Рефераты

Организация оперативно-розыскной работы оперативных аппаратов в колониях-поселениях

p align="left">Объективное определение реальных путей совершенствования организации оперативно-розыскной деятельности в исправительных колониях-поселениях требует не только теоретического постижения ее сущности и значения, но обобщения практики данной деятельности в современных условиях. Вместе с тем значительное внимание следует уделить и факторам различного характера, оказывающим свое влияние на состояние оперативно-розыскной деятельности в исправительных колониях-поселениях.

В этой связи важной задачей настоящего исследования выступает изучение практики реализации основных составляющих названной деятельности, в совокупности и определяющих ее содержание.

В первую очередь следует рассмотреть состояние преступности в исправительных колониях-поселениях, которая, с одной стороны, во многом зависит от усилий оперативных подразделений исправительных колоний-поселений, а с другой - сама может оказывать воздействие на различные аспекты оперативно-розыскной деятельности в исправительных колониях-поселениях и выступать интегрирующим показателем состояния этой работы.

Удельный вес преступлений, совершенных в колониях-поселениях, составил 40,8 % от общего числа преступлений, совершенных во всех колониях, в то время как доля осужденных, содержащихся в указанных учреждениях, от среднесписочной численности спецконтингента в колониях составляет всего 6 %. Таким образом, уровень преступности в колониях-поселениях по итогам 2006 года был гораздо выше, чем в других учреждениях исполнения наказания.

За исследуемый период (2004-2008) в исправительных колониях-поселениях обозначилась тенденция сокращения общего числа совершаемых в них преступлений (2004г. - 733, 2008 г. - 668), причем эта тенденция характерна и для наиболее серьезных преступлений, таких как убийства и покушения на них, причинение тяжкого вреда здоровью, хулиганство, кражи и др. В общей структуре преступности в колониях-поселениях в последние годы наметилась тенденция к увеличению доли такого вида преступлений, как хулиганство. Условием, ему способствующим, является употребление спиртных напитков осужденными. Значительное количество хулиганств сопровождается нанесением побоев и причинением вреда здоровью осужденным и иным лицам. Свыше 80 % хулиганств приходится на осужденных в возрасте до 35 лет. До 65 % этих преступлений совершается в течение первых шести месяцев нахождения в колонии.

Умышленные убийства и причинение тяжкого вреда здоровью составляют около 10 % от общего количества преступлений в колониях поселениях. Как правило, они совершаются в условиях очевидности и чаше всего выступают завершающим этапом несвоевременного разрешения различного рода конфликтов осужденных и возникающих на их основе драк, а также хулиганских действий. Наиболее типичные места совершения данных преступлений - общежития (около 40 %), территория колонии-поселения (до 20 %), производственные объекты и квартиры (20 %).

Почти три четверти умышленных убийств и причинения тяжкого вреда здоровью совершается в вечернее время, ночью - 15 %, днем - 10 %. Рост этих преступлений наблюдается в предвыходные и выходные (праздничные) дни, а также дни выдачи осужденным зарплаты. Свыше 80 % из них носят внезапный характер. Почти в 70 % случаев для совершения преступлений используются различного рода колюще-режущие предметы бытового назначения (кухонные ножи, топоры) и только в 10 % - специально изготовленное холодное оружие.

Более 60 % данных преступлений совершается лицами в возрасте до 35 лет, как правило, судимыми за насильственные преступления. 70 % умышленных убийств и свыше 85 % случаев причинения тяжкого вреда здоровью совершено осужденными в состоянии алкогольного опьянения, 50 % потерпевших также находилось в нетрезвом состоянии. До 65 % этих преступлений осужденные совершают в течение первых шести месяцев нахождения в колонии-поселении.

Отдельно следует сказать о самом распространенном в исправительных колониях-поселениях составе преступления - побегах поселенцев. За последние года количество этих преступлений существенно сократилось, что вполне объяснимо. Это, прежде всего, объясняется тем, что половина из них квалифицируется по ст. 314 как уклонение от отбывания лишения свободы. А реально количество подобных преступлений остается примерно на одном уровне, хотя в структуре преступлений зарегистрированных за исследуемый период стало значительно меньше.

