О государственной защите прав потребителей на территории муниципального образования города Лангепас
p align="left">После образования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на муниципальном уровне были созданы территориальные управления Роспотребнадзора.
Органы местного самоуправления вправе проводить проверки хозяйст-вующих субъектов по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Проверки проводятся:
- при необходимости уточнения фактов по жалобам потребителей;
- по утвержденному плану работы;
- по поручениям руководства органа местного самоуправления как са-мостоятельно, так и совместно с другими подразделениями органа;
- совместно с территориальными структурами федеральных органов ис-полнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Несмотря на то, что потребительские интересы связаны с широкой обла-стью взаимоотношений, и их защита должна являться одной из составляющих социальной политики на местах, в последние годы наблюдается сокращение числа специалистов по защите прав потребителей в органах местного само-управления.
Практика показывает, что деятельность органов местного самоуправле-ния по защите прав потребителей повышает активность населения в этой сфере.
Местные органы по защите прав потребителей в отличие от федеральных структур не наделены контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую они могут применить, - право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности. Но отсутствие у ме-стных органов по защите прав потребителей права привлекать нарушителей к административной ответственности отнюдь не означает их слабости или не-нужности Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление. М.: Финансы и статистика, 2002. С.67..
Эти органы могут применять к нарушителям закона достаточно эффек-тивные меры. Во многих отделах по защите прав потребителей создаются списки хозяйствующих субъектов, систематически нарушающих права потребителей. Эта информация публикуется в средствах массовой информации. Специалисты органов местного самоуправления направляют информацию о нарушениях прав потребителей в соответствующие федеральные органы, передают материалы в суд.
1.3. Правовые основы защиты прав потребителей
Правовую основу защиты прав потребителей составляют законодательные акты, регламентирующие общественные отношения, возникающие в сфере защиты прав потребителей.
В соответствии со статьей 1 Закона «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный Закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 109-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации: 21 ныне действующий кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. - С. 17-54; Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный Закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (в ред. от 18.07.2005 года № 89-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации: 21 ныне действующий кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. - С. 54-105. Законом «О защите прав потребителей», О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377.
а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации.
Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение.
Поправки в Закон «О защите прав потребителей», 21 декабря 2004 г. были подписа-ны Президентом РФ, и после опубликования в «Российской газете» вступили в действие. Союзу потребителей России удалось через своих пред-ставителей в рабочей группе по подготовке законопроекта ко второму чтению провести целый ряд норм, существенно улучшающих защиту потребителей и укрепляющих позицию общественных объединений по-требителей, их ассоциаций и союзов.
Так, получилось противостоять правительству, обусловить право по-требителей на расторжение договора в случае приобретения технически сложных и дорогостоящих товаров ненадлежащего качества с наличием в них существенных недостатков.
Теперь в законе в число обязательной информации об изготовителе, исполнителе, продавце в тех случаях, когда их деятельность подлежит лицензированию или государственной аккредитации, включено требова-ние о представлении потребителю данных о номерах лицензии и свиде-тельства о государственной аккредитации, сроках их действия, а также информация об органе, их выдавшем. Это особенно важно для потреби-телей образовательных услуг, поскольку от наличия лицензии и аккреди-тации зависит качество образования, статус диплома об окончании вуза, право на отсрочку от призыва в армию.
В ст. 10 Закона О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377. теперь особо оговорено, что информация о товарах, работах, услугах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях. В на-стоящее время сплошь и рядом можно наблюдать указание цены только в так называемых «у.е.». А что скрывается за у.е. - доллары, евро или что-то совсем условное, покупатель узнает только при оплате товара, и перевод у.е. в российские рубли зачастую оказывается для него весьма неожиданным и неприятным. При этом надо понимать, что данная норма не запрещает указывать цену на товары и услуги в других единицах помимо рубля. Такую возможность продавцам предоставляет ст. 317 ГК РФ.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный Закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 109-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации: 21 ныне действующий кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. - С. 17-54. Однако отсутствие на ценнике рублевого эквивалента теперь попа-дает под действие п. 1 ст. 14.8 Кодекса об административных правона-рушениях РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 27.09.2005 № 124-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Юрист, 2006. С. 199-267. и предусматривает, что «нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом то-варе (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда».
