, но и последовательно перечисляется содержание работ, т.е. работы раскладываются на составляющие их операции.
Глава 4. Международные документы, составляющие нормативно - правовую и методическую базу электронного государства
4.1 Окинавская хартия глобального информационного общества
В настоящее время международные документы образующие правовую основу межгосударственных отношений, являются средством поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Право международных документов является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных документов.
Документы заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон. Основная форма - договорная форма, закрепляющая международные отношения, обусловливающая стабильность международного правопорядка.
Основной международный документ - Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая 22 июля 2000 года лидерами стран "Большой Восьмерки". В ней говорится о информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), которые являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века, которые быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью более эффективно решать проблемы.
Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого, согласно хартии, нужно сделать так, чтобы ИКТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния.
Хартия, прежде всего, является призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах, ликвидировать международный разрыв в области информации знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИКТ может изменить методы взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире.
В данном документе особое внимание направлено на использование возможностей цифровых технологий.
Потенциальные преимущества ИКТ, стимулирующие конкуренцию, способствующие расширению производства, создающие и поддерживающие экономический рост и занятость, имеют значительные перспективы. Основная задача заключается не только в стимулировании и содействии переходу к информационному обществу, но также и в реализации его полных экономических, социальных и культурных преимуществ.
Для достижения этих целей важно строить работу на следующих ключевых направлениях:
-проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия;
-рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей и использование преимуществ новых информационных технологий;
-разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению.
В хартии говорится что, усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства. Также говорится о преодолении электронно-цифрового разрыва. Вопрос о преодолении электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними занял важное место в национальных дискуссиях.
Каждый человек должен иметь возможность доступа к информационным и коммуникационным сетям и т.д.
В хартии указаны пути к принятию конкретных мер в указанных ниже приоритетных областях:
-формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения:
-поддержка политического консультирования и укрепление местного
-потенциала, с тем чтобы способствовать проведению направленной на
-создание конкуренции, гибкой и учитывающей социальные аспекты политики, а также нормативному обеспечению;
-содействие обмену опытом между развивающимися странами и другими партнерами;
-содействие более эффективному и широкому использованию ИКТ в области развития, включая такие широкие направления, как сокращение бедности, образование, здравоохранение и культура;
-совершенствование системы управления, включая изучение новых методов комплексной разработки политики;
-поддержка усилий МБР и других международных организаций в целях объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов в контексте программ сотрудничества, таких, как программа InfoDev;
-улучшение технической совместимости, расширение доступа и снижение затрат;
-мобилизация ресурсов в целях улучшения информационной и коммуникационной инфраструктуры, уделение особого внимания "партнерскому" подходу со стороны правительств, международных организаций, частного сектора и НПО;
-поиск путей снижения затрат для развивающихся стран в обеспечении технической совместимости;
-поддержка программ доступа на местном уровне;
-поощрение технологических исследований и прикладных разработок в соответствии с конкретными потребностями развивающихся стран;
-улучшения взаимодействия между сетями, службами и прикладными системами;
-поощрение производства современной информационно-содержательной продукции, включая расширение объема информации на родных языках.
-укрепление человеческого потенциала;
-уделение повышенного внимания базовому образованию, а также расширению возможностей пожизненного обучения с упором на развитие навыков использования ИКТ;
-содействие подготовке специалистов в сфере ИКТ и других актуальных областях, а также в нормативной сфере;
-разработка инновационных подходов в целях расширения традиционной технической помощи, включая дистанционное обучение и подготовку на местном уровне;
-поощрение участия в работе глобальных сетей электронной торговли: оценка и расширение возможностей использования электронной торговли посредством консультирования при открытии бизнеса в развивающихся странах, а также путем мобилизации ресурсов в целях содействия предпринимателям в использовании ИКТ для повышения эффективности их деятельности и расширения доступа к новым рынкам;
-обеспечение соответствия возникающих "правил игры" усилиям в сфере развития и укрепление способности развивающихся стран играть конструктивную роль в определении этих правил.
1. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН "О достижении в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности" 8 января 2008 г. Данная резолюция отмечает, что произошел значительный прогресс, достигнутый в разработке и внедрении новейших информационных технологий и средств телекоммуникаций, распространение и использование информационных технологий затрагивают интересы всего международного сообщества и что широкое международное взаимодействие способствует обеспечению оптимальной эффективности. Считает необходимым предотвратить использование информационных ресурсов или технологий в преступных или террористических целях. Призывает содействовать рассмотрению на многостороннем уровне существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности, а также возможных мер по ограничению угроз, возникающих в этой сфере, исходя из необходимости сохранить свободный поток информации.
2. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН "О борьбе с преступным использованием информационных технологий" 23 января 2002 г. В ней говорится, что свободное движение информации способствует экономическому и социальному развитию, образованию и демократическому управлению, что технический прогресс создал новые возможности для преступной деятельности, в частности для преступного использования информационных технологий. Признает необходимость сотрудничества между государствами и частным сектором в борьбе с преступным использованием информационных технологий.
3. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН "О создании глобальной культуры кибербезопасности" 31 января 2003 г. Отмечает, что в результате усиливающейся взаимосвязанности информационные системы и сети подвергаются сейчас все более многочисленным и разнообразным угрозам и факторам уязвимости, которые создают для всех новые проблемы в плане безопасности. Содержит в себе элементы для создания глобальной культуры кибербезопасности, такие как, осведомленность, ответственность, реагирование, этика, демократия, оценка риска, проектирование и внедрение средств обеспечения безопасности, управление обеспечение безопасности, переоценка.
4. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН "О создании глобальной культуры кибербезопасности и важнейших информационных инфраструктур" 30 января 2004 г. Признает, что каждая страна будет определять свои собственные информационные инфраструктуры, что несоответствия в уровнях доступа различных государств к информационным технологиям и их использования могут снизить эффективность сотрудничества в борьбе с преступным использованием информационных технологий. Подчеркивает необходимость активации усилий по преодолению "цифровой пропасти", обеспечению всеобщего доступа к информационно- коммуникационным технологиям и защиты важнейших информационных инфраструктур.
5. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности" 17 октября 2008 г. Отмечает значительный прогресс, достигнутый в разработке и внедрении новейших информационных технологий и средств телекоммуникаций. Считает необходимым предотвратить использование информационных ресурсов или технологий в преступных или террористических целях.
6. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблей "Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества" 27 апреля 2006 г. Подтверждает потенциал информационно - коммуникационных технологий как мощного инструмента содействия социально - экономическому развитию и внесения вклада в достижение согласованных на международном уровне целей в области развития.
4.3 Модельный информационный кодекс для государств-участников СНГ
Международный документ, в котором затронуты такие аспекты как: цели информационного законодательства, принципы информационного законодательства, нормативно - правовые акты информационного законодательства, гарантии и защита прав и интересов в информационной сфере, основные права и свободы в информационной сфере, ограничение прав и свобод в информационной сфере, ограничение права собственности на информацию, защита прав и интересов в информационной сфере, объекты информационного законодательства, субъекты информационного законодательства, функции государства и его органов в информационной сфере, основные направления государственной информационной политики.
Согласно кодексу основным целями национального информационного законодательства относят:
-создание правовых основ для построения информационного общества;
-обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека в информационной сфере;
-обеспечение информационной безопасности человека, общества и государства;
-содействие развитию системы информационных ресурсов, созданию развитой информационной инфраструктуры, повышению эффективности предпринимательской деятельности в информационной сфере;
-создание правовых условий для эффективной конкуренции на рынке информационных услуг и работ;
-создание правовых условий для эффективного информационного обеспечения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-обеспечение правовой поддержки и защиты национального производителя информационных продуктов и информационных технологий.