В связи с распространенностью и значительной общественной опасностью такого преступного деяния с уголовно-правовой точки зрения борьбы с таким видом преступления, как уклонение от отбывания лишения свободы, возникает необходимость пересмотреть и ужесточить санкцию ст. 314 УК РФ в размерах санкции ст. 313 УК РФ либо исключить ее и квалифицировать данное преступление как побег с мест лишения свободы.

Кроме того, среди зарегистрированных преступлений сократилось число групповых (2004г. - 103, 2008г. - 33), совершение которых, как известно, носит большую общественную опасность и влечет более значительные вредные последствия.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что из года в год значительное число преступлений в исправительных колониях-поселениях совершается на производственных объектах (порядка 40 %), и это не может не свидетельствовать об определенных упущениях в организации и тактике оперативно-розыскных мероприятий, проводимых оперативными аппаратами исправительных колоний-поселений в производственной сфере.

Наряду со сказанным весьма убедительно характеризует состояние оперативно-розыскной деятельности в исправительных колониях-поселениях такой показатель, как число преступлений, следствие по которым приостановлено по различным основаниям, в основном по причине не установления лиц, их совершивших.

Несмотря на сокращение числа таких преступлений в исправительных колониях-поселениях, перспектива многих из них быть все же когда-то раскрытыми весьма призрачна, поскольку, как показывает практика, разыскать поселенцев, совершивших побеги из исправительных колоний-поселений, очень и очень непросто, а таких уголовных дел по побегам ежегодно насчитывается свыше 70 % от числа приостановленных.

Что касается общего числа лиц, совершивших преступления в исправительных колониях-поселениях, то здесь отмечается тенденция их заметного уменьшения, причем сокращается число преступлений, совершенных, например, поселенцами, находившимися в состоянии опьянения, являвшимися нарушителями режима содержания, а также состоявшими на профилактическом учете.

Качественный состав осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях-поселениях, более нагляден в сравнении с лицами, содержащимися в исправительных колониях различных видов режима.

Определенное сходство осужденных отмечается по таким характеризующим параметрам, как возраст (45,8 % - 18-30 лет), семейное положение (группа холостяков и лиц, имеющих семьи, но не поддерживающих с ними отношений, составила 49,4 %, что весьма характерно для данной категории осужденных). Еще 12,5 % были представлены имеющими семьи с поддержанием связей с последними.

Образовательный уровень осужденных-поселенцев показал, что около 75 % из них имеют среднее и неполное среднее общее образование.

Для осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях-поселениях, характерны (различные виды преступлений): как умышленные (65,4 %), так и по неосторожности (20 %).

Что касается объекта преступного посягательства, то 60 % осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, были осуждены за совершение корыстных преступлений (кражи, разбой, грабежи), 25 % - за преступления против личности (умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения), хулиганство.

В исправительных колониях-поселениях отмечается превышение доли осужденных, не принимавших до ареста участия в общественно полезном труде (до осуждения не имели определенного рода занятий 40 %, в том числе постоянного места жительства 33 %).

Наиболее криминогенной частью осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, являются осужденные, переведенные на улучшенные условия содержания из исправительных колоний общего и строгого режимов. Именно они зачастую выступают организаторами совершения конкретных преступлений, противодействия персоналу в обеспечении установленного порядка отбывания наказания. В их лице оперативный состав находит самых серьезных противников при решении конкретных оперативно-тактических задач.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что осужденные данной категории по целому ряду параметров представляют собой более важный объект оперативно-розыскной деятельности, чем осужденные других видов института исправительных колоний-поселений. С одной стороны, оперативные работники колоний-поселений сталкиваются со значительными трудностями при формировании негласного аппарата из данной категории лиц; с другой стороны - оперативная проверка и разработка осужденных нередко сопряжены с проблемами обеспечения негласными сотрудниками, документирования действий разрабатываемых и реализации собранной информации, обусловленными педагогической запущенностью лиц, отбывающих наказание.