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 93-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Юрист, 2006. С. 121- 159. расширен перечень судов, куда может обращаться потребитель в случае наруше-ния его прав. К судам, находящимся по месту жительства истца, причи-нению ему вреда или месту нахождения ответчика, добавлены также суды, находящиеся по месту пребывания истца, а также по месту жи-тельства индивидуального предпринимателя, месту заключения догово-ра либо месту нахождения представительства или филиала организа-ции, допустившего нарушение.
Теперь в ситуации, когда потребитель не имеет возможности обме-нять товар надлежащего качества из-за отсутствия в продаже аналогич-ного товара на день обращения к продавцу, и он пользуется своим пра-вом отказаться от исполнения договора купли-продажи, его требование о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. В ранее действующей редакции статьи этот срок не был определен, и добивать-ся возврата денег потребителю приходилось иногда месяцами. В соот-ветствии с новой редакцией п. 6 ст. 13О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377. при удовлетворении законных требований потребителя суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивиду-ального предпринимателя, импортера) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Там же.
В закон добавлена статья о полномочиях высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей. В прежней редакции закона были определены полномочия и права федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей, что позволяло большинству органов власти субъектов РФ самоустраниться от такой важной социальной и экономической функции, как защита прав потребителей.
Удалось внести определенные изменения и добавления в ст. 45 и 46 Закона, Там же. касающиеся прав общественных объединений потребителей. Теперь закон устанавливает, что публикация результатов сравнительных испытаний качества товаров, работ, услуг не является рекламой. Более четким и объемлющим стало определение о возмещении обще-ственным объединениям потребителей расходов, понесенных ими по делам в ин-тересах неопределенного круга потребителей, через суд. В эти расходы теперь включены судебные издержки, а также иные необходимые, воз-никшие до обращения в суд и связанные с рассмотрением дела расходы, в том числе на проведение независимой экспертизы, в случае выявле-ния в результате такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Данная норма теперь также распространяется и на органы местного самоуправления, которые будут выступать в судах с исками в защиту неопреде-ленного круга потребителей.
Немного внимания следует уделить также и тем изменениям в зако-не, которые изначально были внесены правительством в Государствен-ную Думу. Эти изменения предусматривают ответ-ственность импортеров, обязательное требование информировать по-требителя о наличии генно-инженерно-модифицированных добавок в продуктах питания, определяют порядок организации дистанционной продажи товаров и содержат ряд других очень важных для потребителя требований. Во-первых, преамбула закона дополнена определением уполномоченной организации. В ней четко прописывается, что такая организация, созданная на территории Российской Федерации на осно-вании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностран-ным изготовителем (продавцом), наделяется полномочиями на приня-тие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества. В преамбулу также вводится понятие об импортере. По всему тексту закона, наряду с продавцом, изгото-вителем и исполнителем, теперь прописана ответственность уполномо-ченных организаций и импортеров. Данные изменения в законе должны существенно облегчить защиту нарушенных прав и, в первую очередь, прав потребителей импортных товаров, поскольку, кроме продавцов (часто исчезающих с рынка), зарубежных изготовителей (к которым прак-тически невозможно подступиться), теперь образована цепочка из упол-номоченных организаций и импортеров, к которым можно будет предъя-вить законные претензии. Во-вторых, как нам кажется, удалось преодо-леть коллизию, возникшую после изменений в Законе «О защите прав потребителей», О защите прав потребителей: Закон РФ от … внесенных в 1999 г. и отменивших норму установления шестимесячного гарантийного срока в тех случаях, когда изготовитель его не устанавливал. Введение нормы о возможности предъявления претензий к продавцу (изготовителю) товара на обнаруженные недо-статки по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, не вполне компенсировало отмененную норму, поскольку потребитель получал право предъявить требования к изготовителю (продавцу), если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Теперь закон ввел, наряду с гарантийным сроком, понятие «дополнительное обязательство». В новой редакции закона записано, что изготовитель вправе принять дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обна-руженных по истечении установленного им гарантийного срока; содер-жание, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовите-лем. Дополнительное обязательство может установить и продавец. В этом случае содержание, срок действия такого обязательства и по-рядок осуществления потребителем прав по такому обязательству оп-ределяются договором между потребителем и продавцом. То есть за пределами гарантийного срока изготовитель и продавец могут устано-вить дополнительные гарантии на товар, но при этом удовлетворение претензий потребителя в случае обнаружения им недостатков товара, ограничить одним или несколькими из предусмотренных ст. 18 Закона О защите прав потребителей: Закон РФ от … требований. Например, по истечении шестимесячного гарантийного срока, еще в течение года безвозмездно устранять недостатки товара. По нашему мнению, введение этой нормы будет усиливать конкурен-цию, стимулировать предоставление потребителю, пусть и не в полном объеме, как во время гарантийного срока, но вполне определенных дополнительных обязательств. В-третьих, в законе появилась новая очень важная статья, определяющая права и ответственность потреби-теля и продавца при дистанционном способе продажи товаров. Статья обязывает продавца до заключения договора представить потребителю:
- информацию об основных потребительских свойствах товара;
- об ад-ресе (месте нахождения) продавца;
- о месте изготовления товара;
- о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изгото-вителя);
- о цене и об условиях приобретения товара;
- о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
- о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В момент доставки продавец в письменной форме должен представить всю необходимую информацию о товаре, предусмотрен-ную настоящим законом, а также информацию о порядке и сроках возврата товара. Также потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его пе-редачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была представлена в письменном виде в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Прописанный в законе так называемый пери-од охлаждения - то есть право возврата купленного дистанционным способом товара без объяснения причин, пожалуй, наиболее принципи-альное завоевание защитников потребителей. Ведь, к сожалению, прак-тика показывает, как часто под прессом психологической обработки ве-дущих телешопов, магазинов на диване, навязчивой рекламы через по-чтовые ящики люди приобретают совершенно бесполезные для них вещи. Чаще всего, скажем так, на эту удочку попадаются престарелые и под-ростки. Причем мы не говорим о некачественных или опасных товарах, о фактах откровенного мошенничества - это другая история и, соответ-ственно, другие статьи КоАП и УК РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 27.09.2005 № 124-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Юрист, 2006. С. 199-267. Речь идет о вполне доброкаче-ственных товарах, но приобретенных вопреки реальной необходимости, медицинским показаниям или денежным возможностям. Теперь если, скажем, чья-нибудь бабушка закажет предлагаемый по телевидению ме-дицинский магнитотерапевтический прибор, который ей не только не принесет пользу, но и противопоказан, по закону, ее семья сможет этот прибор вернуть, оплатив лишь его доставку.
Статья защищает также и интересы продавца. Так, возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у потребителя докумен-та, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Потребитель не вправе отказаться от товара над-лежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобре-тающим его потребителем. Например, если заказан протез или специ-альная футболка с изображением имеющих отношение только к заказчи-ку лиц или объектов.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключени-ем расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного това-ра, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребите-лем соответствующего требования.
По мнению автора, в целом принятие изменений и дополнений в Закон «О защите прав потребителей»- это еще один большой шаг на пути к цивилизованному потребительскому рынку.
Как известно, особо болезненной является сфера отношений возникающих при продаже пищевых продуктов. Потребитель не всегда защищен от реализации пищевых продуктов ненадлежащего качества, хотя Федеральным законом определены требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозках и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Реализацией товара непосредственно потребителю занимается продавец, значит и он несет ответственность за реализацию некачественного товара. Поэтому автор считает, что п. 4 ст. 20 «Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их реализации» настоящего Закона нужно дополнить «в том числе индивидуальные предприниматели и продавцы».