Информационное законодательство базируется на следующих основных принципах:
-обеспечение свободы получения и распространения информации для всех субъектов информационных отношений и информационно-инфраструктурных отношений;
-обеспечение доступности, достоверности, полноты и своевременности информации;
-установление баланса прав и законных интересов человека, общества и государства в информационной деятельности;
-признание информации объектом гражданских правоотношений;
-ограничение доступа к информации исключительно на основании закона;
-обеспечение обязательности публикации общественно важной информации;
-обеспечение минимизации негативного информационного воздействия и негативных последствий функционирования информационных технологий;
-недопущение несанкционированного распространения, использования и уничтожения информации;
-гармонизация национального информационного законодательства с международным законодательством и законодательством других стран и т.д.
Важное значение имеет "Информация ограниченного пользования"
Информация ограниченного пользования - это творческая информация, на которую распространяется авторское право и право на интеллектуальную собственность, несанкционированное использование которой наносит вред авторам этой информации. Никто не может использовать или распространять творческую информацию других людей без их согласия, за исключением случаев, установленных законом.
Право собственности на информацию - это урегулированные законом общественные отношения относительно владения, пользования и распоряжения информацией.
4.4 Международные стандарты ИСО в регламентировании сферы документационного обеспечения управлении
Применение международного, регионального или национального, стандарта другой страны осуществляется путем полного или частичного включения его содержания в отечественной нормативный документ по стандартизации.
В условиях интеграции нашей страны в мировую экономику знание международных стандартов по оформлению документов необходимо все большему кругу управленческих работников. Это имеет особое значение для специалистов аппарата управления совместных предприятий, представительств зарубежных фирм, все тех, кто взаимодействует с зарубежными партнерами. Существующие международные нормы в области документации также должны учитываться при разработке правил работы с документами в нашей стране. Знание стандартов ИСО помогает правильно оценивать принимаемые в нашей стране и за рубежом нормативные акты и методические пособия, например, многочисленные пособия по оформлению деловых писем, направляемых за рубеж, которые зачастую противоречат друг другу и отражают лишь авторские трактовки тех или иных положений. Более надежными источниками информации о правилах оформления деловой корреспонденции в данном случае являются общепризнанные международные нормы.
Следует учитывать, что применение международного стандарта, регионального или национального стандарта другой страны осуществляется в Российской Федерации путем полного или частичного включения его содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации. Сегодня Госстандарт России считает своим главным приоритетом внедрение международных стандартов. К настоящему времени наша страна гармонизировала около 50 % своих стандартов в области информационных технологий, что вполне сопоставимо со средними показателями по европейским странам. Многие международные стандарты вводятся в действие в нашей стране методом "обложки", т.е. переводятся и внедряются без каких-либо изменений, при этом в их обозначении содержится надпись "ГОСТ Р ИСО".
Деятельность Международной организации по стандартизации
ИСО образована в 1947 г. В этой организации представлены национальные органы по стандартизации более 140 государств. Генеральный секретариат организации располагается в г. Женеве (Швейцария). Первый стандарт ИСО был опубликован в 1951 г. В настоящее время действует около 13,5 тысяч стандартов. В области электроники, информационных технологий и телекоммуникаций принято более 2 тыс. стандартов, еще около 300 проектов находится в стадии завершения. В ИСО сформирован большой фонд стандартов и других нормативных документов по стандартизации (700 тыс.) из многих стран мира.
ИСО трактует понятие "стандарт" как технические условия или другой документ, рассчитанный на специалистов соответствующего профиля, совместно разработанный, согласованный или одобренный всеми заинтересованными сторонами, основанный на совокупности научных, технологических и практических результатов, способствующий получению всеобщих оптимальных преимуществ, утвержденный компетентным национальным, региональным или международным органом (ИСО 5127-2:1983).
Работа по подготовке стандартов ИСО осуществляется в технических комитетах (technical committees - TC), в структуре которых образуются подкомитеты (subcommittees - SC) и рабочие группы (working groups - WG). Техническим комитетам при их создании присваиваются номера (например, ТС 46, ТС 154). Каждая национальная служба стандартизации, заинтересованная в направлении, для развития которого создан технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Правительственные и неправительственные международные организации, сотрудничающие с ИСО, также принимают участие в этой работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией, Всемирным почтовым союзом и другими организациями. Каждый комитет и подкомитет имеет секретариат, работу которого обеспечивает определенный национальный орган по стандартизации (например, ANSI - США, BSI - Великобритания, DIN - Германия, AFNOR - Франция, Госстандарт - Россия и др.).