Не менее важным фактором, определяющим состояние оперативно-розыскной деятельности в исправительных колониях-поселениях, является Уровень ее нормативного обеспечения. Оптимальный уровень такого обеспечения способствует совершенствованию организации и тактики деятельности оперативных аппаратов колоний-поселений. Когда же ее нормативная регламентация далека от оптимальной, то вполне возможны недостатки и упущения в тех или иных оперативно-тактических ситуациях, поскольку несовершенные нормативные документы не могут подсказать необходимых решений. В этой связи важно соблюсти правильное соотношение двух моментов. Во-первых, предоставить оперативному работнику сотруднику определенную свободу действий, избегая мелочной регламентации, а во-вторых, очертить необходимые пределы его инициативы за которыми могут иметь место произвол и нарушения законности.

Как было отмечено ранее, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в исправительных колониях-поселениях еще далеко от совершенства и его нельзя признать фактором, позитивно влияющим на эту работу. В частности, существующие нормативные акты явно перегружены предписаниями понятийного и делопроизводственного характера; целый ряд важных институтов оперативно-розыскной деятельности по-прежнему остается без нормативной основы.

Криминальная микросреда и субкультура осужденных также оказывают ощутимое отрицательное воздействие на оперативно-розыскную деятельность в исправительных колониях-поселениях. Это находит свое отражение в наличии больших и сложно преодолимых трудностей при вербовке негласных сотрудников из числа осужденных и дальнейшей работе с ними, получении показаний от данной категории лиц в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или же расследования по фактам совершения в этих учреждениях преступлений и др. Объективно существующее распределение осужденных на «касты», позволяющее некоторым из них выступать в роли лидеров, особая структура межличностных отношений, регулируемая своеобразным набором неформальных эталонов поведения всех категорий осужденных, специфическая шкала ценностей и способов их достижения - все это в совокупности с внешней атрибутикой криминальной субкультуры (жаргоном, кличками, татуировками и др.) формирует своеобразную социально-психологическую атмосферу, в условиях которой оперативным аппаратам весьма сложно решать возникающие оперативно-тактические задачи. Причем, по мнению специалистов, в условиях колоний-поселений отмеченные признаки криминальной субкультуры проявляют себя менее отчетливо, но при этом создают некоторые трудности в работе оперативного состава по предупреждению и раскрытию преступлений.

Эффективность оперативно-розыскной деятельности во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности оперативного состава к решению различных оперативно-тактических задач, обеспечивающей в итоге борьбу с преступностью в исправительных колониях-поселениях. На наш взгляд, такая подготовленность в своей основе определяется, с одной стороны, формальными показателями, в частности образованием и стажем практической работы, в том числе в оперативных аппаратах исправительных колоний-поселений, с другой - реальными результатами повседневной деятельности оперативного состава.

Что касается первой группы показателей, то положение выглядит следующим образом. Лишь 6,5 % опрошенных оперативных работников, имеют высшее юридическое образование, полученное не только в условиях стационара, 12,8 % - среднее юридическое образование. В итоге это дает менее 20 %, то есть лишь каждый пятый имеет юридическую подготовку, что нельзя признать даже удовлетворительным.

Далее каждый третий оперативный работник исправительных колоний-поселений до 5 лет служил в уголовно-исполнительной системе, и только два работника из четырех имеют специальный стаж работы (в оперативных аппаратах колоний-поселений).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что с позиций образования и стажа службы профессиональная подготовленность оперативного состава еще далека до того уровня, который отвечал бы предъявляемым требованиям. Это подтверждают и рассмотренные результаты деятельности оперативных аппаратов исправительных колоний-поселений, характеризующие современное состояние отдельных элементов оперативно-розыскной деятельности.

Кроме того, о профессиональной подготовленности оперативного состава весьма красноречиво говорит обобщенное мнение опрошенных: 18 % респондентов не считают приоритетной задачу предупреждения преступлений в исправительных колониях-поселениях, в 62 % случаях -раскрытия таких преступлений, 53 % - розыска лиц, совершивших побег из этих учреждений, хотя ожидаемый результат должен быть близок к 100 %. Далеко не все сотрудники имеют представление об объектах оперативного обслуживания. Даже территории, прилегающие к исправительным колониям-поселениям, в качестве такого объекта признают лишь 84,2 % опрошенных, не говоря уже о производственных объектах (34,2 %), бригадах осужденных 20 %, вольнонаемном персонале (33,3 %).