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения мы понимаем - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Для нормативного обеспечения данных требований 30 марта 1999 года был принят Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 года (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 февраля 2006 г. № 35 О государственной регистрации пищевых добавок территориальными органами Роспотребнадзора: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 февраля 2006 г. N 35 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»., в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.00 N 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий», О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий: Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.00 N 988 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2001 г. N 262 «О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации» О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2001 г. N 262 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». и улучшения организации и осуществления государственной регистрации продукции, веществ, препаратов, с 15 мая 2006 г. на территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возложена государственная регистрация пищевых добавок (в том числе комплексных, технологических вспомогательных средств, обогащающих добавок, вкусовых и вкусоароматических добавок (основ), ароматизаторов, заквасок).
Федеральным государственным учреждениям здравоохранения - на центры гигиены и эпидемиологии возложена задача проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых добавок в целях их государственной регистрации в соответствующих территориальных управлениях.
Также установлено, что:
Государственная регистрация продукции, поступающей для таможенного оформления в субъект Российской Федерации либо производимой на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, либо Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Свидетельства о государственной регистрации продукции, выданные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами по субъектам Российской Федерации, действительны на всей территории Российской Федерации.
ВЫВОД: Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. провозгласила раз-витие личности как базовую предпосылку для решения основных экономиче-ских и социальных проблем. Выдвигая в качестве одного из приоритетов ин-формирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей, можно ожидать, что потребитель не только сделает правильный выбор на потребительском рынке товаров, работ, услуг, но и сможет в перспективе сыграть роль регулятора на подлинно конкурентном рынке.
С другой стороны, построение правового государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и адекватного ей поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных прав и обязанностей и умение применять их в различных ситуациях. Практическое претворение этого направления должно преследовать цель при-обретения потребителями и предпринимательским корпусом определенных на-выков и стереотипов поведения в условиях рыночной экономики, что в резуль-тате способствовало бы самостоятельному разрешению ими возникающих про-блем. Решение поставленных вопросов позволит на качественно новом уровне обеспечение защиты прав потребителей и повышение жизненного уровня населения.
ГЛАВА 2 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЛАНГЕПАС2.1. Отдел территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО в г. Лангепас и система учреждений социальной защиты
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты закон-ных интересов и прав потребителей - граждан в муниципальных образованиях определены ст. 44 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» О защите прав потребителей: Закон РФ от …, Кодексом об административных правонарушениях РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 27.09.2005 № 124-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Юрист, 2006. С. 199-267. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-ской Федерации: Федеральный Закон от 6 августа 2003 г. № 131- Ф3//Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822; 2005. № 1. ст. 12; № 17. Ст. 1480; № 27. Ст. 2708; № 30. Ст. 3108.
.
В 2005 году деятельность отдела по защите прав потребителей на территории Ханты-Мансийского автономного округа осуществлялась по следующим направлениям:
- оказание содействия органам местного самоуправления в организации осуществления защиты прав потребителей в муниципальных образованиях, создании и поддержке специальных структур в органах местного самоуправления, занимающихся защитой прав потребителей; осуществление координации их деятельности, оказание помощи в их методическом, информационном, консультационном обеспечении;
- организация на территории автономного округа приема граждан по вопросам защиты прав потребителей и обеспечения своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
- проведение системного анализа общего состояния защиты прав потребителей в автономном округе, деятельности органов местного самоуправления по защите прав потребителей, обобщение практики применения законодательства о защите прав потребителей на территории автономного округа;
- осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления, общественными организациями по обеспечению защиты прав потребителей на территории автономного округа;
- участие в совершенствовании правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей;
- организация просветительской, профилактической и обучающей работы, направленной на предотвращение нарушений прав потребителей, повышения правовой грамотности населения автономного округа, содействие формированию потребительской культуры поведения.