Разработку международных стандартов, регламентирующих различные стороны работы с документами, осуществляют следующие комитеты ИСО:
JTC 1 Информационная технология (объединенный комитет с Международной электротехнической комиссией);
TC 6 Бумаги, картон и целлюлоза;
TC 37 Терминологии (принципы и координация);
TC 46 Информация и документация;
TC 68 Банковское дело, ценные бумаги и другие финансовые услуги;
TC 154 Процессы, элементы данных и документы в торговле, промышленности и управлении;
TC 171 Воспроизведение документов;
TC 176 Управление качеством.
TC 191 Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело.
Большое внимание ИСО уделяет выработке единой для стран - участниц этой организации терминологии в различных научно-технических сферах. Это относится и к таким сферам, как носители и средства записи и обработки информации, управленческая и коммерческая документация, информационные технологии, средства связи и др. Стандартами ИСО регламентирован порядок ведения терминологической работы, формализован ее понятийный аппарат, принципы и методы (ИСО 704:2000. Терминологическая работа. Принципы и методы; ИСО 860:1996. Терминологическая работа. Принципы и методы. Гармонизация понятий и терминов; ИСО 1087-1:2000. Терминологическая работа. Словарь. Часть 1. Теория и применение).
Терминологию в области документации устанавливает состоящий из нескольких частей стандарт ИСО 5127 серии "Документация и информация" (Часть 1: Основные понятия; Часть 2: Традиционные документы; Часть 3: Иконографические документы; Часть 3-а: Комплектование, идентификация, анализ документов и данных; Часть 6: Документальные языки; Часть 11: Аудиовизуальные документы).
Стандартами ИСО определены общие правила создания документов, в том числе:
-форматы бумаги для документов и методы выражения их размеров (ИСО 216:1975. Бумага писчая и некоторые виды печатной продукции. Потребительские форматы рядов А и В; ИСО 353:1975. Бумага писчая и некоторые виды печатной продукции. Метод выражения размеров);
-межстрочные интервалы и шаг письма (ИСО 4882:1979. Офисные машины и оборудование для обработки данных. Интервалы между строками и знаками);
-формуляр-образец и конструкционная сетка для создания бланков и форм документов (ИСО 3535:1977. Листы для разработки форм и схемы размещения);
-основные требования к бланкам документов (ИСО 8439:1990. Конструкция бланков - Основная схема расположения);
-принципы компоновки торговых документов (ИСО 6422:1985. Основной принцип компоновки торговых документов).
Средства для хранения документов разрабатываются в соответствии с ИСО 623:1974 "Бумага и картон. Коробки для бумаг и папки. Размеры".
В стандартах ИСО установлены форматы и другие требования к конвертам для пересылки документов и почтовым карточкам (ИСО 269:1985. Конверты для писем. Обозначение и размеры; ИСО 6924:1983. Конверты для писем. Словарь; ИСО 328:1974. Художественные почтовые карточки и открытки. Формат; ИСО 416:1974. Художественные почтовые карточки. Область для адреса; ИСО 415:1975. Конверты, почтовые карточки и подобные изделия. Область погашения).
Представление дат и времени в документах осуществляется в соответствии с ИСО 8601:2000. Элементы данных и форматы обмена. Обмен информацией. Представление дат и времени.
Расположение кодов в торговых документах определяет ИСО 8440:1986. Расположение кодов в торговых документах.
Географическая информация кодируется с помощью стандарта "Коды для представления названий стран" (ИСО 3166-1:1997; ИСО 3166-2:1998; ИСО 3166-3:1999).
Требования к документации нашли отражение в стандартах по внедрению систем качества на всех стадиях производства (серия 9000), стандартах в области экологии (серия 14000) и др.