Недостаточный уровень профессиональной подготовленности оперативного состава негативно влияет на состояние оперативно-розыскной деятельности в исправительных колониях-поселениях, предопределяя ошибки и упущения сотрудников при решении конкретных оперативно-тактических задач.

ГЛАВ 2. АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ОПЕРАТИВНЫХ АППАРАТОВ КОЛОНИЙ ПОСЕЛЕНИЙ

Система организации работы оперативных аппаратов исправительных учреждений включает в себя две относительно самостоятельные, но тесно взаимосвязанные, взаимно обусловливающие и взаимодополняющие друг друга подсистемы: организационно-управленческую и функционально-исполнительную (оперативно-тактическую). Если в первую входят мероприятия, проводимые руководителями колоний-поселений и их оперативными подразделениями, то во вторую - действия оперативного работника. Эффективность работы зависит от того, как функционируют и взаимодействуют между собой обе эти подсистемы. Однако и в той и в другой, имеется целый комплекс весьма сложных проблем, требующих решения.

Прежде всего, рассмотрим основные организационно-управленческие проблемы, лежащие в сфере информационного обеспечения, аналитической деятельности, планирования, принятия и организации исполнения других управленческих решений.

Информационное обеспечение предупреждения преступлений в колониях-поселениях является первоочередной задачей руководителей данных учреждений. От того, каким образом оно будет организованно, прямо зависит качество реализации всех последующих функций управленческого цикла и в итоге эффективность борьбы с преступностью среди осужденных-поселенцев.

С целью получения своевременной полной и достоверной информации руководителям ИУ следует, во-первых, определить субъектов, ответственных за сбор, обработку и реализацию первичных данных (такими субъектами должны быть, на наш взгляд, руководители всех подразделений и служб, и прежде всего оперативных отделов; во-вторых, очертить круг источников информации, которыми могут быть физические лица (осужденные, их родственники, сотрудники колонии, гражданские лица, проживающие в районе дислокации колонии-поселения, негласные сотрудники), разного рода документы и материалы оперативно-служебной деятельности, в том числе находящиеся у служб, взаимодействующих с другими оперативными аппаратами ИК и криминальной милицией, а также материалы личных дел осужденных.

Ученые, исследовавшие вопросы аналитической работы в правоохранительных органах (в первую очередь органах внутренних дел), характеризуют ее как исследовательскую, познавательную функцию в управленческой деятельности. К содержательному аспекту этой деятельности в литературе относят комплекс организационных мероприятий и методических приемов по изучению и оценке информации:

о состоянии преступности и иных нарушений общественного порядка;

о результатах деятельности правоохранительных органов;

о самом правоохранительном органе;

об условиях, в которых решают задачи правоохранительные органы.

Как нам представляется, приведенные составные части аналитической работы достаточно полно характеризуют объем этой деятельности в правоохранительных органах, в том числе и в уголовно-исполнительной системе. Содержание аналитической работы в оперативных подразделениях исправительных учреждений непосредственно связанно с изучением и анализом оперативной обстановки. При этом многообразие факторов, условий, влияющих на изменение оперативной обстановки в ИУ, требует от руководителей умения находить главное, устанавливать причинную связь между различными событиями и явлениями, с тем чтобы вовремя обнаружить признаки, свидетельствующие о появлении той или иной тенденции и своевременно оказать на нее влияние.

Вместе с тем не следует без особой необходимости усложнять анализ оперативной обстановки и изучать те факторы, которые в данном, конкретном случаи играют второстепенную роль и не являются определяющими. Чаще всего возникает необходимость в анализе факторов, которые определяют состояние специализированной оперативной обстановки, в частности состояния преступности или отдельных видов преступлений.

Прежде чем рассматривать основное содержание аналитической работы оперативных подразделений исправительных колоний-поселений необходимо обозначить требования, предъявляемые к ней основными из которых являются: изучение информации, собранной за достаточно продолжительный период времени; массовость наблюдения; всесторонность, систематичность и планомерность; комплексное использование различий методов анализа.