По состоянию на 01.01.2006 г. все 22 муниципальных образования автономного округа в своей структуре имеют подразделения по защите прав потребителей или специалистов, занимающихся защитой прав потребителей. Деятельность отдела по защите прав потребителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2005 год // Новости Югры. 2006. 5 января.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» О защите прав потребителей: Закон РФ от … отделом по защите прав потребителей автономного округа и органами местного самоуправления по защите прав потребителей муниципальных образований автономного округа осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению, реализации и защите прав потребителей на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Важнейшим направлением деятельности органов по защите прав потребителей по-прежнему остается работа с обращениями граждан, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей, оказание практической помощи в предъявлении потребителями законных требований к продавцам (исполнителям) и исковых заявлений в суды.
На территории г. Лангепаса ТУ Роспотребнадзора действует через территориальный отдел в г. Лангепас.
Основными функциональными задачами территориального отдела Роспотребнадзора в г. Лангепас являются:
1. Осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в сфере защиты прав потребителей;
2. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
- проведение мероприятий по контролю;
-выдача в пределах полномочий предписаний изготовителям о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам;
- принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров, которые не соответствуют обязательным требованиям;
-направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности, материалов о нарушении прав потребителей;
- направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;
-обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными актами РФ прав потребителей;
3. контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
4. на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок выдает санитарно-эпидемиологические заключения;
5. организует и проводит социально-гигиенический мониторинг;
6. подготавливает ежегодные государственные доклады о защите прав потребителей;
7. осуществляет деятельность по:
- ведению государственного учета и статистической отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов территориального управления;
- приему граждан, своевременному и полному рассмотрению обращений, запросов органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
8. получает средства федерального бюджета, предусмотренные на содержание территориального управления и реализует возложенные на него функции;
9. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту
сведений, составляющих государственную тайну;
10. обеспечивает в установленном порядке мобилизационную подготовку территориального управления и федеральных государственных учреждений;
11. организует и осуществляет в установленном порядке мероприятия по защите от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне в территориальном управлении и федеральных государственных учреждениях;
12. осуществляет в соответствии с законодательством Российский Федерации деятельность по регистрации:
- впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств);
- отдельных видов продукции, представляющей потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
- отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации;
- лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф инцидентов;
13. организует проведение мероприятий по устранению причин иусловий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека;
15. организует и проводит мероприятия по санитарной охране территории Ханты-Мансийского автономного округа от заноса и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также от ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека;
16. проводит анализ практики применения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и законодательства о защите прав потребителей, направляет обобщенную информацию в Федеральную службу;
17. осуществляет иные функции в сфере деятельности Федеральной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Структура руководства отделом.
Территориальный отдел территориального управления возглавляет начальник, который является заместителем главного государственного санитарного врача по ХМАО на территории г. Лангепаса.
Начальник отдела является государственным гражданским служащим, занимает ведущую должность.
Начальником отдела назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование.
В территориальном отделе имеются:
- заместитель начальника, имеющий высшее медицинское образование, являющийся государственным гражданским служащим, занимающий ведущую должность;
- консультант (государственный гражданский служащий) занимающий старшую должность, имеющий высшее юридическое образование;
- четыре главных специалиста, обладающие высшим профессиональным образованием.
Деятельность отдела регламентируется:
Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1 (в ред. от 21.12.2004 года), О защите прав потребителей: Закон РФ от … который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение;
Кодексом об административных правонарушениях РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 27.09.2005 № 124-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Юрист, 2006. С. 199-267. - определяет административную ответственность за нарушение работниками предприятий торговли и общественного питания правил обслуживания потребителей, обман покупателей и заказчиков и т.д.
Федеральным законом от 21.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон Российской Федерации от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». определяет требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозках и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года, О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 года (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Кроме перечисленных законодательных актов деятельность отдела регламентируется Положением о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу; Положение о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу// www. admkhmao.ru Положением о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-ЮГРЕ в г. Лангепас и Покачи; Положение о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-ЮГРЕ в г. Лангепас и Покачи// www.admlang.ru