Перечисленные стандарты касаются отдельных сторон работы с документами. Заметным событием стало принятие в 2001 г. стандартов серии "Информация и документация. Управление документами" (ИСО 15489-1:2001, ИСО 15489-2:2001), определяющих требования к системам делопроизводства в целом. Основой для их разработки послужили стандарты Австралии, выступившей первопроходцем в реализации комплексного подхода к стандартизации в области управления документацией.
Остановимся подробнее на некоторых положениях стандартов ИСО, касающихся оформления документов и имеющих универсальный характер.
Форматы бумаги
Размеры листов бумаги, используемой для создания управленческих документов, устанавливает ИСО 216:1975 "Бумага писчая и некоторые виды печатной продукции. Потребительские форматы рядов "А и В". Система форматов бумаги по ИСО 216:1975 основывается на метрической системе и строится так, что каждый последующий формат получается делением предыдущего формата на две равные части (параллельно наименьшей стороне листа). Буквы А или В указывают ряд форматов, а цифра - число делений, которые были произведены, начиная с основного формата, обозначаемого 0. Например, формат А4 соответствует формату А0, деленному на четыре части. Все форматы одной серии геометрически подобны друг другу. Площади двух последовательных форматов относятся как 2:1. Основным является ряд форматов А (ИСО - А ряд), вспомогательным - ряд В (ИСО - В ряд). Форматы ряда В используются, когда необходимы форматы, занимающие промежуточные размеры между двумя смежными форматами ряда А. Стандартом предусмотрены также специально установленные длинные форматы, которые получают делением любых соответствующих производных форматов из двух выше указанных рядов на 3, 4 и 8 равных частей, параллельно наименьшей стороне листа.
Для создания управленческой документации используются форматы А3, А4, А5, А6. Формат А3 применяется для больших таблиц, карт или диаграмм. Основным форматом для других официальных документов является формат А4. Для небольших по объему документов используется формат А5. Формат А6 предназначен для почтовых открыток и почтовых карточек.
Закрепленные в стандарте ИСО 216:1975 нормы ведут свое начало от системы форматов бумаги, установленных в немецком стандарте DIN 476 еще в 1922 г. Принятие международного стандарта в этой области стало возможным благодаря тому, что к 1975 г. большинство стран мира перешло на форматы бумаги по DIN 476. В нашей стране эти форматы были приняты в 1934 г. и в настоящее время они приведены в ГОСТ 9327-60. Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы.
Потребительские форматы по ИСО 216:1975
ИСО - А ряд
ИСО - В ряд
ИСО длинные форматы
Обозначение
Формат, мм
Обозначение
Формат, мм
Обозначение
Формат, мм
А0
841 х 1189
В0
1000 х 1414
1/3 А4
99 х 210
А1
594 х 841
В1
707 х 1000
1/4 А4
74 х 210
А2
420 х 594
В2
500 х 707
1/8 А4
13 х 74
А3
297 х 420
В3
353 х 500
А4
210 х 297
В4
250 х 353
А5
148 х 210
В5
176 х 250
А6
105 х 148
В6
125 х 176
А7
74 х 105
В7
88 х 125
А8
52 х 74
В8
62 х 88
А9
37 х 52
В9
44 х 62
А10
26 х 37
В10
31 х 44
Внедрение международных форматов бумаги в ряде стран (США, Канада и др.) столкнулось с определенными трудностями, связанными с затянувшимся переходом этих стран к метрической системе. Например, в США стандартом ANSI X3/151-1987 установлены форматы бумаги, отличающиеся от форматов по ИСО 216:1975 и имеющие следующие неофициальные названия: "Letter" (216 x 279 мм), "Legal" (216 х 356 мм), "Executive"(190 х 254 мм), "Ledger/Tabloid"(279 х 432 мм). Расхождения с форматами ИСО вызывает целый ряд неудобств, особенно в области международных связей. Так, формат ИСО А4 на 6 мм меньше по ширине и на 18 мм больше по длине, чем формат "Letter". Эти несовпадения вызывают затруднения при копировании документов, приводят при автоматизированной обработке текстов к потере информации (например, нумерации страниц), вызывают необходимость проведения переформатирования текста и изменения программного обеспечения для работы с текстами.