Изучение информации, собранной за достаточно продолжительный период времени, позволяет уяснить сущность рассматриваемого явления в развитии, вскрыть определенные закономерности и познать главные этапы развития этого явления.

Массовость наблюдения означает использование в процессе аналитической работы большого массива фактического материала. Поэтому, анализируя статистические данные о состоянии преступности, общей и индивидуальной профилактики, агентурно-оперативной работы и т.д., руководители колоний-поселений и их оперативных подразделений должны оперировать довольно большими числами при определении процентных соотношений. Соблюдение этого требования обязательно как при анализе статистических материалов, так и данных, полученных путем применения социологических методов, в частности анкетирования, интервьюирования, контент-анализа документов и других.

Требование всесторонности обусловлено общеметодологической посылкой диалектического познания и системного подхода о необходимости рассматривать изучаемые явления, процессы, предметы в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, для анализа состояния рассматриваемой нами деятельности необходимо использовать информацию обо всех ее элементах (результаты общей и индивидуальной профилактики, работы с негласным аппаратом, по делам оперативного учета, взаимодействию). Однако, как показывают результаты опросов, данное требование соблюдается далеко не всегда. В частности, в оперативных отделах зачастую анализируется лишь работа с негласным аппаратом и по делам оперативного учета, что отрицательно сказывается на качестве аналитической работы в целом и может привести к необъективным выводам.

Систематичность и планомерность аналитической работы в оперативных отделах колоний-поселений заключается в придании ей целеустремленного и целенаправленно характера. Только тогда она будет достоверно отражать изменения негативных либо позитивных факторов, влияющих на организацию оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений колоний-поселений. Комплексное использование различных методов анализа вытекает из сущности процесса познания, который предполагает в целях объективного и глубокого изучения явлений применение общенаучных и частнонаучных методов.

Содержание аналитической работы определяется ее сущностью и стоящими перед ней задачами. Оно включает ряд условно самостоятельных направлений. Здесь необходимо отметить, что одним из первых определил направления аналитической работы в оперативных подразделениях исправительных учреждений В.Т. Вербовой, который, творчески используя накопленный опыт по этому вопросу в органах внутренних дел и, исходя из задач, стоящих перед оперативными подразделениями ИУ, выделил три таких направления:

осуществление комплексного анализа оперативной обстановки;

исследование отдельных проблем;

текущий оперативный анализ.

Андреев Ю.И., кроме указанных выше, выделяет в качестве самодельного направления аналитической работы выборочный анализ отдельных элементов оперативной обстановки (в первую очередь быстроизменяющихся)

В свою очередь, следует поддержать позицию авторов, которые в качестве направлений аналитической работы оперативных подразделений колоний-поселений выделяют:

прогностический анализ;

проблемный анализ;

комплексный анализ;

оперативный (текущий) анализ.

Прогностический анализ представляет собой долгосрочное изучение состояния преступности, выявление и изучение тенденций правонарушений в колонии и обусловливающих их факторов для перспективного, стратегического планирования, получения прогностический выводов о возможных изменениях этих тенденций и выработки комплекса, неотложных мер.

Проблемный анализ - исследование отдельных проблем борьбы с преступностью, общих и частных, связанных с оперативно-розыскной деятельностью колоний поселений и обеспечиваемых аналитической работой.

Комплексный анализ - изучение оперативной обстановки за квартал, полугодие, девять месяцев и год в целях текущего, тактического планирования.

Оперативный (текущий, непрерывный) анализ - изучение оперативной обстановки на основе суточной и декадной информации, дающей ограниченный объем для оперативного руководства.

В настоящее время сотрудниками оперативных подразделений УИС ведутся только главные направления текущей аналитической работы и слабо охватываются прогностический и проблемный анализ. При этом руководством Министерства и Главка постоянно указывается на необходимость «глубже изучать оперативную обстановку», «учитывать состояние оперативной обстановки. Между тем оперативную обстановку надо не просто изучать, анализировать но формировать, то есть не только опираться на данные сегодняшнего дня, но заглядывать в будущее. Когда этого не делают вовремя, возникают очередные трудности, осложняющие оперативную обстановку.

Еще раз повторим, что под оперативной обстановкой принято понимать совокупность реально существующих внутренних и внешних условий, в которых действует тот или иной оперативный аппарат или отдельный оперативный работник, осуществляющий борьбу с преступностью на обслуживаемом им объекте или территории.

Эти условия могут, как содействовать укреплению правопорядка в ИУ и повышать эффективность борьбы с преступностью, так и способствовать совершению и распространению правонарушений и преступлений, противодействовать усилиям администрации в обеспечении должного порядка в учреждении.

Внешние условия, в отличие от внутренних, не зависят от деятельности оперативного подразделения и не могут быть изменены, а только учитываются и влияют на организацию работы оперативного подразделения. Внутренние условия наоборот не только изучаются и учитываются, но и должны быть подвержены изменению и корректировке в нужном направлении.

Внешние условия, влияющие на состояние оперативной обстановки в колонии-поселении:

численность и криминальной активности населения, проживающего вблизи ИУ;

состояние преступности и охраны общественного порядка в районе дислокации ИУ;

состояние сил и средств ОВД и иных правоохранительных органов, на территории которых дислоцируется ИУ;

правое регулирование борьбы с преступностью.

Внутренние условия можно разделить на четыре группы:

В первую группу входят элементы, относящиеся к общей характеристике обслуживаемого объекта:

месторасположение учреждения;

лимит наполнения и фактическая численность осужденных;

оборудованность жилых и производственных зон ИТСО;

состояние жилищных и коммунально-бытовых условий осужденных (организация питания, медицинское обслуживание и т.д.);

характер производства, на котором работают осужденные, и уровень организации их трудового использования.

Вторая группа (состав осужденных) включает в себя качественную характеристику состава осужденных по следующим признакам:

количество неоднократно судимых, отбывающих наказание и ранее судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления;

количество лиц употребляющих или ранее употреблявших наркотические и психотропные вещества;

наличие и численность национальных групп (цыгане, тувинцы и др.)

возраст и общеобразовательный уровень осужденных;

наличие группировок с отрицательной направленностью;

наличие лидеров и авторитетов уголовно-преступной среды.

Третья группа - состояние преступности и режима в ИУ.

количество зафиксированных фактов нарушений режима, динамика;

количество совершенных преступлений, их структура и динамика;

число предотвращенных преступлений;

соотношение совершенных и предотвращенных преступлений;

причины и условия, способствующие совершению преступлений.

К четверной группе относятся состояние сил, средств и эффективность их использования в борьбе с преступностью, характеризуется:

количеством оперативного состава и его квалификацией;

расстановкой оперативного состава по объектам оперативного обслуживания;

наличием дел оперативного учета и результатам работы по ним;

количеством отказных материалов вынесенных;

численностью агентурного аппарата, его качественный состав и расстановка негласных сотрудников по объектам оперативного обслуживания;

результативностью работы негласных сотрудников;

степенью участия других аппаратов и служб в борьбе с преступлениями;

активностью общественности и самодеятельные организаций осужденных;

количеством оперативно-технических средств и степенью их использования.

Элементы оперативной обстановки, оперативные работники изучают:

путем личного ознакомления с обслуживаемым объектом, анализа и оценки официальных материалов и сообщений должностных лиц, характеризующих положение дел в исправительном учреждении;

путем регулярного ознакомления с материалами, характеризующими обстановку на территории, прилегающей к ИУ (так называемое изучение окружения);

путем ознакомления с документами, оформляемыми лицами суточного наряда;

путем ознакомления с материалами личных дел осужденных;

через агентуру и доверенных лиц;

с помощью цензуры корреспонденции;

в результате применения разведывательных опросов и оперативных осмотров;

путем ознакомления с жалобами и заявлениями, поступающими как от осужденных, так и от иных лиц.

Полученные данные анализа оперативной обстановки дают возможность:

определить наиболее существенные недостатки в организации своей работы и деятельности других служб и подразделений исправительного учреждения, которые способствуют совершению преступлений, принять меры к их устранению;

выявить отрицательные тенденции в динамике преступности, определить причины, и условия способствующие проявлению этой тенденции, и принять необходимые меры;

получить сведения о составе осужденных своевременно поставить на профилактический учет.