Заключение
Несмотря на большую работу по формированию нормативно-правовой и нормативно-методической базы российского делопроизводства в последние годы, еще продолжает оставаться актуальным ее дальнейшее совершенствование.
Так, есть острая необходимость переработки, с учетом новых реалий, Федерального закона "О государственной тайне".
Не случайно, к примеру, Правительство Российской Федерации в конце января 2006 года обсудило проект закона о порядке участия иностранных компаний в инвестировании тех или иных предприятий и отраслей Российской Федерации, являющихся сферами стратегического характера и в которых есть сведения, составляющие государственную тайну.
По признанию многих руководителей, в том числе и руководителей спецслужб "не работает" в полной мере Федеральный закон "О коммерческой тайне", так как многие его положения не согласуются с реальной жизнью.
В определенной степени можно было бы сделать замечания к закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (2006). Этот закон более лаконичен, чем его предшественник. В нем дается много отсылок к другим законам, что может затруднять его исполнение.
Критические замечания можно было бы сделать к нормативным актам, затрагивающим другие сферы, в частности, Федеральному закону "О персональных данных", "Об обращениях граждан" и др.
Основной недостаток в том, что эти законы не доходят из-за малотиражированности издания до исполнителей-руководителей всех степеней. Нередко отсутствует и контроль за их претворением в жизнь.
Тем не менее, проведена большая работа по созданию нормативно-методической базы. Принятие постановлением Правительства Новых правил по делопроизводству от 15 июня 2009 г. и принятие новых Методических рекомендаций Росархива по разработке инструкции по делопроизводству в федеральных органах государственной власти, утвержденные 2009 г. - являются хорошим подспорьем и руководством к действию для практических работников.
Недостаток в том, что они еще не известны многим работникам делопроизводств, слабо изучаются и медленно внедряются в практику.
Рассмотрение нами ряда ведомственных, региональных инструкций по делопроизводству свидетельствует о том, что их формы и содержание в основном не всегда соответствует главным положениям новых правоустанавливающих и нормативных документов.
Многовековая история российского делопроизводства свидетельствует о том, что еще не было такого периода, в которой на высшем уровне предпринималось столько бы последовательных действий по организации российского делопроизводства и приведению его в соответствие мировым стандартам. Об этом свидетельствует принятие в начале 21 века целого комплекса Федеральных законов, Правительственных регламентов, кодексов, ГОСТов, инструкций, положений и т.д.
Еще раз подчеркнем, что такая тенденция, безусловно, позитивно сказалась на российском делопроизводстве, на повышении его роли в информационном обеспечении государственного управления. Вместе с тем следует отметить, что такая активная законодательная инициатива, как нам кажется, не всегда носила только позитивный характер. Дело в том, что некоторые нормативные акты не в полной мере согласуются друг с другом. Так, например: в главном официальном издании - "Российской газете" публикуются документы, оформленные не всегда в соответствии с имеющимися нормативно-правовыми актами.
Конечно, отчасти это обусловливается самим назначением издания и формой газетной полосы. Существенным недостатком в развитии нормативно-правовой базы делопроизводства является то, что соответствующие акты доходят до регионов, до "глубинки" с большим опозданием. Поэтому разработка местных нормативных актов, с учетом менталитета российского чиновничества: регламентов, инструкций, положений, как правило, начинается с задержкой.
Положительным фактором является то, что в последние годы активизировалось издание научно-методической, учебной литературы по делопроизводству, хотя многие издания основываются, к сожалению, уже на отмененных нормативных актах.
Таким образом, со всей очевидностью следует говорить о необходимости всеобъемлющего похода за новыми знаниями в сфере делопроизводства всеми заинтересованными лицами. В противном случае велика опасность того, что документационное обеспечение управления в организациях может отстать от требований современности со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.