оценить численность, движение и качественный состав негласных сотрудников, определить необходимость привлечения новых негласных сотрудников, корректировать расстановки уже имеющихся.

оценить результативность деятельности оперативного состава их квалификацию и профессионализм, определить необходимость их дополнительного обучения и переподготовки.

И в результате своевременно разработать меры по предупреждению, пресечению и раскрытию правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ; произвести эффективную расстановку сил и средств оперативного аппарата; выявить каналы проникновения, места хранения и употребления наркотиков; выработать меры к устранению причин и условий способствующих совершению данных правонарушений.

Проведенное исследование показало, что в организации аналитической работы в исправительных колониях-поселениях имеются серьезные пробелы. Первая проблема заключается в том, что зачастую анализ поступающей информации проводится не оперативными работниками а руководителями колоний-поселений. Такое решение вопроса нельзя признать полностью правильным. «Плох тот организатор, - отмечал П.М. Керженцев, - который все делает или пытается делать своими руками. Поступая таким образом, организатор переводит себя в положение обыкновенного исполнителя и таким образом не выполняет своего назначения».

По нашему мнению, указанный анализ необходимо осуществлять прежде всего оперативным сотрудникам, специализирующимся по направлениям работы. Руководители оперативных аппаратов должны контролировать его качество, обращая особое внимание на выводы и конкретные предложения по оздоровлению оперативной обстановки в исправительной колонии-поселении, решение других комплексных и частных оперативно-тактических задач. Кроме того, именно они четко определяют временные периоды и виды анализа, а в случае необходимости лично проводят анализ наиболее важной информации в исправительной колонии, привлекая к этому сотрудников других служб и подразделений.

Однако эффективность аналитической работы зависит не только от распределения компетенций субъектов и повышении роли руководителей, но и от того, какие методы используются в ходе анализа. Здесь, как показало исследование, имеется еще одна важная проблема, суть которой состоит в том, что аналитиками используется весьма узкий, если не сказать примитивный, набор методов. Среди них ведущая роль отводится статистическому Методу. Его возможности безусловно, большие, но используются не полностью. Главное свое выражение он находит в сравнительном анализе статистических показателей текущего и предыдущего периода, что не может до конца удовлетворить ни научного, ни практического интереса. Чтобы действительно реализовать потенциал данного метода необходимо широко применять такие статистические приемы, как типологические группировки, имеющие цель распределить на качественно однородные группы преступления (например, уклонения от отбывания лишения свободы, побег из мест лишения свободы), а также правонарушителей по изменяющимся признакам (возрасту, статусной принадлежности в своей среде).

Аналитические группировки преступлений, позволяющие установить: взаимосвязь различных факторов в их влиянии на распространение преступлений среди осужденных (например, состояния режима и надзора за осужденными на способы совершаемых преступлений, правонарушений); динамические ряды, характеризующие совершение этих преступлений во времени (весной или осенью, в рабочее время или часы досуга), приведение в сравнимый вид абсолютных данных с использованием обобщающих показателей в виде относительных или средних величин.

Таким образом, все это позволяет глубоко и всесторонне осмыслить изучаемые факты и явления и на этой основе разработать и осуществить адекватные меры, направленные на предупреждение рассматриваемых преступлений. Недопустимо абсолютизировать статистический метод, как это зачастую делается на практике, в аналитической работе следует использовать и другие методы: общенаучные (диалектической и формальной логике, системного анализа, сравнения, дедукции и индукции, выдвижения гипотез и др.), социологические (интервьюирование, анкетирование, контент-анализ документов, автобиографический метод, экспресс-опрос и др.), психологические (социометрии, проективных ситуаций, тестирование и др.), кибернетическое исследование операций, моделирование математическое (математическое распределение, корреляционный, регрессионный и факторный анализ), прогностические (экстраполяции, экспертных оценок моделирование и т.д.

Главная задача лиц, организующих и осуществляющих такой анализ, чтобы из перечисленных методов выбрать такие, которые позволили бы получить объективные, истинные знания. Если применение того или иного метода, набора методов требует узкой специальной квалификации, необходимо решать вопрос о привлечении к анализу специалистов.

Результатом оценки имеющейся информации об оперативной обстановке является четкое и ясное представление о совокупности ее элементов и логическим выводом из этой оценки является прогноз.

Прогнозирование является важнейшим элементом оперативно-розыскной деятельности, предполагающим выбор форм и методов адекватного реагирования на разные виды отклоняющегося допреступного поведения, важнейшим слагаемым оперативно-тактического мышления в механизме принятия решений по расстановке сил и средств в деле профилактики преступлений. Необходимыми атрибутами прогноза являются: использование широкого спектра статистических, социологических, логических, математических методов и экстраполяции тенденций. Прогностическая информация поступает в результате комплексного исследования закономерностей и тенденций изучаемых явлений, содержит ожидаемые варианты решений и оценку вероятности наступления последствий.

Еще в начале 80-х годов в специальной литературе была впервые сформулирована точка зрения, согласно которой в оперативно-розыскной деятельности наряду с эмпирическим уровнем предвидения все большее значение приобретает вероятностное прогнозирование. Речь шла о прогнозировании в ОРД как новой организационно-тактической категории.

Важно подчеркнуть, что предвидение в этом случае основывается на знании закономерностей развития преступного поведения криминально активных и иных лиц, особенностей благоприятно или неблагоприятно складывающихся (создаваемых) условий, в которых действуют оперативные работники, применится оперативно-розыскные средства и методы, а также на оценке тактических возможностей субъектов ОРД, участвующих в оперативно-розыскных мероприятиях.

Прогнозы стимулируют тактическую активность, наступательность выбор наиболее рациональных оперативно-розыскных действий, их комплексов и целесообразную последовательность, способствуют дезориентации лиц противодействующих оперативному работнику.

Аналитическая работа оперативных подразделений ОИН, как и любая другая деятельность, требует организационного и информационного обеспечения, что связано с решением ряда основных групп вопросов.

Первая группа включает в себя: определение на всех организационных уровнях управления оперативными подразделениями субъектов этой работы и их компетенции, порядка, сроков и видов анализа оперативной обстановки либо ее отдельных элементов, а также проблем оперативно-служебной деятельности; разработку аналитических документов различного характера и целевого назначения; уяснения сущности и роли руководителей в организации аналитической работы.

Вторая группа предполагает создание эффективно действующей системы поступления, хранения и использования информации, что, в частности, обуславливает необходимость четкого определения ее источников, их систематизации и совершенствования с учетом потребностей оперативно-служебной деятельности.

Третья группа связана с процедурой анализа, разработкой новых и использования апробированных типовых методик анализа информации, организации привлечения специалистов для исследования наиболее сложных и актуальных проблем агентурно-оперативной работы, предупреждения и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников и т.д.

Четвертая группа вопросов предусматривает организацию использования результатов аналитической работы в практической деятельности оперативных отделов колоний поселений.

В настоящее время в оперативных подразделениях УИС нет единого подхода касательно субъекта аналитической работы, основной причиной чему видится проблемы организационно-структурного обеспечения данной деятельности.

На основании вышеизложенного, у нас сложилось собственное видение на возможность решения указанной проблемы. Так, на уровне ГУИН, УИН ведущая роль в анализе деятельности по предупреждению преступлений, должна принадлежать вновь созданным подразделениям оперативно-розыскной информации, а также сотрудникам подразделения организации ОРД.

На уровне же ИК данная деятельность, по нашему мнению, должна проводиться наиболее опытными сотрудниками, специально выделенными исходя из их профессиональных возможностей, для ведения линий (направлений) борьбы с отдельными видами преступлений, например побегами, под непосредственным контролем и при личном участии руководителей оперативного отдела и ИК, что непосредственно указать в их функциональных обязанностях.

В зависимости от назначения и объема изучаемых вопросов аналитическая работа, как уже отмечалось, ведется: постоянно; в сроки, предусмотренные работы оперативного подразделения; согласно срокам отчетности вышестоящими звеньями УИН, ГУИН; по разовым заданиям руководителей этих учреждений в зависимости от состояния оперативной обстановки и в некоторых иных случаях. По результатам работы составляются различные аналитические документы.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты